Расчет уточненных размеров санитарно-защитной зоны. Расчет, установка и сокращение санитарно-защитной зоны предприятия Расчетная санитарно защитная зона предприятия

Предприятие «ГРАНИТ»

Для нахождения величины х (расстояния до участка местности в данном направлении, где концентрация загрязняющего вещества равна 1 ПДК с.с.), при условии 1 < x/x max ≤ 8 следует использовать формулу

x = 2,77 * x max (1,13 * C max / C * - 1) 1/2 ,

где C * = 1 ПДК с.с.

Определяем значения х для каждого из четырёх загрязняющих веществ:

    x (аммиак) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,104 / 0,04 - 1) 1/2 = 1107,956 м;

    x (диоксид углерода) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,140 / 3,0 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (зола) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,130 / 0,5 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (формальдегид) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,065 / 0,03 - 1) 1/2 = 3856,786 м

Рассчитываем соотношение Р/Р о для каждого из восьми румбов:




Размер санитарно-защитной зоны в зависимости от розы ветров определяется по формуле:

L = х * ,

где L – расстояние от источника выбросов до границы СЗЗ в рассчитываемом румбе розы ветров, м.

для аммиака

L ю (аммиак) = 1107,956 * 0,72 = 797,7 м

L ю-в (аммиак) = 1107,956 * 0,80 = 886,4 м

L в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с-в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с (аммиак) = 1107,956 * 2,96 = 3279,5 м

L с-з (аммиак) = 1107,956 * 1,28 = 1418,2 м

L з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

L ю-з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

для формальдегида

L ю (формальдегид) = 3856,786 * 0,72 = 2776,9 м

L ю-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,80 = 3085,4 м

L в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с (формальдегид) = 3856,786 * 2,96 = 11416,1 м

L с-з (формальдегид) = 3856,786 * 1,28 = 4936,7 м

L з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

L ю-з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

Вариант № 5. Предприятие «ГРАНИТ»

Характеристика

Загрязняющее вещество

диоксид углерода

формальдегид

ПДК с.с. , мг/м 3

С max , мг/м 3







по формальдегиду

Ю-З Ю-В

С-В Ю-В

Масштаб: 1см = 1км.

Вывод: Согласно полученным результатам делаем вывод, что для нашего предприятия «ГРАНИТ» санитарно-защитная зона необходима, так как концентрация выбросов формальдегида и аммиака превышает предельно допустимые нормы.

Вопрос № 4. В пробе воды сразу же после взятия количество кислорода составляло m 1 = 6,0 мг, а в плотно закрытой бутылке с той же пробкой, хранящейся в темноте 5 суток, количество кислорода составляло m 2 = 5,0 мг. Первоначальная проба загрязнённой воды, впоследствии разбавленной, имела объём V 1 = 10 мл. Рассчитать БПК. Определить, какие из перечисленных водных организмов могут обитать в этой воде: личинка веснянки, личинка мошки, личинка крыска.

Ответ. Количество израсходованного на окисление органических веществ кислорода в V 1 =10 мл загрязнённой воды составило

m 1 - m 2 = 6,0 – 5,0 = 1 мг.

Таким образом, на V 1 =10 мл загрязнённой воды было израсходовано 1 мг кислорода. На 1 литр (1000 мл) загрязнённой воды потребуется для окисления органических веществ 100 мг кислорода. Отсюда следует, что БПК равняется 100 мг×л -1 .

Вопрос № 5. Биогеоценотический уровень воздействия загрязнения биосферы.

Ответ.

БИОГЕОЦЕНОЗ (от био..., гео... и лат. coenosis, от греч. koenosis - общность, общение), участок земной поверхности с определённым составом живых организмов и косных компонентов (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.), объединённых обменом вещества и энергии в единый природный комплекс. Загрязнённые биогеоценозы становятся источниками загрязнения других, относительно чистых экосистем.

Производственная деятельность человека, как мощный фактор воздействия на биогеоценозы, способствующий нарушению в них равновесия, их изменению. Загрязнение биогеоценозов (воздуха, почвы, воды) промышленными и бытовыми отходами, его последствия (кислотные дожди, вызывающие гибель растений, особенно деревьев; накопление в почве и водоёмах солей тяжёлых металлов – результат работы автомобильного транспорта, поглощение этих веществ грибами, растениями, которые иногда приводят к отравлению людей, и др.).

Изменения в биогеоценозах под влиянием сельскохозяйственной деятельности. Например, перевыпас скота на пастбищах способствует резкому ухудшению их качества; исчезновение из травостоя видов съедобных высокорослых трав и заселению биогеоценоза низкорослыми, колючими и горькими растениями (чертополох, полынь).

Изменение экосистемы леса под влиянием деятельности человека. Заготовка древесины ценных пород деревьев без учёта годичного прироста – причина смены видового состава леса, замены ценных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы) на малоценные (берёзу, осину, ольху) и др. Изменение экосистемы леса при использовании его в рекреационных целях (для отдыха людей): уплотнение почвы – причина заболевания корневых систем, смены травянистой растительности; заселения леса устойчивыми к вытаптыванию травами, которые препятствуют появлению всходов древесной растительности. Всё это ведёт к изреживанию древостоя, изменению видового состава деревьев, трав, птиц, насекомых и др.

Вопрос №6. Каковы причины глобального процесса атмосферного загрязнения?

Ответ.

Причины загрязнения атмосферного воздуха:

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

  • основные этапы :

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Подробнее о разработке данного документа см.:

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

В соответствии с действующей Конституцией РФ, государство защищает право граждан на проживание в благополучных экологических условиях. Особенно высокие риски загрязнения окружающей среды и причинения вреда здоровью и жизни населения, несут крупные промышленные предприятия и некоторые виды хозяйственной деятельности.

С целью обеспечения безопасности людей и защиты экологии региона в процессе строительства, реконструкции и эксплуатации промышленных объектов, проектная документация должна содержать документы, устанавливающие размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это расстояние от источников загрязнения атмосферного воздуха, шума и вибрации, до места, в котором уровень химического загрязнения и физического воздействия объекта соответствует установленным гигиеническим нормативам и не несет угрозы жизни и здоровью людей. Законодательно расчет СЗЗ регламентирует СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В соответствии с этим документом определяется три типа санитарно-защитных зон, попадающих под следующую классификацию:

  • Ориентировочная санитарно-защитная зона. Ориентировочной называют СЗЗ, ширина которой определяется в соответствии с классом производства, установленным СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03. Значения ориентировочной СЗЗ в метрах устанавливаются для предприятий 5 классов опасности.
  • Расчетная санитарно-защитная зона . Расчетная СЗЗ определяется путем проведения расчета на основании показателей натуральных изменений. Расчет производится путем проведения замеров химических загрязнений атмосферного воздуха, определения уровня шума и вибрации на разных расстояниях от источника потенциальной опасности.
  • Окончательная санитарно-защитная зона. Окончательная СЗЗ определяется на основании натуральных замеров, проводящихся на протяжении минимум 1 года, в разные сезоны.

Когда необходимо рассчитывать санитарно-защитную зону?

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ установление санитарно-защитной зоны необходимо проводить для любых объектов, являющихся источником химического, физического или биологического воздействия на экологию и состояние здоровья человека. Способ определения размера санитарно-защитной зоны напрямую зависит от типа предприятия.

Не требуется установление СЗЗ для строительства и реконструкции дорог, автомагистралей, железнодорожных линий и узлов метро, открытых автостоянок, паркингов, сельскохозяйственных полей, воздушных линий электропередач. Это связано с отсутствием источника химического или физического воздействия на окружающую среду данных объектов.

  • Для предприятий V класса опасности , к которому относят производство спичек, котлов, хранилища овощей, карьеры по добыче калия и т.д. в соответствии с законом не требуется разработка проекта СЗЗ. Для таких предприятий санитарно-защитная зона устанавливается на уровне 50 метров в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03.
  • Для предприятий IV класса опасности разработка проекта СЗЗ должна проводиться, но определение размеров санитарно-защитной зоны также может осуществляться по табличным значениям СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03. В соответствие с этим документом к предприятиям IV класса опасности относят типографии, работающие с применением свинца, производство мыла, изготовление и сборка мебели с лакированием и окрашиванием и т.д. Для этих предприятий ориентировочная СЗЗ устанавливается на уровне 100 метров от источника загрязнений.
  • Для предприятий I-III класса опасности , к которым относят заводы химической промышленности, предприятия автомобилестроения, производства древесного угля, фермы крупного рогатого скота, лесохимические комплексы, закон требует обязательно разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и рассчитывать СЗЗ индивидуально. При этом в СанПиН для этих предприятий также устанавливаются ориентировочные показатели СЗЗ (от 300 до 1000 метров), однако использовать их для согласования и проведения экологической экспертизы нельзя.

В соответствии с законодательством разработка проекта СЗЗ требуется даже для предприятий IV-V класса опасности, если в надзорные органы поступают жалобы от населения на появление специфического запаха, дыма, шума и вибрации.

Зачем нужен расчет санитарно-защитной зоны?

Точный расчет санитарно-защитной зоны предприятия очень важен с точки зрения экологии и защиты жизни здоровья населения. Эта мера природоохранного законодательства преследует следующие цели:

  • Исключение опасности для населения. Установленные санитарно-защитные зоны предприятий, на территории которых наблюдается превышение допустимых показателей загрязнения окружающей среды, шума и вибрации, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ. наносятся на генплан города. В этой зоне не допускается жилищное строительство и размещение мест общественного пользования. Это направлено на защиту населения от негативного химического и физического воздействия промышленных предприятий.
  • Сохранение экологического благополучия. Проведение необходимых замеров и экспертиз позволяет природоохранным органам сделать вывод относительно допустимости строительства и эксплуатации объекта хозяйственной деятельности с точки зрения экологической безопасности региона.
  • Разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды. В процессе расчета СЗЗ и оформления соответствующего проекта, закон требует от руководства предприятия разработки комплекса эффективных мероприятий по охране окружающей среды и контролирует их реализацию.

Этапы расчета санитарно-защитной зоны

Расчет санитарно-защитной зоны должен проводиться в рамках оформления проектной документации на строительство и реконструкцию предприятий, способных оказывать химическое, физическое и биологическое воздействие на окружающую среду. Если объект уже введен в эксплуатацию, проект СЗЗ оформляется отдельным документом.

Процедура оформления проекта СЗЗ предусматривает такие этапы расчета санитарно-защитной зоны:

  1. Этап №1 – Выявление источников загрязнения, шума и вибрации. Расчет санитарно-защитной зоны производится от источника потенциальной угрозы экологии и здоровью населения. Именно поэтому начинают процедуру с определения источника загрязнения — промышленной площадки, цеха и т.д. Источник обязательно графически отмечают на плане предприятия.
  2. Этап №2 – Получение данных о фоновых концентрациях загрязнений. Эти данные берутся из официальных источников природоохранных служб и необходимы в качестве ориентира для проведения замеров и исследований.
  3. Этап №3 – Определение ориентировочной СЗЗ. Площадь ориентировочной санитарно-защитной зоны по химическим загрязнениям и акустическим факторам определяется по показателям, установленным в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в зависимости от класса опасности предприятия. Если предприятие не подпадает под установленные классы опасности, ориентировочную СЗЗ определяют при помощи специального программного обеспечения.
  4. Этап №4 – Замеры уровня химических загрязнений и акустических воздействий. На этом этапе привлекаются аккредитованные государством службы и специалисты для проведения замеров уровня загрязнения окружающей среды по веществам, характерным для конкретного предприятия, канцерогенам и веществам I-II класса опасности. Также проводятся замеры акустических воздействий, уровня шума и вибрации.
  5. Этап №5 – Расчет размеров санитарно-защитной зоны. На основании данных, полученных в результате замеров и исследований, проводят расчет площади СЗЗ. Сегодня для этого применяются специальные программы, что повышает точность результатов.
  6. Этап №6 — Оформление графических материалов. Интегральные границы СЗЗ, определяемые по документации и методом расчетов, наносятся на графический план предприятия, с учетом перспективы развития прилегающей территории.
  7. Этап №7 – Разработка мероприятий по охране окружающей среды. На основании данных по загрязнению окружающей среды, должен быть разработан специальный раздел проекта посвященный списку необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий. Меры определяются особенностями работы предприятия и экологической обстановкой в регионе.
  8. Этап №8 — Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора. Составленный в соответствии с этими этапами проект СЗЗ, вместе со всеми документальными актами и подтверждениями поедается в территориальное Управление Роспотребнадзора для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы документации. На основании проведения этой экспертизы выдается заключение относительно безопасности эксплуатации предприятия с данной СЗЗ для окружающей среды и населения.
  9. Этап №9 – Проведение натуральных наблюдений. Окончательная санитарно-защитная зона устанавливается после проведения натуральных измерений на протяжении минимум одного года. При этом разные сезоны, специалисты проводят замеры атмосферного воздуха, уровня шума, вибрации и электромагнитных излучений. На основании натуральных наблюдений а проект СЗЗ могут быть внесены изменения.

Как мы работаем?

Компания «Экобезопасность» предлагает своим клиентам проведение всех этапов расчета и согласования проекта санитарно-защитной зоны предприятия любого класса опасности. Наши сотрудники в процессе разработки и оформления проекта СЗЗ проведут следующие мероприятия.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности предприятия и определение источников опасности для окружающей среды Наши сотрудники приступают к работе с изучения сферы деятельности предприятия и инвентаризации всех документов. Также мы определим конкретные источники загрязнений, шума и вибрации, что необходимо для точного расчета площади СЗЗ.
Составление описаний и характеристик технологического процесса Максимально точное описание технологического процесса, с указанием данных по мощности работы оборудования, составления характеристики шума и интенсивности химических выбросов в окружающую среду, необходимо для предоставления в территориальное Управление Роспотребнадзора.
Проведение исследований уровней загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов воздействия Мы организуем проведение замеров и исследований атмосферного воздуха, шума, вибрации и других значимых показателей с привлечением компетентных, аккредитованных государством органов и специалистов.
Проведение расчетов санитарно защитной зоны и обоснование ее достаточности Наши специалисты проведут все расчеты площади санитарно-защитной зоны при помощи специальных программ. При этом нами используются только достоверные и подтвержденные данные экспертиз и исследований, что позволяет получить максимально точные размеры санитарно-защитной зоны предприятия.
Оформление графических материалов Нами будут составлены грамотные графические материалы — ситуационный план в масштабе 1:2000 и генеральный план объекта с указанием источников химических выбросов, шума и вибрации. Также наши специалисты создадут схемы с указанием точек проведения натуральных наблюдений.
Разработка комплекса природоохранных мероприятий Специалистами компании «Экобезопасность» будет разработан эффективный перечень мер по снижению негативного влияния предприятия на окружающую среду, а также по озеленению и благоустройству санитарно-защитной зоны. При этом мы проведем все необходимые расчеты, относительно материальных затрат заказчика на реализацию этих мер.
Оформление проекта СЗЗ На этом этапе сотрудники нашей компании грамотно и в соответствии с законодательством оформят проект СЗЗ предприятия, что является гарантией положительного результата санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора Наши сотрудники возьмут на себя все хлопоты относительно подачи заявления, разработанного проекта и необходимой документации в территориальные органы Роспотребнадзора.

Стоимость процедуры

Стоимость разработки проекта СЗЗ и расчета санитарно-защитной зоны предприятия в нашей компании стартует от 50 тысяч рублей. В эту сумму входят такие преимущества сотрудничества с профессионалами «Экобезопасность»:

  • профессиональный подход к работе с предприятиями любого класса опасности;
  • кратчайшие сроки разработки проекта СЗЗ;
  • сбор и оформление всех необходимых документальных свидетельств;
  • точный расчет размеров санитарно-защитной зоны при помощи современных программ;
  • выполнение всех требований государственных органов для получения положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • доступные цены на профессиональные услуги.

Сроки

Все необходимые измерения, расчеты и оформление проектной документации нашими сотрудниками будут выполнены в срок от двух недель.

Необходимые документы для процедуры

Для получения положительного вывода санитарно-эпидемиологической экспертизы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо предоставить следующие документы и материалы:

  • ситуационный план в масштабе 1:2000;
  • характеристика территории, анализ ее функционального использования, структура предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов;
  • генеральный план объекта с указанием объектов, которые считаются источниками выбросов загрязняющих веществ и физического воздействия;
  • подробное описание технологического процесса и работы промышленного оборудования;
  • обоснование класса по санитарной классификации предприятия;
  • данные по наличию и расположению источников выбросов загрязняющих химических веществ, шума и вибрации;
  • результаты всех проведенных натуральных наблюдений;
  • оценка уровня физических и химических воздействий на окружающую среду, полученная от аккредитованной организации;
  • определение единой санитарно-защитной зоны и обоснование ее достаточности на основании замеров и расчетов;
  • отчет об инженерно-экологических изысканиях на площадке;
  • разработанный и утвержденный руководителем комплекс мероприятий по снижению негативного влияния деятельности предприятия на окружающую среду;
  • документы, подтверждающие инженерное обеспечение территории – водоснабжение, подведение канализации, теплоснабжение, подключение электричества;
  • справка из территориальных природоохранных органов о показателях фоновых концентраций и климатических условиях;
  • схема размещения точек контроля и проведения натуральных наблюдений.

Особенности процедуры

Грамотное составление проекта СЗЗ необходимо для получения положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Экспертная комиссия при этом исследует не только текущее положение дел на предприятии, но и перспективу развития объекта, и вероятное увеличение мощностей. Это необходимо для внесения соответствующих изменений в городской план застройки. Именно в связи с этим, для получения положительного решения экспертной комиссии желательно уделить внимание ближайшим перспективам расширения и усовершенствования промышленного предприятия.

Штрафы и ответственность

Административная ответственность за отсутствие проекта СЗЗ предусматривается статьей 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий» Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с этим документом устанавливаются следующие меры наказания нарушителя:

  • для должностных лиц – штраф от 500 до 1000 рублей;
  • для юридических лиц - штраф от 20 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Профессионалы компании «Экобезопасность» добросовестно и ответственно выполнят все этапы процедуры расчета санитарно-защитной зоны и оформления проектной документации на строительство и эксплуатацию предприятия любого класса опасности.

Цель: Ознакомление с методикой расчета расстояния до границы санитарно-защитной зоны производственного объекта.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – полоса отделяющая промышленное предприятия от селитебной (жилой) зоны. Это обустроенная территория, необходимая для защиты жилой застройки от воздействия загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием. На границе СЗЗ должны соблюдаться нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК).

Все производственные объекты должны иметь санитарно-защитную зону,размер которой устанавливается “Санитарными нормами проектирования производственных объектов” (СН 1.01.001-94) в соответствии с класификацией в зависимости от мощности предприятия. Размеры СЗЗ составляют минимально 50 м для предприятий с санитарным классом V и максимально 1000 м для предприятий класса 1. Граница санитарной зоны отсчитывается от крайних точечных или неорганизованных источников выделения вредных веществ на предприятии (а не от ограды предприятия или от наиболее мощных источников).

Размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от ряда факторой в том числе и занчения максимальной приземной концентрации, полученной при расчете рассеивания вредного вещества выбрасываемого предприятием. В том случае СЗЗ там, где приземная концентрация с учетом фоновой снижается до значения предельно допустимой. Дымовой факел от источника выброса (трубы высотой Н) распространяется в направлении ветра имеющего скорость U. На каком-то расстоянии Х от основания трубы факел касается земли, и концентрация вредного вещества в приземном слое атмосферы начинает возрастать над значением фоновой. График концентрации вредного вещества в приземном слое показан на рисунке 1.1Б. На каком-то расстоянии от основания трубы приземная концентрация вредного вещества достигает максимального значения и далее начинает уменьшаться. На расстоянии от основания трубы максимальная концентрация вредного вещества с учетом фоновой снижается до ПДК, что может рассматриваться как граница СЗЗ.

В санитарно-защитной зоне допускается размещать:

а) предприятия, их отдельные здания или сооружения производственными выбросами меньшего классавредности чем производство для которого установлена СЗЗ при условии характера вредности;

б) пожарное дело, бани, прачечные склады (кроме общественных и специализированных, продовольственных) здания управлений, конструкторских бюро, учебных занятий магазинов, предприятий общественного питания, поликлиники научно-исследовательские лаборатории, связанные с обслуживанием данного и прилегающих предприятий;

в) помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, стоянки для общественного и индивидуального транспорта, коммуникации, ЛЭП, электростанции, нефте- и газопроводы водоохлаждающие сооружения, водопроводные и канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения подземные резервуары, питомники, растений для озеленения предприятий и санитарно-защитной зоны.

На территории санитарно-защитной зоны не допускается размещать:

а) предприятия, производственные здания и сооружения в тех случаях, когда производственные вредности, выделяемые одним из предприятий, могут оказывать вредное воздействие на здоровье трудящихся или привести к порче материалов, оборудования и готовой продукции другого предприятия, а также когда это приводит к увеличению концентрации вредности в зоне жилой застройки выше допустимой.

б) спортивные сооружения, парки, детские учреждения, учебные заведения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Порядок выполнения расчета.

Расчет производится согласно ОНД-86 “Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий”.

2.3.1.Определяются коэффициенты: с учетом фоновой концентрации по формулам.

Если ПДК, то делается вывод об установлении границы СЗЗ на расстоянии 50 м и далее расчет не выполняется.

Если ПДК, то выполняется следующий расчет.

2.3..2 Определяется безразмерный коэффициент d в зависимости от до одной из формул:

d=2,48(1+0,28 ) при

d=4,95 (1-0,28 ) при

d=7 (1-0,28 ) при

2.3.3. Рассчитывается расстояние на котором приземная концентрация достигает максимального значения:

где d – безразмерный коэффициент,

Н – высота источника выброса, м;

F – безразмерный коэффициент (для газов F=1)

Рассчитывается приземная концентрация на различных расстояниях от источника выброса:

где – безразмерный коэффициент, который определяется в зависимости от отношения / по следующим формулам:

При 1<( / )

при и / >8

при F>1,5 и / >8

Для источников высотой ниже 10 м при значениях / величина изменяется на величину , определяемую по формуле:

0,125 при

Исходные данные

Рассчитать границы санитарно-защитной зоны для одиночного точечного источника выброса – трубы котельной. Условия для расчета определены таблицей Принять коэффициент стратификации атмосферы А=200, коэффициент рельефа , температуру газа для всех источников 90ºС.

Таблица Варианты заданий.

В-т Харак-ка источника выброса (труба) Характеристика ВВ
Н,м/с D, м ω 0 , м/с Наименование ВВ и его концентрация мг/м 3 ПДК, мг/м 3 Класс опасности
0,3 0,15 0,4 0,5 оксид углерода 24,5 марганец 7,8
0,1 0,3 0,3 1,1 бензол 37,5 ацетон 50 1,5
0,3 0,2 1,1 0,6 ацетон 50 бензин 10
0,2 0,3 0,9 1,6 фенол 5,0 пыль древесная 39 0,01
0,5 0,4 1,2 0,9 пыль 10 хлор 0,01 0,2
0,5 0,6 1,0 1,1 серн ангидрид 1,2 пыль 16 0,05
1,0 0,8 1,6 1,5 аммияк 0,1 фтор 0,035 0,2 0,01
0,6 0,7 0,8 1,0 угольн пыль 10 сернист ангидрид 0,7 0,06
1,0 0,8 1,0 0,8 фтор 0,04 бензапирен 1,7 0,01 0,003
0,8 0,5 0,9 0,6 фтороводород 3,0 соляная кислота 0,2 0,005 0,006
0,9 0,6 0,4 0,7 фенол 0,05 сероводород 0,08 0,01 0,005
1,2 0,7 0,9 1,3 бензол 5,0 фтороводород 5 0,003 0,005
0,9 1,1 1,8 1,8 хлор 0,01 оксид азота 0,11 0,03 0,04
0,7 0,5 2,1 0,6 фтор 0,04 углеводороды 1,5 0,61 1,5

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение санитарно-защитной зоны.

2. Для чего необходимы санитарно-защитные зоны?

3. Чем регламентируется размер санитарно-защитных зон для производственных объектов?

4. От чего зависит размер СЗЗ?

5. От какой точки отсчитывается граница СЗЗ?

6. В зависимости от какого фактора размеры санитарно-защитной зоны могут быть увеличены или уменьшены?

7. Какие объекты допускается размещать в пределах СЗЗ?

8. Какие объекты не допускается размещать в пределах СЗЗ?

Практическая работа№3

в зависимости от массы и видового состава вредных выбросов.

Цель: научиться определять категории опасности предприятиянепользуя данные о выбросов загрязняющих веществ.

Теоретические сведения.

Для включения предприятий в систему государственного учета выбросов вредных веществ при инспекционной проверке предприятия необходимо четкое деление их на категории опасности в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. Считается, что предприятие оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух, если на нем хотя бы один источник попадает в категорию опасных.

Предприятие считается на оказывающим вредного воздействие на атмосферный воздух, если на нем ни один источник не попадает в категорию опасных. Опастность источника определяется по формуле:

где М – максимальная величина выброса вредного вещества в атмосферу, г/с;

ПДК – предельно допустимая концентрация, мг/м³;

Ф – величина, характеризующая условный расход воздуха, необходимый для разбавления вредного вещества, поступающего в атмосферу, до ПДК м³/с.

Если высота трубы Н м, то Ф=0,1; если H>10 м, то Ф .

где - средняя высота источника выброса, м.

На оснавании формулы (3.1) предприятия относят к той или иной категории опасности при проведении экспертизы проектов на строительстве или реконструкции предприятий.

Контролю подлежит предприятия, для которых выполняется неравенство:

при >10 м

где М – суммарная величина выброса вредного вещества от всех источников предприятия, г/с;

ПДК – максимальная разовая предельно допустимая концентрация, мг/м³;

Средняя по предприятию высота источника выброса, м.

Для расчета средней высоты источников выброса предприятия необходимо воспользоваться формулой:

где М – суммарная мощность выброса предприятий от всех источников в интервале высот 0-10, 11-20, 21-30 и т.д., г/с.

Все источники предприятия, подлежащие контролю, делят на две категории.

Ко второй – более мелкие источники, которые могут контролироваться эпизодически. К этой же категории относятся источники предприятия, не удовлетворяющие критерию (3.2), но для которых установлены нормативы ПДВ по фактическим выделениям вредных веществ при обеспечении проектных показателей работы пылегазоочистных установок.

Разделение источников на первую и вторую категории осуществляется с использованием величины максимальной приземной концентрации вредного вещества при неблагоприятных метеорологических условиях , мг/м³.

где - масса выброса i-го загрязняющего вещества, т/год;

Среднесуточная предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества, мг/м³.

n – количество загрязняющих веществ выбрасываемых предприятием.

m – безразмерная величина позволяющая соотнести степень вредности это вещества с вредностью сернистого газа, определяемых в таблице

Таблица. Значение а для веществ различных классов опасности.

Значение КОП расчитывают при условии, когда при КОП не рассчитывают и приравнивают к нулю.

По величине КОП предприятие делят на четыре категории опасности. Граничные условия для деления предприятий на категории опасности приведены в таблице

Категория опасности предприятия Значение КОП
КОП

К предприятиям первой категории опасности (КОП ) относятся предприятия имеющие значительный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу или значительные валовые выбросы веществ первого класса опасности. В крупных промышленных городах их 5-10, в малых – 1-2. Несмотря на свою малоочисленность суммарный выброс загрязняющих веществ предприятиями первой категории составляют более половины общих городских выбросов.

Предприятиями первой категории создают вокруг себя значительные зоны загрязнения несколькими загрязняющими веществами, где наблюдаются концентрации, в несколько раз превышающие ПДК по нескольким загрязняющим веществам или в десятки раз одним-двумя загрязняющими веществами.

Ко второй категории опасности относятся предприятия со значениями . Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 30-36% общих городских выбросов.

Третья категория () является одной их самых многочисленных однако на долю этих предприятий приходится всего лишь 10-15% общих городских выбросов.

Четвертая категория опасности () объединяет самые мелкие предприятия с небольшими выбросами вредных веществ. В целом по городу на эти предприятия четвертой категории опасности, как правило, не превышают нормативы предельно допустимых выбросов, а если и превышают, то на столь незначительную величину, которой смело можно пренебречь. Для таких предприятий можно устанавливать нормативы ПДВ на уровне фактических выбросов.

В таблице представлены виды работ, обязательные для выполнения, периодичность отчета и контроля в зависимости от категории опасности предприятия.

Таблица Периодичность ответности и контроля промышленных предприятий в зависимости от их категории опасности.

Порядок выполнения расчета.

Определяем объем отходящей газовоздушной смеси из источников выброса (труб) по формуле:

Варианты заданий.

Вариант Характеристика источника выброса (труба) Характеристика вредного вещества Кол-во смен
Н, м/с D,м , м/с Наим-е вредного в-ва и его концентрация, мг/м³ ПДК мг/м³ Класс Опас- ности
0,3 0,15 0,4 0,5 Оксид углер. 24,5 Марганец 7,8
0,1 0,3 0,3 1,1 Бензол 37,5 Ацетон 50 1,5
0,3 0,2 1,1 0,6 Ацетон 50 Бензин 10
0,2 0,3 0,9 1,6 Фенол 5,0 Пыль древесн. 39 0,01
0,5 0,4 1,2 0,9 Пыль 10 Хлор 0,01 0,2
0,5 0,6 1,0 1,1 Серн. Ангидрид 1,2 Пыль 16 0,05
1,0 0,8 1,6 1,5 Аммиак 0,1 Фтор 0,035 0,2 0,01
0,6 0,7 0,8 1,0 Угольная пыль 10 Серн. Ангидрид 0,7 0,06
1,0 0,8 1,0 0,8 Фтор 0,04 Бенз(а)пирен1,7 0,01 0,003
0,8 0,5 0,9 0,6 Фтороводород 3,0 Соляная кислота 0,2 0,005 0,006
0,9 0,6 0,4 0,7 Фенол 0,05 Сероводород 0,08 0,01 0,005
1,2 0,7 0,9 1,3 Бензол 5,0 Фтороводород 5 0,003 0,005
0,9 1,1 1,8 1,8 Хлор 0,01 Оксид азота 0,11 0,03 0,04
0,7 0,5 2,1 0,6 Фтор 0,04 Углеводороды 1,5 0,61 1,5
0,5 0,6 1,0 1,1 Марганец 5 Сварочн. аэразоль 3 0,001 0,15
0,9 1,5 2,5 Углерода оксид 23 Диоксид азота 10 0,04
1,0 0,8 1,0 0,8 Диоксид серы 2 Пыль неорганич. 5 0,05 0,1
0,3 0,25 2,6 1,8 Пыль древесная 8 Взвешен. вещ-ва 10 0,1 0,15
0,7 0,85 3,5 2,8 Пыль абразивн. 9 Железа оксид 15 0,04 0,04
1,2 0,7 0,9 1,3 Бензол 37,5 Ацетон 50 1,5
0,1 0,3 0,3 1,1 Марганец 8 Диоксид азота 10 0,001 0,04
0,9 1,1 1,8 1,8 Диоксид азота 15 Диоксид серы 8 0,05 0,04
0,5 0,15 0,6 0,5 Углеводороды 1,5 Пыль цемента 12,3 1,5 0,01
0,5 0,8 0,75 Бензол 10 Фенол 1 0,003 0,01
0,9 0,8 Взвешен. в-ва 20 Пыль неорганич. 15 0,15 0,1

3.6 Контрольные вопросы.

1. Охарактеризовать предприятия, относящиеся к первой категории опасности (второй, третьей, четвертой).

3. По какому критерию определяют необходимость контроля предприятия?

4. Как определяется средняя по предприятию высота источников выброса?

6. Какие предприятия считаются не оказывающими вредного воздйствия на атмосферный воздух?

8. Для чего необходимо деление предприятий на категории опасности?

Практическая работа № 4

Те, кто сталкивался с установлением границы санитарно-защитной зоны для своего предприятия наверняка путался в понятиях ориентировочная, расчетная и установленная СЗЗ.

Проясним ситуацию.

Ориентировочная санитарно-защитная зона

В СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 помимо прочей информации, относящейся к санитарно-защитным зонам, приводится «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них». В классификации указаны границы в метрах от источника воздействия, участка или промплощадки до ее внешнего рубежа, за которым вред от деятельности предприятия не будет нанесен ни окружающей среде, ни населению. Это и есть ориентировочная санитарно-защитная зона, точнее, ее границы.

Приведем пример классов, типов производств и размера СЗЗ.

I класс – (производство сероуглерода, производство глинозема, горнообогатительные комбинаты, лесохимические комплексы, свиноводческие комплексы и т.д) - СЗЗ=1000 м ;
II класс - (производство соляной кислоты, производство автомобилей, объекты по добыче гипса, производство древесного угля, фермы крупного рогатого скота от 1200 до 2000 коров и до 6000 ското-мест для молодняка и т.д) - СЗЗ=500 м;
III класс - (производство никотина, судоремонтные предприятия, промышленные объекты по добыче торфа фрезерным способом, деревообрабатывающее производство, фермы овцеводческие на 5 - 30 тыс. голов и т.д) - СЗЗ=300 м;
IV класс – (производство мыла, типографии с применением свинца, сборка мебели с лакировкой и окраской, тепличные и парниковые хозяйства и т.д) - СЗЗ=100 м;
V класс
- (производство спичек, производство котлов, промышленные объекты (карьеры) по добыче карбоната калия открытой разработкой, сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски, хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна и т.д) - СЗЗ=50 м.

Если вы не нашли типа своего предприятия в классификации промышленных объектов и производств (раздел VII СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), это означает, что для вашего вида деятельности не установлен ориентировочный размер. В этом случае вам необходимо разработать проект расчётной СЗЗ.

Если вы нашли свое предприятие в документе, и оно относится к I-III классу опасности, проект расчетной СЗЗ все равно необходим. Для предприятий V класса опасности проект разрабатывать не требуется. Однако разработка СЗЗ желательна для предприятий всех типов производства, если от жителей ближайших домов поступают жалобы на шум/дым/запах.

Расчетная санитарно-защитная зона

Итак, вам необходимо произвести расчет санитарно-защитной зоны. Для этого инженер-эколог выполняет проект, который полностью называется «Проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны»
(сокращенно - проект СЗЗ).

В ходе подготовки проекта рассчитывается граница СЗЗ в метрах. В нем обосновываются размеры санитарно-защитной зоны для предприятия по результатам расчетов загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на окружающую среду.

Расчёты выбросов загрязняющих веществ осуществляется с использованием действующих методических пособий и специализированных программных средств. Расчеты рассеивания производятся с использованием программы «УПРЗА Эколог» фирмы «Интеграл».

Расчеты шума производятся в соответствии с действующими нормативными документами, а также с использованием специализированных программ.

Окончательная санитарно-защитная зона

Окончательная санитарно-защитная зона – это установленная СЗЗ на основании полученных результатов от натурных измерений и наблюдений для полного подтверждения расчетных параметров.

После того как инженер-эколог подготовил проект обоснования размера расчетной СЗЗ, документ направляют в ФБУЗ для получения экспертного заключения и далее в Роспотребнадзор. На основании экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ» и проекта Роспотребнадзор выдаёт санитарно-эпидемиологическое заключение.

В заключении говорится, что проект обоснования расчётной СЗЗ соответствует эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПин 1.6.1032-01, ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07, СН 2.2.4/2.1.8.526-96.

Это говорит о том, что инженер-эколог, как специалист, верно рассчитал размер СЗЗ и границу, на ней и за пределами которой нет превышения предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Однако расчеты инженера необходимо проверить опытным путем. Для этого привлекается аккредитованная лаборатория, которая используя проект, а конкретно таблицу «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия», производит замеры в течение целого года.

Спустя год после передачи данных таблицы мониторинга аккредитованной лаборатории и после получения всех протоколов замеров, предприятию необходимо подготовить отчёт о подтверждении достаточности размеров СЗЗ.

В отчете на основании проекта расчетной СЗЗ и протоколов замеров доказывается, что размер санитарно-защитной зоны определен верно. То есть, на границе СЗЗ предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и уровни шума не превышают установленные нормативы. Значит, за пределами СЗЗ деятельность предприятия не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.

После подготовки отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ отчет снова отправляется в Роспотребнадзор.

Спустя 30 рабочих дней Роспотребнадзор направляет ответное письмо на имя предприятия-заказчика об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны для предприятия N.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу “Проект санитарно-защитной зоны” можно обратившись по почте


Top