Различие научного и философского знания. Как Р. Декарт определяет начало всякого познания

Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом - сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.

В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – физика, химия, биология, социология и т.д. – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. Например, физика изучает неорганический мир, биология – мир живых организмов, социология – общество. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.

Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.

Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.

Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.

2. Основные направления философии: онтология, гносеология, аксиология, логика

В составе философского знания выделяют множество направлений и частей. Наиболее крупными делениями любой философской системы являются такие ее разделы, как онтология, гносеология, аксиология, логика

1) ОНТОЛОГИЯ (от греч. «онтос» - сущее, то что есть на самом деле, и «логос» - учение, т.е. буквально «онтология» - учение о сущем) – раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Это своего рода философская физика. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего.

2) ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. «гнозис» - знание, и «логос» - учение, т.е. «гносеология» - «учение о знании») – философская теория познания. Высшее понятие гносеологии – понятие «истина» - высшее состояние знания.

3) АКСИОЛОГИЯ (от греч. «аксис» - ось, основание, и «логос» - учение, т.е. учение об основаниях) – философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» - основание и эталон сознания. Внутри аксиологии выделяется множество более частных направлений, исследующих отдельные ценности или ценностно-зависимую реальность. Это, например:

Философская этика – учение о добре и зле,

Философская эстетика – учение о красоте,

Философская антропология – учение о человеке, и т.д.

4) ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА – раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип.

3. Основные философские проблемы

Рассмотрим примеры философских проблем по разделам философии.

1) Онтологические проблемы.

Проблема бытия – существует ли нечто?, что значит «существовать»?, почему вообще что-то существует?, что существует на самом деле, а что только кажется существующим?, каковы критерии подлинного существования?

Проблема видов бытия – каковы формы и степени бытия?, как определить более полное бытие?, что такое материя, жизнь, сознание?

Проблема причинности – всякое ли событие обладает причиной?, вытекает ли следствие из причины с необходимостью?, возможны ли случайные события?

С решением в ту или иную сторону онтологических проблем связан ряд направлений онтологии. Например:

МАТЕРИАЛИЗМ – направление онтологии, утверждающее, что существует только материя, и сознание – форма материи (такая позиция материализма выражается в формуле «материя первична, сознание - вторично»)

ИДЕАЛИЗМ утверждает, что наоборот, реально существует только сознание, а материя – одна из форм сознания (идеализм принимает формулу «сознание первично, материя вторична»).

Проблема первичности (важности) материи или сознания называется некоторыми философами основным вопросом философии.

ДЕТЕРМИНИЗМ утверждает, что всякое событие в мире имеет свою причину, из которой оно вытекает с необходимостью. Следовательно, нет в мире ничего случайного.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ, наоборот, допускает существование случайных событий, т.е. событий, у которых нет собственной причины.

РЕДУКЦИОНИЗМ – направление, предполагающее, что всякое начало можно представить первоэлемент или как результат отношения между некоторыми первоэлементами (если такие первоэлементы – атомы, то возникает такая версия редукционизма, как атомизм).

ХОЛИЗМ – противоположное редукционизму направление, утверждающее существование уровней бытия, когда элементы более высокого уровня не могут быть полностью разложены в систему отношений элементов нижнего уровня.

2) Гносеологические проблемы .

Проблемы истины - существует ли истина?, т.е. возможно ли познание мира?, каковы критерии истинного знания?, как отличить истину от лжи?, есть ли наилучший метод познания истины?

Здесь можно указать на следующие направления гносеологии, так или иначе разрешающие отмеченные проблемы.

АГНОСТИЦИЗМ – направление, отрицающее познаваемость мира человеческим разумом.

СКЕПТИЦИЗМ – направление, отказывающееся утвердительно или отрицательно разрешать вопрос о существовании истины. Скептицизм пытается найти аргументы, ставящие под сомнение любое определенное разрешение проблемы познаваемости мира.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – направление, утверждающее возможность познания мира человеком.

ЭМПИРИЗМ утверждает, что основным источником познания истины является опыт, т.е. та часть сознания человека, которая есть результат познания на основе внешних органов чувств (зрения, слуха и т.д.)

РАЦИОНАЛИЗМ – направление гносеологии, полагающее в качестве основного источника истинного познания интеллект, логику и мышление.

3) Проблемы аксиологии .

К аксиологическим проблемам принадлежат проблемы понимания того, что есть ценность и ценностное бытие?, каковы виды ценностей?, существуют ли ценности объективно или субъективно (только в сознании того или иного существа)?, есть ли более важные и менее важные ценности?, как организована система ценностей?

В этике, эстетике те же вопросы конкретизируются в отношении к ценностям добра и красоты соответственно. В антропологии исследуется проблема человека, его природы и происхождения, смысла его существования и т.д.

В аксиологии существует также большое разнообразие более частных направлений, предоставляющих те или иные варианты ответов на поставленные вопросы.

ЦЕННОСТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ утверждает относительность всех ценностей, отрицая наличие среди них более или менее важных.

Наоборот, ЦЕННОСТНЫЙ ДОГМАТИЗМ склонен утверждать некоторые ценности как абсолютные и незыблемые, стоящие над всеми остальными видами ценностей.

Есть целый ряд направлений аксиологии, предоставляющий свой вариант ответа для решения вопроса о смысле человеческой жизни.

ГЕДОНИЗМ считает, что высшая ценность человеческой жизни – чувственные удовольствия.

ЭВДЕМОНИЗМ несколько сложнее гедонизма, полагая высшей ценностью счастье человека. В понимание счастья входит уже не только чувственное наслаждение, но и социально-душевное благополучие личности.

ПРАГМАТИЗМ полагает смыслом человеческой жизни пользу и выгоду.

ЭГОИЗМ высшей ценностью утверждает собственное благополучие человека, в отношении к которому все остальные люди выступают как только средства.

АЛЬТРУИЗМ, наоборот, благом человека считает заботу о других людях, жертвенное служение им.

4) Проблемы философской логики .

Таковыми проблемами можно рассматривать проблемы того, существуют ли высшие универсальные законы бытия и сознания?, возможно ли их выражение в форме некоторых символов и структур?, возможно ли создание универсального языка, выражающего первопринципы?, сможет ли этот язык охватить частные знания как свои частные случаи?

В истории философской логики издавна существуют два основных направления.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – логика, основанная на ограничении универсального знания только рамками абстрактно-общего, т.е. такого общего, которое противоположно частному. В основе формальной логики лежат принципы тождества и непротиворечивости истинного знания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – проект философской логики, который ставит перед собой задачу создания универсального знания на принципах конкретно-общего, т.е. такого общего-единого, которое вбирает в себя частное и единичное. Предполагается, что в основе диалектической логики (диалектики) должны лежать некоторые принципы, выходящие за границы принципов формального тождества и непротиворечия.


Выявление сущности философии как части духовной культуры общества необходимо начать с этимологии слова. Как известно, слово “философия” происходит от 2 греческих слов “фило” - любовь, “софия” - мудрость, таким образом, оно означает “любомудрие”, “любовь к мудрости”.

Задание слушателям: Что такое философия? Наука ли философия?

На эту проблему существует две точки зрения:

1. Философия - это наука. К. Маркс: “Философия - наука о наиболее общих законах развития мира, т.е. природы, общества и человека”. И эта философия действительно представляла себя как науку, она претендовала на окончательное и строгое научное объяснение всего, что мире существует и происходит.

Этой позиции придерживаются и некоторые современные философы; с их точки зрения философия - это система доказательств, она занимается познанием мира.

2. Философия - не наука, так как предметом философии не может быть мир, философия - способ самопознания человека; не мир, а отношение к нему - предмет философии, и, следовательно, это не наука.

Этот спор существовал со времен античности.

1-ю точку зрения развивала милетская школа, Демокрит, Платон, Аристотель, затем Бэкон, Дидро, Гельвеций, Гегель, Маркс и др.

2-ю точку зрения развивала сократовская школа: Сократ, стоики, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, экзистенциалисты, Бердяев (см. “Философия творчества”)

Кто же прав? Правы и те, и другие.

Чем отличается философия от науки?

1.Философия - самопознание, рефлексия (а рефлексия - это и есть самопознание; сознание, направленное на самого себя). А так как мир человека- это и есть мир культуры, то философию можно определить как рефлексию культуры на самую себя или как облеченную в теоретическую форму рефлексию культуры. (К. Маркс: “Философия - живая душа культуры”.)

2. Философия может опираться на данные науки, обобщать и в той или иной мере использовать их, поэтому важным элементом философии является знание. Но в ней есть всегда то, что не может быть включено в науку. Она исследует отношение человека к миру, выраженное в ценностях; изучает знание человека о мире, включенное в систему личностных смыслов. А этот личностный смысл всегда неповторим, уникален.

3. Философия близка искусству (см. Н.А. Бердяев)

Общее в них:

1). Личностный характер восприятия мира (чего нет в науке);

2). Характер преемственности (каждое произведение уникально, нет более истинных или более ложных; в науке одно знание исключает другое или включает в себя);

3). Критическое отношение к миру. Искусство достигает вершин, когда возмущается миром, а не восхищается им.

Различие - в способах освоения действительности: философия - понятийно-категориальный способ освоения мира; искусство - образный.

Философия близка религии.

1). Характер проблематики (мировоззренческий, смысложизненный);

2). Включает в себя не только знание, но и веру.

4. Истина науки познается рассудком - через рациональное, логическое мышление. Истина философии познается разумом, который включает в себя рациональное и внерациональное, логическое и внелогическое, общее и индивидуальное. Философия стремится познать истину в ее человеческом, культурном измерении. В ней представлено 2 измерения:

а) логическое, рассудочное, рациональное, требующее доказательства и четкого соотнесения слова и дела:

б) духовно-нравственное, собственно-человеческое.

5. Философское знание не имеет прикладного характера, цели философии нельзя свести к служебным целям. Философия формирует тип сознания, мировоззрения; ее проблемы носят общечеловеческий, вечный характер. Философия всегда была жизнеучением, духовной руководящей силой.

Философия стремится подняться над природной зависимостью, размышлять о смысле бытия.

Полифункциональный характер философии проявляется в многообразии связей философии с жизнью, наукой, социальной практикой.

По отношению к науке она выполняет методологическую функцию как теория и метод познания. (Теория- сумма и система знаний о предмете; метод- способ их применения для получения новых)

По отношению к искусству, морали философия выполняет аксиологическую функцию и культурно- воспитательную.

По отношению к социальной практике - ориентировочную.

2. Философия образования: сущность и задачи.

Философия с самого начала своего возникновения стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи необходимо вспомнить имена Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Немецкая философия XIX в. в лице И. Канта, Ф. Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта выдвинула идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. В XX в. крупнейшие философы не только размышляли о проблемах образования, но и пытались создать проекты новых образовательных институтов.

Однако, хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в XX в.- в начале 40-х гг. в Колумбийском университете (США) создается общество, целью которого было исследование философских проблем образования, создание учебных программ по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности; философская экспертиза образовательных программ. Философия образования занимает сейчас важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.

В России издавна существовали значительные философские традиции в анализе проблем образования, однако до последнего времени философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел стало меняться. Создан Проблемный научный совет при Президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических инноваций РАО, выпущены первые монографии и учебные пособия.

Однако среди представителей различных философских направлений до сих пор нет единой точки зрения на содержание и задачи философии образования.

· Караковский В.А., дир. шк. № 825 г. Москвы определяет философию образования как ветвь современной философии;

· Краевский Г.Н., акад. РАО, определяет философию образования как эклектическую область приложения определенных философских знаний, проблем и категорий к педагогической действительности. (= педагогическая философия, прикладная философия)

Философия образования, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно определить как философскую рефлексию на проблемы образования.

С чем связан всплеск философской проблематики в образовании?

Прежде всего, с тенденциями развития современного образования в стране и мире. Какие это тенденции?

1. Мировая тенденция к смене основной парадигмы образования; кризис классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ;

2. движение отечественной школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества;

3. идейно- мировоззренческий и ценностный вакуум в системе образования, возникший в связи с распадом тоталитарно-идеологического управления этой системой и связанная с этим явлением - неясность, неопределенность целей обучения и воспитания.

Эти тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования:

1. осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса.

Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики:

  • место и смысл образования в культуре,
  • понимание человека и идеала образованности,
  • смысл и особенности педагогической деятельности.

2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования (поисковое и нормативное);

3. выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества.

Таким образом, стимулами развития философии образования являются конкретные проблемы педагогики и психологии, программные и проектные разработки в системе образования.

Прежде чем говорить об их отличии, мы должны разделить все конкретные науки на две группы: а) фундаментальные и б) прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение мира – такого, каков он есть сам по себе. Прикладные науки имеют своей целью практическое применение материалов и явлений природы для нужд человечества. Для философии главный интерес представляют данные фундаментальных наук.

Так вот, между философией и конкретными науками существует два принципиальных отличия.

Первое . Конкретные науки изучают мир по частям (отсюда и другое их название – "частные"). Каждая такая наука находит какую-то отдельную область мира и исследует её. Философия выполняет по отношению к ним противоположную функцию. Она стремится показать мир как целое. Подобно тому, как спортивный тренер противостоит игрокам, а театральный режиссёр – актёрам, так и философия составляет единство противоположности со всеми остальными науками. Их цель – мир по частям, цель философии – мир в целом.

Второе . Каждая конкретная наука начинает процесс познания "своей" части мира со ступени непосредственного чувственного восприятия (созерцания) тех реальных предметов, которые её составляют. Исследуя данные предметы, она вырабатывает соответствующий круг понятий и определений, посредством которых делает данную область мира достоянием нашего мышления. Например, химия показывает нам качественные различия вещества планеты посредством таких определений, как: соль , оксид , гидрат , кислота , основание и т.д. Если мы уберём эти понятия из своей головы, то вместе с ними исчезнут все те различия вещества, которые показывает химия.

В противоположность частным наукам философия начинает постигать мир не со ступени его непосредственного чувственного восприятия, а сразу же со ступени его мышления. Она оставляет всё позитивное содержание частных наук (данные наблюдений, замеров, экспериментов, расчётов) самим наукам и сосредоточивает своё внимание на их рациональной стороне – используемых ими понятиях и определениях. Философия противопоставляет себе все эти понятия и определения и выстраивает из них единую научную картину мира.

Понятия и определения – это один и тот же материал нашего мышления. Понятия состоят из определений. При этом каждое определение само может рассматриваться как понятие, состоящее из собственных определений, и наоборот, каждое понятие может выступать одним из определений понятия более высокого уровня. Например, если нас заинтересует понятие данного университета , то в этом случае все составляющие его факультеты и студенты будут выступать в качестве его определений. Но если нас заинтересует вся система образования , существующая в городе, то здесь уже сам университет будет выступать одним из определений её понятия. Понятия и определения неотделимы друг от друга и по ходу наших размышлений переходят друг в друга.

Именно потому, что философия имеет своим предметом не чувственно воспринимаемый мир вещей, а лишь те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем мир, она является умозрительной наукой. Соответственно, задача философии заключается в том, чтобы выстроить из этих разрозненных понятий и определений научную картину мира, показывающую его как целое.

Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумуля-тивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный пере-ход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) инсти-туционное оформление в XVΙΙ веке .

Каковы отличия философии и науки?

1. По И.Н. Романову и А.И. Костяеву : наука предоставляет методы, передает резуль-таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль-таты познания.

2. По Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой :

1. Картина мира. Главный вопрос . В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исклю-чая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

2. Функции и задачи . Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача фило-софа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получе-ния точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.

3. Цель . Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

5. Предмет исследования . Философия предполагает свободный выбор предмета исследо-вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире .

3. По А.С. Кармину : 1) философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - ка-ким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяс-нять то, что есть (или было, будет); 2) в философском знании содержатся идеи, которые нельзя ни доказать, ни опроверг-нуть. Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, счита-ется в науке истинным; 3) философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли .

4. По мнению П.В. Алексеева , философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры (Социальная философия, 2003.).

Каково соотношение между философией и наукой?

Возможны четыре различных решения этого вопроса: а) философия включает в себя науку; б) философия входит в состав науки; в) философия и наука - это разные области зна-ния; г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся об-ласти знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь прояв-ляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философ-ские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно свя-зана философия с социальными и гуманитарными науками .

Отношение науки к философии : а) естественные науки ближе к онтологии; б) гумани-тарные науки - к гносеологии. Отношение философии к науке : а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм); б) пре-увеличенно-положительное (позитивизм); в) уравновешенное по форме (марксизм) .

Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать по-иск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Маннсчитает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт.Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное ми-ропонимание.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.

2. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

3. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос-сии, 2003. - 352 с.

Философия есть особая, самостоятельная область научного знания.

Она отличается от частных наук особыми: а) предметом и б) методами исследования действительности, главное особенность которых – предельная всеобщность и универсальность .

Частные (т.н. конкретные) науки изучают отдельные сферы действительности и соответствующие им частные законы, используя соответствующие частные методы исследования (например, эксперимент).

Например :

Механика – механические (причины столкновение тел и их последствия)

Экономика – например, проблемы инфляции (причины появления инфляции, т.е. обесценивания денег из-за излишней денежной массы в обращении). Инфляция в астрономии (небесных тел)?

- физика – физические законы

- астрономия – законы вращения небесных тел в звездных системах.

Философия, в отличие от частных наук, исследует мир в его совокупности (целостности и взаимосвязи) и открывает (формулирует) всеобщие (универсальные) законы, категории, методы познания, действие которых проявляется во всех или в большинстве сфер действительности:

Например:

1. Философские законы: закон «перехода количественных изменений в качественные» (сформулирован Гегелем). Он гласит о том, что переход какого-либо явления из старого качества в новое качество осуществляется непременно путем определенных количественных изменений.

Например: 1. Вода переходит в пар при увеличении температуры до 100 градусов. 2. Стать специалистом можно лишь тогда, когда постигнешь определенное количество материала. И т.п.

2. Философские категории (главные понятия наук) : качество, количество, причина, следствие и др. также используются в любых науках (в отличие от категорий частных наук: товар, деньги, энергия и др.).

3. Философские методы познания : диалектика, индукция, дедукция и др. также универсальны.

А) Предметы частных наук - отдельные стороны действительности, предмет философии - всеобщее : мир и человек в их единстве.

Б) Не используя эмпирические методы познания частных наук, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, открывает всеобщие закономерности, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук (например, причина и следствие, общее и единичное, необходимость и случайность и т.д.)

2. Взаимовлияние философии и частных наук

А. Философия дает частным наукам:

Универсальную картину мира в его совокупности;

Универсальные законы, категории, методы исследования действительности;

Ценностные ориентации поведения человека (н-р, понимание единства природы и человека, понимания природы как партнера, а не просто как средства для обогащения).

Б. Частные науки дают философии:

конкретные научные данные (факты), частные законы разных сфер действительности. На их основе философия делает обобщения , формулирует общенаучные законы, категории, методы познания.

На основе интеграции этих знаний, философия строит универсальную картину мира . Частнонаучные знания связывают философию с конкретной действительностью.




Top