Речь защиты в романе преступление и наказание. Речь в защиту раскольникова выписка из судебного. Речь Сони Мармеладовой

Выписка из судебного протокола

Пристав: Встать! Суд идёт! Судья: Слушается дело - Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени. Все стороны присутствуют. Слово предоставляется защите.

Адвокат: Господа присяжные заседатели! Господа судьи! Сейчас рассматривается дело моего подзащитного. Дело об убийстве. Умышленном. Это слово означает замысел, тайный сговор. Но кто же задумал данное убийство? Мой подзащитный? Что довело его до этого преступления? Давайте пошлём свой взгляд в глубь веков и увидим аналогию в прошлом.

Сто двадцать лет назад в узенькой каморке лежал на кровати бывший студент Родион Раскольников и терзал себя планами убийства. Он был человеком высокого ума, как и мой подзащитный, и понимал всю сложность такого преступления. Подсудимый давно стремился проверить себя как личность. Его статья в журнале "Периодическая Речь" выводит идею о двух типах людей - обычных и сверхлюдей. Раскольников решился на преступление не ради денег, а ради самоутверждения; он хотел доказать себе и другим, что он "...не тварь дрожащая...", но находится выше обычных людей, над серой безликой массой. К тому же, вспомните, обвиняемый ни копейки не потратил из унесённых денег. И Замётов говорил: "Убить - убил, а обокрасть толком то не сумел...". Напротив, я хочу обратить Ваше внимание на духовные качества подзащитного.

Ещё учась в университете, он взял на себя заботу о своём бедном товарище и его престарелом отце; он выносит из горящего дома людей, становится лучшим другом семьи Мармеладовых. Разве эти факты не характеризуют Раскольникова с самой лучшей стороны? И только страстное стремление доказать всем и каждому своё превосходство заставило принять обвиняемого план преступления. План был безупречен, но только одну вещь не учёл составитель - слабость человеческого духа. И это неудивительно, потому что автором этого плана являлся не Раскольников.

Замысел преступления рождала среда, окружающая Родиона, вся та грязь и слякоть, которой так много было вокруг. Если бы Раскольников жил в "Петербурге небожителей", пришла бы ему на ум идея об убийстве? О чём ещё может думать человек, существующий в "...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...". "...Отставшие, жёлтого цвета обои..." вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - "...неуклюжая большая софа...", которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с "дворами-колодцами", "слепыми окнами", выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Этот ужас нельзя выразить, но его можно назвать. Это одно-единственное слово. И хотите ли Вы узнать это слово, господа присяжные заседатели? Этот монстр - ... (пауза) - ... Петербург!!! (волнение в зале) "...Вонючий, пыльный, заражённый городом воздух..." разлагающе подействовал на личность Раскольникова. В его теле борются два сознания - циничное, низкое, преступное, принадлежащее городу, и доброе, отзывчивое, сострадательное, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона.

Из-за противостояния этих двух разумов Раскольников совершал подчас противоречащие вещи: он разрывался, когда отдал деньги Катерине Ивановне; то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре; пришёл в контору с желанием сознаться, и тут же затуманивает мозги Порфирию Петровичу. У Раскольникова происходило раздвоение личности, вызванное грубейшим вмешательством Петербурга во внутренний мир обвиняемого. Для окружающих Родион и мой подзащитный казались больными людьми, не способными связно мыслить. Но это являлось лишь следствием их тяжких дел, наказанием, которое всегда следует за преступлением. О, господа присяжные заседатели! Не поддаются описанию муки, которые испытал на себе Раскольников!

Подозрительность подсудимого превысила все границы: в каждом человеке он видел потенциального обличителя. На этой же почве случилось и его болезнь - землетрясение, расколовшее внутренний мир Родиона и причинившее ему невыносимые страдания. Те гордость и настойчивость, которые были лучшими чертами его характера, обратились против его. Но Раскольников не сдаётся, не падает духом! Он гордо, молча несёт свой крест до конца. Петербург сделал страшную вещь с подзащитным - он извратил его изнутри, превратил из доброго, честного, любящего сына, друга и брата в молоха, разрушителя, машину!

И после этого Вы скажете, что Раскольников виновен?! Настоящий убийца, сгубивший множество жизней - Петербург!

Судья: Спасибо, господин адвокат.

Суд удаляется на совещание.

(Прошло два часа. В зале происходит что-то невероятное. Слышны крики: "Виновен...! - Не виновен...".

Судья вынужден призвать к порядку и удалить некоторых из зала заседаний. Дверь открывается и входят присяжные.)

Судья: Господа присяжные заседатели! Готов ли вердикт? 1-й присяжный: Готов, господин судья. Судья: Огласите его. 1-й присяжный: В своей речи господин адвокат провёл параллель между преступлением настоящим и преступлением, которое было совершено сто двадцать лет назад. И там, и здесь - умышленное убийство. Но как заметил господин адвокат, в обоих случаях ответственен не обвиняемый, а среда, окружение. Те преступления страшны. Их кровь всплывёт и через сто, и через тысячу лет. Поэтому мы вынесли решение: по статье 102-й УК РФ признать виновным в убийстве 1-й степени и приговорить к высшей мере наказания... (пауза) ... город Петербург!!! (крики, удивление в зале) Судья: Утверждаю!

Выписка из судебного протокола

Пристав: Встать! Суд идёт! Судья: Слушается дело - Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени. Все стороны присутствуют. Слово предоставляется защите.

Адвокат: Господа присяжные заседатели! Господа судьи! Сейчас рассматривается дело моего подзащитного. Дело об убийстве. Умышленном. Это слово означает замысел, тайный сговор. Но кто же задумал данное убийство? Мой подзащитный? Что довело его до этого преступления? Давайте пошлём свой взгляд в глубь веков и увидим аналогию в прошлом.

Сто двадцать лет назад в узенькой каморке лежал на кровати бывший студент Родион Раскольников и терзал себя планами убийства. Он был человеком высокого ума, как и мой подзащитный, и понимал всю сложность такого преступления. Подсудимый давно стремился проверить себя как личность. Его статья в журнале "Периодическая Речь" выводит идею о двух типах людей - обычных и сверхлюдей. Раскольников решился на преступление не ради денег, а ради самоутверждения; он хотел доказать себе и другим, что он "...не тварь дрожащая...", но находится выше обычных людей, над серой безликой массой. К тому же, вспомните, обвиняемый ни копейки не потратил из унесённых денег. И Замётов говорил: "Убить - убил, а обокрасть толком то не сумел...". Напротив, я хочу обратить Ваше внимание на духовные качества подзащитного.

Ещё учась в университете, он взял на себя заботу о своём бедном товарище и его престарелом отце; он выносит из горящего дома людей, становится лучшим другом семьи Мармеладовых. Разве эти факты не характеризуют Раскольникова с самой лучшей стороны? И только страстное стремление доказать всем и каждому своё превосходство заставило принять обвиняемого план преступления. План был безупречен, но только одну вещь не учёл составитель - слабость человеческого духа. И это неудивительно, потому что автором этого плана являлся не Раскольников.

Замысел преступления рождала среда, окружающая Родиона, вся та грязь и слякоть, которой так много было вокруг. Если бы Раскольников жил в "Петербурге небожителей", пришла бы ему на ум идея об убийстве? О чём ещё может думать человек, существующий в "...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...". "...Отставшие, жёлтого цвета обои..." вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - "...неуклюжая большая софа...", которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с "дворами-колодцами", "слепыми окнами", выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Этот ужас нельзя выразить, но его можно назвать. Это одно-единственное слово. И хотите ли Вы узнать это слово, господа присяжные заседатели? Этот монстр - ... (пауза) - ... Петербург!!! (волнение в зале) "...Вонючий, пыльный, заражённый городом воздух..." разлагающе подействовал на личность Раскольникова. В его теле борются два сознания - циничное, низкое, преступное, принадлежащее городу, и доброе, отзывчивое, сострадательное, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона.

Из-за противостояния этих двух разумов Раскольников совершал подчас противоречащие вещи: он разрывался, когда отдал деньги Катерине Ивановне; то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре; пришёл в контору с желанием сознаться, и тут же затуманивает мозги Порфирию Петровичу. У Раскольникова происходило раздвоение личности, вызванное грубейшим вмешательством Петербурга во внутренний мир обвиняемого. Для окружающих Родион и мой подзащитный казались больными людьми, не способными связно мыслить. Но это являлось лишь следствием их тяжких дел, наказанием, которое всегда следует за преступлением. О, господа присяжные заседатели! Не поддаются описанию муки, которые испытал на себе Раскольников!

Подозрительность подсудимого превысила все границы: в каждом человеке он видел потенциального обличителя. На этой же почве случилось и его болезнь - землетрясение, расколовшее внутренний мир Родиона и причинившее ему невыносимые страдания. Те гордость и настойчивость, которые были лучшими чертами его характера, обратились против его. Но Раскольников не сдаётся, не падает духом! Он гордо, молча несёт свой крест до конца. Петербург сделал страшную вещь с подзащитным - он извратил его изнутри, превратил из доброго, честного, любящего сына, друга и брата в молоха, разрушителя, машину!

И после этого Вы скажете, что Раскольников виновен?! Настоящий убийца, сгубивший множество жизней - Петербург!

Судья: Спасибо, господин адвокат.

Суд удаляется на совещание.

(Прошло два часа. В зале происходит что-то невероятное. Слышны крики: "Виновен...! - Не виновен...".

Судья вынужден призвать к порядку и удалить некоторых из зала заседаний. Дверь открывается и входят присяжные.)

Судья: Господа присяжные заседатели! Готов ли вердикт? 1-й присяжный: Готов, господин судья. Судья: Огласите его. 1-й присяжный: В своей речи господин адвокат провёл параллель между преступлением настоящим и преступлением, которое было совершено сто двадцать лет назад. И там, и здесь - умышленное убийство. Но как заметил господин адвокат, в обоих случаях ответственен не обвиняемый, а среда, окружение. Те преступления страшны. Их кровь всплывёт и через сто, и через тысячу лет. Поэтому мы вынесли решение: по статье 102-й УК РФ признать виновным в убийстве 1-й степени и приговорить к высшей мере наказания... (пауза) ... город Петербург!!! (крики, удивление в зале) Судья: Утверждаю!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Дисциплина: Русский язык и литература
Тип работы: Реферат
Тема: Речь в защиту Раскольникова

Речь в защиту Раскольникова

Выписка из судебного протокола

Пристав: Встать! Суд идёт!

Судья: Слушается дело - Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени. Все стороны присутствуют. Слово

предоставляется защите.

Адвокат: Господа присяжные заседатели! Господа судьи! Сейчас рассматривается дело моего подзащитного. Дело об убийстве. Умышленном. Это слово означает замысел, тайный сговор. Но

кто же задумал данное убийство? Мой подзащитный? Что довело его до этого преступления? Давайте пошлём свой взгляд в глубь веков и увидим аналогию в прошлом. Сто двадцать лет назад в

узенькой каморке лежал на кровати бывший студент Родион Раскольников и терзал себя планами убийства. Он был человеком высокого ума, как и мой подзащитный, и понимал всю сложность такого

преступления.

Подсудимый давно стремился проверить себя как личность. Его стать я в журнале “Периодическая Речь” выводит идею о двух типах людей - обычных и сверхлюдей. Раскольников решился на

преступление не ради денег, а ради самоутверждения; он хотел доказать себе и другим, что он “...не тварь дрожащая...”, но находится выше обычных людей, над серой безликой массой.

К тому же, вспомните, обвиняемый ни копейки не потратил из унесённых денег. И Замётов говорил: “Убить - убил, а обокрасть толком то не сумел...”. Напротив, я хочу обратить Ваше

внимание на духовные качества подзащитного. Ещё учась в университете, он взял на себя заботу о своём бедном товарище и его престарелом отце; он выносит из горящего дома людей,

становится лучшим другом семьи Мармеладовых. Разве эти факты не характеризуют Раскольникова с самой лучшей стороны? И только страстное стремление доказать всем и каждому своё

превосходство заставило принять обвиняемого план преступления.

План был безупречен, но только одну вещь не учёл составитель - слабость человеческого духа. И это неудивительно, потому что автором этого плана являлся не Раскольников. Замысел

преступления рождала Среда, окружающая Родиона, вся та грязь и слякоть, которой так много было вокруг.

Если бы Раскольников жил в “Петербурге небожителей”, пришла бы ему на ум идея об убийстве? О чём ещё может думать человек, существующий в “...крошечной клетушке, имевшей самый

жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...”. “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится

нам постель Раскольникова - “...неуклюжая большая софа...”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с “дворами-колодцами”,

“слепыми окнами”, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Этот ужас нельзя выразить, но его можно

назвать. Это одно-единственное слово. И хотите ли Вы узнать это слово, господа присяжные заседатели? Этот монстр - ...

Петербург!!!

(волнение в зале)

“...Вонючий, пыльный, заражённый городом воздух...” разлагающе подействовал на личность Раскольникова. В его теле борются два сознания - циничное, низкое, преступное, принадлежащее

городу, и доброе, отзывчивое, сострадательное, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Из-за противостояния этих двух разумов Раскольников совершал подчас противоречащие вещи

: он разрывался, когда отдал деньги Катерине Ивановне; то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре; пришёл в контору с желанием сознаться, и тут же затуманивает мозги

Порфирию Петровичу. У Раскольникова происходило раздвоение личности, вызванное грубейшим вмешательством Петербурга во внутренний мир обвиняемого. Для окружающих Родион и мой подзащитный

казались больными людьми, не способными связно мыслить. Но это являлось лишь следствием их тяжких дел, наказанием, которое всегда следует за преступлением.

О, господа присяжные заседатели! Не поддаются описанию муки, которые испытал на себе Раскольников! Подозрительн...

Забрать файл


Мы выслушали благородную, выразительную речь обвинения и должны согласиться, юридическая картина полная, в ней отражены все основные моменты по факту преступления: как зарождалось, как оно зрело и как осуществилось.
Дело Родиона Раскольникова на первый взгляд просто по своим обстоятельствам, до того просто, что, если ограничиться одним только событием того рокового июльского дня, то почти и рассуждать не придется. Ведь кто станет отрицать, что убийство человека есть преступление? Кто будет отрицать, что тяжело поднимать руку на человека, зная, что он ни в чем пред тобой не виновен. Никто не станет отрицать этого факта, теоретически все верно.

Но у защиты иная задача: исследовать преступное деяние не как внешний факт только, но и как душевное проявление. Являясь защитником подсудимого, прочитав внимательно всё, что нашел нужным написать создатель его, Ф.М.Достоевский, я постараюсь и в защите думать мыслями автора, говорить почти его словами.
Господа судьи! Господа присяжные заседатели!
Нам важно рассмотреть преступление, как живое дело живого человека. Нам интересно понять самого преступника, рассмотреть эту жизнь. А рассмотреть её весьма поучительно; поучительно не только для интересов настоящего дела не только для того, чтобы определить степень виновности подсудимого. Прошедшее его поучительно и в том отношении, что дает возможность извлечь из него другой материал, нужный и полезный для изучения той почвы, которая у нас нередко производит преступления и преступников.
Итак, кто же он, убийца? В речи обвинения были сообщены некоторые биографические данные (замкнулся, обнеряшился, бросил учебу, работу, потому как гроши платят, а ему весь капитал подавай). А я запомнила другой ответ. Оставил работу, потому что «без сапог нельзя детей учить».
Вы помните, сколько моему подсудимому лет? Двадцать четыре. Это годы юности, годы, которые, по справедливости, считаются лучшими годами человека. Воспоминания о них, впечатления этих лет остаются на всю жизнь. В эти годы жизнь представляется пока издали и обязательно розовою, без мрачных теней, без темных пятен. «Комфорту» хочется, денег. Много переживает юноша в эти короткие годы, и пережитое кладет след на всю жизнь.
Легко вообразить, как проводит студент Раскольников лучшие годы своей жизни, в каких забавах, в каких радостях проводит дорогое время, бродя среди харчевен, распивочных, трактиров, среди лавчонок мелких торговцев, ночлежек. Какие розовые мечты волновали его в «каморке», что находилась под самою кровлей пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Ни работы, ни занятий.
Вместо товарищеской дружбы, любви, простого человеческого общения — одно сознание, что справа и слева, за стеной, на улице, в распивочных — та же везде бедность, такие же униженные и оскорбленные, как и он.
Что должен был переживать в душе человек, глубоко чувствующий и понимающий все своё унизительное положение, человек, который по своему образу мыслей, по своим убеждениям и чувствам мог бы иметь достойную работу, заниматься карьерой, думать о будущем.
А вместо всего этого жизнь ставила одни вопросы: как жить, к чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Разве вина подсудимого, что он хотел жить и любить? Разве вина, что одного существования всегда было мало ему, что ему всегда хотелось большего. И, может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
И вот в страдающей душе молодого человека, когда он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко (подарок сестры), возникает вопрос о праве сытых, спокойных жить только для себя. И тут в первый раз «странная мысль наклевывается в его голове, как из яйца цыпленок», мысль об отнятии у них этого права.
Она еще неопределённа, ещё она не коснулась практических вопросов, она, может быть, и не дошла бы до полной зрелости, если бы не находила приготовленную жизнью почву. При этом не надо забывать, что по натуре Раскольников болезненно чуткий, нежный и впечатлительный человек, но, задавленный бедностью, оскорбленный и раздражительный.
Случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером: убей старуху, возьми её деньги, обреченные в монастырь, возьми не себе, для погибающих и умирающих от голода, и будет восстановлена справедливость, потом речь «пьяненького Мармеладова», ещё удар-письмо матери, и наконец — встреча с пьяной обесчещенной девочкой.
И уже волнуемое негодованием, подавленное мыслью об убийстве сердце не в силах бороться с умом.
Мозг его уже является не сдерживающим, а усиливающим аппаратом. Мысль, упавшая на подготовленную почву, овладела всецело и всевластно впечатлительной натурой. И уже не его обсуждению она подчиняется, а подчиняет его себе и влечет за собою.
И как бы далеко не отстояло исполнение мысли, овладевшее душевное волнение уже не перейдет в холодное размышление. Мысль не проверяется, не обсуживается, ей служат, ей рабски повинуются, за ней, следуют.
До этой точки дошел и Раскольников. Предполагаемый, вынашиваемый в мыслях эксперимент стал для него возможным — нужен лишь толчок — пустой, слабый, но имеющий непосредственную связь с его мыслью. И этот толчок дан: «Семой час давно», — кто-то крикнул во дворе, то есть тот час, когда закладчица дома одна. И все вновь окрепнет, и решимость поведет Раскольникова.
Можно ли утверждать, что действовал подсудимый обдуманно, хладнокровно? Намерения, подобные намерению Раскольникова, сопровождающие душевными волнениями, не могут быть обдумываемы или обсуждаемы. Решимость поведет Раскольникова не своими ногами на убийство.

Неоспоримы слова обвинения: «Выше закона стать никому не дано». Законная кара ждет и моего подсудимого, совершившего два преступления. Одно — задумано и обдумано заранее; другое — неожиданное, роковое, внезапное. Законная, но справедливая.
Но замахнувшись, да пусть не опустится резко рука правосудия на измученную голову подсудимого.
Немного страданий может прибавить приговор для этой надломленной, разбитой жизни. Без упрека, без горькой жалобы, без обиды (потому и пришел сам с повинной) примет он решение суда и утешится тем, что, может быть, его страдания, его жертва предотвратят возможность повторения случая, вызвавшего его поступок. Как бы мрачно ни смотреть на это преступление, в самых мотивах его нельзя не видеть объективных причин, толкнувших на убийство.
Да, Раскольников стал рабом своей же идеи, во имя которой поднял он свой «топор». Идеи чудовищной, античеловечной. Но только в обществе, живущем по принципу » или всех грызи, или лежи в грязи», могла возникнуть такая идея.
Потому остается пожелать, чтобы не повторялись причины, производящие подобные преступления, порождающие подобных преступников.
Уважаемые присяжные заседатели!
Справедливы слова обвинения: прощать — тоже преступление? Но предъявляя законную кару, не забывайте; есть уже кара и для него. Природа, на вид немая и безучастная, будет его неумолимым судьей. Человек складывается так, что не может безнаказанно попирать заповедь «не убей». Она всегда теперь будет жить в плоти и крови его, она станет второй природой его. Разве тем же топором не поразил он самого себя.
И всегда теперь в жизни Раскольников памятью будет возвращаться к трупам убиенных. Всё будет напоминать ему о том, что он — убийца. Заведут ли перед ним когда — либо речь о случившемся где-нибудь убийстве, она ядовитым осадком останется в его душе. Куда бы он ни шел, что бы ни делал, всегда будет он видеть лицо несчастной Лизаветы, губы ее, которые перекосились от страха «так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться».
И это в 24 года, когда перед человеком — непочатая чаша жизни. И все же судьба благосклонна к нему. Она послала ему раскаяние, он пришел к вам с повинной. Помните, что это жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! Но это раскаяние — свидетельство того, что подсудимый не отказался от суда, от возмездия. Он готов принять страдания во искупление греха.
Теперь, уважаемые присяжные заседатели, решение судьбы подсудимого за вами. Пусть это будет суд по милости и справедливости.

Выписка из судебного протокола
Пристав: Встать! Суд идет!
Судья: Слушается дело – Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени. Все стороны присутствуют. Слово предоставляется защите.
Адвокат: Господа присяжные заседатели! Господа судьи! Сейчас рассматривается дело моего подзащитного. Дело об убийстве. Умышленном. Это слово означает замысел, тайный сговор. Но кто же задумал данное убийство? Мой подзащитный? Что довело его до этого преступления? Давайте пошлем свой взгляд в глубь веков и увидим аналогию в прошлом. Сто двадцать лет назад в узенькой каморке лежал на кровати бывший студент Родион Раскольников и терзал себя планами убийства. Он был человеком высокого ума, как и мой подзащитный, и понимал всю сложность такого преступления.
Подсудимый давно стремился проверить себя как личность. Его стать я в журнале “Периодическая Речь” выводит идею о двух типах людей – обычных и сверхлюдей. Раскольников решился на преступление не ради денег, а ради самоутверждения; он хотел доказать себе

И другим, что он “.не тварь дрожащая.”, но находится выше обычных людей, над серой безликой массой. К тому же, вспомните, обвиняемый ни копейки не потратил из унесенных денег. И Заметов говорил: “Убить – убил, а обокрасть толком то не сумел.”. Напротив, я хочу обратить Ваше внимание на духовные качества подзащитного. Еще учась в университете, он взял на себя заботу о своем бедном товарище и его престарелом отце; он выносит из горящего дома людей, становится лучшим другом семьи Мармеладовых. Разве эти факты не характеризуют Раскольникова с самой лучшей стороны? И только страстное стремление доказать всем и каждому свое превосходство заставило принять обвиняемого план преступления.
План был безупречен, но только одну вещь не учел составитель – слабость человеческого духа. И это неудивительно, потому что автором этого плана являлся не Раскольников. Замысел преступления рождала Среда, окружающая Родиона, вся та грязь и слякоть, которой так много было вокруг.
Если бы Раскольников жил в “Петербурге небожителей”, пришла бы ему на ум идея об убийстве? О чем еще может думать человек, существующий в “.крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой.”. “.Отставшие, желтого цвета обои.” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова – “.неуклюжая большая софа.”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: желтые, пыльные, высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стекла, развороченный асфальт – человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Этот ужас нельзя выразить, но его можно назвать. Это одно-единственное слово. И хотите ли Вы узнать это слово, господа присяжные заседатели? Этот монстр – .
(пауза)
– . Петербург!!!
(волнение в зале)
“.Вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.” разлагающе подействовал на личность Раскольникова. В его теле борются два сознания – циничное, низкое, преступное, принадлежащее городу, и доброе, отзывчивое, сострадательное, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Из-за противостояния этих двух разумов Раскольников совершал подчас противоречащие вещи: он разрывался, когда отдал деньги Катерине Ивановне; то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре; пришел в контору с желанием сознаться, и тут же затуманивает мозги Порфирию Петровичу. У Раскольникова происходило раздвоение личности, вызванное грубейшим вмешательством Петербурга во внутренний мир обвиняемого. Для окружающих Родион и мой подзащитный казались больными людьми, не способными связно мыслить. Но это являлось лишь следствием их тяжких дел, наказанием, которое всегда следует за преступлением.
О, господа присяжные заседатели! Не поддаются описанию муки, которые испытал на себе Раскольников! Подозрительность подсудимого превысила все границы: в каждом человеке он видел потенциального обличителя. На этой же почве случилось и его болезнь – землетрясение, расколовшее внутренний мир Родиона и причинившее ему невыносимые страдания. Те гордость и настойчивость, которые были лучшими чертами его характера, обратились против его.
Но Раскольников не сдается, не падает духом! Он гордо, молча несет свой крест до конца. Петербург сделал страшную вещь с подзащитным – он извратил его изнутри, превратил из доброго, честного, любящего сына, друга и брата в молоха, разрушителя, машину! И после этого Вы скажете, что Раскольников виновен?! Настоящий убийца, сгубивший множество жизней – Петербург!
Судья: Спасибо, господин адвокат. Суд удаляется на совещание.
(Прошло два часа. В зале происходит что-то невероятное. Слышны крики: “Виновен.! – Не виновен.”. Судья вынужден призвать к порядку и удалить некоторых из зала заседаний. Дверь открывается и входят присяжные.)
Судья: Господа присяжные заседатели! Готов ли вердикт?
1-й присяжный: Готов, господин судья.
Судья: Огласите его.
1-й присяжный: В своей речи господин адвокат провел параллель между преступлением настоящим и преступлением, которое было совершено сто двадцать лет назад. И там, и здесь – умышленное убийство. Но как заметил господин адвокат, в обоих случаях ответственен не обвиняемый, а среда, окружение. Те преступления страшны. Их кровь всплывет и через сто, и через тысячу лет. Поэтому мы вынесли решение: по статье 102-й УК РФ признать виновным в убийстве 1-й степени и приговорить к высшей мере наказания.
(пауза)
. город Петербург!!!
(крики, удивление в зале)
Судья: Утверждаю!

  1. Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –...
  2. Еще в начале 60-х годов публицистические идеи и образы стали неотъемлемой частью художественного творчества Достоевского. Это слияние запечатлено в записных книжках и тетрадях набросками к “Скверному анекдоту” (“Несчастный случай”), второй...
  3. Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли очень многие...
  4. АРКАДИЙ ДОЛГОРУКИЙ – герой романа Ф. М.Достоевского “Подросток” (1875), от лица которого ведется повествование. Незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человек Д....
  5. Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что...
  6. Патриотизм Достоевского никогда не был официальным, “мундирным”, но всегда покоился именно на глубокой вере в духовные силы народа. Буржуазному идеалу, основанному на формуле “всеобщего счастья”, Достоевский противопоставлял идею государства, устроенного...
  7. Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее смерти, прекраснее жизни, оно может все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во...
  8. Теория Раскольникова – “знаменье времени”. Новые условия жизни – после реформы 1861 года. (Развитие буржуазных отношений. Эгоистическая война “всех против всех”. Социальное неравенство.) Внутреннее развитие личности в сложную эпоху. (Личность...
  9. Становление Достоевского как художника также происходило под несомненным и сильным воздействием идей и образов гоголевского творчества. В пору вступления на литературное поприще, в начальный период литературной деятельности автор “Мертвых душ”...
  10. Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в...
  11. Творчество Ф. М. Достоевского – огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл...
  12. Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли “серединных...
  13. “.Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая...
  14. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. А. С. Пушкин Петербург. Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова...
  15. 19 век находился под властью теории “наполеонизма”. Возможность сильной личности повелевать над судьбами Других людей находила поддержку многих людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор романа...
  16. Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание...
  17. В романе “Преступление и наказание” Идея жертвенности” это – Соня Мармеладова и ее мачеха, Катерина Ивановна, Дуня, сестра Родиона Раскольникова, и сам Раскольников, несмотря на затмившую его разум идею. Достоевский...
  18. Очень часто Ф. Достоевского называют психологом. Но сам писатель отказывался от подобного титула. В своей записной книжке он писал: “Меня зовут психологом: не­правда, я лишь реалист в высшем смысле, т....
  19. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных...



Top