Серия "Самый труднодоступный монастырь Израиля". Каранталь. Греческий православный монастырь Искушения на Сорокадневной горе, рядом с Иерихоном

Монастырь Искушения - православный греческий мужской монастырь в , на территории реки Иордан, в на северо-западной окраине .

Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом.

В память этого события получили название и сам монастырь и гора, на которой он расположен: , Сорокадневная гора или гора Каранталь.

История и описание

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука.

Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

В последний раз восстановлен в конце XIX в. при содействии России.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен).

Он сообщает, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

Все внутренние помещения Монастыря Искушения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения).

Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.

В настоящее время единственным насельником монастыря является греческий монах.

Паломничество

В 1872 г. во время своего путешествия по Востоку и Святой Земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 г.

Это пожалуй самый труднодоступный монастырь Иудейской пустыни. Попасть сюда можно через Иерихон, который в свою очередь является территорией А, вход на которую израильтянам запрещен. И имея эти знания я был уверен, что увидеть монастырь Каранталь мне не суждено. Говорят есть еще вариант прийти в монастырь сверху, через крепость Док (о которой дальше). Но по моему это еще сложнее и я не уверен возможно ли таким путем зайти в сам монастырь, а не просто поглазеть на него сверху. Однако, я в очередной раз ошибся. Попасть в Иерихон можно и вполне даже безопасно. Нужно лишь делать это организованно и скоординировав с армией и палестинскими властями. Это и сделал Михаиль Король , пригласив всех желающих на экскурсию в самый древний город мира. После этой поездки в моей “коллекции” пять из шести действующих монастырей Иудейской пустыни.

>

Но рассказ о монастыре Искушения начнем издалека…

Обряд крещения придумал не Иоанн и не Иисус. Он возник в III тысячелетии до н.э. на берегах Евфрата. Этому обряду предшествовал культ воды. Крещение было распространено и в Древнем Египте как магический способ единения человека с божеством. В Палестине крещение практиковала секта ессеев в . Вероятно, у них-то и позаимствовал идею Иоанн Креститель.

Большую часть своей жизни Иоанн провел в пустыне. Он жил там подобно индийскому йогу. Саранча и дикий мед служили ему пищей, а шкуры диких козлов одеждой. У него были ученики, которые вместе с ним делили тяготы жизни отшельника. На пятнадцатом году царствования императора Тиберия Иоанн вышел из пустыни и начал проповедовать и крестить. Однако при крещении Иисуса Иоанн не присутствовал, так как сидел в тюрьме по приказу Ирода Антипы. Ученые не выяснили, кто крестил Иисуса и крестился ли он вообще. На заре христианства ни Иисус, ни апостолы не придавали этому обряду большого значения, а вот удаление в пустыню было непременным условием для тех, кто решил посвятить себя богу.

И вот после (возможного) крещения в реке Иордан Иисус уходит в пустыню…

В народных поверьях Иудейская пустыня считается жилищем демонов. И правда, на свете мало найдется мест более печальных, более покинутых и в то же время таинственных и величественных. Безжизненные горы Иудейской пустыни похожи на гигантские могилы. Они заканчиваются крутым обрывом. Вот в этот забытый богом край и отправился Христос на встречу с дьяволом-искусителем.

Гора Каранталь именовалась ранее горой Док – сокращение от Дагон, что указывает на древнее языческое происхождение названия.
Эта гора возвышается на высоту около 300 м. над долиной Иерихона, разделяя между иерихонской возвышенностью (на западе) и долиной Иерихон на востоке. В этом регионе имеется всего лишь один большой сезонный ручей Прат.

Есть интересная теория относительно того, почему Иисус выбрал именно эту гору – ведь рядом возвышается немало других. Объяснение базируется на том, что Иисус, древний акроним имени которого звучит как Ихтис (Иисус Христос Божий Сын Спаситель), то есть “рыба”, не мог избрать иную гору, кроме Дагона – западно-семитского божества, чьем имя трактуется как “рыба” (даг) или как “злак” (даган).

Господствующее положение над ущельем определило гору Док как древний и известный форпост на восточном пути к Иерусалиму, а во времена правления Хашмонейских царей построенная селевкидами на вершине горы одноменная крепость контроллировала ущелье Фара, более известное под названием Вади Кельт (Ущелье Кельт).

“И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”. Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит Ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Тогда оставляет Его диавол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4:2-11).

Христианская традиция сорокадневного искушения Исуса в пещере на восточных склонах этой горы дало название горе Каранталь – “Сорокодневная” гора. По одной из версий название монастыря Каранталь пошло от крестоносцев. По другой само слово Каранталь это искажённое арабское от латинского Quarenta (сорок). Истина где-то посередине.

Первая индентификация этого места с пещерой искушения Иисуса относится к 326 г. н.э. ко временам Святой Елены, матери императора Константина. А уже в 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Кстати тот же Харитон, что основал в нахаль Ткоа и Фаранскую Лавру около Эйн Прат.

Кельи монахов отшельников (лавры) появились на этом месте со времен Харитона Исповедника в 340 г. н.э. Процветающий монастырь был разрушен во время нашествия персов в 614 г. н.э. и окончательно пришел в запустение после захвата святой земли халифом Умаром ибн Хаттабом в 630 г. Крестоносцы, основавшие свое первое царство в Святой Земле в 1099 г., возродили две церкви, одну на месте пещеры, другую на вершине горы Каранталь.

В 1874 г. Греческая Ортодоксальная церковь приобретает эти земли и в 1895 г. при содействии России монастырь восстанавливается последний раз и на этом месте возобновляется традиция монашества.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он сообщает, что: …они удаляются сюда из через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…

По сути монастырь Каранталь “прилеплен” к скале и нависает над Иерихоном.

Вход в монастырь закрывает тяжелая металлическая дверь с символическим изображением горы и креста. Но постучав и “убедив” привратника (совсем не грека) вы попадаете внутрь.

Монастырь представляет собой длинный узкий коридор, протянувшийся по карнизу горы.

С одной стороны стена горы Каранталь с вырубленными в пещерах внутренними помещениями.

Другая сторона это пристроенная стена, образующая комфортные кельи для гостей.

Узкая полоска неба и отвесная стена горы Каранталь

Пройдя до конца вы попадаете пещеру-церковь, где и расположены святыни монастыря.

В пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус во время пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения). Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.

Тот самый камень на котором сидел Иисус

Сегодня насельником монастыря служит всего один отец Герасим, который утверждает, что монастырю уже более ста лет. По его словам, монахи жили здесь с VI века, что подтверждают вышеупомянутые пещеры. Сейчас эти кельи пустуют, так как сюда уже не приходят новые монахи. Сам Отец Герасим служит в монастыре уже 30 лет и в нынешнее время с ним подвизается только дьякон Ануфрий.

Ученые до сих пор спорят, кто в действительности приходил к Иисусу. Одни утверждают, что искусителем был посланник власть имущих. Он, дескать, пытался обольстить Христа и привлечь его на службу Синедриону. Другие предполагают, что Иисус боролся со своими помыслами, страстями и сомнениями. Как бы там ни было, из пустыни Христос вернулся совсем другим.

В настоящее время для посещения монастыря необходимо подняться: либо пешком (порядка 25-35 минут), либо по канатной дороге из Иерихона и пройти порядка 15 минут пешком.

Те кто все же решится подняться или спуститься пешком, сможет подкрепиться в кафе с “оригинальным” названием

Но это далеко не все, что мы посетили в Иерихоне. Продолжение следует….

При написании рассказа использовались следующие веб-ресурсы:

На юго-западе от Иерихона расположена гора Искушений. Именно на нее Христос пришел после своего Крещения и был искушаем дьяволом в течение 40 дней. Также, ее называют Сорокадневной горой.

Внутри живописной горы вырублен внушительный греческий мужской монастырь, который получил одноименное название – монастырь Искушений. Там вы увидите иконы разных эпох, кресты и алтари, которые причудливо сочетаются с грубыми каменными стенами. Греческий монах сегодня является единственным насельником монастырь Искушений, и с его позволения в нем можно отслужить молебен.

Так как большей соей частью монастырь расположен прямо внутри горы, он надежно защищен от капризов погоды и природы. В его залах всегда царит приятная прохлада и неяркий свет.

История монастыря Искушений

Еще с древних времен на горе Искушений селились монахи, они строили свои монастыри частично внутри скалы. Первый был возведен еще в 340 году, во время персидского нашествия он был разрушен и вновь восстановлен только к 19 веку.

Сейчас в этот одноименный монастырь, греческий мужской монастырь Искушений, ежедневно приезжает множество паломников со всего мира. Главной святыней, поклониться которой все и приезжают в далекий монастырь, является камень, на котором молился Иисус Христос во время того, как к нему явился дьявол и искушал его.

Стоимость билетов

Посещение монастыря совершенно бесплатно, так что вы свободно можете приехать и осмотреть его многочисленные залы и религиозные достопримечательности на безвозмездной основе. Однако, по желанию, вы можете оставить смотрителю пожертвование.

Как добраться

  • Гора расположена к северо-востоку от Иерусалима, так что добраться до нее можно в течение часа на арендованном автомобиле.
  • Святая земля является одним из пунктов в паломнических экскурсиях по Израилю, так что вы сможете осмотреть достопримечательность, приобретя такой экскурсионный тур.
  • Так как монастырь Искушений расположен на возвышенности, вам нужно будет пройтись пешком в течение 25 минут по серпантинной горной дорожке, либо подняться по канатной дороге из Иерихона.

Контакты

Адрес: Deir Al-Quruntul Monastery, Гора Искушений, Израиль?

Что стоит посмотреть? Главной достопримечательностью квартала является величественный храм Гроба Господня, который представляет собой внушительный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, ротонду с Гробом и несколько зданий храмов и монастырей, а также галереи и вспомогательные помещения.

Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.

А посему мы пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.

NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎‎, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.

Над монастырем расположены развалены хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.

Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…".

А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.

"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".

Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.

Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.

Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.

Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.

Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водой" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.

Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).

Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.

Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:

Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.

Монастырь Искушения - православный греческий мужской монастырь, расположенный на отвесных скалах горы Искушения (Каранталь) с видом на город Иерихон и долину реки Иордан.

, Public Domain

В настоящее время монастырь является туристической достопримечательностью, его земля находится в полной юрисдикции Палестинской национальной администрации, сам монастырь находится в собственности и под управлением иерусалимской православной церкви.

История

Место, где был основан монастырь, было определёно Равноапостольной Еленой во время её паломничества в 326 г. как одно из «святых мест».

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник, желая уединения, ушёл из основанной им Фаранской лавры и основал лавру в пещере Сорокодневной горы.

Монастырь получил свое название по названию горы, которую первые христиане называли Горой Искушения.

Dmitrij Rodionov , CC BY-SA 3.0

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

Deror_avi , GNU 1.2

Монастырь был построен византийцами в VI в. над пещерой, традиционно считавшейся местом, в котором Иисус провел сорок дней в посте и размышлениях.

Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

Deror_avi , GNU 1.2

Палестина, включая Иерихон, был завоевана арабами исламского халифа Умара ибн аль- Хаттаба в 630-е годы.

Крестоносцы захватили этот регион в 1099 г. и построили на этом месте две церкви: одну в пещере, а вторую на вершине горы. Они называли это место "Mons Quarantana"» от латинского слова «Quaranta» - «сорок», количество дней поста Иисуса по Евангелию.

Deror_avi , GNU 1.2

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он писал, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

В 1872 г. во время своего путешествия по Востоку и Святой земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году

В 1895 г. был построен монастырь вокруг пещерной часовни, в которой сохранился камень, на котором сидел Иисус во время своего поста.




Top