Судовая арматура по низким ценам

Арматура – это устройства для управления транспортируемой по трубопроводам систем рабочей средой.

Корпуса арматуры изготовляют литыми, сварными или штампо-сварными. Материал арматуры должен соответствовать материалу труб, чтобы не вызывать контактную коррозию в местах соединения арматуры с трубами. Основными материалами служат сталь, чугуний, латунь, бронза.

Арматура подразделяется на общую и специальную.

Общая арматура применяется в большинстве систем, к ней относятся краны, клапаны, задвижки, захлопки и поворотные затворы.

1. Краны – вид арматуры, в которой канал трубопровода перекрывается цилиндрической, конической или шаровой пробкой с одной или с несколькими прорезями различной формы. Перекрытие канала обеспечивается притёртостью пробки, поэтому краны используются при относительно небольших диаметрах (до 80 мм) и давлениях (до 2,5 МПа).

Выделяют следующие виды кранов:

Проходные, имеющие одну прорезь в виде прямого канала и сообщающие между собой два трубопровода;

Трёхходовые, имеющие прорези L- или Т-образной формы и сообщающие между собой три трубопровода;

Манипуляторы, имеющие в пробке несколько прорезей различной формы и сообщающие между собой три, четыре и более трубопроводов (применяются, например, в системах гидравлики).

Достоинства кранов: сравнительно малое гидравлическое сопротивление, малая масса и габариты, быстродействие.

Недостатки: неполная герметичность, трудность притирки пробки, опасность гидравлического удара при быстром закрытии крана.

Наиболее совершенной конструкцией является кран с шаровой пробкой. Такой кран обладает хорошей герметичностью, и отсутствием гидравлического сопротивления (так как форма канала в пробке точно соответствует форме присоединяемого трубопровода), может применяться в трубопроводах диаметром до 250 мм и при давлениях среды до 4 МПа.

2. Клапаны – вид арматуры, в которой проход трубопровода перекрывается специальной деталью – тарелкой, перемещающейся возвратно-поступательно по нормали к плоскости седла (места перекрытия канала трубопровода). Клапаны применяются при диаметрах до 500 мм и давлениях до 6,5 МПа.

В зависимости от формы корпуса клапаны могут быть проходными и угловыми.

По выполняемым функциям выделяют следующие типы клапанов:

Запорный клапан (рисунок 1.3.2.1). У таких клапанов шток 6 и тарелка 2 жёстко связаны. В крайнем нижнем положении штока тарелка прижимается к седлу и перекрывает проход трубопровода, в крайнем верхнем положении штока тарелка поднимается над седлом и обеспечивает пропускание среды в обоих направлениях.

Рис. 1.3.2.1. Схема запорного клапана:

1- корпус, 2 – тарелка, 3 – дуги крышки,

4 – винтовой механизм, 5 – маховик, 6 – шток.

Невозвратный клапан (рисунок 1.3.2.2). Такие клапаны не имеют штока и маховика, тарелка 2 прижимается к седлу собственным весом, давлением среды и пружиной 4. Тарелка поднимается и пропускает среду только в том случае, если давление в нижней полости клапана больше, чем в верхней. В противном случае клапан будет закрыт. Таким образом, невозвратные клапаны служат для автоматического пропускания среды только в одном направлении.

Рис. 1.3.2.2. Схема невозвратного клапана:

1- корпус, 2 – тарелка, 3 – крышка с направляющей втулкой, 4 – пружина.

Невозвратно-запорный клапан (рисунок 1.3.2.3). В отличие от запорного клапана, шток и тарелка не связаны друг с другом. Опущенный шток прижимает тарелку к седлу и закрывает клапан. При поднятом штоке клапан работает как невозвратный, пропуская среду только в одном направлении, из нижней полости в верхнюю.

Рис. 1.3.2.3. Схема невозвратно-запорного клапана:

1 – корпус, 2 – тарелка, 3 – шток, 4 – маховик.

Невозвратно-управляемый клапан (рисунок 1.3.2.4). Сочетает в себе функции невозвратного и запорного клапанов. Шток 4 и тарелка 2 соединены между собой с определённым зазором с помощью втулки 3 и шайбы 6. В нижнем положении штока тарелка прижата к седлу и клапан закрыт, в верхнем положении штока тарелка поднята и среда может проходить в обоих направлениях, а в промежуточном положении клапан работает как невозвратный.

Рис. 1.3.2.4. Схема невозвратно-управляемого клапана:

1 – корпус, 2 – тарелка, 3 – втулка,

4 – шток, 5 – маховик, 6 – шайба.

Предохранительный клапан (рисунок 1.3.2.5). Предназначен для предотвращения разрушения трубопроводов при чрезмерном повышении давления среды. Тарелка 2 прижимается к седлу пружиной 4, сжатие которой регулируется специальным устройством 5. При превышении давления среды над рабочим тарелка отжимается от седла и клапан открывается. После выхода части среды из трубопровода и понижения давления в нём тарелка под действием пружины вновь прижимается к седлу, закрывая клапан.

Рис. 1.3.2.5. Схема предохранительного клапана:

1 – корпус, 2 – тарелка, 3 – направляющая втулка, 4 – пружина, 5 – механизм регулировки пружины.

Дроссельный клапан (рисунок 1.3.2.6). Служит для понижения статического давления рабочей среды в трубопроводе. Работает по принципу введения в поток среды дроссельного затвора обтекаемой формы, создающего значительное гидравлическое сопротивление.

Рис. 1.3.2.6. Схема дроссельного клапана:

1 – корпус, 2 – дроссельный затвор, 3 – шток, 4 – винтовой механизм.

Редукционный клапан (рисунок 1.3.2.7). Служит для понижения давления в трубопроводе и для автоматического поддержания пониженного давления на заданном уровне. Понижение давления среды происходит при её прохождении через кольцевую щель, образованную тарелкой 2 и седлом. Размер этой щели можно регулировать. Автоматическое поддержание заданного давления обеспечивает подвижная система из тарелки 2, поршня со штоком 3, рабочей 4 и вспомогательной 6 пружин. С одной стороны на эту систему действует создаваемая рабочей пружиной сила Р 0 , с другой стороны – сила редуцированного давления среды Р ред и сила, создаваемая вспомогательной пружиной Р 1 . При выполнении условия Р 0 = Р ред + Р 1 система находится в равновесии. При колебаниях редуцированного давления подвижная система приходит в движение, величина зазора между тарелкой и седлом изменяется, причём таким образом, что восстанавливается заданное значение редуцированного давления. Колебание давления на входе в клапан не сказывается на положении подвижной системы (оно действует на тарелку и поршень в противоположных направлениях). Настройка клапана на заданное давление осуществляется регулировкой сжатия рабочей пружины.

Рис. 1.3.2.7. Схема редукционного клапана:

1 – корпус, 2 – тарелка, 3 – поршень со штоком, 4 – рабочая пружина, 5 – поджимное устройство, 6 – вспомогательная пружина.

3. Задвижки – вид арматуры, в которой проход трубопровода перекрывается плоским или клиновидным затвором, перемещающимся по нормали к оси трубопровода. Применяются при диаметрах 50 – 1000 мм и более и при давлениях до 1,6 МПа. Задвижки с затвором в виде клина или двух шарнирно соединённых дисков называют клинкетами (рисунок 1.3.2.8).

Рис. 1.3.2.8. Схема клинкетной задвижки:

1 – корпус, 2 – клин, 3 – гайка, 4 – шток, 5 – ниша корпуса, 6 – маховик с рукояткой.

Задвижки с плоскими затворами используют для газообразных сред, задвижки с клиновидным затвором – для жидких сред.

Достоинства задвижек по сравнению с клапанами: меньшие масса и габариты, меньшее гидравлическое сопротивление, меньшее усилие закрытия.

Недостатки: плотность запирания трубопроводов меньше, чем у клапанов.

4. Захлопки (рис. 1.3.2.9) – вид арматуры, в которой проход трубопровода перекрывается пластиной, имеющей ось вращения в плоскости седла или в плоскости, параллельной седлу. Используются как правило в трубопроводах больших диаметров при давлениях до 1,0 МПа. По конструкции захлопки могут быть управляемыми (выполняют функцию запорных клапанов) и неуправляемыми (выполняют функцию невозвратных клапанов). Особенностью этого вида арматуры является наличие мягкого уплотнения 4.

Рис. 1.3.2.9. Схема захлопки:

1 – корпус, 2 – захлопка, 3 – ось, 4 – мягкое уплотнение.

5. Поворотные затворы – вид арматуры, в которой в качестве запорного органа служит круглый диск, поворачивающийся вокруг оси, проходящей через линию симметрии трубопровода. Применяются при диаметрах трубопроводов 300 – 1000 мм и при давлениях до 1,0 МПа. В закрытом положении диск перекрывает проход трубопровода, в открытом положении он повёрнут на 90 0 и обтекается средой с обеих сторон. Преимущества поворотных затворов – простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление, малая масса и габариты.

Специальная арматура выполняет частные функции в той или иной системе, к ней относятся: кингстоны, шпигаты, грязевые коробки, конденсатоотводчики и др.

Приводы управления арматурой .

Приводы подразделяют на местные и дистанционные.

Местные приводы установлены непосредственно на объекте. К местным ручным приводам относят маховики, рукоятки, ключи, которые обычно входят в состав арматуры в качестве отдельных узлов.

Дистанционные приводы служат для управления в отдалении от объекта.

Основные требования к дистанционным приводам:

Осуществление надёжного контроля над закрытием и открытием арматуры;

Обеспечение требуемой скорости срабатывания;

Исключение самопроизвольного изменения режима работы управляемого объекта;

Возможность использования в случае необходимости резервных средств управления (ручных);

Бесперебойная работа в затопленных помещениях.

Дистанционные приводы подразделяют на механические, гидравлические, пневматические и электрические.

1. Механические приводы .

К механическим приводам относятся:

Тросовые приводы, представляющие собой систему тросов диаметром 3 – 7 мм и блоков;

Валиковые приводы, использующие для передачи крутящего момента валики, представляющие собой трубы диаметром 32 – 70 мм. Валики соединяются между собой с помощью соединительных и ходовых муфт. Изменение направления линии валиков осуществляется с помощью шарнирных муфт или конических зубчатых передач. К элементам набора валики крепятся кронштейнами. Непроницаемость прохода валиков через водонепроницаемые переборки и палубы обеспечивается использованием палубно-переборочных сальников.

Схема валикового привода представлена на рисунке 1.3.2.10.


Достоинство: простота и надёжность.

Недостатки: большая масса и габариты, малая скорость срабатывания и ограниченная дальность управления.

2. Гидравлические приводы .

В гидравлическом приводе потенциальная энергия (давление) жидкости, полученная в объёмном насосе, передаётся к исполнительному механизму и преобразуется в механическую работу открытия или закрытия арматуры. В качестве рабочих жидкостей в гидроприводах используют вязкие капельные жидкости, чаще всего минеральные масла высокой очистки. Для поддержания заданного давления (10 – 15 МПа) при неработающих насосах и обеспечения плавности срабатывания привода в его состав включают гидроаккумуляторы. В качестве распределительных устройств используются клапанные, крановые и золотниковые манипуляторы. В качестве исполнительных механизмов наибольшее распространение получили однополостные подпружиненные сервоприводы, двухполостные сервоприводы, реечные и рычажные гидромашинки, реже – гидромоторы.

Схема гидропривода представлена на рисунке 1.3.2.11.


Рис. 1.3.2.10. Схема гидравлического привода.

В состав привода входят бак с рабочей жидкостью (маслом) 1, насос 6, пневмогидроаккумулятор 4, трубопроводы 5, кран-манипулятор 3, исполнительный механизм 2 (двухполостной сервопривод), управляющий штоком клапана. С помощью крана-манипулятора поток масла направляется в одну из полостей гидроцилиндра 2, для другой полости одновременно открывается слив масла в бак.

Достоинства гидропривода: надёжность и плавность работы, возможность создания больших усилий и одновременного управления большим количеством арматуры, свобода компоновки.

Недостатки: большая масса, сложность монтажа и контроля работы исполнительных механизмов.

2. Пневматические приводы .

По принципу действия пневматический привод подобен гидравлическому, с той разницей, что в качестве рабочей среды используется сжатый воздух давлением до 4,5 МПа, получаемый от системы воздуха среднего давления.

Управление впуском воздуха осуществляется краном-манипулятором. Системы пневмопривода выполняются открытыми (отработавший в исполнительном механизме воздух стравливается в атмосферу).

Достоинства: пневматический привод легче гидравлического и проще по конструкции, обладает большей быстротой срабатывания.

Недостатки: из-за стравливания воздуха работа пневмопривода сопровождается шумом, расширение воздуха приводит к неравномерности срабатывания.

4. Электрические приводы .

Используется для преобразования электрической энергии в механическую работу закрытия или открытия арматуры.

В состав привода входят: источник электроэнергии, электрокабели, пульт управления и исполнительный механизм.

Питание электропривода осуществляется от общесудовой электросети или аккумуляторных батарей.

По характеру движения выходного звена электроприводы подразделяют на:

Поворотные, обеспечивающие поворот по дуге до 360 0 (для управления кранами и поворотными затворами);

Многооборотные, обеспечивающие вращательное движение выходного звена (для управления задвижками);

Прямоходные, обеспечивающие поступательное движение выходного звена (для управления клапанами).

В качестве исполнительных механизмов используются электродвигатели и электромагниты. Привод с электродвигателями получается очень громоздким и требует больших электрических мощностей, поэтому применяется редко - для клапанов и задвижек больших диаметров. Более широкое распространение получил электромагнитный привод, отличающийся малыми габаритами, быстротой действия и лёгкостью управления.

Судовыми системами называют сеть трубопроводов с арматурой и механизмами, предназначенную для перемещения жидкостей или газов по судну.

Трубопроводы — В судовых системах они выполняются из стальных труб, которые для защиты от коррозии оцинковывают или покрывают пастой на основе бакелитового лака. Широкое применение находят также
пластмассовые трубы из винипласта и полиэтилена, обладающие высокой стойкостью против разрушающего действия морской воды, бензина, щелочей и кислот.На трубопроводы судовых систем наносят отличительные (основные и дополнительные) и предупреждающие знаки в виде цветных колец. Основной отличительный знак определяет проводимую среду, а сочетание основного и дополнительного отличительных знаков устанавливает значение трубопровода. Цвет отличительных знаков зависит от проводимой среды: вода - зеленый, пар - серебристо-серый, горючие жидкости - коричневый, загрязненные жидкости^- черный, газы - желтый, воздух - голубой, кислота и щелочи - сиреневый.

Предупреждающие знаки наносят на трубопроводы систем пожаротушения (красные) и систем питьевой воды (синие). На трубопроводах с токсичными жидкостями или газами предупреждающий знак имеет желтый цвет с черными диагональными полосами. Ширина отличительных колец 25 мм (узкие) и 50 мм (широкие), предупреждающих 50 мм. Кольца предупреждающих знаков наносят между
кольцами отличительных знаков без зазора.

Трубы между собой соединяют с помощью сварки. Сварное соединение труб обычно выполняют встык
и только в отдельных случаях внахлестку.

В тех местах, где необходим Демонтаж, применяют разъемные соединения (рис.). Такие соединения
наиболее часто выполняют на фланцах. Закрепленные на концах труб фланцы стягивают болтами.
Чтобы обеспечить необходимую плотность, между фланцами устанавливают прокладки из резины,
паронита, картона, красной меди и др. Трубы небольшого диаметра часто соединяют при помощи резьбовых муфт, навинченных на концы труб. Уплотнение резьбового соединения достигается подвивкой на резьбу льняного волокна, промазанного суриком или белилами. Легкоразъемным является штуцерное соединение, которое можно применять при небольших диаметрах труб. В штуцерном соединении трубы стягивают накидной гайкой. На конце одной трубы гайка упирается
в буртик, а на другую трубу навинчивается. Очень удобными являются дюритовые соединения, которые значительно упрощают монтаж трубопроводов. В этом случае трубы соединяют эластичными дюритовыми муфтами, которые обжимают хомутами.

В местах прохода труб через водонепроницаемые переборки в последних устанавливают переборочные
стаканы, представляющие собой короткую трубу с фланцами на концах. Посередине трубы приваривают третий фланец большего диаметра, которым стакан крепится к переборке.

Закрепленные жестко к переборкам трубопроводы при изгибе судна и изменении температуры могут
получать значительные деформации. Для уменьшения напряжений в трубах при их деформации на трубопроводах устанавливают компенсаторы. В большинстве случаев компенсаторы - это небольшой кусок изогнутой трубы. Только в длинных трубопроводах большого диаметра могут применяться компенсаторы сальникового типа.

Арматура . По конструкции и назначению всю арматуру судовых систем можно разделить на следующие группы: клапаны и клапанные коробки; краны и крановые манипуляторы; задвижки и клинкеты; захлопки.

Наиболее распространенной арматурой в судовых системах являются
клапаны (рис.)-запорные устройства, у которых проходное отверстие
закрывается тарелкой, плотно прижатой к седлу в корпусе клапана. Положение тарелки фиксируется при помощи винтового штока. При вращении штока он получает поступательное перемещение вверх или
вниз. По способу соединения штока с тарелкой клапаны разделяются
на запорные, невозвратные, невозвратно-запорные и невозвратно-управляемые (рис.).

В запорном клапане шток соединен с тарелкой без зазора. При таком
соединении положение тарелки определяется положением штока. Подъем штока вызывает подъем тарелки и открывание клапана. При опускании штока тарелка плотно прижимается к седлу, закрывая клапан.

Невозвратный клапан штока не имеет. При повышениии давления в полости под тарелкой или при разрежении в верхней полости жидкость поднимает тарелку и проходит через клапан. После прекращения работы насоса тарелка под действием силы тяжести садится на седло клапана и препятствует перетеканию жидкости в обратном направлении. Невозвратные клапаны устанавливают
в системах, где нужно обеспечить движение жидкости только в одном направлении.

В тех случаях, когда нужно не только обеспечить одностороннее движение жидкости, но и полностью
перекрыть трубопровод, применяют невозвратно-запорные клапаны. У них шток не соединен с тарелкой. При верхнем положении штока тарелка может подниматься и клапан работает как невозвратный. Полностью опущенный шток плотно прижимает тарелку к седлу, чем обеспечивается перекрывание трубопровода.



Невозвратно-управляемый
клапан имеет шток, который соединен с тарелкой с зазором. В случае небольшого подъема штока тарелка свободно лежит на седле и клапан работает как невозвратный. При дальнейшем подъеме штока вместе с ним поднимается тарелка, тем самым обеспечивая двустороннее движение жидкости. В крайнем нижнем положении шток прижимает тарелку к седлу, перекрывая клапан.

Для удобства обслуживания системы часто несколько клапанов имеют общий корпус. Такие клапанные коробки в зависимости от количества подключаемых к ним трубопроводов могут быть двух-, трех- и четырехклапанными.

Каждая судовая система работает при определенном давлении в магистрали. Для предупреждения случайного повышения давления на трубопроводах некоторых систем устанавливают предохранительные клапаны. В таких клапанах тарелка прижимается к седлу калиброванной пружиной, степень сжатия которой может регулироваться специальным винтом. При повышении давления сверх установленного предела клапан открывается и выпускает некоторое количество жидкости или газа, в результате чего давление в магистрали падает.

Следующую группу арматуры составляют краны (рис.). Кран представляет собой такое запорное
устройство, в котором трубопровод перекрывается плотно притертой пробкой. Для прохода жидкости в пробке имеется сквозное отверстие. Трубопровод перекрывают поворотом пробки на определенный угол. Но в кранах трудно обеспечить герметичность, поэтому они применяются в трубах с небольшим
диаметром и малым давлением.

В трубопроводах с значительными диаметрами часто применяют клинкеты (рис.), которые, имея небольшое гидравлическое сопротивление, в то же время обеспечивают хорошую плотность. В клинкетах проходное отверстие закрывается клиновой задвижкой, которая винтовым штоком может перемещаться в направлении, перпендикулярном оси трубопровода. Для того чтобы обеспечить необходимую плотность, задвижка и направляющие имеют небольшой уклон.

В системах с небольшим рабочим давлением при больших диаметрах труб применяют захлопки (рис.), представляющие собой шарнирный клапан. В большинстве случаев захлопки выполняют роль невозвратного клапана, т. е. пропускают жидкость в одном направлении и, закрываясь под действием силы тяжести, препятствуют проходу жидкости в другом направлении.

Управляют арматурой обычно с места ее установки вручную вращением маховика или поворотом рукоятки. Если арматура расположена в малодоступных местах, ею управляют при помощи дистанционного привода.

Наиболее простым видом дистанционного привода является ручной валиковый привод (рис. а). В этом случае вращение маховика передается штоку клапана через систему валиков, соединенных между собой муфтами. Если валик имеет ломаную ось вращения, отдельные части валика соединяются между собой при помощи шарниров или применяется коническая зубчатая передача.

При применении гидравлического дистанционного привода (рис.6) каждый клапан или клинкет имеет гидравлический цилиндр, внутри которого помещен поршень, соединенный штоком с тарелкой клапана. В цилиндр под давлением подается рабочая жидкость, что вызывает перемещение поршня, которое передается тарелке клапана, в результате чего клапан открывается или закрывается. Вместо жидкости в дистанционных приводах может применяться сжатый воздух. Такие пневмоприводы обычно применяют в быстродействующих пусковых клапанах противопожарных систем.

Насосы и вентиляторы . Они применяются для перемещения жидкости и газов в судовых системах. Из различных типов насосов на судах наиболее широко используют поршневые, центробежные и струйные.

Поршневые насосы (рис. а) перемещают жидкости возвратно-поступательным движением поршня.
Движение поршня вверх вызывает понижение давления в цилиндре, в результате чего нагнетательный клапан закрывается, а всасывающий открывается, и жидкость под действием атмосферного давления будет по всасывающему трубопроводу поступать в цилиндр. При обратном движении поршня всасывающий клапан закрывается, и жидкость через нагнетательный клапан выталкивается в напорный трубопровод. Так как жидкость поступает в цилиндр только под действием атмосферного
давления, то высота всасыванияне может превышать 10 м. Давление нагнетания в поршневом насосе может быть создано неограниченно высокое и оно зависит от производительности насоса.

В центробежных насосах (рис. б) перемещение жидкости происходит по действием центробежных
сил, которые возникают при вращении лопастного колеса. Центробежные силы отбрасывают жидкость
в спиралевидный канал, в результате чего в центре образуется разрежение, обеспечивающее приток
воды по всасывающему трубопроводу. Для пуска насоса его корпус и всасывающий трубопровод должны быть заполнены водой. Поэтому при расположении центробежного насоса выше уровня жидкости на конце приемного трубопровода устанавливают невозвратный клапан, что дает возможность при пуске залить насос водой.

Струйный насос , или эжектор (рис. в), состоит из диффузора, представляющего собой трубунебольшой длины, имеющую сужение в средней части. С одного конца в диффузор введена насадка,через которую подается рабочая вода или пар. Этим же концом диффузор сообщается с всасывающимтрубопроводом. Другой конец диффузора присоединен к нагнетательному трубопроводу. Рабочая вода или пар, вытекая с большой скоростью из насадки, увлекает за собой воздух, в результате чегосоздается разрежение, обеспечивающее подъем жидкости по всасывающемутрубопроводу.

Вентиляторы служат для перемещения воздуха или газа при давлении, не превышающем 5 кПа.
По принципу действия вентиляторы делятся на центробежные и осевые. В судовых системах наиболее часто применяют центробежные вентиляторы, которые работают на том же принципе, что и центробежные насосы.

АРМАТУРА судовая Происхождение: лат. armatura - вооружение, снаряжение
Устройства, детали и другие конструктивные элементы (клапаны, выключатели, краны и т.п.) не входящие в состав основного оборудования, но обеспечивающие его работу. По принадлежности различают арматуру трубопроводную, машинную, котельную, электротехническую и т. д. Наиболее характерной для судовых условий является трубопроводная арматура, обеспечивающая работу судовых систем и систем судовых энергетических установок.

Морской энциклопедический справочник. - Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Смотреть что такое "АРМАТУРА судовая" в других словарях:

    ГОСТ 30816-2002: Арматура судовая фланцевая. Строительные длины - Терминология ГОСТ 30816 2002: Арматура судовая фланцевая. Строительные длины оригинал документа: 3.2 кингстон: Запорный клапан, устанавливаемый в подводной части судна, имеющий концевое соединение для крепления к борту или днищу судна и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Арматура электрическая судовая - АРМАТУРА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СУДОВАЯ, приборы, служащіе для распредѣленія электр. энергіи на кораблѣ: фонари, выключатели, штепселя и вилки для переносныхъ лампъ, рефлекторы для освѣщенія верхней палубы и трюмовъ, люстры и бра въ офицерскихъ… … Военная энциклопедия

    Судовая арматура, разобщающая и соединяющая судовые трубопроводы с забортным пространством. В зависимости от расположения выхода трубопровода в забортное пространство 3абортная арматура делится на донную (отверстие ниже ватерлинии) и отливную… … Морской энциклопедический справочник

    Трубопроводная арматура - У этого термина существуют и другие значения, см. Арматура. Памятник водопроводу в Мытищах, на вершине разноцветные задвижки … Википедия

    трубопроводная арматура - Техническое устройство, устанавливаемое на трубопроводах и емкостях, предназначенное для управления (перекрытия, регулирования, распределения, смешивания, фазоразделения) потоком рабочей среды (жидких, газообразных, газожидкостных,… … Справочник технического переводчика

    Строительные - 7. Строительные нормы и правила. title= Контактные сети электрифицированного транспорта. Контактные сети электрифицированного транспорта. Правила производства и приемки работ. М.: Стройиздат, 1977.

Современная судовая арматура представляет собой разнообразные компоненты трубопроводов плавательных средств, выполняющие функции регулирующих и разобщительных приспособлений.

1 Судовая арматура – зачем она нужна на корабле?

В наши дни морское или речное судно – это не простое средство для транспортировки разных видов грузов и людей. Современные корабли располагают множеством технических систем, которые обеспечивают их работоспособность, а также комфорт для команды и пассажиров. Среди таких систем можно выделить следующие комплексы:

  • кондиционирования воздуха;
  • очистки воды;
  • пожаротушения;
  • подачи газа и воды;
  • обеспечения электричеством;
  • удаления стоков.

Понятно, что для их работы требуется трубопроводная и запорная арматура, которая по своей функциональности похожа на ту, которая используется в сухопутных трубопроводах. От кормы до носа суда наших дней напичканы такой арматурой. И чем крупнее корабль, тем больше на нем присутствует специальной арматуры всевозможных размеров и типов.

Например, когда речь идет о простейшем буксире, работающем на дизельном топливе, перевозящем небольшие объемы грузов на недалекие расстояния, судовая арматура на нем может быть представлены несколькими запорными и одним топливным клапаном. А вот уже огромные океанские лайнеры либо грузовые корабли, совершающие плавание между континентами, имеют в своей конструкции массу трубных узлов, резервуаров, насосного оборудования, которое просто-напросто не будет функционировать без той или иной арматуры.

Сразу заметим, что трубопроводная арматура на кораблях подбирается очень тщательно. Она, во-первых, должна принимать во внимание агрессивность окружающей среды (например, соленой воды, если речь идет о морских судах), а во-вторых, учитывать агрессивность перевозимых грузов (горючих материалов, нефти и так далее). Если приспособления выбираются неправильно, они очень быстро приходят в негодность, а значит, на судне может возникнуть чрезвычайная ситуация, что чревато многими проблемами.

2 Виды корабельной арматуры – какой она бывает?

Всю арматуру на современных плавательных средствах принято делить на запорную, трубопроводную, машинную, электротехническую. Судовая запорная арматура предназначается для изменения характеристик потоков жидких и газообразных веществ, а также для перекрытия таких потоков. Ее обычно причисляют к какой-либо подгруппе в зависимости от того, каким образом орган, контролирующий и изменяющий поток среды, перемещается.

С этой точки зрения классификация запорных корабельных приспособлений выглядит следующим образом:

  • арматура с запором, который совершает вращение вокруг своей оси (различные типы заслонок и затворов);
  • арматура с запором, который передвигается перпендикулярно жидкостному либо газовому потоку (задвижки, особые виды золотников и пр.);
  • арматура мембранного типа (в ней эластичная диафрагма воспринимает определенную нагрузку);
  • арматура с запором, перемещающимся с потоком в одном и том же направлении (захлопки, специальные корабельные клапана).

Машинные и электротехнические приспособления не так разнообразны, как запорные устройства. Они выполняют специализированные задачи и могут иметь между собой существенные отличия, в зависимости от технической "начинки" плавательного средства, на которое они устанавливаются. А вот трубопроводная корабельная арматура считается самой распространенной.

Она в разных количествах имеется на любом судне наших дней. может быть и контрольной, и запорной, и регулирующей, и предохранительной.

3 Краткие описания востребованных видов корабельной арматуры

Клинкетные задвижки монтируются в разнообразных системах плавательных средств с целью надежной блокировки проводимых жидких потоков. Такие задвижки необходимы для топливных, охлаждающих, водоотливных, креновых, бытовых, осушительных, балластных и энергетических систем. Кроме того, они используются в корабельных комплексах тушения пожаров.

Во многих из вышеуказанных систем также применяется такая арматура:

  • Редукционные клапаны. Данные устройства могут поддерживать в требуемом интервале постоянную величину давления в трубопроводах. Именно редукционные клапаны способны без преувеличения спасти корабль и его команду в тех случаях, когда давление начинает в силу разных причин "скакать".
  • Регулирующие клапаны. Они позволяют дискретно и непрерывно изменять давление и расход сред в трубопроводных системах. Ни одна балластная либо топливная система судна не может обойтись без таких клапанов.
  • Невозвратно-запорные и запорные клапаны. Эта судовая арматура предназначается для перекрытия жидких и многих специальных сред в трубопроводах. Сейчас налажено производство клапанов с ручным и дистанционным управлением. Такие устройства оснащаются специальными датчиками, дающими возможность арматуре работать в полностью автоматическом режиме.
  • Пожарные клапаны. Изделия узконаправленного функционального назначения. Они монтируются в водопроводе корабля, обеспечивающего пожарную безопасность судна.
  • Шаровые клапаны. Выполняют функцию запорных механизмов либо разобщительных приспособлений для газов и жидких сред.
  • Многоклапанные коробки. Выполняют те же задачи, что и шаровые клапаны, но имеют более сложную конструкцию.

Также широко распространена на кораблях и другая арматура: быстрозапорные клапаны (требуются для оперативного закрытия потоков на отдельных участках трубопроводов), кингстоны (запорные судовые приспособления, обеспечивающие удаление и прием пароводяных смесей, жидкостей), дроссельные клапаны (повышают/снижают давление перед или за дросселем), фильтры (корабельные очищающие приспособления для обработки топлива, масел, воды из-за борта).

Нельзя обойти вниманием и специальные предохранительные клапаны, и путевые захлопки, используемые в качестве арматуры на судах. Первые увеличивают эксплуатационный срок трубопроводных систем, сбрасывая (частично) излишек накапливаемых в трубах жидкостей. Вторые при необходимости могут практически мгновенно заблокировать жидкостный поток, а главная их задача заключается в том, чтобы направлять рабочие среды в одном направлении.

4 Материалы для изготовления арматуры плавательных средств

Еще совсем недавно почти все виды корабельной арматуры производились из разных марок , латуни, чугуна и бронзы. Сейчас ситуация начала изменяться. Компании осваивают производство описываемых нами приспособлений из , титановых и других сверхнадежных сплавов, обладающих рядом особых характеристик.

Впрочем, и старые материалы применяются весьма активно. Трудно найти замену той же бронзе, арматура из которой является оптимальной для судов, бороздящих соленые морские воды. Бронзовая арматура не боится коррозии, она выдерживает негативное воздействие специфического воздуха в океанах и морях, отличается достаточной прочностью. Аналогичными свойствами обладают хромоникелевые и медноникелевые стальные композиции. Их зачастую даже не нужно подвергать дополнительной обработке с целью повышения их антикоррозионных свойств.

Самым же перспективным материалом для изготовления корабельной арматуры во всем мире нынче признается титан и сплавы на его основе. Он имеет уникальную стойкость против коррозии в пресной и морской воде, высокие прочностные показатели, и при этом вес титановых приспособлений очень мал. Подобный комплекс характеристик делает титановую арматуру практически вечной. К сожалению, ее стоимость достаточно высока. Поэтому в странах СНГ титановые сплавы применяются пока что редко.


Вся предназначается для регулирования, перекрытия и переключений в системах трубопроводов. В

зависимости от этого происходит изменение направления движения вещества в трубопроводе, сохранение стабильного значения давления в системе, изменение количества вещества, которое проходит по трубопроводу. Вследствие близкой дислокации города к воде и наличия большого количества судоходных рек и каналов, в Санкт-Петербурге является одним из самых востребованных технических товаров.


Материалом для изготовления судовой арматуры может быть: сталь, латунь, бронза.


В зависимости от назначения и конструкции всю судовую арматуру условно делят на следующие категории:

1. Клапаны судовые. Основным элементом клапана является тарелка, которая может перекрывать сечение проточной части трубопровода. По способу управления рабочей частью тарелки клапаны бывают:

· запорные;

· предохранительные;

· невозвратные;

· невозвратно-управляемые;

· невозвратно-запорные;

· редукционные;

· дроссельные.

Запорные клапаны регулируются с помощью шпинделя. Предохранительные, редукционные и невозвратные клапаны работают в автоматическом режиме, у них тарелка прижимается под воздействием давления среды и собственного веса тарелки или пружины.

Предохранительные судовые клапаны тоже работают в автоматическом режиме: среда отжимает тарелку, которая подпружинена регулируемой пружиной. Под воздействием избыточного давления среда давит на тарелку и отжимает её от седла, в результате чего клапан приоткрывается и избыточное давление сбрасывается.

Дроссельные судовые клапаны применяют в основном для снижения давления в трубопроводе. Для этого


регулируют положение тарелки на требуемое значение давления в системе, вследствие чего изменяют гидравлическое сопротивление среды.


Редукционные клапаны применяют для уменьшения статического давления в трубопроводе и поддержания его стабильно заданного значения. Вследствие колебаний давления в системах различного назначения происходит нарушение технологического цикла и сбой многих регулировок, для уменьшения этих вредных гидравлических явлений в системах судовых трубопроводов применяют редукционные клапаны.

2. Задвижки судовые клинкетные. Довольно часто данные задвижки именуют как клинкеты, они имеют клиновидный диск, который перекрывает все сечение трубопровода. Клинкетные задвижки используют в основном для запорных целей или как спускную арматуру.

3. Другая вспомогательная арматура, предназначенная для регулировки среды, протекающей в трубопроводе.

В качестве приводов для управления регулирующей арматуры выступают местные и дистанционные системы, работающие вручную, от двигателей или автоматически.
Продажа судовой арматуры сегодня осуществляется многими компаниями, но действительно качественную судовую арматуру предоставляет лишь небольшое количество предприятий. Чтобы купить судовую арматуру следует заранее узнать все необходимые рабочие параметры: диаметр трубопровода, рабочее давление, температура среды в трубопроводе, наличие агрессивной среды.




Top