Сильный стресс у ребёнка

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Причины стрессов

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Симптомы стресса у детей

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Как же бороться со стрессом у детей?

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

Врач педиатр Литашов М.В.

Стресс у ребенка считается физиологическим ответным реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний. У детей стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять неодинаково на каждого из детей.

Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях. Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые трудности, неприятности и разочарования.

Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды. Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять настраивается на обычное повседневное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение к ребенку или рождение второго малыша.

Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей. Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

Стресс у ребенка после садика

От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

Стресс у ребенка после больницы

Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

Как снять стресс у ребенка

Дети могут окунаться в стрессовые состояния вследствие ощущения со стороны близких давления, они мечтают преуспеть в спорте, учебе и т.д. Малышу еще довольно трудно справляться с факторами, провоцирующими возникновение нервозности и стрессовых состояний, поэтому важной задачей взрослых является помощь в преодолении жизненных трудностей малышей.

Стресс у ребенка и его симптомы заметить можно сразу по изменившемуся поведению собственного чада. Можно выделить общие признаки стрессовых состояний, которые наблюдаются у большинства малышей, и довольно редкие симптомы индивидуального характера. К общим признакам относят головную боль, нарушение сна, повышенную тревожность, нередко агрессивность, подавленность. Общая стрессовая симптоматика может различаться в зависимости от возрастного периода, в котором находится ребенок, и его социального окружения.

Стресс у ребенка и симптомы индивидуального характера могут проявляться выпадением волос, частыми болями в эпигастральной области, заиканием и др.

Стресс для каждого малыша является угрожающим состоянием эмоционального перенапряжения, которое впоследствии отразится на психическом здоровье и физическом самочувствии. Однако последствия стрессового воздействия несут большую опасность. Поэтому первоочередной задачей мам и пап является своевременное обнаружение симптомов детской подавленности.

Как вывести ребенка из стресса? Можно выделить два ключевых метода борьбы со стрессами. Первый метод заключается в устранении причин, провоцирующих тревожные и стрессовые состояния у малышей, а второй – в помощи в выработке позитивных стратегий битвы с подавленностью эмоционального характера.

Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам. Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу. Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

Родителям необходимо помнить о том, что собственное чадо следует ценить в любых обстоятельствах и ситуациях. Поэтому родителям рекомендуется демонстрировать открыто заботу о малыше, собственную любовь, дарить ему тепло и не скупиться на объятия. При воспитании малышей нужно учитывать не только собственные желания, но и прислушиваться к мнению и желаниям детей. Если взрослый решил что-то запретить крохе, то следует объяснить ему причину, по которой не следует это делать. В противном случае малыш будет воспринимать такие шаги со стороны родителей в качестве давления на собственную персону. Важным «ликвидатором» стресса является умение родителей воспринимать серьезно все, даже самые незначительные проблемы ребенка. Еще одним так называемым «ликвидатором» стрессовых проявлений является расслабление. Поэтому родителям рекомендуется подобрать для собственного малыша оптимальный для него метод расслабления. Среди способов релаксации можно выделить семейный отдых на природе или просмотр доброго мультика.

В определенных условиях с целью уменьшения стрессовых проявлений необходимо родителям предпринять ряд действий для того чтобы разгрузить малыша. Так, например, если причины стрессового состояния связаны с нехваткой времени у ребенка для выполнения домашнего задания вследствие большого количества внешкольных мероприятий, можно попробовать ограничить число таких мероприятий, занятий или факультативов. Такие действия позволят ребенку высвободить время для выполнения домашнего задания, а также поможет ему сэкономить собственную энергию, которую он впоследствии сможет сконцентрировать на более важных вещах.

Иногда все, что необходимо малышам – это ощущение рядом своих родителей. Папа и мама могут только своим присутствием поспособствовать улучшению самочувствия малыша.

Если малыш совсем маленький можно помочь ему понять собственные эмоции. Многие крохи еще не научились выражать чувства при помощи слов. Умение передавать эмоции посредством слов способствует тому, что ребенок будет реже истерить, выплескивать негатив или .

Считается, что стрессы чаще возникают у взрослых на фоне нестабильной социальной или экономической ситуации. На самом деле стресс у ребенка возникает намного чаще, хотя в большинстве случаев родители и близкие не замечают этого.

Жизнь детей не так стабильна, как жизнь взрослых. У них постоянно меняется род занятий, появляется ответственность и новые обязанности. Стрессу способствуют возрастные изменения в организме и нестабильный гормональный фон в пубертатном периоде. Многие родители невнимательно относятся к своим детям и путают симптомы патологии с банальными детскими капризами. Отсутствие внимания и не вовремя диагностированный стресс могут привести к эмоциональной нестабильности у детей, нервным расстройствам и возможным психическим заболеваниям во взрослой жизни.

Психологи считают, что большинство расстройств во взрослой жизни связано именно с и страхами. Стресс в детстве может привести к множеству проблем: от чувства заниженной самооценки до различных маний и даже шизофрении.

Стадии стресса у детей

Существует несколько стадий стресса у детей:

  1. Стадия тревоги. Дети не сигнализируют ни эмоционально, ни словесно о пережитом стрессе. Они пытаются замкнуться в себе, настороженно относятся к любым событиям и действиям других людей. Физически чувствуют себя нормально.
  2. Стадия сопротивления. Дети могут чувствовать себя уставшими и истощенными. Это связано с перерасходом энергии нервной системой на внутренние переживания.
  3. Стадия истощения. У детей заканчиваются физические и моральные силы переживать стресс. Нервная система теряет контроль над эмоциями, могут возникать вспышки апатии или агрессии, бессонница из-за кошмаров. Подростки становятся скрытными, недоверчивыми, у них может возникать суицидальный синдром.

Вернуться к оглавлению

Причины и симптомы стрессов у детей

В зависимости от возраста детей могут варьироваться причины возникновения патологии. У новорожденных детей и малышей до года к нервному расстройству может привести разлука с матерью, смена формы кормления, болезнь, испуг. При этом малыш очень чувствителен к психологическому состоянию своих родителей. Любая ссора, истерика у родителей может быть воспринята детьми как собственная.

Сильный стресс вызывают в жизни детей переходные периоды, которые происходят в трехлетнем, шестилетнем (семилетнем) возрасте и при вступлении в пубертатный период. Это связано с переменой обстановки, появлением новых обязанностей, гормональными изменениями в организме. Необходимо обеспечить поддержку своему малышу при первых походах в детский сад и школу, при возникновении первых подростковых проблем и переживаний.

Причины возникновения стресса у детей:

  1. Отсутствие внимания со стороны родителей. Если родители не уделяют малышу должного внимания, постоянно отмахиваются от его просьб и вопросов, тот начинает искать причину отсутствия их любви в себе, что вызывает сильнейший стресс.
  2. Частые пристыживания, неудачи и унижения родителями, особенно прилюдно. Подобные методы воспитания приводят к возникновению у детей чувства собственной неполноценности, которое затем проецируется на взрослую жизнь.
  3. Страх и испуг. Для детей существует множество внутренних и внешних страхов, которые могут привести к сильному стрессу. Внешние: нападение человека или животного, страшный фильм или книга, звук и т.д. Внутренние: фантазирование, проблемы в семье, психологическое давление со стороны взрослых.
  4. Изменения во внешней обстановке. Это самая распространенная причина патологии у детей. Расставание с родными и друзьями, переезд, смена детского сада и школы, перемены в расписании дня, окончание или начало учебного года, первая любовь — все эти события в жизни детей являются для них стрессом.
  5. Увлечение компьютерными играми. С развитием технологий данная причина патологии постепенно выходит на первую позицию. Дети могут более реалистично воспринимать игру, чем взрослые. Стресс вызывает неудача в игре, конфликт со взрослыми, недосып и нарушение питания.

Вернуться к оглавлению

Проявление патологии

Проявления стресса у детей:

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Вернуться к оглавлению

Как снимать стресс у детей?

Прежде чем задаваться вопросом, как снять стресс у ребенка, необходимо сперва принять и понять проблему. Некоторые родители предпочитают не замечать проблемы своих детей. Они считают, что детские страхи и стрессы связаны исключительно с их возрастом, мол, вырастет и все пройдет. Но детский стресс может стать причиной многих проблем:

  • заболевания внутренних систем и органов: сахарный диабет, заболевание желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, проблемы с мочеиспусканием и стулом;
  • большинство заболеваний нервной системы;
  • возникновение суицидального синдрома;
  • проблемы с адаптацией и отношениями во взрослой жизни;
  • возникновение страхов и маний.

Большинство психологических проблем взрослой жизни связаны со стрессовыми ситуациями в детстве, поэтому взрослому важно вовремя распознать симптомы стресса и помочь своему ребенку. Не стоит отмахиваться от своего малыша, когда он пробует рассказать матери или отцу о своих проблемах. Часто взрослые не понимают детей, считают их страхи детскими фантазиями.

После пережитого стресса дети могут замыкаться в себе, не доверять взрослым, отказываться говорить о своих проблемах. Ни в коем случае нельзя давить на детей, расспрашивать о чем-то неприятном без необходимости. У маленьких детей со стрессом поможет справиться родительская ласка, рисование (желательно совместно со старшими), придумывание сказки или реальной истории, где главным героем выступал бы малыш, подвижные игры, лепка, физические упражнения с родителями, просьба в помощи по дому.

Отлично психологическое напряжение у детей любого возраста снимает домашнее животное. Маленькие дети при игре с кошкой или собакой расслабляются и отвлекаются от стресса. Поглаживание животного и общение с ним приводит в порядок нервную и сердечно-сосудистую систему. Дети постарше и подростки могут доверять животным свои проблемы и общаться с ними словесно. Если завести животное дома нет возможности, подобное лечение может осуществляться в так называемых контактных зоопарках.

При сильном стрессе, который может быть вызван сильным испугом, переездом, травмой или болезнью, потерей близких и родственников, лечение должно проходить под контролем психолога.

Специалист поможет малышу определиться со своей проблемой. У старших детей диагностика стресса происходит с помощью личного разговора (родители должны отсутствовать), у маленьких детей — с помощью рисунка или составления сказки, в которых дети подсознательно раскрывают свои страхи.

При восстановлении нервной системы после стресса или депрессии не рекомендуется использовать препараты для взрослых, особенно антидепрессанты. Они противопоказаны людям до 18 лет. Справиться со стрессом помогут физические упражнения (лучше всего подходят командные игры и водные виды спорта), совместные с родителями походы в лес, поездки к рекам и озерам, пикники.

Помогает правильный режим дня. Необходимо следить, чтобы дети ложились и вставали в одно и то же время, следили за своим расписанием, грамотно распределяли свое время, не засиживались за компьютером и телевизором. Поможет справиться с переживаниями и правильное питание. Частые стрессовые ситуации может провоцировать дефицит магния. Дети обязательно должны употреблять бананы, рис, гречку и картофель.

Текст: Ирина Сергеева

Детский стресс - интересно, сколько процентов взрослых сейчас недоумевающе пожмут плечами и скажут, что, мол, у кого-кого, а у детей стрессов не бывает. С чего? Им же так легко живется! Тем не менее, любой грамотный психолог вам подтвердит: детский стресс - явление крайне частое. И чтобы он проходил бесследно, требуется помощь не только специалиста, но и родителей.

Детский стресс- причины и симптомы

Почему может возникать детский стресс ? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?

Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;

  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;

  • ухудшение сна.

Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;

  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);

  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;

  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;

  • появление дефектов речи;

  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;

  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

Симптомы детского стресса у школьников младших классов:

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;

  • ночные кошмары;

  • быстрая утомляемость;

  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;

  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;

  • ложь;

  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);

  • расстройства без видимой на то причины;

  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;

  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;

  • агрессивное отношение к окружающим;

  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;

  • заниженная самооценка;

  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;

  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;

  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;

  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Детский стресс - помогаем преодолеть

Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:

  • обязательные ежедневные прогулки;

  • хорошее питание;

  • соблюдение режима дня;

  • общение с родственниками и друзьями;

  • физические нагрузки;

  • обращение к психологу;

  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у детей

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;
  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  • ухудшение сна.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

    Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

    • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
    • ночные кошмары;
    • быстрая утомляемость;
    • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
    • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
    • ложь;
    • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
    • расстройства без видимой на то причины;
    • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
    • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
    • агрессивное отношение к окружающим;
    • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
    • заниженная самооценка;
    • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
    • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
    • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
    • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Причины стресса у детей

Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

Причины стресса у дошкольников

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

Причины стресса у детей младшего школьного возраста


Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

Профилактика стресса у детей

Общие методы профилактики стресса:

  • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
  • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
  • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
  • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
  • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
  • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

Борьба со стрессом у детей


Общие методы борьбы со стрессом у детей:

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет

Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста

Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

Последствия стресса у детей


  • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
  • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
  • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
  • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
  • Стресс у детей может привести к развитию невроза.
  • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.




Top