Система стандартов организации по безопасности труда. Система стандартов безопасности труда (ссбт). классификационные группировки системы. Категории стандартов ссбт

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой структуру, включающую в себя основные меры по организации безопасных условий работы. Считается частью Государственной системы стандартов. Сформирована на основе существующих правил и инструкций, касающихся техники безопасности и производственной санитарии.

Что собой представляет система стандартов безопасности труда

ССБТ – это комплекс связанных между собой стандартов, включающих нормы и правила, направленные на достижение этих целей:

  • Обеспечение безопасности штата сотрудников.
  • Сохранение здоровья и работоспособности трудящихся.

Сама система стандартов служит следующим целям:

  • Обеспечению единообразия в регулировании безопасности труда, предотвращение разногласий и путаницы.
  • Обнаружению и устранению проблемных участков.
  • Снижению действия на сотрудников вредной среды.

Требования к безопасности являются стандартизированными. На их основании формируется документация, касающаяся безопасности. Стандарты нужны для установления однообразности правил и норм. Последние не должны быть различными у каждой организации, иначе возможна путаница.

Общие положения

Базовые положения о системе изначально содержались в ГОСТ 12.0.001-82. Однако действовал этот нормативный акт до 1 июня 2014 года. Сейчас актуальным является ГОСТ 12.0.001-2013. Существуют правила, устанавливаемые государственными органами, и существуют стандарты. Между ними обязательно должна быть связь. Не допускается противоречий.

Система включает в себя такие стандарты:

  • Государственные (ГОСТ).
  • Для компаний (СТО).
  • Для предприятий (СТП).
  • Отраслевые (ОСТ).

Все эти стандарты отличаются своими особенностями. Рассмотрим их.

Государственные стандарты

Рассмотрим основные особенности ГОСТ:

  • Стандарты устанавливаются Госстандартом РФ.
  • Являются обязательными для использования всеми госорганами и хозяйствующими субъектами.
  • Формируются в отношении норм безопасности, которые отличаются межотраслевым значением.

Структура системы закрепляет раздел 2 ГОСТ 12.0.001-2013. ГОСТ в рамках системы имеет специальные обозначения:

  • Индекс «ГОСТ».
  • 12 – шифр системы.
  • 0-4 – группы стандартов по объекту стандартизации (государственные учреждения, организации и прочее).
  • Три цифры – порядковый номер стандарта, включенного в какую-либо группу.
  • Две или четыре цифры – год принятия стандарта.

К примеру, ГОСТ 12.3.002-2014. В это обозначение входят следующие элементы:

  • ГОСТ – индекс.
  • 12 – шифр системы.
  • 3 – группа стандарта.
  • 002 – порядковый номер стандарта.
  • 2014 – год, в котором принят стандарт.

Есть также наименование стандарта. Оно включает в себя эти элементы:

  • Номер.
  • Категория (к примеру, национальный или государственный стандарт).
  • Общий заголовок.
  • Наименование стандарта.

Рассмотрим основные пять групп стандартов:

  • 0 – организационно-методическая информация (основы и терминология, классификация).
  • 1 – требования по разновидностям негативных производственных факторов (лимиты различных значений, способы отслеживания параметров, способы защиты).
  • 2 – требования к оборудованию (общие нормы, требования к конкретным видам оборудования, методы контроля над выполнением требования).
  • 3 – требования к производственным процессам.
  • 4 – требования, предъявляемые к защитным средствам.

Рассматриваемые стандарты используются государственными субъектами.

Отраслевые стандарты

Рассмотрим основные особенности отраслевых стандартов:

  • Устанавливаются ведомством в сопутствующей области хозяйственной деятельности.
  • Утверждаются нормы безопасности для конкретной отрасли.
  • Обязательны для использования всеми субъектами отрасли и компаниями, применяющими продукцию рассматриваемой отрасли.

Обозначение отраслевых стандартов включает в себя эти элементы:

  • Индекс «ОСТ».
  • Цифровой код, обозначающий ведомство, занимающееся утверждением.
  • Регистрационный номер.
  • Год, в котором принят стандарт.

К примеру, ОСТ 68 12.0.05-87 «ССБТ. Порядок ознакомления с правилами безопасности труда», утвержденный Приказом Роскартографии №136-пр от 6 сентября 2002 года.

Стандарты предприятий и компаний

Стандарты предприятий и организаций отличаются этими особенностями:

  • Устанавливаются специалистами по охране труда, работающими в конкретной организации или на предприятии.
  • Утверждаются нормы безопасности с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия: нюансы организации труда, изготавливаемая продукция, условия труда.
  • Разработанные стандарты являются обязательными для всего штата предприятия или компании.

Это локальные стандарты, которые не распространяются на всю отрасль, на другие производства.

Особенности разработки стандартов предприятий

Стандарты предприятия служат для уточнения и конкретизации норм по охране труда. При этом учитываются условия на конкретном предприятии. Создаваемые локальные стандарты не должны дублировать уже существующие нормы, так как в этом нет смысла. Следует уточнять только то, что не уточнено в существующих нормативных актах.

Объектами стандартизации в масштабах предприятия могут считаться эти направления:

  • Организация деятельности по созданию безопасности труда.
  • План работ по БТ.
  • Обучение и инструктаж специалистов, ответственных за БТ.
  • Контроль над БТ, порядок контроля над объектами с увеличенной опасностью.
  • Организация пожарной безопасности.
  • Нормы эксплуатации защитных средств, ухода за ними.

Локальные стандарты для предприятий не могут устанавливаться для этих направлений:

  • Виды опасных и вредных факторов производства.
  • Нормы безопасности относительно оборудования.
  • Нормы безопасности относительно технологических процессов.

Все перечисленные направления стандартизуются государственными и отраслевыми стандартами.

При формировании собственных стандартов за основу можно взять уже существующие нормативы (государственные, отраслевые). Однако изменение не может производиться в сторону снижения безопасности труда. Она может только ужесточаться. Разработка выполняется в соответствии с этими этапами:

  1. Установление соответствия норм типового стандарта условиям на конкретном производстве. В частности, можно уточнить сроки исполнения ряда мероприятий, ответственных исполнителей.
  2. Проект стандартов демонстрируется на техническом совещании, на котором принимается решение по одобрению акта.
  3. Проект системы стандартов согласуют с профсоюзом, а затем утверждается руководителем субъекта.

Новые стандарты считаются внедренными в том случае, когда они используются в соответствии с областью распространения. Все принятые требования должны выполняться. Если они не выполняются, стандарт не считается внедренным.

Соблюдение принятых стандартов должно контролироваться. Надзорные мероприятия – это ответственность территориальных органов Госстандарта и технической инспекции профсоюзов. Контроль может осуществляться и другими государственными и негосударственными органами.

К СВЕДЕНИЮ! Система стандартов начала действовать с 1972 года. Она постоянно ужесточается, так как изменяются представления об уровне безопасности труда.


Короткий путь http://bibt.ru

1.3. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

Одним из важнейших нормативных документов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ), представляющая собой комплекс взаимосвязанных государственных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда.

Проекты государственных стандартов ССБТ разрабатываются институтами Государственного комитета СССР по стандартам (Госстандарта СССР), отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, институтами охраны труда. Они согласовываются с отделом охраны труда ВЦСПС, Минздравом СССР и органами государственного надзора (Госгортехнадзором, Главгосэнер-гонадзором и др.) и утверждаются постановлениями Госстандарта СССР, после чего вступают в силу, являясь обязательными для всех министерств и ведомств.

Стандарты ССБТ подразделяются на подсистемы, имеющие шифры 0—9, входящие в сокращенное обозначение каждого стандарта из четырех знаков. На первом месте значится обозначение системы — для ССБТ это число 12. Второй знак — шифр подсистемы. Третий знак — порядковый номер стандарта в подсистеме, состоящий из числа от 001 до 100. Четвертый знак — двухзначное число, означающее год утверждения или пересмотра данного стандарта.

Шифры подсистемы подразделяются следующим образом. Шифр 0 — организационно-методические стандарты; шифр 1 — стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов; шифр 2 — стандарты требований безопасности к производственному оборудованию. Шифр 3 — стандарты требований безопасности к производственным процессам. Шифр 4 — стандарты требований к средствам защиты работающих. Шифр 5 — стандарты требований безопасности к зданиям, сооружениям и строительным объектам. Шифры б— 9 — резерв.

Ниже приведено несколько примеров обозначений стандартов раз личных подсистем.

ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения». Здесь число 12 означает систему ССБТ, 0 — шифр подсистемы «Организационно-методические стандарты», число 002 — порядковый номер в данной подсистеме, число 80—1980 г., год утверждения стандарта.

ГОСТ 12.1.028-80 «ССБТ. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума. Ориентировочный метод». Здесь 1 — шифр подсистемы «Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов», 028 — порядковый номер в данной подсистеме, 80 — год утверждения.

ГОСТ 12.2.062-81 «ССБТ. Оборудование производственное. Ограждения защитные». Здесь 2 —шифр подсистемы «Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию», 062 — порядковый номер в данной подсистеме, 81 — год утверждения стандарта.

ГОСТ 12.3.025-80 «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности». Здесь 3 —шифр подсистемы «Стандарты требований безопасности к производственным процессам», 025 — порядковый номер в данной подсистеме, 80 — год утверждения стандарта (1980).

ГОСТ 12.4.100-80 «ССБТ. Комбинезоны мужские для защиты от нетоксичных веществ, механических повреждений и общих производственных загрязнений. Технические условия». Здесь 4 — шифр подсистемы «Требования к средствам защиты работающих», 100 — порядковый номер в данной подсистеме, 80 — год утверждения стандарта.

Все правила и нормы по охране труда должны отвечать требованиям стандартов ССБТ.

8 июня 2016 г. Росстандартом принят ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — Стандарт; взамен ГОСТ 12.0.004-90). Начало действия — 01.03.2017. Рассмотрим его основные положения.

За основу стандарта взяты основные положения ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Постановление № 1/29).

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц, распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения.

Новые термины, введенные Стандартом

В Стандарте впервые применены несколько новых терминов в области обучения, в частности «инструктор по охране труда ». Это лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда (далее — ОТ), включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем порядке к обучению работающих ОТ непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, организующая и проводящая обучение, включая проверку знаний, своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Повышение квалификации — вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Самозанятое лицо — человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Виды и формы обучения безопасности труда

Стандарт определяет основные виды обучения безопасности труда :

  • общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

Документом определены основные формы обучения безопасности труда :

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

Группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда

Определены основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда :

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • лица, привлекаемые к управлению ОТ на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по ОТ, профессионально занятые управлением ОТ и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Рассмотрены вопросы обучения подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. Обучение завершается отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

Работодателям — индивидуальным предпринимателям, которые лично выполняют обязанности специалистов по ОТ, следует пройти профессиональную подготовку по ОТ , дающую право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производства.

К сведению

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ОТ, должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию в сфере ОТ, или безопасности производства, или техносферной безопасности, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой по ОТ или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производств.

Обучение безопасности труда в обучающих организациях

Стандартом определены требования к преподавательскому составу обучающих организаций. В частности, он должен иметь квалификацию не ниже, чем это требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания (обучения, инструктирования) по охране труда или опыт практической работы в сфере ОТ не менее трех лет.

Виды инструктажей:

  • Вводный инструктаж.

При необходимости по решению руководителя предприятия вводный инструктаж проводят и для лиц, посещающих производственные подразделения предприятия и (или) находящихся на подконтрольных предприятию территории и объектах в иных целях.

Обратите внимание!

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный теперь определяются как первичный и повторный инструктажи на рабочем месте.

  • Первичный инструктаж на рабочем месте.

Уточнено, что первичный инструктаж на рабочем месте проходят лица, принятые для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов и инструментов (механизмов), выделяемых работодателем или приобретаемых за свой счет.

  • Повторный инструктаж на рабочем месте.

Исключена возможность более продолжительного срока (до одного года) проведения данного вида инструктажа.

  • Внеплановый инструктаж.

Существенных изменений не внесено.

  • Целевой инструктаж.

Уточнено, что целевой инструктаж проводится при проведении массовых мероприятий на подконтрольной организатору обучения территории и (или) с выездом (выходом) за ее пределы.

Появилось требование вести новый журнал регистрации целевого инструктажа, приведена его форма.

Важно

Все лица, проводящие любые виды инструктажей, должны пройти обучение и проверку знаний требований безопасности и ОТ как инструкторы по ОТ.

  • Стажировка.

Этот вид обучения описан подробнее, чем в предыдущем ГОСТе. Выделим основное:

1. Проводящий стажировку инструктор или опытный рабочий должны пройти обучение как инструктор по ОТ .

2. Срок стажировки:

Для работников рабочих профессий — от 3 до 19 рабочих смен ;

Для не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации — от одного месяца до шести месяцев .

3. Срок стажировки для руководителей и специалистов — от двух недель до одного месяца .

Проверка знаний

Более подробно описана процедура проведения проверки знаний, чем в предыдущем ГОСТе, с незначительными отличиями от Постановления № 1/29.

Значительные отличия:

1. Состав комиссии (постоянно действующей комиссии) — не менее пяти человек , присутствие любых трех из которых на проверке знаний является обязательным (п. 10.7).

Обратите внимание!

Здесь есть противоречие со следующим пунктом, в котором определено, что присутствие председателя обязательно (п. 10.8).

2. Для проведения независимой проверки знаний на таких же условиях создается комиссия обучающей организации.

3. Все члены комиссии должны пройти обучение по ОТ в обучающих организациях и (или) проверку знаний требований ОТ в вышестоящих комиссиях как инструкторы по ОТ.

4. Для проведения независимой проверки знаний организатор обучения может привлечь к проверке знаний сторонних специалистов и (или) обучающие организации, имеющие право осуществлять обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Определено, что обучение проводится под руководством инструктора производственного обучения , прошедшего соответствующее обучение по ОТ как инструктор по ОТ и имеющего большой практический опыт.

К сведению

Если у организатора обучения нет необходимой учебно-материальной базы, допускается проводить обучение на действующих рабочих местах.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения поручаемых им работ проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим

В каждой смене работающих в опасных и (или) вредных условиях труда, а также в обособленных бригадах, работающих вдали от пунктов медицинской помощи, должно быть не менее одного такого обученного лица.

Обучение в форме отдельного курса с итоговой проверкой знаний

Этот вид обучения предназначен для лиц, участвующих в управлении ОТ. Обучение проводится в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Работники рабочих профессий, условия труда которых или характер выполняемых работ требует специального обучения по ОТ и проверки знаний в виде отдельного курса, проходят такое обучение по мере необходимости по решению их работодателя.

Организация процесса обучения безопасности труда

Уточнены виды обучения:

  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по четыре часа в день);
  • с полным отрывом от работы.

Оформление необходимой документации

Появилось требование к форме удостоверения о проверке знаний требований ОТ, которой не было в предыдущем ГОСТе.

Принципиальной разницы между формой и содержанием приведенного удостоверения и удостоверения, определенного Постановлением № 1/29, нет.

Удостоверение теперь должно содержать нумерацию, состоящую из серии (три группы знаков) и номера (три группы знаков):

первая группа — двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами;

вторая группа — один символ:

0 — для организаторов обучения;

1 — для обучающих организаций;

третья группа — ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе идентификации.

Номер удостоверения состоит из:

первая группа — две последние цифры года выдачи удостоверения;

вторая группа — номер протокола проверки знаний требований ОТ;

третья группа — номер проверяемого в протоколе проверки знаний требований ОТ.

С. А. Таланов,
ведущий специалист-методист консалтинговой группы "ТЕРМИКА"

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002
"Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 29 мая 2002 г. N 221-ст)

System of standards for labor safety. General requirements on occupational health and safety management in organization

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению работами по охране труда в организации.

Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:

Обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование ;

Проводить сертификацию системы управления охраной труда;

Проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для системы управления охраной труда организации.

3.5. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

3.6. Заинтересованная сторона - лицо или группа лиц, заинтересованных в результативности охраны труда или испытывающих ее влияние.

3.7. Компетентность - демонстрируемая способность применять знания и навыки.

3.8. Несоответствие - какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю , материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов.

3.9. Происшествие - событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

3.10. Несчастный случай - нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

3.11. Организация работ по охране труда - система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

3.12. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия .

3.13. Результативность - измеримые результаты функционирования системы управления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безопасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах.

3.14. Риск для здоровья и безопасности персонала - вероятность и последствия реализации опасного для здоровья и безопасности персонала события.

Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина "риск" под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала.

3.15. Сертификация работ по охране труда в организациях - деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда .

3.16. Система управления охраной труда - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Примечание. Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

3.17. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения .

3.18. Травмобезопасность - соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда .

3.20. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника .

4. Требования к системе управления охраной труда

4.1. Общие требования

4.1.1. Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда , должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

4.1.2. При создании системы управления охраной труда необходимо:

Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

Определять политику организации в области охраны труда;

Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

4.2.3. Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски , технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь, по возможности, количественное выражение.

4.3. Планирование условий и охраны труда

4.3.1. Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продукцию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать.

4.3.2. Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда , которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.

4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

Требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;

Важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;

Ресурсные возможности;

Политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

4.3.4. Программа улучшения условий и охраны труда

4.3.4.1. Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

Подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

Определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников ;

Разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда , а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

Актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

Выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации;

Выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

4.3.4.2. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

Распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

Обеспеченность необходимыми ресурсами;

Средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть.

5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

5.1. Структура работ и распределение ответственности

5.1.2. В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:

Организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;

Обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

Инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий ;

Выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда ;

Проверки выполнения принятых решений;

Регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими, заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

5.1.3. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

5.1.4. Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

Примечание. Под ресурсами подразумеваются кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.

5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда.

5.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда;

Понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности и системы управления охраной труда , включая действия работника в аварийных ситуациях;

Возможных последствий несоблюдения технологических инструкций.

5.3.4. В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности , риска (на рабочих местах).

5.3.5. Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

Ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

Проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;

Вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

5.4. Идентификация опасностей, оценка, регулирование и контроль риска

5.4.1. Основные положения

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (документированные) процедуры, гарантирующие:

а) идентификацию опасностей;

б) оценку риска;

в) регулирование и контроль риска;

г) регулярную оценку потребности в действиях, перечисленных в пп. "а" - "в".

5.4.2. Идентификация опасностей

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;

в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях .

Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) приобретаемых товаров и услуг.

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оценивать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уровней риска.

Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями , возможными аварийными ситуациями.

Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.

Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда .

5.4.4. Регулирование и контроль риска

Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю с учетом приоритетов применяемых мер.

В числе мер по регулированию и контролю риска используют:

Исключение опасной работы (процедуры);

Замену опасной процедуры;

Инженерные методы контроля (диагностики);

Административные методы контроля;

При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям

5.5.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий .

5.5.2. Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

5.5.3. Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

5.6. Передача и обмен информацией

5.7. Документация системы управления охраной труда

5.7.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.

Примечания: 1. Документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда.

2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

5.7.2. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.

5.7.3. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем, чтобы:

Документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

Копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда ;

Отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

Архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

5.8. Управление производственно-технологическими операциями

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

Установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

Выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

Установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

Разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

6. Контроль результативности охраны труда

6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда

6.1.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

6.1.2. Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда . Эти процессы должны касаться:

Проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

Измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

Обследования состояния здоровья работников.

Примечание. В случаях, определенных законодательством, должны быть обеспечены мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

6.1.3. Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия

6.2.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий , принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

6.2.2. Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

Обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

6.3.2. Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

6.4. Записи и управление записями

6.4.1. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда , включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда .

6.4.2. Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.

6.4.3. Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

6.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда

6.5.1. Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда .

6.5.2. Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:

Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;

Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

Рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управления охраной труда;

Представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

6.5.3. План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

6.5.4. По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда составляют отчеты.

6.5.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Примечание. Термин "независимый" не обязательно означает внешний по отношению к организации.

6.6. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда

6.6.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством .

6.6.2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов .

7. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда

7.1. Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности , соответствия требованиям настоящего стандарта, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

7.2. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

7.3. Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного улучшения системы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) утверждена и введена в действие 01.07.1974 г. постановлением Госстандарта СССР от 05.02.1974 г. № 351. Она являлась составной частью государственной системы стандар­тов. Разработка ССБТ была вызвана необходимостью координации и пла­нирования подготовки и издания документов, регламентирующих требова­ния охраны труда.

В ССБТ входят стандарты классификационных группировок (подсис­тем) от 0 до 9.

0 - организационно-методические стандарты основ построения систе­мы. В данную группировку (подсистему) входит структура ССБТ, термино­логия в области безопасности, классификация опасных и вредных произ­водственных факторов, введение требований безопасности в конструкторс­кую и технологическую документацию, порядок внедрения и контроля за соблюдением стандартов ССБТ. К ним относятся: ГОСТ 12.0.001 "ССБТ. Основные положения"; ГОСТ 12.0.002 "ССБТ. Основные понятия. Термины и определения"; ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и вредные производствен­ные факторы. Классификация"; ГОСТ 12.0.004 "ССБТ. Организация обуче­ния работающих безопасности труда. Общие положения" и др.

1 - Государственные стандарты требований и норм контроля по ви­дам опасных и вредных производственных факторов. В эту группировку (подсистему) входят характеристики опасного и вредного производствен­ного фактора (вид, оказываемое действие, возможные последствия), пре­дельно допустимые уровни, предельно допустимые концентрации опасного и вредного производственного фактора и методы их контроля, а также методы и средства защиты работающих от действия опасного и вредного производственного фактора. Стандарты этой подсистемы разрабатывают­ся на основе ГОСТ 12.0.003 и определяют особенности разработки стан­дартов ССБТ на конкретный опасный и вредный производственный фак­тор или вещество.

2 - Государственные стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают: требования безопасно­сти к конструкции оборудования в целом и к отдельным его элементам (органам управления, рабочим органам, основным элементам конструк­ции, средствам контроля и сигнализации, защитным устройствам; особен­ностям монтажных и ремонтных работ, транспортированию, хранению и т.д.). Головной стандарт этой группировки ГОСТ 12.2.003 "ССБТ. Оборудо­вание производственное. Общие требования безопасности" устанавлива­ет особенности построения стандартов требований безопасности на конк­ретные группы, типы и виды производственного оборудования.

3 - Государственные стандарты требований безопасности к производственным процессам устанавливают:

требования безопасности к размещению элементов технологических систем;

требования к режимам работы производственного оборудования;

требования к рабочим местам и режимам труда персонала;

требования к системам управления;

требования к применению средств защиты работающих;

методы контроля требований безопасности.

Головной стандарт этой подсистемы ГОСТ 12.3.002 "ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности" устанавливает основы и особенности построения, содержания стандартов ССБТ и требования безо­пасности к конкретным типам и группам производственных процессов.

4 - Государственные стандарты требований к средствам защиты работающих устанавливают:

требования к конструктивным, эксплуатационным, защитным и гигие­ническим свойствам средств защиты;

требования к методам их испытаний и оценки;

Головной стандарт данной подсистемы ГОСТ 12.4.011 "ССБТ. Сред­ства защиты работающих. Классификация" содержит особенности пост­роения стандартов на средства защиты работающих.




Top