Склонность к эмпатии. Что такое Эмпатия

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о таком понятии, как эмпатия, что это такое простыми словами. Вы узнаете, какие проявления характеризуют его. Выясните разнообразие видов эмпатии, степени ее проявления. Поговорим о том, что нужно делать, чтобы ее развить, как избавиться от излишней эмпатии. Также рассмотрим положительные стороны и недостатки данного состояния.

Определение, классификация и уровни

Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.

В психологии различают пять видов эмпатии.

  1. Эмоциональная. Характерно восприятие чувств людей на эмоциональном уровне.
  2. Когнитивная. Происходит интеллектуальное восприятие чувств других людей, при этом обращаются к аналогиям, сравнению, проводятся параллели.
  3. Предикативная. Способность заранее выявлять возможные реакции индивида на определенные события, поведение в конкретных ситуациях.
  4. Сопереживание. Происходит идентификация себя с человеком, который испытывает какие-то эмоции, переживания его эмоционального состояния.
  5. Сочувствие. Социальный аспект, который выражает состояние эмпата касательно волнений другого индивида.

Нужно понимать, что эмпатия начинает формироваться еще с детства. По мере взросления индивид приобретает жизненный опыт, становится способным распознавать чувства людей. Однако, независимо от того, сколько, кому лет, различают проявления чувствительности в разной степени. Так выделяют четыре основных уровня.

  1. Низкий. Присутствует слабая тяга к сопереживанию. Такие люди полагаются только на логику и реальные факты, им не знакомы поступки, которые совершаются под влиянием эмоций. Такие индивиды не понимают чувств других людей, смотрят на все проблемы только с собственной позиции, не задумываясь о том, что для кого-то они могут быть более значимыми. Данным индивидам крайне сложно уживаться с другими, они стараются избегать компаний, с соседями и коллегами общаются в редких случаях, друзей у них очень мало. Среди мужчин неимпаты встречается в четыре раза чаще, чем среди женщин.
  2. Нормальный. Такой уровень эмпатии характерен для большинства. Его также называют стандартным уровнем. Характерен для 80 процентов людей. Такие индивиды могут понимать эмоции и чувства окружающих, но переживают не слишком часто, не особо задумываются над чужими ощущениями. Такая эмпатия характерна практически для каждого второго, зачастую они остаются равнодушными к проблемам других. Они чутко относятся к эмоциям, которые испытывают сами или же их близкое окружение.
  3. Высокий. Такие люди не часто встречаются. Их как раз называют эмпатами. Они очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей, слушают внимательно, подмечает все детали, сопереживают в любых ситуациях. Такие люди отличаются социальной активностью и легко заводят новые знакомства, у них много друзей. Благодаря умению общаться с людьми, добиваются больших достижений в личной и социальной жизни, карьерном росте. Человек, который находится на данном уровне, сопереживает другим, при этом не испытывает дискомфорт, эмоциональное восприятие чувств других людей не вызывает беспокойство или страдание.
  4. Повышенный. Таким индивидам чувство эмпатии причиняет дискомфорт. У человека возникают сложности в различии своих проблем с чужими. Данное состояние сопровождается следующими проявлениями:
  • излишняя впечатлительность;
  • сильная ранимость;
  • острое переживание чувств и эмоций других людей;
  • возникновение чувства вины за боль, которую ощущают другие;
  • беспокойство и страдания за проблемы окружающих.

Такой уровень оказывает негативное воздействие на жизнь эмпата, ухудшает его навыки общения, нередко является фактором, влияющим на развитие психических заболеваний. В такой ситуации важно заняться психотерапией, чтобы скорректировать гиперэмпатию.

Проявления эмпатии могут быть различными. Стоит учитывать то, что, например, психологическая и педагогическая эмпатии не похожи друг на друга, однако, обе являются подвидами одной и той же способности. Давайте рассмотрим примеры, которые проявляются в разных ситуациях.

  1. Педагогическая. Проявляется, когда ученик общается с учителем. Педагог, обладающий эмпатическими способностями, сумеет легко наладить контакт с ребенком, он распознает его потребности, чувства, учтет склонности и личные особенности, не станет оспаривать его точку зрения и ненавязчиво направит в нужное русло.
  2. Психологическая. Проявляется, когда происходит общение психолога с пациентом. Специалист внимательно слушает его, распознает эмоциональное состояние, выражает истинное сопереживание.
  3. Творческая. Характерна для актера, вживающегося в роль. Для того, чтобы качественно сыграть, ему необходимо примерить на себя образ персонажа, проникнуться его эмоциями, чувствами, разобраться в причинах его действий. В итоге, когда зритель будет лицезреть выступление данного человека, он убедиться в его профессионализме.

Характерные проявления

На то, что у личности развита эмпатия, могут указывать такие признаки:

  • умение распознавать чувства другого человека на интуитивном уровне;
  • способность ощущать на себе чью-то роль;
  • умение оценивать ситуацию глазами другого индивида;
  • переживание эмоций, которые в данный момент испытывает другой человек;
  • умение соглашаться с чужой точкой зрения.

Многие люди хотят развить в себе данную способность или стремятся к тому, чтоб у их детей она была развита. Однако, нужно учитывать, что эмпатия имеет не только плюсы. Она нередко приводит к возникновению сильных страданий. Для того, чтобы противостоять чужому негативу, необходимо иметь зрелый разум и твердый характер. Если человек хочет развить в себе данную способность, он должен учитывать все достоинства и недостатки.

К положительным моментам относят:

  • перспективы профессионального развития;
  • оказание помощи своему близкому окружению;
  • невозможность оказаться обманутым;
  • умение устранять конфликты и препятствовать их развитию.

К отрицательным моментам относят:

  • риск возникновения психического расстройства;
  • проблемы при общении с окружающими;
  • вероятность нанесения моральной боли и умение ей противостоять.

Диагностика

Если посмотреть на дошкольников, то у них уже можно заметить первые проявления эмпатии. К моменту посещения школы, умение сопереживать формируется окончательно. Для определения того, насколько сильно проявляется эмпатия у человека, могут применяться психометрические диагностики:

  • тест Бойко на эмпатическое сопереживание;
  • диагностический опросник Юсупова;
  • опросника Косоногова на уровень сопереживания.

Может применяться, как один тип тестирования, так и все вместе. Кроме опросников и тестов, также можно задействовать психотерапевта, который сможет распознать, насколько хорошо конкретная личность умеет разбираться в чувствах других людей.

Я прошла тест Бойко. По его результатам имею высокий уровень эмпатии, эмоциональный вид. Думаю, каждому человеку будет интересно узнать, насколько в нем развиты данные способности.

Развитие эмпатии

Не нужно думать, что эмпатия является даром свыше или какой-то суперспособностью. В том или ином проявлении к ней имеют предрасположенность практически все люди. Несмотря на то, что данное качество носит врожденный характер, его также можно развить в себе. Для этого можно прибегать к различным групповым упражнениям.

  1. «Обезьяна и зеркало». Группу разбивают на пары. Так в каждой паре один становится «зеркалом», другой становится «обезьяной». Тот, кто в роли обезьянки должен при помощи мимики продемонстрировать определенные чувства. Человек, играющий роль зеркала, должен их скопировать. После этого партнеры меняются ролями.
  2. «Угадай чувства». Группе раздают карточки, на которых указано наименование чувств. В порядке очереди участники демонстрируют то, что им выпало, используя только свою мимику. Другие люди стараются угадать, что именно он показывает.
  3. «Телефон». Каждый участник получает карточку с указанным на ней воображаемым собеседником. Это может быть какой-то родственник, любимый человек, начальник. Люди по очереди имитируют разговор по телефону, другие участники пытаются понять, с кем именно ведется беседа.

Также могут применяться упражнения, в которых необходимо копировать жесты, голос, речевые особенности. Когда человек в группе выполняет такие упражнения вместе с другими людьми, он осваивает навык сопереживания, попадает на общую волну эмоций.

Как контролировать

Людям, которые слишком много думают о других, переживают за них, иногда очень тяжело с этим жить. Это нередко приводит к эмоциональным срывам и проблемам с психическим здоровьем.

Чтобы научиться корректировать данное состояние, необходимо соблюдать определенные правила.

  1. Когда приходит ощущение того, что сердце переполняют проблемы другого человека, нужно попытаться сконцентрироваться на чем-то другом или прекратить беседу и удалиться, или просто помолчать какое-то время, чтобы пришло внутреннее успокоение. Если не хотите разворачиваться и уходить, чтобы не обидеть собеседника, лучше подумайте о чем-то другом или посчитайте до ста. Важно, чтоб пришло ощущение того, что имеются только свои эмоции, других нет.
  2. Нужно задуматься над тем, кому Вы сопереживаете. Данный механизм всегда возникает при помощи других людей. Важно понять, кто в Вашем конкретном случае вызывает сочувствие, почему так происходит.
  3. Научитесь сочувствовать осознанно. Не нужно отрекаться от своего умения распознавать чувства другого человека, нужно научиться не подпускать к себе чужие негативные эмоции. Необходимо отключать свое сопереживание на подсознательном уровне. С этой целью можно освоить медитацию или дыхательную гимнастику. Поначалу будет сложно, но через какое-то время Вы научитесь отключаться, оказывать кому-то поддержку, при этом не наносить вред самому себе.

Если задумываетесь над тем, как защититься от негатива, нужно прибегнуть к таким способам:

  • визуализировать защиту, например, можно представить, что перед Вами стоит реальный щит или Вы находитесь в каком-то коконе, не пропускающем никакой поток информации;
  • прекратить волноваться по поводу того, что Вам придется отказать человеку даже в разговоре — если при общении с кем-то, Вы начинаете испытывать слишком негативные эмоции, лучше сразу прекратить эту беседу и удалиться;
  • важно научиться отсеивать чужие эмоции, не позволять им проникать в Ваше сознание;
  • избегать людей, которые имеют негативный настрой и желают вывалить свой энергетический мусор.

Если самостоятельно справиться не получается, необходимо обратиться за помощью к специалисту, который научит, как абстрагироваться от влияния других людей.

Я давно знаю о своей способности к эмпатии. Раньше, пока я не научилась это контролировать, она доставляла мне дискомфорт. Очень тяжело при общении с людьми ощущать их боль. Всегда слишком близко к сердцу принимала чужие проблемы, пропускала их через себя. Если Вы тоже сталкиваетесь с подобными сложностями, обязательно займитесь собой, научитесь защищаться от негативного воздействия, выставляя воображаемый щит.

Теперь Вы знаете, что такое эмпатия, каковы ее проявления. Как видите, далеко не всегда данное качество является уместным в жизни человека. Иногда она может негативно воздействовать на психику человека. Но не стоит забывать и о необходимости оказывать сочувствие людям, попавшим в беду, сопереживать им. Именно это и делает нас людьми.

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия

Благодаря эмпатии человек может понимать, как различные внешние факторы влияют на эмоциональное состояние других людей. Эта сложная и важная способность человека помогает ему принимать правильные решения и совершать оптимальные поступки по отношению к близким.

Понятие «эмпатия»

Термин «empathy» переводится как сочувствие, сопереживание, сострадание. В психологии это понятие означает способность сопереживать людям, понимать их эмоции. Считается, что чувство эмпатии особенно развито у кормящих матерей и влюбленных женщин. Многие специалисты считают такую способность врожденной. По их мнению, она зависит от активности зеркальных нейронов головного мозга – физического и эмоционального состояния сопереживающего.

Виды в психологии

Обратите внимание, что эмпатичному человеку обязательно нужно осознавать, что переживаемые им чувства – это ощущения постороннего, а не его собственные. Если такого понимания нет, индивидуум не считается эмпатом. Для эмпатичных личностей характерны следующие формы эмпатии:

  • Сочувствие. Так называется способность сочувствовать посторонним. Другая интерпретация – состояние эмпата по поводу переживаний окружающих.
  • Сопереживание. Это способность идентифицировать себя с другим человеком и переживать его эмоциональное состояние.

Люди могут по-разному переживать состояние окружающих. В зависимости от этого выделяют следующие виды эмпатических способностей:

Степени чувства

Современная психология признает, что в каждом человеке есть эмпатические способности. Отличие только в том, с какой силой они проявляются:

Степень эмпатии

Описание

Это слабая способность к сопереживанию. Таких личностей называют антиэмпатами или не-эмпатами. Среди них в 4 раза больше мужчин. Они сложно уживаются с окружающими, редко общаются с соседями или коллегами, не принимают чужую точку зрения, не подкрепленную логикой.

Нормальная, или высокая

Таким уровнем эмпатии обладают около 80% людей. Они могут понимать чувства окружающих, но проникаются ими редко. Сопереживают только членам семьи, знакомым, друзьям.

Личностей с таким уровнем эмпатических способностей и называют эмпатами. Они сопереживают посторонним, никогда не упускают деталей, внимательно слушают, легко заводят новые знакомства, имеют много друзей.

Преимущества и недостатки способности

Поскольку за счет эмпатических способностей человек способен сопереживать, это делает его хорошим коллегой, супругом или мужем и пр. Это качество особенно необходимо для тех, кто работает в социальной сфере: учителей, продавцов, медицинского персонала, психологов.

Стоит отметить, что признаки эмпатии имеют и негативные стороны. Повышенная чувствительность делает эмпата слишком уязвимым. Все плюсы и минусы эмпатии можно объединить в следующий список:

Преимущества

  • расширение восприятия мира;
  • развитие альтруизма, склонности к героическим поступкам;
  • укрепление отношений с близкими людьми;
  • создание благоприятной атмосферы в профессиональной среде;
  • повышение уровня близости и удовлетворения от любовных отношений;
  • улучшение эмоционального состояния пациентов;
  • мирное разрешение конфликтов;
  • снижение уровня агрессии по отношению к другим людям;
  • уравновешивание социального неравенства между классами общества.

Недостатки

  • эмпата легко обидеть;
  • эмпат не является сильным конкурентом в агрессивной среде выживания;
  • сильная впечатлительность;
  • эмоциональная уязвимость, ранимость;
  • высокий риск развития психических расстройств и фобий;
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • формирование отношений с людьми по принципу «игра в одни ворота»;
  • подверженность высокой тревожности;
  • высокая чувствительность к критике окружающих;
  • высокий риск развития депрессий, панических атак;
  • трудно сказать другому «нет»;
  • отсутствие взаимопонимания со стороны окружающих.

Развитие эмпатии

При условии врожденного наличия эмпатических способностей их можно развивать. Существует множество методов тренировки. Самые популярные методы:

  • «Угадай чувство». Близкий человек должен изобразить какое-либо чувство, а вам нужно ее угадать.
  • «Телефон». Кто-то изображает эмоциональный разговор по телефону, а вам нужно угадать, с кем тот общается.
  • «Зеркало и обезьяна». Один человек показывает мимикой, жестами, голосом эмоции, а другой повторяет их, пытаясь угадать, что первый может ощущать в таком состоянии.
  • При беседе нужно представлять, что собеседник – это вы, его проблемы – ваши, его боль – тоже ваша. Необходимо ощутить, как бы вы чувствовали себя в описываемой собеседником ситуации.

Видео

Эмпатия – это способность человека к сопереживанию и пониманию чувств и эмоций другого.

Она позволяет поставить себя на место другого, воспринимать все его чувства, сохраняя при этом все эмоциональные всплески. Признаком эмпатии является намеренное желание узнать другого. Её относят скорее к личностным характеристикам, чем к его психологическим чертам.

Психологи уделяют внимание этому вопросу уже не один десяток лет. В развитии этой темы принимал участие всеми известный З.Фрейд. Он считал, что человек, обладающий эмпатическими возможностями, не только субъективно понимает, но и пропускает все эмоции через собственную призму чувств.

Эмпаты – люди, которые способны видеть и чувствовать часть души другого. Они делятся на 3 типа:

  1. Те, которые читают душой;
  2. Те, которые читают сознанием ума;
  3. Те, которые одновременно пользуются обоими вариантами.

Эмпатия дает понять важные эмоции собеседника. Такими способностями должны быть преимущественно наделены психологи, воспитатели, управляющие, врачи.

Такие люди не способны справляться с конфликтной ситуацией , так как им не свойственно соперничество или отстаивание собственных интересов. Они пускают ситуацию на самотек.

Что такое эмпатическое слушание?

Эмпатическое общение помогает в коммуникации, которые очень поддаются влиянию различных чувств. В большинстве случаев это характерно для слабого пола, поэтому иногда его называют "женским слушанием". Такой тип общения помогает избавиться от смущения, а также достучаться сквозь стену обиды.

Если человек, с которым вы общаетесь находиться в плохом расположении духа, то примените модель разговора, основанную на выражениях своих эмоций и вашего собеседника.

Эмпатическое слушание выступает хорошим помощником в процессе воспитания детей . Таким образом, дети смогут спокойно выражать свои переживания, а взрослые научаться налаживать с ними контакт. По отношению к детям это не самая простая задача. нужно правильно уловить их настроение и понять, что они пытаются до нас донести.

Чтобы достичь хороших успехов в эмпатическом слушании, необходимо развивать чувственность к другим, обращаться к чувствам и отражать их. Опыт и мудрость – это основной путь к достижению высшего умения эмпатического слушания.

Какие бывают уровни эмпатии?

Эмпатия практически не может иметь врожденный характер. Зачастую способности появляются, когда человек на протяжении жизни набирается определенного опыта. Эмпатия может проявляться несколькими откликами. Человек, который обладает этим даром, может не только сопереживать и чувствовать эмоции другого человека, но и искренне испытывать симпатию. Эмпатия тесно связана с симпатиями. Мы находим поддержку в людях, которые тянутся к нам, и отстраняемся от тех, которые нас не понимают.

Развитие эмпатических способностей включает в себя несколько уровней:

  1. Эмпат практически не способен улавливать чувства других. Люди с низкими навыками эмпатии в первую очередь думают только о своих переживаниях. Они редко обращают внимание на эмоции людей и неловко себя чувствуют в малознакомой компании. Окружающие просто не умеют понимать эмоциональные проявления таких людей. Эмпаты 1- го уровня отдают предпочтение уединенной работе. У них очень мало близких людей. Эмпатам трудно дается межличностное общение: страх заговорить первым , отстранённость от коллег, непонимание в общении с детьми и пожилыми и т.д.
  2. Этот уровень эмпатии наиболее распространен. Многие не считают нужным обращать внимание на переживания других. Но в редких исключениях способны проявить сопереживание и оказать поддержку. Таких сложно назвать чувствительными, но и совсем «сухарями» их не назовешь. Они не испытывают особой сложности при важном душевном разговоре с другими, но стараются держать эмоции под контролем.
  3. Степень развития эмпатии высокая. Эмпатические люди встречаются редко. Они способны понимать других лучше, чем самого себя. Они умеют дружить, выслушают и поймут ваши переживания, простят былые обиды. Эмпаты стараются интересоваться жизнями собеседников. Они очень общительны, быстро находят общий язык с окружающими. Такие не любят разрешать спорные ситуации конфликтом и стараются все урегулировать путем компромисса. Легко переносят критику в свой адрес. Люди с 3-им уровнем не всегда справляются со своими эмоциями, их легко вывести из равновесия.

Как развить в себе эмпатию?

Для того чтобы научиться лучше понимать других, необходимо развивать в себе эмпатию. Давайте рассмотрим некоторые рекомендации, которые позволят вам расширить свои возможности в общении:

  • Научитесь слушать собеседника. Это наиболее значимое умение. Главное не просто поучаствовать в беседе, а полностью выслушать переживания другого человека.
  • Присматривайтесь к окружающим вас. Не закрывайтесь. К примеру, если вы едете в общественном транспорте, не нужно доставать телефон, лучше обратите внимание на окружающих. Представьте, кем они являются, о чем они думают, где живут и куда едут, счастливы ли они.
  • Говорите с незнакомыми. Если у вас есть свободное время (очередь в магазине, совместная поездка за город), то обратите внимание на незнакомцев. Поговорите о чем-то. Развитие социального круга способствует увеличению эмпатическим навыкам.
  • Ставьте себя на место других. Навык поможет вам лучше понимать своего собеседника и рассмотреть возможную проблему под другим углом.
  • Учитесь определять собственные чувства. Трудно помочь в ситуации, которую самому не приходилось испытывать. Не помогут ни специальные рекомендации, ни особые упражнения. Поэтому следует развивать свою эмоциональную память, пережитые эмоции и чувства. Они помогут вам лучше понимать других людей и самого себя.

Cпециальные психологические упражнения для развития эмпатии.

Упражнение «Гомеостат»

Все участники занятия должны сесть в круг. Исходное положение – правая рука сжата в кулак и вытянута вперед. По команде тренера все показывают определенное количество пальцев. Задача всех участников - выбросить одновременно одинаковое количество пальцев. При этом не разрешается договариваться и каким-либо образом согласовывать свои действия.

Цель: научиться понимать состояние другого человека по невербальным признакам и давать обратную связь.

Упражнение «Анабиоз»

Два человека сами распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». «Замороженный» показывает человека, впавшего в анабиоз. «Реаниматору» нужно «оживить» его за 60 секунд, не разговаривая и не дотрагиваясь до него. Добиться результата нужно, используя любые виды невербального общения – жесты, взгляды, мимику, даже пантомиму. Победой «реаниматора» считаются проявление любых эмоций партнера. В этом упражнении отлично тренируется умение переходить от отчуждения к контакту, вырабатываются способы проникновения в чужую зону комфорта.

Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта .

Упражнение «Сильные стороны»

Занятие проводится в паре. Один человек рассказывает другому о сложной ситуации, возникшей у него на работе. Второй партнер должен внимательно выслушать и дать обратную связь. В ответ партнеру нужно изложить его рабочую проблему с положительной стороны, подробно описать плюсы в его поведении. Затем можно поменяться ролями.

Цель: осознание профессиональных потребностей, жизненных целей других людей.

Упражнение «Зеркало»

Два участника становятся друг напротив друга. Один партнер делает различные движения, медленные повороты руками, телом. А другой должен в точности повторить все его действия. Этот тренинг хорошо развивает навыки психологического контакта. По ходу выполнения упражнения копировать действия партнера становится проще, иногда даже, получается предугадывать его движения. Гибко подстраиваясь друг под друга, участники осваивают навыки двигательного подражания.

Цель: научиться чувствовать телодвижения другого человека, ощущать логику его движений.

Упражнение «Телефон»

Основной задачей является передача одно и то же чувство по кругу. Все должны сесть близко друг к другу в круг и закрыть глаза. Первый участник передает выбранное чувство соседу, молча, с помощью прикосновений. Он воспринимает, распознает это чувство и передает следующему участнику так же без слов. Можно не повторять в точности действия предыдущего участника, а использовать другие прикосновения. Но передать нужно, то же самое чувство.

Цель: научиться распознавать чувства .

Люди, которым удалось путем самосовершенствования развить в себе дар эмпатии, очень самодостаточны. Они полностью контролируют свои эмоции, умеют прощать и не обвиняют ни окружающих, ни себя в жизненных неудачах.

Полезные материалы

16Мар

Что такое Эмпатия

Эмпатия – это способность одного человека сосредоточится на эмоциональном состоянии другого человека, и разделить или прочувствовать его переживания, так словно они собственные.

Что такое ЭМПАТИЯ – определение простыми словами. Значение слова.

Простыми словами, Эмпатия – это способность человека понимать в каком состоянии или ситуации находится другой человек. Также можно сказать, что эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека, так сказать «побывать в его шкуре», и по-настоящему, проникнуться его проблемами и переживаниями.

Говоря об эмпатии, в первую очередь следует отметить, что это достаточно сложная, но очень важная способность. Особенно ели учитывать то, что человек является высоко-социальным существом. Именно эмпатия лежит в основе любых здоровых отношений. Благодаря данной способности, у человека появляется возможность понимать, как различные внешние факторы влияют на эмоциональное состояние людей. В свою очередь, это помогает принимать правильные решения и совершать оптимальные действия по отношению к близким людям. И именно это делает человека хорошим другом, коллегой, мужем или супругой и т.д.

Если подходить к данной способности сугубо с практической стороны, то можно перечислить несколько аспектов, на которые она благотворно влияет:

  • Эмпатия расширяет восприятие мира;
  • Повышает уровень удовлетворения и близости от любовных отношений;
  • Укрепляет отношение с близкими людьми;
  • Уменьшает уровень агрессии по отношению к людям;
  • Способствует мирному разрешению конфликтов;
  • Помогает бороться с такими предрассудками как: , и так далее;
  • Способствует появлению героических поступков и развитию альтруизма;
  • Уравновешивает социальное неравенство между различными классами общества;
  • Способствует созданию здоровой атмосферы в рабочей среде;
  • Эмпатия во врачебной сфере способствует улучшению эмоционального здоровья среди пациентов.

Следует отметить, что помимо позитивных моментов, высокий уровень эмпатического отклика может негативно сказываться на человеке эмпате. Дело в том, что слишком завышенная чувствительность, делает его весьма уязвимым в эмоциональном состоянии. Такого человека достаточно легко обидеть, и он не является сильным конкурентом в агрессивной среде выживания.

Уровень Эмпатии.

С точки зрения современной психологии, практически все люди обладают способностью к эмпатии, в большей или меньшей степени. Условно данную степень эмоционального сочувствия можно поделить на 5 уровней:

  1. Низкий уровень эмпатии . В данном случае у человека практически отсутствует способность сопереживать другим людям.
  2. Умеренно низкий уровень эмпатии. Человек способен обращать внимание на чужие проблемы, но не вникать в них.
  3. Средний или нормальный уровень эмпатии. Человек способен войти в положение другого, рационально мыслить и делать соответствующие выводы.
  4. Умеренно условный уровень эмпатии. Человек способен не только вникнуть в проблему другого, но и понять какие чувства лежать в основе его переживаний.
  5. Высокий уровень эмпатии. Человек способен практически в точности отразить в себе эмоциональное состояние другого человека.

Развитие Эмпатии.

Для развития в себе эмпатических способностей существует достаточно много различных практик, мы же приведем несколько действенных советов, которые позволят немного поднять этот навык.

Совет №1 При беседе с другим человеком, постарайтесь сосредоточить свое внимание на собеседнике, на его поведении, настроении и его выражениях. Уделите особое внимание языку тела и установите зрительный контакт. Слушайте его очень внимательно и вникайте в каждое слово, не распыляясь на подготовку ответа.

Совет №2 Позвольте собеседнику быть реально услышанным.

Совет №3 В физическом плане, отразите собеседника на собственном языке тела. На самом деле, это достаточно просто, так как, мы постоянно это делаем неосознанно в отношении тех людей, которые нам нравятся.




Top