Средневековые ведовские процессы. раскрыта ли тайна охоты на ведьм? Охота на ведьм (Hunting for witches) - это

Ответ редакции

Выражение «охота на ведьм» является калькой с английского языка (witch-hunt) и имеет исторические корни. Фраза относится к практике средневекового религиозного фанатизма и преследования обвиняемых в колдовстве женщин (часто по ложным доносам). С ХХ века появилось новое понимание этого термина. Выражение стало обозначать преследования разных деятелей в США, которые придерживались левых взглядов.

Преследование ведьм и колдунов

Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с древности, но особого размаха оно достигло в Западной Европе конца XV – середины XVII веков. Первое сожжение ведьм произошло в Тулузе в 1275 году. Оклеветать неугодного человека мог любой. Не щадили ни богатых, ни бедных, ни красивых, ни уродливых, ни умных, ни бездарей.

В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом - инквизицией. Также были распространены случаи самосуда над подозреваемыми. В протестантских странах ведьм преследовал светский суд. При рассмотрении дела особое внимание уделяли поиску примет, по которым можно было распознать ведьм и колдунов. Одной из них было испытание водой, во время которого палач крепко связывал жертву верёвкой и затем сталкивал её в воду. Если она всплывала, то обвиняемого считали колдуном. Ещё одной приметой были «ведьмины отметины» - родинки и пигментные пятна, которые палач прокалывал иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или из раны не текла кровь, считалось, что пятно является меткой дьявола. Средневековых ведьм также выявляли по ряду других признаков - от рыжих волос и глаз разного цвета до того, что они хранили в доме и имели ли домашних животных.

Самым тяжёлым приговором инквизиции было отлучение от Церкви, которое приравнивалось к государственной измене и за которое полагалась смертная казнь. Поэтому в большинстве случаев колдунам грозило сожжение на костре. Выйти из застенков инквизиции удавалось немногим. Суд мог освободить от наказания сильно измождённых людей, которые попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных и в скором времени умирали сами. Также оправдать могли по причине недостатка веских доказательств. Получив такой приговор, люди давали клятву не принимать в доме гостей, не посещать публичные места и праздники, многим вообще запрещалось покидать дом или выходить за двор. Мягким приговором суда считалось изгнание из родных мест.

Охота на ведьм в Европе была распространена на протяжении более 300 лет. За это время инквизиция уничтожила сотни тысяч людей. Отмена процессов против ведьм произошла лишь в ХVIII веке. Последняя казнь произошла в 1782 году в протестантской части Швейцарии, в городе Гларус.

Фото: www.globallookpress.com

Эпоха маккартизма

В конце 1940-х – начале 1950-х годов холодная война привела к тому, что в США начались репрессии против инакомыслящих людей. В ходе «охоты на ведьм» разоблачались тайные коммунисты и «агенты СССР». Против левых и либеральных деятелей были организованы преследования. Среди американцев, которые подверглись преследованиям, были режиссёры, актёры и другие представители культурной элиты. Период такой политической реакции получил в США название эпохи маккартизма.

«Охота на ведьм» принимала самые различные формы - от ведения «чёрных списков» и увольнений с работы до прямых судебных репрессий, которыми занималась сенатская подкомиссия «по расследованию антиамериканской деятельности» во главе с сенатором Джозефом Рэймондом Маккарти . Особо жестоким преследованиям подвергалась Коммунистическая партия США. Впоследствии американские правящие круги формально отвергли маккартизм, однако «охота на ведьм» в завуалированных формах продолжает иметь место в политической практике.

Разумеется, публикация «Молота ведьм» не дала какого-то мгновенного эффекта. Из самого Генриха Крамера также не вышло предводителя будущей охоты: дав толчок к началу событий, вскоре он отошёл в сторону. В последние годы Крамер занимался преподаванием и некоторой административной работой, а потом и вовсе оказался предан забвению: предположительно, он скончался в 1505 году, а вот где и когда именно – исторической науке неизвестно.

Средневековому обществу, относительно инертному, реагирующему на всё отнюдь не с современными скоростями, потребовалось определённое время. Условно можно сказать, что настоящий пожар разгорелся уже ближе к середине XVI века. Развитие события было весьма неравномерным, и иногда в «охоте на ведьм» намечались достаточно парадоксальные тенденции.

Пожар распространяется

Как мы уже знаем, местом зарождения «охоты на ведьм» в организованной форме стал самый центр средневековой Европы – юг современной Германии, тогда – территория Священной Римской империи. Здесь было кому продолжить дело Крамера. К тому же, постепенно разгонялся маховик Реформации: старые уклады рушились, начиналась религиозная вражда внутри христианского мира. Всё это способствовало ведовской истерии.

Ведьмин шабаш

Например, в 1562 году в Визенштайге было казнено 67 женщин. Уже в этой истории довольно ярко проявляются типичные детали подобных инцидентов. В предыдущие несколько лет город серьёзно страдал от эпидемий и неурожая, а в начале августа 1562 года по посевам ударил по-настоящему катастрофический град.

Это немедленно объявили прямым следствием злого колдовства. Интересно, что обвинителем выступил отнюдь не инквизитор: инициатива о начале арестов исходила непосредственно от правителя города, графа Ульриха фон Хелфенштайна.

Граф фон Хелфенштайн не просто не имел прямого отношения к церкви: он даже метался между католицизмом и лютеранством. Судя по всему, и «Молота ведьм» феодал не читал, но пользовался его, так сказать, «пиратской копией»: некой книгой под названием «О хитростях демонов», что попала в Германию из Франции.

Первоначально в Визенштайге осудили и казнили шесть женщин, но этого оказалось недостаточно. В итоге, ведовские процессы шли в городе до начала следующего года. Похоже, что на этой волне кто-то решил свести личные счёты: появились показания о связи местных ведьм с некими ведуньями из города Эслинген-ам-Неккар. Граждане Эслингена, однако, оказались куда рассудительнее: проведя короткое расследование, они освободили своих подозреваемых.

Пытка ведьмы водой

В представлении средневекового жителя Западной Европы, ведьмы вообще были социальными существами, нуждающимися в общении между собой, держащими отчёт перед демонами и имеющими строгую иерархию. Судя по всему, и в Винзенштайге придерживались мнения, что в целом ведьмами в области руководит некая королева, hexenkönigin, и до неё добраться никак невозможно. Рано или поздно «главведьма» сформирует новый «младший колдовской персонал», поэтому остаётся только уничтожать его по мере обнаружения. Потому процессы в несчастном городе в течение ближайших десятилетий повторятся ещё не раз.

Вслед за Германией и Францией «охота на ведьм» перекидывалась на соседние страны. Германия так и останется абсолютным лидером по числу процессов и жертв – правда, учитывая размытость средневековой статистики, приводить точных цифр сейчас не станем. Тем не менее, не стоит думать, что протестанты всерьёз отставали в этом мрачном деле от католиков.

В какой-то мере, ситуация была даже обратной. Всё-таки для католической церкви характерна достаточно чёткая структура, иерархия. Церкви протестантские только-только успели сформироваться. В них и порядка зачастую было меньше, и рвения – больше. Каждый желающий, кто внял идеям Крамера, писал уже собственные труды о методиках борьбы с колдовством, устанавливал новые правила следствия и суда.

Дюреровская ведьма, фрагмент

Нередко «нормативные акты» мирского и духовного происхождения, направленные против колдовства, у протестантов оказывались даже суровее католических.

На ниве преследования ведьм, к примеру, весьма отметился Кристиан IV, король Дании и Норвегии в 1588-1648 годах. Несмотря на то, что Кристиан являлся лютеранином, «охоту на ведьм» он горячо приветствовал, и велась она в протестантском Датском королевстве со всей свирепостью.

Об этом очень не любят вспоминать сами датчане, для которых Кристиан IV – один из величайших лидеров в истории страны. Действительно, для Дании он сделал многое, но это не отменяет также и злодеяний. Зато религиозный террор, что был развёрнут по распоряжению короля, великолепно помнят норвежцы. Несколько лет назад в Вардё, городке на самом севере страны (у самой границы с Россией), даже поставили памятник жертвам «охоты на ведьм» – Steilneset Memorial. При Кристиане IV здесь казнили 91 человека, а ныне живёт менее 2000. Впрочем, об обстоятельствах и мотивах этого можно много спорить.

При всем ужасе и иррациональности происходящего, мы должны ещё раз подчеркнуть: если опираться на заслуживающие доверия источники, большого числа жертв мы не увидим нигде. Обычно речь идёт о нескольких сотнях человек, казнённых в некой области за все века преследования колдовства. К примеру, адекватная оценка общего количества жертв «охоты на ведьм» в Шотландии, где она велась весьма активно, – около 4000 человек. Это много, но любая вспышка чумы убивала куда больше людей.

Кристиан IV

Поэтому, при всей кошмарности происходящих событий, стоит избавляться от стереотипа о непоправимом уроне европейскому генофонду (в просторечии – «сожгли всех красивых женщин»). Ничего подобного, конечно, не происходило: болезни, голод и войны убивали несравнимо больше, даже там, где накал борьбы с колдовством был максимален.

«Охота на ведьм» ужасает именно своим безумием, а не масштабом. Дело не в том, сколько людей убили: важно, каких и почему.

Типичная охота на ведьм

Если попытаться составить типичную картину начала «охоты на ведьм» на какой-то отдельно взятой территории, мы придём к выводу, что таковой не существует. Процесс мог начаться по разным причинам. Иногда его удавалось запустить экзальтированному фанатику, похожему на Крамера. В других случаях соображения борьбы с колдовством становились всего лишь ширмой для какой-то личной мести или меркантильных интересов.

Но самый распространённый вариант описать всё-таки можно. Чаще всего, масштабному преследованию колдовства на некой территории предшествовали некие бедствия, её поразившие: неурожай, эпидемии, война. Такие события превращали и без того тяжёлую жизнь средневекового простолюдина в нечто совершенно невыносимое.

Нет ничего удивительного в том, что многие представители власти, вроде упомянутого выше Ульриха фон Хелфенштайна, предпочитали возложить ответственность на колдуний: костры всё-таки лучше бунта.

Показателен случай в шотландском Норт-Бервик, где преследования ведьм начались в 1590 году и продолжались несколько лет. Всё это было связано с королём Шотландии Яковом VI Стюартом (он же – король Англии Яков I).

Как известно, Яков был склонен поддерживать протестантов, что в итоге вылилось в знаменитый Пороховой заговор – попытку католиков убить монарха, главным героем которой стал Гай Фокс. Но до неудавшегося теракта оставалось ещё 15 лет, а пока Яков задумал жениться на принцессе Анне, сестре того самого датского короля Кристиана IV.

На обратном пути из Дании корабль страдал от жестоких штормов, в чём немедленно обвинили датских ведьм. Королю действительно пришлось несладко в дороге, поскольку экспедиция не была снаряжена должным образом и, по-видимому, моряки не вполне справились со своими обязанностями. Разгорелся скандал. Первоначально процесс начался в Дании, где несчастная Анна Колдингс оказалась крайней: на неё указал Кристофер Валкендоф – один из датских министров, которому изначально и задали неудобные вопросы.

Свалить всё на ведьм оказалось для Валкендорфа прекрасным решением. Под пытками Анна Колдингс оговорила ещё нескольких женщин, но на этом дело не окончилось. Когда король Яков узнал о том, кто якобы повинен в пережитых им неудобствах, он тут же повелел организовать процессы и у себя на родине.

События в Норт-Брейвике

Яков Стюарт справедливо полагал, что его религиозные взгляды по душе далеко не всем: если в Англии Генрих VIII, порвавший отношения с Ватиканом, уже давно провел «Реформацию сверху», то в Шотландии католиков хватало. Возможно, он рассчитывал создать прецедент, позволяющий обвинять в связах с Нечистым тех, кому был не по душе протестантизм. А может, просто бросил неосторожное «вот и нам бы так», которое желающие выслужиться перед монархом тут же бросились исполнять со всем рвением.

Результаты вышли, разумеется, печальными. Но и весьма интересными – с точки зрения стереотипов об «охоте на ведьм».

Первыми обвиняемыми в Норт-Бревике стали знатная женщина Агнес Сэмпсон и учитель Джон Фиан. Как видим, во-первых, речь шла уже не только о женщинах, – и затем в Норт-Бревике будет осуждено ещё немало мужчин. Во-вторых, обвинены были не какие-то бесправные крестьяне, а люди, занимающие серьёзное положение в обществе. Теперь мы можем только гадать, произошло ли это случайно, или с Сэмпсон и Фианом кто-то ловко свёл счёты.

Обоих обвиняемых подвергли ужасным пыткам, под которыми они признались во всём, включая посещение шабашей, списочный состав участников которых постепенно называли – уж трудно сказать, под диктовку или сами вспоминали неугодных. В списке также были как женщины, так и мужчины, хотя слабый пол преобладал. Полностью список не сохранился, но известны довольно многие имена. Согласно показаниям в ходе процесса, всё это был масштабный заговор с целью устроить шторм, который погубит короля.

Напомним, шёл 1590 год – уже далеко не тёмные века, нетронутые просвещением. Давно открыта Америка, давно написаны труды Коперника, много лет идёт Реформация. И никакая Святая Инквизиция тут была ни при чём: действовали протестанты, когда-то протестовавшие как раз против индульгенций и прочих пороков католической церкви. Века не прошло со времён «95 тезисов» Мартина Лютера и Лейпцигского диспута – но, увы, евангелистский подход приводил к тем же печальным результатам.

Многие жертвы оказались совершенно случайными людьми. Например, служанка Гиллис Дункан пострадала из-за того, что её ночные отлучки из дома (наверняка для встреч с любовником или чего-то подобного) сочли посещением шабашей. Кстати, строки из шекспировского «Макбета», хорошо многим знакомые, отсылают именно к этим событиям: «purposely to be cassin into the sea to raise winds for destruction of ships».

Ведьмы или колдуны?

В действительности, там, где напрямую не руководствовались идеями Крамера, мужчин также нередко обвиняли в колдовстве. Особенно характерно это было именно для протестантов, которых труды доминиканца, разумеется, уже не так интересовали. Скажем, можно вспомнить события в Пендл-Хилл, «Ланкаширских ведьм» 1612 года: из одиннадцати осуждённых двое были мужчинами.

События в Пендл-Хилл – уже прямое проявление именно борьбы протестантской англиканской церкви с инакомыслием в Британии. Как известно, главой церкви в Англии теперь являлся сам король – и нежелание перейти в англиканство, фактически, рассматривалось как прямая измена монарху.

Справедливости ради стоит также отметить, что в Ланкашире действительно пострадали люди, занимавшиеся целительством – тем самым, обвинения против них имели хоть какие-то разумные основания в глазах средневекового человека.

В том же 1612 году состоялся процесс в Сэмлсбери, который современные английские историки напрямую называют эпизодом «антикатолической пропаганды». Горькая историческая ирония в том, что спустя чуть больше века после папской буллы, католики напрямую стали ассоциироваться с колдунами – и не где-то в глуши, а в одной из самых мощных и просвещённых держав Европы.

Антиведьминская листовка, Дернебург, 1555 год

Одним из известнейших ведовских процессов в Германии является преследование ведьм в Вюрцбурге, что длилось несколько лет в ходе Тридцатилетней войны. Существует подробный список казнённых, в котором мужчин хватает: упомянуты три трактирщика, три члена городского совета, четырнадцать викариев, некто Штейнахер – богатый бюргер. А также целый ряд мальчиков 10-12 лет и просто «подозрительные мужчины». Это не считая множества женщин самого разного положения, разумеется, включая «самую красивую девушку города» (увы).

Что касается вопроса о мужчинах-колдунах в целом, то отношение к нему в Европе бывало разным. Существует демонологическая концепция, отрицающая описанную выше идею hexenkönigin, «королевы ведьм». Согласно этому взгляду, напротив, связующим звеном между демонами и ведьмами всегда является некий колдун мужского пола. Это вполне естественная идея для патриархального общества, в котором многим тяжело было признать способность женщин самостоятельно организовываться и налаживать некое администрирование деятельности.

В этом месте стоит вспомнить и мнение Ольги Тогоевой, известной российской медиевистки. Тогоева высказывает предположение, что мужчины не просто преследовались во время «охоты на ведьм», а более того: составляли большинство осуждённых. Разумеется, однозначно доказать данный тезис нельзя из-за невозможности составить полноценную статистику: даже общая оценка числа жертв «гуляет» на сотню-другую тысяч человек в обе стороны, но принять мнение во внимание необходимо.

Впрочем, Тогоева не делает акцента именно на событиях, случившихся после написания «Молота ведьм». Она справедливо указывает, что демонология в целом сложилась как самостоятельная богословская дисциплина значительно раньше, и ещё деятельность Фомы Аквинского (тоже, кстати, монаха Доминиканского ордена) сформировала в общественном сознании мысль о том, что колдовство – это, во-первых, реальность, а во-вторых, преступление. В связи с этим, она приводит в пример деятельность римского понтифика Иоанна XXII (пост он занимал в 1316-1334 годах, задолго до рождения Генриха Крамера).

При нём имели место резонансные процессы по делам о ведовстве именно против мужчин: например, в 1322 году под стражу по обвинению в колдовстве был заключён самый настоящий епископ! В конце концов, даже дело Жиля де Ре, прообраза «Синей Бороды», не обошлось без колдовских мотивов.

«Ведьмин шабаш» Ханса Бальдунга, фрагмент, 1514 год

Какой вывод мы можем сделать из этого? Акцент именно на преследовании женщин, судя по всему, действительно личная заслуга Генриха Крамера и написанной им книги. И степень следования ему на практике – вопрос именно отношения к «Молоту ведьм» как руководству на местах. В целом же, жгли далеко не только женщин.

Однако, если брать сохранившиеся документы по масштабным ведовским процессам эпохи «охоты на ведьм», то есть начиная с рубежа XV-XVI веков, то почти всегда мы ясно увидим преобладание слабого пола среди обвиняемых.

Разобравшись с этим вопросом, мы должны перейти к следующей теме, неизменно всплывающей в ходе обсуждения «охоты на ведьм». До сих пор разговор шёл о Европе, но что же происходило на Руси?

«Ибо искони бес женщину прельстил»

Очень распространено мнение о том, что на Руси никакого преследования ведьм не было. К сожалению, это далеко не так.

Конечно, масштабы проблемы на Руси были существенно меньше, и причина тому совершенно прозрачна: в русском православии вообще не сложилось такой дисциплины, как демонология. А без научной базы, естественно, затруднительно было организовать систематическую работу по искоренению явления: почему это так, мы увидели уже на примере Крамера. Тем не менее, как церковь, так и мирские власти на Руси были вполне заинтересованы в поиске и наказании колдуний.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно изучить самый главный, всем известный источник о жизни Руси эпохи Средневековья: «Повесть временных лет». Там, в частности, сказано следующее: «Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями». Как видите, это практически те же слова, что написал в «Молоте ведьм» Крамер.

Фрагмент «Повести временных лет» , перепись XV века

Итак, демонологии как науки у православных не имелось, так что настоящих научных трудов, систематизирующих имеющиеся сведения и подробно излагающих официальную богословскую позицию, также не было. Значит, русские – от крестьянина до князя – руководствовались некими фольклорными категориями, а также мнением местного духовенства. Общие народные представления о колдовстве и ведьмах на Руси, как ни странно, были предельно схожи с европейскими.

Не так уж часто русские предания и суеверия почти точно повторяют, например, немецкие. Сравните образ дракона на Руси и в Британии. А вот ведьма – она ведьма и есть, во всём христианском мире.

Во что же это выливалось на практике? Некоего единого документа, «окончательного решения ведовского вопроса», на Руси действительно так и не появилось, но распоряжения о необходимости искать и наказывать ведьм постоянно прослеживаются как в церковных или монастырских уставах, так и в судебниках.

Не всегда наказание бывало столь же суровым, как в Европе. Например, церковный устав Ярослава Мудрого содержит следующее положение: «Аще жена будетъ чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, доличив, казнить ю, а не лишиться». Здесь нужно понимать тонкости языка: имеется в виду некое наказание, при котором жена у мужа, однако, останется.

Ярослав Мудрый

Увы, на практике не всегда бывало так. Существуют документы о нередких сожжениях ведьм во Пскове, Новгороде и других городах Руси – причём, как и в Европе, речь иногда идёт о десятке-другом колдуний за раз.

Страдали и знатные люди: например, Карамзин приводит сведения об осуждении можайской боярыни Марьи Мамоновой как ведьмы – она была сожжена. Марья была, между прочим, матерью одного из воевод Ивана III. В 1462 году в Можайске казнили по аналогичному обвинению и боярина Андрея Дмитриевича. Примеров, к сожалению, масса.

Нужно отметить одну важную деталь. Примерно до XV века в таких процессах речь больше шла об обвинениях в язычестве, чем собственно в колдовстве: скажем, Ардалион Попов (в труде «Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву») чётко разделяет эти понятия, описывая казни в 1024 году в Суздале, в 1071 году в Новгороде и там же в 1227 году. Со временем «волхование» и «колдовство» смешивались в некий единый порок.

Наконец, при Иване Грозном в Русском царстве появился, по сути дела, свой «Молот ведьм». Данная книга носила название «Повесть о волховании» (обратите внимание – проблема язычества уже не стоит, и термин несколько сменил значение), и несла совершенно ту же функцию, что и работа Крамера. К сожалению, автор её неизвестен. Зато текст прямо ссылается на распоряжение самого царя: «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи».

Иван Грозный

Не отставал и царь Алексей Михайлович, который в 1648 году повелел белгородским властям относительно знахарей и колдунов следующее: «Таких злых людей и врагов Божиих велено в срубах сжечь безо всякие пощады и домы их велено разорить до основания».

Правда, жечь в срубе предлагалось только тех, кого не вразумил комплекс более «мягких» мер, массово принятых ранее. Эти меры включали в себя телесные наказания и изгнания из города. Государь желал добиться, чтобы в Белгороде «…впредь никаких богомерзких дел не держались и те бы отреченные и еретические книги, и письма, и заговоры, и гадательные книжки, и коренья, и отравы пожгли, и к ведунам и ворожеям не ходили и никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожили и людей не портили».

Как и в Европе, на Руси преследовались колдуны обоих полов. Но, как и в Европе, документы чаще показывают нам судебные процессы над женщинами. Некоторые исследователи, однако, полагают, что сохранившиеся документальные источники не отражают реальной картины: якобы, в Великом Княжестве Литовском и на Руси всё-таки чаще отправлялись мужчины. Стоит ли всерьёз спорить об этом? Едва ли, тем более, что однозначно установить истину едва ли возможно.

На самом деле, не приходится сомневаться: существуй среди наших предков кто-то вроде Якоба Шпренгера – и масштаб репрессий оказался бы примерно таким же. На Руси существовали абсолютно все те же предпосылки для «охоты на ведьм», что и в Европе. Отсутствия кризиса Реформации вполне компенсировалось длительной борьбой с пережитками язычества, наличием под боком иноверцев, тем же вопросом старообрядцев.

Раскол РПЦ в XVII веке только подливал масла в огонь религиозной нервозности

Никуда не делись законы против колдовства и при Романовых. К примеру, при Петре I воинский устав содержал вполне однозначное указание: казнь через сожжение, «ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет». Другой вопрос, что основная масса ведовских процессов на Руси случилась всё же в XVI-XVII веках, как и в Европе.

Сожжение ведьм практиковалось как в обычной для Европы форме, так и в более оригинальных. Например, сжигали в срубе или же на соломе. Кроме того, иногда способ казни был иным, поскольку многие русские документы, предписывающие казнить ведьм, не оговаривали, как именно это следует делать.

Ещё один интересный момент: прослеживается некоторое смещение акцента в преследовании колдовства с вопросов собственно веры (преступление против Господа) на личность Государя. Напоминает Якова I Стюарта, не правда ли? В этом плане очень показателен ведовской процесс, который шёл в Москве в 1638-1639 годах. Речь шла о «попытках» навести порчу на саму царицу – дело нешуточное! Вдвойне серьёзным оно стало, когда оказалось, что подозреваемые связаны с литвинами. Опять же, трудно не увидеть явных параллелей.

Словом, придётся констатировать: «охота на ведьм» на Руси всё-таки была. Причём, равно как и в Европе, закреплённая нормативными актами на высшем уровне, а вовсе не в форме редких эпизодов самосуда.

Сколько всего было пострадавших? Увы, точно мы этого уже не узнаем. Исследователи называют цифры примерно в 200-250 задокументированных судебных процессов по делам о колдовстве на территории Руси. Как уже было сказано выше, зачастую при этом речь шла отнюдь не об одном обвиняемом. Последние случаи датируются XVIII веком.

Конечно, масштабов того, что творилось в Британии, и особенно – в Германии, русские охотники на ведьм не достигли, но с другими европейскими странами размах вполне сравним. Говорить о том, что подобного явления в нашей стране не было – не только неправильно, но и просто-напросто невежественно. Ведь совершенно однозначные сведения о преследования колдовства содержатся в тех источниках по средневековой Руси, с которыми должен быть знаком любой историк.

Ада нет, кроме того, что рядом

На тот факт, что действительные причины «охоты на ведьм» в меньшей степени лежат именно в религиозной сфере, явно указывает одно.

Прошла Эпоха Возрождения. Победила Реформация, и с 1648 года говорить о какой-то реально власти в руках церкви было уже бессмысленно. Европа стремительно просвещалась: развивалась наука, общество обретало всё более современные черты, уходил в прошлое феодализм. Теми же Нидерландами уже управлял парламент, а не за горами (по историческим меркам) была и Великая Французская революция. Всё более обычным явлением становилось вовсе не верить в бога, не говоря уже о неких кознях его противника. Но ведьм всё равно продолжали жечь.

Это и позволяет говорить о том, что «охота на ведьм» – скорее, социальное явление, нежели религиозное. О конкретных причинах, побуждавших сжигать мнимых колдуний, выше уже было сказано немало. А в заключительной части статьи, помимо подведения итогов «охоты на ведьм», мы поговорим также и об одном ярком случае, на примере которого особенно хорошо видно, что здесь важнее: именно религия или социальная психология в целом.

Великие тайны и загадки Средневековья Вербицкая Анна

Охота на ведьм - средневековая санитария?

Процессы над ведьмами - одна из наиболее мрачных и таинственных страниц истории Позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В чем причины безумной боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в XV в.? Волна беспричинного страха захлестнула практически весь континент. Сотни тысяч невинных людей, обвиненных в колдовстве или связях с дьяволом, были сожжены на кострах. Почему при этом на протяжении веков многие люди не только не боялись колдунов, но относились к ним с уважением и даже оказывали содействие? Вера в то, что некоторые люди понимают язык стихий и природы и владеют сверхъестественными способностями, существовала еще во времена первобытнообщинного строя, когда жизнь племени напрямую зависела от искусства шамана. Испокон веков на земле жили колдуны, ведьмы, знахари и шаманы, обладавшие необычным даром или умевшие убедить окружающих в его наличии. Колдуны-мужчины считались своего рода учеными-исследователями и контактировали со сверхъестественными существами, для того чтобы умножить свои знания и силы, превзойти могуществом остальных мужчин и приблизиться к богам. Женщины использовали магию в повседневной жизни: как во благо - лечение людей и домашних животных, так и во зло - порча, сглаз, привораживание и т. д. Иначе говоря, мужской магией была наука, женской - непознанное. Древние языческие культы не делили магов на добрых и злых, поэтому колдовство считалось светлым, если приносило пользу, и злым - если становилось причиной несчастий. В последнем случае колдунов наказывали.

Да, еще до рождения Христа во многих государствах древности боролись с ведьмами и колдунами. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи предполагал смертную казнь для тех, кто будет обвинен в колдовстве. Он же предлагал для выявления колдунов печально известное «испытание водой», которое позже нашло широкое применение в Европе. Суть испытания в следующем: если человек обвинил другого человека в колдовстве и не доказал этого, то обвиненный должен отдать себя во власть божества и погрузиться в реку. Если он утонет, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же божество реки очистит этого человека и он останется жив, обвинитель должен быть убит, а несправедливо обвиненный и оправданный может забрать дом обвинителя.

В средневековой Европе обряд проходил несколько иначе, о чем речь пойдет ниже. Древнеримские законы предполагали выплату колдуном компенсации пострадавшему от его действий. Если же колдун не мог выплатить компенсацию, ему наносили такое же увечье, как и то, которое получил обвинитель. Наказание за колдовство существовало и в классическом римском праве.

Отношение к ведьмам у славянских народов было совершенно другим. Слово «ведьма» напрямую связывалось со словами «ведать», «знать». А знание - это величайшее сокровище, данное человеку Богом и природой. Потому ведуны и ведьмы пользовались у славян почетом и уважением, хотя, справедливости ради отметим, их и побаивались. Правда, колдунов и ведьм на Руси тоже иногда сжигали. Упоминания о казни на костре встречаются и в русских хрониках, но они связаны не столько с преследованием чародеев как таковых, сколько с неудачными результатами их деятельности. В Софийской второй летописи есть запись, что в 1480 г. Иван III Васильевич сжег нескольких своих советников за неудачное «волшество», то есть ворожбу, волхвование.

С почтением относились к колдунам и знахарям и в Скандинавии.

Лишь под влиянием христианства мир разделился на две части - все, что шло от Бога, признавалось благом, все остальное каралось как порождение дьявола. Люди, обвиненные в колдовстве, преследовались не за причиненное ими зло, а за саму принадлежность к дьяволу. Ветхий Завет гласил: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22,18) - и эта фраза определила судьбы тысяч женщин, мужчин и даже детей, взошедших на костер по обвинению в колдовстве.

Удивительно другое - в самые темные и жестокие времена Раннего Средневековья, последовавшие за падением Римской империи, к колдунам и ведьмам относились довольно терпимо. Отцы Церкви порицали народную веру в упырей и ведьм и отрицали любую магию, кроме чудес, которые явили миру Господь и его ученики. Простые люди, особенно в отдаленных деревнях и поселках, продолжали верить не только в вампиров и призраков, но и во всех остальных таинственных персонажей языческих преданий. Единственным отличием от язычества была твердая вера в то, что Христос сильнее всех порождений тьмы и духов, а значит, дьявол и его приспешники не могут причинить крещеному вреда. Нечисть легко изгнать крестным знамением, брызгами святой воды и простой молитвой. При этом многие продолжали в быту использовать языческие магические обряды, дополняя их христианскими молитвами и символикой.

Церковь, стремившаяся безраздельно владеть умами и душами прихожан, не одобряла такую практику. Светская власть не признавала магические ритуалы преступлением, если они не являлись причиной смерти, тяжелых увечий, болезней или порчи имущества. Например, в 580 г. были казнены колдуньи, которых обвинили в причастности к гибели трех королевских сыновей. Сперва в этом ужасном преступлении заподозрили епископа, и тот под пыткой признался, что получил от неких колдуний чудодейственную мазь и напиток, которые должны были не лишить жизни молодых людей, а всего лишь привлечь к епископу милость короля и королевы. Раскаявшийся священник был лишь сослан, а женщины, признавшие себя ведьмами, были колесованы и сожжены. Подобные случаи до X в. были редкостью, но со временем их становилось все больше.

В 1090 г. женщин, обвиненных в колдовстве, несколько раз публично избивали плетьми, но поскольку несчастные упорно отрицали свою вину, их в конце концов сожгли живьем. Подобный случай описан и в хрониках 1128 г. - во Фландрии по подозрению в колдовстве сожгли женщину, преступление которой заключалось лишь в том, что она брызнула водой на одного вельможу, который вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Примерно в это же время в германском городе Зоэст был сожжен молодой священник. В колдовстве его обвинила красавица прихожанка, которая заявила, что после долгих неудачных ухаживаний он околдовал ее и склонил к прелюбодейству. Случай этот, конечно, примечательный, но не уникальный. До нас дошли неопровержимые свидетельства того, что в те времена колдовство широко практиковалось и самой Церковью. Многие Папы, например Лев III или Бенедикт VIII, не только считались колдунами, но даже писали магические книги, как это делал и Гонорий III. Про Сильвестра II и Бонифация VI и вовсе говорили, что ради того, чтобы взойти на папский престол, они продали душу дьяволу.

Однако время колдунов и ведьм в Европе подходило к концу. В XIV в. католическая церковь совладала с большинством еретических движений, и, чтобы утвердить власть и объединить людей под знаком креста, требовалось только одно - найти врага внутреннего. Им и стали ведьмы и колдуны. Началу притеснения пережитков язычества способствовала и социально-политическая обстановка, и расцвет церковной и светской культуры и искусства.

Многие историки признают, что главная задача охоты на ведьм состояла в том, чтобы укрепить пошатнувшийся авторитет Церкви и усилить ее влияние. В данном случае под Церковью следует понимать не только католиков - в охоте на ведьм активное участие принимали и протестанты. Некоторые исследователи объясняют это тем, что колдовство являлось пережитком язычества и вера в духов и силы природы подрывала авторитет священников-христиан независимо от течения. Известно, что Церковь в преследовании ведьм поддерживали светские власти. Им было очень выгодно иметь под рукой «козлов отпущения», которых можно было обвинить во всех проблемах и несчастьях, причиной которых на самом деле были жадность, халатность и глупость самих правителей. Кроме того, бросается в глаза, что большинство пострадавших во время преследования ведьм составили женщины. Это явление ученые трактуют как попытку мужчин подавить потенциальную женскую активность и сохранить в условиях постоянно меняющейся обстановки авторитет и господство. Это было не так легко, поскольку многочисленные крестовые походы, междоусобицы и войны с еретиками привели к тому, что мужчины в средневековом обществе остались в меньшинстве. Следует учесть, что часто в сельских общинах руководство брали на себя женщины. Согласно христианским верованиям, дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести только вред. Однако ведовство было своеобразным способом самоутверждения женщин в мужском мире, где им были отрезаны все пути к реализации своих талантов и возможностей. Интересной представляется и гипотеза, согласно которой женщин обвиняли в ведовстве потому, что они оставались главными и единственными хранительницами ценностей устной дохристианской культуры и насаждали веру в языческих богов среди молодежи - то есть рассказывали детям сказки, прибаутки, пели народные песни.

Массовые преследования ведьм начались в XIII в. В 1275 г. в Тулузе произошло первое сожжение ведьм, и вскоре костры запылали по всей Европе. В 1320–1350 гг. в Каркасоне уничтожили более 200 женщин. Не щадили никого: богатые и бедные, красивые и уродливые, умные и недалекие - все они были обречены на позорную казнь. В своей «Булле о ведовстве» Папа Иннокентий VIII призывал беспощадно истреблять ведьм. Инквизиторы, вооруженные таким напутствием, взялись за дело. В Германии за несколько лет на костер взошли более 100 человек. В Вюрцбурге при одном епископе было сожжено 209 человек. Жертвами фанатика стали дети от четырех до четырнадцати лет, самые толстые мужчина и женщина города и самая красивая девушка. По мнению священника, как физические недостатки, так и достоинства свидетельствовали о связях с дьяволом.

Власть инквизиции не имела границ. В хрониках описан случай, когда судья, отвергнутый добропорядочной женщиной, в отместку арестовал ее сестру, обвинил ее в колдовстве, подверг жестоким пыткам и в тот же день сжег живьем. Один из немецких епископов сжег около 900 мужчин и женщин, среди которых было много уважаемых и состоятельных граждан. Конфискованное у них имущество пополнило казну инквизитора.

Шотландский протестантский священник отказался принять участие в погребении женщины, задавленной насмерть толпой, из-за того, что какой-то подросток публично обозвал ее ведьмой.

Глава магистрата одного французского города искренне сожалел, что вместо того, чтобы сжечь детей, обвиненных в колдовстве, он «всего лишь» приговорил их к порке, пока на их глазах сжигали их родителей.

Известен случай в Салеме, когда двух молодых людей заставили признаться в колдовстве под пыткой, заключавшейся в скручивании их шей. В Англии казнили мать и дочь на основании обвинений десятилетней девочки, которую они якобы околдовали. В Бостоне была повешена как ведьма бедная иммигрантка, умевшая говорить только по-ирландски. Ее обвинили в том, что она не смогла прочитать «Отче наш» по-английски.

И это лишь единичные примеры из миллионов подобных. Любой человек, имеющий родимое пятно, жировик, шрам или мозоль, считался обладателем метки дьявола, автоматически причислялся к колдунам и подлежал казни. Обычное сообщение, слух или сплетня считались достаточным основанием для обвинения в колдовстве. Арестованных пытали до тех пор, пока те не признавали свою вину. Обычно поводом для сплетен была зависть родственников, соседей или подданных. Чаще всего причиной анонимных доносов были пустое тщеславие, личная неприязнь, зависть, ревность или суеверие. И у судей всегда находились веские доводы по поводу любых сомнений - сделка с дьяволом считалась преступлением исключительным и анонимного обвинения или слуха было достаточно для подтверждения виновности обвиняемого. Те, кто избежал доноса, жили в постоянном страхе - ведь они в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству. Инквизиторы были убеждены, что члены дьявольской секты встречались друг с другом на шабашах, а потому должны были знать, кто из соседей с ним заодно. Эти сведения выдавливались во время допросов. Списки невинных жертв росли, а служители Церкви были уверены, что судят приспешников дьявола, поскольку Бог не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» клеветой могло нанести ущерб невинным людям.

Как правило, арест повергал обвиняемого в ужас, и это неудивительно - тюрьмы в те времена были совершенно темными, сырыми, холодными и полными нечистот. Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Часто на все время, пока велось следствие, узника заковывали в кандалы. Особенно тяжело приходилось арестованным женщинам, которых обвиняли в колдовстве чаще всего. В христианском мире женщины считались низшими существами: слабыми, неверными, тщеславными, болтливыми и падкими до любого соблазна, что делало их легкой добычей дьявола. Сочинение доминиканских монахов «Молот ведьм», ставшее своеобразной библией инквизиции, утверждало: «Нет чуда в том, что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи». Охотники за ведьмами руководствовались этим положением. Женщины оказывались абсолютно беспомощны перед домогательствами надзирателей и нередко подвергались насилию и издевательствам. Многие судьи сознательно использовали такой тюремный террор, чтобы сломать волю обвиняемых и добиться нужных признаний. Допрос, как правило, начинался с церковного обряда, за которым следовали длительные беседы, во время которых у обвиняемой настойчиво выспрашивали, когда она сговорилась с нечистым, как часто отдавалась ему, сколько раз бывала на шабашах. Бели «доброе дознание» не заставляло заговорить, инквизиторы переходили к «устрашению словами». Суть этого этапа состояла в демонстрации орудий пыток и пояснении их назначения. Если не помогало и это - приступали к «устрашению действием»: палач надевал на жертву орудия пыток и слегка затягивал их, дабы дать представление о серьезности намерений судей. Следующим этапом был допрос с пристрастием, то есть под пыткой. Эти пытки были более жестокими, чем те, которым подвергали обычных преступников - воров, убийц, разбойников. Начиналась пытка с использования тисков, в которых обвиняемому медленно сжимали пальцы. Если обвиняемый выдерживал эту боль, палач надевал на него «испанский сапог» - гнутую металлическую пластину или колодку, которая все туже и туже затягивалась под голенью. Самым упорным жертвам связывали руки и вздергивали на дыбе, часто к телу обвиняемого подвешивали еще и груз.

Как правило, обязательным этапом следствия был поиск примет, по которым можно было распознать ведьм и колдунов. Одним из них было уже упомянутое нами «испытание водой», называемое также «купанием ведьм». Палач крепко связывал жертву веревкой и сталкивал в воду. Если она всплывала - а так происходило с большинством, - то признавалась отродьем дьявола, поскольку вода, стихия чистоты, не принимала ее.

Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что сатана метит тело каждой бывшей с ним ведьмы. Этот знак и разыскивали судьи. Чтобы не пропустить такую важную улику, обвиняемой обривали голову и тело. Подозрительные места - родинки, пигментные пятна - палач прокалывал иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или из раны не текла кровь, считалось, что пятно является меткой дьявола. «Молот ведьм» называл это испытание особо надежным. Также бытовало мнение, что ведьмы не плачут даже под пытками. Такое действительно случалось и было ничем иным, как свидетельством тяжелой истерии. Однако если подозреваемая плакала, это не снимало с нее обвинения. В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось аутодафе. Оно проводилось, как правило, на главной площади города или села, обязательно в присутствии духовного лица и местной знати. В крупных городах и столицах государств на аутодафе иногда присутствовали король с семьей, министры, советники. Осужденных выстраивали цепочкой, и они двигались к месту казни со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми. Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись нескольким осужденным сразу.

Как и допрос, казнь начиналась с проповеди, молитвы и клятвы во всем помогать святой инквизиции. После этой «прелюдии» зачитывались приговоры. Сперва оглашались «легкие», предполагающие более или менее серьезные наказания раскаявшимся грешникам и ведьмам, а потом упорствовавшие во грехе преступники передавались светским властям. Это было равносильно сожжению на костре. Но самих костров, вопреки расхожему мнению, на аутодафе не было. Инквизиция не имела права осуждать на смерть - такие приговоры и их исполнение были исключительной заботой светской власти. Самым тяжелым приговором инквизиции могло быть отлучение от Церкви. В то время ересь и отречение от веры приравнивались к государственной измене, за которую полагалась смертная казнь. На этом аутодафе и заканчивалось. Нераскаявшийся преступник передавался светским властям, которые уже и приводили в исполнение приговор.

Отметим, что существовало небольшое количество людей, которым удавалось выйти из застенков инквизиции на волю. Таких людей можно разделить на три группы. Первая состояла из тех, кого суд освобождал еще до вынесения приговора, как сейчас говорится, «по состоянию здоровья». Эти изможденные, искалеченные люди попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных. Но и там за ними велось пристальное наблюдение, которое, правда, учитывая уровень медицины, скоро заканчивалось - следить было не за кем.

Вторую группу составляли особы, которых оправдывали по причине недостатка веских доказательств. Однако мнимая свобода была для них настоящей пыткой - при малейшем подозрении их могли опять схватить и даже казнить. Они должны были подчиняться строгим требованиям: не принимать в доме гостей, не посещать публичные места и праздники, многим вообще запрещалось покидать дом или выходить за двор.

Третью группу освобожденных составляли те, кого суд инквизиции изгонял из родных мест. Для некоторых это было шансом спастись, но для большинства изгнанников, особенно для женщин, это был тот же смертный приговор, но немного отсроченный. Нищие и отверженные, они были жертвами насмешек, побоев. Их проклинали и гнали отовсюду, но все же это была лучшая участь, чем мучительная пытка и смерть на костре. Всех обвиненных в пособничестве дьяволу сжигали живьем. Только некоторых осужденных власти «жалели» - душили или обезглавливали перед сожжением.

Террор инквизиции и вечный страх порождали противодействие в народе. Многие сообщения хронистов о немыслимых бесовских шабашах и невообразимом разврате, царящем на них, - истинная правда. Протестуя против действий Церкви, люди и впрямь начинали поклоняться дьяволу: устраивали шабаши, где плясали нагишом, пели срамные песни, занимались непотребствами. До наших дней дошло несколько рецептов мази, с помощью которой, как известно нам из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», ведьмы преображались и могли летать. В состав зелья кроме жира некрещеных младенцев, пепла сожженных жаб и прочих «магических» компонентов входила белладонна или корень мандрагоры. Оба растения содержат очень токсичное вещество - атропин. Большие дозы этого природного яда, попадавшие в организм через кожу, приводили к трансу с видениями, характерными для сознания людей того времени: дьявольским шабашем и прочим…

Охота на ведьм стала наваждением, горячечной лихорадкой, в которой Европа билась на протяжении более 300 лет. Это были годы величайших преступлений и величайшего позора. Инквизиция уничтожила цвет нации большинства европейских государств, нанеся ощутимый ущерб генофонду, последствия которого ощущаются и до наших дней. Однако некоторые ученые, не оправдывая действий средневековой инквизиции, предлагают версию, по которой охоту на ведьм можно считать в некоторой степени оправданной и даже необходимой. С этим мнением можно спорить или соглашаться, но определенное зерно истины оно, по всей вероятности, содержит.

Как мы уже упоминали, охотники на ведьм уделяли особое внимание ведовским знакам на теле подозреваемых. Средневековый теолог Ламберт Дано писал: «Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти». Клеймо дьявола считалось бесспорным доказательством вины, даже более существенным, чем признание обвиняемого. Практически у каждого из нас на теле есть родимые пятна, родинки, шрамы, в которых нет ничего странного и чудесного. Но если предположить, что многочисленные упоминания о ведьминых знаках - не выдумки, возникает вопрос: а что представляли собой эти отметины? Различали две их разновидности - ведьмин знак и клеймо дьявола. Судя по описаниям, ведьмин знак - это бугорок или вырост на теле человека, с помощью которого ведьмы кормили духов собственной кровью. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. Исследователь Н. Пшибышевский посвятил много времени исследованию этих таинственных знаков и составил их подробное описание: «Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, примерно с горошину, места кожи, нечувствительные к боли, бескровные и безжизненные. Иногда они выглядят как красные или черные пятна или углубления на теле. Но так случается редко. Чаще всего они незаметны снаружи и находятся на половых органах, веках, спине и груди. Иногда случается, что они меняют место». Подобных описаний в работах теологов и средневековых демонологов десятки. Но главным критерием все же остается нечувствительность подозрительного пятна на теле к боли. Даже неискушенным в медицине читателям может показаться, что указанные симптомы - признаки какой-то кожной болезни. Основываясь на сходстве признаков, можно предположить, что большая часть «ведьм» страдала одинаковой болезнью. И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, которая даже сегодня остается страшным недугом, а в Средние века ее можно было сравнить разве что с чумой. Медицинская энциклопедия дает такое описание этой болезни: «Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль». В медицинской литературе описан и «ведьмин знак», имеющий сходство с соском, - при развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок. Совпадает даже месторасположение «дьявольских знаков» и лепроматозных пятен на теле человека. Это единственное заболевание, которое сопровождается нарушением чувствительности кожи. На основании этих фактов можно предполагать с большой долей вероятности, что очень многие колдуны и ведьмы были больны проказой. Исходя из этого, оказывается, что инквизиция стремилась защитить общество от страшной болезни, апогей распространения которой пришелся на XV в. Уничтожая больных, инквизиторы, пусть и жестоко, но действенно боролись со смертельным недугом и смогли остановить эпидемию.

Понимали ли сами судьи, что убивают не пособников дьявола, а тяжелобольных людей? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Хотя возможно, что клир и знать, люди образованные, прекрасно знали о признаках болезни и понимали, с кем или чем ведут борьбу. Об этом свидетельствует тот факт, что в процессах над ведьмами участвовали врачи. Кто-то из историков полагает, что они должны были поддерживать жизнь жертвы, чтобы она не умерла до казни. Но с равным успехом мы можем думать, что в их обязанности входило обследование подозреваемых и выявление признаков болезни.

Подозрение, что инквизиторы вполне осознавали, с кем имеют дело, подтверждается тем фактом, что обвиненных в колдовстве тщательно изолировали от общества. Многие авторы упоминают, что «колдунов» содержали в особых тюрьмах. Средневековые священники-инквизиторы предупреждают братьев об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, которые вели процессы против ведьм, и это неудивительно - у них было много шансов заразиться.

Главной опасности подцепить заразу подвергались родственники больного. Они же первыми, как правило, и обнаруживали признаки болезни, и часто страх одерживал верх над чувствами. Теперь нас не удивит, что многие люди доносили на своих родных. Они не всегда понимали, что и сами попадают под подозрение. Часто для подстраховки казнили всю семью.

Очень редко случалось, что с бедняги снимали обвинение, но, как показывают документы того времени, этот человек подвергался строжайшему карантину. Надо признать, это было вполне разумной мерой предосторожности. За человеком продолжали наблюдать, и, если признаки болезни все же обнаруживались, уже не было шансов избежать костра.

Подтверждает эту необычную версию еще один интересный факт. В легендах и сказках многих народов колдунья описывается примерно одинаково - это безобразная старуха, кривая и горбатая, с ввалившимися глазами, беззубым ртом и морщинистым, покрытым пятнами лицом. Руки и ноги ее трясутся, и она опирается на клюку. В медицинской литературе именно так описываются симптомы последней стадии развития лепры.

Если основываться на этой версии, оказывается, что инквизиторов следует называть не кровожадными фанатиками, а спасителями и благодетелями. Этот парадоксальный вывод может шокировать большинство читателей. Не стоит забывать, что это всего лишь гипотеза, хотя в ее пользу свидетельствует ряд фактов.

К какому бы выводу вы ни пришли, надо признать, что эта тема требует дальнейшего тщательного изучения.

Из книги Тайные общества и секты [Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики] автора Макарова Наталья Ивановна

1. «Охота на ведьм» Эволюция магии и дьяволизма неотделима от эволюции церковных представлений о сём жгучем вопросе.Раннее христианство заняло по отношению к злому началу половинчатую позицию. Формально признав его существование, и введя это положение в догмат, оно

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Охота Помимо «шахмат» – фидхелла, игры под названием брандуб и полевых спортивных игр для молодежи, была весьма популярна охота – и как развлечение, и в силу необходимости. Распространенным времяпрепровождением была охота на птиц, в которой использовали пращу. Есть

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

автора Паскевич Сергей

Охота Добыча животных требует от охотника существенных трат сил, времени и средств. Учитывая преимущественно преклонный возраст «самоселов», можно догадаться, что охота - не самое распространенное в их среде занятие. Тем не менее совсем от нее не отказываются, поскольку

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Охота Добыча животных требует от охотника существенных трат сил, времени и средств. Учитывая преимущественно преклонный возраст «самоселов», можно догадаться, что охота – не самое распространенное в их среде занятие. Тем не менее совсем от нее не отказываются, поскольку

Из книги В поисках истины автора Медведев Матвей Наумович

«ОХОТА НА ЛИС» Одно время около пивного бара на углу Невского проспекта и улицы Маяковского собиралась ежедневно одна и та же группа лиц. Нагловатого вида молодые люди, одетые в плащи «болонья» и териленовые пальто, что-то обсуждали между собой, передавали друг другу

Из книги Великие тайны и загадки Средневековья автора Вербицкая Анна

«Молот ведьм» - кровавая библия инквизиции «Молот ведьм»… Это чудовищное сочинение во славу Божию отправило на костер тысячи невинных людей. Что это за книга? Почему более 500 лет вокруг нее ведется столько споров?Итак, знакомьтесь - настольная книга инквизиторов «Молот

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Охота Добыча животных требует от охотника существенных трат сил, времени и средств. Учитывая преимущественно преклонный возраст «самосёлов», можно догадаться, что охота - не самое распространенное в их среде занятие. Тем не менее совсем от нее не отказываются,

Из книги Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все автора Мазуркевич Сергей Александрович

Сожжение ведьм Это были представители именно тех кругов общества, которые многие годы сопротивлялись темным домогательствам церкви и теперь вдруг обратились в «истинную веру» и с жаром принялись искать и обличать ведьм. Немецкий историк Герхард Праузе Общепринято

Из книги Мир мог быть другим. Уильям Буллит в попытках изменить ХХ век автора Эткинд Александр Маркович

Глава 13 Охота на ведьм и гомосексуалов В конце войны Буллит обрел врага, которого мог обвинить в своих и общих неудачах. То был кадровый дипломат Самнер Уэллес, доверенное лицо Рузвельта и его дальний родственник. Женатый на очень богатой наследнице на восемь лет старше

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

5. Ракеты и средневековая история Байконура Мы готовили новейшую ракету 15А18 к старту, находившемся на холме. Старты первых боевых стратегических межконтинентальных ракет, созданных в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов прошлого столетия в нашем

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

Из книги Великолепная четверка. Братья Уорнер автора Штейнберг Александр

Охота с приманкой Содержавшаяся в письмах угроза оказалась не пустым звуком. По Вене прокатилась волна ограблений толстосумов. Самые совершенные сейфы были вскрыты, словно спичечные коробки. Бедняки регулярно получали по почте подарки – еду, одежду, обувь, деньги. У

Из книги Голливудский Раджа. Луис Мейер автора Штейнберг Александр

Большая охота Петроградский Совет потребовал от органов правопорядка ликвидации бандитов бандитов, предоставив слугам закона право расстреливать налетчиков на месте преступления без суда и следствия. На банду Пантелеева началась большая охота.Сыщики провели массовые

Из книги автора

СЕМЕЙНЫЕ БАТАЛИИ И «ОХОТА НА ВЕДЬМ» Однако получить отцовское согласие было непросто. Джек-отец не испытывал никаких теплых отцовских чувств к Джеку-сыну. Это было очевидно, он даже не пытался этого скрывать. «Он мне слишком напоминает Ирму», – говорил Джек

Из книги автора

«ОХОТА НА ВЕДЬМ» И ПРОЧИЕ НЕПРИЯТНОСТИ Известна точная дата появления голливудских «черных списков» – 26 ноября 1947 года. В этот день в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория» американские продюссеры подписали заявление, в котором были слова: «мы не возьмем на работу никого,

«Всякий мальчишка зовет меня ведьмой, но разве по моей вине чесался твой зад?»
Из дела Элис Гудридж, Англия, 1596 г.

Зависть! Зависть и корысть - вот основные движущие силы всех ведовских процессов Средневековья. Мужа увела соперница - потому что ведьма, у соседки урожай лучше - потому что ведьма, у конкурента товар раскупают быстрее - на костер пособника дьявола!

Истерия под названием «охота на ведьм» захлестнула всю Европу, не обойдя стороной ни единого ее уголка. Несколько веков на кострах и виселицах находили свою смерть те, кто оказался удачливее, красивее, трудолюбивее своих соседей.

На Британских островах наибольшего расцвета охота на ведьм достигла в Елизаветинскую эпоху. За два столетия активного применения Статута о ведовстве королевы Елизаветы от 1563г. (и, позднее, Статута Якова I) на эшафот было отправлено от 1 000 до (по некоторым данным) 70 000 человек!

Точную цифру мы, конечно, уже никогда не узнаем. И это даже при том, что, благодаря ученым Эдинбургского Университета, до нас дошло множество материалов с британских ведовских процессов.


Ян Люйкен. Сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 году. Гравюра XVII в.


Каждые пять дней

Кстати, от общего числа казненных за ведовство всего 15 % составляли мужчины!
Кто-то называет это половой дискриминацией, кто-то истреблением прекрасной половины человечества под лозунгом «ворожеи не оставляй в живых». А кто-то - обычной женской завистью, воплотившейся в доносах на соперниц.

Впрочем, охота на ведьм была уделом мужчин.
Особо хочется отметить некоего господина Мэтью Хопкинса, охотника на ведьм. Благодаря его усилиям всего за один год было отправлено на казнь 68 человек! То есть, с его подачи убивали по одному человеку каждые пять дней!

И делал это Хопкинс отнюдь не из любви к людям - за каждую обличенную ведьму он брал плату в фунт, деньги по тем временам немалые!


Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в.


Первым документально зафиксированным в Англии процессом над ведьмой был допрос (и последующая казнь) Агнес Уотерхаус, состоявшийся в 1566г. в Челмсфорде, Эссекс.

Обвинения против госпожи Уотерхаус были до крайности нелепы - будто бы она навела порчу на одного соседа, отчего тот и скончался. Кроме того, другая соседка отказалась дать Агнес масла, и та, в ответ, наколдовала обидчице неудачи в хозяйстве. В следствии чего у нее перестал получаться творог!

После двух дней допросов Агнес Уотерхаус признали виновной и повесили.
Это был один из самых типичных ведовских процессов в Англии. Таких в следующие пару столетий были еще многие сотни.

Британская специфика

Кстати, о допросах.
Какие первые ассоциации возникают при упоминании Англии? Конечно, чопорность и аристократизм.

Может быть, именно эти исконно британские качества стали причиной того, что в Англии при допросах «ведьм» не применялись жуткие пытки, распространенные в это время в Европе.
К примеру, немцы вовсю практиковали дыбу и подогреваемый на огне железный стул, тогда как в Англии предпочитали пытку бессонницей. Вот она, британская добропорядочность во всем, даже в добывании признания!


Казнь ведьм в Англии


Еще одно отличие английских ведовских процессов состояло в способе казни.

Повсеместно в Европе, включая и соседнюю Шотландию, признанных виновными в колдовстве сжигали на кострах, тогда как в Англии было распространено повешение. Дело в том, что сожжение, по английским законам, являлось наказанием за измену.

Нельзя не вспомнить особенность англичан – исключительную любовь к животным.
Возможно, именно поэтому практически в каждом деле о ведовстве фигурирует животное - подручное ведьмы. Чаще всего упоминаются, конечно, кошки и жабы.

Возвращаясь к уже известному нам «борцу за справедливость» Мэтью Хопкинсу, вспомним его первый ведьмовской процесс, в ходе которого он выследил помощников одноногой пожилой ведьмы Элизабет Кларк. Помощниками ведьм, так называемыми «фамильярами», являлись духи, принимающие облик животных и помогавших ведьме как по хозяйству, так и в колдовских делах.

В случае с Элизабет Кларк духи приняли облик двух собак, котенка, зайца и даже хорька.
Естественно, против таких неопровержимых доказательств суд устоять не смог и бедная старуха была казнена.

К сожалению, уголовное преследование за ведовство на Британских островах было отменено только в середине XVIII века.

P.S. Знаете ли вы, как обличить ведьму?

Предлагаем распространенный способ, используемый в Средневековье.

Подозреваемую в колдовстве связывали и бросали в воду.
Если женщина тонула, то обвинения снимались.
Если же ей удавалось выплыть, то несчастная признавалась виновной и приговаривалась к казни!

Испытание водой являлось любимой пыткой Мэтью Хопкинса, и после его кончины возникла легенда, что его самого подвергли такой проверке и, как результат, повесили за колдовство…

Магические упражнения, известные под общим названием «колдовство», возникли ещё на заре человечества. Практически во всех ранних культурах так или иначе появлялись группы людей, пытавшихся воздействовать на силы природы с помощью различных обрядов.

Отношение к колдунам часто зависело от результатов их деятельности, меняясь от обожания и почитания до ненависти и стремления к физической расправе.

С появлением первых государств власть стала рассматривать колдунов как лиц, своим влиянием способных подорвать авторитет правителей.

Ещё в знаменитых древних законах царя Хаммурапи предусматривалась ответственность за колдовство: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». Человек, признанный виновным в колдовстве, при наличии убедительных доказательств подлежал смертной казни.

В Древнем Риме колдовство каралось в зависимости от степени нанесённого ущерба в рамках так называемого талионного права. Если человек, признанный виновным в нанесении увечья другому при помощи колдовства, не мог выплатить пострадавшему компенсации, то ему должно было быть нанесено такое же увечье. Нанесение смерти путём колдовства аналогичным образом каралось смертью.

Опасная ересь катаров

Борьба с колдовством вышла на новый уровень с утверждением христианства в Европе. Стремясь окончательно искоренить язычество, богословы объявляли языческих богов демонами и запрещали какое бы то ни было общение с ними, называя это идолопоклонничеством. На первых порах, впрочем, идолопоклонничество грозило лишь отлучением от церкви.

При этом христианские богословы I тысячелетия не были склонны преувеличивать возможности колдунов. Так, епископ Бурхард Вормсский призывал святых отцов разоблачать ложь о ночных полётах колдуний, которые они якобы совершают в свите языческих богов.

В начале II тысячелетия церковь столкнулась с новой проблемой — возникновением христианских сект, отрицающих догматы веры и выступающих против власти господства римских первосвященников. Особенно большого влияния достигла секта катаров, или «Добрых христиан», как они сами себя называли.

Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло.

В XIII веке, стремясь покончить с усилением влияния катаров, Римский Папа Иннокентий III санкционировал первый в истории крестовый поход в христианские земли. Катарский, или альбигойский, крестовый поход, начавшийся в 1209 году, растянулся на 20 лет и закончился полным поражением катаров. Этим, однако, дело не ограничилось — римская церковь предоставила особому церковному суду, получившему название «инквизиция», широкие полномочия для искоренения ереси, в том числе путём физического устранения её носителей.

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в. Фото: www.globallookpress.com

«Дьявол» в качестве аргумента

Но широким слоям населения был непонятны глубокие богословские споры между различными ветвями христианства. Для многих это выглядело так: по велению Римского Папы одни христиане истребляют других.

Для того, чтобы избавиться от подобной неловкости, катаров стали активно обвинять в колдовстве и связях с дьяволом. Под пытками еретики признавались в отрицании Христа , поклонении дьявольским силам и тех самых ночных полётах, которые за несколько веков до этого богословы называли ложью и бредом.

Соответственно, теперь ситуация для широких масс выглядела так: церковь борется не с христианами, а с кознями дьявола и с теми, кто, поддавшись его влиянию, встал на службу врагу человечества.

Подобные обвинения оказались весьма эффективным и действенным инструментом и после окончательного уничтожения катаров стали активно использоваться инквизицией и против других врагов церкви.

Пытки обвиняемой в ведовстве. 1577 г. Источник: Public Domain

Карьера инквизитора Крамера

Средневековая Европа представляла собой идеальное место для появления слухов о многочисленных ведьмах и колдунах. Регулярные неурожаи, эпидемии смертельных болезней, войны порождали в жителях Старого Света панику и отчаяние. При этом поиски виновного как в крупном, так и в мелком бедствии были довольно краткосрочными — «во всём виноваты ведьмы и колдуны». На эту роль мог быть зачислен любой, кто по каким-то причинам был несимпатичен обвинителю. Оправдаться обвиняемому в колдовстве было крайне непросто.

Во второй половине XV века широкую известность приобрёл уроженец вольного города Шлеттштадта Генрих Крамер . Выходец из бедной семьи, он вступил в орден доминиканцев и дослужился до должности инвизитора.

Свою карьеру в качестве инквизитора Крамер начал с расследования в Триенте, где группа евреев была обвинена в ритуальном убийстве двухлетнего мальчика. Итогом разбирательства стал смертный приговор для девяти обвиняемых.

После этого процесса инквизитор Крамер занялся борьбой против ведьм и сект. В Равенсбурге он провёл процесс, на котором две женщины были признаны виновными в колдовстве и сожжены на костре.

Папа даёт добро

Крамер, однако, полагал, что его возможности недостаточны для борьбы с прислужниками дьявола. В 1484 году ему удалось убедить Римского Папу Иннокентия VII освятить борьбу с ведьмами своим авторитетом.

Булла Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») датируется 5 декабря 1484 года. Официально признавая существование ведьм, она давала полное папское одобрение действиям инквизиции с разрешением использовать для этого все необходимые средства. Попытки воспрепятствовать действиям инквизиции карались отлучением от церкви.

В первую очередь булла относилась к Рейнской области, где действовали Генрих Крамер и его единомышленник, инквизитор Якоб Шпренгер , однако фактически она дала старт большой охоте на ведьм в Европе.

Инквизитор Крамер, получивший особые полномочия, развернул настоящий террор, жертвами которого стали десятки «ведьм» и «колдунов». Рвение борца с дьяволом оценили далеко не все — в 1485 году против Крамера поднялось настоящее восстание в Инсбруке, и местные власти предпочли освободить всех схваченных им женщин, а самого инквизитора изгнать из города.

«Молот, подобный мечу»

Уязвлённый таким оборотом дела Крамер, не отступившийся от своих идей, решил изложить своё видение проблемы и путей её решения в письменном виде.

Трактат из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов был написан на латыни в 1486 году и впервые опубликован в городе Шпайере в 1487 году. Соавтором Генриха Крамера стал его соратник Якоб Шпренгер.

Обложка книги Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм». Фото: www.globallookpress.com

Полное название этого трактата — «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», однако он более известен под коротким названием «Молот ведьм».

В первой части излагалась точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось. Считалось, что, кроме вреда людям, ещё одна задача ведьм — умножать на Земле нечистую силу и создавать проклятые места.

Кроме того, авторы приводили деление ведьм на различные типы и разъясняли основы судопроизводства по их делам. В частности, подчёркивалось, что с учётом исключительной вины обвиняемых, в таких делах показания разрешается давать любым свидетелям, в том числе отлучённым от церкви, осуждённым преступникам, иностранцам и так далее.

Секс, женщины и сатана

Вторая, самая большая часть «Молота», состоящая из 26 глав, посвящена описанию теории существования и деятельности ведьм, а также способам борьбы с ними.

Среди всевозможных видов ведовства, таких как оборотничество, насылание болезней и управление стихиями, наибольшее место отведено сексуальным вопросам, связанным с ведьмами. Подробно разбираются темы полового сношения с демонами и инкубами, а также рождения детей от дьявола, любовного колдовства над людьми и насильственного соблазнения их к половому акту.

Хотя авторы «Молота ведьм» и посвятили отдельную главу мужчинам-колдунам, очевидно, что не в них инквизиторы видели главную угрозу. Прямым текстом говорилось о том, что колдуны встречаются значительно реже и несут меньшую угрозу, нежели женщины. Женский пол рассматривался авторами «Молота ведьм» как лёгкая добыча дьявола по причине своей изначальной нестойкости в вере и склонности к греху.

Третья часть трактата содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. В неё включены 35 вопросов и ответов на них, которые призваны разъяснить все возможные аспекты процесса над ведьмой.

«Молот ведьм» очень быстро превратился в своеобразную настольную книгу инквизиторов. За последующие 200 лет он выдержал более двух десятков изданий, превратившись в настоящий символ охоты на ведьм.

Жгите с нами, жгите, как мы, жгите больше нас

Инквизитор Генрих Крамер, подписавший «Молот ведьм» латинским вариантом имени Генрикус Инститор, заявлял, что лично отправил на костёр 200 ведьм. Но труды самого автора были только началом безумия, охватившего Европу.

В XVI-XVII веках охотники на ведьм отправляли на смерть сотни и тысячи женщин. Европейская Реформация не только не изменила, но даже ухудшила ситуацию, ибо в протестантских государствах законы о колдовстве оказывались значительно жёстче, чем в католических.

В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии некий изобретательный инквизитор придумал специальную печь для сожжения ведьм, куда только в 1651 году отправил 42 человека, включая малолетних детей.

Парадокс ситуации заключается в том, что люди, недовольные засильем церкви, вытеснив инквизицию, не отказались от преследования колдунов, а передали этот процесс в руки светских властей, после чего количество жертв заметно увеличилось.

Люди, обвинённые в колдовстве, из страха и под пытками начинали свидетельствовать против своих родных, соседей, случайных знакомых. Арест 12-летнего «прислужника дьявола» в немецком городе Ройтлинген привёл к тому, что на основании его показаний были схвачены ещё 170 «ведьм и колдунов».

Массовая казнь ведьм в Шотландии. 1659 год. Фото: www.globallookpress.com

«Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола»

Картина происходящего в немецком городе Бонне в начале XVII века запечатлена в письме некоего священника, адресованном графу Вернеру фон Сальму : «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».

Однажды начавшаяся в городе или деревне охота на ведьм уже не могла остановиться. В жернова террора затягивались как представители низших слоёв, так и представители знати. Кое-где дело доходило до полного истребления женщин, а в других населённых пунктах судьи сожалели, что процесс остановился из-за… нехватки дров.

Американские отголоски европейской эпидемии

Общее число жертв охоты на ведьм сегодня установить сложно. Процесс был длительным, порой затухая и вновь вспыхивая в период серьёзных социальных потрясений. Чаще всего современные исследователи говорят о 40 000 - 100 000 погибших в результате охоты на ведьм, хотя некоторые полагают, что жертв могло быть значительно больше.

Европейская истерия затронула и территорию современных США. Самым знаменитым случаем охоты на ведьм в Новом Свете стал «процесс над салемскими ведьмами», в результате которого было повешено 19 человек, один умер под пытками, а в тюрьме оказалось ещё около 200 обвиняемых в колдовстве. Лишь то, что обвинения, основывавшиеся на показаниях малолетних девочек, были поставлены под сомнения, позволило прекратить дальнейшие расправы.

Лишь в XVIII веке европейские правители введением новых законов сумели прекратить охоту на ведьм. Способствовало этому и улучшение условий жизни в Европе.

Последним человеком, казнённым в Европе за колдовство, считается швейцарка Анна Гельди . Женщина под пытками призналась в занятиях чёрной магией, что в совокупности с обвинением в отравлении стало причиной для вынесения смертного приговора.




Top