Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы. Паломнические поездки. Успенский Вышенский монастырь

Свт. Феофан Затворник

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас" - так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых - святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского.

В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя - Феофан - происходит от греческого слова "теофания", то есть "Богоявление" - "Богоявлению тезоименитый". Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы.

Родился Феофан, в миру - Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем - в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучает аскетические творения Отцов Церкви, это очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.

1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств - таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни. Для повышения уровня духовного образования епископом было открыто множество церковно-приходских школ, святитель поощрял и священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, которые жертвовали средства на строительство школ и церквей. При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы - как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться "Тамбовские епархиальные ведомости" с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Заботился святитель и о благоустройстве храмов - "древнейших и наилучших училищ духовного просвещения".

Почти каждое богослужение владыки сопровождалось проповедью, а проповедником он был изумительным. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. Архипастырь побуждал к проповеди и священников, ревностных поощряя, а нерадивых наказывая. Так, в "Тамбовских епархиальных ведомостях" за 1861 г. имеется следующее его распоряжение: "Священника Светлова, без уважительных причин не говорившего ни одного поучения в течении целого полугодия, оштрафовать на вдов и сирот духовного звания на 6 рублей серебром и пропечатать не говорившего поучения в Ведомостях ко сведению епархии".

По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан, служа в Тамбове, вел очень простой образ жизни. Носил он подрясник и рясу из недорогой черной материи, пища его была самой невзыскательной. Вкушал он очень немного, практически никогда не ужинал. Почти весь его день проходил в молитве.

Простота и приветливость привлекали к нему людей, и с каждым из них, невзирая на лица, владыка обращался с примерным терпением и благодушием. Когда в 1860 г. Тамбовскую губернию постигла страшная засуха, преосвященный Феофан поддерживал паству не только словом, но и делом. Из своих личных средств он оказывал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, а свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья он предоставил в полное распоряжение погорельцам.

13-го августа 1861 г., при непосредственном участии епископа Феофана, состоялось открытие мощей св. Тихона Задонского, которого владыка издавна очень почитал.

Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение удовлетворено, и святитель наконец-то получает то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание - полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое "внутреннее делание".

Уйдя в затвор, святитель Феофан ежедневно совершал Литургию в своей небольшой церковке, проводил время в духовных и телесных подвигах, непрестанной молитве, тщательном самонаблюдении, в напряженном чтении и богомыслии, и, наконец, в писательских трудах.

Весь свой величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был использован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьянина. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово, идущее прямо к сердцу. Он обладал редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

Хотя эти письма были адресованы конкретному человеку, в них есть то, что замечательно подходит каждому христианину. Вот что, например, писал святитель "одной почтенной особе в Тамбове" по поводу кончины архиерея и об "экзамене", ожидающем после смерти каждого человека:

"Милость Божия буди с вами! Верно вы уж воротились. Наплакались, нагоревались... Теперь пора и утешиться. Владыка отошел не на худшее, а на лучшее. Следовательно его ради надо радоваться, что кончились труды и хлопоты и начинается покой. - И для нас это тоже лучше. Он будет молиться о нас, и тамошняя молитва прямее и сильнее. Ему яснее, что нам нужно, и он будет прямо говорить Господу: даруй им то и то... И поскольку будет говорить прямо пред Господом, слышнее будем молитва его. Следовательно, нам нечего горевать... а скорее радоваться и его ради и себя ради.
Станем и мы собираться... Будет экзамен. Просмотрим программу, и чего не учили, доучим, что позабыли, припомним, что не твердо знаем, протвердим. И поспешим это уладить... Ибо кто знает, может быть, вот-вот и кликнут: Феофан Вышенский... или N Тамбовская... или еще кто.., и выходи... Ни тетрадок, ни книжек нет... и подсказать некому. Всякий один... как перст... со своими только средствами... Так вон оно что?! Всяко с чувствами мудрено совладать... Господь да утешит нас всяким утешением.

Ваш богомолец епископ Феофан".

Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни, точка опоры которой - смирение.

"Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живет дух; нет молитвы - нет жизни в духе.

Стоять перед иконой и класть поклоны - не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их - не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее.

Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть еще молитва.

Молитву или устремление сердца к Богу нужно возбудить и возбужденную укрепить, или, что то же, нужно воспитать в себе молитвенный дух.

Первый способ к этому есть читательное или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай как следуй молитвословие и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух. В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.

Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления; не совершая его кое-как, а со вниманием и чувством; не тотчас по окончанию молитв переходи к обычным занятиям.

Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, Кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и возбудит в душе твоей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. Здесь - начало молитвы, а доброе начало - половина дела.

Установившись так внутренне, стань перед иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, вникай в каждое слово; мысль каждого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами с крестом.

Когда закончишь свое молитвословие, не тотчас переходи к каким-либо занятиям, но также хоть немного постой и подумай, что это тобою сделано, и к чему это тебя обязывает, сохраняя после молитвы особенно то, что на тебя крепко подействовало. Само свойство молитвы таково, что, если хорошо помолишься, как следует, то не захочешь скоро озабочиваться делами: кто вкусит сладкого, не захочет горького; а вкушение этой сладости молитвы ест цель молитвословия, и чрез это вкушение сладости молитвенной в молитвословии воспитывается молитвенный дух".

О пребывании в монастыре святитель Феофан писал: "Вышу можно променять только на Царство Небесное". Эти слова сбылись, именно на Царство Божие он "променял" свою скромную монашескую келью. Когда 6-го января 1894 г., в праздник Крещения Господня, Преосвященный Феофан скончался и его стали облачать в святительские одежды, на его лице явственно для всех просияла улыбка. О последних днях земной жизни человека святитель писал: "В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в лице и очах умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам". Очевидно, что святитель, вся жизнь которого была непрестанным хождением пред Богом, имел упование не расстаться с Господом и скончался в надежде наследия блаженной вечности.

Узнав о том, что скончался всеми почитаемый святитель, в Вышенскую обитель хлынули толпы людей разных сословий, общественного положения, всех возрастов и профессий. В день погребения их число достигло нескольких десятков тысяч.

Ныне мощи святителя Феофана находятся в храме св. Сергия Радонежского в селе Эмануиловка Шацкого района Рязанской области, в двух километрах от бывшей Вышенской пустыни.

29 июня — день памяти святителя Феофана Затворника Вышенского, которого называют одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века, автора более шестидесяти произведений, учителя христианской жизни, письма и сочинения которого сейчас в первую очередь рекомендуют новоначальным. За легкость изложения мысли, близость к простому человеку и в то же время - духовную и житейскую мудрость.

"Пусть не думают, что в области веры нет философии… Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная философия, утешительная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии. Только до созерцания сей системы нельзя взойти вдруг. Надо чисто принимать истину за истиной, как преподается, без суемудрия, и слагать их в сердце…"

Святитель Феофан родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. В миру он звался Георгием Васильевичем Говоровым, был сыном священника Владимирской церкви. Еще в детстве будущего святителя отличали весьма светлый, пытливый ум, быстрота соображения и живая наблюдательность. И впоследствии в своих рассуждениях он всегда был чужд схоластике, сохранял самобытность. При этом в характере святителя Феофана преобладали такие черты, как мягкосердечие, миролюбие и некоторая даже застенчивость. В общении с людьми он оставлял у них приятное впечатление, нравились его сердечность, своеобразие, чувство юмора, образованность, тонкий ум. Говорили, что глаза святителя были воистину зеркалом его души: в детстве и юности искрившиеся живым блеском, потом они светились тихим светом глубокой задумчивости, любви и участия к ближнему.

Окончив Ливенское духовное училище, Георгий Говоров поступил в Орловскую духовную семинарию, которую с успехом закончил в 1837 году. Высшее образование он получил в Киевской Духовной Академии, где его запомнили как скромного и благочестивого юношу. За несколько месяцев до окончания курса Георгий Васильевич принял монашеский постриг. Вскоре его посвятили в иеродиаконы, а затем - в иеромонахи.

Получив по окончании курса в Академию титул магистра богословия, иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка. "Воспитание из всех святых дел - самое святое…" - так писал он, будучи уверенным в том, что самое главное - воспитать в учащихся живую веру и ни в коем случае не подходить к преподаванию формально и рассудочно. "Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…"

В 1847 году отец Феофан в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где и пробыл до 1853 года. "Вид Палестины, ее холмов и долин, светлых озер и источников удивительно ярко воскрешает в нашем сознании библейские события, - писал епископ Александр (Милеант) в жизнеописании святителя Феофана Затворника. - Можно представить, как богато питалась душа о. Феофана священными воспоминаниями. Его влекло в древние обители Палестины, в знаменитую Лавру св. Саввы Освященного… Там он мог и слышать поучительные рассказы и сам наблюдать уединенную жизнь подвижников. В 1855 году он стал настоятелем посольской церкви г. Константинополя, где многое узнал об Афоне и тамошних подвижниках".

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1859 году архимандрита Феофана посвящают в епископский сан, с назначением на Тамбовскую кафедру, где он и прослужил до 1863 года. Затем его переводят во Владимир. Здесь он открывает женское епархиальное училище и начинает издавать "Владимирские епархиальные ведомости". Владыка Феофан исполнял служение архипастыря со всей своей добросовестностью. Он постоянно служил, проповедовал, ездил по епархии с целью личного знакомства с паствой, заботился о храмах и духовно-учебных заведениях, открывал церковно-приходские школы.

Горячо почитавший святителя Тихона Задонского, владыка Феофан сподобился присутствовать при открытии его мощей. И как святитель Тихон, оставив Воронежскую кафедру, удалился в Задонск, в затвор, так и святитель Феофан решил всего себя посвятить монашескому служению.

Будучи уволенным в 1866 году по своему прошению на покой, в 1871 году владыка Феофан сделался полным затворником в Успенской Вышенской пустыни Тамбовской губернии. Бедная, затерявшаяся в лесах обитель, тихие монастырские стены… Отделив часть гостиной, святитель Феофан устроил для себя церковку, иконостасом которой служила простая занавесь из дешевой материи. В своей келье он принимал только келейника, духовника и настоятеля обители. Со временем затвор становился все строже, и даже подышать свежим воздухом на балкон своего флигелька подвижник выходил так, чтобы его никто не видел.

Когда о подвижническом образе жизни затворника разнеслись вести по России, изо всех ее уголков к нему потекли письма. Не нарушая затвора, святитель Феофан писал ежедневно около сорока ответных писем. В них он давал советы, подбадривал, утешал, вразумлял, отвечал на множество вопросов.

"…проследи все, что было с тобою. Увидишь многократные избавления Божии от бед и падений… Сокровенных Божиих благодеяний гораздо более, нежели явных. Сокровенны они потому, что невидимы бывают в то время, когда даются и усматриваются после".

"Умное, с благоговением, обращение к Богу из сердца есть уже молитва".

"Как избегать скуки. 1. Эстетические занятия: музыка, пение, живопись. 2. Какое-нибудь рукоделье - вязанье, вышиванье и подобное. 3. Но лучшее средство против скуки - найти вкус в серьезном чтении и изучении предметов, не узнанных еще".

"Делайте с усердием то, что Вам велят. Но хлопотать - не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всположением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя все порученное обсудить спокойно, а потом и делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранною?".

"Детей отчуждение - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?…"

"Детей вразумлять есть долг родителей, - стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит".

"Переменчивость чувств так нам свойственна. Ее надобно сносить и перетерпливать, об одном заботясь, чтобы не переменялось, а всегда в силе пребывало главное решение - цель жизни, которую Вы себе избрали".

О жизни святителя в полном затворе мы знаем немного. В первые десять лет он по воскресным и праздничным дням совершал Божественную литургию в келейной церковке во имя Богоявления Господня. В последующие годы стал служить ежедневно в одиночестве, как сказал один инок - "в сослужении ангелов". Он постоянно поминал в молитвах тех, кто просил об этом - после смерти святителя в алтаре церковки нашли мешочек, наполненный записками с именами.

Святитель получал пенсию перед праздниками Рождества Христова и Пасхи, но себе оставлял лишь на самое необходимое, все остальное рассылал по почте нуждающимся. Другим он безвозмездно рассылал свои книги. "Не говори требующему помощи: приди завтра; - наставлял подвижник, - сделай для него сейчас, что можешь. И просить себя долго не заставляй, это похоже на торг".

В находившемся рядом с келейной церковью рабочем кабинете святитель Феофан Затворник изучал святоотеческую литературу, писал письма и собственные сочинения, он истолковывал Священное Писание, переводил творения учителей Церкви.

Святитель отмечал: "Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников". И потому-то его письма были так многочисленны, некоторые представляли собой целые трактаты. Преосвященный Феофан постоянно пополнял свою из без того обширную библиотеку, выписывая русские и иностранные книги. В ней были "История России" Соловьева, "Всемирная история Шлоссера", сочинения Гегеля, Фихте, Якоби, Ульрици, энциклопедический словарь, богословская энциклопедия на французском языке в 150 томах и многое другое. Ибо, как говорил святитель, "Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет читать". Святой Феофан Затворник неустанно следил за развитием современной общественной мысли, особенно церковной.

Но, конечно преобладали в библиотеке святителя книги духовного содержания - у него было замечательное их собрание.

Так, в молитве и труде проходила жизнь Вышенского затворника. Он был очень неприхотлив, как истинный монах, не только в быту, но и в еде - в последние годы жизни его обед состоял только из яйца и стакана молока. Сам святитель Феофан глубоко сознавал высоту подвига полного затвора и поэтому других иноков предостерегал от поспешности в его принятии. "Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату", - писал он в одном из писем.

"В чем все дело заботливости о спасении души?" - спрашивает святитель Феофан. - "В том, чтобы иметь Бога своим Богом и себя сознавать Божиим".

Епископ Феофан признавал в человеке три составные части: дух, душу и тело, и видел в духе образ Божий, запечатленный Творцом в Его создании. Святитель считал, что дух должен властвовать над душой и телом - в страхе Божием, в совести и стремлению к лучшему: "душа совершает дела не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы". "На природу никогда не следует ссылаться, или на нее опираться, безусловно, - ибо она совмещает в себе смесь должного с недолжным. Поэтому, перерабатывая себя, надо не на природу смотреть, а на норму совершенства, предлагаемую христианством" (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни).

Заглавия сочинений преосвященного Феофана - "Письма о духовной жизни", "Путь ко спасению", "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" - показывают, что главным для него было раскрыть перед людьми важность духовной жизни, явить путь к ней - путь постепенного одухотворения человека.

Святитель Феофан мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Смерть он встретил спокойно - так же, как и ожидал. Во время облачения улыбка просияла на его лице. Его тело до погребения три дня простояло в его келейной церкви, затем еще три дня в теплой соборной обители - и тление его не коснулось: почивший святитель выглядел, словно спокойно спящий человек. Отовсюду стекались десятки тысяч верующих отдать последний долг усопшему. Погребен подвижник был в Казанском соборе Вышенской пустыни, над его могилой воздвигли великолепный мраморный памятник с начертанными на нем названиями его главных трудов.

За годы советской власти Успенская Вышенская пустынь была практически полностью разрушена, мощи святителя Феофана Затворника перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка.

Канонизирован святитель Феофан Затворник был в 1988 году, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

"Память праведника пребудет благословенна", - говорит премудрый (Притч. 10:7). И сам святитель Феофан сказал в одном из своих сочинений - "Мысли на каждый день": "Умершие продолжают и на земле жить - в памяти живущих, через добрые дела свои".

Марина Кравцова

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты,
Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,
писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси
и всем верным путь ко спасению указал еси,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

I. Обретение Вышенских святынь

Село, расположенное в двух километрах от Вышенской обители, с благозвучным названием Эммануиловка, поначалу именовалось Засечное. Переименовали его неслучайно сами жители во второй половине XIX века в честь своего благодетеля Эммануила Дмитриевича Нарышкина, на средства которого в селе был возведен храм во имя преп. Сергия Радонежского. Господу было угодно хранить в этом храме одну из древних святынь Успенской обители - чудотворную икону Казанской Вышенской Божией Матери, а с 1988 года в течение 14 лет и другую ее святыню - мощи прославленного великого угодника святителя Феофана Затворника Вышенского.

В годы гонений храм был закрыт на 15 лет. По неизреченной милости Божией в 1945 году он снова стал действующим. В 1918 году местные большевистские власти учинили расправу над беззащитными бабами, стариками и ребятишками, участвовавшими в крестном ходе с иконой Божией Матери Казанской Вышенской, открыв по ним огонь из пулемета. Икону конфисковали, сняли с нее ризу из чистого золота с драгоценными камнями, над иконой глумились, бросили ее под ноги и плевали на Пречистый Лик Богоматери. Сам образ не представлял для них интереса, но для верующих он был драгоценен. Много лет бережно и тайно хранилась святыня у заштатного священника Василия Яковлева в селе Шаморга. В 1947 году о. Василий назначен был служить в храме преп. Сергия, и по просьбе прихожан, после долгих колебаний принес св. икону в храм, где она до сих пор и пребывает. В 50-х годах драгоценная святыня была украшена новой позолоченной ризой, изготовленной в Москве стараниями жителей окрестных деревень.

Шли годы… Постепенно храм готовился к принятию еще одной святыни монастыря. Наступил 1972 год, когда настоятелем храма был назначен cвященник Георгий Глазунов, окончивший Московскую духовную академию. Он-то и оказался свидетелем и непосредственным участником обретения честных останков святителя Феофана. Летом 1973 года о. Георгий вместе с прибывшими к нему из академии монахами - игуменом Марком (Лозинским), иеромонахом Елевферием (Диденко) и иеромонахом Георгием (Тертышниковым) - решили отслужить панихиду по владыке Феофану на месте его захоронения, в Казанском храме Вышенской обители. Сотрудники психиатрической лечебницы разместили в этом храме склад. «Картина была грустная, - вспоминает о. Георгий, - выбитые окна, на полу в куче - дрова, бочки, кровати - везде царил хаос, и в этом хаосе был погребен святитель Феофан». Им, истинным сынам Матери-Церкви, воспитанным в стенах древней обители преп. Сергия, скорбно было смотреть на такое поругание, и они задались целью вывезти честные останки святителя Феофана из места, столь оскверненного. Поэтому через малое время снова приехал о. Елевферий. Попросили кладовщицу открыть храм; сначала очистили склеп от хлама, после чего обрели разломанный на части гробик. «Голова святителя Феофана была разбита на три части, - утверждает о. Георгий, - наверное, чем-то тяжелым ударили. Мы перебрали все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром и, на удивление, собрали абсолютно все: голени, ребрышки, позвоночник. Я даже посчитал, сколько и какие косточки должны быть. Там же, в склепе, обнаружили евангелие Святителя Феофана, кусочки облачения». Все собрали и привезли сначала к о. Георгию, потом отправили в Троице Сергиеву Лавру. Останки благословили поместить в нижнем храме Всех Святых, что под Успенским собором. Там они находились до 1988 года. В год тысячелетия Крещения Руси святитель Феофан был канонизирован: трудами архимандрита Георгия Тертышникова были подготовлены материалы к прославлению.

Поместный Собор Русской православной церкви определил: «изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания… Епископа Феофана (1815 - 1894), двадцать восемь лет проведшего в Вышенской пустыни после 25-летнего усердного и плодотворного служения Церкви Божией на различных поприщах. Епископ Феофан через обширную переписку содействовал духовному возрождению современного ему общества. В своих нравоучительных и истолковательных сочинениях он проявил себя как экзегет и богослов. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение и, как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности». А далее Собор повелел: честные останки святителя Феофана считать святыми мощами, составить ему особую службу, память праздновать 10 января (по старому стилю), писать честные иконы его и печатать его житие и творения для назидания и наставления в благочестии чад церковных.

Как только состоялась канонизация, в Эммануиловке стали готовиться к встрече мощей. По благословению архиепископа Симона к храму пристроили придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в том же 1988 году состоялось перенесение мощей из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сначала в Рязань, а через некоторое время, 8 июля, в ближайший к обители храм преп. Сергия, так как в самом монастыре по-прежнему находилась психиатрическая лечебница. Служил владыка Симон, архиепископ (впоследствии митрополит) Рязанский и Касимовский. Торжественная служба закончилась Крестным ходом с мощами вокруг храма. Многие видели в это время на ясном небе сверкающую молнию.

Отцу Георгию разрешили по договоренности с главным врачом вывезти надгробие, устроенное на месте, где был захоронен святитель. Весила эта мраморная плита больше шести тонн; только с помощью военной машины с лебедкою и железного листа удалось перевезли его в Эммануиловку и поставить в церковной ограде, напротив алтаря. Произошло это в 1985 году. А когда готов был придел в честь святителя Феофана, владыка Симон велел поставить надгробие в этом приделе под престол поперек алтаря. В тот же день, когда перевозили надгробную плиту, упросили больничное начальство забрать и памятник, когда-то стоявший над могилой архимандрита Аркадия, а теперь смещенный со своего места и небрежно валявшийся и забросанный землею. Спустя некоторое время, ночью, тайно, вскрыли склеп на месте захоронения архимандрита Аркадия и обрели гроб и тело, обернутое в мантию. Все находилось в воде. Сделали новый гроб, в который поместили останки настоятеля вместе со старым гробом, и перезахоронили за алтарем Сергиевского храма. Памятник же, ранее перевезенный, поставили над этой могилой.

Святитель Феофан был прославлен в лике святых, когда во главе Церкви стоял Святейший Патриарх Пимен. 7 июня 1990 года Поместный Собор Русской православной Церкви избрал Патриархом Московским и Всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, который 23 июня 1991 года, в день празднования Всех святых в земле Рязанской просиявших, удостоил своим посещением Рязанскую епархию, девятнадцатую по счету за год с небольшим своего патриаршества. Помнит село Эммануиловка его визит на Шацкую землю на следующий день, 24 июня. Эта встреча оставила в сердцах многих людей светлые и радостные воспоминания. Добрыми проникновенными словами приветствовал Святейший Патриарх всех присутствующих, благодарил за «торжественную встречу на Шацкой земле, в этой глубинке Рязанского края», после чего пояснил цель своего визита. «… Мы прилетели в связи с посещением Эммануиловского храма, где покоятся мощи Феофана Затворника.» Святейший видел с высоты вертолета деревни шацкие, ухоженные огороды и поля и искренне радовался тому, что люди здесь любят матушку-землю, трудятся на ней. Отмечено было им, что на Рязанской земле нет противостояния среди людей и нетерпимости друг ко другу и что это - большое счастье.

«Везде, где мы побывали на Рязанской земле, нас встречали добрые и сердечные лица. Такие же добрые и сердечные лица мы видим и здесь». Перед мощами святителя Феофана Святейший отслужил молебен и снова обратился с речью к собравшимся во множестве в этот день людям, желающим услышать живое слово Божие из уст Патриарха и слушающим его, затаив дыхание: «Для нас… было великим утешением поклониться этим святым мощам, посетить этот святой храм… Святитель Феофан был великим молитвенником, учителем духовной и нравственной жизни. В своих творениях он указывал путь ко спасению. Мы верим, что и сегодня он - молитвенник наш перед Господом Богом. Святитель Феофан прожил в Вышенской пустыни 28 лет и считал это место райским уголком на земле. Я думаю, что все живущие здесь ныне должны беречь это место, ценить эту землю, не покидать ее, а возделывать… От души хочу пожелать вам благословения Божьего на ваш труд, на вашу жизнь, на место, где вы живете, на это село, на этот край. Чтобы любовь к труду, терпимость всегда сопутствовали вам. Да поможет вам Господь в ваших трудах! Буду молитвенно помнить вас. И прошу, вспоминайте и меня…» После чего благодарил за встречу, за любовь, за молитвенное и человеческое общение.

Матушка игумения Нонна с сестрами присутствовала на этом торжестве. С хлебом и солью по русскому обычаю приветствовала она Святейшего Патриарха. Трогательна была эта встреча. Вспоминают очевидцы этого события, что вертолет, пролетая над Быковой Горой, где все было подготовлено к встрече дорогого гостя, сделал несколько кругов над местом временного проживания матушки игумении с сестрами. И, думается, глядя на него с высоты, Святейший помнил молитвенно о тех, чьим Небесным отцом-покровителем пред Господом являлся святитель Феофан.

Надо сказать, в программе визита Святейшего Патриарха на Рязанскую землю предусматривалось посещение им Вышенского монастыря. Но в связи с неотложными делами, требовавшими присутствия Святейшего в Москве к вечеру этого дня, пришлось отложить его до 29 июня 2002 года, когда Святейший Патриарх возглавил торжественное перенесение мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь.

Перенесение мощей святителя Феофана из села Эммануиловка в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь можно назвать золотой страницей в монастырской летописи. Это было долгожданное событие, но у Господа - всему свое время. Весть о готовящемся перенесении мощей пришла столь неожиданно, что воспринималась как чудо, которое в скором времени должно совершиться. Только три недели осталось для подготовки. Быкова Гора и монастырь на Выше стали похожи на два пчелиных улья, находившихся в беспрестанных денно-нощных хлопотах по этому случаю.

Наступило 29 июня. Ожидали прибытия Святейшего Патриарха. Если о первом визите его на Шацкую землю в 1991 году Быкова Гора помнила только приветствие Святейшего Патриарха с вертолета беленьким платочком, то теперь радостно и гостеприимно первая его встречала.

Матушка игумения Нонна с хлебом и солью, настоятельница Подворья матушка Варвара с цветами и все сестры, а также нарочито по этому поводу прибывшая родственница самого святителя Феофана, праправнучатая племянница его, Ирина Владимировна Сильвестрова (Данилова), с приятным волнением ожидали прибытия гостей. Святейшего Патриарха сопровождали Митрополит Рязанский и Касимовский Симон и светские власти. «Милости просим к нам, Ваше Святейшество!» - тепло приветствовала Патриарха матушка настоятельница и пригласила его и высоких гостей на праздничный обед.

После обеда Святейший Патриарх с гостями в сопровождении матушки игумении и духовенства осматривали Казанский собор, где на месте захоронения святителя Феофана они вознесли свои молитвы. На паперти Казанского Собора были установлены била, от ударов в которые воздушное пространство наполнялось далеко разливающимися равномерными мелодичными чудными нежными звуками по красоте своей подобными горячей расплавленной платине, если представить ее блестящими струями льющуюся.

Затем Святейший Патриарх, а вместе с ним и все присутствующие, духовенство и матушка игумения с сестрами направились ко святым вратам обители для встречи Крестного хода, начавшегося в Эммануиловке после молебна перед мощами святителя Феофана.

Еще до молебна здесь наблюдалось большое стечение паломников. Желающих помолиться в этот день оказалось невероятно много: по некоторым подсчетам - до десяти тысяч. Собрались паломники из многих уголков нашей родины: Москвы и Рязани, Моршанска и Тамбова, Липецка и Воронежа, Мурома и Нижнего Новгорода, Алма-Аты и Сибири, а также Грузии и Украины, но самым удивительным было видеть здесь монахов с Афона и слышать их проникновенное молитвенное греческое пение. И, наверное, неслучайно: у святителя Феофана с Афоном была своя связь - русский на Афоне Пантелеимонов монастырь издавал еще при жизни святителя его книги. Святитель отсылал им свои рукописи. Песнопения звучали то по-русски, то по-гречески, то по-грузински. Примечательно и то, что из одной только Владимирской епархии здесь оказалось восемь монастырей. Эта любовь владимирской паствы к святителю началась уже давно: в его бытность на кафедре во Владимире.

Молебен возглавил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Начался он и прошел с необычным молитвенным воодушевленным подъемом.

И двинулось многотысячное крестное шествие с мощами святителя Феофана во главе с архиереями с пением: «Святителю отче наш Феофане, моли Бога о нас!» Необъятная людская река плавно и величаво текла по направлению к монастырю. Один час и пятнадцать минут потребовалось, чтобы достигнуть монастырских врат, где Святейший Патриарх встречал Крестный ход. Он приложился к мощам и снова поплыла река и заполнила всю монастырскую площадь перед Успенской церковью: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Под открытым небом перед мощами, помещенными в великолепную золотую раку, началась праздничная торжественная утреня. «Днесь сошедшеся, вернии, восхвалим песньми и пеньми духовными святителя Феофана, нашего приснаго к Богу молитвенника», - Святейший Патриарх возглавил службу. Ему сослужили митрополит Рязанский и Касимовский Симон, архиепископы - Тамбовский и Мичуринский Евгений, Владимирский и Суздальский Евлогий, епископы - Шацкий Иосиф, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. Духовенство исчислялось сотнями. Пели несколько хоров попеременно, среди них знаменитый хор Московской духовной академии: «Днесь красуется обитель Вышенская, и торжествует вся Церковь Православная, совершающи память твою, святителю Феофане…» Казалось, вся Россия здесь … и снова: «Радуйся отче наш Феофане, Церкве Российския преславное украшение, обители Вышенския светлая похвало, Православия столпе непоколебимый, радуйся, молитвенниче наш пред Богом…" Собравшиеся оказались радостными участниками и свидетелями свершившагося чудесного события.

Святейший Патриарх обратился ко всем с речью:

«Сегодня особый день для Свято-Успенской Вышенской обители. Сегодня, в канун воскресного дня, когда Церковь вспоминает Всех святых, совершилось возвращение святых мощей великого подвижника земли нашей - святителя Феофана Затворника Вышенского в родную обитель… Знаменательно, что это произошло в день, когда мы вспоминаем святых, имена которых мы носим и считаем себя в этот день общими именинниками…

Эту обитель постигла судьба многих обителей земли нашей. Ее постигло разорение, опустошение. С болью взираем мы на Казанский Соборный храм, который, как и обитель, придется возрождать и восстанавливать… Молитвы святителя да помогут и укрепят делателей по возрождению Свято-Успенской Вышенской обители!

Я хочу предупредить всех, кто сегодня несет свое служение на территории монастыря: мы не намерены разрушать то, что здесь есть. Надо постепенно изыскать средства: и мы обратимся к Министерству здравоохранения. Я уже имел беседу с губернатором Рязанской области. И Церковь наша примет также живое участие в том, чтобы построить дом для больницы…

На молитвенную память обители я хочу передать это Святое Евангелие. Совершая богослужения на нем и читая Слово Божие, будем вспоминать с благодарностью сегодняшний день - день нашей общей молитвы. С праздником всех вас, дорогие мои!»

Матушка игумения также обратилась с речью, в которой выразила благодарность Первосвятителю, и преподнесла в дар Святейшему Патриарху икону святителя Феофана с частицей мощей.

Люди бесконечным потоком шли к цельбоносным мощам и прикладывались к драгоценной святыне. Природа, казалось, отражала состояние душ человеческих: был теплый солнечный тихий вечер. Святитель сам незримо всех благословлял.

Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист.Читайте о его трудах, влиянии на общество и прославлении на Небесах, узнайте молитву святому на русском.

Святитель Феофан Затворник - житие, икона, помощь святого

Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист. Он не только оказал влияние на общество, не только стал известной и значимой исторической фигурой, но и просиял на Небесах.


Святые - как, впрочем, и любые ученые, поэты, писатели - это обычные люди, такие же, как мы с вами. Но они много работают над своей духовной и душевной жизнью, над своим образованием - действительно, есть и святые простецы, но многие православные святые - умнейшие люди своего времени. Так и труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.


Интересное прозвище - Вышенский затворник - святитель Феофан получил благодаря своей жизни. После выхода на покой (пенсию) он ужесточил аскетические подвиги, особым образом оставшись совершенно наедине с собой.



Икона святителя Феофана Затворника

Икона святителя Феофана Затворника почитается православными от простых людей до богословов. Как архиерей святитель был не раз зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна, даже запоминается.


    Святитель имеет сухощавое лицо, светлые глаза, седую длинную бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под архиерейской митры или монашеского клобука.


    Святитель изображен в праздничном красном облачении архиерея, с митрой и с посохом в руке или в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Жезл - символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов - духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках - многие считают ее символом его духовных трудов, но в действительности в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная от Николая Чудотворца.


    На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии - с черными крестами.


    Редкий тип иконографии святителя Феофана - житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.



Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.


В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.


Здесь к концу курса обучения года он принял монашество - пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.


Рясофорный постриг - это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия - «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания - то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха - священника, носящего монашеский сан.


Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.


Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме - своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.


По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.


В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:


  • Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,

  • Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,

  • Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.


Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.


Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству - возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.


Затворничество святителя Феофана Вышенского

По примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) - и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.


Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.


Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни - и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело - храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.


Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января - в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!). Для всей братии обители это стало знаком особой милости Божией к святителю. Известно, что его отпевание прошло при большом стечении народа, во гробе архипастырь лежал со светлой улыбкой на лике. Тело святителя пребывало в Казанском соборе Вышенской пустыни, под мраморным надгробием, на котором были высечены ноты и вырезана каменная митра.



Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя

Мощи святителя были тайно обретены несколькими священниками в 1970-х годах. Тогда на территории обители была психиатрическая больница, храм был складом, а сам мощи были засыпаны безбожниками мусором. Однако Бог поругаем не бывает: мощи достали по частям, они были абсолютно высохшими, остался только скелет (это также свидетельство святости). Сначала их увезли в Троице-Сергиеву лавру, а когда святителя Феофана прославили в лике святых - это произошло в 1988 году - их вернули в Рязанскую епархию. Долгие годы мощи пребывали в храме села Эммануиловка в приделе, построенном и освященном в честь святителя.


Затем, с возрождением Вышенской обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго, их торжественным крестным ходом перенесли туда, и сейчас телом святитель почитывает в родной обители, напротив сохранившегося келейного корпуса, где он и был в затворе - в Сергиевском храме.


Еще в Эммануиловке от мощей начали происходить чудеса.


  • Не ходивший с рождения ребенок после омовения в источнике и приложения к мощам внезапно сам стал не только ходить, но и бегать.

  • Исцелился от тяжелого, долгого радикулита летчик.

  • Страдавшая грыжей позвоночника и готовившаяся к операции женщина полностью исцелилась после омовения в источнике и молитвы.


Труды и творчество святителя Феофана

Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.


Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.


Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» - поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно - слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.



Почитание Феофана Затворника

Память святителя Феофана отмечается всей Православной Церковью дважды в год:


23 января, в день преставления святителя ко Господу,
29 июня, в день перенесения мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Вышенскую пустынь.


Многие люди съезжаются в эти дни в Вышенский монастырь. К этим дням не раз приурочивали научные конференции, на которых ученые и философы анализируют произведения великого святого, его житие.


В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:


Православия наставник, благочестия и чистоты учитель, Вышенский подвижник, святитель Феофан, умудренный Богом, твоими трудами Слово Божие разъяснял всем людям и всем православным христианам путь ко спасению указал, молись же Христу Богу о спасении душ наших.
Имя твое означает Богоявление, о святитель Феофан, ты же и трудами Твоими многим людям Бога явил и просветил их, теперь же с Ангельскими Силами стоишь у Престола Святой Троицы, молись же непрестанно обо всех нас.



В чем помогает святитель Феофан

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.


В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь - например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу - и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.


Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник - и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.


Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи


  • в исцелении недугов взрослых и детей,

  • в учебе,

  • при трудностях в работе,

  • ученым - в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,

  • в изменении характеров человеческих,

  • в осознании своих грехов, покаянии,

  • избавлении от греховных страстей и вредных привычек,

  • при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,

  • в бедности, материальных трудностях,

  • в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,

  • в скорейшем исцелении детей,

  • при воздействиях колдунов.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.


    Можно посетить любой православный храм - возможно, там будет икона святителя - или приобрести икону для домашней молитвы.


    Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.


    После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.


    Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.


    Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:


О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный!
Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым - хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные - смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям - мудрость и познание Божие, учащимся - старание и Господню помощь; всем же людям православным - помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.


Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!


Вышенский успенский женский монастырь, сайт которого можно посетить в любое время (указан внизу, в разделе «Контакты»), известен не только местным жителям.

У него есть своя история, полная радостных и печальных моментов. Но обо всех таких событиях нужно знать, так как именно из мелочей складывается полная историческая картина духовного и культурного наследия российского государства.

Сюда приезжают из разных уголков родной страны и даже из ближнего и дальнего зарубежья. Он привлекает паломников своей особой атмосферой спокойствия, умиротворения и возвышенности над мирскими проблемами.

Вконтакте

Описание и месторасположение

Является женской обителью. Здесь располагаются мощи святителя Феофана Затворника. Именно благодаря данному факту, обитель приобрела известность и популярность. Построен достаточно давно и первоначально являлся мужским.

Рязанская область может гордиться тем, что на ее территории находится столь значимое творение рук человеческих. Непосредственное расположение от населенных пунктов – село Выша близ города Шацка (около 25 километров от него). Местечко достаточно живописное в любое время года, особенно летом.

Обратите внимание: само село удачно раскинулось там, где в реку Цну впадает Выша (ее приток).

История

История складывается из различных источников. Часть их них – это сказания, предания и легенда. А есть и документально подтвержденные факты.

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 г.

Основание его приурочивают к 16-17 векам. Однако достоверно известно, что уже в первой четверти 17 столетия, это строение существовало.

Стоит отметить: первоначально монастырь, по некоторым данным, находился в нескольких километрах от его нового расположения.

В 18 в. святыня подвергалась разорению и грабежам, но обитатели ее уцелели. Свой расцвет монастырь получил в 19 в., когда перешел во владения Тамбовской епархии. Двадцатый же век ознаменовался для обители как разорением, так и новым возрождением.

Как и многие религиозные объекты нашей страны, монастырский комплекс в начале 20 г. ХХ в. закрыли.

Все, что принадлежало монахам, перешло в государственную собственность.

Такое явление — не редкость того времени.

Интересный факт: Христорождественский собор стал единственным местом на небольшой промежуток времени, где совершались богослужения. Однако это продлилось всего до 1938 г.

В 70-х гг. 20 в. пара священнослужителей осмелились проникнуть в заброшенное здание. Они увидели полнейшее варварское разорение комплекса. Также нашли они останки епископа Феофана и совершили панихиду. Таким тайным путем священнослужители потихоньку наводили порядок здесь и вывозили значимые реликвии в безопасное место.

Современное состояние

1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.

Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.

Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св. Затворника.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.

Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений.

Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство. Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения.

Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Святые Вышенского монастыря

Прославленный в лике святителей Феофан жил в 19 веке. Он до сих пор является известнейшим в православных кругах богословом и проповедником. Еще одним его занятием называют публицистическую деятельность.

Феофа́н Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (23) января 1815 - 6 (18) января 1894) - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник

Жизнь св. Феофана достаточно интересна. Он имел духовное образование и четкое намерение служить церкви всю свою жизнь. После окончания семинарии и духовной академии молодой человек принял монашество.

Важно знать: св. Феофан помог повысить уровень образования, создавая воскресные школы, церковноприходские и другие учебные заведения, например, епархиальное училище для женского населения.

Прибыв в Вышенскую пустынь, остался здесь до конца своих дней. Погребение его состоялось в Казанском соборе.

Святыни Вышенской обители

Среди святынь Вышенской пустыни особняком стоят мощи святителя Феофана. Причислили к лику святых в 1988 г.

До перенесения на свое постоянное местонахождение, они располагались недалеко от полностью закрытого в то время монастыря.

Хранится здесь и ковчежец со святынями. Таким образом предоставляется возможность людям поклониться святым мощам и попросить о помощи в одном месте, если нет возможность прибыть на место подвигов святых.

Икону Божией Матери Казанскую Вышенскую тоже можно найти здесь. Молиться, просить помощи и заступничества у Богоматери приезжают многие паломники. Никто не остается без ответа.

Возьмите на заметку: в обители хранятся в небольших ковчежцах мощи и других святых. Так, например останки четырех рязанских святителей, а также преподобных отцов киево-печерских.

Информация для паломников и туристов

Рассмотрим некоторые моменты:

Как добраться

Чаще всего в это место пребывают через Москву. Из столицы следует найти транспорт, который в своем маршруте может проехать до Шацка или транзитом через него.

На автовокзале этого города всегда есть микроавтобусы, маршрутные такси, которые отвезут вас до Выши. Именно там, по улице Заречной, 20 находится знаменитый монастырский ансамбль.

Где остановиться

Перед поездкой в Вышу, следует позаботиться о своем пребывании там. Для паломников и просто гостей села предусмотрено размещение в нескольких километрах от святынь в подворье Быково. Предоставляются многоместные комнаты до 10 человек. При этом выдаются постельные принадлежности.

Контакты

Чтобы получить интересующую информацию, узнать подробную историю комплекса и жизнеописание святителя можно на официальном сайте.




Top