Теория систем и системный менеджмент. Менеджмент качества: зачем, что и как

И.Г.Альтшулер, Теория систем и системный менеджмент. Программа курса

Часть 1. Введение

От кирпичей – до замысла зодчего. Невозможное возможно. Лишние элементы системы. В клетке собственных представлений. Истории 3 спутников и ГЭС. Плюсы и минусы «теневой» экономики. Философские методы. Диалектический анализ. Законы диалектики и законы развития. Семь стратегических изменений. От наблюдений – к пониманию и от него - к действиям. От событий до ментальных моделей.

Часть 2. Системное мышление и теория систем

Ключевые термины. Общая классификация систем. Соотношение теории систем, теории организации и кибернетики. Конфигурация теории систем. Надсистемы, подсистемы, функции, свойства и признаки. Что такое система? Основные принципы системности. Пример – система образования. О важности критериев. Границы системы. От аналитического к системному мышлению. Перспектива «большой картины». Шесть типов мышления для 21 века. Эффективное слушание и вопросы. Что важно для системного мыслителя? Стереотипы мышления и «паралич идей». Особенности системного мышления. Четыре основных положения системной методологии. Пространство и время, эксперименты с пространственными и временными рамками. Циклы и пределы. Истории как ключ к пониманию взаимосвязей. Пример из истории железных дорог США. «Трагедия» общин и самоограничения. Чем определяется поведение системы? Статистическое мышление и вариации. Системное и локальное вмешательство. Чем грозит непонимание теории вариабельности? Л.Берталанфи - когда применимы аналитические процедуры? Восемь уровней сложности систем по К.Боулдингу. жесткий и мягкий системные подходы, их составляющие и истории развития. Тест на нетривиальное мышление.

Часть 3. Подходы, сценарии, модели

Функционально-структурный подход. Объектно-структурный анализ. Процедуры системного анализа. Хаос и порядок. Силы развивающие, поддерживающие и ослабляющие. Системный подход и интуиция. Методы исследования будущего. Сценарий будущего от Shell. Сценарный анализ. Как проявляется кризис в области образования и познания? Управление образовательными системами, принципы управления, «петля качества» для образовательных услуг. О моделях и «модельном» управлении. Вычислительные эксперименты. Информационные модели. Дерево текущей реальности. Примеры системных, концептуальных и ментальных карт. Программы и сценарии.

Часть 4. Ключевые понятия, законы, теории

Объемные и полифоничные модели, юмор как способ сдвига шаблонов. Человек как многоуровневая система с многоуровневыми шкалами измерений и ценностей. Внутренняя парадоксальность целей. Системы знаков. Разрывы коммуникации. Пример – снег у эскимосов. Системные понятия – цели, границы, внешней среды, неопределенности. Система как цепь. Элементы и связи – усиливающие и уравновешивающие. Примеры реализации закона самосохранения. Закон необходимого разнообразия. Принцип эмерджентности. Принцип внешнего дополнения. Закон обратной связи. Пример петли: невнимание к жалобам. Петли обратных связей. Различия и масштабы. Фон Нейман: надежные системы из ненадежных элементов. Теория хаоса. Теория катастроф и «флаги» катастроф. «Фабрики мысли».

Часть 5. Информация и управление

Управление – контроль – наблюдение. Системный подход в менеджменте. Ситуация или структура? Основные понятия управления. Систематизация. Проблемы управления предприятиями. Роли менеджмента. Ценности и управление. Понятие проблемы, решения, точности решения. Взаимодополняющие способности. Различные точки зрения на проблему. Рефрейминг и другие подходы к решению проблем. Технология решения проблем: от диагностики до реализации решений. Проблемы команды (группы). Преимущества игровых подходов. Свойства управляемости объекта. «Решенология» С.П.Никанорова. Как возрастает количество возможных решений. Управляемость и изменения. Почему не была создана в СССР общегосударственная АСУ? Абстракция как следствие управленческой немощи. Что нужно знать, чтобы управлять объектом? Системные целостности. Почему возрастает роль целеориентированного управления? Осуществимы ли комплексные программы реформ? Как организовать процесс выработки и принятия решений? Как управлять сложными объектами во время комплексного кризиса? Сравнительные характеристики моделей управления компаниями в 20 и 21 веке. Капризы неопределенности. Индикативная нормативность, польза и вред точности. Ментальная палитра. Централизация и децентрализация, синергетический эффект и синергетический дефект. Эффект рычага и подготовка к встрече с «пределом». Стратегический вопрос – «почему?». Организация как целостная система, а не совокупность разрозненных процессов. Иерархия сил, подрывающих конкурентное преимущество. Процесс изменений или как оторваться от прошлого? Сравнительный анализ методов внедрения изменений. Тенденции развития современного менеджмента. Что такое менеджмент? Четыре способности быстродействующих организаций. Пример Тойоты. Способ управления неопределенностями, ожиданиями и неожиданностями. Сложная система как паутина. Стрессовые испытания систем. Какими должны быть в идеале производство и поставка? Эволюция управленческих систем. Возможен ли бюрократический порядок в жизненных ситуациях? Примеры из военной и бизнес-практики. Теория ограничений Голдратта и пять направляющих шагов. Классификация производственных инноваций по глубине. Признаки современного конкурентоспособного университета. Информация и разнообразие. Источники информации. Информационная перегрузка и информационные системы. Примеры: карта рисков проекта, дорожные карты образовательных проектов, уровни проектирования, фазы жизни проекта. Управление как умение отрабатывать возмущения.

Часть 6. Стратегическое управление и ресурсная теория

Прессинг 4С (конкуренции, перемен, рынков и компьютеризации). Глобальные факторы и виды целеполагания. Эволюция проблем и методов стратегического управления. Двойственности проблем стратегического управления. «Треугольник» корпоративной стратегии. Пространство бизнес-инноваций. Всегда ли нужна оптимальность? Сущность стратегического управления. Отличие стратегического и оперативного подходов. Четыре компонента анализа для формулирования стратегии. От стратегического планирования – к стратегическому управлению. Три основных метода стратега. Принципы стратегического управления по К.Омае и М.Линдгрену. Четыре уровня стратегий. «Колесо» бизнеса. Семь взаимосвязанных областей инноваций. Организационные инновации. Корпоративное и венчурное управление. Мышление – обучение –действие. Три золотых правила фирмы Dell. Устойчивое конкурентное преимущество. Пять внешних двигателей перемен. Зачем нужна системная креативность в управлении? Бытие фирм как конкуренция. Ресурсная теория: от реактивности – к проактивности. Концепция динамических способностей как идея перманентной трансформации. Когда применимо стратегическое планирование?

Часть 7. Системные дефекты и патологии, ограничения подхода

Примеры: коммунистическая система, система коррупции. Патологии: в строении организаций, в организационных отношениях, в управленческих решениях. Патологии управленческих команд и командообразования. Дезорганизация как нарушение правил порядка. Ограничения системной методологии. Несистемные подходы. Контрсистемные элементы.

Часть 8. Заключение, выводы, литература

Выдающиеся ученые и практики, внесшие вклад в теорию систем. О системах и системном подходе. Об изменениях и управлении. О проблемах и решениях. О ценностях и стратегии. Расширение горизонта – от «как?» к «зачем?». Рекомендуемая литература. Сведения об авторе.

Приложение 1. Основы инженерного консалтинга

Приложение 2. Аутсорсинг. 10 заповедей.

Приложение 3. Архитектура изменений

Приложение 4. Системный подход в менеджменте

Приложение 5. Механические и органические организации

Приложение 6. Теории хаоса и катастроф, синергетика

Приложение 7. Универсальные технологии управления

Приложение 8. Management in the Knowledge Economy

Реферат по курсу «Стратегический менеджмент»

на тему: Системный и ситуационный менеджмент

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы…………3

2. Значение системного подхода в управлении……………………………….5

3. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению…………...7

4. Основные положения ситуационной теории управления…………………11

5. Отличие ситуационного менеджмента от системного менеджмента…….13

Список литературы…………………………………………………………......15

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.

Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.

Системный подход как обще методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых, можно вывести общесистемные закономерности .

Определим черты системного подхода :

·системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам;

·иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» уровень;

· системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и

отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

С учётом сказанного определим понятие системного подхода:

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы .

2. Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций.

Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как :

 менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

 руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

 менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

 системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления .

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

3. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению

Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.

Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности.

Таким образом, возникновение концепции «ситуационного подхода» прямо связывается с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство .

Р. Моклер считает, что «в самом лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые являются полезными в определенных конкретных деловых ситуациях» . Эта исходная посылка становится сегодня наиболее распространенной в американских исследованиях в области организации и управления. Она начинает также постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров. Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров выразился в том, что акцент стал переноситься на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специфической, уникальной, если это необходимо, организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям.

Современный менеджмент в системе наук. Основные теории и концепции современного менеджмента.

Менеджмент организации сформировался и развивается на стыке различных областей знания – социологии, теории организации, психологии, права, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук.

Практическая направленность менеджмента организации. Обусловленность проблематики менеджмента организации потребностями повышения эффективности совместной деятельности людей в рамках социальных организаций.

Целью менеджмента организации как науки является преодоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей в составе организации, в частности:

*между потребностью в совместной деятельности людей в составе организации и наличием у них личных мотивов и целей различной направленности;

*между целями организации и тенденциями изменения окружающей среды, а также разнообразными новыми социальными идеями;

*между увеличением размерности решаемых организацией задач и требованием снижения издержек на управление;

*между новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в составе организации, а также ограничениями, связанными с физическими возможностями человека;

*между высокой социальной ответственностью руководителя и наличием у него негативных качеств, подверженностью его негативным состояниям и т.д.

Методология система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе.

Методика - это, как правило, некий готовый алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.

Конце́пция - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе.

В менеджменте выделяют три основополагающих концептуальных подхода: процессуальный, системный, ситуационный.

Процессуальный подход рассматривает управление как процесс взаимосвязанных функций, связанных последовательно и параллельно. Коммуникация - обмен информацией как внутри, так и во вне организации, на основе которого руководитель получает данные для принятия необходимых управленческих решений Управленческое решение - акт целенаправленного воздействия системы управления организации на её структурные подразделения

Системный подход - это методология комплексного анализа, исходящая из принципа взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, и предполагающая рассмотрение изучаемой проблемы или объекта не только как самостоятельной системы, но и как части некоторой большой системы. Системный подход требует анализа максимально возможного числа связей для последующего их ранжирования по степени важности, выбора существенных факторов и их оценки. Системный подход можно интерпретировать как сочетание комплексного анализа, системного моделирования и системного управления.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Концепция системного менеджмента. Концепция проектного менеджмента.

Концепция системного менеджмента.

Системный менеджмент и его составляющие:

* Идеологический уровень управления

*Формализованная Система ценностей управленческой команды и работников компании.

*Разработанные Миссия и Стратегическое Видение развития компании (на основе осознанной и объединяющей управленческую команду, системе базовых ценностей).

*Разработанная программа идеологической работы внутри и во вне компании по транслированию ценностей

*Формализованная Система Стратегических целей (на стратегический период).

Детализированная система Стратегических целей до системы операционных целей бизнес-единиц и подразделений.

Формализованные проблемные зоны - мешающие достижению целей компании, и как следствие разработанный план действий по преодолению проблемных зон.

Формализованный Стратегический анализ компании и внешней среды.

Формализованная Стратегии развития компании - в виде стратегического плана действий.

Описанные до минимально-необходимого уровня (и не более того!)ключевые бизнес-процессы деятельности компании, направленные на реализацию стратегии.

Спланированные и описанные до необходимого уровня детализации Проекты, направленные на реализацию стратегии компании.

Формализованные зоны ответственности работников.

Определенные Ключевые Показатели Эффективности (КПЭ) выбранных бизнес-процессов (на основе операционных бизнес-планов). Объединение ключевых показателей эффективности в единую систему управленческий показателей.

Организационный уровень управления

Разработанные должностные инструкции и модели компетенций, на основе Ключевых Показателей Эффективности бизнес-процессов.

Формализация и адаптация системы мотивации работников на основе выработанных ключевых показателей эффективности бизнес-процессов и зон ответственности.

Внедрение системы планирования, мотивации и контроля работы сотрудников на основе системы ключевых показателй и план-фактного подхода.

Анализ соответствия организационной структуры компании и исходя из формализованных бизнес-процессов и ключевых показателей этих бизнес-процессов. Решение задачи оптимизации орг. структуры - в первую очередь через перераспределение задач.

Управление подчиненными и личная эффективность руководителя

Обучение руководителей и работников компании - с целью привести существующий уровень компетенций работников к требованиям и стандартам ключевых бизнес-процессов, с одной стороны, и для создания мотивационной рабочей среды, с другой стороны. (Приведениев соответствие и баланса - Алгоритмов и Человеческих факторов).

Исходя из понимания логики элементов системного менеджмента, можно сделать следующие выводы:

1. В компании должна быть описана «модель бизнеса» - т.е.описаны все ключевые элементы каждого уровня управления.

2. Умения и навыки руководителей и работников компании, должны быть такими, чтобы

a. самостоятельно, либо с внешней помощью формализовать все элементы модели;

b. эффективно реализовывать стратегии компании,выполняя требования бизнес-модели.

3. Система мотивации и стимулирования, а также вся корпоративная культура (включающая стандарты, умения и поведенческие модели коммуникаций, принятия решений ит.д.) должна поддерживать эффективность работы бизнес-модели и соответственно стратегии компании.

4.Проектное управление предполагает подход к любой бизнес-задаче как к проекту. В этом качестве может выступать и открытие магазина, и переход на новое программное обеспечение, и реструктуризация фирмы. Главное здесь – уникальность мероприятия, определенная цель и ограничения во времени, бюджете и кадрах.

В свою очередь, задача управленца – реализовать проект, уложившись в заданные рамки. Если дело затягивается или становится более затратным, это означает, что менеджер не справился или применил неправильные расчеты. Структура проекта практически непоколебима: планирование, оценка рисков, создание команды и коммуникаций, реализация, подведение итогов и завершение. Каждый этап при этом разбивается на подэтапы. Возникает своеобразная «матрешка»: крупная задача раскладывается на более мелкие, из каждодневного решения которых и вырастает проект.

Движущая сила проекта – команда, в которой могут оказаться специалисты разных отделов, причем с возможным нарушением начальной субординации.

Найти лидера – самое сложное, его можно назначить, выбрать или привлечь со стороны. В Японии, например, существует практика наблюдения за сотрудниками, по итогам которого менеджеры и подбирают команду

Работа команды, как и всего проекта в целом, измерима. В распоряжении менеджера есть инструменты, позволяющие контролировать процесс на каждой его стадии. «Мы составляем диаграммы, в которых прописаны все участники команды, сфера их деятельности и зона ответственности, – говорит Максим Павлов. – Это удобно и для исполнителей, и для директоров: у первых увеличивается заинтересованность и ответственность, у вторых возрастает возможность контроля».

При очевидных плюсах проектного управления его внедрение на практике сопровождается рядом сложностей. Две первые – кадры и финансы – взаимосвязаны. Специалисты должны владеть технологиями проектной работы. В вузах этому не учат, необходимо дополнительное образование. Компания «Вертикаль» заплатила за обучение трех сотрудников около миллиона рублей, при этом Сергей Лопатин уверен, что деньги окупятся. «Основной капитал компании – люди, но чтобы они смогли приносить прибыль, им нужно дать специальные знания», – говорит он. Помимо затрат на обучение в общую стоимость внедрения системы проектного менеджмента входят зарплаты сотрудников, цена компьютерной программы и расходы на поддержку бэк-офиса. В среднем сумма расходов на внедрение системы составляет 10% от общей стоимости проекта.

Системность как всеобщее свойство материи проявляется в том, что все окружающие человека предметы, объекты, вещи, а также явления природы и сама природа представляют собой совокупность взаимосвязанных между собой простых и сложных элементов, компонент, частей, совокупностей и т.д. Признаками системности принято считать:

Структурированность объекта исследования;

Взаимосвязанность его частей;

Подчиненность единой цели.

Системность в менеджменте характеризуется: системностью в практической деятельности менеджера, т.е. его активным и целенаправленным воздействием на объект управления; внутренней системностью познавательных процессов, (при рассмотрении причин возникновения и факторов развития системных представлений, методов и теорий им соответствующих, менеджер должен обязательно отметить объективные особенности человеческого мышления); системностью бизнес-среды и бизнес-мышления: бизнес-среда – это бесконечная иерархическая система систем, находящихся на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

На рис. 1 показаны три основных сферы проявления закона системности в различных областях человеческой деятельности, в том числе в менеджменте: в практической работе, в познавательной и научной деятельности и в окружающей среде.

Как известно, система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система менеджмента организации - это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей в процессе производства и реализации товаров и услуг, а также звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Природа системы управления организацией определяется природой ее системных элементов: входных и выходных потоков, бизнес-процессов и бизнес-процедур, целей, стоящих перед менеджментом и его миссией, типом управляющих параметров и ресурсных ограничений. Неделимой частью системы менеджмента является его элемент, имеющий определенное функциональное назначение. Например, служащий офиса, менеджер системы управления, продавец торговой системы и т.д.

Относительно самостоятельная часть системы менеджмента, включающая элементы и группы элементов, имеющая автономную функциональную цель, называется подсистемой. Например, подсистема информационного обеспечения системы управления, подсистема сбыта продукции экономической системы, технологическая подсистема производственной системы и другие. На рис. 2 приведена упрощенная схема экономической системы, иллюстрирующая взаимосвязь системных объектов.

Центральным системным объектом в экономической системе является бизнес-система, которая состоит из множества подсистем или бизнес-процессов. Характер бизнес-системы определяется многообразием потребностей общества и вариантов их реализации, возрастающих с углублением научно-технического прогресса. Бизнес-система может функционировать только при наличии входа и выхода.

Вход экономической системы – это множество материальных, интеллектуальных и информационных потоков, которые преобразуются посредством множества бизнес-процессов в материальные и духовные продукты, удовлетворяющие потребности отдельных индивидуумов и общество в целом. Совокупность результатов деятельности бизнес-системы представлена на ее выходе. Любая система, в том числе и экономическая не может функционировать без управления, обеспечивающего ее связность и повышающего ее системность. Верхняя стрелка на рис. 2 моделирует управленческие воздействия, которые определяют миссию, цели, концепцию, методологию, методы, средства, а также знания, законы и другие нормативно-законодательные акты, регулирующие бизнес-процессы. Миссия и цели бизнеса формируются субъектом экономической системы под воздействием внешних и внутренних факторов и служат упорядочиванию множества состояний экономической системы, т.е. способствуют повышению ее системности.

Нижняя стрелка иллюстрирует механизмы, с помощью которых осуществляются бизнес-процессы внутри всей бизнес-системы. К ним относятся: персонал, технические средства, вычислительная техника и оргтехника.

Ограничения увязывают технико-экономические характеристики экономической системы, бизнес-процессы внутри нее и количество ресурсов для производства и реализации продукции. Одной из разновидностей ограничений является ограничение на поведение элементов системы друг на друга, т.е. связь между ними. При отсутствии таких ограничений связь между системными объектами отсутствует.

При анализе систем различной природы необходимо выяснить их свойства и принципы функционирования систем конкретных видов. Свойства или характеристики - это внешние и внутренние параметры конкретной системы, которые могут быть изменены под влиянием неких субъектов.

Принципы – объективно присущие системе основные законы и правила ее поведения, не подверженные влиянию внешних факторов и внутренних субъектов. Принципы должны быть соблюдены и учтены при управлении, синтезе и анализе систем. В противном случае системе грозит разрушение.

Рассмотрим основные свойства, присущие системам любой природы (биологическим, экономическим, политическим, техническим и т.д.), в том числе системам менеджмента.

Состояние менеджмента (state of management) - вектор значений параметров, характеризующих систему менеджмента в данный момент времени t.

Пример. Система управления организацией характеризуется следующими параметрами, определяющими ее состояние на данный момент времени:

Квалификация менеджеров, К;

Численность исполнителей, Ч;

Количество функциональных подразделений П;

Количество уровней управления, У.

Конкретные значения этих параметров в момент времени t, определяют состояние системы управления, которое описывается вектором С(t) = {Кt, Чt, Пt, Уt}.

Особое значение при анализе систем управления имеют так называемые существенные параметры . Существенными называются параметры, отобранные для анализа системы управления как необходимые и достаточные для её характеристики с учетом цели исследования. При изменении существенных параметров меняется поведение системы, а при выходе данных параметров за пределы допустимых система разрушается.

Поведение менеджмента (behaviour of management) - реакция системы управления на внешние воздействия: B=f{t¸Q}, где t – время, в течение которого определяется поведение системы, Q - совокупность измеряемых параметров, которые изменяют значения в момент t до значения в момент t + i, где i – период, в течение которого определяется поведение системы.

Данное свойство системы применяется при моделировании экономического поведения людей в теории организации, теории деловых игр, психологии труда, при принятии управленческих решений.

Организация менеджмента (organisation of management) внутренняя упорядоченность системы менеджмента, проявляющейся в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

Структура системы менеджмента (system structure) - совокупность внутренних устойчивых связей, определяющая ее основные свойства. В результате структурной упорядоченности системы определяется ее организационная структура.

Разнообразие - сложность системы менеджмента, которая характеризуется числом ее элементов и связей между ними. Часто в качестве численной характеристики разнообразия используется логарифм по основанию два числа различных состояний системы.

К общим принципам функционирования систем независимо от их природы относятся следующие:

Детерминизм – это закономерная причинно-следственная связь, взаимообусловленность всех явлений. Примером цепочки такой взаимосвязи может служить следующая причинно-следственная зависимость, имеющая место в экономической системе: растут доходы – растет спрос - увеличивается предложение - ускоряются темпы производства - повышается прибыль - увеличиваются инвестиции - растет экономика – повышается благосостояние, что обусловливает рост спроса и цикл повторяется на более высоком уровне.

Принцип эмерджентности (системности) заключается в несводимости свойств системы к сумме свойств, составляющих ее элементов, что обусловливает наличие у системы свойств целостности, т.е. таких свойств, которые не присущи составляющим ее элементам. Следствием, вытекающим из данного принципа, является наличие у системы свойства синергизма.

Синергизм – это следствие кооперированных (совместных) действий независимых элементов системы, обеспечивающее увеличение их общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих отдельно.

Например, эффект системы управления в организации – это результат действия синергетических связей. Интернет и торговля акциями еще один пример увеличения экономического эффекта за счет синергии. Охват 15 и более процентов населения Интернетом приводит к синергетическому эффекту, росту прибыли и снижению транзакционных издержек (данное явление получило название «Закона 15%»).

Принцип гомеостаза заключается в способности системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных переменных в некоторых пределах. Например, экономика является гомеостатической системой в силу того, что способна сохранять устойчивость, несмотря на значительные изменения существенных макроэкономических показателей.

Основными принципами функционирования и развития сложных кибернетических систем различной природы, в том числе управления являются следующие принципы: принцип “необходимого разнообразия”, “внешнего дополнения”, “черного ящика”, “обратной связи”, моделирования, оптимальности функционирования менеджмента, принцип равновесия и принцип соблюдения нормы управляемости.

Сложность систем управления, а также присущие им специфические принципы и свойства, обусловили необходимость их исследования единственно действенным научным методом, который называется системным. Системный подход эффективен как при решении задач анализа системы – определения функций, реализуемых системой при известных элементах и известной организации системы, так и при решении задач синтеза системы – определение элементов и организации системы по заданной функции.

Литература

1. Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли-мл.

Организации: Поведение. Структура. Процессы: Учеб. для вузов: Пер. с англ.- 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. – ХХ, 662 с.

2. Словарь-справочник менеджера./ Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 608 с.

3. . Короткова Т.Л. Исследование систем управления: Учебное пособие по специальности «Маркетинг». – М.: МИЭТ, 1998. - 9 п.л.

В античной философии (Евклид,. Платон,. Аристотель) появились первые представления о системе, которая толковалась как упорядоченность и целостность бытия. Системной методологии уделялось позже достаточно внимания и многих ученых. Так, в 20-х годах XX века. О. О. Богдановым в научной работе"Общая организационная наука", был выложен первый вариант общей теории систем, подчеркивала необходимость в икористання закономерностей организации живой природы для познания социальных явлений. В 40-х годах прошлого века. Л фон. Берталанфи была сформулирована современная концепция общей теории систем, раз рассматривают систему как комплекс элементов, находящихся в процессе взаимодействия. Согласно этой концепции, основная задача системной методологии состоит в определении законов, объясняющих поведение, функционирование ния и развитие систем разных классе класів.

Теория систем, начиная со второй половины двадцатого столетия, стала привлекать внимание ученых разных областей знаний: экономистов, математиков, философов, социологов, кибернетиков и др.. Значительный вклад в в развитие системных исследований сделали представители кибернетической науки в. Эшби,. О. Ланге,. М. Месарович,. Р. Акофа и наш соотечественник. В. М. Глушков. В науке и технике понятие системы широко используется ко многим явлениям (солнечной системы, горной системы), а также в самостоятельных понятий (экономическая система, транспортная система и др.а та ін.).

. Система - это внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое и совместно действуют для достижения поставленной цели

зависимости от подхода и цели изучения объекта, его (объект) можно рассматривать и исследовать как организацию, систему или как ее элемент

. Элемент - это обособленная часть системы, имеющая специфические свойства и особое предназначение . Элемент системы выполняет соответствующую функцию и не отделяется при определении процесса функционирования с систем, а ими могут быть люди, различные предметы, явления, знания, методы и т.д.. Увеличение количества элементов системы приводит к ее сложности и внутренних связей в ниній.

Связи системы объединяют объекты (элементы) в системном процессе, которые могут быть: вещественными (каналы обмена веществами), энергетическими (каналами обмена различными видами энергии) и информационными (сиг али, сведения о состоянии объекта.

Классификация связей между элементами, системами и подсистемами проводится по следующим признакам: направленностью (односторонние, взаимосвязаны) ресурсами (трудовые, материальные, финансовые и др.); продолжительностью ю (краткосрочные, долгосрочные, периодические или эпизодические) цикличностью выполнения функций (планирование, организация, контроль и др.); характеру формирования (линейные, функциональные).

Связи в менеджменте различают: первого порядка - функционально необходимы; второго порядка, которые улучшают деятельность системы, и третьего порядка - лишние или противоречащие. Параметрами системы являются: вход процессор, выход, управление с помощью обратной связи и ограниченияя.

. Вход системы - это ресурсы, элементы, над которыми осуществляется процесс или операция, совокупность факторов и явлений внешней среды, влияющие на процессы системы и не поддаются прямому управлению

. Процессор - превращает ресурсы системы, потребляет их и трансформирует в выходные результаты деятельности системы

. Выход системы - это продукт или результат ее деятельности, который показывает степень достижения целей системы. Система должна быть стабильной и надежной

. Надежность - это способность системы выполнять заданные функции, сохраняя при этом свои основные характеристики. Показателем надежности является вероятность безотказной работы во времени

Системы разделяют по следующим признакам: простые, сложные и очень сложные (зависят от количества взаимосвязанных элементов) абстрактные (языковые, логические) и материальные (замкнутые, открытые, статистические и и динамические) природные (функционируют без участия человека) и искусственные (человеко-машина) детерминированные (не поддаются случайности и составные элементы взаимодействуют точно) и случайные (нельзя предсказать как система будет вести себя в разных условиях), а также открытые (находятся под влиянием внешней среды и осуществляют на него влияние) и закрытые (используют внутреннюю информацию.

Для изучения явлений и процессов в любых системах широко используется системный подход, который рассматривает каждый объект как систему и ориентирует исследователя на раскрытие его целостности, выявления в нем в многообразных типов связей.

. Системный подход состоит в изучении наиболее общих форм организации, предполагает прежде всего изучение частей системы, взаимодействие между ними, исследования процессов, связывающих части системы с ее целями

Составными частями организационных систем есть отдельные индивидуумы, формальные структуры, неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей. Структурные части связаны между собой определенным мы организационными формами, формальными и неформальными связями, используя при этом различные каналы коммуникации и процедуры принятия решеь.

К основным принципам системного подхода относятся принцип целостности, который заключается в невозможности снятия с них свойств системы; зависимости каждого элемента системы от их места и функций внутри целого; структурности, который предусматривает учет связей и отношений системы; взаимозависимости структуры и среды т.е. проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой; иерархичности - учитывает возможности разделения системы на подсистемы и элементы

Системный подход реализуется через системный анализ

. Системный анализ - это совокупность методологических средств и практических приемов, используемых для подготовки, обоснования и принятия решений по сложным социально-экономических, технических, технологических, кадровых х, политических и других проблем.

. Предметом системного анализа являются сложные ситуации и системы, для которых необходимо определить цели и направления действий

Системный анализ включает несколько этапов и осуществляется в следующей последовательности: постановка задачи (анализ ситуации и определение конечных целей); исследования (сбор исходных данных и определение существующих с связей), анализ полученных данных (определение будущих действий и расчет различных вариантов); предварительные выводы (подготовка рекомендаций); экспериментальная проверка нового решения; реализации окончательного ого принятого решения. Таким образом, системный анализ заключается в обобщенной оценке всей совокупности факторов, влияющих на функционирование системы, и выделение из них основным и определяющимх.




Top