Типы семей находящихся в социально опасном положении. Эффективность мер социального воздействия на семью, находящуюся в социально-опасном положении. При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной ил

1.Социально-экономические:

· длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, частая смена мест трудоустройства;

· длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;

· расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

· отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

· необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

· задолженность (длительная, более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

· частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2.Медико-санитарные:

· антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

· отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

· алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

· неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

· несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

· противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3.Социально-демографические:

· родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

· устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

· выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

· родители или один из них посещает деструктивную секту;

· родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

· полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

· непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

· систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

· насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

· устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

· повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминальные:

· постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

· нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

· проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям), вне семьи;

· наличие судимых членов семьи;

· попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

· оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

· вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

3. Оценка позитивной динамики ситуации в семье может включать следующие показатели:

Уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

Родители проявляют заботу о детях;

Дети посещают образовательное учреждение;

Уменьшилось (прекратилось) потребление родителями алкогольных напитков;

Восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

Семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

В социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

Семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

4. Матрица определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи

№ п/п Показатели семьи Баллы
1 Состав семьи
1.1. Мать, отец, бабушка, дедушка
1.2. Только мать и отец
1.3. Мать и отчим, отец и мачеха
1.4. Одна мать, один отец
1.5. Нет родителей; живет с бабушкой, дедушкой, другими родственниками
2 Условия проживания семьи
2.1. Благоустроенная отдельная квартира (дом)
2.2. Квартира (дом) с родителями супруга(и)
2.3. Более одной комнаты в коммунальной квартире (доме) с удобствами
2.4. Комната в коммунальной квартире (доме), общежитии с удобствами
2.5. Комната в общежитии (доме), в бараке без удобств
3 Доход семьи
3.1. Могут практически ни в чем себе не отказывать
3.2. Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит, или в займы. На время откладывают покупку
3.3. На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности
3.4. Живут «от зарплаты до зарплаты»
3.5. Денег не хватает. Уровень дохода на одного человека ниже прожиточного минимума
4 Социальное самочувствие семьи
4.1. Социально адаптированная семья (члены семьи чувствуют себя комфортно)
4.2. Проблемы иногда бывают, но семья, чувствует себя в основном хорошо
4.3. Проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно
4.4. У семьи есть проблемы, например, семья в состоянии развода. Чувствует себя скорее плохо, чем хорошо
4.5. Очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем
5 Здоровье членов семьи
5.1. Все члены семьи здоровы физически и психически
5.2. Инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности
5.3. Инвалидность одного из братьев или сестер
5.4. Инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности
5.5. Психическое заболевание одного или обоих членов семьи; алкоголизм, наркомания, шизофрения и прочее
6 Стили отношений в семье
6.1. Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократия отношений, атмосфера доверия
6.2. Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость
6.3. Первичная ориентация родителей на собственную личную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям
6.4. Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни
6.5. Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям
7 Социальное здоровье семьи
7.1. Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви
7.2. Социально здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности: живут «по привычке»
7.3. В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке
7.4. Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство
7.5. Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение
8 Ценность детей в семье
8.1. Дети равнозначная ценность наряду с супружеством
8.2. Дети - главная ценность в семье
8.3. Наличие детей – способ сохранения супружеских отношений
8.4. Дети - элемент социального статуса - «как у всех»
8.5. Дети - обуза, доставляют много дополнительных забот и беспокойства
9 Отношения семьи с образовательными учреждениями (детский сад, школа, клуб)
9.1. Высокая включенность в жизнь общеобразовательного учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка
9.2. Обращение к воспитателям или педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях
9.3. Интерес к общественной жизни ребенка односторонний: только у матери
9.4. Критика педагогических методов общеобразовательного учреждения, уклонение от посещений родительских собраний
9.5 Отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком общеобразовательных учреждений (в целях эксплуатации труда ребенка или по другим причинам)
Итого баллов

В матрице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9

Система работы

социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении.

    Вступление.

    Этапы работы социального педагога с семьей, находящейся в социально опасном положении.

    Методика работы с противостоянием семьи.

    Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

    Заключение.

Вступление.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический склад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол семьи.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Тема данного исследования, весьма актуальна для образовательных учреждений. Цель моей работы – систематизировать имеющиеся знания, практические наработки, вновь изученную литературу по раскрываемой проблеме и выявить наиболее эффективные, приемлемые для нас способы, методы и формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Проблемным моментом при написании исследования явилась недостаточная оснащенность новинками учебно-методической литературы по этому вопросу.

Семья, находящаяся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

    неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

    отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

    вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

    жестокое обращение с людьми со стороны родителей;

    отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

    семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

    конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

    аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

    педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

    асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.

Этапы работы социального педагога с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия, которые используются социальным педагогом:

    через диагностику супружеских и родительско-детских отношений;

    через изменение в поведении детей и подростков;

    через изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.

Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные отношения супругов, выявить нарушения семейных отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Для изучения родительско-детских отношений широко используются рисуночные тесты, позволяющие проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания. Используя диагностику и наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье, она ставится на учёт. Вначале на внутришкольный, а потом в ПДН и КДН. Чтобы поставить семью на учёт, я, опираясь на рекомендации Министерства образования Саратовской области, разработала положение, которое утверждено школьным советом по профилактике, согласно которому постановке на учёт подлежит та или иная семья (положение прилагается). В нём также отмечена система последовательного усиления мер воздействия на родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию. А в случае отсутствия положительной динамики, социальный педагог совместно с органами опеки и попечительства готовит материалы в суд для применения к родителям мер в соответствии с гражданским законодательством.

Но торопиться лишить родителей родительских прав, отправив детей в детский дом, не следует. Каждая семья, даже, находящаяся в социально опасном положении, требует индивидуального подхода. Изучая ситуацию, сложившуюся в семье, надо прислушиваться к тому, что необходимо детям.

Поэтому, задача социального педагога приложить максимум усилий к работе с такой семьёй. Для определения наиболее эффективной формы работы с семьёй необходимо очень хорошо знать её проблемы. В какой помощи нуждается семья, какую, прежде всего помощь предоставить? Медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую. Для этого, на семью, находящуюся в социально опасном положении заводится папка, которая включает следующие документы:

    Психолого-педагогическая характеристика. (Образец прилагается).

    Социальный паспорт семьи. (Образец прилагается).

    Карточка семьи для индивидуальной работы с ней. (Образец прилагается).

    Акты первичного обследования ЖБУ семьи и контрольных посещений.

    Анкета.

    Выписки из протоколов совета по профилактике при проведении анализа ситуаций в семье (не реже 2х раз в год).

    План работы с семьёй, в который входит:

    • более подробное изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;

      продолжение знакомства с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

      знакомство с теми службами, которые уже оказывал помощь семье, изучение их действий, выводов;

      изучение причин социально опасного положения семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

      изучение личностных особенностей членов семьи;

      беседы с родителями;

      вынесение родителям социально-педагогического предупреждения;

      вызов на совет по профилактике;

      подача представлений или ходатайства на КДН;

      оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей в приют;

      оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей на работу в каникулярное время;

      подготовка совместно с органами опеки и попечительства материалов в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.

Задачи социального педагога в процессе работы с семьёй:

    установление контакта с семьёй;

    выявление проблем и трудностей в семье;

    стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел;

    использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.

Возвращаясь к формам работы социального педагога с семьёй, хочу обратить внимание на такую форму, как патронаж, то есть посещение детей и подростков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.

Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи.

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательной, спокойной и, если получится, уверенной в себе.

Социально – психологическая беседа.

Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.

Начиная беседу:

    надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом;

    спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;

    обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли;

    оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.

Во время второго визита:

    не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;

    не надо чувствовать себя скованно;

    не надо «включать негативное программирование»;

    не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;

    не надо противопоставлять себя семье;

    не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;

    не надо сомневаться в собственном профессионализме.

Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

    настроить себя на сотрудничество;

    активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;

    быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов всё чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.

Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.

В семьях, находящихся в социально опасном положении редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Но, к сожалению, не всегда семья, находящаяся в социально опасном положении встречает социального педагога с радостью.

2.3 Методика работы с противостоянием семьи.

Первичные реакции противостояния семьи:

Отрицание;

Обвинение;

Клеймить кого-либо;

Хрупкость отношений;

Импульсивность родителей, детей;

Провоцирование;

Отказ от встреч;

Неприятные помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);

Сопротивление специалистам, в том числе социальному педагогу;

Кризисы семьи, детей;

Определение членов семьи (реакция и чувства на противостояние), суеверия, страхи (чего больше всего боятся семьи).

По каждому пункту стараюсь тщательно обдумать все полученные данные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т.д. Затем составляю краткосрочный план, результаты которого сразу же дают положительный эффект. Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, планируется срочно посетить врача, записать ребенка к специалистам. Для этого с семьей обсуждается, что необходимо сделать и чем можно помочь.

По итогам проделанной работы у каждой категории семей, находящихся в социально опасном положении, будут свои положительные результаты.

Можно выделить следующие показатели:

Уровень жизни семьи доведен до среднего;

Восстановлены контакты семьи с её окружением, ребенок посещает детский сад, школу, училище и т.д.

Употребление алкоголя уменьшилось;

Решены иные специфические для данной семьи проблемы.

Большое внимание необходимо уделять бытовым условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий – это самый положительный показатель. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.

Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаще всего составляют контингент семей, находящихся в социально опасном положении. К сожалению, излечение от алкогольной зависимости – процесс длительный и сложный, а также дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длится не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинских наркологических диспансерах остаётся опасность возврата к прежнему состоянию, неверием человека в свои возможности.

Задачи социального педагога составить такую программу работы для каждой тяжелой семьи, в которой будут учтены все возможности влияния на семью, как со стороны социального педагога, так и других заинтересованных ведомств. Она включает достижение краткосрочных целей, которые позволяют семье увидеть свои первые изменения в положительную сторону, затем среднесрочные и, наконец, цели, направленные на будущее семьи.

Непременным условием оказания помощи в семье, находящейся в социально опасном положении является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Задача социального педагога мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.

В приложение приведён образец анкеты, которую может заполнить социальный педагог при работе с семьёй, увидеть результаты своего влияния на семью, отметить положительные сдвиги семье, помочь подобрать необходимые формы и виды работ.

2.4 Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

направления

исполнители

Отметка об исполнении

Контрольные посещения семьи

По графику

Соц. педагог

Кл. руководитель.

Психологическая и педагогическая помощь

Сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учёбы, жительства, организации консультаций психолога.

Соц. педагог

Кл. руководитель.

Материальная помощь

Направление ходатайств в Управление образованием, обращение к администрации школы о льготном питании несовершеннолетним во время учебного процесса, а также об обеспечении бесплатными учебниками и портфелями для начальной школы. Организация помощи семьям (формирование банка одежды, обуви, бывшей в употреблении, но пригодной для использования)

Соц. педагог

Трудоустройство родителей и несовершеннолетних.

Содействие в поиске подходящей (постоянной, временной) работы. Консультирование о постановке на учёт в центр занятости.

Соц. педагог

Правовая защита

Выступление на КДН. В судах в пользу семьи.

Соц. педагог

Организация досуга и отдыха несовершеннолетних и родителей.

Вовлечение в кружки, секции. Привлечение к участию в праздниках, соревнованиях, походах и т.д., в том числе в каникулярное время

Соц. педагог

Кл. руководитель.

Оздоровление совершеннолетних

Ходатайства о предоставлении бесплатных путёвок в загородные оздоровительные лагеря и на детские площадки.

Администрация школы

Соц. педагог

Заключение.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делала, для получения положительного результата её надо делать в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (ст. 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»**). См. также .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Социально опасное положение семьи" в других словарях:

    Социально опасное положение семьи - в РФ положение семьи, имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)… … Энциклопедия права

    Социально опасное положение - совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, внутрисемейные конфликты, противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих… … Официальная терминология

    Социально опасное положение несовершеннолетнего - обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы … Педагогический терминологический словарь

    - (англ. individual prophylactic/preventive activity) в законодательстве РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном… … Большой юридический словарь

    Индивидуальная профилактическая работа - (англ. individual prophylactic/preventive activity) в законодательстве РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном п … Энциклопедия права

    СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - (Great Britain) гос во в Зап. Европе, расположено на Британских о вах. Офиц. назв. В. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland); часто всю В. неточно именуют Англией (по назв … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история

    НОРВЕГИЯ - (Norge) гос во в Сев. Европе, расположенное в зап. части Скандинавского п ова. Граничит с Швецией, Финляндией и СССР. Площ. 324 тыс. км2 Нас. 3,7 млн. ч. (1965). Гос. языков два норв. риксмол (букмол) и новонорвежский (лансмол, нюнорск). Гос.… … Советская историческая энциклопедия

    Явлинский, Григорий Алексеевич - Григорий Алексеевич Явлинский … Википедия

В выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, принимают участие все субъекты межведомственного взаимодействия. Выявление семейного неблагополучия происходит как при первичном обращении за помощью, так и на любом этапе сопровождения семьи.

Источниками информации о нарушении прав детей являются:

Члены семьи, самостоятельно инициирующие обращение;

Родственники;

Специалисты государственных организаций (суд, учреждения здравоохранения, учреждения образования, отделы по чрезвычайным ситуациям, жилищно–эксплутационные службы и др.);

Соседи и иные граждане, в том числе обратившиеся анонимно;

Сотрудники негосударственных организаций.

Специалист, принявший сообщение, обязан:

Внимательно выслушать сообщение;

Задать конкретные вопросы для получения полной информации;

В случае поступления информации в письменном виде связаться с заявителем для получения более полной информации;

Внести полученную информацию о случае в журнал (приложение 1).

Данная информация должна содержать необходимый минимум сведений для инициирования социального расследования по факту жестокого обращения и/или неудовлетворения нужд ребенка (приложение 2).

Специалисту, принявшему сообщение, следует учитывать, что первичная информация по факту жестокого обращения и/или неудовлетворения нужд ребенка, как правило, не является достаточно полной и точной.

Заявители из числа населения могут быть мало знакомы с ребенком и его семьей, не знают, что интересует специалистов в первую очередь, возможно, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, неверно оценивают характер и динамику жестокого обращения с ребенком или в силу разных причин пытаются «оговорить» родителей. Специалисты, принимающие информацию, должны знать критерии, свидетельствующие о случаях жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей, а также уметь «разговорить» заявителя, чтобы он сообщил как можно больше важной информации в ходе первого контакта, который, как правило, ограничивается кратким телефонным разговором.

Свидетельством того, что ребенку угрожает опасность, и необходимо незамедлительное вмешательство органов защиты детства, являются утвердительные ответы на следующие вопросы:

ü Ребенок получил серьезные травмы?

ü Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?

ü Ребенок не достиг возраста 7 лет?

ü Ребенок является инвалидом или имеет особенности психофизического развития?

ü Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания, или насилия?

ü Органы защиты детства располагают сведениями о прошлых случаях жестокого обращения с детьми в семье?

ü Предполагаемый виновник имеет неограниченный доступ к ребенку?

Условия инициирования социального расследования

Решение о начале социального расследования должно быть принято при наличии одного или совокупности следующих условий:

ü если ребёнок не достиг возраста 18 лет;

ü если лицо, предположительно виновное в жестоком обращении и неудовлетворении основных жизненных потребностей ребёнка, является:

а) родителем или лицом, его замещающим;

б) родственником (дядей, тетей, братом, сестрой), соседом;

в) учителем, воспитателем учреждений образования: детское дошкольное учреждение, школа, школа-интернат, приют, ЦКРОиР и т. д.

Отклонение обращений.

Сообщение должно быть отклонено если:

a. поступает информация о нарушении ребёнком правил поведения либо о совершении им противоправных действий (информация передается сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних);

б. причиной обращения стало психическое заболевание ребенка;

в. лицо, чьи права нарушены, достигло возраста 18 лет;

г. предполагаемое насилие является сексуальным экспериментом детей при ненасильственном поведении, находящихся на одном уровне развития, отсутствии принуждения или запугивания;

е. физическое или сексуальное насилие было совершено неустановленным лицом, поиск которого относится к компетенции органов внутренних дел.

Если обращение отклонено, но существующая проблема может быть разрешена иными организациями (проблемное поведение ребенка, болезнь или инвалидность родителя, трудности с учебой в школе, недостаточные родительские навыки, и др.), необходимо информировать заявителя в установленные законодательством сроки о том, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для разрешения проблемы.

Сведения обо всех отклоненных сообщениях либо передаче их в другие организации для рассмотрения также включаются в вышеуказанный журнал.

В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, формируется межведомственная комиссия, в состав которой входят специалисты СППС, могут входить педагогические работники учреждения образования (зам. директора по воспитательной работе, воспитатель, классный руководитель и др.), представитель сельского совета, сотрудник ИДН или участковый инспектор милиции, врач-педиатр (фельдшер ФАП), которая не позднее следующего дня после получения информации проводит обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Комиссия определяет меры по устранению причин, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, которые фиксируются в заключение акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (далее - акт обследования) (приложение 3)

Определяется дата заседания Совета по профилактике безнадзорности преступлений и правонарушений (далее – Совет по профилактике), по рассмотрению вопроса о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.

На заседание Совета по профилактике педагогом социальным учреждения образования готовятся следующие документы:
- результаты социального расследования ситуации в семье несовершеннолетнего;

Акт обследования с мотивированным заключением о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении - проект индивидуального плана защиты прав и законных интересов (далее – план защиты) на каждого несовершеннолетнего, в котором определяются конкретные мероприятия по устранению причин социально опасного положения несовершеннолетнего с указанием конкретных сроков реализации мероприятий и сроков контроля их реализации (приложение 3 А);

Документы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего (табель пропусков занятий, акты обследования, медицинские справки, показания детей и соседей, информация сотрудников ИДН и РОВД и др.);

Учреждение образования письменно приглашает на заседание Совета по профилактике представителей всех организаций, участвующих в реализации плана помощи несовершеннолетнему и родителей несовершеннолетнего (приложение 4)

В случае неявки родителей несовершеннолетнего на заседание Совета по профилактике, родителям направляется сообщение (приложение 4 А)

В случае отсутствия в семье несовершеннолетних, обучающихся в учреждении образования, а также в случае отсутствия СППС в учреждении образования, учет, подготовку и реализацию плана защиты осуществляют в дошкольных учреждениях- педагогические работники, ответственные за реализацию положений Декрета № 18 либо специалисты районного СПЦ.

Если в семье есть несовершеннолетние дети, которые обучаются в других учреждениях образования, необходимо пригласить представителей СППС данных учреждений на заседание Совета по профилактике и письменно проинформировать администрацию учреждения образования о необходимости рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетних, находящимися в социально опасном положении.

На заседании Совета по профилактике рассматривается ситуация в семье, согласовываются мероприятия, указанные в проекте плана защиты, в который вносятся необходимые коррективы. План защиты утверждается руководителем учреждения образования, согласовывается с председателем сельисполкома либо с заместителем председателя КДН райисполкома и подписывается представителями всех организаций, участвующих в его реализации. Копии плана защиты передаются в каждую организацию и являются обязательными для выполнения. Оригинал плана защиты хранится в учреждении образования в учетно-профилактическом деле несовершеннолетнего (приложение 11)

Выполнение плана защиты заслушивается ежемесячно на заседании Совета по профилактике с приглашением представителей всех организаций, участвующих в его реализации. В случае отсутствия представителя той или иной организации, организация обязана предоставить в учреждение образования отчёт о проделанной работе по реализации плана защиты. Педагог социальный обобщает и анализирует информацию по восстановлению воспитательного потенциала семьи и выполнению плана защиты, предоставляемую всеми заинтересованными организациями и передаёт ежеквартально до 1 числа месяца, следующего за отчетным, в районный СПЦ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

«Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении ».

Социальный педагог Науменко Н.А.

г.Ноябрьск

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей - одно из важнейших направлений работы социально-психологической службы МБОУ СОШ №7
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально - средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

Цель работы : Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Задачи работы:
· помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;
. научить ставить ближние и дальние цели;
. оказать психолого-педагогическую поддержку родителям и детям.
. обеспечить взаимодействие всех заинтересованных организаций по выводу семьи и детей из СОП.

Работа с семьей проводится в форме круглых столов, индивидуальных бесед, совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, социального патронажа.

Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей:

Беседа;
- наблюдение;
- комплексные выходы в семью;
- тренинги;
- консультации;
- диагностика;
- поиск положительных ресурсов.

Организуя работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, мы выделяем три аспекта понимания данного термина:

1 .Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2. Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка.

3. Психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Сложность работы заключается в том, что семьи с хроническими проблемами не обеспокоены своим состоянием, ко всему равнодушны. И для специалистов составляет большую проблему убедить семью на сотрудничество, пригласить на консультацию и т.д.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом нашей работы с неблагополучной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

Сигналом к началу действия становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Информация проверяется путем бесед с ребенком и его родителями. Важно настроить родителей сотрудничать со специалистами, установить контакт с семьей. Если при посещении членов семьи не оказалась дома, оставляем письменное приглашение на беседу и с целью определения положительных ресурсов семьи и поиску путей выхода из кризисной ситуации. И родители к нам приходят. После знакомства с семьей проводится социальное расследование, и заполняются соответствующие документы.
Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи, посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям.
По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные комплексные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения:

^- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
-
Изучение причин неблагополучия в семье
-
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
^ - Составление программы: работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи семье и детям с родителями и ребёнком
^ - Текущие и контрольные посещения, консультирование семьи
-
Привлечение специалистов межведомственного взаимодействия для помощи в работе с неблагополучной семьёй
^ - Снятие семьи с учёта

Источники информации о семье и ребенке.

Классные руководители.

Специалисты КДН или ПДН (зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей).
- Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.
- Специалисты органов социальной защиты населения могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
- Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не зарегистрированных фактах жестокого обращения с ребенком родителей или их законных представителей; о наличии скандалов в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.ч

Основными методами сбора информации являются:

    Беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);

    Наблюдение;

    Официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);

    Анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);

    Анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.

Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистами асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалистов в определенное время, готовность отвечать на интересующие их вопросы и в перспективе - желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа специалистов с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.
В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ПДН не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.
Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Формы работы с семьёй:

1. Индивидуальные (инспектор ПДН, КДН, классный руководитель, педагог-психолог и педагог социальный учреждения образования, представитель уполномоченного по правам ребёнка и т.д.).

а) Психолого-педагогические консультации:
Ответственность семьи за воспитание детей.
Как стать хорошими родителями.
Стили семейного воспитания.
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей.
Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка.
Детско-родительские конфликты и их разрешение.
Родители меня не понимают или как услышать подростка и т.д.

б) Педагогические поручения:
Организация домашнего учебного труда
Режим дня ребенка в семье
Организация труда в семье
Семейные праздники
Профилактика заболеваний у детей
Знакомство с друзьями ребёнка и семьи и т.д.

2. Коллективные:

а) Школьные (классные, общегородские) родительские собрания.

б) Лектории для родителей:

    «Искусство понимать друг друга»

    «Мамины руки самые добрые»

    «Подростки XXI века»

    «Великие педагоги мира»

    «Азбука воспитания детей в семье» и т.д.

в) Встречи за круглым столом

    «Сила родительского примера»

    «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

    «Стили семейного воспитания» и т.д.

г ) Вечера вопросов и ответов с приглашением представителей межведомственных организаций

д) Педагогические практикумы:


    «Какой у вас ребенок»

    «Какой вы родитель»

    «Творческая мастерская семьи»

    «Книжная полка родителей» и т.д.

е) Деловые игры, тренинги, диспуты:


    «Отцы и дети» - деловая игра

    «Проблема отцов и детей в современном обществе» - диспут

    «Конфликт с подростками и способ его преодоления» - ролевая игра

    «Подросток и конфликты» - занятие с элементами тренинга и т.д.

Семья- это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, каким он есть.

Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития.
Специалисты служб системы профилактики основными результатами своей деятельности по работе с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении, считают:
- повышение спроса среди родителей и детей на помощь специалистов в решении конфликтных ситуаций;
- уменьшение неблагополучных семей, снижение количества несовершеннолетних, совершивших противоправные действия;
- совершенствование межведомственного взаимодействия с социальными институтами, заинтересованными в решении проблемы социального сиротства;
- укрепление системы по раннему выявлению семейного неблагополучия;
Результатом практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
В результате защиты прав и интересов ребенка из асоциальной семьи через суд могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего, проведен ремонт жилья. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов и органов системы профилактики в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль служб системы профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении были, есть и, конечно, будут, но сегодня их особенно много. Проблема этих семей огорчает, требует так много душевных сил, любви и здоровья. Поломать, покалечить так легко….
Семьи, находящиеся в социально опасном положении чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают и пугают окружающих, в результате за ним закрепляется «ярлык» проблемных.
При этом семьи, находящиеся в социально опасном положении не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь, могла бы поддержать семью, помочь ей преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальной ячейкой общества.

Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи – очень сложный и длительный процесс. Несмотря ни на что такая семья всячески сопротивляется позитивным изменениям, поэтому стимулирование мотивации изменения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью социально-психологического воздействия на эту семью.
Изменить такую семью – чрезвычайно трудно.

Таким образом, данная категория семей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социальной психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем семей, находящихся в социально опасном положении с целью реализации защиты их прав на полноценное существование и развитие.




Top