Ты будешь долго гнать! Как быстро настроить велосипед под себя. Правильная настройка переключения скоростей на велосипеде

Переключатели скоростей на первый взгляд могут показаться сложным механизмом хоть и имеют довольно примитивную конструкцию. Переключение скоростей происходит из-за ослабления и натяжения тросика, двигающего переключатель. Т.е. по сути переключатели являются простейшей механической конструкцией, и в их регулировке нет ничего сложного. Начинается настройка всегда с заднего переключателя, за исключением случаев когда требуется регулировка только одного из переключателей велосипеда.

Настройка заднего переключателя

Убедитесь, что переключатель не погнут. Если натяжитель цепи (лапка с двумя роликами внизу заднего переключателя) параллелен звездам кассеты, то все ок. Если нет, то скорее всего погнут не сам переключатель, а петух - крепление переключателя к раме. Его легко выпрямить, потянув за переключатель, но не тяните за один натяжитель цепи! – он согнется раньше, чем выпрямится петух, а его уже не так просто выпрямить. Но лучше перестраховаться и выпрямить его так, как написано об этом в статье

Приступаем к регулировке. Выбираем бОльшую скорость, при которой цепь стоит на самой маленькой звезде кассеты (блок звезд на заднем колесе). На переключателе есть 2 винта с маркировками H и L (см. картинку). Крутим винт H (High) так, чтобы ролик переключателя стоял на одной линии с меньшей звездой. Теперь выбираем меньшую скорость – самая большая кассеты. И теперь крутим винт с маркировкой L (Low) до выравнивания ролика с большой звездой.

После этого надо натянуть трос, при этом на манетке заднего переключателя должна стоять максимальная скорость. Убедитесь, что тросик четко лег в канавку у фиксирующего болта (на картинке обозначен цифрой 1) и затяните его. Закрепить трос надо с хорошей натяжкой. Если плохо включаются высокие передачи (при наборе скорости на велосипеде), ослабьте натяжение троса регулятором (на картинке обозначен цифрой 2). Если плохо сбрасываются (при снижении скорости езды), то нужно натянуть трос, выкручивая регулятор натяжения. Если обвеска байка по-дороже, то регулятор есть и на манетке, что позволяет регулировать натяжение тросика на ходу.

Настройка переднего переключателя

Передний переключатель отрегулировать будет еще проще чем задний. Но важно чтобы он был правильно закреплен на раме велосипеда. Когда цепь стоит на самой большой звезде, от звезды до рамки переключателя должно быть от 1 до 3 мм. И рамка должна быть параллельна звездам. Если все так, то можно начинать настраивать.

Выставьте минимальную скорость – сзади самая большая, а спереди маленькая звезда. Ослабьте натяжение тросика и крутите винт с маркировкой L (Low (где он находится видно на картинке) пока между цепью и рамкой переключателя не останется миллиметровый зазор. После этого закрепляем тросик винтом (на картинке обозначен цифрой 4) с хорошим натяжением. Нужно следить, чтобы он лег в специальную канавку возле винта.

Теперь выставляем максимальную скорость, когда спереди цепь на самой большой звезде, и на меньшей кассеты, и крутим винт с маркировкой H (High), чтобы зазор между цепью и внутренней плоскостью рамки составил миллиметр. Если после этого цепь все равно неохотно залезает на большую звезду отверните немного винт H.

Теперь садимся на байк и пробуем как работает переключатель на ходу. Если цепь плохо переключается на пониженную скорость (меньшие звезды) покрутите регулятор натяжения тросика, расположенный на монетке переднего переключателя на руле, чтобы ослабить натяжение тросика. Когда цепь вяло залезает на большие звезды, натяните тросик этим же регулятором.

Проблемы

Если при кручении педалей с усилием цепь проскакивает, это означает, что она растянулась и ее . Если вы ее давно не меняли, возможно придется поменять еще и звезды с кассетой, т.к. изношенная цепь быстро приводит в негодность звезды.

Если плохо включаются какие-то определенные скорости, проверьте свободно ли ходит тросик в рубашках и нет ли надломов, а также мест с расплетенной обмоткой тросика. Рубашки с надломами и те, в которых трос проходит с трудом подлежат замене, как и поврежденный тросик. Эта же проблема может быть вызвана

Если переключатель внезапно вообще перестал работать, то проблема однозначно в тросике: либо он плохо закручен фиксирующим болтом, либо порвался.

И еще важный момент. При переключении скоростей следите за тем чтобы не было перекоса цепи, из-за расположения ее одновременно на противоположных звездах шатуна и кассеты, а так же на средней звезде и крайних звездах кассеты. Неправильное расположение цепи показано схематически на картинке. Из-за этого происходит быстрый износ как цепи так и звезд.

1. Седло
2. Руль
3. Вынос руля
4. Тормозные ручки
5. Манетки
6. Амортизационная вилка


Седло

Сядь, поставь ногу на педаль и опусти ее вниз. Отрегулируй седло так, чтобы колено в таком положении было почти разогнутым (при этом нижней педали ты должен касаться не носком, а уверенно, самой широкой частью ступни). «При каждом обороте педалей коленному суставу необходимо расслабляться, иначе вы будете быстро уставать», - объясняет наш консультант. В регулировке седла по уровню наклона (вперед - назад) есть одно правило: сидеть ты должен уверенно (не перекатываясь во время работы педалями) и желательно седалищными буграми, чтобы не нарушать кровоток.

Тормозные ручки и манетки

Мысленно проведи вдоль ручки руля горизонтальную линию и установи тормозные ручки вниз под углом 45 градусов - так ты сможешь в любой момент дотянуться до них даже двумя пальцами (средним и указательным). Манетки размести поблизости от ручек. Во время экстремальной езды ты оценишь возможность одновременно жать по тормозам и переключать скорость.

Руль и вынос

Если ты привык гонять, вынос руля установи с минимальным подъемом. «Это занизит центр тяжести, что увеличит маневренность велосипеда, - говорит Алексей Тюленев. - Поднятый вынос, наоборот, снижает маневренность, зато делает поездку комфортнее за счет выпрямления посадки». Высоту руля выбирай по такому же принципу (чем выше - тем комфортнее, чем ниже - тем больше маневренность).

Амортизационные вилки

«Все зависит от вашего веса и дороги, - напутствует наш консультант. - Если ваш вес больше 60 килограмм, не делайте вилку слишком мягкой. Во-первых, довольно высок риск подпрыгнуть и неудачно приземлиться, повредив механизм. Во-вторых, раскачивание, которое возникнет под воздействием большого веса, уменьшит КПД педалирования и, как следствие, снизит скорость». Полной блокировкой вилки балуйся только на идеально ровной дороге, иначе гасить вибрации придется не системе амортизации, а твоим рукам и плечам. Нам, конечно, все равно, но тебе должно быть их жалко.

Прежде чем переходить к настройке переключателя скоростей, следует понять его место во всём механизме привода и общие настройки, ведь, кроме настройки, переключатель должен быть корректно установлен, к нему должна подходить корректная система переключения, и цепь должна подходить под звёзды. Далеко не всегда проблемы с системой переключения вызваны неверной настройкой, но с плохой установкой или ошибочным подбором комбинации элементов. Кроме того, по ошибке на велосипед могут поставить не подходящие друг другу элементы.

Подготовка к работе

Инструменты

Переключатели скоростей – одни из самых сложных по устройству, но достаточно ненагруженных в плане инструментария элементов велосипеда. Для того чтобы всё настроить, понадобится всего несколько вещей:

  • отвёртка;
  • пассатижи;
  • ключ на 9 или набор шестигранников (в зависимости от производителя);
  • сменные тросики и рубашки (если понадобится замена).

Подводка

Первый шаг – проверка подводки:

  1. Проверка тросика (он должен быть правильно закрыт рубашкой, легко тянуться и реагировать на работу манеток).
  2. Проверка рубашек (на поверхности как тросика, так и рубашек не должно быть серьёзных повреждений или явных загибов, так как они приведут в итоге к блокированию переключения тем или иным способом).
  3. Подключение (тросик должен быть заведён и зажат в приёмнике без торчащих заусенцев и провисающих мест).

Регулировочный винт на манетке

Второй шаг – установка и закрепления переключателей. Это необходимо, если переключатель настраивается после того, как его пришлось ремонтировать или поменять.
Третий шаг – продевание цепи. Перед закреплением переключателей (цепь должна быть продета в них) или, наоборот, после закрепления (цепь замыкается уже на установленных устройствах).

Проверяем все подводки и закрепления, после чего приступаем к настройке.

Передний переключатель

Передний переключатель обычно имеет больший ход и требует меньше настройки, потому обычно начинают с него. Кроме того, перенастройка здесь требует меньше точности и её проще проводить повторно, уже после заднего.


Винты настройки и закрепление тросика на переднем переключателе

Регулировка высоты

Самое первое, что потребуется проверить на передней рамке – его высоту. При установке часто случаются неточности, когда переключатель слишком далеко от звёзд, либо когда он их задевает. Механизмы несовершенны, и цель регулировки высоты – правильно настроить рамку (примерно на 2-3 миллиметра выше большой звезды). После установки – проверить расстояние, провернув систему со вдетой цепью.

Регулировка угла

Вторая проблема уже и установки, и настройки. Всё устройство должно быть параллельно звёздам общей оси рамы. Это определяется специальными устройствами или проверкой параллельности на глаз: просто подносим велосипед к линии взгляда так, чтобы один из краёв колеса, втулки или иного ориентира оказывался на одной линии и становился «невидимым», и проверяем, не расходится ли наша цепь или рамка.

При серьёзных отклонениях работаем с установкой переключателя, возможно, придётся даже снять устройство, при небольших – со специальными винтами настройки, если таковые есть на нашей модели.

Задний переключатель

Первичные проверки заднего велосипедного переключателя скоростей начинаются с его механизма. Будучи более сложным, чем передний, он может скрывать в себе больше проблем, чем можно исправить с помощью настройки:

  • Петух – особое крепление, и, будучи обыкновенно отдельной от рамы частью, петух повреждается при падениях и даже серьёзных нагрузках, поэтому проверить его параллельность раме и вообще целостность очень важно.
  • Возвратная пружина – её дефекты часто воспринимаются как проблемы с рубашкой тросика, так как выглядят одинаково: переключение на ослаблении тросика становится проблемным. Пружины обычно меняют уже вместе со всем устройством.
  • Подвод тросика – вторичная проверка, на многих переключателях, особенно бюджетных Shimano, тросик заводится в задний переключатель сзади, создавая своеобразную «петлю». Именно на ней обычно появляются повреждения, так как эту точку легко повредить при падении или езде по траве.


Винты настройки и закрепление тросика на заднем переключателе

Ограничители

Собственно, это то, что обычно и называют «регулировкой переключателя» ¬– это работа с High и Low ограничителями. Суть в том, чтобы не дать цепи спадать со звёздочек в крайних положениях. Делается эта настройка одновременно и на передних, и на задних звёздах при (в идеале) отключенном тросике. Т.е. сначала производится регулировка, а только потом под винт заводится тросик и прижимается. Это увеличивает точность и исключает эффект натяжения, который может помешать при работе.

Что нужно знать? На каждом переключателе есть два винта регулировки, обычно помеченных двумя буквами:

  • H – high или hard – «высокий», положение цепи на самой большой звезде спереди и самой маленькой сзади;
  • L – low или light – «низкий», положение на самой маленькой цепи спереди и самой большой – сзади.


Проверка параллельности цепи в low положении

Цель регулировки – выставив цепь на соответствующих звёздах, вращать отвёрткой соответствующие болты до тех пор, пока цепь не будет параллельна рамкам и, соответственно, при корректной установке самого механизма, параллельной плоскости колеса и звёздам. Дополнительные условия:

  • Цепь не должна слетать при переключении на крайнюю звезду.
  • Рамка или цепь не должны задевать ось и раму.
  • Цепь не должна «скрести» о переключатель скоростей.

После настройки весь механизм следует собрать и проверить на предмет корректной работы. Все переходы должны быть понятными, чтобы цепь не провисала и не задевала раму или рамки. Недостатки, выявленные в этом «тест-драйве» требуют серьёзного подхода, потому как могут говорить не только о некорректной настройке, но и о других проблемах в байке, и лучше починить его сразу, а не ожидать серьёзных повреждений.


Схема регулировки

На планетарных втулках

Переключение передач в полностью отличается от обычного описанного механизма, но тоже требует периодической настройки. За изменение передач на планетарках отвечает «толкатель» –небольшой элемент, напоминающий цепь, соединяющий механизм переключения внутри втулки с тросиком.

Для того чтобы хорошо всё отрегулировать, необходимо найти шлиц на толкателе (точка соединения жесткой и подвижной части устройства) и на предпоследней скорости выровнять его с осью колеса (для этого обычно предусмотрены специальные смотровые окошки). Шаги настройки таковы:

  1. Выставляем предпоследнюю скорость: 2 для трёхскоростной втулки, 3 для четырёхскоростной.
  2. Снимаем пыльник или иную защиту точки подключения тросика к толкателю.
  3. Освобождаем толкатель и находим необходимую точку, отслеживая через смотровое окошко совпадение шлица и оси колеса.
  4. Подтягиваем тросик с помощью винта, выравнивая толкатель.
  5. Закрываем защиту.

Иную настройку переключения для планетарной втулки самостоятельно сделать затруднительно. Понадобится полностью разобрать весь механизмах, что в домашних условиях достаточно проблемно.


Подвод тросика в планетарную втулку

Заключение

Настройка переключателя скоростей только выглядит сложной, но может быть проведена самостоятельно. Новичков этот процесс отпугивает, и вполне обоснованно, сложностью всего комплекса работ. Ведь при настройке может быть выявлен недостаток, связанный и с рамой, и со звёздами, и с системой, и со втулками.

В целом, операция по регулированию – одна из самых зависимых от корректности сборки и настройки практически всего байка. Она требует к себе серьёзного внимания. Несмотря на все сложности, настройку необходимо проводить постоянно и не забывать о ней, ведь качество катания в первую очередь зависит от приводного механизма, да и ремонт будет требоваться намного реже.

Велосипеды очень крепко влились в нашу жизнь. При их помощи мы отдыхаем, передвигаемся до магазина и обратно, а некоторые даже путешествуют. И это не удивительно, так как такой вид транспорта, как велосипед, обходится намного дешевле, нежели любой средний автомобиль. К тому же он не вредит экосистеме, да и вообще полезен для здоровья. И конечно, как и любая другая техника, он имеет свойство ломаться.

Это может быть как банальный прокол шины, так и вполне серьезная поломка, например перелом передней вилки и т. п. Но все таки лидирующий вид поломки велосипедов после прокола шины — переключатель скоростей. Чаще всего такая проблема возникает со спортивными велосипедами, так как на городских или прогулочных велосипедах зачастую такая система отсутствует.

А принцип его работы заключается в том, что при помощи тросиков происходит натяжение или ослабление механизмов, и цепь переходит на нужную звездочку спереди или сзади.

Как настроить задний переключатель на велосипеде

— дело не хитрое, и его сможет осуществить любой, кто хоть немного разбирается в механизмах.

Чтобы самостоятельно настроить все механизмы и привести их в действие, нужно сделать следующее:

  • нужно проверить, не погнут ли сам переключатель. Это можно определить, посмотрев на натяжитель — он должен быть параллелен звездам на заднем колесе. Если все дело в нем — то его нужно постараться выпрямить при помощи плоскогубцев или иных инструментов.
  • если с переключателем все нормально, то скорее всего во всем виноват петушок (это крепление, на которое ставиться переключатель). Чаще всего он также загибается, и его приходится периодически выпрямлять, так что при первой поломке его нужно заменить.

Если все описанное выше выполнено или в порядке, то можно приступать к непосредственно самой настройке переключателя.

Выполнять это следует следующим образом:

  • ставим переключатель на самую высокую скорость (то есть на самую маленькую звезду)
  • находим два винта — H и L. Вращаем винт H, чтобы ролик на переключателе сдвинулся на одну отметку с меньшей звездой
  • ставим на самую низкую скорость (большая звезда), и вращаем винт L до выравнивания ролика с большой звездой
  • снова ставим на самую большую скорость, и натягиваем тросик. При этом нужно убедиться, что он попал в специальный прем. Натягивать следует по — туже!
  • проверить переключение! Если переключается очень туго, или вовсе не переключаются, то нужно немного ослабить тросик, или наоборот натянуть его.
  • если все работает хорошо, то можно считать что дело сделано.

Причины сбоя в работе заднего перебрасывателя

Причины могут быть разнообразными — это и загнутый петух или переключатель, плохая натяжка тросика, коррозия на деталях и т. п. Обычно такие проблемы случаются в том случае, если произвелась неправильная настройка переключателя или велосипедом давно никто не пользовался, что вызвало коррозию на деталях перебрасывателя , и его движение затруднено.

Регулировочные винты на переключателе

Регулировочные винты — это те самые H и L винты, которые используются при настройке заднего переключателя. Их действие основано на фиксации переключателя скоростей, что позволяет ему не болтаться. Обычно к ним обращаются всего один раз, при первой настройке, и больше их не трогают. Но в случае поломки петушка или переключателя без них просто не обойтись. Они не лишком чувствительны, поэтому их можно смело крутить и настраивать как нужно.

Тросики и рубашки

Особое внимание так же следует уделить и тросикам с рубашками. Рубашка — это оплетка тросика. А особое внимание следует им уделить по той простой причине, что если тросик или рубашка будут повреждены, то в самый ответственный момент он может порваться, и в последствии переключение скоростей будет невозможно.

Поэтому их нужно выбирать очень тщательно, чтобы не было никаких повреждений или следов ржавчины, и для каждого тросика свой тип рубашки. Их всего три — это плетка SIS, оплетка SIS-SP и витая оплетка. На основе выбранного тросика, следует подбирать и правильную рубашку. Иначе может произойти так, что тросик перетрет всю оплетку, и он выйдет из строя.

Петух заднего переключателя

Петух (или петушок) — это деталь, при помощи которой переключатель крепится к раме. К тому же он обеспечивает более надежную защиту рамы от всестороннего воздействия, таких как например падение с большой высоты или большого перегруза велосипеда. В первую очередь из строя выходит петух, и это спасает саму раму. Ведь петуха всегда можно поменять, а вот рама при повреждении может и не подлежать ремонту.

Поэтому эта деталь является так же очень необходимой, и если возникает потребность в его приобретении, то выбирая его, следует обратить внимание на следующие характеристики: его состав сплава (какие металлы использованы при изготовлении), качество (отсутствие сколов и трещин) и конечно же цена.

Он не должен стоить больше 500-600 рублей, конечно все зависит от желания покупателя. Можно приобрести и такие, которые стоят намного дороже, но это излишне.

Цепи и звездочки

Эти две детали являются основными частями велосипеда, так как при помощи их осуществляется непосредственно движение. Чаще всего звездочки представляют из себя касету , которая состоит из 6-7 звездочек. Все зависит от количества скоростей на велосипеде.

А цепи различаются по шагу и длине. Шаг цепи — это размер одного звена на звездочке или цепи, и в соответствии с шагом на звездочке, нужно подбирать цепь с нужным шагом. Длина в основном везде одинаковая, но может быть и индивидуального размера. Тогда ее придется очень долго искать, или же склепать самостоятельно.

Ролики натяжителя цепи

Ролики натяжителя входят в механизм, который обеспечивает качественное натяжение цепи во время переключения скорости или во время движения самого велосипеда. Без него цепь не будет держаться на одном уровне, что не позволит ни крутить педали, ни производить переключение скоростей.

Переключатели на руле

Переключатели на руле бывают двух видов — рычажные и цилиндрические. Рычажные представляют собой небольшой рычажок, расположенный слева или справа на руле, при помощи которого происходит натяжение тросика.

Цилиндрические — это переключатели, которые монтируются вместе с резиновой или пластиковой ручкой на край руля. Переключение здесь происходит при повороте ручке вниз или вверх с последующем натяжении тросика и перемещении цепи на нужную звезду, расположенную сзади. Они гарантируют качественное и быстрое переключение не слезая с велосипеда и прямо во время движения.

Точная настройка заднего переключателя как сделать

Самым важным фактором при регулировке переключателя является точность. Произвести точную настройку можно так, как описано в начале статьи, но при осуществлении нужно уделить особое внимание не только регулировочным винтам, но и всему механизму в целом.

То есть при настройке нужно следить за состоянием натяженности цепи и тросиков, положению роликов и т. д., так как при точной настройке они могут уходить в сторону, что затянет время ремонта на некоторое время.

Как настроить передний переключатель на велосипеде

Регулировка переднего переключателя происходит немного проще, ежели заднего. Здесь важным фактором является его правильная и надежная установка на раму, а все остальное делается в течении 15 минут .

Правильное положение переднего переключателя — это когда цепь находится на самой большой звезде, и от звезды до рамки сохраняется расстояние 1-3 мм. Тогда можно считать, что переключатель установлен правильно.

  • нужно выставить минимальную скорость-то есть сзади цепь стоит на самой большой звезде,а спереди на самой маленькой.
  • немного ослабте натяжение тросика и крутите винт L, пока между цепью и рамой не останется зазор в 1мм
  • прочно закрепляем тросик, перед этим вставив его в специальную канавку.
  • выставляем самую высокую скорость
  • регулируем при помощи винта H зазор между цепью и внутренней стороной рамки
  • проверяем работоспособность
  • если переключение идет туго, то настраиваем при помощи винтов до нужного состояния
  • После всех проводимых манипуляций, велосипед следует отмыть и смазать все детали (цепь, звездочки и т. д.)

Переключатели на руле

Переключатели здесь стоят точно такие же, как и на заднее колесо. Они абсолютно ничем не отличаются, и даже располагаются точно так же.

Тормозные ручки и манетки

Недавно на нашем сайте вышла целая статья про настройку тормозных ручек на горном велосипеде. Самое главное - повернуть ручки на удобный угол и тормозить одним пальцем. Это залог безопасного и комфортного торможения. Манетка не должна мешать большому пальцу, но и не должна быть слишком далеко от руля, чтобы не приходилось за ней тянуться. Тормоза и манетки являются основные органами управления велосипеда, их настройке точно стоит уделить время!

Обычно на велосипеде из магазина установлены самые дешевые пластиковые педали, либо педалей нет совсем, поэтому их придется либо докупить, либо в скором времени заменить из-за поломки. Какие выбрать? Два основных типа - это контакты и платформы. В контактных педалях нога зафиксирована и поэтому мы не рекомендуем их использование при малом опыте катания на велосипедах. Для начала нужно овладеть базовыми навыками управления: торможение, прохождение поворотов и препятствий, банни-хоп, вилли и стоппи. Всему этому лучше учиться на плоских педалях. Они бывают различных видов, но лучше выбрать педали с большой площадью поверхности и шипами для лучшего сцепления.

Покрышки и давление в колесах

Покрышки нужно выбирать с учетом покрытия, по которому вы ездите. Если вы преимущественно катаетесь по городу, то вряд ли нужна тяжелая грязевая резина с крупным проектором. В этом случае замена шин на более легкие и накатистые заметно облегчит вам катание и повысит комфорт.

Если вы часто пробиваете колеса на камнях или бордюрах, то возможно вы слишком слабо накачиваете колеса. Повышение давления увеличит сопротивление пробоям и улучшит накат по ровной дороге. Слишком сильно накачанные колеса будут очень твердыми и любые неровности будут доставлять дискомфорт.

Длина и положение выноса

При покупке в магазине руль обычно стоит в максимально высоком положении. Можно попробовать разные положения выноса: переставлять по высоте при помощи проставочных колец, в крайнем случае можно перевернуть вынос и получить максимально низкое положение. Такое положение и длинный вынос (более 90 мм) может потребоваться в кросс-кантри для удобного преодоления подъемов. В скоростном спуске выносы намного короче и могут стоять выше.

Положение седла

Высоту седла для повседневного катания нужно выставлять, чтобы нога в нижнем положении на педали была почти выпрямлена. Угол наклона седла обычно соответствует горизонту, но в разных стилях катания может меняться для удобства. Сдвиг седла по рельсам подбирается исходя из вашей посадки и расстояния до руля.

Видео

Отличное видео, в котором подробнее рассказано об ошибках в настройке велосипеда




Top