Тяжелое машиностроение. Машиностроительный комплекс россии

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

Не рассмотрена.

В учебном пособии изложены основные вопросы технологических процессов механической обработки и сборки, особенности проектирования технологических процессов при использовании станков с программным управлением, статистический анализ точности и стабильности технологических процессов, проектирование технологической оснастки цехов и отделений.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты", а так же для инженерно-технических работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автоматизированные системы технологической подготовки производства в машиностроении. Под ред. чл.-кор. АН БССР Г. К. Горанского. М., «Машиностроение», 1976.
2. Ансеров М. А. Приспособления для металлорежущих станков. Л., «Машиностроение», 1975.
3. Балакшин Б. С. Основы технологии машиностроения. М., «Машиностроение», 1969.
4. Барташев Л. В. Техиико-экономические расчеты при проектировании и производстве машин. М., «Машиностроение», 1973.
5. Болотин Х. Л., Костромин Ф. П. Станочные приспособления. Я., «Машиностроение»,-1973.
6. Бруевич Н. Г., Бобкова И. В., Челищев Б. Е. Методические основы технологические основы«технологического проектирования при автоматизации решения.
М., «Наука», 1976.
7. Великанов К. М., Власов В. Ф., Карандашова I(. С. Экономика и организация
производства в дипломных проектах. Под ред. докт. экон. наук, проф.
К,. М. Великанова. Л., «Машиностроение», 1977.
8. Волков О. И. Экономическая эффективность механизации и автоматизации
в машиностроении. М., «Машиностроение», 1968.
9. Гамрат-Курек Л. И. Экономическое обоснование дипломных проектов.
М., «Высшая школа», 1974.
10. Гамрат-Курек Л. И., Иванов К. Ф. Выбор вариантов изготовления и коэффициенты затрат. М., «Машиностроение», 1975.
11. ГОСТ 16467 — 70. Статистические показатели точности технологических операций. М., Изд-во стандартов, 1975.
12. ГОСТ 18831 — 73. Технологичность конструкций. М., Изд-во стандартов, 1973.
13. ГОСТ 2.121 — 73. Технологический контроль конструкторской документации.
М., Изд-во стандартов, 1973.
14. Единая система технологической документации. М., Изд-во стандартов, 1975.
15. Единая система технологической подготовки производства. М., Изд-во стандартов, 1975.
16. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
М., «Машиностроение», 1974.
17. Егоров И. Е. Основы проектирования машиностроительных заводов. М., «Высшая школа», 1969.
18. Зазерский Е. И., Жолнерчик С. H. Технология обработки деталей на станках
с программным управлением. Л., 1975.
19. Золотухина Г. А. Нормативные методы в экономических расчетах. Л., «Машиностроение», 1975.
20. Зотов И. С., Говсиевич Р. Е., Куцик Б. М., Француз Р. А. Экономическое
обоснование проектов машиностроительных заводов. М., «Машиностроение», 1966.
21. Иващенко И. А. Технологические размерные расчеты и способы их автоматизации. М., «Машиностроение», 1975.
22. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки.: М, «Финансы», 1964.

Машиностроение обеспечивает НТП во всех отраслях, повышает производительность труда и облегчает труд человека.

Машиностроение обеспечивает автоматизацию, механизацию и электрификацию, обеспечивает оборудованием все отрасти

Занимает 1-е место по количеству занятых и по стоимости продукции среди других отраслей (480 млрд. долл.).

Машиностроение размещается неравномерно по . Доля машиностроения в стоимости продукции обрабатывающей промышленности в развитых странах США, Японии, Германии составляет 36%, а в развивающихся — до 10%. Изменилась структура машиностроения за последние десять лет. Лидируют в настоящее время наукоемкие отрасли (автоматика, производство современных средств связи, производство ЭВМ, станков с ЧПУ, электроавтоматика, робототехника, авиаракетная промышленность, космическая и лазерная технологии).

Производство дизельных двигателей осуществляется в Великобритании, Японии, США, ФРГ, Франции. Электронное машиностроение в настоящее время специализируется на производстве электронных компонентов. Главные производители: Япония, Франция, США. Не смотря на то, что в десятке ведущих производителей автомобилей занимает пятое место, по техническому уровню и разнообразию продукции машиностроения она отстает от ведущих капиталистических стран мира.

На размещение машиностроения влияют многие факторы: близость металлургических баз — в США (Промышленный пояс), в Германии (Рейнский р-н), в Украине (Приднепровье, Донбасс), наличие квалифицированных кадров, близость научных центров, наличие и размещение рынков сбыта, развитая транспортная сеть, близость потребителей и т. д.

Вспоминаем

● Как бы вы назвали отрасль промышленности, которая производит машины? ● Какие полезные ископаемые и какое сырье необходимо для производства машин? ● Какие машины используют для перевозки пассажиров, грузов, в промышленности и в сельском хозяйстве?

Ключевые слова

Машиностроение; станкостроение; судостроение; автомобилестроение.

1. Понятие о машиностроении. Машиностроение - это самая сложная отрасль промышленности, которая занимается производством машин, станков, оборудования, приборов. (рис. 151). Она возникла примерно 200 лет назад в Англии и в настоящее время включает около 70 подотраслей. Машиностроение занимает первое место по производству продукции среди всех отраслей мировой промышленности.

Производство любой машины состоит из трех стадий: заготовки деталей (литье, штамповка), их обработки на станках и сборки.

Каждая машина состоит из большого количества различных частей (деталей). В самолете, например, их более 120 тыс., а в электровозе - более 210 тыс. Многие из них машиностроительный завод не производит, а получает с других заводов. Этим объясняются тесные связи машиностроительных заводов между собой, а также с другими отраслями промышленности: химической, строительной, деревообрабатывающей.

2. Основные отрасли и продукция машиностроения. Основным сырьем для машиностроения служит металл. Почти все машины и оборудование изготавливаются из стали или сплавов стали с цветными металлами. Поэтому машиностроение тесно связано с черной и цветной металлургией.

Каждая отрасль машиностроения выпускает определенный вид машин. В зависимости от выпускаемой продукции оно делится на станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, электронику, приборостроение и многие другие отрасли (рис. 152).

Станкостроение - отрасль машиностроения, выпускающая металлорежущие и деревообрабатывающие станки. Новейшее станкостроение ориентировано на выпуск робототехники. Первое место в мире по производству, использованию роботов и их продаже на мировом рынке занимает Япония.

Во многих странах мира (Японии, США, Германии) промышленные роботы широко используются в горячих цехах металлургических заводов, выполняют сварочные, покрасочные, погрузочно-разгрузочные работы. Для безопасности человека с помощью роботов перемещают радиоактивные вещества.

Страны с развитым станкостроением - Германия, США, Япония. Они выпускают особо сложные дорогостоящие станки. Специализация на производстве более простого, но массового станочного оборудования характерна для Китая, Индии.

Судостроение - старейшая отрасль транспортного машиностроения (рис. 153). Особенно велика роль морского транспорта в мировых грузоперевозках. С этой целью создаются специализированные грузовые суда (танкеры) для перевозки нефти и нефтепродуктов, суда-сухогрузы, суда-рефрижераторы. Большое значение имеют туристические (круизные) пассажирские лайнеры, а также научно-исследовательские суда, морские буровые платформы, военные суда и др.

До второй мировой войны судостроение было развито в странах Западной Европы, особенно Великобритании. В 1970 г. на первое место вышла Япония. На современном этапе в мировом судостроении происходят изменения. Так, Республика Корея заняла второе место по производству судов, обогнав Германию. Активно развивается судостроение в Бразилии, Сингапуре, Китае. Судостроение США, некогда крупнейшее в мире, в настоящее время специализируется на строительстве военных судов.

Особую роль в транспортном машиностроении играет автомобилестроение . В мире насчитывается более 30 стран, в которых развито автомобилестроение. Ежегодно производится легковых, грузовых автомобилей и автобусов свыше 60 млн, в том числе более 35 млн легковых (рис. 154). По объемам их производства выделяются США (рис. 155) и Япония.

В настоящее время в развитии автомобилестроения лидируют три региона: Западная Европа (Германия, Франция, Испания), Азия (Япония и Республика Корея), Северная Америка (США и Канада). Кроме того, автомобильная промышленность развивается в Южной Америке (Бразилия и Аргентина), Австралии, Китае и России.

Из других отраслей транспортного машиностроения развита авиационная (рис. 156) и ракетно-космическая промышленность, которые тесно связаны с развитием военной промышленности (боевые самолеты, вертолеты, ракеты, военные суда), а также производство атомно-энергетической техники.

Самой быстрорастущей отраслью современного машиностроения является электротехническая и электронная промышленность. Это и самая наукоемкая и динамичная отрасль. На долю США приходится 3/4 выпускаемой ракетно-космической и 2/3 электронно-вычислительной (особенно военной) техники.

В целом в мире только в США, Японии и Германии развиты почти все отрасли машиностроения.

Трудно представить себе жизнь и деятельность современного человека без продукции электронной промышленности - компьютеров, теле- и радиоаппаратуры. Еще труднее представить самолеты и космические корабли без электронных приборов, сверхчувствительной аппаратуры и робототехники. Развитие этой отрасли определяется наличием исследовательских институтов, лабораторий, высококвалифицированных специалистов.

3. Связь машиностроения с другими отраслями хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого количества отраслей, которые тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение производит горно-шахтное оборудование для добывающей промышленности (нефтяной, газовой, угольной), оборудование для ядерной энергетики, черной и цветной металлургии, химической, легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение тесно связано с сельским хозяйством: поставляет ему тракторы, сельскохозяйственные машины, автомобили. Особенно тесная связь машиностроения с транспортом. В этой сфере используются автомобили, тепловозы, электровозы, вагоны, в том числе и для метрополитена, морские и речные суда, самолеты и вертолеты.

Проверь себя

    Какое сырье использует машиностроение?

    Из каких отраслей состоит машиностроение?

    Какие отрасли входят в транспортное машиностроение?

    Какую продукцию производят машиностроительные предприятия?

    Какая связь машиностроения с другими отраслями хозяйства?

    *Какие отрасли машиностроения развиты в Республике Беларусь? Какую продукцию они производят?

Практическое задание

*Перепишите таблицу «Отрасли машиностроения» и заполните ее, используя текст учебного пособия.

Это интересно

В Японии имеется несколько «безлюдных» заводов, где почти все производство обеспечивается роботами. Роботов используют также в местах с повышенной загазованностью воздуха, шумностью оборудования, опасных для человека - для разминирования, проведения космических и подводных исследований. Создан робот-геолог, который может работать в океане на глубинах до 6000 м. В США морские роботы заменяют водолазов. В Германии и других странах роботы работают даже в полиции: им «поручают» открывать автомобили, если подозревают, что в них заложена взрывчатка. Уже созданы роботы-учителя и роботы, заменяющие музыкантов, официантов, уборщиц. Многие задания роботы выполняют гораздо быстрее и точнее человека. Это касается контроля и сложных сборочных операций, требующих высокой точности. С внедрением роботов можно будет ликвидировать некоторые малоквалифицированные профессии и освободить людей от однообразного и подчас тяжелого труда.

Конкурс знатоков

Какие страны являются лидерами по вывозу легковых автомобилей? Что называется «автомобильными войнами»? Между какими странами чаще всего они бывают? Почему?

Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение, металлообработку, а также ремонт машин и оборудования. В данной отрасли имеется около 120 подотраслей и производств + малая металлургия.

Машиностроение в России имеет характерные особенности:

1) в России машиностроение утяжелённое, ибо мы создаём машины для машин.

2) высокая степень милитаризованности (военная техника)

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

  • Металлоемкое производство
  • Наукоемкое и трудоемкое машиностроение

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Машиностроительный комплекс подразделяется по стадиям технологического процесса:

  1. заготовка
  2. механическая обработка
  3. сборка

Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам. Сборочные связаны с местами потребления.

Предприятия по механической обработке имеют факторы:

  • Сырьевой
  • потребительский
  • транспортный

Оптимальный вариант размещения предприятий машиностроения - это совпадение источника сырья с местами потребления готовой продукции.

Важные факторы:

  • специализация – процесс обособления отдельной отрасли и чёткого разделения труда между предприятиями отдельно взятой отрасли.
  • кооперирование – организованная длительная взаимосвязь отдельных специализированных предприятий по совместному изготовлению продукции.

Типы специализации : предметная, подетальная (производство запчастей), технологическая (производство литья, кузнечно-прессовых изделий), функциональная (ремонтные работы)

Подотрасли машиностроения:

1. Тяжёлое и энергетическое машиностроение.

Тяжёлое машиностроение включает производство металлургического, горного, и подъёмно-транспортного оборудования, а также производство других металлоёмких крупногабаритных изделий. Также предприятия ориентируются на крупные сырьевые или металлургические базы и места потребления готовой продукции.

Крупнейшие районы тяжелого машиностроения - Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и других районах.

В стороне от источников сырья исторически сложились центры тяжёлого машиностроения в Спб и пригородах. Также есть в Воронеже, Поволжье и т.д.

Предприятия по производству тяжёлых станков и кузнечно-прессового оборудования размещены вне металлургических баз и ориентированы на потребителя. (Коломна, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск, Иваново)

Энергетическое машиностроение.

Оно специализируется на производстве дизелей, энерг.установок, паровых котлов и турбин, генераторов, атомных реакторов.

СПБ-турбостроение котлы и тд. Волгодонск, Колпино-турбины для атомных электростанций. Паровые котлы: Белгород, Барнаул, Таганрог. Дизели для судов:Хабаровск, СПБ, Нижний Новгород. Дизели для тепловозов и электростанций: Коломна, Балаково, Пенза.

2. Общее машиностроение.

Характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением простых, но крупных по размерам заготовок. Сюда входит:

  • транспортное машиностроение
  • производство технологического оборудования для промышленности и строительства
  • с/х машин без тракторостроения

ЖД машиностроение.

3 группы производств:

  • вагоностроение (грузовое, пассажирское, изотермическое, думпкаров, вагоны для электричек, метро, трамвайные вагоны)
  • локомотивостроение (производство магистральных тепловозов, маневрово промышленных тепловозов, тепловозов для узкоколейных жд)
  • электровозостроение

Жд машиностроение возникло в центральном районе (центр и С-З), но позже переместилось к источникам сырья (металл и древесина)

Маневрово-промышленные тепловозы: Калуга, Муром, Брянск. Тепловозы для узкоколейных жд: Камбарка (Удмуртия). Электровозы: Новочерскасск

Тепловозы делаются поштучно.

Почти все центры по производству локомотивов размещаются в пределах европейской части.

Производство пассажирских вагонов: Тверь, СПБ, Калининград, Торжок, Вышний Волочёк, Тихвин. Вагоны для электричек: Калининград, СПБ. Производство трамваев: Усть-Катав, пос. Демехово. Вагоны для метро: Мытищи, СПБ. Магистр. и грузовые вагоны: Абакан, Новоалтайск, Нижний Тагил. Изотермические вагоны: Брянск. Думпкары: Калининград, Урал.

Судостроение. (главный центр СПБ)

Охватывает судостроение, судовое машиностроение. Делится на речное и морское. Важнейшие центры морского судостроения: СПБ, Выборг, Мурманск, Владивосток, Астрахань. Речного: Нижний Новгород (красное сормово), Пермь, Красноярск, Волгоград, Благовещенск, Тюмень, Тобольск

С/Х машиностроение.

Основным фактором размещения является потребитель. Специализация предприятий находится в прямой зависимости от специализации с /х-ва данного региона.

Производство льноуборочных комбайнов: Бежецк (Тверская обл) Зерноуборочных: Рязань, Тула, Таганрог, Ростов, Красноярск.

3. Среднее машиностроение.

Включает: автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение, машинное оборудование средних габаритов.

Автомобильная промышленность.

Грузовые авто: Поволжье. По выпуску легковых автомобилей: Поволжье, Центральный, С-З и Волго-Вятский.

Автобусы: Ликино-Дулёво, Голицино. Троллейбусы: Энгельс. Тракторостроение: СП, Петрозаводск, Челябинск, Владимир, Липецк.

Станкостроение.

1.Производство металлорежущих станков (Урал)

2. Деревообрабатывающие станки (Татарстан, Коломна, Дмитров, Егорьевск, Рязань)

3. Кузнечно-прессовое оборудование.

4.Автоматических и полуавтоматических линий.

5.Станочных узлов и станконормалей.

6. Инструментальное производство.

4. Электротехника и приборостроение (точное машиностроение)

самая наукоемкая отрасль машиностроения; самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения; высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);

1) Рязань, Калуга, Подольск, Александров

2)С-З: Многоотраслевое машиностроение (!) СПБ, Нижний Новгород, Псков, Великие Луки

3) Поволжье: Пенза, Ульяновск

4) Урал (Уфа, Пермь, Челябинск, Екб, Ижевск)

5) Западная Сибирь (Барнаул, Омск, Томск)

На машиностроение приходится 35 % стоимости мировой продукции, след. 1/3 людей в мире задействована в машиностроении.

На США приходится 30% стоимости машиностроительной продукции. 15% Япония, 10% Германия, 6% Россия, 3 % на Китай.

Современными машиностроительными заводами обладают: Гонконг, Тайвань, Сингапур, Турция, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика

По масштабам производства:

1. Сев. Америка

2.Зап. Европа (Германия (!))

3.В. и Ю-В. Азия

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин. При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран - Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения - производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом - развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы - США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.




Top