Участники боксерского восстания. Боксерское восстание

Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.

Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Кстати, или из-за занятий ушу или благодаря эмблеме в виде "красного кулака" европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя.

Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865-1942) так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (так это и называлось) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.

(Вопрос: Гуань-Ди и первоимператор Китая Цинь-Ши Х(г)уан-Ди -ь это разное или один образ!?)

Восставшие, выступив на востоке Китая против немцев, двинулись на Пекин, заняли его, а оттуда пошли на Харбин против русских. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая. 1899 год стал переломным. Наконец пошли дожди, и в глазах народа ихэтуани сразу превратились в могучее войско, посланное Небом.

Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си (Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай. В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания.

Движение было своеобразным джихадом - после смерти каждому боксеру обещалось воскрешение. Впереди войска ехали на осликах девочки в красном с красными фонарями и пели песню: «женщины - не причесывайте волосы, отрубим головы чужеземцам, тогда расчешемся. Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы, убитые дьяволы уйдут в землю, убитые дьяволы отправятся на тот свет.». Повстанцы метили дома иностранцев кровью - это значило, что дом обречен на сожжение, а его хозяин - на смерть. Вступив в Пекин, боксеры на центральной площади деревянной пилой напополам распилили председателя правления КВЖД; у японского секретаря посольства отрезали нос, уши, губы, пальцы, вырвали сердце, а из кожи на спине вырезали пояса. С 23 на 24 июня 1900 они устроили настоящую Варфоломеевскую ночь, истребив всех христиан Пекина. Очевидцы свидетельствовали: «страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах». Всего в ходе восстания в городе погибло 30 000 христиан.

Правительство Китая поддержало восставших; опубликовало указ: «Иностранцы не принадлежат к человеческому люду: они произошли от обезьян и гусей» и объявило награду за каждого убитого иностранца мужчину - 50 лянов серебра, женщину - 40, ребенка - 20…

7 июля 1900 боксеры начали штурм посольских кварталов Пекина продолжавшийся 56 дней. Положение усложнялось, и 8 держав приняли решение ввести в Китай свои войска.

Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.

Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.

Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость.

10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840-1929) для защиты посольского квартала. 15 июня 1900 они окружили Посольский квартал в Пекине. 19 июня на улице был убит немецкий посланник Клеменс фон Кеттелер. Он находился в пути к Министерству иностранных дел, чтобы выразить протест против ультиматума императорского двора, согласного которому все иностранцы должны были незамедлительно покинуть Пекин. 21 июня Цы Си объявила иностранцам войну. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.

Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с обугленными телами 40 девушек, по-видимому, поскольку трупы были связаны, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что иначе христиане обладали способностью воскресать на третий день.

Июнь 1900 года, когда боксеры заливали христианской кровью захваченный ими Пекин, дал китайской земле первых православных мучеников. "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову" (Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19, с. 1-3). Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашняго Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали голова, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни возстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.

По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным смоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссийской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые понесли свет Христовой Православной веры в 1685 г. в столицу Китая -- Пекин... За преданность св. Православию Господь наградил их потомков славою исповедничества и мученичества. Албазинцы Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Витт, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в 1855 г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: "Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?" Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних мнго обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежняго жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В 1900 г. 1 июня (по китайскому календарю 17-го числа 5-го месяца) вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан, теперь (1920-е г.г.) поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, второй Сергей -- теперь он протоиерей, и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь "Треугольник" -- богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семъе своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: "Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру", и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: "Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем". Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание.

(Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19).

Черной несправедливостью было бы, особенно в связи со сказанным выше о западных миссионерах, обойти молчанием инославных христиан -- и китайцев, и европейцев, -- принявших мученичество в те же дни. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов (Nat Brandt. Massacre in Shansi. Syracuse Univ. Press, 1994, p. 270). Как дань их памяти, приведем разсказ очевидца событий 9 июля 1900 г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: "Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?" Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, снняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез.

(O"Connor).

20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.

Так называемое «Восстание боксёров» 1900—1901 стоило жизни более чем 130.000-м китайских мирных граждан (в их числе и 30.000-м христиан) и нескольким тысячам иностранцев. Победители же, в свою очередь, казнили как истинных «боксёров», так и якобы причастных. Их число точно неизвестно.

Всегда почему то думал что Восстание Китайских Боксеров — это было восстание китайского народа под руководством мастеров боевых искусств — которые соответственно с голыми руками боролись против империализма — и так как у них не было огнестрельного оружия — очень многие мастера боевых искусств погибли и унесли с собой в могилу многие и многие секреты боевых искусств Китая. Но на самом деле это конечно же обыкновенный штамп.

(Детям и очень впечатлительным людям лучше конечно не смотреть)

Но реальность оказалась несколько другой.

Случайно наткнулся на фотографии про казни китайских боксеров и был просто таки поражен этой странной, обыденной и просто таки запредельной, но при этом какой то повседневной жестокостью запечатленной на этих фотографиях — казней боксеров. Это что то выходящее за рамки обыкновенной жестокости. Какая то обыденность и пустота во взглядах — и все это на фоне бросающейся в глаза нищеты и грязи и пыли. Это настоящее воплощение мрака сознания — эти фотографии казней китайских боксеров. (Причем оказывается и сами «китайские боксеры» по всей видимости вытворяли не менее жуткие вещи — просто у них не было фотоаппаратов)

Boxer Rebellion

В самом конце XIX века в Китае произошло кровавое восстание, которое было вызвано усилившимся напряжением между китайскими патриотами, выступавшими с антизападных позиций и представителями западных стран, имевшими в стране свои интересы. За несколько лет яростное националистическое движение, называвшее себя «Ихэтуань» (Духовные кулаки или Отряды справедливости и мира), привлекло на свою сторону многочисленных сторонников, сея ненависть к иностранным бизнесменам и миссионерам и призывая к их уничтожению. Миссионеры прозвали повстанцев “боксерами” : большинство членов движения соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект, помогавшие, по их мнению, достигать невосприимчивости к физической боли и сопровождались движениями, похожими на боксирование.

Запад и Китай, предпосылки восстания

С начала XIX века западные страны алчно глядели в сторону Китая. Первой среди них была Британия, продававшая в Китай опиум и получавшая взамен китайские товары: чай, шелк, фарфор и другую продукцию, пользовавшуюся большим спросом в Европе и Америке. Западные страны стремились установить контроль над китайскими рынками. Такая торговля, а также две весьма неудачные для Китая Опиумные войны (1839-1842 и 1857-1860), разгоревшиеся из-за намерения Китая прекратить эту грязную и контрабандную торговлю наркотиками на своей территории, серьезно омрачили отношения Китая с западными державами.

После поражения в Первой опиумной войне и подписания первого неравноправного договора начался раздел Китая западными державами. До начала XX века Китай подписал 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. Эти соглашения, позволили некоторым западным государствам получить статус стран “наибольшего благоприятствования”. Китай потерял контроль над таможенными доходами, потерял многие морские порты и суверенность своих судоходных рек. В страну хлынули христианские миссионеры.

Иностранные компании построили железные дороги, предназначенные для транспортировки природного сырья из внутренних районов Китая на побережье. Германия получила контроль над рудниками в провинции Шаньдун. Франция захватила Южный Вьетнам, Британия – Бирму и Гонконг. Христианские миссионеры свободно передвигались по территории Китая, открывая свои школы и не всегда с должным уважением относясь к местной культуре и религиозным традициям Китая.

Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы страны. Из-за строительства железных дорог и роста импорта заграничных товаров работу потеряло большое количество местного населения, занятого в традиционных видах экономики. Строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без работы еще тысячи людей. Трассы прокладываемых железных дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение местной ручной промышленности.

По мере этого коммерческого и миссионерского проникновения в Китай европейцы начали строить поселения для коммерсантов, государственных чиновников и их семей. Крупнейшие из них располагались в Шанхае и Пекине. На территории этих поселений китайские законы не действовали. К тому же они охранялись иностранными вооруженными отрядами.

Социальный взрыв был ускорен катастрофическим ухудшением жизни крестьян в северных провинциях страны в результате стихийных бедствий. На протяжении ряда лет здесь повторялись засухи и эпидемии холеры, которые истолковывались как последствия появления “заморских дьяволов” .

Европейцы не хотели считаться с местными обычаями и мнили себя выше китайцев. Коренное население Китая гордилось своей древней цивилизацией и культурой и испытывало глубокое унижение. Враждебное отношение к непрошеным гостям подогревалось надписями, подобными той, которая висела над входом в парк в Шанхае: «Посетителям с собаками и китайцам вход воспрещен» .

Кем были “боксеры”?

Это было тайное, мало чем примечательное общество фанатиков с темным прошлым, которое неожиданно активизировалось в 1898 г. в основном в провинциях Шаньси, Чжили и Шаньдун. Многие из них практиковали боевое искусство, заимствованное из древней религии таоистов и регулярно занимались физическими упражнениями, напоминавшими кулачный бой, за что и получили от европейцев свое прозвище: “боксёры” .

Изначально “боксеры” были всего лишь одной из многочисленных группировок с различными названиями, настроенных против маньчжурской династии и поставившей перед собой цель очистить Китай от христиан и иностранцев. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала, наиболее распространёнными названиями группировок повстанцев становятся «Ихэцюань » и «Ихэтуань» , которые, по сути дела, отождествлялись. В этих отрядах были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу рабочие и демобилизованные солдаты. Иногда встречались женщины, названные “Красными фонарями” (Red Lanterns).

После того как главный советник китайской императрицы Цыси принц Туан обратил внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к “боксерам” со стороны официальных властей Китая изменилось. В мае 1900 г. Цыси в своём послании к повстанцам выразила поддержку ихэтуаням. Численность “боксеров” к тому времени составляла 150000, а ненависть к европейцам достигла наивысшей точки.

“Боксеры” не пили чая, не ели мяса и отреклись от женщин. Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов. Восставшие ставили перед собой цель очистить страну от иностранцев, а отдельные группы и низложения династии Цин. Члены группировок соблюдали строгий устав, согласно которому они должны были помогать друг другу и равным себе, при этом уничтожая всех христиан. Европейские бизнесмены с их железными дорогами, разрушавшими древнюю китайскую землю, и христианские миссионеры, пожиравшие плоть и кровь их бога, в глазах ихэтуаней «заморскими дьяволами», стремившимися погубить Китай.

Боксерское восстание

Отдельные локальные восстания, организованные группировкой “Дадао” , вспыхивали в Китае ещё в 1880-х годах. Непосредственной причиной восстания было убийство местными жителями двух немецких миссионеров Общества Слова Божия (Вербисты) в провинции Шаньдун в ноябре 1897 г. Правительство Германии хотело расширить немецкое влияние, в частности получить залив Цзяочжоу на южном побережье провинции Шаньдун и искало предлог и до убийства миссионеров. И когда кайзер Вильгельм II услышал о убийствах, то увидел, что ”прекрасная возможность”, наконец, представилась. Немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу, захватили его и построили город-порт Циндао, быстро превратив большую часть провинции Шаньдун в сферу немецкого влияния.

Немцы стали более агрессивными и безапелляционными после превращения провинции Шаньдун в сферу своего влияния, что вызвало новый виток в ”борьбе за концессии’ ‘ между Великими державами. В первые месяцы после взятия немцами Цзяочжоу, Россия захватила Далянь и Порт-Артур на Ляодунунсом полуострове, Великобритания потребовала Вэйхайвэй в провинции Шаньдун в аренду, также как и Гонконг, на девяносто девять лет, а Франция сделала сферой своего влияния юго-западный Китай.

Эскалация иностранной агрессии после убийства немецких миссионеров усилила гнев и враждебность со стороны многих китайцев-нехристиан по отношению к местным христианам и их зарубежным сторонникам и подняла китайскую ксенофобию на еще более высокий уровень. Именно в этой связи в 1898 году “боксеры” в провинции Шаньдун выступили против христиан.

На подавление были отправлены китайские и иностранные войска. Германские солдаты чинили произвол и опустошали целые провинции, что только усугубляло ситуацию. Выступления в отдельных регионах севера Китая переросли во всеобщее народное восстание в провинции Шаньдун, столкновения с войсками становились всё масштабнее. В сентябре ситуация на севере страны полностью вышла из-под контроля.

В ноябре1899 г. лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами. Государство Цин уже было существенно ослаблено японско-китайской войной 1894-1895 гг. и теперь опасалось, что организованные группы “боксеров” могут превратиться в движение против династии Цин. В то же время правительство Китая находилось под крайне враждебным давлением со стороны Великих держав, принуждавших подавить восстание.

Цинский двор оказался в очень сложной ситуации и попытался подавить “боксеров”. Произошло несколько военных столкновений, в ходе которых китайские войска потерпели ряд поражений. В этой ситуации между правительством империи Цин и повстанцами было заключено перемирие: ихэтуани отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточив силы на изгнании иностранцев.

Это обеспокоило работников дипломатических и миссионерских миссий. Зимой в Китай начали прибывать подкрепления российских войск. Чёткого плана действий у ихэтуаней не было, но они хотели очистить от иностранцев Пекин. Взяв под контроль провинцию Чжили, повстанцы проводили агитацию в соседних провинциях и обучали армию для похода на Пекин.

В мае ситуация обострилась: ихэтуани, завершив подготовку, двинулись на столицу. Все иностранцы города перебрались в Посольский квартал. В Чжили для подавления восстания направились русские войска, а сводный англо-американский отряд моряков отправился в Пекин для защиты города от приближающейся повстанческой армии. Но ихэтуани их опередили и 11 июня вошли в столицу.

Некоторое время западным коммерсантам и правительственным чиновникам удавалось скрываться за высокими стенами дипломатического городка. В середине июня императрица Цыси объявила войну всем европейцам. 19 июня, послы получили ультиматум с требованием в 24 часа покинуть Пекин под дипломатической охраной. Однако послы решили не выполнять это требование: уехать – означало обречь на гибель множество людей, миссионеров, китайских христиан, которые в конечном итоге пережили террор “боксеров”.

Страсти накалялись. Началась осада миссии. Вдовствующая императрица Цыси решила, что разумнее сотрудничать с боксерами против иностранцев. 21 июня 1900 г. империя Цин официально объявила войну Великим державам. Боксеры были официально объявлены как Yimin (праведники) и зачислены в милицию под общим командованием принца. Против объединенных сил “боксеров” и императорской армии, около 140000 солдат, осажденные в дипломатическом городке смогли выставить только 400 человек и 4 пулемета. Коалиционная армия освобождения медленно продвигалась к Пекину. Спустя неделю с начала осады армия все еще находилась в 48 км к югу от китайской столицы.

Посольский квартал подвергался массированному обстрелу из китайских полевых орудий. Итальянцы, немцы, японцы, французы и австрийцы, проживавшие в своих миссиях, укрылись в штаб-квартире англичан, которая стала центром обороны. На территории миссии было достаточно воды, но запасы продовольствия были ограниченны: когда закончилось мясо, стали есть конину, а вскоре осажденные вынуждены были питаться лишь корой и листьями.

Наступление союзных войск на Пекин оказалось возможным начать лишь после взятия г. Тяньцзинь. После 3 недель мучительной обороны, 14 июля, выбившиеся из сил обитатели дипломатического городка получили сообщение, что иностранный экспедиционный корпус захватил Тяньцзинь. После этого в Тяньцзине началась концентрация войск Альянса восьми держав (Россия, США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия), участвовавших в подавлении Боксерского восстания.

Императрица и ее приближенные согласились на перемирие. Но через 2 недели оно было нарушено. 13 августа, спустя 8 недель после начала осады, силы Альянса достигли Пекина. Российские войска подошли к столице Китая первыми и открыли артиллерийский огонь по главным воротам города, разрушив их. Когда старые деревянные ворота города рухнули, вдовствующая императрица Цыси бежала из города и укрылась в Сиане. Вслед за императрицей Пекин без боя покинули все части китайской армии. Однако город полностью перешел под контроль союзников только 28 августа, когда коалиционные войска штурмом взяли императорский дворец.

Последствия

За кровавую бойню, учиненную “боксерами”, Запад потребовал возмездия и в результате китайский народ и вся империя оказались еще в худшем положении, чем до восстания. Китаю был навязан очередной неравноправный договор, названный «Заключительный протокол» . Согласно этому протоколу китайское правительство должно было казнить всех лидеров повстанцев и заплатить 450 млн. лян серебра в качестве контрибуции. Войскам европейских стран разрешилось пребывание на территории Посольского квартала и вдоль железнодорожных путей от Пекина до Тяньцзиня. Китаю было запрещено импортировать оружие, запрещались все организации религиозного толка и направленные против иностранцев.

Новый раздел Китая на “сферы влияния” в будущем привел к русско-японской войне 1904-1905 гг. , а впоследствии к нескольким вооруженным конфликтам на советско-китайской границе.

Разгром восстания и унизительный «Заключительный протокол» прозвучали похоронным звоном по маньчжурской династии Цинь, правившей с 1644 по 1911 г. Восстание «боксеров» стало последним крупным выступлением приверженцев традиций в Китае. У Китая был такой огромный внешний долг, что он фактически попал в подчинение к западным странам. Позже на севере Китая, в Маньчжурии, возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го, подчинявшееся Японии.

Причины боксёрского восстания коренились в экономико-политическом противостоянии Китая и великих держав того времени, но в религиозном аспекте восстание выразилось во всеобщем протесте китайцев против иноземных религий, прежде всего, против христианства. Следует отметить, что и сами западные миссионеры иногда вели себя не лучшим образом в отношении китайцев, проявляя высокомерие и корыстолюбие, презрение и жестокость к местному населению. Поэтому восставшие относились к христианским проповедникам так же, как и к прочим иностранцам, то есть как к разорителям Китая, а к китайским христианам - как к предателям. Название восстания было дано европейцами по его эмблеме - сжатому кулаку.

Июнь года дал китайской земле первых православных мучеников. “Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову” . Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашнего Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

“Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссионерской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы. Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Вит, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: “Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?” Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В г. 1 июня вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан в 1920-е г.г. поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, Сергей, и Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь “Треугольник” - богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: “Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру”, и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: “Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем”. Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание”.

В те дни приняли мученичество и инославные христиане. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов. Как дань их памяти, приведем рассказ очевидца событий 9 июля г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

“Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: “Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?” Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, сняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез”.

Восстание «ихэтуаней» - годов, антихристианское по своей сути, привело к появлению первых китайских мучеников-христиан: как католиков, так и православных. В году Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых святых 222 китайских мученика, пострадавших во время этого восстания. Сонм мучеников китайских возглавил священномученик Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь, принявший благодать священства при поставлении выдающимся русским миссионером, равноапостольным Николаем Японским. В память их установлено было совершать в день начала избиения христиан в Пекине, 11 июня (24 июня по новому стилю). Позже на месте их погребения была выстроена церковь.

Восстание «ихэтуаней» было рубежом для истории Православия в Китае. На крови святых мучеников возросла Православная Церковь в Поднебесной Империи. В году в Китае насчитывалось уже 32 православных храма, прихожанами которых были 6000 китайских христиан. Православная Церковь открывала миссионерские станы по всей территории Китая, как в городах, так и в глухих уголках провинций, занималась переводами, благотворительностью, создавала систему православного образования, книгоиздательством.

На месте подвига святых мучеников Боксерского восстания в Пекине установлен крест. День их памяти отмечается в православных календарях.

См. также

Первые христианские мученики из православных китайцев. “За Церковь”, 1936

В конце 19-го века в Китае возникло массовое движение против иностранцев (европейцев, американцев, а также японцев). Оно было инспирировано тайными обществами, называвшимися И-хэ-цюань («Кулак справедливости и гармонии»), Да-дао-хуй («Общество большого ножа») и Да-цюань-хуй («Общество большого кулака»).

Из-за слова «кулак» англичане стали называть этих деятелей «боксерами» и это именование распространилось в Западном мире. Реально идеология этих «боксеров» имела мистически-религиозный характер. Приверженцы сект «кулака» и «ножа» верили, что в результате магических заклинаний они обретали сверхъестественные способности, в том числе неуязвимость от холодного и огнестрельного оружия.

Причины возникновения массовой ненависти китайцев в отношении иностранцев были в основном экономическими. Дело в том, что в последние годы 19-го века иностранные компании занялись постройкой в Китае железных дорог, проведением телеграфных линий, разработкой месторождений полезных ископаемых. Наиболее активно этим занимались граждане России, Британии, Франции – соответственно в северной, средней, южной частях Китая. В этом также участвовали американцы, немцы, японцы, австро-венгры , итальянцы и граждане некоторых других стран Европы (Бельгии, Нидерландов и др.).

Эта деятельность иностранцев в Китае сильно отразилась на экономической ситуации в стране. Из-за постройки железных дорог лишались доходов китайские лодочники и пешие носильщики, занимавшиеся доставкой грузов на большие расстояния. Телеграфные линии лишали заработка многочисленных гонцов-бегунов. Создание иностранцами промышленных рудников оставляло не у дел кустарное горнячество китайцев.

Кроме того, ненависть многих китайцев к иностранцам проистекала из-за миссионерской деятельности проповедников христианства, которую эти китайцы считали оскорбительной (хотя некоторые китайцы переходили в христианство).

Первые акции «боксеров» были произведены в 1898 году, при строительстве российской Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «Боксеры» нападали на русских инженеров и рабочих. В это же время начались нападения на христианских миссионеров.

Деятельность сект «кулака» и «ножа» резко активизировалась с декабря 1899 года. В январе 1900 начались массовые убийства европейцев, американцев, японцев, а также китайцев-христиан. «Боксеры» уничтожали железнодорожные станции, мастерские и мосты, учреждения и жилища иностранцев.

В это время китайское правительство вдовствующей императрицы Цзы Си придерживалось дружественного нейтралитета по отношению к «боксерам». С июня 1900 года императрица открыто выразила поддержку приверженцам сект «кулака» и «ножа» – 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник «боксеров» принц Дуань-ван .

11 июня 1900 года «боксеры» начали активно действовать в столице Китая Пекине – убили японского дипломата, затем сожгли несколько зданий иностранных миссий и церквей, убили несколько десятков иностранцев.

17 июня в порту Дагу (150 км от Пекина) высадились русские и американские войска. Китайские войска оказали сопротивление, применив артиллерию, но были разбиты.

19 июня большой совет императорского двора Китая утвердил курс на прямую поддержку «боксеров» и решил объявить войну иностранцам.

20 июня «боксеры» начали осаду посольского квартала в Пекине. В этот же день был издан правительственный декрет об оплате и снабжении пищевым довольствием «боксеров», как «лояльно выполняющих патриотический долг» . В этот же день был убит посол Германии фон Кеттелер .

«Боксерам», поддержанным правительственными китайскими войсками (включая артиллерию), не удалось захватить посольский квартал в Пекине – его обороняли 400 солдат и морских пехотинцев (из 8 стран). Осада длилась до 14 августа.

В июле «боксеры» разрушали КВЖД, убивая российских инженеров и рабочих. С 15 июля российские войска (несколько тысяч солдат и казаков) переправились через реку Амур и начали бои с «боксерами» и китайскими войсками в Маньчжурии.

18 июля экспедиционный корпус, составленный из российских, британских, американских, японских, французских, германских войск (общей численностью до 20 тысяч) двинулся из Дагу (через Тяньцзинь) на Пекин для выручки посольств.

14 августа экспедиционный корпус, разбив китайские войска и «боксеров», вошёл в Пекин и снял осаду с посольств (за время 55-дневной осады погибло 68 иностранцев – 55 солдат и офицеров, 13 гражданских). 15 августа китайский императорский двор бежал из Пекина.

В сентябре в Китае высадились новые силы иностранных держав, в том числе до 20 тысяч немецких солдат и офицеров (под командованием фельдмаршала фон Вальдерзее ).

Активные действия «боксеров» (убийства иностранцев, разрушение железных дорог и других сооружений) продолжалось до октября 1900 года (остатки банд «боксеров» уничтожались вплоть до весны 1901).

22 декабря 1900 года иностранные державы (Россия, Германия, Япония, США, Британия, Франция, Австро-Венгрия , Италия) передали коллективную ноту правительству Китая. В ней были указаны условия, на которых иностранцы соглашались начать эвакуацию своих экспедиционных войск:

1. Отправка в Берлин чрезвычайной миссии во главе с принцем императорского дома, для выражения сожаления по поводу убийства фон Кеттелера ;

2. Сооружение на месте убийства памятника фон Кеттелеру ;

3. Суровое наказание лиц, указанных представителями держав;

4. Удовлетворение правительства Японии за убийство японского дипломата;

5. Сооружение памятников убитым иностранцам;

6. Прекращение импорта оружия;

7. Возмещение убытков пострадавшим;

25 августа 1901 года Китаем и иностранными державами был подписан заключительный протокол, по которому Китай должен был уплатить контрибуцию (в течение 39 лет) – 450 млн лян серебра (лян – около 40 граммов ).

Китаю не пришлось выплатить всю сумму контрибуций. Уже в конце 1908 года США передали свою долю (7,3 %) на образовательные программы Китая. В 1917 году Китай объявил войну Германии и Австро-Венгрии (в рамках Первой Мировой войны) и прекратил выплату их долей контрибуции (20 % и 0,9 %). Большевистское правительство России в декабре 1918 года отказалось от доли контрибуций (29 %). В 1925 году от своей доли (11,25 %) отказалась Британия, а в 1926 – Япония (7,7 %). Не отказались от своих долей только Франция и Италия.




Top