В чем проявляется социальная активность общества. Социальная активность личности: понятие, характеристика, условия реализации

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность, т.е. способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном и бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

Являясь объектом общественных отношений, личность вместе с тем является и их активным субъектом, способным изменять среду своего существования и самого себя.

В соответствии с основными сферами жизни общества социальную активность можно подразделить на три основные вида: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни. Каждый из этих видов социальной активности, в свою очередь, может быть подразделен на другие виды.

Так, производственно-трудовая активность включает в себя: непосредственно трудовую активность, выражающуюся в отношении человека к своим трудовым, служебным обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью.

Трудовая социальная активность – это мера реально-практического изменения людьми материального мира. Она выступает в качестве основы развития, самоутверждения личности, функционирования и развития общества.

Вторым важнейшим видом социальной активности является общественно-политическая социальная активность – мера, выражающая степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Специфика этого вида социальной активности обусловливается тем, что в системе политических отношений личность функционирует не как работник умственного или физического труда, города или деревни, а в своем политическом качестве.

Существенной особенностью трудовой и общественно-политической социальной активности является то, что они непосредственно направлены на физическое изменение мира. Это в меньшей мере характерно для научно-познавательной социальной активности, которая проявляется в идеальном воспроизведении личностью мира и его отдельных проявлений, в приобретении знаний о мире.

Социальная активность закономерно выступает одним из источников духовного развития человека. Другими словами, личность в системе социально-педагогических отношений является не только объектом этого сложного феномена, но и субъектом, активным участником процесса самосовершенствования. Включение личности в самосозидательную деятельность – важнейшее условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования.

Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, обучения и практической деятельности. С этой точки зрения социальная активность как значимый результат социального развития представляет собой социальное качество личности, отражающее отношение человека к социальной среде, к социальному опыту и способности самостоятельно разрешать проблемы социализации как свои, так и других, посредством оказания им помощи. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. Социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности.

Социальная активность проявляется тогда, когда степень включенности личности в систему общественных отношений высокая. Если же степень включенности личности в решении общественных задач низкая, то имеет место социальная пассивность. Социальная активность характеризует деятельность личности в ее усиленном, основательном виде. Социальная пассивность характеризует бездеятельность или крайне слабо выраженную деятельность.

Социальная активность проявляется в деятельности. А деятельность по своей направленности бывает прогрессивной или консервативной, или сочетающей в себе одновременно элементы прогрессивного и консервативного. Сочетание этих элементов может быть самым различным: могут преобладать элементы прогрессивного порядка, а могут преобладать элементы консервативного порядка. Если преобладают элементы прогрессивного порядка, то деятельность, а вместе с тем и социальная активность, по своей направленности будет прогрессивной, если же преобладают элементы консервативного порядка, то деятельность, а следовательно, и социальная активность, будет консервативной.

Понятие "социальная активность" можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как процесс повседневного взаимодействия человека с окружающей средой, непосредственного участия индивида в создании комфортных условий жизнедеятельности, присутствия инициативы в поиске наиболее приемлемых приемов и средств самореализации, самоутверждения. Во-вторых, как качество, призванное обеспечивать повседневный характер реализации различных форм проявления социальной активности , наиболее типичными из которых являются самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная (самовоспитательная ), самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная.

Самодеятельно-творческая форма социальной активности находит свое выражение в наличии определенного уровня понимания человеком важности, сущности фактов окружающей действительности, раскрытия причинно-следственных связей и отношений между предметами, явлениями, стремления к освоению системой знаний о мире и о своем "Я", последовательного формирования и развития убежденности в необходимости преобразования социума. Такая форма социальной активности предполагает повседневное участие человека в жизнедеятельности коллектива (группы), учреждения, организации в сочетании с личной ответственностью за достижение позитивных результатов; проявление самостоятельности в принятии решений и готовности к адекватному осмыслению лучшего опыта деятельности; реализацию способности критически оценивать свои успехи и недостатки, умение корректировать практические усилия для решения определенных задач.

Познавательно-трудовая форма социальной активности – это выражение внутренней готовности и способности личности к накоплению знаний в области профессиональной деятельности, совершенствования умений и навыков в применении инновационных подходов к выполнению функциональных обязанностей. Труд воспринимается человеком как процесс и результат освоения новых способов обеспечения успешности решения проблем общественного существования, материального благополучия, перспектив личностного развития. Данная форма социальной активности основана на проявлении важнейшей потребности личности в самоактуализации.

Самообразовательная и самовоспитателъная формы социальной активности личности, по сути, отражают мотивацию любого человека в удовлетворении своих интеллектуальных потребностей. Особенности реализации таких форм заключаются в стремлении индивида к приобретению нового (обновленного) статуса социального бытия, повышения уровня самооценки, расширения возможностей для самоутверждения в социуме. Стимулами в постоянном проявлении подобного рода социальной активности могут быть "вовлечение" воспитанника в совместную, коллективную, учебно-воспитательную, общественную работу; предоставление человеку возможности продемонстрировать лучшие свои поступки и стороны характера.

Самопознавательная форма социальной активности находит отражение в самой сущности человека, в стремлении его к выявлению сильных и слабых сторон своего "Я", потребности в самоидентификации, в профессиональном самоопределении, в поиске смысла жизни. Данная форма активности раскрывает гармоническое сочетание интересов личности с интересами окружающих ее людей, общества в целом. Самопознание неразрывно связано с процессом обучения и воспитания. Более того, познавательная активность обучаемых – непреложный компонент процесса познания самого себя, трансформации этих знаний в область практической общественно-полезной деятельности.

Коммуникативная форма социальной активности связана с наличием умений и навыков установления, поддержания отношений человека с другими людьми, со стремлением принадлежать группе, быть понятым и принятым окружающими, готовностью и желанием сотрудничества, взаимодействия. Данная форма активности выступает важнейшим условием обеспечения успешности совместного решения задач практической деятельности. Коммуникативная активность предусматривает формирование и развитие культуры речи, положительного опыта взаимоотношений.

Учебно-просветительская форма социальной активности личности является выражением побуждений индивида к удовлетворению потребности в получении новых сведений, информации о происходящих событиях, явлениях окружающей действительности. Источником подобного рода активности выступают учебная деятельность; средства массовой информации; самостоятельная работа с печатными источниками (литературой). Данная форма социальной активности характеризуется личностными интересами и запросами человека, реализацией права свободы выбора видов занятий, ярко выраженной индивидуальностью его социально-психологической конституции.

Социально-культурная форма социальной активности личности определяется объективной принадлежностью человека к конкретной историко-культурной общности, которая содержит совокупность духовнонравственных ценностей, норм и правил поведения, приоритетные образы самовыражения, общения. Подобного рода активность отражает соответствующую "возрастную" субкультуру: детей, подростков, родителей, представителей различных видов профессиональной деятельности, и выражает характер отношения индивида к окружающей действительности.

Общественно-организационная форма социальной активности. Большинство людей входят в те или иные объединения, корпоративные союзы. Коллективообразования обладают такими признаками, как общность интересов и потребностей, природно-социальная основа и определенная организационная структура. Именно четкая организация деятельности, общение, взаимоотношения обеспечивают всестороннее формирование личности. В силу таких обстоятельств общественно-организационная форма активности становится одной из ведущей для современного социума.

Одной из наиболее значимых форм проявления общественно-организационной формы социальной активности является гражданская активность личности.

На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно – степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность личности проявляется во всех сферах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме разрешения трудовых конфликтов, в заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений. В политической сфере она выступает в форме участия граждан в государственном управлении. В духовно-идеологической области гражданская активность осуществляется в альтернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права материнства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых людей, сохранение этнических меньшинств.

Таким образом, проявляя социальную активность, личность создает или разрушает существующее в мире, способствует утверждению нового или старается сохранить отжившее, старое; отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности.

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность . Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр): При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина):
1) социальное;
2) общественное.

Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же - это не синоним социального, а более конкретная - типологическая - характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».

Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность », оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, И стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем повении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, - это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют Миду «меру участия в общественно-трудовой жизни», - утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом - Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.

Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.

Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.

Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.

С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.

В социологии рассматривается несколько видов социальной активности – явление, состояние и отношение. С психологической точки зрения основным видом социальной активности считается состояние. Оно базируется на интересах общества и его потребностях в данный период времени и рассматривается как внутренняя готовность к действию.

Особенность социальной активности заключается в преобразовании убеждений и идей в действия общества. Социальная активность общества зависит от его лидера. Он оказывает сильное влияние на убеждения и идеи общества в тот или иной период времени. От этого зависит уровень социальной активности общества. Проявление социальной активности происходит, когда личность осознает свою общественную значимость и действует в совокупности общественных и личностных мотивов. Это невозможно без определенной свободы общества, которая состоит в том, что граждан имеет право участвовать в развитии общества или в местном самоуправлении, без принуждения.

Типы проявления социальной активности

Иждивенческая активность – жалобы и запросы, заключающиеся в требовании от административных органов, решить проблемы граждан. Зачастую это запросы и жалобы, которые не входят в компетенцию административных органов. Конструктивная активность – предложения и идеи изменения деятельности административных органов, для улучшения условий жизни населения и благоприятного устройства территорий. Партнерские отношения администрации и населения. Фиктивно-демонстративная активность – для повышения статистических данных привлекаются . Оплачиваются определенные публикации в средствах массовой информации. Протестная активность – противостояние общества деятельности административных органов, не предлагая альтернативных решений. Представляется в форме митингов, забастовок, бойкотов или голодовок.

Социальная активность российского общества

В наше время социальная активность российского общества весьма низка.
Исключая выборы, всего четверть населения принимает участие в других формах социальной активности. Остальные граждане считают, что их социальная активность бессмысленна. Согласно исследованиям в России, социальная активность принимает фиктивно-демонстративную форму. Это объясняется тем, что большинство граждан считают, что все уже решено и осталось сделать видимость принятия решения. Из-за этого возникает низкий уровень социальной активности общества.




Top