Выбор профессии для ребенка. Кем быть: выбираем профессию с ранних лет

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Современные дети быстро созревают физически, но позднее взрослеют психологически. Как влияет волевая незрелость на выбор профессии? Как можно помочь самоопределению подростка? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Формирование воли обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше. Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки - дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

Подростки так устроены - им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено - старые конструкции разрушены, а новые не возникли. У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное - сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра - нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация - это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата». И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

В советское время в школе был предмет - ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии - повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города. А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть. В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно - от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей - так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией - качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест - кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение - хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае - за него. Проверять - по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.

Мне кажется, мегаполис - очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей - расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе - один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе - все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов - себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому - или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это должны знать.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор.

Подготовила Тамара Амелина

Профориентация - явление в жизни подрастающего ребенка, с которым ему неизбежно предстоит сталкиваться в старших классах. Зачастую уже в средней школе с детьми проводится работа по выявлению определенных склонностей к какой-либо сфере деятельности, что в дальнейшем облегчает для него выбор места поступления. Однако родителям не стоит пугаться профориентации и воспринимать ее как очередную проверку знаний и способностей их ребенка. Здесь им важно понимать, и, главное, дать понять это подростку - данный процесс носит длительный характер и направлен на то, чтобы подготовить ребенка к профессиональному самоопределению, учитывая личностные особенности и интересы. Таким образом, профориентационная работа позволяет максимально облегчить выбор выпускнику школы и наилучшим образом оптимизировать подготовку к поступлению.

Что же представляет собой эта самая «профориентация»? На самом деле - это, прежде всего, помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение - это следствие личностного самоопределения.

Главной же задачей профориентации является, прежде всего, перемещение процесса выбора профессии из кратковременного периода, когда подросток учится в 9-11 классах, в более ранний - среднюю школу. Здесь делается акцент на организации системности и обдуманности в выборе профессии.

Как это было

Трудовое обучение и профориентация молодежи занимали немалое место в системе школьного образования СССР. Особенно данное направление получило развитие в годы перестройки, когда в школах были введены курсы по профориентации наподобие «Основы производства. Выбор профессии». На этих курсах школьники осваивали практические навыки различных профессий - мальчики мастерили табуретки, работали с электроникой, девочки занимались кройкой и шитьем, учились печатать на машинках. Кроме того, в регионах создавались центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах - пункты профконсультации. Возможно, это и повлияло на мировосприятие советских детей, которые в большинстве случаев, уже со школьной скамьи имели представление, кем точно хотят стать.

Выбор профессии: несколько способов понять себя

Курсы профориентации

Для выпускников и их беспокойных родителей существуют специальные курсы по профориентации, где специалисты помогают подростку определиться с будущей профессией. Стоит эта помощь, как правило, определенную сумму. Курсы предполагают прохождение подростком определенных тестов и знакомство с различными профессиями путем проб. Здесь стоит заметить, что эффективность подобных курсов неоднозначна, так как процесс самоопределения не осуществляется за такое короткое время, а присутствует в жизни ребенка на протяжении всей учебы. И к моменту выпуска из школы подросток, не имеющий представления о том, кем хочет быть, может получить лишь дополнительную помощь в выборе конкретного направления в уже намеченной для себя деятельности.

Тесты, тесты, тесты

Главное решение предстоит принять, конечно, самому подростку, однако определиться с некоторыми нюансами может помочь прохождение специальных тестов.

  • Портал «Мое образование» предлагает 32 небольших теста, помогающих разобраться в себе как в плане достаточно общих тем, так и касательно конкретных рекомендаций. Большая часть из них разработана российскими психологами
  • Тест «16 личностей». Тест на английском языке, помогающий определить свой тип личности. Дает подробное описание и рекомендации в соответствии с выявленным типом.
  • Достаточно большой список тестов для школьников предлагает Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» . Здесь представлены экспресс-тесты для определения склонностей к какой-либо сфере и непосредственно тесты на конкретные профессии.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Прежде всего, стоит помнить о первостепенности профессионального самоопределения над непосредственно профориентацией. Пытаться понять, что же все-таки нравится ребенку при выпуске из школы - это как прыжок в уходящий поезд. Для самоопределения нужно время - необходимо понять свои сильные и слабые стороны, склонности и увлечения и психологические особенности.

Этот процесс достаточно длительный и появляется в жизни ребенка еще на самых ранних стадиях воспитания и учебы. Родителям важно это понимать и всячески способствовать развитию различных качеств ребенка и появлению интереса к определенным занятиям. Немаловажную роль играет приобщение подростка к практической деятельности.

Начать знакомить ребенка с профессиями задолго до поступления

Процесс воспитания должен включать в себя постепенное знакомство ребенка с существующими профессиями. Вначале, это, как правило, начинается с ответов на его вопросы об окружающем его социальном мире - кто читает новости с экрана телевизора, кто печет такой вкусный хлеб в булочной и как летают самолеты. При взрослении ребенка не стоит упускать возможностей знакомить его с представителями различных профессий - с родственниками или друзьями родителей. Важно дать ребенку как можно больше информации об особенностях разных специальностей.

Не на словах, а на деле

Большую роль в профориентации ребенка играет его практическое знакомство с разными профессиями. Ведь, прежде чем ориентироваться в будущем на определенную сферу деятельности, важно понять, подходит она ребенку или нет. Например, одна из областей работы, где точно не обойтись без проб - журналистика. Для того чтобы ребенок понял, сможет ли он найти себя в этой сфере, он должен попробовать писать тексты на определенную тематику, начиная с осознанной работы над школьными сочинениями. Подросток может начать частично осваиваться в профессии, например, создавая материалы для школьной стенгазеты или ведя блог об окружающих его событиях.

Профориентация - зачем и почему

Правильный выбор будущей профессии - залог удовлетворенности в своей работе и интерес к развитию в данной сфере. Ребенку важно в нужный момент правильно понять себя, осознать свои интересы и расставить приоритеты в процессе дальнейшего обучения.

Уделение должного внимания профориентации - путь к тому, чтобы стать хорошим специалистом в своей области, который любит свое дело и качественно выполняет свои трудовые обязанности.

Ведь, в противном случае мы имеем взрослого человека с достаточно тривиальной жизненной историей - окончил тот ВУЗ, в который не стремился, поступил «по рекомендации родителей» или «за компанию», работает на работе, от которой не получает удовлетворение. Результат - постоянное раздражение и внутренний конфликт с самими собой. И именно поэтому профориентация - это то, на что подростку следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор, развивать свою личность и избежать подобных ситуаций.

Психолог подскажет, как не ошибиться и выбрать дело всей своей жизни.

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Мы определяем для себя не только основное занятие, но и будущее материальное благополучие, круг общения, статус. И, если выбор будет сделан необдуманно, человек может мучиться всю жизнь.

Именно родители - это главные люди, которые должны помочь ребенку найти себя в этом мире, максимально проявить свои способности.

1. Самое главное правило для родителей: не пытайтесь воплотить в ребенке собственные мечты . Это происходит неосознанно, под эгидой «мы желаем только добра». Но, вполне вероятно, ваш сын или дочь унаследовали бабушкины гуманитарные способности, и профессия экономиста, о которой грезил папа в юности, ему просто не по зубам.

Главная задача родителей — разглядеть способности своего ребенка, раскрыть его природные задатки и помочь найти такую сферу деятельности, где эти способности смогли бы реализоваться в полной мере

2. Профессиональную ориентацию ребенка лучше начинать в младшем школьном возрасте . Присмотритесь к его увлечениям, интересам. Развивайте их, давайте как можно больше информации, создавайте обогащенную среду. Нравится играть в компьютер - предложите самому написать простенькую программку, запишите в клуб юных программистов, сходите вместе на компьютерные выставки. Покажите, что компьютер - это не только игрушки. И тогда любимое увлечение станет не менее любимой профессией.

3. Профессия - это не только образование, но и определенные личностные качества . Например, вряд ли из вашего сына получится хороший адвокат - даже с дипломом Гарварда - если публичных выступлений. А вот юрист, который будет долго и кропотливо изучать в договоре подводные камни - вполне. Обсудите этот момент с ребенком, и помогите принять правильное решение: либо оставить все как есть, либо развивать в себе необходимые качества.

4. Обсуждая с ребенком будущую профессию, обращайте внимание на ее востребованность . А также на те усилия, которые придется затратить на карьерный рост. Для этого зайдите на несколько крупных работных порталов и посмотрите следующее: какая зарплата у данного специалиста без опыта работы, какая с опытом работы 3, 5 и более лет. Нужно ли дополнительное образование, сертификация (в частности, это может касаться психологов, юристов, медиков). Готов ли он будет вкладываться в повышение квалификации и устроит ли его будущая зарплата?

Читай также:

5. Школьники достаточно зависимы от мнения и поддержки сверстников — поэтому часто выбирают профессию «за компанию». Предложите ребенку минимум за два года до окончания школы вступить в профессиональное сообщество единомышленников . Пусть знакомится с такими же будущими абитуриентами, приобретает новых друзей из профессиональной сферы. Это могут быть курсы при ВУЗе, «Школа юного журналиста», «Клуб любителей истории» и т.д. Поддерживая друг друга, ребята снизят страх поступления в несколько раз.

6. лучше с профессиональной области в целом, постепенно сужая понятие «специальность» до конкретных трудовых функций. При этом необходимо учитывать не только способности, но и уровень притязаний, а также темперамент. Например, работать в ITсфере можно и разработчиком программ, и менеджером по продажам интернет-услуг, и мастером по ремонту компьютеров.

Для того, чтобы помочь ребенку выбрать будущую специальность, родители должны приложить не мало усилий. Присмотритесь к умениям подростка, прислушайтесь к его мнению, дайте ненавязчивый совет. Ведь в 14 или 15 лет очень трудно сразу определиться, кем ты хочешь работать. Как же понять, какая профессия подойдет? Какой ВУЗ выбрать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Трудность выбора будущей профессии

Большинству подростков достаточно трудно сделать правильный выбор в сторону той или иной специальности. Такое происходит по нескольким основным причинам. К ним можно отнести:

  • огромное количество новых специальностей, в которых сложно разобраться;
  • у школьника нет возможности познакомиться с различными профессиями, в школах редко проводят экскурсии на производства, а также в другие сферы деятельности;
  • маленькое количество кружков по интересам.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что современные дети просто запутались в новых специальностях и их престижности, поэтому родители должны как можно более подробно рассказать о той или иной профессии, интересующей ребенка.

выбор профессии повлияет на образ жизни подростка и дальнейшую учебу в течение нескольких лет, поэтому к выбору нужно относиться внимательно и ответственно

Мотивация школьника

Мотивировать подростка к выбору будущей профессии могут несколько факторов, которые разделяют на внутренние и внешние. Давайте разберем более подробно каждый из них.

Внешние

К внешним факторам, которые влияют на мнение ребенка, а также на дальнейший выбор профессиональной деятельности, можно отнести следующее:

  • мнение родителей, близких друзей или же сверстников;
  • желание получить престижную должность и стать успешным человеком;
  • страх перед другими людьми, которые могут не принять в свой коллектив или осудить.

Внутренние

Внутренние факторы, которые влияют на выбор школьника - это прежде всего:

  • характер и личное мнение;
  • способности и навыки;
  • склонности к тому или иному предмету;
  • привычки;
  • наличие лидерских качеств.

Методы выбора будущей профессии

Существует несколько основных методов, благодаря которым вы сможете помочь своему ребенку подобрать будущую профессию. Давайте разберем каждый из них более подробно.

Тесты на профессию

Для того, чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, можно пройти специальное тестирование, которое покажет наклонности и многие качества подростка как будущего работника. Существуют онлайн-тесты, а также обычные, на каком-либо бумажном носителе. Совершенно неважно в каком формате будет проходит опрос, так как они абсолютно одинаковы. В качестве примера мы приведем один из таких тестов. В него входят следующие вопросы и варианты ответов:

  • любимое занятие в детстве - прогулка, игры с друзьями, рисование;
  • кем тебя считали в детстве - тихим и послушным, умным и усидчивым, шумным, ленивым или веселым;
  • какие предметы в школе тебе больше всего нравятся - гуманитарные или технические;
  • любимый герой из мультфильма о Винни-Пухе - Пятачок, Ослик, Кролик или Винни-Пух;
  • в большой компании ты - сидишь и наблюдаешь за происходящим, развлекаешь друзей, стараешься побыстрее уйти;
  • как ты относишься к советам - прислушиваешься и стараешься выполнить, категорически отказываешься, они тебя раздражают, не замечаешь.

Исходя из полученных результатов, психолог сможет определить ваши наклонности, то есть насколько вы общительны, любите коллективную работу и т.п.

Профориентация в школе

Цель профориентации заключается в помощи школьникам при выборе будущей специальности, в воспитании у подростков ответственного отношения к учебе, а также в оценке собственных способностей и уровня знаний школьной программы. Курс профессиональной ориентации включает в себя следующие критерии:

  • проведение воспитательной работы;
  • изучение способностей, особенностей, а также потребностей каждого ученика;
  • беседу с психологом и проведение диагностики личности подростка;
  • консультация по вопросам дальнейшего трудоустройства, а также по выбору специальности.

Профориентация состоит из нескольких основных этапов:

  • 1 этап: начинается с 1 по 4 класс. Учитель объясняет детям о необходимости ответственного отношения к труду, к получению знаний и к стремлению развиваться.
  • 2 этап: проходит с 5 по 7 класс. В этот период детям прививают интерес к различным профессиям, рассказывая о пользе той или другой специальности.
  • 3 этап: с 8 по 9 класс. Педагоги организуют различные кружки и факультативы, в зависимости от интересов своих учеников.
  • 4 этап: с 10 по 11 класс. В этот период подростки уже осознанно выбирают будущую специальность, готовятся к сдаче выпускных экзаменов и поступлению в ВУЗ.

Определение типа способностей у подростка

Существует несколько основных признаков, по которым можно определить способности и склонности подростка к той или иной профессии. Сюда можно отнести:

  • Технический. Уже из названия понятно, что школьники, обладающие техническим складом ума, склонны к инженерным специальностям. Обычно таким подросткам нравится посещать занятия по физике, математике, черчению. Они обожают разбирать и собирать различные сложные механизмы, изучать аппаратуру.
  • Социальный. Этот показатель говорит о способности ребенка к общению с другими людьми, а также насколько он социально адаптирован. Подростки, у которых социальный признак находится на высшем уровне, достаточно общительны, легко находят общий язык со сверстниками, учителями. Таким детям гораздо проще устроиться в жизни, чем замкнутым и молчаливым.
  • Природный. По этому признаку можно говорить об интересах подростка к естественным наукам: биологии, химии, физики, астрономии. Дети, которые проявляют большую заинтересованность к этим предметам, чаще всего работают врачами, лаборантами, учителями по данным направлениям, учеными.
  • Математический. Данный признак характеризует интерес ребенка к решению различных математических задач, выводу формул, желанию разгадывать ребусы, составлять шифры и коды. Для подростка с таким складом ума наиболее подходящими станут специальности: экономист, финансист, бухгалтер.
  • Творческий. Если подросток стремится участвовать в различных конкурсах по художественной самодеятельности, проявляет интерес к актерскому мастерству, вокалу, живописи, то вероятнее всего, ему присуще творческий потенциал. Такие дети становятся отличными художниками, знаменитыми певцами и артистами.
  • Гуманитарный. Данный показатель говорит об интересах подростка к гуманитарным наукам: русскому языку, литературе, иностранному языку, философии, психологии. Чаще всего такие дети находят себя в следующих специальностях: филолог, психолог, переводчик, учитель, логопед.
при выборе профессии подросток должен руководствоваться не родительскими амбициями, а собственными предпочтениями

Выбор подходящей профессии в зависимости от пола подростка

Девочки

Многие девчонки мечтают в детстве стать известной актрисой, певицей, моделью или принцессой, но не всегда детские мечты переходят во взрослую жизнь. Основными критериями при выборе профессии для девочки-подростка служат:

  • достойное финансовое обеспечение;
  • популярность на рынке вакансий;
  • отсутствие тяжелых и вредных условий труда;
  • работа в хорошем помещении;
  • престижность.

Перед поступлением в ВУЗ необходимо точно определиться с будущей специальностью, узнать о ее востребованности не только на момент окончания школы, но и на несколько лет вперед. Например, специальность «стоматолог» или «педагог» будут популярны в любое время, а некоторые узкие профили могут уйти с рынка вакансий. Самыми распространенными и подходящими для девочки, считаются следующие профессии:

  • визажист;
  • врач: стоматолог, терапевт, специалист функциональной диагностики, акушер-гинеколог, физиотерапевт, педиатр, окулист, отоларинголог;
  • парикмахер;
  • педагог старших и начальных классов;
  • стюардесса;
  • дизайнер;
  • экономист;
  • логопед;
  • психолог;
  • менеджер по туризму;
  • воспитатель в детском саду.

Мальчики

Каждый мальчишка в детстве хотел стать военным, полицейским, футболистом или же космонавтом. В школьном возрасте интересы ребенка сильно поменялись и выбор профессии уже зависит не от детской мечты, а от реальности современной жизни. Подросток начинает задумываться о той специальности, которая будет приносить хороший доход, а также является престижной для мужчины. На основании исследований рынка труда, в ближайшие 15-20 лет самыми востребованными для мальчиков остаются следующие профессии:

  • врач: хирург, терапевт, ортопед, стоматолог, травматолог, кардиолог, уролог, андролог;
  • спасатель;
  • военный;
  • полицейский;
  • пожарный;
  • инженер;
  • водитель разных категорий;
  • программист;
  • специалист по охране труда;
  • педагог: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология, информатика, физика;
  • ученый;
  • машинист электропоезда или тепловоза.

Поддержка со стороны родителей

Если ребенок задумывается о выборе будущей специальности, то ваша задача не давить на его мнение, а помочь принять правильное решение. Для этого необходимо делать следующее:

  • Слушать. Всегда внимательно слушайте о том, что говорит ваш ребенок, о его увлечениях и интересах. Никогда не пропускайте это мимо ушей.
  • Помочь. Попробуйте рассказать подростку более подробно о той или иной специальности, почитайте полезную информацию в интернете, но делайте это вместе.
  • Выступить в качестве эксперта. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, как вы искали свою будущую профессию.
  • Не давить. Никогда не оскорбляйте и не давите на ребенка, ведь свой выбор он должен сделать сам. Вы должны только направить его.

Иногда близкие и друзья могут дать вполне полезные советы по поводу выбора будущей специальности. Не стоит сразу отказываться от рекомендаций родителей или кого-то еще, лучше выслушать и принять полученную информацию к сведению.

Когда-то мы все думали о том, какую профессию выбрать, чем заниматься после школы и т.п. Если ваш ребенок задумывается о будущей специальности, то постарайтесь ему помочь, ни в коем случае не навязывайте свое мнение, не давите на подростка, а, наоборот, поддержите его. Посетите ВУЗ, в которой планирует поступать ваш сын или дочка, узнайте все более подробно о поступлении, познакомьтесь с педагогами, почитайте отзывы о той или иной профессиональной деятельности и т.д.




Top