Является ли Святой Дух личностью

Поводом для написания статьи стала просьба пожилого верующего человека. Он рассказал, что им стали досаждать свидетели Иеговы: они приходят и спорят об имени Божьем и о Святом Духе. Их маленькой общине, состоящей из пожилых людей трудно противостоять тому натиску "буквы".
-----

Прежде чем отвечать на вопрос, является ли Святой Дух личностью, предлагаю определиться со значением слова "личность" и решить, какими свойствами должна обладать личность.

"Личность – человек, как носитель каких-нибудь свойств." (Ожегов С.И. Толковый словарь)
По определению, данному в словаре Ожегова, во-первых, личностью может быть только человек и никто больше. Во-вторых, непонятно, что означают слова: "каких-нибудь свойств"? По этому определению получается, что увидев фотографию или даже тень незнакомого человека, вы уже можете считать, что знакомы с данной личностью – ведь вы восприняли некоторые его свойства: его внешние черты. Все же у Ожегова не совсем корректное и совсем неверное определение слова "личность".

Есть еще одно определение слова "личность".
"Личность – субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности." (Советский энциклопедический словарь)
Из этого определения уже следует, что личностью может быть не только человек. Но личность обязательно должна иметь свой логический разум и свою волю, вступать в осмысленные взаимоотношения с другими личностями. Личность характеризуется своим характером, имеет свое мнение (понятие) о бытии и занимает свое, определенное место во взаимоотношениях с другими личностями, а те могут иметь о ней свое мнение и оказывать на неё свое влияние. Думаю, это определение намного точнее, по крайней мере, оно не противоречит логике.
Итак, раз личностью можно считать не только человека (а, например, животное или духовное существо – Ангела), следовательно, она не обязательно должна обладать физическими свойствами человека. Но, личность обязательно должна обладать рядом определенных черт.
1. Иметь свой логический разум (уметь мыслить).
2. Иметь свою волю.
3. Иметь свой характер, самоосознание себя как личности, иметь свое достоинство.
4. Иметь свое субъективное восприятие действительности и быть способной давать оценку событиям и другим личностям.
5. Реализовывать себя во взаимоотношениях с другими личностями, оказывать воздействие на окружающий мир.
6. В свою очередь, другие личности могут иметь общение с ней, оказывать свое влияние и видеть соответственную реакцию (радость, огорчение, любовь, ненависть, послушание и управление и так далее).
Сразу хочу уточнить, что личность – это не набор черт личности 1-6, а все её черты взаимосвязаны и действуют в едином индивидуальном сочетании. Такая получается, неповторимая и, в то же время, такая схожая во многом, ЛИЧНОСТЬ.

Так Личность ли, Святой Дух? Лучше всех о Святом Духе знает, конечно же, Иисус Христос, поэтому откроем Библию и посмотрим, что Он сказал о Святом Духе.
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Мф.28:19)
И Я (Иисус Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин.14:16,17,26)
Как видите, Иисус Христос считал Святого Духа, хотя и отличным от Него, но равноценным Ему, то есть, считал полноценной личностью. Иначе, получается, что Иисус Христос, тоже не личность.

Итак, Святой Дух – личность, но личность, отличная от Иисуса Христа (человека – личности). И, как на одну из отличительных от человека особенностей Святого Духа, Господь указал на то, что мы не можем увидеть Его нашими материальными глазами, а на другую Его отличительную особенность – то, что неверующие, мирские люди не могут ни слышать Его, ни познавать. Собственно эти две особенности Святого Духа (невидимость и ограниченная доступность в общении и познании) и приводят к спорам, является ли Он личностью. Некие ученые мужи рассуждают: "Быть того не может, чтобы ученики Христовы знали Духа Святого и могли общаться с Ним, а я не мог –здесь обман – никакого Духа Святого нет, ибо я ничуть не глупее и не менее талантлив, чем те христиане". И успокаивают себя люди мира сего самообманом: раз мы не можем познать Духа Святого, значит, Его и нет (самообманываются забыв, что следуя их логике, слепой тоже может утверждать: раз я не вижу радуги, значит, ее нет).

Бытие можно познавать несколькими способами, и далеко не всё возможно познать каким-либо одним, например, опытно-научным способом. Так, материальный мир можно познавать опытным путем и повторив опыт, легко прийти к единой точке зрения. Если до кого-то не дойдет с первого раза, можно еще раз повторить эксперимент.
Но ведь многое в нашем бытии невозможно познать и проверить опытом. И когда нет возможности провести опыт, остается другой способ познания – способ исследования свидетельств. Например, я утверждаю, что родился в деревне, в Казахстане. Как проверить истинность моего утверждения? Можно спросить мою маму и принять её слова за доказательство; ведь глупо требовать, чтобы она доказывала свои слова опытным путем – повторно меня родила.
Так же и со Святым Духом. То что Он – личность, нельзя доказать поставив опыт. Остается только поверить свидетельствам людей (других личностей). Те, кто видит Его сердцем (не глазами), кто общается с Ним сердцем (не ушами), кто познает Его, сначала сердцем, а затем и разумом – те понимают, что Святой Дух, это личность, и, более того, БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ. Эти люди общаются со Святым Духом как с личностью. Они водимы Им в жизни, они иногда не слушаются и огорчают Его, а позже каются и просят прощения у Него. Они знают Его, как любящего и терпеливого, как никогда не кричавшего на них и не ломавшего их волю, но мудро меняющего их по образу и подобию Божию.

Те же, кто не хочет признавать бытие Святого Духа, потому что не видит и не знает Его – только они заявляют, что Святой Дух – не личность. Они так заявляют, потому что не видят и не знают Его, не только как личность, а вообще не знают Его. Но согласитесь, если я кого-то не знаю – это не является основанием, чтобы утверждать, что его нет, или что он не может быть таким, каким его знают другие.
Вся беда в том, что, как было во времена Иисуса Христа, так и сейчас – тех, кто не видит и не знает Святого Духа, гораздо больше, чем тех, кто видит и знает Его лично.
Особенно непримиримы к свидетельствам христиан, водимых Духом Святым, в тех религиозных собраниях, где традиционно или по доктрине деноминации считают, что Святой Дух – не личность. Там вообще никакие свидетельства о Духе Святом не принимаются. Сразу же следует реакция: "Кто ты такой, что Бог даровал тебе общение со Святым Духом?", или: "Пусть докажет свое свидетельство опытным путем, тогда поверим". Ибо там, где вмешивается гордыня (особенно религиозная гордыня), там слышат только то, что хотят услышать. Гордыня приемлет логику только до тех пор, пока она не противоречит ее пожеланиям, в противном случае гордый лучше будет говорить ложь и верить лжи. Если нет аргументов, то гордыня подавляет силой любое инакомыслие. Поэтому не будем спорить: кому открыто – тому открыто, а кому не открыто, то если Бог не откроет истину – никто не откроет.

Уважаемые читатели, предлагаю вам ближе познакомиться с Божественной личностью – со Святым Духом. Какой Он?
Он внимательный и заботливый, Он утешитель и учитель наш, и пребудет здесь с нами до второго пришествия Иисуса Христа и вознесения Церкви.
Утешитель же, Дух Святой… научит вас всему и напомнит вам все. (Ин.14:26)

Посмотрите, как многогранно показал личность Святого Духа Апостол Павел.
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. (Рим.8:26,27)
Из слов Апостола следует, что Святой Дух характеризуется умом, что Он пребывает в общении с людьми и с Отцом, более того, Он наш ходатай пред Отцом, разбирающий ситуацию и дающий ей Свою оценку.

Я привел пример подчинения Святого Духа Отцу, ниже приведу примеры того, как Он являет Свою волю.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:11)
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. (Ин.3:8)

А насколько Святой Дух эмоционален и насколько любит нас! Разве "неличность" может любить или страдать?
До ревности любит Дух, живущий в нас. (Иак.4:5)
Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его. (Ис.63:10)
И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. (Еф.4:30)
Вы увидели в стихах Писания насколько Святой Дух любящий, насколько чувствительный, насколько Он эмоционально воспринимает то, как мы, христиане, ведем себя.
ОН ЖИВОЙ!
И мы, своими словами и своими делами причиняем Ему либо печаль, либо радость.
Да это просто безумие, считать Святого Духа бездушной силой, способной только лишь передавать чужие мысли (подобно телевизору)! Исследуйте Писание: сколько заботы и любви, сколько мудрости явлено Святым Духом как Творцом.
Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. (Иов 33:4)

С самого основания Церкви и по сей день, из принявших Иисуса Христа как Своего Господа и Спасителя, Дух Божий творит новых людей: по образу и подобию Иисуса Христа. Дух Святой освящает верующих.
По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и кроплению Кровию Иисуса Христа. (1Пт.1:2)
Святой Дух сошел на землю к нам, грешным людям, чтобы показать, насколько прекрасен Бог, чтобы открыть нам путь познания Бога. Именно Он приходит к каждому сердцу, жаждущему познать Истину.
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки; будучи движимы Духом Святым. (2Пт.1:21)

Так будем с почтением и благоговением относиться к Святому Духу. Воистину, Он достоин этого, хотя и не ищет Себе славы и почестей. Ибо Он сошел прославить Иисуса Христа.

И пусть история с Ананией будет нам предостережением, а для тех, кто не желает знать Святого Духа – будет уроком.
Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Святому Духу… Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. (Деян.5:3-5)
Погребняк Н. 2002

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. – десятое издание. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 848с.
3. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.: ил.

Рецензии

А кот Мурзик - это личность? :) Мне кажется, что слово "животное" лишнее, когда Вы говорите о личности. Есть ли у животных воля (или только инстинкты?)? Есть ли у них "логический разум"? Или Вы, когда пишете "животное или духовное существо - Ангела", относите слово "животное" к Ангелу? Животное - в смысле живое, в таком случае?
Про Духа, как личность, очень много говорится в Деяниях апостольских. Жаль, что Вы используете только один отрывок и тот - в конце произведения. Например, такие эпизоды еще есть: Дух говорит с Филиппом (Деян.8:29), Петром (Деян.10:19, 11:12), некоторыми учениками (пророкам, учителям) (Деян. 13:2). Дух не допускает Апостолов идти в определенные места (Деян. 16:6-7). Т.е. в целом, ведет Себя как Бог - говорит с людьми, указывая им, что делать или не делать.
Можно еще, конечно, вспомнить и святоотеческие творения - свт. Василий Великий "О Святом Духе", 20-е и 31-е Слова свт. Григория Богослова и т.д.
С уважением,

Спасибо за рецензию и цитаты мест Священного Писания!
Отвечая на просьбу верующего, я умышленно посоветовал вывести диалог из сферы богословских споров – где пожилые люди уступали напору и, главное, наглости Свидетелей Иеговы (так как те привыкли "сыпать" Библейскими цитатами по делу и не по делу).
Насчет же "Мурзика" или "Жучки", – если у Вас были домашние животные, то видели, что их поведение, их эмоции никак не могут быть вписаны в рамки инстинктов и рефлексов. У каждого из них есть свой характер, своя воля (которую они зачастую навязывают своим хозяевам), одни умнее, другие глупее, но они понимают нас и не только в рамках поесть-погулять. И, главное, например, собака, кошка или лошадь могут любить.
С уважением, Николай.

Какие критерии является ли человек старцем - святым или нет?
Э ТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВИДЕНИЕ ТАЙНИКОВ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА.(и Саша как ангел Люцифера тоже обладает таким даром, он умеет видеть людей) КРОМЕ ТОГО СТАРЧЕСТВО ЭТО ЗНАНИЕ ПУТЕЙ БОЖЬИХ. С БОЖЬЕГО ЗАМЫСЛА ОТНОСИТЕЛЬНО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕЛОГО НАРОДА, И ДАР ЧУДОТВОРЕНИЯ,(и лечить ангелы Люцифера тоже умеют) ОТЕЦ ИППОЛИТ БЕЗУСЛОВНО БЫЛ ВЕЛИКИМ ЧУДОТВОРЦЕМ, ВЕДЬ ВСЕ СВЯТЫЕ И СТАРЦЫ ОНИ ПО СТЕПЕНИ БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА КОТОРЫЙ ЖИВЁТ В НЁМ, ТОЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ, ВОТ ОТЕЦ ИППОЛИТ ЭТО СВЯТОЙ УГОДНИК НАШИХ ДНЕЙ, ВЕЛИЧАЙШЕЙ СТЕПЕНИ,
Отец Ипполит это удивительная личность, многогранная. Вся Россия должна узнать этого человека которого называют Серафимом Саровским.наших дней У него характер был очень кроткий,(а наш пострел Король и послать может при случае) я бы сказал что это один из немногословных (а наш святой Саша говорлив уж очень) старец новейшей истории. он не говорил вообще проповеди в отличии от талантливых наших проповедников НИКОГДА,(а наш Саша неустанно проповеди читает о социуме и из умного это только то, что до него было написано) Он не написал ни одной строчки,(а наш Король неустанно в соц.сети пишет « книги « дабы показать какой он умный и как много он знает) но при этом его можно назвать ярчайшим проповедником православия. ПОТОМУ ЧТО ОН ПРОПОВЕДОВАЛ ПРИМЕРОМ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
К нему приходили люди практически уже покойники, и батюшка Ипполит каждого лелеял и вынянчивал, снова их заново «рожал,» , к нему приходили бомжи, отсидевшие уголовники, и никому он не отказывал в помощи.Однажды к нему в обитель пришел дядя Миша(так назвался) ему было 54 года и он по тюрьмам с 11 лет на него было страшно смотреть, это всклоченные волосы, рот от мата не закрывался, и батюшка поручил ему овощи мыть и чистить. Здесь он впервые взял книгу в руки Произошло преображение этого человека (и заметьте ни каких денег, за исцелении его души батюшка не взял) и таких примеров не счесть.
После смерти отца Ипполита недалеко от Рыльска ему поставили памятник. Старец родился в 1928 году в Курской глубинке Монахом подвязался здесь в знаменитом Псково-Печёрском монастыре. Единственный никогда не закрывавшийся в советское время обители. Здесь жили известные на весь СССР старцы. У них он и учился любви к людям и исцелению молитвой. Батюшка пришел на руины Рыльского монастыря. но сюда уже текли толпы за исцелением и советами старца. в очереди стояли неделями. Отец Ипполит принимал всех, даже проституток и зэков. они вливались в коллектив и тот негатив который они несли в себе он растворялся
. Есть такое чудо которое сотворил старец Ипполит Он спас жизнь человеку во время страшной автокатастрофы хотя сам не находился в этот момент на месте аварии И НИКОГДА НИ ОДНОГО СЛОВА ОСУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГУБ ОТЦА ИППОЛИТА НЕ ИСХОДИЛО (А если вспомнить А Короля, так осуждать и оскорблять, и посылать матом людей которые задают ему неудобоваримые вопросы, или не согласные с его деятельностью - ЕГО ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ) Самое большое чудо деятельности Святого это преображение души человека.
И помощь приходит от него по всем направлениям, абсолютно без разницы рабочие ли это дела, или житейские дела, здоровье ли. (а Король денюжки берет за помощь)
Батюшка Ипполит вёл очень тяжёлую жизнь, когда он пришел в Рыльский монастырь, здесь разруха была полная, он спал под дырявой крышей, обливаемый дождями. ел он только то что приносили люди если приносили, денег у него не было в магазин он не ходил.. а когда не приносили еду ему, он уходил в лес, коренья ел, желуди
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАРЕЦ ОТ СВЯЩЕННИКА - хочется не просто подойти к старцу и рассказать самое обыденное,НО САМОЕ ХУДШЕЕ, ПОТАЁННОЕ И ПОСТЫДНОЕ О СЕБЕ,причём это такая сила ну просто это надо сделать и ноги сами идут к святому и колени сгибаются перед ним против воли, и начинается очищение это неконтролируемые слёзы,ну а в храме нет особого желания исповедоваться священнику. НО СТАРЕЦ ЭТО ЛУЧШИЙ ДРУГ, ЛУЧШИЙ ИСПОВЕДНИК, Если старец посмотрит на тебя это как столб огня это нечто ЭТО ТАКАЯ ЛЮБОВЬ ОТ НЕГО ИСХОДИТ (говорят же Бог это любовь, и эту любовь от старцев реально ощущаешь ведь они проводники Бога на Земле) НА ТЕБЯ СМОТРИТ ЧИСТОТА,ЭТО ДЕТСКИЕ ЛУЧИСТЫЕ ГЛАЗА (а у Короля -Ангела Люцифера похотливые глаза и злые с теми кто его всерьёз не воспринимает) ОН КАК БУДТО ВЕСЬ СВЕТИТЬСЯ ИЗНУТРИ (А Александр Король кичится своим благополучием, дескать посмотрите какой я успешный, богатый, как я путешествую по всему миру, с какими красивыми девушками я сплю.а вы тут никто и звать вас никак и этим опять таки и подтверждается что он Ангел Люцифера, ведь весь материальный мир находиться под его властью, и именно материальное а не духовное) Если СТАРЕЦ К ТЕБЕ ПОДХОДИТ ТО ЭТО ЧТО ТО НЕЗЕМНОЕ, ОТ НЕГО ИСХОДИТ ТАКАЯ ОГРОМНАЯ ВОЛНА ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ ЧТО СЛОВАМИ НЕ ПЕРЕДАТЬ. Когда батюшка Ипполит умер зимой, погода была -25 градусов, во время похорон на небе появилась радуга, и крест на могиле замироточил на 9 день, это было благоухание. земля на могиле была пропитана миром.
Есть такое выражение что не стоит мир без праведников, которые где то там в глуши нашей страны, в своих кельях молятся за нас вот эти тихие молитвенники ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ИМ ВСЁ И СТОИТ

А вот ещё один святой отец ИЛЛИЙ НОЗДРИН из Оптима пустыни Со всей страны к нему едут люди чтобы получить ответы на самые главные вопросы Старец Илий говорит: - « Сегодня люди много бояться, высоких цен, курса валюты, да мало ли чего, а чего на самом деле надо бояться греха и неверия.

Эти посланники Божьи, эти старцы общаются с нами при помощи знаков
МИР НЕ УСТОЯЛ БЫ ЕСЛИ БЫ НЕ МОЛИТВЫ ПРАВЕДНИКОВ, МЫ БЫ НЕ ВЫЖИЛИ ВО ВРЕМЯ КАРИБСКОГО КРИЗИСА, МЫ БЫ НЕ ПОБЕДИЛИ В МАЕ 1945 года, Мы живём, нам кажется что это мы сами побеждаем, строим заводы, магазины, но если бы не было на Земле людей которые молятся за нас всех, вот эта чаша весов перевешивает Для чего эти люди на Земле что бы нас преображать.

Вы наверно слышали такое выражение что БОГ ЭТО ЛЮБОВЬ, так вот приближаясь и общаясь с такими святым вы начинаете невольно чувствовать любовь в сердце, открывается сердечная чакра, наркоманы перестают ширяться, алкоголики пить, и ваша изломанная жизнь начинает исправляться. И ТАКИЕ СВЯТЫЕ ЛЮДИ НЕ БЕРУТ ДЕНЕГ ЗА РАЗВИТИЕ и ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ, НИКОГО НЕ « ОТСЕИВАЮТ» , КАКОЙ БЫ ЧЕЛОВЕК К НИМ НЕ ОБРАТИЛСЯ, КАК БЫ СЕБЯ НЕ ВЕЛ, НИКАКОГО ОТВРАЩЕНИЯ И НЕНАВИСТИ, ОНИ НЕ ВЕДУТ СВЕТСКУЮ ЖИЗНЬ, А УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ИМ НЕ НУЖНЫ ПЛОТСКИЕ УТЕХИ, А ТАК ЖЕ ВЫПИВКА И СИГАРЕТЫ И НЕ ПИАРЯТСЯ В ИНТЕРНЕТЕ

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.

Протоиерей Борис Старк

Господь наш Иисус Христос, говоря о человечестве, сравнил его с полем, засеянным доброй пшеницей, на котором враг посеял сорняки. Этими сорняками являются злые, лукавые, прелюбодейные люди и ненавистники.

Но на ниве Господней есть и прекрасные благоухающие цветы, далеко распространяющие чудесный аромат. Это люди, которых мы называем праведными или святыми. Их памяти, памяти всех святых, просиявших в мире от сотворения его, .

А сегодня, во второе воскресенье после , мы отмечаем торжество, может быть, более скромное, – но для нас не менее близкое и родное. Мы празднуем день Всех святых, просиявших в нашей родной Русской Церкви. Сегодня праздник , нашего духовного отечества.

Святые эти жили и подвизались в разных углах нашей Родины, в разные исторические эпохи. Они были разными по своему социальному положению, по своему возрасту, по своему духовному пути, но всех их объединяло одно: они превыше всего возлюбили Господа Бога, возлюбили всем сердцем, всем своим помышлением. И возлюбили ближнего своего как самих себя. За Бога и Его правду они были готовы отдать все, что у них было, все силы, все время, все свое имущество, а часто и саму жизнь.

Повсюду на просторах нашей необъятной Родины мы находим их, как горящие светильники; на юге и севере, на востоке и западе эти праведники созидали Святую Русь своим подвигом, своим примером, своей жизнью и смертью.

Будем ли мы перечислять их всех? На это не хватило бы ни времени, ни места. Преподобный Трифон Печенгский, угодники соловецкие на самом северном крае нашей Родины… Святители херсонесские на юге, и еще южнее – . Угодники и просветители сибирские, иркутские, тобольские, великопермские, а на самом западном крае Руси – святые полоцкие, галицкие, виленские. Нет им числа…

А сколько примеров святости дала нам наша Центральная Россия: Белгород, Воронеж, Задонск, Новгород, Казань, Киев и Чернигов, Почаев и Загорск, Москва, Псков, Суздаль, Муром и Владимир и, конечно, наша Ярославская, Ростовская земля с ее угодниками угличскими, пошехонскими, обнорскими и переславскими, ярославскими и ростовскими…

Как небо усеяно звездами, так и наша Святая Русь – угодниками Божиими, созидавшими наше духовное отечество, знаемыми и незнаемыми.

Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов…

Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.

Правда, среди канонизированных святых большой процент падает на и архиереев, но это совсем не значит, что людям иного образа жизни путь к святости был закрыт.

Ведь и в общественной жизни не только те герои, кто удостоился той или иной на грады. Сколько героев безызвестных, чей подвиг в дни войны остался незамеченным в горячих условиях боя, но тем не ме нее они являются героями. И ведь всякий военный или гражданский подвиг все же видимый, а в жизни духовной подвиг, духовный героизм, то есть , сокровенен, и только Бог его видит и знает.

Естественно, что те, кто стоит на свещнице, более видны миру, но истинная святость находит себе место в любом человеке, который . В каноне, который мы слышали вчера вечером за всенощным бдением, были такие слова, прославляющие святых: «Имени тых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших… »

Такие, часто никем не знаемые, святые тоже прославляют Бога своим существованием, а мы всех их прославляем сегодня, объединяя в своих молитвах.

Поясню это еще одним примером. Один великий подвижник молился Богу, чтобы узнать, как ему достигнуть совершенства. А святой этот был уже прославлен и от людей и от Бога за многие свои подвиги и духовные труды. И был ему голос: «Иди в такую-то весь, к живущим там двум женщинам и поучись у них… Ты еще не вошел в меру их подвига».

Придя туда, куда ему было указано, он увидел двух простых тружениц, занятых плетением корзин. Угодник спросил их: «Кто вы и как спасаетесь?» Недоумевая, эти скромные женщины не знали, что отвечать, но на повторные вопросы старца сказали: «Мы не сотворили ничего особенного, живем как все, трудимся. Мы жены двух братьев. Вот разве что за долгие годы совместной жизни ни разу не повздорили и не поссорились, ни разу не осудили друг друга». И старец ушел, поняв, как много надо ему сделать, чтобы достигнуть совершенства.

Вот много таких незаметных праведников и праведниц населяли, да и сейчас населяют нашу землю, и всех их мы сегодня прославляем. И не только прославляем, но и вдохновляемся их примером, так как их – это путь каждого из нас и, каждый из нас должен найти его и найти силы идти к» жизни, не сходя с этого пути.

Вот две простые труженицы, и Господь поставил их примером для всех нас. И мы ДОЛЖНЫ следовать их примеру. Ведь мы являемся частицей великой нивы Господней, и только от нас зависит, станем ли мы сорняками или же цветами благоухающими. Наступит великий момент сбора урожая, и мы ДОЛЖНЫ быть класом многоплодным и благоухающим. Ведь и в наше время нас окружают подвижники, незаметно озаряющие нас духовным благоуханием своих подвигов.

Каждый из нас должен стремиться к такому совершенству, к такой святости, каждый из нас должен стать в строй великих угодников Святой Руси, чтобы не оказаться в момент жатвы плевелами, которые вырываются и будут сожжены. Мы должны стать доброй пшеницей, благоухающими цветами, чтобы и нас когда-нибудь причислили к этой великой плеяде святых угодников русских: именитых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших. Аминь.

Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля
23 июня 1968 г.

По изданию: Протоиерей Борис Старк. Вся моя жизнь – чудо. М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2009.

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Пимен (Шевченко), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

- Кто такие святые?

- «Святой» (по-гречески «агиос») в переводе означает «избранный». Спаситель сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Святые - это те люди, которых избирает Господь, в первую очередь для назидания каждого христианина в деле спасения. Для каждого из нас самый первый и главный образ ко спасению - это Господь Иисус Христос. Но не всякий человек, читающий Священное Писание, вникающий в жизнь, подвиг и проповеди Иисуса Христа, может для себя лично определить это как пример для того, чтобы следовать за Богом. Поэтому Господь собрал Своих первых учеников, которые несли эту проповедь и были живыми примерами веры во Христа. За апостолами были мужи апостольские, которые передавали традицию, свидетельствовали о вере, были мучениками. Теперь у нас много святителей, преподобных, новомучеников, являющих нам сегодня образ пути ко спасению примером своей жизни. Святые - это те, которых Господь избирает для того, чтобы они были этим образом.

Служения менялись, со временем стали появляться разные святые. Может ли человек сам выбрать для себя определенный путь к святости? Как становятся святыми?

Путь к святости определяется очень многими факторами - например, историческими, внутренним выбором и другими. Была эпоха (первые века христианства), когда не было другого примера для святости кроме мученичества. Когда прекратились гонения, появилось множество преподобных. Живя уже в новых христианских городах, они видели соблазн для себя и уходили в пустынные места для того, чтобы спасаться там. Затем появились святители - они, будучи наставленными преподобными отцами, возвращались в эти города, например Василий Великий. Они проповедовали среди людей, наставляя их на путь спасения.

В русской традиции до XX века преобладающим образцом святости были преподобные, что тоже ярко характеризует внутренний духовный стержень русского человека. Наши преподобные отличаются от первых преподобных IV-VI веков тем, что далеко от мира они не уходили, были на виду, но имели возможность молиться в уединении. Таким примером может стать Сергий Радонежский, который ушел недалеко от места своего селения, для того чтобы люди могли приходить и учиться у него.

XX век явил нам огромное количество новомучеников. Их даже не сравнить с мучениками первых веков, когда был выбор: веришь ты во Христа или нет. Если по факту ты христианин, то был врагом нового государства и тебя уничтожали. Немаловажно увидеть снова стержень нашей Церкви, верность Христу, потому что в те времена появилось много раскольников и даже отступников: небезызвестные священнослужители отрекались от Церкви и веры, просили не считать их более священнослужителями. Проявлением святости на Руси стало исповедничество, как у преподобных и новомучеников.

Чтобы стать святым, нужно, увидев Христа перед собой, почувствовать призывающую благодать и сказать: «Да, Господи, я последую за Тобой!» Нужно стать тем, кого Он изберет, всецело отдавая себя на служение Церкви и людям. Господь четко определил Своих учеников: «Если будете иметь любовь между собою, то будете Моими учениками, и так вас все узнают». Поэтому каждый, кто имеет любовь к ближнему и Богу, становится святым в ту меру благодати, которую дает Господь, потому что не каждый человек может воспринять ту степень благодати, которую может дать Господь. В тропаре Преображению Господню написано: «Он явил славу учеником Своим, якоже можаху». То есть настолько, насколько они могли на тот момент эту славу принять. Так и в нынешнее время.

Путь спасения, который предлагает Господь через Своих святых, многогранен. Можно спасаться в семье, как преподобные Кирилл и Мария Радонежские, как преподобные Петр и Феврония Муромские. Можно спасаться, будучи монахом. Каждый может назвать примеры преподобных, которые ему ближе. Можно спасаться и в одиночестве. Иоанн Русский был неженатым, попал в плен, остался один, не был преподобным, но был верен Богу и стал праведным. Также праведный Симеон Верхотурский - один из ярчайших примеров святости. Для каждого человека открыта книга святости, куда он может вписать свое имя. Для этого нужно открыть свое сердце Богу и позволить Ему вести его на протяжении всей жизни - проявить свою веру. Для каждого христианина вера - это доверие Господу. Доверившись Ему и пройдя весь путь с этой верой, люди становятся святыми.

- Означает ли, что святой - это безгрешный?

Нет, безгрешен только один Бог. Святые во всем подобны нам. У каждого святого были какие-то определенные изъяны, не указанные в житиях. Но если мы посмотрим биографию, воспоминания, то увидим какие-то свои особенности, черты характера, которые так или иначе не мешали этому человеку быть с Богом. Были люди, которые проявляли неласковость к священникам, например некоторые святители. Они были чрезмерно строги, но, несмотря на это, их любовь к людям была настолько велика, что им сразу все прощали. Были и такие, которые имели вредные привычки. В своем дневнике святитель Николай Японский очень печалился из-за привычки к табаку, от которой он никак не мог избавиться. Но он просил Бога о помощи, и Господь ему не вменил это в грех, потому что святитель сокрушался о своей страсти. И апостол Павел просил избавить его от «некоего жала», которое жалило его на протяжении жизни. Но Господь сказал: «Довлеет тебе благодать Моя» (2 Кор. 12, 9).

Безгрешность не определяет святость человека, ее определяет состояние, когда человек осознает свои грехи. Первое, что мы читаем в Священном Писании, когда его открываем, это проповедь Иоанна Крестителя либо проповедь Самого Спасителя, которая начинается со слова «Покайтесь!» Если человек видит, осознает свои грехи и пытается их искоренить (а если не получается, то встает на подвиг молитвы, чтобы Господь помог искоренить его страсти и пороки), то он на правильном пути ко спасению. Святость определяется чувством покаяния и осознания своей греховности перед Богом.

Кончина у всех святых разная: у мучеников она бывает страшной, у преподобных - спокойной. Но знаем ли мы что-нибудь о посмертной участи святых? Что их ждет сразу за порогом и до того, как они получают статус святых, могут ли они помогать людям?

Я не отвечу на первую часть вопроса, потому что не знаю, и никто этого не знает. Есть предположения, откровения тем или иным святым, но не нам судить о посмертной участи человека. Величайшая тайна Божия, которая спасительна для каждого человека, - не знать участи ближнего, который умер. Если узнаешь, что человек в раю, то можно опустить руки, перестать молиться за него, радоваться и, оставив молитву, уйти в состояние праздности и погибнуть. А если ближний в аду, то можно впасть в уныние, из которого есть опасность не выйти и также погибнуть. Господь мудро все устроил, поэтому мы не знаем участи определенного человека, кроме участи тех людей, которых называем святыми. Господь являет Свои чудеса через почитание этих святых - от их могил, вещей, святых мест, где они подвизались и где проходил их подвиг, тем самым показывая, что этот человек избран Богом.

Господь сказал: «Тот, кто соблюдает Мое слово, - тот Мой брат и друг». Поэтому святых мы называем друзьями Божиими. Если мы видим подвиг человека, засвидетельствованный в мартирологах, актах свидетельства о казни в Древнем Риме либо в следственных делах, как это было в XX веке, то мы можем засвидетельствовать верность этого человека Богу и прославить его как мученика, пример которого достоин подражания.

- Когда у Церкви возникает полная уверенность в том, что тот или иной человек святой?

Основным фактором для прославления преподобных, праведных, святителей является их народное почитание. Комиссия по канонизации определяет святость человека по нескольким критериям. Первое - это образ жизни как пример для подражания. Это должно быть безукоризненное житие, чтобы человек не смог найти для себя оправдание своим грехам, чтобы он мог взять за основу жизнь святого, подходящую ему для подражания, и последовать за ним к Богу. Второе - это народное почитание. И только потом - чудеса. Многие преподобные еще в древности всегда с осторожностью относились к чудесам, наставляя своих учеников быть внимательными и уметь рассуждать, от кого это чудо, потому что и диавол пытается соблазнить человека различными чудесами. Рассматривать эти вопросы необходимо со всей строгостью.

Когда Церковь убеждается, видит подлинное почитание, святость в житии, она являет того или иного человека как святого. У нас есть много примеров, когда человека прославляли через много лет после его кончины. Например, дивного святого Александра Свирского прославили через 14 лет после его кончины на Макарьевском Соборе. Блаженная Ксения Петербургская, скончавшаяся на рубеже XVIII - XIX веков, была прославлена только в 1988 году - почти через 200 лет после своей кончины. Бывает, что Церковь выжидает, чтобы не ошибиться в этом вопросе. Были примеры, когда она ошибалась - и применялась деканонизация. Церковь как богочеловеческий организм, безусловно, свята, а если глава свята, то и тело свято. Но это еще и человеческая составляющая, а человеку свойственно ошибаться, и признавать такие ошибки должно и нужно.

К сожалению, так бывает. Когда нам кто-то рассказывает о некоем святом, не прославленном Церковью, мы должны с глубочайшим рассуждением подойти к этому вопросу. Будет не лишним задать вопрос и священнику, который вас исповедует, как быть в той или иной ситуации. Осторожность должна быть.

Бывает почитание поистине угодников Божиих, которые еще не прославлены Церковью, но своей любовью, примером и верой привели очень многих ко Христу. И после смерти своего учителя и наставника люди будут приходить на его могилу, будут его почитать. Если это происходит здраво, то люди понимают, что нет на земле такого человека, который бы жил и не согрешил. А потому пока Церковь не прославила данного подвижника во святых, мы совершаем панихиды и литии, молимся о прощении вольных и невольных прегрешений. Мы это знаем на примере Ксении Петербургской, на могиле которой на протяжении 200 лет совершались панихиды. Люди, молящиеся за Ксению, получали просимое, потому что и Ксения молилась за них.

Составление молитв и акафистов, причем сомнительного содержания и качества, как это часто бывает сейчас, не всегда обоснованно. Мы можем вспомнить пример народного почитания Серафима Саровского. Будущий священномученик, один из покровителей нашей земли Петербургской, Серафим Чичагов в своих воспоминаниях пишет о путешествии в Дивеево, куда прибыл, чтобы поклониться могиле преподобного, еще не прославленного. Он увидел у людей переписанный акафист преподобному Серафиму и ужаснулся. Это сподвигло его на написание акафиста преподобному Серафиму Саровскому, который мы и поныне читаем. Это достойный труд, выдержанный богословски и гимнографически.

Необходимо иметь здравую долю рассуждения, когда мы сталкиваемся с подобным. Не всегда слепая вера может привести ко благу. Один постриженик Лавры, монашествующий священник, говорил о себе не совсем правду, а его биография после проверки по архивам не подтвердилась, более того, обнаружились его записи об отречении от сана и Церкви. Он все это скрыл и не принес публичного покаяния. Приходят иногда на ум мысли о том, что люди к могиле так называемого «старца» приходят с большим благоговением, нежели ко Христу. Так называемый «святой» становится вместо Бога, и это очень страшно. Владыка Антоний Сурожский предупреждал священников о том, что священник никогда не должен занимать место Христа в жизни христианина. Но зачастую лжесвятыни претендуют на то, чтобы лукавством отвести человека от Христа. К сожалению, такое бывает.

- Молитвы, акафисты, службы пишутся еще до официального прославления или после?

По-разному. Мне довелось поучаствовать в деле прославления местночтимого святого Полтавской епархии. На протяжении трех лет Господь определил мне там служить, там принять священство, иноческий постриг и потрудиться в деле прославления святителя Полтавского Илариона - дивного человека. Соприкосновение с новым святым, избранным Богом, наделяет неперестающей радостью. Я вспоминаю, как я впервые прикладывался к его мощам, когда они только были подняты, как их облачали, молились перед ними. Документы на канонизацию уже были поданы, состоялась проверка в Украинской Православной Церкви, дали добро на канонизацию по благословению правящего архиерея, митрополита Филиппа, а также председателя Богослужебной комиссии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) владыки Филарета Зверева. Я начал труд над составлением службы. Цель, как у любого гимнописца, была простая - показать в данном труде (в стихирах, тропарях, каноне) путь святости этого человека. Чтобы каждый человек, стоящий в храме, читающий этот канон дома или у гробницы святого, мог для себя почерпнуть что-то. В этом случае служба была написана ко дню прославления.

Бывает так, что святые прославляются, но по ряду причин долгое время нет богослужебных текстов этим святым, но это никаким образом не мешаем нам ему молиться. Сейчас, слава Богу, есть общие минеи касательно новомучеников, их много явлено на нашей земле, нет такой области, а может быть, и города, где не почитался бы тот или иной новомученик. Послужить ему тоже есть возможность благодаря общей минее, в которую нужно только вставить имя святого. В них общими словами рассказывается о данном типе святости. Если это священномученик, то, следовательно, о мученике священнике. Если это преподобномученик, то, следовательно, о преподобном монашествующем иноке или послушнике того или иного монастыря. В данном богослужебном тексте раскрывается общий тип святости. Я надеюсь, что со временем каждому известному нам новомученику будет написан тропарь, молитва, чтобы каждый человек мог к нему обращаться.

- От кого это зависит?

Наверно, от тех, кому Господь дал знания и дар писать подобные тексты. Слава Богу, что такие люди есть - и их немало. Бывают, конечно, и ошибки в написании. Церковнославянский язык для нас сложен, и когда мы пишем на нем, не всегда четко выражаем мысли, поэтому есть редакторы, которые нам помогают исправить неточности. Это дело всей Церкви. Со временем появятся люди, которые будут это делать, естественно с благословения священноначалия. Не стоит думать, что если у вас есть святой, которому нет службы, то нужно самому сесть и написать ее. Нужно взять благословение, чтобы написать, отдать на проверку, и не всегда можно ждать положительного результата. Иногда бывает так, что необходимо существенное исправление богослужебных текстов, для того чтобы привести их в достойный для богослужения вид.

Память одного святого совершается раз в год. Целесообразно ли прилагать такие большие усилия для одного дня? Может ли служба повторяться чаще?

День памяти многих святых совершается один раз в год, у некоторых больше. Это может быть день кончины. Бывает так, что у некоторых преподобных день кончины остается неизвестен, тогда Церковь определяет день их памяти по дню памяти их небесного покровителя. Обретение мощей святых или какая-нибудь другая дата, связанная с человеком, также может быть днем его памяти. Это определяют Синодальная комиссия по канонизации и Календарная комиссия РПЦ.

Писать службу ради одного дня в году целесообразно. Богослужебный текст - это гимнография, в нее входят тропари, кондаки, стихиры, канон и житие. Сейчас у нас, к сожалению, утратилась такая форма гимнографического творчества, как житие. Чаще мы имеем биографическую справку, нежели житие. Житие - это гимнографический литературный жанр повествования о святом. Одним из прекрасных примеров может быть житие преподобного Александра Свирского. У новомучеников в основном это биографии. Мы стараемся рассказать, где и от кого рожден человек, о его образовании, специфике служения, кончине. Чаще это подано сухим языком.

Среди величайших образцов русского гимнографического творчества житие преподобного Кирилла Белоезерского. Житие составлялось для того, чтобы читать его за богослужением. В момент прославления читается житие, перед тем как возвестить Церкви о том, что человек стал святым. Мы стали по-другому воспринимать информацию, нежели те люди, которые жили до нас. Мы живем в эпоху быстрой информации, привыкли быстро получать новость, делать вывод, забывать ее и получать следующую. Поэтому сейчас житие превратилось в биографическую справку. Но мы должны сохранить литургический аспект почитания святого - богослужебные тексты. Они очень важны, благодаря им мы можем в молитве и пении вместе воздать хвалу Богу за явленного святого, праведного, чудотворца, мученика. Мы должны понимать, что та слава, которую мы воздаем святым, это слава не святым, а Богу. Господь сказал Своим ученикам: «Всякий, принимающий вас, принимает и Меня, а принимая Меня, принимает и Пославшего Меня». Воздавая почести святым, мы воздаем почести Тому, Кто их прославил.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как должны проявляться в действии добрые дела во имя Иисуса Христа? Как правильно подавать милостыню просящему на улице?»

О всяком деле, которое мы совершаем без чувства корысти, выгоды для себя, осознавая, что это дело происходит ради любви к человеку, мы можем сказать, что дело совершается ради Господа. Это живой пример слов Спасителя: «О том, что вы Мои ученики, вас узнают по тому, если будете иметь любовь меж собою». Если любовь довлеет в вашем сердце в том или ином деле, которое вы совершаете для человека, то это дело совершено ради Господа. Всякий человек, который просит у вас милостыню ради Господа Иисуса Христа, не должен оставаться с пустой рукой. Если у вас есть возможность - помогите. Необязательно подавать милостыню, измеряемую в тысячах, но нужно подавать ее от чистоты своего сердца. Если позволяет ваше сердце дать пять рублей, дайте пять, позволяет дать десять копеек, дайте десять, но пусть это будет от вашего сердца и чтобы совесть вас не обличала. Тогда милостыня будет действительно важна.

Если выбирать, давать милостыню тому, кто просит Христа ради, или просто так, то мы все-таки должны помогать людям, являющимся нашими братьями во Христе. И уже по силам что-то распределять среди тех людей, которые далеки от веры. Но если вы уверены в том, что ваше доброе дело будет примером этому человеку и он задумается о Боге, то не стоит оставлять его без помощи. Если вас смущает, что вы подаете денежные средства людям, которые могут использовать их во вред себе, покупая алкоголь, наркотики либо каким-то другим образом тратя средства не во благо, то, возможно, стоит подавать не деньгами, а хлебом, продуктами питания, одеждой.

Проблема еще в том, что мы, проходя мимо нищих, боимся с ними заговорить. Мы чаще всего решаем, дать или не дать, а набраться решимости и спросить, для чего нужны деньги, не можем.

Безусловно. Не всякий человек, который поистине нуждается, в силу своего образования, воспитания может просить, объясняя всем, для чего ему нужны эти средства. Иногда нужно действительно подойти и спросить. Знакомая моей мамы встретила женщину на помойке, оставшуюся без жилья, и приютила ее. Эта женщина даже боялась выходить из дома, потому что боялась, что ее не пустят обратно. Так появилась возможность помочь человеку, и Господь положил на сердце поучаствовать в его судьбе, совершить величайшие дела милосердия. Иногда для того, чтобы помочь человеку, необходима не монета, а живое участие в его жизни. Даже если обнять человека, ему станет намного легче.

- Если человек подает милостыню, но видит недовольство того, кому он подавал, как относиться к такой реакции?

Мы склонны в таком случае реагировать довольно резко: «Я тебе даю, бери и молчи». Не всегда так искушает диавол, иногда и Господь так укрепляет нас в деле милосердия. Иногда необходимо смириться и сказать себе: «Действительно ли я поступил по совести, подавая такую сумму этому человеку?» Если «да», то в следующий раз подать столько же, невзирая на то, как человек отреагирует. Иногда человек, просящий милостыню, может быть психически больным, выражать недовольство какими-то словами, эмоциями. Но это эмоции, которые возникают в данный момент, порой не без участия диавола. Пройдет время, и у этого человека может возникнуть в душе мир, покой и благодарность. Наше дело - помогать и творить добро невзирая на лица.

- Как правильно относиться к святым, чтобы не забыть о Святом Причастии?

Мы должны помнить всегда, что слава святых, их помощь и чудеса - это дело Божие. Бог творит чудеса, посылает исцеление, благодатную помощь через святых, которые являются нашими молитвенниками и предстателями. Начаток всякого чуда и благодати - Бог. Человек, который стремится к святости, хочет получить просимое у Бога, обращаясь к святым угодникам Божиим, должен помнить, что без единения со Христом, которое возможно исключительно в таинстве Евхаристии, невозможно получить спасение или просимое. Только причащаясь, имея в себе покаяние, размышляя над своей жизнью, стремясь к исправлению жизни по примеру тех святых, у которых мы просим помощи и заступничества, и в соединении со Христом мы получаем то, чего желаем на земле. Никакой святой не даст больше благодати, чем Бог. Только Господь наш Иисус Христос является самым важным для каждого из нас в этом мире. Господь говорит: «Пьющий Мою Кровь и вкушающий Мою Плоть во Мне пребывает, и Аз пребываю в нем».

Святые явили в себе пребывание Бога, и если мы стремимся к этой святости (а на земле нет такого православного христианина, который бы не стремился к святости), то мы не можем не причащаться Святых Христовых Таин. Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов пишет: «И рука моя - Христос, и нога моя - Христос». Это происходит в момент обожения, когда человек имеет в себе Самого Бога, то есть когда человек причастился. Мы освящаемся, а Божественная сила и предстательство святых поистине действуют в нашей жизни, когда мы становимся членами Христовыми через принятие Самого Богочеловека.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

О ткуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи «проводники», - обо всем этом я расспрашиваю священника Константина ПАРХОМЕНКО, клирика Санкт-Петербургской епархии, автора нескольких книг, выходящих сейчас в издательстве «Олма-пресс» и «Издательский дом «Нева».

Отец Константин, давайте поговорим о том, кого вообще православная церковь именует святыми. Например, протестанты считают святыми всех, кто стал учеником Христа. В подтверждение этому приводят слова из Евангелия, например: «... а теперь вы святы», и т.д.

В русском языке слово »святой» (по-славянски «святый») можно расшифровать как свыше ятый, то есть взятый свыше, с неба. Греческое «агиос» переводится как «неземной», древнееврейское «кодеш» можно перевести как «отделенный, отрезанный, иной».

Собственно, Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф...» Человек или какой-то религиозный предмет могут быть святыми, лишь если святость им сообщит Бог, если Бог приобщит к Своей Святости.

Итак, святой - значит Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог.

В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он - святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевидней для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция.

Но в древности, например в Ветхом Завете, святым назывался израильский народ. Не потому, что иудеи были праведными и чистыми, а потому, что это был народ Божий. Как сказал народу Бог, когда евреи вышли из египетского плена и подошли к горе Синай: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». И чуть позже повеление: «...освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят».

Вот то, что Израиль был народом Божиим, как бы отделенным, отрезанным от числа иных народов, позволяло ему называться Святым народом.

Позже такое именование усвоили себе и христиане. Они, как преемники Ветхого Израиля, более того, как истинные почитатели Бога, узнавшие Его Сына, называли себя народом святым, святыми. Святыми называет своих учеников и ап. Павел в своих посланиях.

И когда в Символе Веры мы называем Церковь Святой, это означает не то, что Церковь состоит из святых людей, но что это Церковь Божия. Святость Церкви и ее членам дает Бог.

Отец Константин, а какое значение на небе может иметь причисление к лику святых на земле? Неужели тут, на земле, можно решить что-то наверняка и не ошибиться?

Конечно нет. Именно для того чтобы «не ошибиться», Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников.

Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах. Для канонизации человека необходимо, чтобы он... уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом до самой смерти и увидев, как он умирал, можно понять - действительно ли этот человек был праведником.

А после смерти необходимо, чтобы святость этого подвижника была подтверждена... Богом.

Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы или останков святого, или происходящие в ответ на молитву к нему.

Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт - святой рядом с Господом, он молится о нас!

После смерти преподобного Серафима таких сообщений было очень много. То же самое можно сказать о жизни св. праведного Иоанна Кронштадского, и других святых.

Я знаю множество людей, которые рассказывали об удивительных чудесах в их жизни, совершившихся по молитвам к св. Иоанну Кронштадскому, блаженной Ксении, преподобному Серафиму Вырицкому, блаженной старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.

В Семинарии наша преподавательница Татьяна Марковна Ковалева рассказывала такой случай из своего детства. Ее мама во время блокады очень почитала блаженную Ксению.

Был страшный голод, маме поручили забирать карточки за весь дом, и как-то раз она потеряла все эти карточки. Представляете! Потерять карточки всего дома - да это саботаж по тем временам, расстрел! Что делать? Она оставила дочку и побежала на Смоленское кладбище - помолиться блаженной Ксении. Татьяне Марковне было тогда 10 лет. Сидит она дома - и вдруг стучат. Кто там? - Открой, деточка. На пороге женщина в вязаной кофте и зеленой юбке, без верхней одежды, хоть и мороз на улице. «Это не вы потеряли?», - и отдает Тане карточки... Да и сколько еще таких случаев было в годы войны! А к лику святых блаженная Ксения причислена лишь в 1988 году.

Возникает вопрос: зачем, в таком случае, нужна церковная канонизация? Она нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына православной Церкви, это верный путь!

Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан.

Часто можно услышать: зачем молиться Богу через посредников, через святых? Неужели милосердный Господь и так меня не услышит? И действительно, с трудом можно представить, как «строгого» Бога уговаривает, умоляет какой-то особо приближенный к Нему святой, и Господь меняет Свое решение по этим молитвам.

Лучшим ответом на этот вопрос будет мнение Самого Господа, которое мы находим в Священном Писании.

Вот Ветхий Завет. История про страдальца Иова. Все, что с ним приключилось, было проверкой его душевной крепости и доверия Богу. Но к Иову приходят друзья и обвиняют его в безнравственности, навлекшей на него скорби. И тогда Господь гневается на друзей. Их слова лживы и притворны. Эти люди своим умом пытаются измерить замыслы Божии, пытаются просчитать действия Божии. Господь, прекрасно знающий чистоту жизни Иова, гневно говорит одному из товарищей, Елифазу: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». И далее Господь повелевает друзьям покаяться, принести жертву и... просить молитв Иова: «И раб мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отторгнуть вас» (Иов 42:8 ).

Здесь Сам Господь повелевает просить молитв праведника.

В 20-й главе книги Бытия Господь увещевает Авимелеха, царя Герарского, просить молитв Авраама: «...ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив...» (Быт. 20:7 ).

О молитве праведников недвусмысленно говорит и псалмопевец Давид: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их» (Пс. 33:16 ). А в книге пророка Иеремии мы читаем такое горькое свидетельство: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их (нечестивых иудеев) от лица Моего» (Иер. 15:1 ).

Да и разве есть какое сомнение, что Бог слушает Своих праведников, если Он Сам утверждает: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2:30 )?..

В Новом Завете тоже есть немало указаний на силу молитвы праведников. Апостол Петр: «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3:12 ). Апостол Иаков: «Много может усиленная молитва праведного» (5:16 ). И далее - примеры: «Илия был человек, подобный нам (т.е. такой же обычный человек, как и мы), и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17–18 ). Для ап. Иакова совершенно очевидно, несомненно, что праведность жизни, скажем - святость жизни, позволяет человеку совершать чудеса.

Может ли Бог отменить приговор над людьми, народом по молитвам святых? Многие факты священного Писания и Предания свидетельствуют об этом. Помните, Авраам умолял Господа, явившегося в виде трех странников, пощадить Содом и Гоморру.

Почему так? У святых отцов находим такую мысль: Христос обещает, что Его последователям будет сообщена божественная благодать: «Отче, - славу, которую Ты дал Мне, Я дам им » (Ин. 17:22 ). Если человек трудится вместе с Богом, чтобы преобразить мир, очистить от греха, привести к Богу, можно сказать, что человек становится другом Божиим, сотрудником. Разве можно предположить, что Господь глух к человеку, который всю жизнь отдал Ему, посвятил себя Господу?.. Такой человек имеет право просить за других, причем просить настойчиво, не как раб или неверный, постоянно предающий хозяина слуга, но как сын.

Мы верим, что смерти, как исчезновения души, нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что мешает и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать почившему праведнику людям?

В книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении тайнозрителя: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8 ), и, чуть позже: «И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом» (Апок. 8:3–4 ).

Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай православной церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове - к Иоанну Предтече?

В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые, еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеимон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей.

Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин - воину, миссионер-мореплаватель - моряку, путешественнику и др.

Но есть примеры надуманные, которые никакой здравой логике не отвечают. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов... В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узко-специальных небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность.

Хотя, знаете, лет десять назад со мной произошел такой интересный случай. Тогда я был начинающим семинаристом, где-то усердным, в чем-то наивным. Я ехал в поезде вместе с человеком, у которого страшно болели зубы. У него было какое-то нагноение в десне, все опухло, он не спал несколько ночей. А ехал он на операцию. Вот он сидит с перевязанной щекой, раскачиваясь, и что-то мычит. Мне его так жалко стало! Я говорю: «Может, вам водички принести?» Он кивает. Пошел я к титану воды набрать, а потом вспомнил, что при зубной боли молятся св. Антипе. И помолился ему. К стыду своему скажу, что даже не особо верил в эту затею, просто очень жалко было человека, и я помолился со всей силой этой жалости. Перекрестил воду, дал ему попить... А потом - ну просто чудо произошло. Минут через пять он говорит: «Странно. Я совсем не чувствую боли». А потом лег и спокойно уснул. На следующий день опухоль спала. Не знаю, что с ним было дальше, он утром сошел... Вот так.

У каждого человека есть несколько любимых святых. К ним чаще обращаешься в молитве, им ставишь свечи. Но в храме много других икон, разных святых - еще больше. Не «обижаем» ли мы своим невниманием других? Существует мнение, что все святые вместе с Богородицей составляют на небе как бы единое тело, которое воспевает Бога и молится Ему. Какой смысл подходить именно к «своим» иконкам? Какой смысл, вообще, кроме собственной привычки, несет обычай прикладываться к иконам и зажигать перед ними свечу? Часто можно услышать: «Вот, сходила в церковь перед экзаменом, поставила свечку, и хорошо сдала».

Начну с последнего. В отношении к Богу не должно быть никакого магизма. Не поставила этому святому свечу, не сделала поклона, не поцеловала икону - накажет, перестанет помогать. Подобное отношение недостойно христианина.

Мы должны понимать, что прежде всего Богу нужно наше горячее желание быть подлинными христианами. Господь знает наши жизненные обстоятельства, кто какую имеет нагрузку, кто какую имеет возможность молиться и прочее. Поэтому мы должны искренне не лениться посещать богослужения, стараться молиться, учиться этому... Но если не смогли, опоздали по не зависящей от нас причины, Господь никогда не прогневается.

Однако в нас все-таки очень живуче магическое отношение к Церкви. Если студенту раз помогла свечка, он будет думать, что стоит не поставить свечку, сразу завалит экзамен.

Расскажу один случай. У нас в храме Духовной Семинарии накануне каждого экзамена, для желающих служится молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. Так мы просим Богородицу помочь нам успешно экзаменоваться. Один мой знакомый семинарист, мой однокурсник, как-то понял, что он стал внутренне зависеть от этих молебнов. Он боялся, что если пропустит такой молебен - сдаст плохо. И тогда он на какое-то время перестал ходить на молебен. Молился в своей комнате, просил о помощи, но на молебен не ходил. Через какое-то время, когда он понял, что внутренне освободился от страхов, опять стал ходить на молебен.

Но мы отвлеклись. Вопрос в том, почему мы выделяем каких-то святых?.. В этом нет ничего плохого или странного. Многие святые близки нам своим душевным складом, характером, темпераментом, церковным служением, аскетическими подвигами. Конечно, к таким святым мы испытываем особенное влечение. Нам хочется знать о них, прочитать житие, молитвенно общаться с ними.

В моей жизни было много таких драгоценных для меня открытий. Это, конечно, св. праведный отец Иоанн Кронштадский, блаженная Ксения, преподобный Серафим Саровский, преп. Сергий Радонежский. Когда я поступил в Семинарию, я испытал большую помощь духовного покровителя нашей Семинарии и Академии апостола Иоанна Богослова. На втором курсе Духовной Семинарии я взял в руки книгу о преподобном Симеоне Новом Богослове и просто «влюбился» в этого человека. То же самое могу сказать о царе и псалмопевце Давиде, мученике Иустине Философе, свв. Иоанне Златоусте, Григории Богослове, Максиме Исповеднике, Григории Паламе, блаженной Матроне, многих других.

Своим «вниманием» к одним святым, мы, конечно, не обижаем других святых. Там, где пребывают святые, не бывает мелочных обид, уязвленной гордости и проч. Но, конечно, если мы как-то особенно выделяем одних святых, не следует забывать, что каждый святой Церкви - уникальная и прекрасная, созревшая для Бога личность. Следует стремиться узнать и о других святых, изучить их жизнь, вглядеться в черты их подвига.

Что значит «сильный» святой? То есть предполагается, что есть «не очень сильные»? У меня дома есть маслице от мощей преподобного Александра Свирского. Это маслице действительно обладает сильным, явно выраженным лечебным свойством. Но не с любым маслицем замечаешь такое действие. Почему так происходит?

Такого понятия, как «сильный» святой, в православной Церкви нет. Всякий святой, если мы искренне обращаемся к нему за помощью - помогает. То же самое можно сказать и о святом елее (масле) от мощей или лампады святого, о каких-то святых предметах.

Тут тоже могу пример привести из своей семинаристской юности. Вдруг у меня началась экзема. Я не знал, что делать. Она распространялась все дальше и дальше, уже целые участки кожи забирала. А у моего друга было масло с Афона, от какой-то чудотворной иконы Богородицы. Он его просто в банке стеклянной хранил. Я ему говорю: «Слушай, дай масло». Я сходил на акафист Богородице, помолился, потом дома так особенно, «духовно» поужинал, помазал этим маслом пораженные места и лег спать. А со следующего дня у меня началось явное улучшение. Тогда это меня очень потрясло...

Но, конечно, сейчас я стараюсь редко использовать святые предметы, только в крайних случаях.

Великую благодать может принести любая крошка, капля святыни. И напротив, можно иметь дома десятки частиц мощей, елей, святую воду, а никакой духовной пользы это не принесет, если мы не будем стремиться всем сердцем, всей душою, всей крепостью своей к Богу.

После революции в ГПУ был создан специальный отдел по борьбе с религией. Возглавлял его Е. Тучков. Этот человек причинил Церкви громадное зло, он осудил на смерть сотни ныне прославленных в лике святых новомучеников. Заметьте, - встречи с людьми, хоть одна из которых была бы для нас великой честью, духовным откровением, на Тучкова не оказали никакого влияния. Его сердце пылало ненавистью к Богу и Церкви и было закрытым для благодати.

В общем, любая святыня может принести нам духовную пользу, если мы принимаем ее с благоговением. И никакая святыня, даже самая величайшая, не сможет растопить лед, если человек этого не хочет, ведь Бог уважает нашу свободу...




Top