Федеральный закон о спиртных напитках. Новые законопроекты об алкоголе: Количество переходит в качество.

Основным законом регулирующим производство и оборот алкогольной продукции является 171 ФЗ от 22.11.1995 г. 18.07.2011 был принят 218 ФЗ, внесший поправки в федеральный закон.

На кого распространяется закон 171 , по отношению к рознице:

Статья 1 пункт 2 ФЗ 171.

Данный закон распространяется на юридических лиц, которые осуществляю продажу алкоголя и пива.

А так же на физических лиц (Индивидуальных Предпринимателей) осуществляющих продажу пива.

Алкогольной продукцией в соответствии с 171 ФЗ является:

Статья 2 пункт 7 ФЗ 171.

Алкогольным продуктом является пищевой продукт, произведенный с использованием этилового спирта или со спиртосодержащим продуктом с содержанием 0,5 этилового спирта.

В соответствии с изменениями 218 ФЗ с 1июля 2012 года пиво приравнено к алкогольной продукции.

Алкогольная продукция бывает нескольких видов:

  • спиртной напиток
  • вино (фруктовое, ликерное, игристое)
  • пиво (пивной напиток)



Продажа алкоголя не допускается в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 2 ФЗ 171.

  • в образовательных детских учреждениях, спортивных объектах, культурных и медицинских организациях и территориях прилегающих к ним;
  • в общественных местах (вокзалах, остановках, аэропортах, автозаправках) и территориях прилегающих к ним;
  • объектов повышенной опасности и военных объектах и территориях прилегающих к ним.



С 1 января 2013 года, в соответствии с редакцией 218 ФЗ не допускается продажа пива на нестационарных торговых точках.



Статья 16 пункт 5 ФЗ 171.

С 1 июля 2012 г. продажа алкоголя запрещена с 23.00 до 08.00 по местному времени, данный запрет не распространяется на организации общественного питания.



Розничная организация должна иметь в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 6 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя и пива должны иметь стационарный торговый объект и складское помещение и контрольно-кассовую технику.



Розничные организации, реализующие алкоголь должны иметь лицензию в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 18 пункт 1 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя должны быть лицензированы.

На организации, продающие только пиво, данное требование не распространяется.



Статья 18 пункт 10 ФЗ 171.

Лицензию на розничную продажу алкоголя выдает уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР.



Розничные организации, реализующие алкоголь и пиво должны сдавать декларации по алкоголю и пиву в соответствии с 218 ФЗ:

Статья 14 пункт 1 ФЗ 218.

Организации, которые осуществляют розничную продажу алкоголя и пива должны вести учет и декларирование своих объемов продажи.



Статья 14 пункт 4 ФЗ 218.

Порядок декларирования устанавливается Правительством РФ.

Розничные организации сдают декларации в уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР и в само Росалкогольрегулирование.

Уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР передает данные в Росалкогольрегулирование и ведет учет статистической информации.

В свете последних событий, когда несколько десятков любителей экспериментов с суррогатным алкоголем умерли от него в Иркутской области, Совет Федерации оперативно подготовил пакет поправок в федеральное законодательство, чтобы подобные злоупотребления со стороны потребителей, производителей и продавцов больше не повторялись.

Уже 28 декабря 2016 года в Госдуму поступил законопроект № 66697-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Новая терминология и вид контроля

В основном для сферы алкоголя Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ) может появиться понятие «перемещения алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции». Это – изменение ее местонахождения, как с использованием транспортных средств, так и без них.

Вместо лицензионного контроля за розничной торговлей алкоголем будет действовать государственный контроль, который подразумевает более широкие меры и возможности реагирования на нарушения.

Более того, законодатели хотят ввести новый вид контроля – за розничными продажами спиртосодержащей непищевой продукции. К ней, в частности, относят погубившую много жизней настойку общераспространенного растения. Причем контроль за непищевой спиртовой продукцией ляжет на плечи региональных властей, а также местных муниципалитетов.

Документы

Возврат этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будет возможен только при наличии 3х сопроводительных документов:

  1. товарно-транспортной накладной;
  2. справки к таможенной декларации;
  3. справки к ТТН.

Алкоматы – под запретом

В статье 11 Закона № 171-ФЗ появится особый прямой запрет – на продажу в розницу спиртовой пищевой и непищевой продукции через торговые (так называемые вендинговые) автоматы.

Кроме того, региональные власти смогут вводит ограничения в отношении условий и мест розничной торговли непищевой спиртовой продукции.

И еще один интересный запрет (новый абзац п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ), который касается обычных людей. По общему правилу нельзя перемещать немаркированный алкоголь. Однако исключение сделано для физлиц. Объем – 5 л на одного человека с долей этилового спирта от 28%.

Новые требования к производителям

На сегодня они таковы:

С 2017 года законодатели хотят добавить важное уточнение: что помещения для изготовления и складирования продукции должны быть именно стационарными.

Появится новое основание для отказа в выдаче алкогольной лицензии – это наличие неперечисленного в срок административного штрафа за любое нарушение в данной сфере. Также это грозит приостановкой лицензии.

Если лицензиат в срок не известит, что устранил все моменты, которые повлекли приостановление лицензии, приостановка будет действовать до направления в суд заявления об аннулировании лицензии.

Основанием внеплановой проверки лицензиата теперь может послужить анализ документов, полученных в результате государственного контроля (по смыслу нормы вытекает, что это не обязательно специализированный надзор за алкогольной сферой). Кроме того, поводом станет и заявление об устранении обстоятельств, которые привели к приостановке лицензии.

Будет установлен запрет на производство алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции из фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Запрет для сайтов

В разряд запрещенной информации автоматически будут отнесены предложения о покупке в розницу алкогольной продукции дистанционным способом (новый подп. «е» п. 1 ч. 5 ст. 151 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).


Проще говоря, сайты с подобными предложениями будут блокировать. Сразу, без решения суда.

Новые штрафы

Новая норма КоАП РФ Нарушение Наказание
Часть 7 ст. 13.15 Предложение розничной продажи алкоголя дистанционным способом Штраф:

На граждан: 3000 – 5000 руб.;
на должностных лиц: 30 000 – 50 000 руб.;
на компанию: 400 000 – 1 млн руб.

Статья 14.17.1 «Незаконное перемещение физлицами
алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции»
Перемещение немаркированной алкогольной
и спиртосодержащей пищевой продукции (исключение: у человека не более 5 л с содержанием этилового спирта более 28%)
Штраф: 3000 – 5000 руб. с конфискацией напитка

По аналогии с онлайн-кассами

Законопроект содержит ряд чисто технических требований по отношению к:

  • емкостям для приема фармацевтического этилового спирта;
  • программно-аппаратным средствам;
  • оборудованию для учета объема оборота и использования этилового спирта.

В конечно счете они должны обеспечивать прием и передачу данных об объеме использования, производства, хранения, поставки и (или) закупки спиртосодержащих веществ в единую государственную автоматизированную информационную систему. Поскольку это потребует определенной степени переоснащения и финансовых затрат, начало действия этих «технических» поправок запланировано на 1 января 2018 года.

Перевозки

Будет уточнено, что требование о наличии в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении транспортных средств не распространяется на перевозки этилового спирта и нефасованной спиртовой продукции с содержанием этила более 25% процентов на ж/д транспорт.

Но, как и при перевозках автотранспортом, ж/д состав должен быть оборудован специальными средствами автоматической регистрации движения с передачей данных о перемещении, маршруте, стоянках по навигации в общую систему контроля.

Судя по всему, у рассматриваемого пакета поправок большие шансы на прохождение. Большинство из них начнут действовать сразу после подписания Президентом этого законопроекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .




Top