Й учебный вопрос: Назначение, цель контрольного осмотра (КО), ежедневного технического обслуживания (ЕТО) и отводимое на него время. II. Техническое обслуживание военной техники связи и асу При проведении ТО всех видов запрещается

Действующее в России законодательство предписывает необходимость проведения электронного аукциона, в случаях если:

  1. Производится закупка для государственных нужд , которая финансируется из бюджета (порядок и процедура определяются №44-ФЗ).
  2. Компания заказчик имеет государственное участие в собственности (№223-ФЗ).
  3. Осуществляется капитальный ремонт с участием бюджетных средств (№615-ПП).

Существует несколько электронных площадок (ЭТП), среди которых Минэкономразвития отобрал пять ЭТП для проведения государственных закупок. Одной из наиболее крупных площадок заслуженно считается РТС тендер, что делает чрезвычайно актуальным вопрос, как подать заявку для участия в аукционе, проводимом ею.

сопровождения тендера

Схема организации электронных аукционов на РТС тендер и подачи заявок на них

В организации и последующем проведении аукциона участвуют три стороны:

  • заказчик, то есть юридическое лицо, являющееся инициатором торгов;
  • оператор, то есть одна из выбранных ЭТП, в данном случае - РТС тендер;
  • участники, которые подают заявку оператору (РТС тендер) на выполнение указанных в документации работы или поставку продукции.

Каждая из сторон должна выполнить определенные процедуры на каждом из этапов аукциона, к числу которых относятся:

  • подготовка к торгам;
  • проведение торгов;
  • подведение итогов.

Подробно действия и обязанности всех участников процесса приведены на следующей схеме.

Пошаговая инструкция по подаче заявки на РТС тендер

После принятия решения об участии в объявленном аукционе, организация должна последовательно выполнить несколько необходимых для подачи заявки на РТС тендер шагов. При этом необходимо учитывать сроки оформления заявок. Они составляют: при сумме торгов до 3 млн. руб. - 7 суток, свыше 3 млн. руб. - 15 дней.

Шаг 1: Получение электронной цифровой подписи для участия в торгах

Под электронной цифровой подписью (чаще называемой просто ЭЦП) понимается реквизит документа в электронном виде, обеспечивающий конфиденциальность информации и возможность установления ее принадлежности тому или иному владельцу. Получение ЭЦП необходимо для подачи заявки на РСТ тендер. При этом процедура, как правило, не отнимает много времени (от 30 минут до 2-3 часов). Обычная продолжительность действия ЭЦП - 1 год. После того, как электронная подпись получена, следует произвести настройку компьютера и браузера для работы на выбранной площадке.

Шаг 2: Аккредитация на ЭТП

На каждой ЭТП, где организация планирует участие в аукционах, необходимо прохождение аккредитации. Следует учитывать, что список документов, который необходимо подать для прохождения этой процедуры, одинаковый для всех ЭТП, однако, требования по содержанию и оформлению у различных площадок существенно отличаются. В перечень документов для аккредитации входят устав, свидетельства о регистрации и постановке на учет, выписка из государственного реестра и документы, которые подтверждают полномочия руководителя. Кроме того, также потребуется наличие ЭЦП, о чем было написано выше.

Обычный срок рассмотрения представленных документов составляет не более пяти рабочих дней, но практически на всех ЭТП предусмотрена возможность ускоренной аккредитации, которая, естественно, является платной. При обнаружении ошибок или неточностей, документация возвращается, а при повторной ее подаче срок рассмотрения начинается заново. Продолжительность действия полученной аккредитации - три года.

Шаг 3: Обеспечение заявки

В результате получения аккредитации, ЭТП открывает для организации лицевой счет. Он необходим для того, чтобы перечислять на него средства для обеспечения заявки на РТС тендер. Ее величина определяется аукционной документацией и находится в пределах от 0,5% до 5%. Перечисленные деньги блокируются на счете до подведения итогов торгов. В случае проигрыша они возвращаются в течение пяти дней. При выигрыше средства также будут возвращены, но только после подписания контракта и перечисления денег для его обеспечения.

Шаг 4: Подготовка заявки на аукцион РТС тендер

Подготовка заяви на участие в аукционе, объявленном на РТС тендер, производится в соответствии с документацией по нему. Она находится в свободном доступе. Любая заявка состоит из двух частей.

Первая часть . В ней указываются технические характеристики поставляемой продукции или условия предоставления услуг, если тендер объявлен на выполнение каких-либо работ. При этом первая часть обязательно содержит:

  • согласие на осуществление поставки товара, оказание услуги или производство работ;
  • конкретные параметры и характеристики товара, выполняемой работы или оказываемой услуги;
  • при необходимости - указание на фирменный или товарный знак, а также наименование товара;
  • указание на страну происхождения товара или материала, используемого при производстве работ.

Кроме того, первая часть оформляемой заявки на участие в аукционе на РТС тендер может содержать фото, эскиз или чертеж поставляемого товара. Важным нюансом является полная анонимность рассматриваемого раздела заявки.

Вторая часть . Она содержит основные реквизиты предприятия, подающего заявку, включая контактные телефоны и другие средства и способы связи. Кроме того, в эту часть обычно включаются:

  • информация, подтверждающая соответствие организации, участвующей в аукционе, требованиям к поставке товара, оказанию услуг или выполнению работ (наличие лицензии, допуска СРО, разрешения и т.д.);
  • данные о том, что организация-участник соответствует требованиям закона №44-ФЗ (отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, задолженности по уплате обязательных сборов, налогов и т.д.);
  • документы, которые подтверждают соответствие поставляемого товара, производимой работы или оказываемой услуги, предлагаемой участником, требованиям документации по аукциону;
  • решение собственников или уполномоченного органа об одобрении сделки;
  • другие документы, предоставляющие преимущества участнику (принадлежность к субъектам малого предпринимательства, привлечение к работам инвалидов и т.д.)

В большинстве случаев аукционная документация содержит ряд дополнительных требований к участникам, которые должны во второй части подтвердить свое соответствие. К числу таких обязательных для участия в тендере условий относится опыт работы, наличие финансовых ресурсов и материально-технической базы, присутствие среди работников компании специалистов определенной квалификации и т.д.

Шаг 5: Подача заявки

Подача заявки для участия в аукционе на РТС тендер не представляет особой сложности. Для этого необходимо сначала найти интересующий аукцион. Затем заполняются формы и загружаются подготовленные документы. После занесения всех необходимых данных каждый размещенный файл и итоговая форма подписываются ЭЦП. Достаточно очевидно, что процедура подачи заявки на аукцион, проводимый на ЭТП РТС тендер, требует гораздо меньшего количества затрат труда, чем ее подготовка.

Итогом подачи заявки является присвоенный ей индивидуальный порядковый номер. В случае, если при оформлении документов были допущены ошибки или неточности, заявку можно отозвать, исправить и подать снова. При этом номер ее изменится. Ответ на вопрос, как отозвать заявку на РТС тендер, находится в справочной системе ЭТП. Следует отметить, что эта процедура не представляет собой сложности, а для ее выполнения достаточно просто следовать инструкциям программы.

Шаг 6: Рассмотрение первых частей поданной заявки

В течение недели (или быстрее, если это предусмотрено документацией), аукционная комиссия рассматривает первые части поданных на аукцион, проводимый на РТС тендер, заявок. После этого на ЭТП размещается протокол с результатами и решением о том, какие именно участники допускаются к аукциону.

Шаг 7: Участие в электронном аукционе

Электронный аукцион проводится, как правило, в течение трех дней после того, как на сайте ЭТП размещается протокол рассмотрения первых частей поступивших на РТС тендер заявок. Шаг аукциона, как правило, варьируется от 0,5% до 5% от стартовой цены контракта, указанной в документации. На принятие решения по каждому следующему шагу участникам предоставляется 10 минут. Победителем объявляется участник, который назначил минимальную цену.

Шаг 8: Рассмотрение вторых частей заявок на РТС тендер

После прохождения аукциона организация-заказчик в течение трех дней производит рассмотрение вторых частей заявок, поданных на РТС тендер. По его результатам формируется итоговый протокол, который замещается на сайте ЭТП. При отклонении заявки предприятия, ставшего победителем аукциона, право заключить контракт предоставляется занявшему второе место участнику.

Шаг 9: Обеспечение и подписание контракта

Участник-победитель должен подписать контракт. Для этого он должен предоставить предусмотренное аукционной документацией обеспечение его исполнения. Обычно оформляется банковская гарантия на сумму, размер которой определяется условиями тендера и может составлять до 30% от начальной стоимости.

После внесения обеспечения победитель аукциона подписывает контракт, который направляется заказчиком, в течение 10-20 дней. Для этого используется ЭЦП.

При несогласии других участников аукциона с его итогами, они могут обратиться в ФАС. Жалоба должна быть направлена не поздней 10 дней от даты размещения на сайте ЭТП протокола с итогами аукциона.

Сотрудничество при подаче заявки на РТС тендер со специализированными организациями

Как следует из описанных выше этапов подготовки и подачи заявки для участия в аукционе на РТС тендер, этот процесс занимает достаточно много времени и требует наличия квалифицированных специалистов как по юридическому сопровождению документации, так и по профильной деятельности предприятия, планирующего участие в тендере.

Наши специалисты гарантируют соблюдение требований закона на всех стадиях сопровождения тендера . Урегулирование споров с заказчиками, обжалование решений ФАС, работа на всех торговых площадках.

Техническое обслуживание (ТО) должно проводиться на всех этапах эксплуатации средств ТГО: при применении по назначе-нию, хранении, транспортировании, в ходе войскового ремонта и т.д.
(кроме списания).

В основе ТО лежит принцип обязательного проведения определенного вида ТО в заранее установленные сроки.

Сроки проведения ТО устанавливаются по ряду признаков.

ТО проводится по истечении определенного времени (календар-ный признак) или по выполнении определенных объемов работы — пусков, краскооттисков, измерений и т.п. — (признак наработки). Оно может также проводиться по заранее установленным признакам технического состояния (уровню рабочей жидкости, запыленности или загрязненности и т.п.).

Периодичность ТО, количество различных видов ТО и перечень операций, выполняемых при ТО каждого вида оговариваются в эксплуатационной документации на конкретное средство ТГО.

При отсутствии подобных сведений в эксплуатационной докумен-тации следует руководствоваться требованиями НТД ВТУ ГШ (руко-водств, инструкций и т. п.).

Если и в этих документах не отражены вопросы ТО данного вида средства ТГО, то начальник технической службы воинской части обя-зан установить порядок его ТО с учетом требований к ТО анало-гичных технических средств, либо на основании требований соответ-ствующих НТД других ведомств.

В общем случае предусматриваются следующие виды периодических ТО, устанавливаемых по календарному признаку (перечислены в порядке возрастания их старшинства): ежедневное, еженедельное, месячное (ТО № 1), полугодовое (ТО № 2), годовое (ТО№3).

Для конкретных средств ТГО в соответствии с их эксплуатацион-ной документацией количество видов ТО может быть сокращено.

ТО наибольшей трудоемкости (годовое — при назначении вида ТО по календарному признаку, или максимальное — при его назна-чении по наработке) проводится одновременно не более чем на 25% средств ТГО одного типа.

Виды ТО на различных этапах эксплуатации средств ТГО определяются их эксплуатационной документацией.

При выполнении среднего ремонта средства ТГО обязательно выполнение ТО старшего вида. При этом не производится замена комплектующих изделий с назначенным ресурсом (сроком службы), сохранившим не менее 75% ресурса (срока службы).

При установлении для одного и того же средства ТГО различных ТО, назначаемых по календарному признаку и по наработке или по календарному признаку и по техническому состоянию, необ-ходимо при их организации предусматривать максимально возможное совмещение этих ТО по времени, месту проведения и исполнителям.

Проведению ТО всех видов, начиная с месячного, должна предшествовать проверка средства ТГО на работоспособность. Неработоспособные средства ТГО передаются в ремонт. Допускается проводить ТО средств ТГО, имеющих неисправности, не ведущие к утрате работоспособности. Допускается также объединять по време-ни мелкий ремонт и ТО.

При планировании и проведении ТО средств измерений (СИ) следует предусматривать поверку СИ после выполнения ТО старших видов, желательно — после ТО № 3. Допускается совмещать по времени поверку СИ с их ТО.

При проведении ТО всех видов запрещается:

изменять предусмотренную эксплуатационной документацией периодичность;

сокращать установленный объем работ (исключать отдельные операции или проверки);

нарушать регламентированные последовательность и технологию выполнения операций;

использовать непредусмотренные технической документацией инструменты, приборы и материалы, а также непроверенные СИ.

ТО средств ТГО, закрепленных за определенными лицами, выполняется ими, с использованием штатного комплекта ЗИП. Допускается привлекать к выполнению ТО старших видов личный состав и технические средства ремонтных, поверочных и подобных им подразделений.

ТО средств ТГО, находящихся на длительном хранении или транспортируемых, выполняется специально выделенными для этой цели лицами.

ТО средств ТГО при их среднем ремонте выполняется силами под-разделения, осуществляющего ремонт этих средств.При выполнении ТО старшего вида, а также при всех случаях замены комплектующих изделий с назначенными ресурсами (сроком службы) делается соответствующая запись в формуляре или заменяющем его документе средства ТГО.

Противопожарных средств, наличия КФ, пломб, печатей.

Проверить состояние заземляющего устройства путем внешнего осмотра. Убедиться в отсутствии обрывов заземляющих проводников, в надежности и чистоте контактных соединений на клеймах заземлителей и на клеймах «ЗЕМЛЯ» прицепов изделия.

Проверить наличие и состояние огнетушителей, а также табличек на них с указанием даты проверки. Проверить наличие и состояние противопожарного инвентаря.

Проверить наличие пломб и печатей на штурвалах автоматов АП-1,АП-2, крышках переключателей «ИЗЛ»,»переключателей каналов» бл.12/23, крышке переключателя «РЕЖИМВ КЛЮЧ.» бл. 34 .

ОПЕРАЦИЯ № 2. Проверка состояния телефонной связи.

ОПЕРАЦИЯ № 3. Проверка состояния агрегатов питания.

ОПЕРАЦИЯ № 4. Проверка исходного положения органов управления.

ОПЕРАЦИЯ № 5. Проверка последовательности включения изделия.

ОПЕРАЦИЯ № 6. Проверка режима работы передающего устройства по контрольным приборам.

Проверка соответствия настройки генератора СВЧ на разрешенную частоту

ОПЕРАЦИЯ № 7. Измерение коэффициента шума приемного устройства.

ОПЕРАЦИЯ № 8. Проверка системы вращения. АПЧ и ориентирования по КМП.

ОПЕРАЦИЯ № 9. Проверка системы зашиты от ПП.

ОПЕРАЦИЯ № 10. Проверка работоспособности приемно-индикаторного тракта (ИКО).

ОПЕРАЦИЯ № 11. Проверка прохождения сигналов опознавания на экраны индикаторов.
3.2.Порядок проведения контрольного осмотра РЛС 1РЛ-131.

ОПЕРАЦИЯ № 1. Запуск агрегатов питания.

Убедиться в отсутствии подтеканий топлива, масла. Проверить заправку агрегатов топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Произвести пуск агрегата, установить номинальный режим его работы. Выдать питание на аппаратуру изделия.

ОПЕРАЦИЯ № 2. Проверка последовательности включения изделия.

ОПЕРАЦИЯ № 3. Проверка состояния телефонной связи.

Проверить состояния телефонной связи в линиях командной и оператора путем посылки вызова абоненту и ведения двухстороннего разговора.

ОПЕРАЦИЯ № 4. Проверка системы врашения и ориентирования по КМП.

ОПЕРАЦИЯ № 5. Проверка работы АПЧ и оценка чувствительности приемника.

ОПЕРАЦИЯ № 6.Проверка системы зашиты от ПП.

ОПЕРАЦИЯ № 7. Проверка прохождения сигналов опознавания на экраны индикаторов.
40-41 ТО включает в себя проверку состояния и контроль работоспособности образца, проверку работоспособности и параметров систем, настройку и регулировку, замену отдельных элементов, чистку, смазывание, сезонную смену смазок и другие работы, связанные с поддержанием исправности и предупреждением отказов РЭТ.

Для РЭТ в процессе эксплуатации предусматриваются следующие виды ТО:

при применении по назначению:

на кратковременном хранении:

на длительном хранении:

КО РЭТ производится при каждом включением образца и включает следующие операции:

проверка, установка оперативных органов управления в исходное положение;

проверка питающих напряжений, включение;

проверка исправности телефонной и громкоговорящей связи;

проверка аппаратуры документирования;

проверка аппаратуры индикации и ориентирования по контрольному местному предмету (юстировочным точкам);

контроль совместного функционирования рабочих мест (индикаторов), спецвычислителей, электронных вычислительных машин, устройств управления обменом, устройств сопряжения с пультами и других систем; проверка системы вращения, наклона (качания) антенн;

проверка приемо-передающей аппаратуры;

проверка режимов обзора;

проверка аппаратуры опознавания;

проверка работоспособности трактов приема, передачи, обработки и отображения информации.

Порядок, последовательность и содержание операций КО РЭТ может меняться (уточняться) для каждого конкретного образца РЭТ.

ЕТО проводится ежедневно в определенное приказом командира войсковой части время. Перечень операций ЕТО включает в себя операции проводимые при КО. Кроме этого при проведении ЕТО должна проводиться проверка:

надежности и состояния заземления;

наличия и состояния средств пожаротушения;

уровня масла в редукторах, механизмах, агрегатах; надежности крепления и состояние редукторов, механизмов, защитных кожухов, решеток;

состояния систем вентиляции, кондиционирования, охлаждения;

уровня охлаждающей жидкости в системах, состояние рукавов, трубопроводов, соединений;

уровня спецжидкости в токосъемниках;

сопряжения с КСА.

ТО-1 (ТО-2) проводится с целью поддержания РЭТ в исправном состоянии, до подготовки к использованию или очередного ТО, контроля технического состояния и устранение выявленных недостатков.

СО проводится в целях подготовки РЭТ к зимнему или летнему периоду эксплуатации. При планировании СО, как правило, совмещается с ближайшим по времени ТО-1 или ТО-2.
НОРМЫ ВРЕМЕНИ

для проведения технического обслуживания РЭТ РТВ


Тип

Норма времени для проведения ТО


Срок готовности к

включению аппаратуры из положения ТО


ТО-1

ТО-2

СО

ТО-1

ТО-2

СО

периодичность

Норма времени

(час)


периодичность

Норма времени

(час)


периодичность

Норма времени

(час)


П-18

2 раза в мес

8

1 раз в 2 мес

16

2 раза в год

24

20

1,5

1,5

П-19

2 раза в мес

8

1 раз в 2 мес

16

2 раза в год

16

30

1,5

1,5

19Ж6

1 раз в мес

8

2 раза в год

23

0,25

2

ПРВ-13

2 раза в мес

8

1 раз в 2 мес

16

2 раза в год

16

40

1,5

2

РТО – это ТО, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации на образец РЭТ и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния образца в момент начала ТО.

РТО при эксплуатации проводится с целью обеспечения работоспособности в течение длительного периода эксплуатации составных частей образца РЭТ, требующих обслуживания по потребности (при расходовании определенного ресурса работы, в зависимости от наработки или технического состояния). РТО проводится, как правило, один раз в год, и может совмещаться с СО.

ТО РЭТ, состоящего из нескольких составных частей, проводится комплексно, то есть, совмещено по месту и времени для всех составных частей.

Виды и периодичность ТО составных частей РЭТ определяются периодичностью ТО его основной части.

При проведении ТО необходимо строго соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации и других руководящих документах.

Запрещается нарушать периодичность ТО РЭТ без специальных указаний довольствующего органа.

Командиры подразделений несут ответственность за своевременное проведение в полном объеме ТО РЭТ.

Заместитель командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части) отвечает за планирование, организацию и своевременное проведение ТО РЭТ.

Начальник службы вооружения организует и обеспечивает ТО РЭТ, состоящей на учете в службе вооружения, и принимает меры по своевременному ТО ее составных частей через соответствующих начальников служб.

Непосредственно руководит проведением ТО лицо , ответственное за эксплуатацию образца РЭТ.

Командиры воинских частей и подразделений обязаны планировать и выделять необходимое время и личный состав на проведение ТО и требовать точного выполнения всего объема работ в установленные сроки.

Личный состав групп регламента и ремонта, участвующий в проведении ТО, должен пройти необходимую подготовку и специализироваться по видам работ, за полноту и качество проведения которых он несет ответственность.

Использовать специалистов-ремонтников, а также личный состав расчетов в период проведения ТО для выполнения хозяйственных и других работ запрещается.

Время для проведения номерных ТО, РТО и СО предусматривается планом боевой подготовки, планами эксплуатации и ремонта РЭТ.

Виды ТО и объемы работ в послегарантийный период эксплуатации устанавливаются для конкретных образцов РЭТ и энергетических средств руководствами по ТО (регламентным работам).

В гарантийный период эксплуатации ТО проводится согласно документации на образец техники с сохранением установленных ею видов ТО, их периодичности и объема работ.

На энергетических средствах, входящих в состав образцов РЭТ, предусмотрены следующие виды ТО:

ТО-1 – через 50–100 часов работы в зависимости от типа энергетических средств;

ТО- 2 – через 200 – 400 часов работы в зависимости от типа энергетических средств;

РТО – через 800 – 1000 часов работы;

СТО – проводится один раз в полгода при подготовке к зимнему или летнему периоду эксплуатации.

КО проводится перед каждым включением и включает следующие основные операции:

установка органов управления в исходное состояние;

проверка надежности крепления насосов, фильтров, зарядного генератора, стартера, панели приборов;

проверка натяжения ремней;

проверка наличия масла, охлаждающей жидкости, топлива;

проверка давления воздуха в пусковом баллоне и надежности соединений элементов пускового устройства;

проверка надежности крепления проводов к электрооборудованию;

проверка плавности хода рукоятки подачи топлива.

Постановка образца РЭТ на ТО производится в соответствии с выпиской из квартального плана проведения ТО. Для проведения планового ТО, кроме ЕТО, РЭТ снимается с боевой готовности.

Все виды ТО на ПРВ проводятся одновременно с дальномерами РЛК и РЛС, с которыми они сопряжены или используются.

ТО на КСА подразделения планируется в период проведения ТО на основной РЛС (РЛК) подразделения. В локальных автоматизированных группировках ТО основной РЛС (РЛК) подразделения и КСА должно проводиться одновременно со средствами КСА КП воинских частей зенитных ракетных войск и истребительной авиации, получающими боевую информацию от данного подразделения.

РТО должно планироваться на технике, прибывающей из промышленности и капитального ремонта, только по истечении годичного срока эксплуатации.

На технике, подготовленной к отправке в капитальный или средний ремонт, подготовленной к списанию ТО не планируется.

ТО РЭТ длительного хранения, подменного фонда включается в план ТО отдельно от вооружения, развернутого и привлекаемого к боевому дежурству.

ТО не должно планироваться на выходные, предпраздничные и праздничные дни.

На каждом образце РЭТ отрабатываются операционные карточки для каждого исполнителя по видам ТО. Операционные карточки изготавливаются в виде специальных палеток.

До проведения ТО отрабатываются следующие документы: расчет-заявка на необходимые материалы, инструменты, принадлежности, горюче-смазочные материалы необходимые для проведения конкретного вида ТО; план проведения ТО на конкретном образце РЭТ ; линейно-временные графики для проведения конкретного вида ТО; операционные карточки проведения ТО для каждого исполнителя.

Кроме этого в радиотехническом батальоне два раза в год разрабатывается график контроля перевода РЭТ батальона и подчиненных подразделений на режим летней (зимней) эксплуатации.

Исходными данными для составления расчет–заявки на необходимые материалы, инструменты, принадлежности, горюче–смазочные материалы (далее – ГСМ) являются выписка из квартального плана ТО, инструкция по эксплуатации, нормы расхода ГСМ на конкретный образец РЭТ.

Расчет–заявки на необходимые материалы, инструменты, принадлежности, ГСМ должны быть удовлетворены не позднее, чем за трое суток до начала проведения ТО.

Доставка необходимых для проведения ТО материалов, инструментов, принадлежностей, ГСМ осуществляется силами подразделенная, за которыми закреплен образец РЭТ.

Не позднее, чем за два дня до проведения ТО, должен быть составлен план проведения ТО каждого образца РЭТ.

План ТО утверждает командир воинской части (подразделения), подписывает начальник расчета (образца РЭТ) и заместитель командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части).

План ТО составляет начальник расчета (образца РЭТ) под руководством заместителя командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части).

Операционные карточки корректируются лицом, ответственным за эксплуатацию образца РЭТ за сутки до начала ТО с учетом наличия личного состава и технического состояния образца РЭТ. Лицу, ответственному за эксплуатацию образца РЭТ, предоставляется право изменять время проведения отдельных операций, дополнительно включать операции, связанные с техническим состоянием образца РЭТ, распределять операции между номерами расчета.

За сутки до начала проведения ТО с личным составом расчета РЭТ проводятся занятия по порядку выполнения работ и операций согласно операционных карточек.

За 15 – 20 мин до начала работ лицо, ответственное за эксплуатацию образца РЭТ, проводит инструктаж личного состава расчета по требованиям безопасности, уточняет задачи расчету на проведение ТО, выдает личному составу операционные карточки, необходимый инструмент и принадлежности.

По окончанию проведения ТО лицо, ответственное за эксплуатацию образца РЭТ, под руководством заместителя командира воинской части (подразделения) по вооружению (технической части) оценивает техническое состояние образца РЭТ. Перечень параметров, подлежащих контролю при оценке технического состояния, определен в технической документации на образец РЭТ. После оценки технического состояния образца РЭТ производится заполнение формуляров.
42.Требования безопасности при эксплуатации РЭТ.

Требования безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных производственных факторов.

При эксплуатации РЭТ должны выполняться требования безопасности , изложенные в действующих руководящих документах, настоящей Инструкции и эксплуатационной документации на образцы РЭТ. Безусловное и точное выполнение всем личным составом требований безопасности при эксплуатации РЭТ является важнейшим условием предупреждения случаев травматизма среди личного состава и аварий на технике.

Соблюдение требований безопасности является обязательным во всех случаях. Условия работы, сложность и срочность их выполнения, а также другие причины не могут служить основанием для нарушения требований безопасности.

Ответственность за организацию и контроль выполнения требований безопасности при эксплуатации РЭТ возлагается на командиров воинских частей и подразделений, заместителей командиров частей (подразделений) по вооружению (технической части), лиц, ответственных за эксплуатацию образцов РЭТ (руководителей работ). Командиры подразделений, заместители командиров воинских частей (подразделений) по вооружению (технической части), лица, ответственные за эксплуатацию образцов РЭТ (руководители работ) несут личную ответственность за соблюдение требований безопасности подчиненным личным составом, за наличие и состояние защитных средств, инструментов и приспособлений, обеспечивающих безопасность работ.

Заместители командиров подразделений по вооружению (технической части) обязаны обеспечивать выполнение требований безопасности при эксплуатации, ремонте, обслуживании, передислокации, развертывании РЭТ.

Личный состав, эксплуатирующий технику РЭТ, обязан знать и строго выполнять требования безопасности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, а также иметь соответствующую группу по электробезопасности.

Обучение личного состава безопасным методам работы производится как в процессе боевой подготовки, так и методом проведения инструктажей по требованиям безопасности.

По требованиям безопасности с личным составом проводятся следующие виды инструктажа:


  • вводный;

  1. первичный на учебном или рабочем месте;

  2. периодический (повторный);

  3. повседневный;

  4. внеплановый.
Вводный инструктаж проводится с вновь прибывшим в воинскую часть личным составом независимо от его стажа работы и квалификации в целях ознакомления с требованими безопасности, действующими на территории воинской части, а также с опасностями, которые могут возникнуть при эксплуатации РЭТ и использовании различного оборудования.

Вводный инструктаж организуется и проводится командирами подразделений с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по требованиям безопасности.


  • требования распорядка дня;

  • особенности размещения объектов, порядок занятий;

  • особенности эксплуатации и ремонта РЭТ, специальных помещений и оборудования;

  • общие требования безопасности, принятые в данной воинской части.
Первичный инструктаж на учебном или рабочем месте проводится командиром подразделения, руководителями занятий или работ , лицами ответственными за эксплуатацию образцов РЭТ, при назначении военнослужащего на данный вид техники или вооружения, рабочее место, а также в случае прибытия в подразделение, при переводе с одной работы на другую, после перевооружения, при использовании новых усовершенствований в вооружении и технике, при изменении содержания работ. Инструктаж проводится независимо от квалификации и стажа службы военнослужащих и сопровождается показом приемов выполнения работ с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по технике безопасности.

Военнослужащие обязаны изучить:


  • обязанности по данной специальности;

  • порядок содержания учебного или рабочего места;

  • устройство, обслуживания оборудования, правила его безопасной эксплуатации;

  • инструмент и правила обращения с ним;

  • правила обращения с электрооборудованием на данном рабочем месте;

  • правила пользования защитными приспособлениями и спецодеждой;

  • порядок действий при возникновении опасной обстановки;

  • инструкцию по требованиям безопасности на данном рабочем месте.
Повторный (периодический) инструктаж проводится командиром подразделения, руководителями занятий или работ, лицами, ответственными за эксплуатацию образцов РЭТ, по программе и инструкциям по требованиям безопасности для инструктажа на рабочем месте.

Повторный (периодический) инструктаж проводится с группой личного состава не более 15 человек и имеет целью закрепить и расширить первично полученные знания личного состава по требованиям безопасности, а также проверить усвоение этих знаний.

Повторный (периодический) инструктаж проводится не реже одного раза в 3 месяца с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по требованиям безопасности.

Повседневный инструктаж проводится непосредственным начальником (ответственным за выполнение работ) личного состава перед началом работ и имеет целью:


  • напомнить основные правила и приемы безопасного выполнения работ, дать характеристику наиболее опасных операций предстоящей работы;

  • определить порядок использования защитных средств и взаимодействия личного состава и порядок действий в аварийных ситуациях.
Внеочередной инструктаж проводится в следующих случаях с отметкой в журнале учета инструктажа личного состава по требованиям безопасности:

  • при замене или модернизации техники РЭТ , если изменяются условия безопасности в работе;

  1. при нарушении личным составом требований безопасности;

  2. при несчастном случае, происшедшем в воинской части;

  3. по приказанию командира или инспектирующих органов.
Основными требованиями безопасности при эксплуатации РЭТ (радиоэлектронной аппаратуры и электронного оборудования электроустановок) являются:

  • ремонт РЭТ должен проводиться личным составом, допущенным к ее эксплуатации, в количестве не менее двух человек;

  • осмотр и ремонт радиоэлектронной аппаратуры и электронного оборудования электроустановок при включенном напряжении разрешается инженерно-техническому составу с III квалификационной группой, остальной личный состав может привлекаться к ремонту только под наблюдением инженерно-технического состава образцов РЭТ с III квалификационной группой;

  • ремонтные работы в шкафах и блоках, имеющих напряжение свыше 500 В, должны проводиться только при выключенном питании после разряда накопительных конденсаторов;

  • при проведении ремонтных работ личный состав должен быть одет по установленной форме или в специальную одежду с рукавами, застегнутыми у кистей рук, и в головных уборах;

  • при выполнении ремонтных работ необходимо использовать инструмент с изолированными рукоятками, измерительные приборы подключать изолированными гибкими проводами с надежно присоединенными щупами или наконечниками, щупы должны иметь изолированные ручки и длину 10-15 см;

  • при измерении напряжений по отношению к шасси блока можно пользоваться только одним щупом, подключив второй провод измерительного прибора к шасси с помощью постоянного соединения или зажима типа «крокодил»;

  • замена неисправных предохранителей и плавких вставок должна проводиться при снятом напряжении;

  • при смене крупногабаритных электровакуумных приборов (изделий) необходимо пользоваться защитными очками;

  • прицепы и рабочие места должны быть укомплектованы исправными резиновыми ковриками и средствами защиты, проверенными на электрическую прочность;

  • заземление прицепов и элементов образцов должно быть выполнено строго в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;

  • при прокладывании и свертывании кабелей пользоваться рукавицами и специальными приспособлениями;

  • личный состав должен знать и уметь оказывать помощь при поражении электрическим током.
Запрещается:

  • снимать при включенном питании защитные кожухи, боковые защитные стенки , крышки и сетки ремонтируемой аппаратуры;

  • при включенном питании заменять детали, выполнять пайки, замыкать блокировки, прикасаться к монтажу, чистить и протирать блоки, заливать смазку;

  • применять в случае повреждения участка монтажа временные соединения;

  • применять самодельные вставки вместо предохранителей;

  • нарушать установленный эксплуатационной документацией порядок включения и выключения блоков и устройств.

Оповещение подчиненных ИРЛИ осуществляется с целью обеспечения на них непрерывности сопровождения ВО, управления собственными средствами, а также для выдачи на одновходовые ОКП, замкнутые на ИРЛИ.

Для оповещения любого ИРЛИ отбираются ВО, сопровождаемые на КСА 97Ш6 по данным ВКП, соседних КП и других подчиненных ИРЛИ и удовлетворяющие критериям принадлежности или подлетного времени к зоне отбора этого ИРЛИ. В случае, если количество отобранных ВО превышает возможности ИРЛИ по приему информации, выдача информации осуществляется по следующей приоритетной схеме:

ВО, находящиеся в зоне отбора;

ВО в порядке возрастания величины подлетного времени к данной зоне.

КСА ПУ рлр типа 86Ж6, 86Ж6М, 86Ж6С, не обрабатывают информацию оповещения как сообщение от автономного ИРЛИ, а воспринимают ее в составе кодограммы о распоряжении с кодом распоряжения "Оповещение" и нулевым номером трассы. Далее оно отображается на АРМ ПУ рлр для организации автоматизированного захвата ВО. Аналогично воспринимается этими абонентами и распоряжение "Целеуказание на захват ВО". Целесообразно при взаимодействии КСА 97Ш6 с данными типами ИРЛИ не вырабатывать в их адрес информацию оповещения в виде управляющего воздействия, а использовать для обеспечения своевременного захвата ВО в контролируемой источником области пространства только распоряжение типа "Целеуказание".

На КСА 97Ш6 управление подчиненными ИРЛИ осуществляется для решения следующих задач:

обеспечения единого понимания воздушной обстановки на вышестоящем и нижестоящих уровнях (характеристик ВО, назначенных воздействий, результатов группирования);

обеспечения непрерывности проводки ВО;

регулирования информационных потоков;

повышения достоверности определения признаковой информации (ТВО, ОГП);

обеспечения пассивной защиты средств ИРЛИ от ПРС.

Реализация решений данных задач осуществляется при помощи выработки следующих типов распоряжений (соответственно команд для КСА из состава АСУ ВВС):

присвоить характеристики (команда о связке номеров) - ПХ;

присвоить признак воздействия - ПВЗ;

присвоить номер группы - ПНГ;

целеуказание на захват ВО - ЦУ ВО;

целеуказание на захват ИП - ЦУ ИП;

цель соседа - ЦС;

сбросить ВО с сопровождения (команда по цели - сопровождение) - СБР;

прекратить выдачу информации о ВО - ПВ;

восстановить выдачу информации о ВО - ВВ;

уточнить характеристики по ОГП (команда по цели - уточнить принадлежность) - УХ ОГП;

выключить (включить) излучение - ВЫКЛИ (ВКЛИ);

телефонный разговор (команда общего типа) - ТР.

Все типы распоряжений (команд), кроме распоряжения "Телефонный разговор" и команд общего типа, предназначенных для организации переговоров по ОКС ЛБР или передачи кодированной информации, вырабатываются на КСА 97Ш6 автоматически относительно одиночных ВО.



На КСА 97Ш6 автоматическое управление подчиненными ИРЛИ строится на следующих принципах:

управление осуществляется с учетом команд и распоряжений, поступающих от ВКП и ОКП;

управление осуществляется с учетом текущего состояния КСА 97Ш6 (загрузки по количеству сопровождаемых ВО и потоку входных сообщений), подчиненных ИРЛИ (загрузка, режим боеготовности) и средств, замкнутых на ИРЛИ (включены, выключены);

критерии принятия решений для каждого типа распоряжения являются унифицированными - независимыми от типа ИРЛИ;

любой тип распоряжения (команд) вырабатывается в адрес ИРЛИ только в том случае, если ИРЛИ воспринимает распоряжение данного типа или семантически ему подобное.

При взаимодействии КСА 97Ш6 с подчиненными ИРЛИ, оснащенными КСА из состава АСУ ВВС, на них не выдается команда по распределению усилий (задает зону отбора для выдачи информации в горизонтальной и вертикальной плоскостях), так как КСА 97Ш6 воспринимает информацию о воздушной обстановке, формируемую на этих ИРЛИ, в полном объеме.

Адаптация множества типов распоряжений, вырабатываемых КСА 97Ш6, ко множеству типов распоряжений, воспринимаемых конкретным ИРЛИ, осуществляется программным путем.

КСА 97Ш6 обеспечивает прием и обработку следующих запросов и донесений от подчиненных ИРЛИ:

телефонный разговор - с последующим отображением на АРМ КСА;

донесение на команду общего типа - с последующим отображением на АРМ КСА;

ВО присвоен признак воздействия - с последующим присвоением данного признака трассе ВО, выдаваемой на ИРЛИ в виде информации оповещения.

Функциональные задачи, решаемые на КСА 97Ш6 при взаимодействии с подчиненными ИРЛИ, приведены в "Описании применения" ПО КСА 97Ш6.


2.10. Взаимодействие КСА с абонентами в режиме живучести

при выполнении функций ведущего КП

При выходе из строя КП уровня ртб, выполняющего в основном режиме функции вышестоящего КП, заранее подготовленный КСА 97Ш6 в режиме живучести становится ведущим (опорным) КСА по отношению к другим ПУ одного с ним уровня.

Для обеспечения режима живучести программное обеспечение КСА 97Ш6 решает задачи КСА 98Ш6 в пределах возможностей технических средств КСА 97Ш6 по каналам связи и производительности.

Переход в режим живучести производится перенастройкой (при необходимости) каналов передачи данных и ОКС и перезапуском программного обеспечения КСА.

При работе в качестве ведущего КСА 97Ш6 может функционировать в централизованном режиме (при подключении к КП более высокого уровня, например, КП ртбр, или на КП зрбр при работе в составе АСУ ПВО СВ) и, в крайнем случае, в децентрализованном режиме (при отсутствии ВКП).

При выполнении функций ведущего КСА 97Ш6 решает дополнительные задачи по отношению к задачам основного режима:

взаимодействие с подчиненными ПУ рлр;

взаимодействие с подключаемым ВКП;

взаимодействие с подключаемыми обеспечиваемыми и соседними взаимодействующими КП, ранее замкнутыми на "вышедший из строя" ВКП.

Количество и состав подключаемых абонентов определяется тактико-техническими возможностями КСА 97Ш6 (см. п. 1.2).

Взаимодействие с абонентами различных уровней иерархии осуществляется в соответствии со структурами обмена информацией и принципами решения функциональных задач на КСА 97Ш6.

Избыточность аппаратно-программных средств КСА 97Ш6 по составу функциональных задач и номенклатуре типов сопрягаемых средств различных уровней иерархии (ВКП, СКП, ОКП, ПКП) позволяет решать в режиме живучести на ведущем КСА 97Ш6 с высокой степенью эффективности задачи по сбору и обработке информации (радиолокационной, о техническом состоянии и боеготовности и т.д.) от различных источников и выдачи ее разным потребителям, а также осуществлять управление подчиненными источниками (в том числе ПУ рлр) с учетом команд ВКП.


3. СОСТАВ РАСЧЕТА КСА И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Состав расчета КСА

Состав лиц полного боевого расчета КСА приведен в табл. 3.1.

Размещение расчета по рабочим местам зависит от количества рабочих мест в системе, что в свою очередь определяется модификацией КСМА 44Б6 (см. АСГК.461262.002 Э1).

Таблица 3.1

Номера АРМ-1
Лица расчета
- -01 -02 -03 -04
Командир АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1
Начальник штаба АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ АРМ N2 АРМ ИРЗ
Старший оператор по обработке информации АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2
Оператор по взаимодействию АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2
Оператор МС АРМ N3 АРМ N4 АРМ N3 - -
Оператор МС АРМ N4 - - - -
Оператор РЛС АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3

Состав лиц сокращенного расчета приведен в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Лица расчета Номера АРМ-1
Вариант исполнения 44Б6 АСГК.461262.002
- -01 -02 -03 -04
Оперативный дежурный КП (ОД КП) АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1 АРМ N1
Старший оператор по обработке информации АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2 АРМ N2
Оператор МС АРМ N4 АРМ N4 АРМ N3 - -
Оператор РЛС АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 АРМ N3 -

Под АРМ понимается автоматизированное рабочее место, позволяющее работать в координатно-знакографическом режиме отображения (в реальном масштабе времени).

По своим возможностям любой АРМ (кроме АРМ ИРЗ) может работать в режиме рабочего места командира. Ввод функционального назначения осуществляется при загрузке программного обеспечения. По начальному пуску (по умолчанию) в режим «АРМ командира» устанавливается АРМ N1. Все остальные рабочие места автоматически переводятся в режим рабочего места оператора по обработке информации с соответствующим предоставлением доступа к меню согласно информационной модели отображения. По решению командира размещение лиц расчета может изменяться.

При наличии в составе изделия 97Ш6 модуля сопряжения и съема информации (МС) с РЛС с аналоговым выходом, в состав КСА вводится дополнительное рабочее место для оператора МС:

АРМ-1 N4 или АРМ-1 N3 при наличии одного МС - модификации КСМА АСГК.461262.002-01 и АСГК.461262.002-02 соответственно;

АРМ-1 N3 и АРМ-1 N4 при наличии двух МС - модификация КСМА АСГК.461262.002.

Для работы РЛС 19Ж6 также необходимо отдельное рабочее место оператора РЛС (АРМ-1 N3) - модификации КСМА АСГК.461262.002-03.

Взаимодействие с РЛС 19Ж6 возможно и в модификациях 44Б6:

АСГК.461262.002, АСГК.461262.002-01, АСГК.461262.002-02, при отсутствии в данный момент сопряжения с РЛС с аналоговым выходом через МС. В этом случае АРМ-1 N3 может быть использован для работы с РЛС 19Ж6.

Кроме того, модификация АРМ-1 предусматривает установку в системный блок АРМ адаптера сопряжения с РЛС 19Ж6 (АС 19Ф). Переключатель ПКС-Ц, как видно из рис. 1.1 подключен не только к АРМ N3, но и к АРМ N2. Поэтому, в случае занятости АРМ N3 работой с МС, оператор РЛС может выполнять свои функциональные обязанности на АРМ N2, в которое в этом случае должна быть загружена система программ сопряжения с РЛС 19Ж6. Вид функционирования АРМ - "Оператор РЛС".

3.2. Функциональные обязанности ЛБР

Командир:

анализирует состояние и определяет конфигурацию системы и аппаратуры КСА в зависимости от технического состояния каналов связи, КСА и поставленных задач;

вводит в вычислительный комплекс функциональное назначение АРМ: "АРМ командира", и определяет АРМ для остальных лиц расчета;

определяет и вводит в вычислительный комплекс режим работы системы (мирный, военный) и КСА (основной, совмещенный);

осуществляет оперативный ввод сменных величин при изменении дислокации абонента;

осуществляет запрос существующих реперных точек и назначает рабочие реперные точки для подвижных объектов;

управляет взаимодействием всех абонентов КСА;

включает в работу (исключает из работы) источники информации;

управляет источниками информации, отбором информации на абоненты и вышестоящий КП;

управляет алгоритмами обработки информации;

использует результаты решения ИРЗ для управления ИРЛИ;

осуществляет перезапуск программного обеспечения;

принимает решение о регистрации информации и об отмене ее;

осуществляет смену ключей ПВО.

Начальник штаба:

уясняет задачу, определяет и уточняет способы и порядок ее выполнения;

оценивает воздушного противника, возможности подчиненных ИРЛИ на основе решения ИРЗ 1.1-1.6, 3.1.2, 7.1, 7.18-7.21 и докладывает предложения командиру;

анализирует состояние системы управления, связи и принимает меры по поддержанию их в постоянной готовности;

организует и контролирует доведение задач до ИРЛИ и их выполнение;

руководит документированием и подготовкой итоговых документов по результатам работы.

Старший оператор по обработке информации:

вводит в вычислительный комплекс уточненную информацию о характеристиках ВО;

производит ручной ввод информации, полученной по оперативно-командной связи;

контролирует выполнение команд, выданных подчиненным ИРЛИ;

решает информационно-расчетные задачи 8.1-8.9;

контролирует выдачу информации на обеспечиваемые и вышестоящий КП.

Принципы и алгоритмы решения ИРЗ приведены в программной документации на данные задачи.

Оператор по взаимодействию выполняет обязанности в объеме обязанностей старшего оператора по обработке информации по своему направлению.

Оператор МС подчиняется старшему оператору по обработке информации и отвечает за своевременное обнаружение, завязку трасс ВО и качество их сопровождения.

Оператор МС:

включает и проводит комплексную проверку готовности к работе своего рабочего места;

непрерывно следит за воздушной обстановкой на средствах отображения и докладывает старшему оператору по обработке информации о всех обнаруженных ВО;

вводит стробы сопровождения по ВО с целью ограничения потоков входной координатной информации;

следит за своевременной привязкой характеристик и высоты ВО и докладывает старшему оператору по обработке информации;

по команде старшего оператора по обработке информации вводит (изменяет) дополнительные характеристики ВО;

докладывает о потере ВО или о выходе их из зон обнаружения РЛС.

Функции оператора РЛС 19Ж6 аналогичны описанным для оператора МС.

При выполнении боевой задачи сокращенным расчетом обязанности командира выполняет оперативный дежурный (ОД) КП.

3.3. Состав лиц инженерно-технического персонала и их функциональные обязанности

Состав инженерно-технического персонала КСА 97Ш6 в модификации стационарного конструктивного исполнения для технического обслуживания аппаратуры и поддержания ее в постоянной готовности приведен в табл.3.3.

Таблица 3.3

начальник (старший инженер, инженер) - 1;

техник - 1;

Всего 2 человека.

Помимо перечисленного состава в обеспечении работы и эксплуатации КСА участвуют ЛБР.

Начальник обеспечивает постоянную готовность техники к применению и правильную эксплуатацию, укомплектованность ее техническим имуществом и средствами измерения, ведение установленной технической документации.

Начальник обязан:

в совершенстве знать комплект техники и правила ее эксплуатации, обеспеченность техническим имуществом и средствами измерений;

распределять обязанности личного состава расчета и руководить их работой;

обеспечивать постоянную готовность КСА к применению, проведение ТО и выполнение правил безопасности и пожарной охраны личным составом;

принимать меры по своевременной проверке и замене средств измерений, укомплектованию техники перед отправкой в ремонт, восполнению израсходованного технического имущества индивидуального ЗИП;

лично участвовать в проведении доработок на комплекте КСА;

осуществлять взаимодействие с вышестоящими инженерно-техническими службами;

вести установленную техническую документацию.

Старший инженер обеспечивает постоянную готовность техники к применению и правильную ее эксплуатацию.

Старший инженер обязан:

в совершенстве знать комплект техники КСА, правильно его эксплуатировать;

разрабатывать графики проведения ТО;

распределять задания на проведение работ личного состава и проверять качество выполнения;

включать и выключать КСА, переводить его из режима в режим, осуществлять контроль функционирования;

проводить сложные профилактические мероприятия.

Инженер обеспечивает постоянную готовность техники к применению и ее правильную эксплуатацию.

Инженер обязан:

производить контроль функционирования подсистем и технических средств;

проводить при отказах диагностирование до резервируемого модуля и осуществлять переход на резерв;

вводить отремонтированное техническое средство или составную часть в конфигурацию КСА;

устранять сложные неисправности;

проводить сложные профилактические мероприятия с регулировкой и применением спецприборов;

подготавливать заявки на необходимое оборудование, запчасти и принадлежности.

Техник обеспечивает постоянную готовность вверенных подсистем КСА и их правильную эксплуатацию.

Техник обязан:

в совершенстве знать вверенные подсистемы КСА;

проводить технологическое включение и выключение вверенных средств; проводить ТО, регулировку и текущий ремонт технических средств, в том числе диагностирование с точностью до сменного элемента;

устранять неисправности средств.


4. ПОДГОТОВКА КСА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

4.1. Подготовительные работы и порядок их проведения

4.1.1. Порядок включения электропитания

Включение электропитания стационарного варианта КСА 97Ш6 означает включение электропитания и вентиляции аппаратуры КСМА 44Б6, порядок и последовательность которого описаны в РП на КСМА АСГК.461262.002 РП, раздел 4.

Перед включением электропитания ЛБР должна быть проверена установка органов управления включением и выключением электропитания аппаратуры в положение "Выкл."

Расчет и загрузка в ВК констант и сменных величин предназначены для настройки ПО изделия на работу с конкретным составом группировки внешних абонентов КСА, привязанной к местности. Настройка ПО производится с помощью специального набора констант и сменных величин, которые по их функциональному назначению можно разделить на несколько групп:

алгоритмические константы;

кодировочная информация;

параметры эталонных объектов;

дислокационные константы;

статическая информация.

Настройка ПО производится боевым расчетом путем ввода сменных величин, включающих в себя:

константы пересчета координат из системы координат абонента в собственную систему координат и обратно;

координаты точек стояния элементов системы;

координаты эталонных объектов для проверки юстировки РЛС и проверки правильности пересчета координат;

состав взаимодействующих абонентов и распределение их по каналам ПД;

параметры зон отбора взаимодействующих абонентов и т.д.

Принцип ввода сменных величин приведен в «Руководстве по применению» на 44Б6 (АСГК.461262.002 РП)

Подготовка исходных данных для расчета сменных величин производится в соответствии с требованиями "Методики подготовки исходных данных для расчета сменных величин" АСГК.460088.019.

Ввод и обработка исходных данных производится в соответствии с "Инструкцией по расчету, изменению и записи сменных констант" АСГК.460039.016, где приведены таблицы, заполняемые оператором АРМ ИРЗ, и правила их заполнения.

4.1.3. Включение и проверка оперативно-командной связи

Включение и проверка оперативно-командной связи (ОКС) изделия 97Ш6 заключается во включении ОКС КСМА 44Б6 с дальнейшей ее проверкой.

Перед началом проведения проверки направлений ОКС на внешние абоненты, последние должны быть настроены на совместную работу с КСА в части организации ОКС.

Включение и проверка ОКС КСМА 44Б6 описаны в ИМ на КСМА

АСГК.461262.002 ИМ, раздел 5.

4.1.4. Подготовка внешних абонентов к совместной работе

На внешних абонентах КСА их боевыми расчетами в процессе подготовки к совместной работе должны быть проведены следующие работы:

закрепление каналов передачи данных (КПД) и каналов ОКС в направлении на КСА;

стыковка выделенных КПД и каналов ОКС внешних абонентов с соответствующими КПД и каналами ОКС на КСА;

загрузка в ВК комплекса средств автоматизации абонента дислокационных констант КСА 97Ш6, признака используемой в информационном обмене системы координат, типа алгоритма, значения результата передачи информационного сообщения и скорости передачи данных;

определение и согласование с боевым расчетом КСА 97Ш6 номенклатуры и координат реальных и фиктивных реперных точек.

Порядок действий лиц боевых расчетов внешних абонентов при проведении подготовительных работ к совместному функционированию с КСА определяется требованиями программно-технической документации на используемые комплексные средства автоматизации.

4.2. Начальный пуск КСА и порядок его проведения

Начальный пуск КСА 97Ш6 отождествляется с начальным пуском КСМА, последовательность проведения которого описана в руководстве по применению на КСМА 44Б6 АСГК.461262.002 РП, раздел 4.

4.3. Проверочные работы и порядок их проведения

4.3.1. Комплексный функциональный контроль

Комплексный функциональный контроль (КФК) КСА включает в себя внутренний и внешний уровни.

Внутренний уровень КФК обеспечивает проведение комплексного контроля технического состояния КСМА.

Результаты комплексного контроля технического состояния КСМА выдаются на средства отображения автоматически (обобщенные результаты) и по требованию оператора (подробные таблицы технического состояния) .

На экране АРМ (в верхнем правом углу) автоматически высвечивается текущее техническое состояние абонентов локальной вычислительной сети КСМА, при этом степень готовности их указывается цветом.

Для проверки состояния трактов передачи данных необходимо установить шлейфы для всех проверяемых ТПД. Состояние ТПД отображается в поле 4 экрана АРМ, степень исправности их также указывается цветом.

В случае появления информации о неисправности аппаратуры КСМА, оператор АРМ с помощью команд модуля 10 информационной модели КСА (см. Приложение 1, АСГК.461253.008-02 РЭ1) может вызвать уточняющие таблицы технического состояния абонентов сети и ТПД.

Внешний уровень КФК обеспечивает проведение на КСМА работ в части:

оценки технического состояния внешних абонентов и КПД;

проверки точности пересчета координат;

контроля съюстированности подчиненных источников;

автономного и комплексного тренажа.

Подробное описание принципов и организации функционального контроля приведено в "Руководстве по применению" на КСМА 44Б6 АСГК.461262.002 РП, раздел 4.

4.3.2. Оценка технического состояния внешних абонентов и КПД

Для оценки технического состояния внешних абонентов и КПД в КСА используются:

отображаемое в правой части экрана АРМ (поле 2) состояние КПД с внешними абонентами - состояние канала и внешнего абонента подсвечивается цветом (см. Приложение 1, АСГК.461253.008-02 РЭ1);

справка о техническом состоянии, принадлежности, статусе и типах внешних абонентов КСА, вызываемая оператором по команде с АРМ (модуль 10 команда 105.1);

таблица технического состояния трактов передачи данных и каналов связи, вызываемая по команде с АРМ (модуль 10-АД команда 105.2);

сообщения о боевой готовности абонентов, поступающие как по каналам РЛИ, так и по ОКС. Боеготовность любого из внешних абонентов может быть оценена по информации, отображаемой на кадре технического состояния АРМ.

Вызов на отображение вышеперечисленной информации осуществляется в соответствии с информационной моделью КСА АСГК.461253.008-02 РЭ1.

4.3.3. Проверка съюстированности подчиненных источников

Целью юстировки радиолокационной системы является точное совмещение на КП всех уровней координатных данных, получаемых от разных источников информации, работающих в своих системах отсчета координат.

Проверка юстировки замкнутых на КСА радиолокационных станций осуществляется:

в соответствии с требованиями нормативно-технических документов на эксплуатируемые РЛС;

после длительного перерыва в работе;

при проведении передислокации РЛС;

по завершении на РЛС каких-либо ремонтно-восстановительных работ по приведению ее в боеготовое состояние.

Контроль юстировки производится по реальным реперным точкам (РТ) или по их электронным имитаторам, координаты которых загружены в зоне сменных величин ПО и рассчитаны относительно начала отсчета (центра) системы координат РЛС.

До проведения на КСА комплексной проверки съюстированности РЛС на всех РЛС, привлекаемых к работе, должны быть проведены автономные проверки в объеме, определяемом технической документацией на эти изделия. Итоги этих работ должны иметь положительный результат. Комплексный контроль юстировки на КСА осуществляется оператором комплекса с помощью выдачи средствами ОКС команд на проверяемую станцию.

После взятия заданной юстировочной точки (ЮТ) (условного ВО, местного предмета) на сопровождение и завершения периода набора статистики (100-120 с), по команде оператора (модуль 9-ЮСТ информационной модели КСА АСГК.461253.008-02 РЭ1) производится автоматический расчет среднего арифметического отклонения координат юстировочной точки от координат, получаемых по информации от РЛС. Результаты расчета могут быть выданы по команде оператора как на отображение, так и на печать.

Кроме традиционных автономных способов контроля юстировки в КСА 97Ш6 предусмотрены способы системного контроля юстировки, основанные на сравнении координат одних и тех же реальных воздушных объектов (ВО), поступающих от разных источников информации, сопровождающих эти ВО. По величинам расхождений прямоугольных координат, получаемых при таком сравнении, вычисляются ошибки юстировки РЛС по азимуту, а также ошибки в координатах дислокации, на основе которых вычислены коэффициенты пересчета координат. Системный контроль юстировки может производиться без выведения проверяемых источников информации из основного режима работы, в ходе их обычного функционирования, что обеспечивает оперативность контроля. Другая особенность системного контроля состоит в проверке конечного результата юстировки радиолокационной системы - совпадении данных разных источников, что позволяет выявлять ошибки юстировки, вызванные причинами, которые не обнаруживаются при автономном контроле.

В режиме системного контроля на КСА могут применяться следующие способы контроля юстировки по реальным ВО:

по относительным расхождениям координат (ОТ);

по азимуту для двух разнесенных на местности РЛС (ЮА);

по азимуту при малых базовых расстояниях (МБ);

контроль правильности определения координат дислокации РЛС (АБ).

Для решения задач системного контроля юстировки определяются расхождения между координатами одних и тех же ВО по Х, У, Н, сопровождаемых двумя источниками информации. Осредненные значения этих расхождений при точной юстировке обоих источников не должны выходить за пределы разброса случайных ошибок. Выход расхождений за установленные пределы свидетельствует о наличии разъюстировки.

Контроль по реальным воздушным объектам обеспечивает меньшую точность определения ошибок юстировки, чем контроль по местным предметам (МП), и требует большего внимания при проведении проверок. Вместе с тем он не зависит от эталонных данных и поэтому позволяет обнаруживать влияние ошибок в них, а также ошибок оператора при контроле по МП. Возможность проводить контроль в ходе обычной работы системы делает его оперативным.

2.1.ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание есть комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности радиоэлектронной техники при использовании по назначению, хранении и транспортировании.

Техническое обслуживание радиоэлектронной техники организуется и проводится в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

Техническое обслуживание (ТО) включает в себя проверку состояния и контроль работоспособности образца, проверку работоспособности и параметров систем, настройку и регулировку, замену отдельных съемных элементов, чистку, смазывание, сезонную смену смазок и другие работы, связанные с поддержанием исправности и предупреждением отказов радиоэлектронной техники.

Техническое обслуживание является комплексным: организуется и проводится на всех составных частях образца радиоэлектронной техники совмещенно по месту и времени проведения.

Система технического обслуживания– совокупность взаимосвязанных средств, исполнителей и документации технического обслуживания, необходимых для поддержания и восстановления качества образцов техники, входящих в эту систему.

Система комплексного технического обслуживания является планово-предупредительной, основанной на обязательном проведении установленных видов ТО с заданными периодичностью и сроками.

Техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры образцов РЭТ проводится по техническому состоянию на день его проведения, механических и электромеханических систем, агрегатов, узлов – по выработке установленных ресурсов до очередного ТО.

Комплексное техническое обслуживание включает в себя:

техническое обслуживание при использовании:

контрольный осмотр (КО);

ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО);

техническое обслуживание при хранении:

контрольно-технический осмотр (КТО);

техническое обслуживание с переконсервацией (ТО-П).

Планирование технического обслуживания при использовании (ТО-1, ТО-2, СО) должно проводиться с учетом сохранения допустимых параметров радиолокационного поля и обеспечения боевой информацией активных средств ВВС.

Образцы техники, на которых спланировано техническое обслуживание, должны быть равномерно распределены в боевых порядках территориально и по диапазонам частот.

Техническое обслуживание не должно планироваться на выходные, предпраздничные и праздничные дни.

Техническое обслуживание автоматизированных средств управления подразделений должно планироваться одновременно с проведением технического обслуживания основной РЛС (РЛК) подразделения. В локальных автоматизированных группировках техническое обслуживание основной РЛС (РЛК) и АСУ подразделения должно планироваться одновременно со средствами автоматизации командных пунктов активных средств ВВС, получающих боевую информацию от данного подразделения.

Допускается планирование и проведение ТО на всей технике подразделения одновременно, если это подразделение не несет боевого дежурства с включенными РЛС (РЛК) постоянно или по графику и не обеспечивает непосредственно боевой информацией командные пункты активных средств.

Ежедневное техническое обслуживание проводится с целью поддержания радиоэлектронной техники воинских частей в постоянной готовности к боевому использованию, своевременного обнаружения и устранения отказов.

Организация и порядок проведения ежедневного технического обслуживания радиоэлектронной техники в объединениях (отдельных соединениях) определяется приказами командующих (командиров) объединений (отдельных соединений), в частях – приказами командиров воинских частей.

Ежедневное техническое обслуживание проводится расчетами образцов техники один раз в сутки. Время проведения ежедневного технического обслуживания определяется распорядком дня воинской части.

Ответственность за организацию и проведение ежедневного технического обслуживания несут командиры воинских частей и подразделений. Непосредственное руководство проведением ежедневного технического обслуживания осуществляют: в воинских частях – командиры частей, в подразделениях – командиры подразделений, на технике – начальники образцов.

Время проведения ежедневного технического обслуживания техники воинской части не должно превышать 40 минут.

Ежедневное техническое обслуживание проводится поэтапно:

автономный контроль работоспособности радиотехнических средств и автоматизированных средств управления;

совместный контроль работоспособности радиотехнических средств и автоматизированных средств управления подразделений;

совместный контроль работоспособности автоматизированных пунктов управления рот и автоматизированных командных пунктов батальонов;

совместный контроль работоспособности автоматизированных командных пунктов батальонов (пунктов управления рот) с автоматизированным командным пунктом воинской части.

Ежедневное техническое обслуживание проводится в соответствии с Руководствами по техническому обслуживанию образцов (эксплуатационной документацией), которые определяют порядок и методику проведения ежедневного технического обслуживания.

Личный состав образцов техники должен знать и уметь выполнять операции ежедневного технического обслуживания.

По окончании ежедневного технического обслуживания начальники образцов техники докладывают командиру подразделения результаты ЕТО, производят запись в Журнале боевой работы о состоянии готовности образцов к боевому использованию и выявленных отказах.

Результаты ежедневного технического обслуживания командиры подразделений докладывают командиру воинской части. Об отказах, выявленных при ежедневном техническом обслуживании, оперативные дежурные командных пунктов (дежурные по пунктам управления) докладывают на вышестоящий командный пункт.

Восстановление техники при отказах и оказание помощи расчетам организуют и контролируют заместители командиров воинских частей по вооружению и заместители командиров подразделений по вооружению (технической части).

Заместители командиров подразделений по вооружению (технической части) принимают непосредственное участие в проведении ЕТО: поочередно участвуют (контролируют) в проведении автономного контроля работоспособности образцов, согласовывают с начальниками образцов порядок устранения выявленных отказов, докладывают заместителю командиравоинской части по вооружению о принимаемых мерах по восстановлению образцов и решают текущие вопросы организации эксплуатации техники.

Технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и СО проводятся в соответствии с утвержденными планами их проведения.

Переносить или отменять указанные технические обслуживания имеет право только утвердившее план их проведения лицо.

Для проведения технического обслуживания ТО-1, ТО-2, СО техника снимается с боевой готовности.

Ответственность за организацию технического обслуживания техники несут командиры подразделений. Непосредственно руководят проведением технического обслуживания и отвечают за качество его проведения начальники образцов.

Отрыв личного состава от технического обслуживания и проведение каких-либо мероприятий с личным составом расчетов в часы проведения технического обслуживания категорически запрещается.

В гарантийный период эксплуатации техническое обслуживание техники проводится в соответствии с эксплуатационной документацией на образцы и их составные части. При этом установленные эксплуатационной документацией виды ТО, их периодичность и объемы работ должны строго выполняться.

По истечении гарантийного периода эксплуатации техническое обслуживание организуется и проводится в соответствии с Руководствами по техническому обслуживанию образцов радиоэлектронной техники.

Виды технического обслуживания образцов радиоэлектронной техники в послегарантийный период эксплуатации, их периодичность, сроки проведения и время приведения в готовность к боевому использованию из состояния ТО приведены в приложении №.

ТО-2 проводится на всех образцах РЭТ два раза в год и совмещается с сезонным обслуживанием. В зависимости от регионов страны ТО-2, совмещенное с СО, планируется на весенний и осенний периоды года и проводится за время не более двух месяцев на всей технике воинской части.

В установленные сроки проведения ТО-1, ТО-2 + СО осуществляется обслуживание всех составных частей образца, включая изделия общего назначения (элементов системы электропитания, автомобильных базовых шасси, средств измерений, средств связи, диктофонов, фотоконтрольных приборов, аппаратуры передачи данных, АЦПУ, кондиционеров, мачт, огнетушителей и других изделий).

Планируют проведение ТО-1, ТО-2 + СО на технике начальники образцов. Планирование проводится путем разработки Плана проведения технического обслуживания и корректировки Операционных карточек номеров расчета. За основу планирования принимается перечень операций и линейно-временные графики проведения ТО, приведенные в Руководстве по техническому обслуживанию (в эксплуатационной документации) образца.

Для реализации обслуживания РЭТ по техническому состоянию продолжительность технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 + СО, указанная в приложении № , установлена больше времени проведения работ согласно Руководства по техническому обслуживанию (эксплуатационной документации) образца. В связи с этим, начальнику образца предоставляется возможность планировать и проводить технического обслуживание с учетом фактического технического состояния образца на время его проведения.

Начальнику образца предоставляется право при планировании ТО изменять время проведения операций, дополнительно включать операции, связанные с техническим состоянием образца, распределять операции между номерами расчета. При планировании ТО в обязательном порядке должны учитываться данные систем функционально-диагностического контроля РЭТ о предотказном (отказном) состоянии и другие данные о техническом состоянии образца, а также истечение установленных эксплуатационной документацией ресурсов до очередного ТО механических и электромеханических систем, агрегатов, узлов.

Начальнику образца предоставляется право корректировать План проведения ТО и Операционные карточки номеров расчета по результатам проверки работоспособности систем, агрегатов, блоков и узлов в начале проведения технического обслуживания.

Кроме того, начальнику образца предоставляется право:

распределять и включать в Планы проведения ТО-2 + СО операции годового технического обслуживания, прописанные в Руководстве по техническому обслуживанию образца, не вошедшие в перечень операций ТО-2 + СО;

включать в Планы проведения парково-хозяйственных дней подразделения выполнение операций технического обслуживания изделий общего назначения, периодичность проведения которых меньше периодичности ТО-1;

распределять при планировании ТО-2 + СО операции технического обслуживания, периодичность проведения которых более одного года (по наработке или календарным срокам).

Запрещается включать в Планы проведения парково-хозяйственных дней операции технического обслуживания, связанные с нарушением работоспособности образца.

Планы проведения технического обслуживания подписываются начальником образца, согласовываются с заместителем командира подразделения по вооружению (технической части) и утверждаются командиром подразделения за день до начала проведения ТО.

Командиры подразделений и их заместители по вооружению (технической части) отвечают за материально-техническое обеспечение и другие виды обеспечения технического обслуживания, контролируют качество его проведения.

Корректировка операционных карточек номеров расчета проводится согласно Плану проведения технического обслуживания. Операционные карточки изготовляются в виде специальных палеток. Размеры палеток должны обеспечивать текстуальную запись дополнительных работ.

Форма Плана проведения технического обслуживания и операционной карточки номера расчета приведены в приложениях № и № ..

Техническое обслуживание образца начинается с инструктажа расчета. Начальник образца ставит задачу на проведение ТО, разъясняет порядок проведения работ и выполнения основных операций, раздает номерам расчета операционные карточки.




Top