Миграционный учет граждан рф. Как сделать временную регистрацию на почте. Пошаговый порядок действий для постановки на учет

В России, как и во многих странах, осуществляется государственное регулирование миграционных процессов, направленное на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России. Каждый иностранец, въехавший в Россию, чтобы легально находится на ее территории, обязательно должен встать на миграционный учет в территориальном органе ГУВМ МВД (ФМС). О порядке и нюансах данной процедуры и пойдет речь ниже.

Миграционное законодательство РФ

Изначально, то есть до того как говорить о самой процедуре, стоит все-таки выяснить, что такое миграционный учет.

Все прибывающие в Россию граждане других государств в течение недели должны посетить миграционную службу для того, чтобы сведения о них внесли в базу данных. Несоблюдение этого правила грозит наказанием вплоть до депортации.

До 2007 года у иностранцев, приезжающих на заработки, требовали временную регистрацию, этот режим повсеместно нарушался, поэтому было принято решение заменить регистрацию на миграционный учет по месту пребывания. Главное отличие в том, что это можно сделать и в нежилом здании, например, по юридическому адресу работодателя.

Таким образом, миграционный учет – это сфера деятельности, направленная на сбор и фиксацию информации относительно места пребывания, временного или иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданской принадлежности, на территории Российской Федерации, а также их перемещения внутри страны и за ее пределы.

Новый указ президента о постановке на миграционный учет в период проведения спортивных мероприятий по футболу в рамках Чемпионата мира немного ужесточил сроки постановки на учет по месту пребывания иностранных гостей в России. Таким образом, прибывшие в страну иностранцы, обязаны осуществить соответствующую регистрацию в течение одних суток с момента прибытия в назначенный пункт. Также были внесены некоторые другие изменения.

Миграционный учет граждан России в РФ не осуществляется, так как предусматривает наблюдение лишь за иностранцами.

Въезд в Россию

Перед тем как отправляться в Российскую Федерацию, гражданам других государств следует оформить необходимые в данном случае разрешительные документы. Для одних это будет виза, для других – , то есть все зависит от того, какой режим въезда действует с той или иной страной. Кроме того, полезно ознакомиться и с таможенными правилами, так как таможенный контроль также придется проходить при въезде в страну. Если как следует не подготовиться, попытка посетить Россию успехом может и не увенчаться.

Как известно, подавляющее большинство иностранных граждан при пересечении границы РФ должны заполнить миграционную карту, выданную им непосредственно перед въездом. В бланке нужно указать правдивые сведения, а затем хранить его на протяжении всего пребывания в стране, так как при пересечении границы в обратном направлении документ необходимо сдать сотруднику пограничной службы. Главная особенность заполнения миграционной карты, напрямую влияющая на регистрацию по месту пребывания, – указание в ней конечного пункта следования.

Правила и порядок учета мигрантов в стране

Прежде всего нужно понять, что существуют такие термины, как временная регистрация и миграционный учет; в чем разница, к сожалению, знают не все люди. Миграционный учет – это уведомление миграционного органа о прибытии иностранца, а временная регистрация представляет собой временную прописку в России, обычно ее делают при .

Несмотря на ужесточение миграционных правил в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, миграционный учет иностранных граждан с 1 июня 2017 года включает в себя все те же этапы процедуры:

  1. Регистрация временного/постоянного проживания либо пребывания в стране. Также возможна фиксация иных сведений, которые предусмотрены действующим законодательством России, примером которых может стать информация о въезде иностранных граждан и в Россию и об их выезде с ее территории.
  2. Обработка и анализ информации, касающейся характеристик миграционных процессов, например количественных и качественных, а также ее защита и использование.
  3. Ведение информационной системы учета мигрантов в стране.

А вот порядок постановки на временный учет иностранного гражданина претерпел некоторые изменения.

С точки зрения действующего законодательства РФ встать на миграционный учет – значит проинформировать (или уведомить) государственный территориальный орган, ведающий вопросами миграции, о своем прибытии в Россию. Ранее эти действия должны были быть осуществлены в течение трех суток со дня прибытия в конечный пункт следования, правила миграционного учета в 2017 году предусматривают более сжатый срок.

Обязательным условием для того, чтобы стать на учет в органе, занимающимся миграционными вопросами (сейчас это ГУВМ МВД России), является наличие принимающей стороны. Именно последняя занимается этой процедурой и обращается в соответствующие органы. Не обязательно находиться рядом самому иностранцу, от него потребуется лишь предоставить о себе некоторые сведения и предъявить миграционную карту и паспорт, по которому он въехал в РФ. Стоит отметить, что оригиналы документов принимающей стороне не передаются.

Заранее стоит позаботиться о месте пребывания и приглашающей стороне, которая займется процессом вашей легализации в стране.

Если прибывший в Россию иностранный гражданин или лицо, не имеющее гражданства, планирует остановиться в гостинице на весь срок своего пребывания в стране, то в качестве принимающей стороны выступит администрация заведения, которая и должна уведомить соответствующий орган о прибытии иностранца. Именно администрация гостиницы несет ответственность за соблюдение иностранным гостем всех установленных требований и правил пребывания в России.

Приезжий предъявляет свои документы принимающей стороне, чтобы та заполнила бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. При обращении в орган ГУВМ МВД России к бланку уведомления следует также приложить копии иностранца и его миграционной карты.

Документы можно подать лично или отправить по почте, однако, учитывая последние нововведения, почтовое отправление могут и не успеть доставить в срок. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.

После того как орган, ведущий миграционный учет, получит все необходимые бумаги, его уполномоченный сотрудник поставит на бланке уведомления специальные отметки о его приеме и дату, до которой иностранцу следует покинуть страну. Отрывная часть бланка при этом передается принимающей стороне, которая впоследствии передает ее иностранному гражданину.

Если принимающая сторона не в состоянии лично обратиться в соответствующий орган, имея на то уважительную причину, иностранец вправе сделать это самостоятельно, однако в этом случае от лица, размещающего его у себя, потребуется письменное разрешение.

Следует отметить, что именно полученный территориальным отделением ГУВМ МВД специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или апатрида на место пребывания, предоставленный ему принимающей стороной, является основанием для постановки на миграционный учет.

Не стоит забывать о том, что при отъезде иностранца отрывная часть уведомления передается принимающему лицу, которое обязано в течение двух суток вернуть ее в орган, выдавший эту бумагу.

Необходимо упомянуть также о том, что с 26 мая миграционный учет жителям Донбасса не дает тех привилегий, которые были изначально после начала беспорядков на востоке Украины.

Отведенные сроки

В свете последних событий, а именно в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу, миграционные правила несколько изменились и стали строже. Поэтому совсем не удивительно, что многие жители прочих государств при планировании путешествия в Россию активно интересуются, в какой срок иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет.

Новый миграционный порядок был принят и вступил в силу на основании Указа Президента РФ В. В. Путина от 9 мая 2017 года № 202. В соответствии с ним иностранцы, прибывшие в Россию, должны стать на миграционный учет в течение суток с момента прибытия на место своего пребывания. Данное правило распространяется на все российские города, в которых будут проводиться спортивные мероприятия. Также в них будет укорочен срок временной регистрации.

Очень важно отметить, что указанные правила не касаются граждан РФ, иностранцев и апатридов, участвующих в спортивном чемпионате. Исключение составят также иностранные граждане и апатриды, представляющие FIFA и ее дочерние организации.

Обычный миграционный порядок определяет срок пребывания в стране, руководствуясь соглашениями Российской Федерации и других иностранных государств о взаимном режиме въезда.

При безвизовом режиме въезда мигрант может находиться в России на протяжении 90 дней со дня въезда. Если иностранец пересек границу на основании загранпаспорта и визы, период его пребывания в стране определяется сроком действия визы.

Обязательно ли вставать на учет

Конечно же, подавляющее большинство иностранцев, прибывающих в Россию, должны в обязательном порядке встать на миграционный учет по месту пребывания, однако существуют исключения, поэтому перед въездом в РФ необходимо выяснить, какие категории иностранных граждан не подлежат миграционному учету.

Российское законодательство четко определяет категории граждан, которым необходимо встать на миграционный учет, но при этом бывает и так, что временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации фиксировать не обязательно, в их числе:

  1. Лица, возглавляющие иностранные государства, главы правительств этих государств, руководители международных организаций, члены представительских и парламентских делегаций, которые были приглашены в Российскую Федерацию государственным органом власти или органом государственной власти субъекта РФ, а также въехавшие вместе с ними члены их семей.
  2. Моряки, которые являются подданными другого государства и входят в состав экипажа военного корабля, прибывшего в Россию по официальному или неофициальному поручению, либо с целью делового визита. То же относится и к летным военным экипажам, имеющим иностранное гражданство.
  3. Члены морских иностранных экипажей невоенных судов могут не вставать на миграционный учет по месту пребывания, если сходят на берег всего на 24 часа. Данное правило действует, если прибывшие лица находятся на территории порта, портового города Российской Федерации или выезжают на экскурсии в рамках отведенного им времени.
  4. Иностранные подданные, которые являются членами воздушных судов гражданской авиации, железнодорожных поездов и прочих транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, в случае если указанные лица находятся на территории РФ в пределах аэропорта, железнодорожного вокзала, автовокзала и прочих станций согласно расписания соответствующих транспортных средств.
  5. Граждане иностранных государств, срок пребывания которых на территории Российской Федерации не превышает 7 дней, однако это правило не распространяется на иностранцев, которые останавливаются в гостинице, санатории, любой организации, гостиничного типа, на турбазе, в организации, оказывающей медицинские услуги, пансионате, детском оздоровительном лагере, доме отдыха, учреждении социального обслуживания и кемпинге.
  6. Граждане государств, с которыми у России подписаны договоры, исключающие обязательный миграционный учет.

Как осуществляется миграционный учет для граждан ЕАЭС

Как известно, граждане Евразийского экономического союза могут находиться на территории Российской Федерации в течение 90 суток с момента въезда. При этом если иностранный путешественник, гражданин страны – члена ЕАЭС, будет находиться в РФ не более 30 суток, заполнение миграционной карты для него не обязательно. Для тех же, кто планирует задержаться больше этого срока, регистрация по месту пребывания обязательна, причем при наличии оснований ее можно продлевать.

Что обязана делать принимающая сторона и кто ею может быть

В процессе постановки на миграционный учет иностранного гражданина главную роль играет принимающая сторона, так как всю процедуру осуществляет именно она.

Принимающей стороны могут выступать:

  • иностранцы/апатриды, проживающие на территории России на постоянной основе и имеющие соответствующий документ – ВНЖ в РФ;
  • юридическое лицо, выступающее в качестве работодателя иностранца или апатрида;
  • юридическое лицо, которое предоставляет иностранному гражданину или лицу, не имеющему гражданской принадлежности, место постоянного или временного пребывания, например, гостиница или отель.

Независимо от того, кто будет в роли принимающей стороны, лицо, размещающее у себя иностранца, имеет право потребовать от иностранца предъявить оригиналы необходимых для миграционного учета документов – паспорт, по которому он пересек границу РФ, и его миграционную карту. Также понадобятся их копии, которые необходимо приложить к уведомлению о прибытии иностранного гражданина в Россию и передать в государственный орган, занимающийся миграционными вопросами.

Бланк уведомления о прибытии иностранного подданного

Уведомление о прибытии иностранного гражданина представляет собой специальный бланк, который заполняется принимающей стороной. В нем указывается информация о мигранте и лице, которое принимает его у себя. Сама форма периодически меняется, поэтому очень важно обзавестись актуальным бланком.

Читайте также о том, как выглядит и какую информацию содержит .

Подавать уведомление о постановке на миграционный учет должна принимающая сторона, однако если она по уважительным причинам не может этого сделать, иностранец имеет право заняться собственным учетом самостоятельно с письменного согласия принимающей стороны.

Если все документы в норме, сотрудник уполномоченного государственного органа поставит на бланке специальные отметки. Отрывной талон с отметкой о том, что уведомление о прибытии иностранного гражданина было принято, отдается обратившемуся лицу. Именно отрывной талон уведомления с печатью органа, принявшего документ, удостоверяет постановку мигранта на миграционный учет в России.

Обычно после того, как иностранный гражданин встал на учет, он задумывается над тем, что делать дальше и как должен отмечаться в миграционной службе.

Стоит сказать, что отмечаться в службе учета мигрантов необходимо только после и ВНЖ в Российской Федерации.

Сроки оповещения миграционного органа

При обычном миграционном режиме принимающая сторона должна уведомить миграционный орган о прибытии гражданина другого государства в течение 7 дней.

Важно: в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 в период с 1 июня по 12 июля 2018 года в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань, а также с 25 мая по 25 июля на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Ростова-на-Дону, Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Саранска и Самары регистрация по месту пребывания или временного проживания будут осуществлять в течение 24 часов с момента прибытия иностранного гражданина и только через МВД.

Эти правила относятся ко всем иностранным гражданам, включая граждан ЕАЭС и тех, кто работает по патенту или разрешению на работу.

В какой орган обращаться

С информацией о том, что теперь осуществляется постановка мигрантов на учет в ГУВМ МВД (УФМС), возможно, знакомы не все, ведь до упразднения в 2016 году Федеральной миграционной службы редко какой иностранец, приехавший в Россию на заработки, не знал о ней, потому что всеми вопросами миграционного учета и контроля занималось именно это ведомство.

Иностранцам, остановившимся в гостинице, нет необходимости искать того, кто выступит в роли принимающей стороны. Миграционный учет в гостинице или у физического лица, неважно, выполняется по одним правилам: в первом случае в качестве принимающей стороны выступит администрация гостиницы, во втором – физическое лицо.

В открывшемся окне пункт «Адрес предоставления в электронном виде», копируем ссылку, представленную ниже, и вставляем ее в новую вкладку. Таким образом, перед нами открывается новое окно.

Из длинного перечня услуг выбираем десятый пункт под названием «Осуществление миграционного учета».

После этого нам открывается страница, с пунктом «Получить эту госуслугу онлайн», именно этот пункт мы и выбираем.

Стоит отметить, что внизу этой же страницы можно скачать бланк уведомления о прибытии.

После этого необходимо пользоваться подсказками системы и заполнять все необходимые пункты.

Срок предоставления услуги указан на портале и равняется одному рабочему дню.

Через Почту России

Еще одним вариантом для мигранта является постановка на миграционный учет через Почту России. Документы может отправить как принимающая сторона, так и сам иностранец, при условии наличия у него . Уполномоченному сотруднику почты отправитель обязательно должен предъявить свое удостоверение личности.

Бланк уведомления о прибытии иностранца заполняется в двух экземплярах, а затем проверяется сотрудником, принимающим отправление. Кроме того, необходимо подготовить копии документов, которые прилагаются к уведомлению.

После выполнения установленных процедурой требований почтовое отправление объявленной ценностью с описью вложенных бумаг регистрируют и отправляют адресату. Пересылку оплачивает отправитель, он получает квитанцию об отправке письма, а также по одному экземпляру описи вложения и талона уведомления, на котором стоит оттиск календарного штемпеля и подпись почтового сотрудника.

Постановка на миграционный на учет: пошаговая инструкция

Если вы являетесь стороной, принимающей мигранта, то должны знать, как поставить иностранного гражданина на миграционный учет.

Процедура постановки на миграционный учет предполагает выполнение нескольких действий:

  1. Дождаться прибытия иностранца/апатрида в Россию (на место пребывания).
  2. Взять у него копии удостоверения личности, по которому он въехал в РФ, и миграционной карты/визы.
  3. Попросить иностранного гостя предъявить свои документы и сверить их с предоставленными копиями.
  4. Заполнить бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в Россию.
  5. Обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД и отдать все собранные документы.
  6. Забрать отрывную часть бланка уведомления с проставленными отметками миграционного органа и передать ее мигранту.

Если вы являетесь гражданином другого государства, планирующим поездку в РФ, вы все равно должны быть осведомлены о том, как встать на миграционный учет в России, так как знание этих сведений не только поможет вам избежать нарушения миграционных правил, но и упростит саму процедуру учета и вам, и принимающей стороне. Если иностранец прибыл в Россию как турист или как трудовой мигрант, то и в первом, и во втором случае возможна постановка на миграционный учет юридическим лицом.

Кроме того, большим подспорьем для гостиниц и организаций, оказывающих гостиничные услуги, юридических лиц, принимающих у себя иностранных граждан, будет электронная программа миграционного учета, предназначенная для ввода сведений и распечатки уведомления о месте пребывания иностранцев.

Необходимые документы для постановки на учет

Перечень документов для постановки на миграционный учет иностранных граждан достаточно мал:

  1. Копия удостоверения личности.
  2. Копия миграционного бланка или визы.
  3. Заявление иностранного гражданина о постановке на миграционный учет.

Трудоустраивающимся мигранта, возможно, потребуется предъявить рабочий контракт.

Заполнение миграционной карты

Миграционная карта должна быть заполнена корректно и содержать правдивую информацию, совпадающую с данными удостоверения личности. Главным нюансом является указание цели въезда в Россию, именно от правильного заполнения этого пункта зависит дальнейшее нахождение в России трудового мигранта. Например, если, скажем, целью визита указан туризм, то оформить РВП по этой миграционной карте не получится, как и устроиться на работу.

Читайте более детальную информацию о том, для чего нужна .

Сколько стоит

Услуга постановки на миграционный учет производится бесплатно, госпошлина в этом случае не взимается.

Какие проблемы могут возникнуть

Обычно сложностей с постановкой на миграционный учет не возникает, однако часто мигранты не информированы о том, как действовать в случае изменения места пребывания или принимающей стороны. В подобных случаях необходимо снова обращаться в миграционный орган.

Причины отказа

Основания для отказа в постановке на миграционный учет российским законодательством не предусмотрены, однако вам все же могут отказать:

  • если подан неполный пакет документов;
  • если неправильно заполнено уведомление;
  • если указаны заведомо лживые сведения.

В то же время это будет лишь временный отказ, после того, как все будет устранены все замечания исправлены, можно снова обращаться в организацию.

Можно ли обжаловать отказ

Если вам все же отказали, можно обжаловать данное решение в досудебном порядке. Для этого необходимо обратиться с соответствующей жалобой на действие должностных лиц отделения ГУВМ МВД, где вам было отказано.

Обжаловать отказ в постановке на учет можно в нескольких случаях:

  1. Нарушение срока регистрации запроса заявителя.
  2. Нарушение срока предоставления услуги.
  3. Требование документов, которых нет в перечне.
  4. Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления услуги.
  5. Беспричинный отказ.
  6. Требование оплатить услугу.
  7. Отказ в исправлении ошибок или опечаток сотрудниками миграционного органа.

Снятие с миграционного учета

К счастью, о том, как снять иностранного гражданина с миграционного учета, принимающей стороне, как, впрочем, и самому мигранту, не нужно беспокоиться, так как это прерогатива территориального органа ГУВМ МВД России.

Что ждет нарушителей миграционного учета

Необходимо сразу сказать, что ответственность за нарушение миграционного режима ложится на плечи принимающей стороны. Конечно, и мигрант тоже может быть наказан, например, с запретом на въезд. Все зависит от степени правонарушения. Но принимающая сторона может пострадать еще и материально.

Таким образом, штраф за несвоевременную постановку на миграционный учет, согласно статье 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , составит:

  • физическое лицо – от 2 000 до 5 000 рублей,
  • должностное лицо – от 25 до 50 тысяч рублей,
  • юридическое лицо – от 250 до 750 тысяч рублей.

Еще одним нарушением миграционных правил является фиктивная постановка на миграционный учет, что предусмотрено более суровое наказание – штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или сумма, равная размеру заработной платы за 3 года. Также возможны принудительные работы. Стоит также отметить, что фиктивная постановка на учет является еще и основанием для аннулирования регистрации мигранта.

Неотъемлемым правилом пребывания в России является обязательная регистрация иностранных граждан, независимо от цели их визита в страну. Исключение составляют:

  • Высококвалифицированные специалисты (ВКС) и члены их семей;
  • Члены экипажей военных судов, посетивших РФ с государственным визитом, и гражданских судов при сходе на берег и проживании в стране меньше 24 часов;
  • Иностранцы, путешествующие через Россию транзитом;
  • Члены экипажей самолетов, бригад поездов и автобусов, если они не покидают зону аэропорта, вокзала, автостанции;
  • Путешественники, пробывшие в РФ меньше 7 дней.

Следует уточнить, что с 2007 года понятие «регистрационный учет иностранцев» заменено на «миграционный учет по месту пребывания».

Срок временной регистрации соответствует времени действия визы (это касается мигрантов, прибывших из визовых стран). При этом цель визита в РФ, будь то туристическая, частная либо деловая поездка, не имеет значения. Если мигрант становится обладателем разрешения на работу, то он вправе получить регистрацию на 12 месяцев. ВКС могут зарегистрироваться на 3 года, если в данной конкретной организации, где они собираются трудоустраиваться, есть необходимость в таких сотрудниках.

Миграционный учет иностранных граждан, постановка на учет

Спустя 7 суток после пересечения границы, о чем свидетельствует соответствующая отметка в , путешественник должен проинформировать о своем приезде ГУВМ МВД (бывшая ФМС – ред.). Для некоторых стран устанавливаются другие временные рамки. Так, для Белоруссии, Армении и Казахстана этот период составляет 30 суток, Таджикистана - 15 суток, Украины - 90 суток.

Если иностранец останавливается в частном жилом помещении, где проживает меньше 7 суток, то он вправе не подавать данные в ГУВМ МВД. Стоит подчеркнуть, что под семидневным периодом подразумевается общее время нахождения мигранта в РФ, начиная с момента пересечения границы (такая информация отражается в МК).

Путешественник обязан зарегистрироваться на следующий день после своего приезда, если он:

  1. Не имеет конкретного места проживания.
  2. Трудится вахтовым методом.
  3. Проходит реабилитацию или лечение в медучреждениях.
  4. Заселился в отель, санаторно-профилактическое заведение, пансионат, туристическую базу, дом отдыха и прочие организации соцобслуживания.
  5. Содержится в исправительном учреждении.

В последних 3 вариантах регистрация иностранцев входит в обязанности администрации учреждений, где останавливается путешественник, то есть принимающей стороны (ПС).

Самостоятельно направить в ГУВМ МВД мигрант вправе, если:

  • ПС по уважительным причинам не может проинформировать ГУВМ МВД;
  • Иностранец имеет собственное жилье в РФ.

В последнем случае возможно оформление не временной, а постоянной прописки. Для этого иностранец должен лично обратиться в ГУВМ МВД с заявлением о регистрации по месту проживания. С собой нужно иметь:

  1. Паспорт;
  2. Копию МК;
  3. Свидетельство о праве собственности на жилое недвижимое имущество.

Но это касается именно жилплощади, находящейся собственности. Если иностранец снимает жилье, то постановкой на учет занимается арендодатель, в данном случае выступающий в качестве ПС.

Видео: самостоятельное заполнение уведомления о прибытии иностранца в РФ

Принимающая сторона

Часто понятия принимающей и приглашающей стороны путают, что является причинами возникновения разного рода сложностей, особенно у иностранцев, посещающих РФ с частной или туристической визой. И той, и другой стороной могут являться как российские граждане (иностранцы с ВНЖ), так и организации.

В качестве приглашающей стороны выступает лицо, которое ходатайствует о выдаче , а также гарантирует, что имеет все необходимые средства для приема иностранца. С точки зрения российского законодательства, принимающей стороной является тот, у кого останавливается гость-иностранец, фактически проживает или работает. Приглашающей стороной становятся еще до приезда иностранца, тогда как принимающей - только при фактическом заселении мигранта.

Стоит добавить, что данные о приглашающей стороне, а именно наименование юрлица, ФИО физлица, адрес, указываются в МК при пересечении границы. Информация о принимающей стороны в этот документ не заносятся. Она указываются только в уведомлении, которое подается в ГУВМ МВД, то есть после фактического заселения иностранца на определенную жилплощадь. (Пример на рисунке справа. Бланк и образец заполнения – далее по тексту).

Приглашающая сторона всегда только одна, а вот принимающих за весь визит иностранца в РФ может быть много. Ведь за время посещения России иностранный гость может сменить несколько мест проживания, и в каждом он обязан встать на учет.

Принимающей стороной являются:

  • Физическое лицо - гражданин РФ или иностранец с ВНЖ (в том числе и индивидуальный предприниматель);
  • Юридическое лицо - организация, зарегистрированная в РФ;
  • ВКС, владеющий собственной жилплощадью в РФ, по отношению к своим близким родственникам.

Действия принимающей стороны

Прибывший в место проживания иностранец обязан предъявить ПС только свой паспорт и МК. Причем забирать эти документы нельзя, с них следует снять ксерокопии. Если это место не первое, где останавливается иностранный гость, то предъявляется и отрывная часть уведомления, которую ему выдали на предыдущем месте проживания. Если турист отказывается предъявлять документы, то ПС обязана отказать в заселении. В противном случае возможны штрафные санкции в отношении именно ПС, а не иностранного гостя.

Внесение данных в уведомление и его передача в ГУВМ МВД

Порядок действий ПС заключается в следующем. В течение 7 дней с момента въезда туриста в Россию ПС обязана заполнить и передать в ГУВМ МВД уведомление о прибытии.

Если в качестве ПС выступает гостиница или аналогичная организация, предоставляющая гостиничные услуги, то сделать это нужно в более сжатые сроки - на следующий день. Вся информация вносится печатными буквами, без сокращений и ошибок.

Законодательством РФ предусмотрено несколько способов информирования ГУВМ МВД о прибытии мигранта:

Передача уведомления при личном визите в ГУВМ МВД

Уведомление заполняется в одном экземпляре, к нему прикладываются копии паспорта и МК иностранца. Причем этот перечень документов является исчерпывающим, какие-либо подтверждения о владением собственностью, аренде жилплощади, билеты, договора и справки запрашивать у иностранца не имеют права. ПС лично передает уведомление в ГУВМ МВД, при этом принимающий должен предоставить свой паспорт. Плата за постановку на миграционный учет не взимается.

Передача уведомления по почте

Если уведомление отсылается по почте, то его заполняют в двух экземплярах. При этом письмо принимается от отправителя только при наличии у него паспорта, данные которого должны совпадать с информацией, указанной в уведомлении (в графе, касающейся сведений о ПС). Также прикладываются копии паспорта мигранта, его миграционной карты или визы. За услугу необходимо заплатить 118 рублей (стоимость пересылки ценным письмом с описью вложений оплачивается отдельно). После отправки письма ПС получает отрывной лист (в дальнейшем он передается мигранту) со штампом почтового отделения. Способ информирования ГУВМ МВД через почту возможен только при первичной постановке на учет. Прием документации на продление срока пребывания в РФ осуществляется при личном визите в ГУВМ МВД.

Гостиницы, пансионаты и другие учреждения соцобслуживания

После того, как путешественник заселится в гостиницу, ПС обязана поставить его на учет уже на следующий день. При наличии специального компьютерных программ и оборудования учреждения подобного типа вправе направить уведомление через интернет. Мигранту при этом также возвращают отрывной талон уведомления.

Важный момент: после прохождения процедуры регистрации иностранец обязан ежегодно подтверждать свое проживание в РФ путем подачи соответствующего заявления в ГУВМ МВД (по почте или при личном визите). Его форму можно .

Регистрация украинцев

Временная регистрация для граждан Украины не обязательна, если они приехали в РФ меньше чем на 90 суток. При более длительном проживании необходима постановка на учет, так как официальная прописка потребуется для дальнейшей легализации пребывания в РФ. Например, для участия в госпрограмме переселения, получения патента, РВП и ВНЖ.

В связи с событиями на Украине беженцам из этого государства срок временного пребывания продлевается еще на 180 суток. Для этого ПС должна обратиться в ГУВМ МВД с соответствующим заявлением, копиями паспорта украинца и МК, также следует предоставить ранее выданную отрывную часть уведомления.

Место пребывания путешественника

Местом пребывания иностранца считаются:

  1. Жилплощадь, пригодная для проживания;
  2. Гостиницы либо другие организации, предоставляющие гостиничные услуги;
  3. Пансионаты, дома отдыха, турбазы, кемпинги;
  4. Больницы и другие учреждения здравоохранения и реабилитации;
  5. Детские оздоровительные лагери;
  6. Исправительные учреждения.

Место пребывания гостя-мигранта и место жительства ПС могут не совпадать. К примеру, у принимающего имеется в собственности несколько жилых помещений, сам он проживает и зарегистрирован в одном из них, а гостя поселил в другом. Часто такой факт становится камнем преткновения при отправке уведомления по почте. Сотрудники почтового отделения могут отказать в приеме документов, ссылаясь на обязательное совпадения адресов регистрации ПС и места пребывания иностранца. Но стоит иметь в виду, что такой отказ неправомерен и нужно настоять на приеме документов, объяснив ситуацию сотрудникам почты.

Стоит отметить, что местом пребывания не являются палатки, автомобили, поезда или любой другой транспорт. Это в первую очередь касается тех иностранцев, которые путешествуют по России и живут в палатках (но вне кемпингов).

Продление регистрации

Иностранцу разрешено проживать в России только на протяжении срока действия визы. Затем он должен покинуть страну. Если мигрант прибыл из государств, с которыми у РФ установлен безвизовый режим, срок его пребывания не может превышать 90 суток в каждом полугодии. К безвизовым относится ряд стран Ближнего зарубежья: Украина, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Сроки въезда в страну отражаются в МК, которую заполняет каждый иностранец при пересечении границы. Исключение составляют граждане Белоруссии - они такой документ не заполняют.

В некоторых ситуациях возможно продление регистрации иностранного гражданина. Поводом для этого считаются:

  • Продление визы;
  • Выдача РВП либо ВНЖ;
  • Принятие ходатайства на оформление РВП, ВНЖ или получение гражданства;
  • Продление трудового договора с ВКС;
  • Выдача или продление разрешения на работу либо патента;
  • Присвоение статуса беженца.

Также поводом для продления являются ситуации, которые делают невозможным своевременный отъезд из страны. Например, срочное лечение иностранца или тяжелая болезнь, смерть его близкого родственника.

Для продления регистрации мигрант либо ПС подают написанное в свободной форме ходатайство, к которому прикладываются:

  1. Копия загранпаспорта мигранта и МК;
  2. Документальное подтверждение оснований для продления.

Снятие с учета

Факт выезда иностранца из РФ становится поводом для автоматического снятия с учета, то есть временная регистрация иностранца становится недействительной. При повторном визите в Россию все действия по постановке на учет повторяются сначала.

Если путешественник меняет место проживания, он отдает новой ПС отрывную часть уведомления вместе с ксерокопиями загранпаспорта и МК. При окончательном выезде из страны отрывной талон вместе с миграционной картой сдается пограничникам. Смерть мигранта и фиктивная регистрация также станут причинами для снятия с учета.

Штрафные санкции

Нарушение миграционных законов влечет за собой ряд штрафных санкций. Причем накладываются они не только на мигранта, но и на ПС. Путешественник, нарушивший миграционные правила, может быть оштрафован на сумму до 5000 рублей с последующим депортацией. Если ПС заселила мигранта и не уведомила об этом ГУВМ МВД в отведенный законом срок, то на нее также накладываются штрафные санкции:

  • На физлиц - до 4000 рублей;
  • На юрлиц - до 500000 рублей;
  • На должностных лиц - до 50000 рублей.

Видео: адвокат о регистрации иностранцев в РФ

Любой иностранный гражданин, пересекший территории РФ, то есть осуществивший въезд на российскую территорию обязан оповестить об этом компетентные органы РФ. Основным государственным органом, осуществляющим помимо прочего функции по оказанию государственных услуг в миграционной области, а также контролю и надзору за оказанием этих услуг, является Федеральная миграционная служба. К числу задач ФМС отнесены реализация общей стратегии государственной миграционной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в миграционной сфере.

Миграционный учет выражается в комплексе мер, направленных на регистрацию, обобщение сведений об иностранных гражданах, пересекающих российскую территорию и имеющих своей целью проживание, пребывание в России, ведение трудовой или другого вида деятельности.

Законодательное закрепление

Все положения, касающиеся понятий, правил и особенностей миграционного учета иностранных граждан в РФ, определены законодательством России. К ним относятся: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .

Миграционный учет был введен 15 января 2007 года. До этого существовавшая регистрация иностранных граждан, отменена.

Миграционный учет, согласно части 4 статьи 4 ФЗ №109-ФЗ, состоит из учета по месту пребывания и регистрации по месту жительства. К миграционному учету также относятся регистрации других сведений, обозначенных в вышеназванном законе.

Постановка на миграционный учет

В течение 7 дней после пересечения территории России иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны подать заявление в орган ФМС с целью регистрации в качестве временно проживающего или временно пребывающего гражданина.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под временно пребывающим понимается лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в безвизовом порядке. Также временно пребывающим считается лицо, если оно прибыло на территорию по миграционной карте, но при этом не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство (ч.1 ст. 2 ФЗ №115-ФЗ).

Временно проживающим называется лицо, получившее разрешение на временное проживание на территории России.

Заявление о регистрации подается в орган ФМС. Гражданину, подавшему заявление выдается миграционная карта – документ, подтверждающий, что гражданин, прибывший в Россию официально зарегистрирован и поставлен на учет. Другими словами, миграционная карта дает право иностранному гражданину беспрепятственно и законно находится на территории иностранного государства. Кроме того, миграционная карта выступает в роли контролирующего документа иностранца. В ней содержатся все сведения о всех пересечениях территории России (въезде и выезде), сроке временного пребывания.

Основания для постановки на учет:

  1. въезд на территорию России;
  2. рождение иностранного гражданина в России, если в данный момент не приобретается гражданство РФ;
  3. утрата гражданства РФ в период нахождения лица на территории России.

Основания снятия с учета:

  1. выезд с территории России;
  2. смерть иностранного гражданина;
  3. приобретение гражданства РФ;
  4. по решению суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Целью миграционного учета является сбор, хранение, обобщение и систематизация данных об иностранных гражданах, посещающих РФ.

Первоначально миграционный учет оформляется на срок не более 90 дней с момента въезда. В дальнейшем миграционный учет может быть продлен при наличии определенных условий: трудовая деятельность, учеба, невозможность выехать по некоторым причинам (болезнь). Первичный миграционный учет оформляется путем отправки почтового уведомления или при личном посещении Миграционной службы. Продление осуществляется только через непосредственную сдачу документов в УФМС.

В случае, если в течение 30 дней иностранный гражданин не встал на миграционный учет – данному иностранному гражданину автоматически закрывается въезд в Россию сроком на 3 года.

Прочитайте дополнительные материалы на тему миграционного учета

  • Ответственность за нарушение правил миграционного учета.
  • Миграционный учет — форма реализации миграционной политики.

У вас возникли вопросы?

Свяжитесь с нами и наши специалисты свяжутся с вами в
ближайшее время.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Посещая Россию, иностранцы должны встать на миграционный учет. Необходимость обусловлена контролем за прибывающими в страну гражданами. Зная о приезде мигранта, властям проще отслеживать его деятельность в пределах РФ. Отлаженная постановка на миграционный учет иностранных граждан подчиняется общим положениям. Отклонение от норм миграционного законодательства наказывается административным штрафом.

Что гласит закон?

Миграционное законодательство претерпевает постоянные усовершенствования. Объясняется это изменением геополитической ситуации в мире. Серьезным направлением является первичный миграционный учет иностранных граждан в рамках проведения Чемпионата мира летом 2018 года. Положения и рекомендации закреплены в .

Миграционная политика на время проведения спортивных состязаний также регулируется . Ответственный орган за миграционный учет иностранцев – ГУВМ при МВД РФ. Оговаривается, что все действия будут укладываться ровно в 24 часа со дня подачи заявки.

Основные правила нахождения иностранных граждан на территории РФ в 2019 году закреплены в (с изменениями и дополнениями). Законодатель определяет миграционные правила для трудовых мигрантов, туристов, иностранных студентов и иных лиц.

Когда нужно вставать на учет?

Совершая целевой въезд в РФ, иностранец проходит таможенный контроль и заполняет миграционную карту (МК). Нужно заранее определиться, где получить миграционную карту для заполнения – у водителя автобуса, членов экипажа самолёта или из рук пограничников на КПП. Этап получения МК не завершает процедуру, новоприбывшему придётся встать на миграционный учет по месту пребывания в одном из регионов.

Кому нужно обязательно регистрировать свой статус:

  • посетившим Россию туристам;
  • гостям, если срок их пребывания в РФ свыше 7 дней;
  • трудовым мигрантам;
  • иностранным студентам;
  • морякам гражданских судов, экипажам самолетов (свыше 24 часов нахождения в РФ), а также кораблей (свыше 3 суток).

Ничего страшного, если иностранец не успевает лично зарегистрировать свой статус в миграционном органе. Сегодня можно запросто встать на миграционный учет на почте, отправив уведомление через ФГУП «Почта России». Указанные действия разрешены как иностранцам, так и их представителям от принимающей стороны. Проигнорировав требования закона, придётся заплатить штраф за несвоевременную постановку на миграционный учет.

Миграционный учет, регистрация и временная регистрация — в чем разница: Видео

Сроки постановки

Готовясь к поездке, желательно заранее узнать о сроках регистрации. Следует отметить, что сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан различаются в зависимости от страны. Действуя по общему порядку,иностранец должен встать на миграционный учет, спустя 7 дней после заселения в квартиру или дом (исключая гостиницы и отели).

Гражданам входящих в ЕАЭС государств имеют некоторые привилегии – сроки постановки иностранных граждан на миграционный учет растянутся на месяц. Гражданам Таджикистана даётся чуть меньший срок – 15 дней на все хлопоты с оформлением.

Кто может принять иностранца?


Все действия по миграционному учету обычно берёт на себя принимающая сторона в России для иностранцев – физические и юридические лица, имеющие гражданство РФ или ВНЖ. Скажем, если иностранец прибывает на работу – юридическое лицо или предприниматель. Если пребывание объясняется получением РВП, ВНЖ и гражданства, то собственник жилого помещения.

Для миграционного учета необязательно привлекать принимающего. Например, если иностранец уже имеет жилье в России (купленное, полученное в качестве наследства или подаренное родственником). При этом мигранту не придётся выбирать, в какой город переехать жить в России, т.к. остановиться можно в любом регионе, если это не нарушает текущего учета и квоты.

Обязанности принимающей стороны

Самостоятельно встать на миграционный учет иностранец вряд ли сможет. Обычно процедурой занимается гражданин нашей страны или обладатель ВНЖ. Основные обязанности принимающей стороны иностранных граждан – обеспечить приезжего жильем (не всегда) и уведомить о приезде ГУВМ. Чистый бланк миграционного учета заполняется на основе данных МК и паспорта иностранного соискателя. Кроме того, обязанности принимающей иностранных граждан стороны касаются продления разрешения приехавшего, если тот намерен задержаться в РФ чуть дольше.

Порядок действий


Обязательный учет иностранных граждан по месту пребывания не представляет особых сложностей. Но для этого он должен оформляться по всем правилам миграционного законодательства. Важно заранее подготовить документы и подтвердить статус иностранца (если требуется). Помимо УВМ УМВД можно подать заявку на миграционный учет в МФЦ («Мои документы»). Основное преимущество государственных организаций-посредников – отсутствие очередей и оформление в течение 5-10 минут.

Сбор документов

Рассматривая документы для постановки на миграционный учет иностранных граждан, заметим, что они могут отличаться, все зависит от российского представителя. Практически всегда от мигранта требуют только паспорт (заграничный) и заполненную на границе миграционную карту (подлинник).

Иностранцу

Регистрируясь в РФ, иностранец может уже иметь постоянное жилье. Рассмотрим документы именно для таких случаев:

  • копия и оригинал паспорта;
  • оригинал и копия миграционной карты (всем, кроме прибывших из Республики Беларусь);
  • подтверждение права собственности на квартиру или дом (свидетельство);
  • официальные разрешения – РВП или ВНЖ.

Документы подаются вместе с заполненным заявлением. Рекомендуем скачать свежий бланк для постановки на миграционный учет, заполнить его можно и до визита в УВМ УМВД.

Принимающему

Ответственная за размещение иностранца сторона подаёт документы вместе с документами на своего «подопечного». Помимо паспорта и копии, потребуется предоставить правоустанавливающие документы на квартиру. Например, постановка иностранных граждан на миграционный учет предполагает договор найма жилого помещения или договор о предоставлении места в общежитии.

Организация, как принимающая сторона, подтверждает статус юридического лица. Такими документами могут быть копии ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, трудовые соглашения. Но основной документ – регистрация работодателя в УВМ УМВД в качестве субъекта. Только после этого можно участвовать в миграционном учете и принимать иностранную рабочую силу.

Уведомление УВМ

Закончив заселение подопечного, представитель обязуется заполнить уведомление о прибытии иностранного гражданина в один из регионов нашей родины. Допускается вносить информацию в бланк шариковой ручкой. Ошибки, помарки и зачёркивания недопустимы.

Закончив с заполнением бланка, принимающая сторона (или сам иностранец) относят документы в ближайшее миграционное отделение. Кроме того, можно передать заявку через ГБУ «Мои документы» или ФГУП «Почта России». Приняв уведомление от принимающей стороны, сотрудник выдаёт отрывной корешок. Талончик нужно сохранить, его обычно просят предъявить сотрудники правоохранительных органов.

Процедура продления миграционного учета

Нахождение с визитом в России свыше отведённого срока возможно только после продления миграционного учета, а точнее, его сроков. Привилегия дана далеко не всем мигрантам. Уважительные основания для продления миграционного учета иностранных граждан – статус трудового мигранта, студента, получателя РВП (ВНЖ) или высококвалифицированного специалиста. Обычные безвизовые туристы продлить свое пребывание в РФ не смогут.

Письменный образец заявления свободной формы на продление миграционного учета заполняется с учетом конкретных обстоятельств:

  • наименование подразделения;
  • ФИО и личные данные соискателя;
  • просьба пролонгировать срок;
  • уважительные причины;
  • ФИО и/или информация о принимающей стороне (работодателе);
  • дата и подпись.

После рассмотрения заявления миграционный орган выносит решение – удовлетворить продление срока или отказать вследствие недостаточно веских причин.

Ответственность за нарушение правил нахождения в РФ

Российские власти тщательно следят за соблюдением законов в сфере миграции. Злостное и неоднократное нарушение миграционного режима приводит к серьезным санкциям, вплоть до пожизненного запрета дальнейшего въезда в РФ. Действия так называемых нелегалов квалифицируются как незаконное пребывание иностранных граждан на территории РФ без разрешения.

Основное наказание – административный штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей (). Крайняя мера – депортация из страны. Отметим, что миграционный контроль охватывает не только приезжих.

Законодатель наказывает и принимающую сторону – физическим лицам грозит штраф до 4 тысяч рублей, юридическим – до полумиллиона рублей, а должностные лица могут быть наказаны взысканием до 50 тысяч рублей. Поэтому в интересах самого мигранта выяснить, за что депортируют из России и не совершать глупых поступков.

Процесс снятия с миграционного учета

Покидая пределы России, иностранец аннулирует действующую регистрацию. Повторный визит в нашу страну обязывает мигранта заново встать на миграционный учет в УВМ УМВД. Только тогда можно свободно работать, учиться и стажироваться.

Официальное снятие с миграционного учета иностранных граждан в 2019 году гораздо проще процедуры регистрации. Пересекая границу РФ, иностранец отдаёт отрывной корешок пограничникам. Кроме талона, передаётся МК (она уже не нужна). Выезд из РФ с указанными документами, а затем нелегальное пересечение границы – два нарушения миграционного законодательства РФ по КоАП. Естественно, нелегалы будут пойманы, оштрафованы и выдворены.

Постановка ребенка на учет


Семейные въезжающие обязаны зарегистрировать и своих детей. Информацию об этом предлагают все те же правила постановки иностранных граждан на миграционный учет по ФЗ № 115. Никаких особых исключений нет, регистрация детей также осуществляется в недельный срок.

Оформляя миграционный учет на детей, родители должны помнить о пролонгации. Скажем, если трудовой мигрант продлевает разрешение на основании трудового патента, нужно будет продлить регистрацию и для ребенка. Каждый последующий миграционный учет детей иностранных граждан предполагает заполнение заявлений как на детей, так и на родителей. Отказ в регистрации обязывает родителя покинуть страну вместе с сыном или дочерью.

Документы

Ответственными за миграционный учет детей иностранцев являются родители, но чаще представитель, знающий русский язык.

Инспекторы УВМ УМВД затребуют:

  • удостоверение личности или свидетельство о рождении маленького иностранца;
  • ОМС или ДМС (медицинские полисы);
  • документы на квартиру (если иностранец является собственником);
  • договор найма жилого помещения.

Несовершеннолетние в ходе миграционного учета получают отдельный отрывной корешок. Выданный талончик аннулируется вместе с прекращением срока пребывания в РФ матери/отца (опекунов).

Несоблюдение сроков

Отведенные сроки для постановки на учет детей совпадают со сроками на регистрацию родителей. Несоблюдение предусмотренных сроков наказывается денежным взысканием, а в ряде случаев депортацией. Наказание распространяется на родителей несовершеннолетних.

Проверка временной регистрации иностранца

Официальные работодатели иностранцев должны следить за регистрацией своих сотрудников. Определить подлинность печати о регистрации совсем несложно. Следует лишь выбрать, как проверить постановку на миграционный учет – лично или дистанционно.

Три способа выяснить подлинность регистрации:

  • посещение УВМ УМВД лично;
  • запрос через «Почту России»;
  • дистанционная проверка на сайте ГУВМ МВД.

Последний онлайн-способ гораздо удобнее. Зная информацию из отрывного корешка, можно сопоставить ее с миграционной базой ведомства.

Особенности для граждан стран СНГ

Осуществляя въезд в РФ, нужно заранее изучить правила. Кроме этого, если вы сомневаетесь, разрешат пересечь границу или нет, нужно проверить запрет на въезд на РФ (например, онлайн). Вооружившись достоверными данными, вы с легкостью пройдете оформление.

Украины


Современная постановка в РФ на миграционный учет беженцев с Украины предполагает упрощенный порядок. Подписанное между странами соглашение даёт украинцам возможность пребывать в РФ без регистрации до 90 дней. Далее нужно пройти миграционный учет и подтвердить статус.

Беларуси

Добрососедские отношения между Россией и Республикой Беларусь упрощают миграционный учет. Въехавшие в РФ белорусы не заполняют миграционную карту. Однако им даётся 30 дней на регистрацию своего статуса. Впрочем, чаще всего это лишь формальности и белорусы живут в РФ по своему паспорту.

Казахстана

Закон не обязывает казахов вставать на миграционный учет, если они приехали в Россию на срок меньше 30 дней. Увеличение времени пребывания в РФ обязывает их сообщить о своем статусе в миграционном отделении. Граждане Казахстана также заполняют МК, где указана дата пересечения границы через контрольно-пропускной пункт

Таджикистана

Двухстороннее соглашение между Россией и Таджикистаном определяет политику в сфере миграции населения двух государств. Приехавшие в РФ жители Таджикистана могут не вставать на миграционный учет в течение 15-дневного срока. Нахождение в России свыше оговоренного периода обязывает их обратиться в УВМ УМВД за регистрацией на месте.

Узбекистана


Приезжие из Узбекистана ищут рабочие места и поступают в высшие учебные заведения нашей страны. На завершение миграционного учета отводится 14 дней с момента прибытия в один из регионов. Статистика утверждает, что мигранты из Узбекистана чаще всего становятся нелегалами.

Молдовы

Молдова еще не приняла членство в ЕАЭС, поэтому для жителей этой страны в 2019 году действует въезд по визам. Следовательно, миграционный учет происходит на срок действия визы либо в недельный срок, как и для остальных иностранцев.

Киргизстана

Дружественным с Россией странам дарованы привилегии миграционного учета. Исключением не стал и Киргизстан, входящий в состав ЕАЭС. Посетившие нашу страну киргизы могут не заявляться целый месяц. Затем им предстоит оформить временную прописку и уведомить УВМ УМВД о своем статусе новоприбывшего.

Армении

Въехав в Россию, жители Армении заполняют МК. Впоследствии они имеют право месяц пребывать в России без уведомления властей. Параллельно с миграционным учетом можно подыскать работу или узнать о порядке зачисления в российский ВУЗ.




Top