Миграционный учет иностранных граждан. Быстрая и легальная постановка на миграционный учёт Миграционный учет граждан рф

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации или временная регистрация иностранцев, как ее многие называют, это обязательная процедура для каждого иностранного гражданина, пребывающего на территорию России вне зависимости от того, прибыл ли он в визовом или безвизовом порядке.

То есть каждый иностранец, въехавший в Россию, в обязательном порядке должен встать на миграционный учет в миграционной службе для легального пребывания на территории РФ.

Статья поможет быстро разобраться как выполнить принимающей стороной постановку на учет иностранцев по прибытию в Россию, как собрать требуемые документы в определённый срок, грамотно оформить бланк-уведомление о прибытии и своевременно сообщить в контролирующие органы во избежание штрафов и вероятности депортации из России.

Закон о миграционном учете иностранцев

Федеральный Закон №109 от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регламентирует порядок постановки на учет иностранных граждан, прибывших в Россию в качестве:

  • Туристов (для осмотра достопримечательностей, знакомства с культурой и традициями).
  • Персонала (для трудоустройства или уже подписавших контракт с российскими компаниями).
  • Студентов (поступивших в российские образовательные учреждения для получения высшего образования).
  • Гостей (с целью частного визита к друзьям, родственникам).

Закон определяет перечень личных данных гражданина, порядок учета, меры соблюдения прав, обязанностей и ответственности за нарушение закона для иностранцев, методику сбора, анализа и применения статистических данных для развития миграционной политики России.

Постановка на учет в местном органе УВМ РФ (УФМС) проводится, в стандартных ситуациях, в уведомительном порядке и осуществляется по адресу местонахождения жилья, где проживает или находится иностранец.

  • Граждане РФ.
  • Граждане, не являющиеся гражданами РФ, при наличии РВП или ВНЖ.
  • Организации, их филиалы, госучреждения, трудоустраивающие иностранцев по трудовому договору.
  • Граждане иных стран, признанные законом РФ высококвалифицированными специалистами (могут регистрировать членов своей семьи).

Помимо обязанностей соблюдения порядка учета прибывшими гостями РФ, обязанности возникают и у принимающей сторона, а именно: уведомить о постановке на учет, предоставить жилье, нести ответственность за действия иностранца, его возможность оплачивать затраты на территории РФ, оплату предоставляемых медицинских услуг.

Лица, которые не должны вставать на миграционный учёт

Некоторым иноземцам не нужно вставать на учет в соответствии с п.6 ст.20 №109-ФЗ :

  • Представителям государственной власти, членам правительственных делегаций других стран и членам их семей, прибывших по приглашению правительства РФ и субъектов России.
  • Членам экипажей военных и гражданских кораблей, самолетов при условии пребывания менее 24 часов или не покидают зону аэропорта или порта.
  • Персоналу поездов, если они не покидают зону станции прибытия поезда.
  • Высококвалифицированным специалистам и семьям (если он прибыл в Россию для проживания менее 90 дней или изменения места жительства менее 30 дней).
  • Чужестранцы, приехавшие в Россию транзитными рейсами.
  • Туристы, если путешествие займет меньше 7 дней.

Пошаговый порядок постановки

Пошаговый порядок действий для постановки на учет:


Миграционная карта является номерным документом и требует бережного хранения до выезда из России

Перечень стандартных документов

Полный перечень документов, требуемый от иностранного лица, содержит:

  1. Паспорт страны выдачи (+ копия).
  2. Миграционная карта (граждане Беларуси карту не предоставляют) и копия.
  3. Ксерокопия визы (для иностранцев, прибывших из визовых стран).

Пакет документов принимающей стороны существенно отличается и зависит от лица, выступающего ей.

Для представителя – физического лица, следует подготовить следующий пакет документов:

  1. Паспорт гражданина РФ или иного государства, при условии подтверждения права постоянного проживания в России и копия.
  2. Копия документа, подтверждающего владение жилым помещением, где будет проживать и регистрироваться иностранец.

Для принимающей стороны в лице организации (будущего работодателя), приготовьте пакет документов по следующему перечню:

  1. Копия свидетельства ОГРН.
  2. Копия свидетельства ИНН.
  3. Копия уведомления, получаемого в Федеральной службе гос.статистики.
  4. Копия приказа или решения учредителя, собрания учредителей о назначении директора.
  5. Копия паспорта директора.
  6. Копия трудового договора с иностранцем.
  7. Информация об организации с указанием адреса и контактного телефона.
  8. Копия договора аренды или копия документа, подтверждающего право собственности помещения.
  9. Оригинал выписки ЕГРЮЛ (дата выдачи не должна превышать 2 месяца на момент предоставления).

Работодатель может зарегистрировать иностранных сотрудников только при условии регистрации и прохождения аккредитации в качестве работодателя в органах федеральной миграционной службы с выдачей подтверждающих документов и присвоения регистрационного номера.

Правила заполнения бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина

Форма бланка уведомления для постановки на учет иностранцев утверждена Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 и заполняется представителем принимающей стороны. Стоит отметить, с 2018 года форма была изменена и в предыдущем варианте контролирующим ведомством не принимается.

При заполнении формы, обратите внимание на недопустимость наличия ошибок или исправлений, внимательно заполняйте все поля, т.к. данный документ является основным документом, предоставляемым в федеральную миграционную службу при регистрации иностранного лица на территории Российской Федерации.

При получении сотрудниками ФМС, уведомление тщательно проверяется на правильность оформления, соответствие данных предоставленным документам и имеющейся информации в базе.

При правильном оформлении ставится отметка о получении уведомления, и корешок возвращается принимающей стороне. Именно этот корешок является документом, подтверждающим постановку на учет.

В разделе 1 уведомления укажите следующие данные, относящиеся к иностранцу:

  • Фамилия, имя, отчество, его подданство, день рождения, пол.
  • Сведения о месте рождения с указанием государства, города, населенного пункта, указанные в паспорте иностранца.
  • Сведения о документе, подтверждающего личность с указанием вида и номера документа, даты выдачи и сроком действия.
  • Цель посещения.
  • Профессия.
  • Заявленные в миграционной карте или визе сроки пребывания в России.
  • Серию и номер полученной на границе миграционной карты.
  • Данные о представителях в России (родители, усыновители, обекуны) и адресе места предыдущего места пребывания на территории России.
  • Полный адрес места пребывания с указанием даты окончания пребывания (поля находятся на бланке за линией отрыва).

В разделе 2 формы уведомления укажите информацию об адресе местонахождения на территории России (информация дублируется с отрывной части).

Раздел 3 заполняется данными о принимающей стороне:

  • Если вы – физическое лицо: проставьте галочку в поле, расположенным справа от надписи «физ.лицо» и указать личные данные и данные паспорта.
  • Если вы являетесь представителем юридического лица: поставьте галочку справа от поля «Организация» и укажите полное наименование организации с указанием фактического адреса, номера ИНН организации, персональные и паспортные данные представителя организации, адрес проживания представителя.

В отрывной части прописывается фамилия, имя и отчество физического лица. Подпись ставится в основной и отрывной части бланка.

Ниже представлен бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания:



Ниже представлен заполненный образец уведомления о прибытии иностранного гражданина:



Действия иностранца при въезде в страну

Если иностранец прибыл в Россию с целью туризма и путешествия по просторам России, в первую очередь требуется заселиться в гостиницу. При этом функции принимающей стороны возлагаются на администрацию гостиницы, где проживает подданный другого государства.

В обязанности администрации входит уведомление местного органа о приеме иностранца в срок 1 рабочий день с даты заселения. Для этого потребуется предоставить паспорт страны гражданства, миграционную карту и визу.

Снятие копий документов, оформление формы уведомления и передачу информации в контролирующие органы выполнит сотрудник гостиницы.

Порядок снятия с миграционного учёта

Помимо постановки на учет, нормативным актом предусмотрены основания и процедура снятия с учета поданных иного государства, что прописано в статье 19 ФЗ №109 :

Ответственность и штрафы за просрочку постановки на МУ

Законом предусмотрены также карательные меры за нарушение обязательства постановки на учет, предоставление подложных документов, недостоверной информации, нарушение сроков, как для иностранца, так и принимающей стороны.

Нарушением закона о миграционном учете также считается утеря или отсутствие в наличии документов, подтверждающих, что иностранное лицо имеет право находиться на территории России. Грубым нарушением также является нарушение срока выбытия из страны.

В качестве наказания, иностранцу придется заплатить штраф от 2000 до 5000 рублей в зависимости от региона пребывания. В случае нарушения сроков пребывания, законодательством РФ предусмотрена возможность принудительной депортации с запретом возвращения в Россию на определенный срок.

При нарушении сроков уведомления о постановке на учет, предусмотрены штрафы:

  • 2000-4000 рублей для принимающих частных лиц.
  • 35000-70000 рублей для должностных лиц работодателя.
  • 400000-1000000 рублей – для организаций с возможностью наложения запрета ведения деятельности на срок до 90 дней.

Поделится в соц. сетях:


миграционный учет иностранных граждан в российской федерации

Пребывание иностранного лица в государстве должно контролироваться органами власти, эта процедура позволяет вести учет и обеспечить безопасность граждан.

Так, после приезда иностранцев в Россию они обязуются встать на миграционный учет.

В данной статье изложена информация о правилах для иностранцев при постановке на миграционный учет иностранных граждан в российской федерации, оформлении документации, а также о льготах для некоторых категорий иностранных граждан.


Что такое миграционный учет

Понятие миграционного учета и порядок его проведения регулируется ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации».

В данном ФЗ указано, что миграционный учет – это процедура, представляющая собой уведомление о приезде иностранца в органы .

В ст.2 ФЗ сказано, что любой иностранный гражданин в Российской Федерации, такой учет совершается с целью государственного контроля над перемещением иностранцев и проведения анализа данных о прибытии в Россию представителей иных государств.

Внимание

Зарегистрироваться человек с иностранным паспортом должен по конкретному адресу, где он временно живет.

Сроки постановки

Общим правилом предусмотрено, что после того, как иностранный гражданин прибудет в пункт временного пребывания, он обязуется встать на учет в органе ФМС по месту нахождения (то есть по конкретному адресу) на протяжении 7 дней.

Предельный же срок, на который проводится постановка на учет, определяется сроком действия выданной визы. Обычно этот срок не может превышать 90 дней на протяжении каждого периода пребывания. По прошествии данного срока иностранный гражданин должен выехать из России или продлить срок, снова обратившись в ФМС.

Это важно

Для граждан некоторых стран установлены более продолжительные сроки для постановки на МУ. К примеру, гости из Армении, Казахстана и Беларуси могут не становиться на учет в период до 30 дней после приезда в Россию. Для жителей Таджикистана этот срок немного короче – 15 дней. Особые условия установлены для граждан Украины, без поставки на МУ в России разрешено находится до 90 дней.

Кто может быть принимающей стороной?


Принимающая сторона

Важно отметить, что все процедуры по постановке иностранца на МУ проводятся принимающей стороной. К таким лицам относятся:

  • граждане Российской Федерации;
  • разрешено выступать принимающей стороной юридическим лицам, филиалам, государственным учреждениям, где представитель иностранного государства проживает или работает;
  • лица, не признанные гражданами Российской Федерации, если у них имеется РВП или ВНЖ;
  • проводить постановку на МУ иностранца разрешено высококвалифицированным специалистам, у которых нет гражданства РФ, но есть в собственности свое жилье в России, правда, они уполномочены ставить на учет лишь членов своей семьи;
  • обязанность постановки на учет иностранных постояльцев возникает и у администрации гостиниц.

Документы, которые понадобятся работодателю для заполнения уведомления:

  • Чтобы принимающая сторона (работодатель, представитель гостиницы, иное лицо) могла оформить постановление на миграционный учет, иностранец должен подать свой национальный паспорт (заменяющий его документ) и миграционную карту, такой документ выдается каждому при пересечении границы с Россией.
  • Если для въезда в РФ требовалась виза, нужно предоставить визовое разрешение.
  • Если необходимо сделать миграционный учет детям до 18-ти лет или недееспособным личностям, то документы подаются их родителями (иными законными представителями).
  • Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства

Вышеуказанные документы необходимы для заполнения бланка уведомления о приезде иностранного гражданина (человека без гражданства). Данный бланк – это документ, состоящий из одного листа, он заполняется с обеих сторон.

Его заполнением занимается принимающая сторона (не иностранец), записи допустимо делать от руки, а можно напечатать. Самое главное – чтобы все данные можно было легко прочитать, не допускается делать исправлений, зачеркиваний или помарок.

Представитель принимающей стороны не должен изымать паспорт и/или миграционную карту. На основании данных в этих документах только заполняется бланк, после этого уведомление направляется в ФМС в течение одного дня после приезда.

В уведомлении о приезде представителя другой страны указывается следующая информация:

  • гражданство;
  • паспортные данные;
  • информация о получении визы;
  • цель приезда;
  • профессия;
  • данные из миграционной карты;
  • информация о месте пребывании (населенный пункт, район, дом, улица);
  • данные о лице, которое принимает иностранного гражданина (паспортные данные, адрес и т.д.)
  • указывается дата отъезда.

Если заполнение бланка проводится организацией или предприятием, в конце документа ставится подпись директора и оттиск печати. Таким образом, подтверждается согласие на временное проживание.

Как подать уведомление?


Как подать уведомление

После заполнения бланка принимающая сторона предоставляет уведомление, копию паспорта, а также копию миграционной карты иностранца в территориальный орган ФМС или же можно отравить документы почтой.

В компаниях почтовой связи находятся специальные окна, где выдаются бланки уведомления на бесплатной основе.

Однако заплатить придется за почтовые услуги, в данный момент плата составляет 180 рублей.

А за саму постановку на учет госпошлина или иная плата не берется.

После получения уведомления в ФМС ставят отметку о принятии пакета документов, а отрывная часть бланка передается обратно иностранному гражданину. Корешок и будет служить документом, подтверждающим постановку человека на МУ.
Если возникнет необходимость внести изменения в бланк уведомления, об этом нужно сообщить в ФМС на протяжении трех дней. Для продления срока нахождения в России нужно вновь обращаться в ФМС. После отъезда в течение 2-х дней принимающая сторона должна подать в ФМС (направить через почту) отрывную часть бланка-уведомления.

После получения уведомления служащие ФМС обязаны в срок до 3-х дней зафиксировать информацию о выезде иностранца из России.


Особенности миграционного учета

Если иностранец проживал в гостинице, туристической базе, в оздоровительном лагере, находился в больнице, ином социальном учреждении, то администрация таких организаций обязана подать сведенья об отъезде в течение 12-ти часов со следующего дня после отбытия постояльца (пациента).

Если иностранцы отбывают в России наказание, то время их пребывания устанавливается на срок исполнения наказания.

В течение суток после поступления правонарушителя-иностранца в учреждение по отбыванию наказания, администрация исправительного учреждения уведомляет об этом органы ФМС.
Подлежат постановке на МУ и лица, которые покинули свою страну в экстренных условиях, в связи с боевыми действиями, чрезвычайной ситуацией и т.д. В таком случае беженцев должны принимать органы местного самоуправления. Они занимаются размещением беженцев и процедурой их поставки на миграционный учет.

Порядок снятия с МУ

Граждане иностранных государств подлежат снятию с МУ в следующих случаях:

  1. Человек получил регистрацию по иному месту жительства;
  2. Выезд из России.
  3. Смерть иноземца или признание его в судебном порядке умершим (безвестно пропавшим на территории РФ). Такой факт подтверждается свидетельством о смерти либо копией решения суда.
  4. Прекращение права пользования иностранца жилым помещением, где он был зарегистрирован.
  5. Прекращение у иностранного гражданина полномочий на получение временного проживания.


Действия иностранца по приезду

Помните, что иностранный гость не подает самостоятельно в ФМС документы для постановления на МУ.

Это прямая обязанность граждан (организаций), которые выступают принимающей стороной.

В какие-либо иные организации иностранцу тоже не нужно обращаться. Все что от него требуется – это подать свою миграционную карту и паспорт работодателю, представителю гостиницы, человеку, у которого он будет проживать и т.д.
В исключительных случаях, если принимающий гражданин или представитель организации не может сам подать документы по причине болезни, командировки, иным основаниям, иностранец вправе лично проинформировать о своем приезде.
Если иностранец постоянно проживает в РФ, то с согласия принимающей стороны он может подать самостоятельно документы для постановки на учет.

В России, как и во многих странах, осуществляется государственное регулирование миграционных процессов, направленное на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России. Каждый иностранец, въехавший в Россию, чтобы легально находится на ее территории, обязательно должен встать на миграционный учет в территориальном органе ГУВМ МВД (ФМС). О порядке и нюансах данной процедуры и пойдет речь ниже.

Миграционное законодательство РФ

Изначально, то есть до того как говорить о самой процедуре, стоит все-таки выяснить, что такое миграционный учет.

Все прибывающие в Россию граждане других государств в течение недели должны посетить миграционную службу для того, чтобы сведения о них внесли в базу данных. Несоблюдение этого правила грозит наказанием вплоть до депортации.

До 2007 года у иностранцев, приезжающих на заработки, требовали временную регистрацию, этот режим повсеместно нарушался, поэтому было принято решение заменить регистрацию на миграционный учет по месту пребывания. Главное отличие в том, что это можно сделать и в нежилом здании, например, по юридическому адресу работодателя.

Таким образом, миграционный учет – это сфера деятельности, направленная на сбор и фиксацию информации относительно места пребывания, временного или иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданской принадлежности, на территории Российской Федерации, а также их перемещения внутри страны и за ее пределы.

Новый указ президента о постановке на миграционный учет в период проведения спортивных мероприятий по футболу в рамках Чемпионата мира немного ужесточил сроки постановки на учет по месту пребывания иностранных гостей в России. Таким образом, прибывшие в страну иностранцы, обязаны осуществить соответствующую регистрацию в течение одних суток с момента прибытия в назначенный пункт. Также были внесены некоторые другие изменения.

Миграционный учет граждан России в РФ не осуществляется, так как предусматривает наблюдение лишь за иностранцами.

Въезд в Россию

Перед тем как отправляться в Российскую Федерацию, гражданам других государств следует оформить необходимые в данном случае разрешительные документы. Для одних это будет виза, для других – , то есть все зависит от того, какой режим въезда действует с той или иной страной. Кроме того, полезно ознакомиться и с таможенными правилами, так как таможенный контроль также придется проходить при въезде в страну. Если как следует не подготовиться, попытка посетить Россию успехом может и не увенчаться.

Как известно, подавляющее большинство иностранных граждан при пересечении границы РФ должны заполнить миграционную карту, выданную им непосредственно перед въездом. В бланке нужно указать правдивые сведения, а затем хранить его на протяжении всего пребывания в стране, так как при пересечении границы в обратном направлении документ необходимо сдать сотруднику пограничной службы. Главная особенность заполнения миграционной карты, напрямую влияющая на регистрацию по месту пребывания, – указание в ней конечного пункта следования.

Правила и порядок учета мигрантов в стране

Прежде всего нужно понять, что существуют такие термины, как временная регистрация и миграционный учет; в чем разница, к сожалению, знают не все люди. Миграционный учет – это уведомление миграционного органа о прибытии иностранца, а временная регистрация представляет собой временную прописку в России, обычно ее делают при .

Несмотря на ужесточение миграционных правил в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, миграционный учет иностранных граждан с 1 июня 2017 года включает в себя все те же этапы процедуры:

  1. Регистрация временного/постоянного проживания либо пребывания в стране. Также возможна фиксация иных сведений, которые предусмотрены действующим законодательством России, примером которых может стать информация о въезде иностранных граждан и в Россию и об их выезде с ее территории.
  2. Обработка и анализ информации, касающейся характеристик миграционных процессов, например количественных и качественных, а также ее защита и использование.
  3. Ведение информационной системы учета мигрантов в стране.

А вот порядок постановки на временный учет иностранного гражданина претерпел некоторые изменения.

С точки зрения действующего законодательства РФ встать на миграционный учет – значит проинформировать (или уведомить) государственный территориальный орган, ведающий вопросами миграции, о своем прибытии в Россию. Ранее эти действия должны были быть осуществлены в течение трех суток со дня прибытия в конечный пункт следования, правила миграционного учета в 2017 году предусматривают более сжатый срок.

Обязательным условием для того, чтобы стать на учет в органе, занимающимся миграционными вопросами (сейчас это ГУВМ МВД России), является наличие принимающей стороны. Именно последняя занимается этой процедурой и обращается в соответствующие органы. Не обязательно находиться рядом самому иностранцу, от него потребуется лишь предоставить о себе некоторые сведения и предъявить миграционную карту и паспорт, по которому он въехал в РФ. Стоит отметить, что оригиналы документов принимающей стороне не передаются.

Заранее стоит позаботиться о месте пребывания и приглашающей стороне, которая займется процессом вашей легализации в стране.

Если прибывший в Россию иностранный гражданин или лицо, не имеющее гражданства, планирует остановиться в гостинице на весь срок своего пребывания в стране, то в качестве принимающей стороны выступит администрация заведения, которая и должна уведомить соответствующий орган о прибытии иностранца. Именно администрация гостиницы несет ответственность за соблюдение иностранным гостем всех установленных требований и правил пребывания в России.

Приезжий предъявляет свои документы принимающей стороне, чтобы та заполнила бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. При обращении в орган ГУВМ МВД России к бланку уведомления следует также приложить копии иностранца и его миграционной карты.

Документы можно подать лично или отправить по почте, однако, учитывая последние нововведения, почтовое отправление могут и не успеть доставить в срок. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.

После того как орган, ведущий миграционный учет, получит все необходимые бумаги, его уполномоченный сотрудник поставит на бланке уведомления специальные отметки о его приеме и дату, до которой иностранцу следует покинуть страну. Отрывная часть бланка при этом передается принимающей стороне, которая впоследствии передает ее иностранному гражданину.

Если принимающая сторона не в состоянии лично обратиться в соответствующий орган, имея на то уважительную причину, иностранец вправе сделать это самостоятельно, однако в этом случае от лица, размещающего его у себя, потребуется письменное разрешение.

Следует отметить, что именно полученный территориальным отделением ГУВМ МВД специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или апатрида на место пребывания, предоставленный ему принимающей стороной, является основанием для постановки на миграционный учет.

Не стоит забывать о том, что при отъезде иностранца отрывная часть уведомления передается принимающему лицу, которое обязано в течение двух суток вернуть ее в орган, выдавший эту бумагу.

Необходимо упомянуть также о том, что с 26 мая миграционный учет жителям Донбасса не дает тех привилегий, которые были изначально после начала беспорядков на востоке Украины.

Отведенные сроки

В свете последних событий, а именно в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу, миграционные правила несколько изменились и стали строже. Поэтому совсем не удивительно, что многие жители прочих государств при планировании путешествия в Россию активно интересуются, в какой срок иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет.

Новый миграционный порядок был принят и вступил в силу на основании Указа Президента РФ В. В. Путина от 9 мая 2017 года № 202. В соответствии с ним иностранцы, прибывшие в Россию, должны стать на миграционный учет в течение суток с момента прибытия на место своего пребывания. Данное правило распространяется на все российские города, в которых будут проводиться спортивные мероприятия. Также в них будет укорочен срок временной регистрации.

Очень важно отметить, что указанные правила не касаются граждан РФ, иностранцев и апатридов, участвующих в спортивном чемпионате. Исключение составят также иностранные граждане и апатриды, представляющие FIFA и ее дочерние организации.

Обычный миграционный порядок определяет срок пребывания в стране, руководствуясь соглашениями Российской Федерации и других иностранных государств о взаимном режиме въезда.

При безвизовом режиме въезда мигрант может находиться в России на протяжении 90 дней со дня въезда. Если иностранец пересек границу на основании загранпаспорта и визы, период его пребывания в стране определяется сроком действия визы.

Обязательно ли вставать на учет

Конечно же, подавляющее большинство иностранцев, прибывающих в Россию, должны в обязательном порядке встать на миграционный учет по месту пребывания, однако существуют исключения, поэтому перед въездом в РФ необходимо выяснить, какие категории иностранных граждан не подлежат миграционному учету.

Российское законодательство четко определяет категории граждан, которым необходимо встать на миграционный учет, но при этом бывает и так, что временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации фиксировать не обязательно, в их числе:

  1. Лица, возглавляющие иностранные государства, главы правительств этих государств, руководители международных организаций, члены представительских и парламентских делегаций, которые были приглашены в Российскую Федерацию государственным органом власти или органом государственной власти субъекта РФ, а также въехавшие вместе с ними члены их семей.
  2. Моряки, которые являются подданными другого государства и входят в состав экипажа военного корабля, прибывшего в Россию по официальному или неофициальному поручению, либо с целью делового визита. То же относится и к летным военным экипажам, имеющим иностранное гражданство.
  3. Члены морских иностранных экипажей невоенных судов могут не вставать на миграционный учет по месту пребывания, если сходят на берег всего на 24 часа. Данное правило действует, если прибывшие лица находятся на территории порта, портового города Российской Федерации или выезжают на экскурсии в рамках отведенного им времени.
  4. Иностранные подданные, которые являются членами воздушных судов гражданской авиации, железнодорожных поездов и прочих транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, в случае если указанные лица находятся на территории РФ в пределах аэропорта, железнодорожного вокзала, автовокзала и прочих станций согласно расписания соответствующих транспортных средств.
  5. Граждане иностранных государств, срок пребывания которых на территории Российской Федерации не превышает 7 дней, однако это правило не распространяется на иностранцев, которые останавливаются в гостинице, санатории, любой организации, гостиничного типа, на турбазе, в организации, оказывающей медицинские услуги, пансионате, детском оздоровительном лагере, доме отдыха, учреждении социального обслуживания и кемпинге.
  6. Граждане государств, с которыми у России подписаны договоры, исключающие обязательный миграционный учет.

Как осуществляется миграционный учет для граждан ЕАЭС

Как известно, граждане Евразийского экономического союза могут находиться на территории Российской Федерации в течение 90 суток с момента въезда. При этом если иностранный путешественник, гражданин страны – члена ЕАЭС, будет находиться в РФ не более 30 суток, заполнение миграционной карты для него не обязательно. Для тех же, кто планирует задержаться больше этого срока, регистрация по месту пребывания обязательна, причем при наличии оснований ее можно продлевать.

Что обязана делать принимающая сторона и кто ею может быть

В процессе постановки на миграционный учет иностранного гражданина главную роль играет принимающая сторона, так как всю процедуру осуществляет именно она.

Принимающей стороны могут выступать:

  • иностранцы/апатриды, проживающие на территории России на постоянной основе и имеющие соответствующий документ – ВНЖ в РФ;
  • юридическое лицо, выступающее в качестве работодателя иностранца или апатрида;
  • юридическое лицо, которое предоставляет иностранному гражданину или лицу, не имеющему гражданской принадлежности, место постоянного или временного пребывания, например, гостиница или отель.

Независимо от того, кто будет в роли принимающей стороны, лицо, размещающее у себя иностранца, имеет право потребовать от иностранца предъявить оригиналы необходимых для миграционного учета документов – паспорт, по которому он пересек границу РФ, и его миграционную карту. Также понадобятся их копии, которые необходимо приложить к уведомлению о прибытии иностранного гражданина в Россию и передать в государственный орган, занимающийся миграционными вопросами.

Бланк уведомления о прибытии иностранного подданного

Уведомление о прибытии иностранного гражданина представляет собой специальный бланк, который заполняется принимающей стороной. В нем указывается информация о мигранте и лице, которое принимает его у себя. Сама форма периодически меняется, поэтому очень важно обзавестись актуальным бланком.

Читайте также о том, как выглядит и какую информацию содержит .

Подавать уведомление о постановке на миграционный учет должна принимающая сторона, однако если она по уважительным причинам не может этого сделать, иностранец имеет право заняться собственным учетом самостоятельно с письменного согласия принимающей стороны.

Если все документы в норме, сотрудник уполномоченного государственного органа поставит на бланке специальные отметки. Отрывной талон с отметкой о том, что уведомление о прибытии иностранного гражданина было принято, отдается обратившемуся лицу. Именно отрывной талон уведомления с печатью органа, принявшего документ, удостоверяет постановку мигранта на миграционный учет в России.

Обычно после того, как иностранный гражданин встал на учет, он задумывается над тем, что делать дальше и как должен отмечаться в миграционной службе.

Стоит сказать, что отмечаться в службе учета мигрантов необходимо только после и ВНЖ в Российской Федерации.

Сроки оповещения миграционного органа

При обычном миграционном режиме принимающая сторона должна уведомить миграционный орган о прибытии гражданина другого государства в течение 7 дней.

Важно: в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 в период с 1 июня по 12 июля 2018 года в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань, а также с 25 мая по 25 июля на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Ростова-на-Дону, Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Саранска и Самары регистрация по месту пребывания или временного проживания будут осуществлять в течение 24 часов с момента прибытия иностранного гражданина и только через МВД.

Эти правила относятся ко всем иностранным гражданам, включая граждан ЕАЭС и тех, кто работает по патенту или разрешению на работу.

В какой орган обращаться

С информацией о том, что теперь осуществляется постановка мигрантов на учет в ГУВМ МВД (УФМС), возможно, знакомы не все, ведь до упразднения в 2016 году Федеральной миграционной службы редко какой иностранец, приехавший в Россию на заработки, не знал о ней, потому что всеми вопросами миграционного учета и контроля занималось именно это ведомство.

Иностранцам, остановившимся в гостинице, нет необходимости искать того, кто выступит в роли принимающей стороны. Миграционный учет в гостинице или у физического лица, неважно, выполняется по одним правилам: в первом случае в качестве принимающей стороны выступит администрация гостиницы, во втором – физическое лицо.

В открывшемся окне пункт «Адрес предоставления в электронном виде», копируем ссылку, представленную ниже, и вставляем ее в новую вкладку. Таким образом, перед нами открывается новое окно.

Из длинного перечня услуг выбираем десятый пункт под названием «Осуществление миграционного учета».

После этого нам открывается страница, с пунктом «Получить эту госуслугу онлайн», именно этот пункт мы и выбираем.

Стоит отметить, что внизу этой же страницы можно скачать бланк уведомления о прибытии.

После этого необходимо пользоваться подсказками системы и заполнять все необходимые пункты.

Срок предоставления услуги указан на портале и равняется одному рабочему дню.

Через Почту России

Еще одним вариантом для мигранта является постановка на миграционный учет через Почту России. Документы может отправить как принимающая сторона, так и сам иностранец, при условии наличия у него . Уполномоченному сотруднику почты отправитель обязательно должен предъявить свое удостоверение личности.

Бланк уведомления о прибытии иностранца заполняется в двух экземплярах, а затем проверяется сотрудником, принимающим отправление. Кроме того, необходимо подготовить копии документов, которые прилагаются к уведомлению.

После выполнения установленных процедурой требований почтовое отправление объявленной ценностью с описью вложенных бумаг регистрируют и отправляют адресату. Пересылку оплачивает отправитель, он получает квитанцию об отправке письма, а также по одному экземпляру описи вложения и талона уведомления, на котором стоит оттиск календарного штемпеля и подпись почтового сотрудника.

Постановка на миграционный на учет: пошаговая инструкция

Если вы являетесь стороной, принимающей мигранта, то должны знать, как поставить иностранного гражданина на миграционный учет.

Процедура постановки на миграционный учет предполагает выполнение нескольких действий:

  1. Дождаться прибытия иностранца/апатрида в Россию (на место пребывания).
  2. Взять у него копии удостоверения личности, по которому он въехал в РФ, и миграционной карты/визы.
  3. Попросить иностранного гостя предъявить свои документы и сверить их с предоставленными копиями.
  4. Заполнить бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в Россию.
  5. Обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД и отдать все собранные документы.
  6. Забрать отрывную часть бланка уведомления с проставленными отметками миграционного органа и передать ее мигранту.

Если вы являетесь гражданином другого государства, планирующим поездку в РФ, вы все равно должны быть осведомлены о том, как встать на миграционный учет в России, так как знание этих сведений не только поможет вам избежать нарушения миграционных правил, но и упростит саму процедуру учета и вам, и принимающей стороне. Если иностранец прибыл в Россию как турист или как трудовой мигрант, то и в первом, и во втором случае возможна постановка на миграционный учет юридическим лицом.

Кроме того, большим подспорьем для гостиниц и организаций, оказывающих гостиничные услуги, юридических лиц, принимающих у себя иностранных граждан, будет электронная программа миграционного учета, предназначенная для ввода сведений и распечатки уведомления о месте пребывания иностранцев.

Необходимые документы для постановки на учет

Перечень документов для постановки на миграционный учет иностранных граждан достаточно мал:

  1. Копия удостоверения личности.
  2. Копия миграционного бланка или визы.
  3. Заявление иностранного гражданина о постановке на миграционный учет.

Трудоустраивающимся мигранта, возможно, потребуется предъявить рабочий контракт.

Заполнение миграционной карты

Миграционная карта должна быть заполнена корректно и содержать правдивую информацию, совпадающую с данными удостоверения личности. Главным нюансом является указание цели въезда в Россию, именно от правильного заполнения этого пункта зависит дальнейшее нахождение в России трудового мигранта. Например, если, скажем, целью визита указан туризм, то оформить РВП по этой миграционной карте не получится, как и устроиться на работу.

Читайте более детальную информацию о том, для чего нужна .

Сколько стоит

Услуга постановки на миграционный учет производится бесплатно, госпошлина в этом случае не взимается.

Какие проблемы могут возникнуть

Обычно сложностей с постановкой на миграционный учет не возникает, однако часто мигранты не информированы о том, как действовать в случае изменения места пребывания или принимающей стороны. В подобных случаях необходимо снова обращаться в миграционный орган.

Причины отказа

Основания для отказа в постановке на миграционный учет российским законодательством не предусмотрены, однако вам все же могут отказать:

  • если подан неполный пакет документов;
  • если неправильно заполнено уведомление;
  • если указаны заведомо лживые сведения.

В то же время это будет лишь временный отказ, после того, как все будет устранены все замечания исправлены, можно снова обращаться в организацию.

Можно ли обжаловать отказ

Если вам все же отказали, можно обжаловать данное решение в досудебном порядке. Для этого необходимо обратиться с соответствующей жалобой на действие должностных лиц отделения ГУВМ МВД, где вам было отказано.

Обжаловать отказ в постановке на учет можно в нескольких случаях:

  1. Нарушение срока регистрации запроса заявителя.
  2. Нарушение срока предоставления услуги.
  3. Требование документов, которых нет в перечне.
  4. Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления услуги.
  5. Беспричинный отказ.
  6. Требование оплатить услугу.
  7. Отказ в исправлении ошибок или опечаток сотрудниками миграционного органа.

Снятие с миграционного учета

К счастью, о том, как снять иностранного гражданина с миграционного учета, принимающей стороне, как, впрочем, и самому мигранту, не нужно беспокоиться, так как это прерогатива территориального органа ГУВМ МВД России.

Что ждет нарушителей миграционного учета

Необходимо сразу сказать, что ответственность за нарушение миграционного режима ложится на плечи принимающей стороны. Конечно, и мигрант тоже может быть наказан, например, с запретом на въезд. Все зависит от степени правонарушения. Но принимающая сторона может пострадать еще и материально.

Таким образом, штраф за несвоевременную постановку на миграционный учет, согласно статье 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , составит:

  • физическое лицо – от 2 000 до 5 000 рублей,
  • должностное лицо – от 25 до 50 тысяч рублей,
  • юридическое лицо – от 250 до 750 тысяч рублей.

Еще одним нарушением миграционных правил является фиктивная постановка на миграционный учет, что предусмотрено более суровое наказание – штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или сумма, равная размеру заработной платы за 3 года. Также возможны принудительные работы. Стоит также отметить, что фиктивная постановка на учет является еще и основанием для аннулирования регистрации мигранта.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 07.03.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. ПОСТАНОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И СНЯТИЕ ИХ С УЧЕТА

20. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты;

Заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

24. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 23 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) адрес организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) идентификационный налоговый номер организации;

ж) наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

25. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

26(1). Иностранный гражданин - трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

26(2). Под членами семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза понимаются лица, состоящие в браке с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.

В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в многофункциональном центре в течение 1 года. В случае отсутствия технической возможности представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в виде электронного документа бланк такого уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в многофункциональном центре в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

28(1). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, прилагает:

А) копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства;

Б) копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

В) копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

28(2). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, предусмотренных пунктом 28(1)

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

28(3). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, помимо документов, указанных в пункте 28(1) настоящих Правил, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

28(4). Принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

Собственник помещения, выступающий в качестве принимающей стороны, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать такие сведения в уведомлении о прибытии.

Организация, выступающая в качестве принимающей стороны, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил.

29. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;

г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

29.1. При обращении иностранного гражданина в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в многофункциональный центр к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

в) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина);

г) копия документа, подтверждающего родство (для высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи).

30. При самостоятельном уведомлении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) письменное согласие принимающей стороны;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.

31. Порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо через многофункциональный центр устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международными договорами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

33. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии непосредственно либо через многофункциональный центр либо получения его в виде почтового отправления фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, об адресе организации и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.




Top