Обществознание особенности административной юрисдикции кратко. Административная юрисдикция, основные черты. Особенности административно-правовых отношений
5.11. Особенности административной юрисдикции.
Что такое административная юрисдикция? - круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда).
Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий.
Источник административного права: Конституция РФ + Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Административное правонарушение - Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;
2) противоправность – административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права.
Административные правонарушения не причиняют существенного вреда здоровью и имуществу граждан;
3) административная наказуемость – совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;
4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).
Субъекты административного правонарушения:
1) граждане (с 16 лет);
2) должностные лица (руководители организаций и т.д.);
3) юридические лица.
Установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил.
Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения.
1) районные (городские) суды, мировые судьи;
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) органы МВД (милиция);
4) налоговые органы, органы налоговой полиции;
5) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда
6) органы и войска пограничной службы;
7) военные комиссары;
8) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
Административная ответственность.
Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Особенности административной ответственности:
1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;
2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;
3) выражается в применении административных взысканий;
4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;
5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;
6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.
Виды административных наказаний:
1) предупреждение;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);
6) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Все наказания, кроме предупреждения и штрафов, назначаются только судом.
Административное производство.
Меры обеспечения административного производства.
1) Доставление.
2) Административное задержание (кратковременное ограничение свободы).
Допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.).
3) Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов.
Эти действия производятся при участии понятых. Личный досмотр осуществляется лицами того же пола.
4) Арест товаров, транспортных средств.
Участники административного производства.
1) Орган, рассматривающий дело.
2) Нарушитель.
Права обвиняемого: знакомство с делом, приглашение адвоката, заявление ходатайства.
3) Потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред.
4) Свидетели, эксперты, понятые.
Прокурор участвует лишь в особо сложных или значимых делах.
Стадии административного производства.
1) Возбуждение дела.
2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела).
3) Разбирательство (рассмотрение) дела.
4) Вынесение и оглашение решения (постановления).
5) Исполнение решения.
5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты .
Экологические отношения – это отношения по использованию, а также охране окружающей среды.
Структура экологического права.
Экологическое право = 1) природоохранительное право (регулирование отношений по поводу охраны экологических систем и комплексов, всей окружающей среды) + 2) природоресурсное право (рациональное использование отдельных природных ресурсов – Земли и её недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира).
Источники экологического права:
Конституция РФ (статьи 42, 58); Федеральный закон «Об охране окружающей среды», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Международные документы по вопросам экологии:
Декларация по окружающей среде и развитию (1992 – Конференция ООН в Рио-де-Жанейро).
Принципы экологического права:
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3) независимость контроля в области охраны окружающей среды;
4) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
5) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
Экологические права граждан (ст. 42 Конституции РФ).
1. Право на благоприятную окружающую среду.
2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Достоверная информация о состоянии окружающей среды – сведения, которые отражают реальное, неискажённое состояние окружающей среды.
3. Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Вред – любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья.
Вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в!!! полном объёме.
Способы защиты экологических прав:
1) создание общественных объединений;
2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями;
3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды;
4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.
Экологические обязанности.
Конституция РФ (ст. 58):
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Экологические правонарушения.
Экологическое правонарушение – общественно опасное вредное виновное деяние (действие=незаконная порубка леса или бездействие=невыполнение правил охраны недр), нарушающее нормы экологического законодательства об охране окружающей среды.
Разница между экологическим проступком и преступлением определяется степенью вреда, нанесённого окружающей среде и здоровью людей.
Эколого-правовая ответственность.
Закон «Об охране окружающей среды» (статья 75):
1) имущественная (гражданско-правовая ответственность) (ст. 15, 59 ГК РФ).
2) дисциплинарная (гл. 39 ТК РФ);
3) административная (ст. 8.38 КоАП РФ);
4) уголовная (26 ст. УК РФ) = за незаконную добычу рыбы – штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо арест (от 4 до 6 лет).
5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
1) личные (гражданские): право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства.
2) политические: право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства.
3) социальные: на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание).
4) экономические: на труд, на собственность, на предпринимательство, право на забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные или международные организации.
5) культурные: на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на доступ к культурным ценностям.
Конституция РФ:
личные (гражданские) права (статьи 19-28, 45-54);
политические (статьи 30-33);
экономические (статьи 34-37);
социальные (статьи 37, ч.3,5, 38-41);
культурные (статьи 43, 44).
3) по времени возникновения:
первое поколение: гражданские и политические права;
второе поколение: социальные и экономические права;
третье поколение: права народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа).
Международные документы:
Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является
Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) =
2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) +
3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) +
4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) +
5) второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).
Три системы защиты прав человека:
- Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН.
2.Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) = Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
3. Система Совета Европы (СЕ): Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.
Виды международных преступлений:
1) действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;
2) военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);
3) преступления против человечности.
Международный уголовный трибунал был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.
Международное гуманитарное право – свод норм как договорного, так и обычного характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием!!! вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.
Международное гуманитарное право является отраслью международного права, действующей в условиях войны.
Субъекты международного гуманитарного права:
1) государства;
2) Комбатанты – все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника.
3) Лица, находящиеся под защитой – раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских, военнопленные, интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника, гражданские лица на оккупированных территориях.
Источники международного гуманитарного права:
1) Женевские конвенции 1949 г.:
«Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I);
«Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море» (Конвенция II);
«Об обращении с военнопленными» (Конвенция III);
«О защите гражданского населения» (Конвенция IV).
2) Женевские конвенции 1948 г.: 1) против преступлений геноцида; 2) Конвенция о беженцах.
5. 15. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Гражданское процессуальное право – отрасль права, регулирующая рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде, в том числе и порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.
Источник гражданского процессуального права – Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Принципы гражданского процесса – основные, исходные положения гражданского судопроизводства.
1) Осуществление правосудия по гражданским делам только судом.
2) Равенство всех перед законом и судом.
3) Независимость суда.
4) Гласность судебного разбирательства.
5) Состязательность и равноправие сторон.
6) Обязательность судебных постановлений.
7) Право на обжалование.
Гражданский процесс – урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению гражданских дел в целях охраны прав, законных интересов граждан, организаций и в целом государственных и общественных интересов, а также по принудительному исполнению постановлений судов и других предусмотренных законом органов.
Участники гражданского процесса.
1) Лица, участвующие в деле.
Стороны в споре: истец, предъявляющий требования, и ответчик, к которому требования предъявляются.
Могут участвовать третьи лица (т.е. лица, имеющие собственный интерес в деле), прокурор.
Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной дееспособностью (для граждан наступает с 18 лет). Для юридических лиц дееспособность возникает с момента их регистрации.
2) Лица, способствующие (помогающие) делу: свидетели, эксперты, переводчики, специалисты.
Средства установления истины.
Доказательства и доказывания – процессуальные средства для установления истины в суде.
Виды доказательств: объяснения сторон и третьих лиц, свидетельские показания, письменные доказательства (документы, корреспонденция), вещественные доказательства (предметы), аудио- и видеозаписи, заключение эксперта.
Процессуальные сроки.
Процессуальные сроки, т.е. сроки для выполнения процессуальных действий (2 месяца – общий срок для рассмотрения судом иска, 10 дней – для обжалования решения и т.д.).
Дела, рассматриваемые судом в гражданском процессе.
1) Исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
2) Дела, по которым судьи выдают судебные приказы, подлежащие немедленному исполнению без судебного разбирательства и вызова сторон (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей).
3) Дела, возникающие из публичных правоотношений (об оспаривании решений, действий или бездействия органов власти и должностных лиц, о защите избирательных прав).
4) Дела особого производства (установление отцовства, смерти, усыновление, признание гражданина недееспособным).
5.14. Споры, порядок их рассмотрения.
Спор – разбирательство в установленном законом порядке уполномоченным органом дела, по поводу которого имеются разногласия между органами государственной власти и иными субъектами права.
Классификация юридических споров.
Споры можно классифицировать по сферам их возникновения (экономическая, социальная и иные сферы, внутренние и международные споры и др.), по предмету спора (о нарушенных правах, о компетенции и т.д.), по характеру сторон, по кругу участников, по видам используемых правовых норм.
Объединение их в две большие группы – публично-правовые и частно-правовые споры – позволяет проводить различение процедур, юрисдикции и т.п.
1) Конституционные споры.
2) Гражданско-правовые споры.
3) Административные споры.
4) Трудовые споры.
5) Экономические споры.
6) Земельные споры.
7) Наследственные споры.
8) Налоговые споры.
9) Семейные споры.
10) Экологические споры.
Стадии гражданского процесса.
1.Возбуждение производства по делу (проверка судьёй подсудности дела, дееспособности истца, соответствия искового заявления требованиям ГПК).
Исковое заявление – письменное обращение в суд с требованием защиты своего права путём разрешения спора в суде.
2. Подготовка дела к судебному разбирательству.
Судья уточняет требования истца и возражения ответчика, определяет и запрашивает недостающие документы. В сложных случаях проводят предварительное заседание с участием сторон, третьих лиц, экспертов и т.п.
3. Разбирательство дела.
1) Подготовительный этап.
Судья открывает заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению (слушанию). Проверяется явка сторон и других вызванных лиц, личность явившихся. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. При наличии ходатайств рассматривает их.
2) Рассмотрение дела по существу: доклад судьи о сути спора; объяснения лиц, участвующих в деле; выступления истца и ответчика; ответы на вопросы суда и друг друга; допрос свидетелей; исследование документов.
3) Судебные прения: выступления истца, потом ответчика и других лиц участвующих в деле.
4) Объявление решения суда: судья зачитывает текст решения и разъясняет порядок и сроки его обжалования.
Принятое судом первой инстанции решение вступает в законную силу только через 10 дней (если за это время оно не будет обжаловано) или с момента разрешения жалобы, если оно не будет отменено.
4. Производство в суде второй инстанции.
Обжалование решений, !!! не вступивших в законную силу) производится в кассационном порядке: жалоба подаётся в кассационную инстанцию, каковой является судебная коллегия по гражданским делам вышестоящего суда.
Суд кассационной инстанции (в составе трёх судей) вправе:
1) оставить решение без изменения;
2) изменить или отменить решение и а) направить дело на новое рассмотрение, б) принять новое решение, в) прекратить производство по делу.
Вступившие в законную силу судебные решения и кассационные определения можно обжаловать в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
5. Производство в суде надзорной (третьей) инстанции.
Надзорные инстанции: судебная коллегия по гражданским делам и Президиум Верховного суда РФ.
Задачи и полномочия надзорной инстанции аналогичны кассационной. По результатам рассмотрения выносится постановление.
6. Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам проводится в том же суде, который рассматривал дело по первой инстанции, по заявлению заинтересованной стороны или прокурора.
7. Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой принудительно осуществляются права, подтвержденные решением суда.
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.
Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.
Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.
Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;
б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;
в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;
г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).
Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.
Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Особенности административной ответственности:
1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;
2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;
3) выражается в применении административных взысканий;
4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.
Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.
а) предупреждение (выносится в письменной форме);
б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:
Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);
Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);
сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);
в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;
г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;
д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);
е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;
ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);
з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.
Общие правила наложения административных наказаний:
1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.
3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.
Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:
а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;
б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в) органы внутренних дел (милиция);
г) органы и учреждения уголовно?исполнительной системы;
д) налоговые органы, органы налоговой полиции;
е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;
ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;
з) органы и войска пограничной службы;
и) органы и должностные лица, осуществляющие административно?надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);
к) военные комиссары;
л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).
Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.
Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.
Административное право является одной из отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере деятельности исполнительной ветви власти. Исполнительная власть реализует функцию государственного управления. Комплекс общественных отношений, которые регулирует административное право, достаточно разнообразен. Однако все они складываются в связи с реализаций функций государственного управления. Эти отношения, урегулированные нормами административного права, приобретают характер административно-правовых отношений, которые и составляют предмет административного права. Уяснить содержание административно-правовых отношений помогает их классификация. В зависимости от участников данного рода отношений можно выделить следующие отношения:
- между соподчиненными органами исполнительной власти, например, между Правительством РФ и каким-либо министерством РФ;
- между несоподчиненными органами исполнительной власти, например между двумя министерствами;
- между органами исполнительной власти и находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например Министерством образования и науки РФ и государственным образовательным учреждением;
- между органами исполнительной власти и не находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например, по вопросам контроля и надзора;
- органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- органами исполнительной власти и коммерческими структурами, например, по вопросам лицензирования;
- органами исполнительной власти и общественными объединениями и религиозными организациями, например, по вопросам регистрации;
- органами исполнительной власти и гражданами.
В административно-правовых отношениях всегда участвует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти (или его представитель). Без такого участника данные правоотношения не возникают. В качестве субъектов административного права выступают: органы исполнительной власти, государственные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, граждане. Перечень субъектов достаточно разнообразен. Вместе с тем всех их объединяет то, что они наделены административной правоспособностью, т. е. способностью обладать правами « нести обязанности административно-правового характер… Так, например, у граждан она возникает с момента рождения, а у органа исполнительной власти - с момента его образования. Однако, для того чтобы субъекты административного права могли вступать в административно-правовые отношения, они должны обладать административной дееспособностью. Под административной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. У гражданина в полном объеме она возникает с 18 лет, а частичная - с шестнадцатилетнего возраста, когда его можно привлекать к административной ответственности. Что касается органа исполнительной власти, то у него моменты возникновения административной правоспособности и административной дееспособности совпадают.
Административно-правовой статус гражданина
Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.
Как мы уже отмечали, под административной правоспособностью гражданина понимается способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение в сфере дорожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным средством.
Административная дееспособность - это способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность — способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. и гражданин в случае совершения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия. Права граждан как элементы административно-правового статуса:
- В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность.
- Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства . В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтернативную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом. В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т. д. Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.
- Право граждан на объединение закреплено в статье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться определенным ограничениям, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Законодатель устанавливает определенные возрастные ограничения для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объединений - 14 лет, для детских общественных объединений - 10 лет). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстанции . Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекли к какой-либо ответственности. Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушающие права и свободы гражданина, подается либо непосредственно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т. е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования.
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Путем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. В действующем законодательстве закреплено право граждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются. В том случае, если гражданин выбрал неправильный адресат жалобы, его обращение пересылается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации. В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение.
Административные правонарушения
Разновидностью юридической ответственности является административная ответственность, которая предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность проявляется в виде наказаний за противоправные деяния, которые называются административными правонарушениями. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение .
За совершение административного правонарушения устанавливается административное наказание , которое представляет собой меру ответственности, установленную государством. В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний :
- Предупреждение представляет собой официальное порицание, вынесенное в письменной форме. Этот вид наказания применяется за незначительные правонарушения (ст. 3.4 КоАП РФ).
- Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Если взять в качестве примера исчисление по МРОТ, то минимальный размер штрафа равен 1/10 МРОТ, максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, равен 25 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
- Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном их изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом комиссионных (ст. 3.6 КоАП РФ).
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
- Лишение специального права , предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этим правом, например лишение права управления транспортным средством (ст. 3.8 КоАП РФ).
- Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).
- Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
- Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ).
- Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).
Все перечисленные виды наказаний являются основными. Только три из них могут выступать еще в качестве дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Существует правило, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. При назначении наказаний учитываются обстоятельства, как смягчающие вину, так и обстоятельства, отягчающие вину. Перечень обстоятельств, смягчающих вину, не является исчерпывающим. В ходе рассмотрения дела в качестве смягчающих вину обстоятельств могут быть признаны и другие. Наряду с этим перечень обстоятельств, отягчающих вину, является исчерпывающим, т. е. никакие другие обстоятельства, кроме указанных в соответствующей статье (4.3) Кодекса, не признаются отягчающими вину. Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
Договорной режим имущества
Общие положения закона, определяющие имущественные отношения супругов, могут быть изменены ими путем заключения брачного договора. Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Этот договор определяет только имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае расторжения брака. Он может быть заключен как в период брака, так и до его регистрации и по взаимному соглашению сторон может быть изменен или расторгнут. По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут только в судебном порядке. Расторжение брачного договора не ведет к расторжению брака, но расторжение брака ведет к автоматическому прекращению брачного договора (за исключением тех случаев, когда в тексте брачного договора предусмотрены обстоятельства, действующие в течение определенного периода после прекращения брака).
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.
Основными источниками административного права являются:
1) Конституция РФ,
2) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за административные проступки. Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права (как если бы УК и УПК были бы объединены).
3) законы РФ (например, закон РФ «О милиции»),
Особенности административно-правовых отношений:
1) непременное участие в них какого-либо органа государственной власти;
2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отношению к другой).
В КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений:
1) посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);
2) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);
3) в области охраны собственности (пользование недрами без разрешения, самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.);
4) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);
5) на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, бесплатный проезд и т. д.);
6) в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);
7) в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);
8) в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
9) посягающие на институты государственной власти (незаконные действия по отношению к государственным символам РФ и т. д.);
10) против порядка управления (самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и т. д.);
11) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, стрельба из оружия в неотведенных для этого местах и т. д.);
12) в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.).
Административная юрисдикция - производстве по административным правонарушениям (от лат. iurisdictio - судить - полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания).
Кто может рассматривать дела об административных правонарушениях?
1) Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний.
2) Затем - районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии.
3) Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД, в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.
4) Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности (на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам), осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях.
К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом.
Субъектами административной ответственности могут быть:
1) граждане (с 16 лет);
2) должностные лица (руководители организаций и т. п.);
3) юридические лица.
При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил. Например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ.
Виды административных наказаний:
Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе.
1) предупреждение (напр. за нарушение правил дорожного движения. Как взыскание рассматривается, если выражено в письменной форме)
2) административный штраф;
3) возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
!!! Кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.
Меры обеспечения производства
1) доставление, например, пьяного скандалиста в отделение.)
2) административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48. По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно.
3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола.
4) изъятие вещей и документов
5) медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения.
6) а рест товаров, транспортных средств и др.
7) отстранение от управления транспортным средством
8) Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
9) привод
!!! О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями
Участники производствапо делам об административных правонарушениях
1) органы, которые рассматривают дело
2) нарушитель (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, - знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещен о месте и времени разбирательства.
3) потерпевший, которому действиями нарушителя причинен вред.
4) привлекаются также свидетели, эксперты, понятые, переводчики.
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Источниками российского административного права наряду с Конституцией РФ являются: международные правовые акты, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы; законодательные акты субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы и другие.
Нормы административного права включают правила организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка. Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «руководство-подчинение».
Административное принуждение выступает как часть государственного принуждения вместе с уголовным, дисциплинарным, гражданским и представляет собой психическое, физическое, экономическое воздействие на сознание и поведение людей, применяемое в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений. Административное принуждение применяют такие органы, как суды, административные комиссии, различные инспекции, органы милиции и т. д.
* Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений.
* Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.
* Административное наказание представляет собой меры административной ответственности и применяется за совершение административного правонарушения, носит штрафной характер, т. е. лишает правонарушителя определенных прав, благ и возлагает на него специальные (штрафные) обязанности в воспитательных целях.
* Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу.
* Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей (изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т. д.).
Административное правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое будет установлена административная ответственность.
Виды административных правонарушений: посягающие на права граждан; посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте; в области дорожного движения; проступки в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности; правонарушения против порядка управления; правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения в области воинского учета.
Административная ответственность – применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания. К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане с 16 лет, должностные лица, индивидуальные предприниматели), юридические лица, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (в соответствии с дисциплинарными воинскими уставами); сотрудники органов внутренних дел (в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в данных органах); иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения.
Виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
1) доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения);
2) административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении). Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях 48 часов.
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
4) изъятие вещей и документов (допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудием совершения правонарушения и служат доказательством совершения правонарушения).
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида.
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
9) привод.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи; б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) органы внутренних дел (полиция); г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; д) налоговые органы, органы налоговой полиции; е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда; з) органы и войска пограничной службы; и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры); к) военные комиссары; л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога , в случае необходимости – в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде
* объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
* устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
* проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
* выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
* разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
* если необходимо, выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
* выносится постановление по делу.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.