Обжалование постановления трудовой инспекции в суде. Жалоба на бездействие трудовой инспекции образец. Чем грозит обращение работодателю

!

Как обжаловать решение инспектора по труду

Вадим КОВРИГИН
руководитель отдела аутсорсинга ООО «КЭНВОРК» (Москва)

Ключевые проблемы

  • Каков порядок обжалования решения инспектора по труду?
  • Как обжаловать протокол и постановление об административном нарушении?
  • Как обжаловать предписание госинспектора?
  • Куда обращаться для обжалования?
  • Как составить жалобу?

Порядок обжалования решения инспектора по труду

Представьте ситуацию: в вашей организации завершилась проверка по охране труда. Госинспектор оформил акт о проверке, в котором зафиксировал выявленные недочеты, составил протокол об административном нарушении и выдал вам предписание об их устранении. Правила, вроде бы, соблюдены, но как быть, если вы не согласны с решением инспектора и хотите его обжаловать? Разберемся по порядку.

Подать жалобу можно на:

Чаще всего решения трудовой инспекции обжалуют по двум причинам:

  • работодатель наказан за то, чего не делал, или его законные действия оценены как незаконные;
  • нарушена процедура составления документа и привлечения к ответственности.

Такие дела работодатели нередко выигрывают.

Протокол об административном правонарушении

Если госинспектор в ходе проверки в организации выявил нарушения трудового законодательства, он должен составить протокол об административном нарушении . Впоследствии работодателя с помощью этого документа можно привлечь к административной ответственности: например, к уплате штрафа.

Протокол об административном нарушении - это важнейший процессуальный документ, поэтому работодателю желательно внимательно следить за его оформлением. Требования к составлению протокола прописаны в статье 28.2 Кодекса об административных нарушениях. Например, инспектор может неправильно записать место нахождения работодателя, неверно указать дату составления протокола, фамилию, имя и отчество директора организации и т. д. Нарушение любого из них может привести к признанию протокола незаконным. А это значит, что наказать работодателя не получится.

Кроме того, с указанными в протоколе нарушениями можно не согласиться. Тогда, перед тем как расписаться в документе, запишите в него свои замечания. Также свои поправки вы можете оформить в письменном виде, а в протоколе сделать пометку о том, в какой срок обязуетесь предоставить объяснения.

Инспектор обязан выдать работодателю копию протокола.

Постановление о назначении административного наказания

Этот документ оформляют на основании протокола об административном наказании. Вы можете обжаловать постановление в течение 10 дней с момента, когда вам его вручили (ст. 30.3 КоАП РФ ). Для этого нужно обратиться в суд или к руководителю инспектора, который подписал постановление.

Часто решение о привлечении к ответственности признают незаконным, потому что оно составлено, когда уже прошло три месяца после совершенного нарушения.

Через 10 дней постановление, которое не было обжаловано, вступает в силу, и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст. 32.2 КоАП РФ ). Если этого не сделать, сумму взыщут судебные приставы в принудительном порядке. А это дополнительные расходы, так как приставы за свою работу потребуют оплату. Минимум, который потребуется заплатить, - 7 процентов от суммы штрафа, или 10 000 рублей для организации и 1000 рублей для предпринимателя. Если же не исполнить требование пристава добровольно, размер исполнительского сбора для организации возрастет до 15 000 рублей, а для предпринимателя - до 5000 рублей 1 .

Обжалование предписания

Если инспектор обнаружит нарушение в охране труда, он выдаст предписание . В нем указан перечень требований, которые нужно выполнить к определенному сроку. Обжаловать предписание госинспектора можно в судебном порядке в течение 10 дней с момента, когда оно получено работодателем (ст. 357 ТК РФ ).

Государственные инспекторы труда нередко превышают свои полномочия и берутся за разрешение споров, которыми должен заниматься исключительно суд. Также инспектор может сослаться в предписании не на ту статью или потребовать выполнения действий, которые для работодателя не обязательны. В этом случае предписание (или его часть) может быть признано судом незаконным.

Куда обращаться для обжалования

Есть два пути обжалования решений госинспектора по труду: по подчиненности или в судебном порядке . В порядке подчиненности сначала следует обратиться к непосредственному начальнику вашего госинспектора. Если это не поможет, оформите обращение к главному государственному инспектору труда России.

В то же время можно подать заявление в суд, но одновременно оспаривать решение инспектора и в судебном порядке, и в порядке подчиненности нет смысла: вопрос будет рассмотрен только в суде (ч. вторая ст. 30.1 КоАП РФ ). Судья не связан доводами поступающих к нему жалоб и будет рассматривать дело в полном объеме.

Если вы выбрали судебный порядок, нужно определиться: в какой именно суд обращаться - общей юрисдикции или арбитражный. Споры о законности действий (бездействия) и решений трудовой инспекции рассматривает районный суд (ст. 254 ГПК РФ ). Туда и следует подавать жалобу. Если суд откажется ее принимать или рассматривать, можно пожаловаться в вышестоящий суд (областной или краевой).

Впрочем, судьи не всегда приходят к единому мнению, куда следует жаловаться на действия трудового инспектора.

Пример

Суд апелляционной инстанции признал законным постановление инспектора труда о привлечении к административной ответственности управляющего организации за несвоевременную выплату зарплаты работникам. Однако Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа своим постановлением отменил решение суда апелляционной инстанции. Федеральный арбитражный суд указал, что управляющего нельзя привлечь к ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных нарушениях, поскольку несвоевременная выплата зарплаты внешним управляющим непосредственно не обусловлена нарушением законодательства о труде. Он действует в пределах специальных полномочий, определенных законодательством о банкротстве.

Помимо этого, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не согласился с утверждением суда апелляционной инстанции о неподведомственности дела арбитражному суду. В соответствии с третьей частью статьи 30.1 Кодекса об административных нарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном компанией или предпринимателем, обжалуется в арбитражном суде.

Как составить заявление

Заявление обычно содержит следующую информацию:

  • название органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • название и адрес организации, которая хочет обжаловать решение госинспектора, или имя конкретного должностного лица;
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием причин, по которым заявитель считает данное решение незаконным;
  • просьбу к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе.

Работодатель или его законный представитель ставит дату и подписывает жалобу. Также к ней нужно приложить подтверждающие документы.

Ответы на ваши вопросы

Что обжаловать: акт или предписание?
После проверки в нашей организации инспектор составил акт и предписание. Какой из этих документов можно обжаловать?
Олег ГОНЧАРОВ, начальник отдела кадров (Москва)

Обжаловать можно предписание госинспектора. Акт - это документ, который составляется после проверки в любом случае, даже если нарушений не выявлено. В предписании же будут прописаны конкретные требования к работодателю. Возможно, на некоторые из предъявленных требований у инспектора не было полномочий. Это повод оспорить предписание.

Имеет ли смысл обжаловать решение инспектора, если штраф уже уплачен?
На предприятие пришел трудовой инспектор с проверкой. В итоге на директора наложили штраф, с которым он категорически не согласен. Сумма небольшая, поэтому штраф решили заплатить. Есть ли теперь смысл обжаловать решение инспектора?
Ольга МУХИНА, заместитель руководителя (Красноярск)

Если наказали не по закону, смысл обжаловать решение инспектора есть. При положительном для вас исходе дела уплаченный штраф вернут. Но это не главное. Выиграв суд, организация или ее руководитель признаются не нарушавшими закон. Это особенно важно для руководителя. Ведь за повторное нарушение такого рода его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет (ч. вторая ст. 5.27 КоАП РФ ).

Если подать жалобу на предписание ГИТ, его можно не выполнять?
В суд общей юрисдикции подано заявление об обжаловании предписания инспектора по труду. Нужно ли выполнять предписание, или его действие теперь приостановлено?
Евгения СЕМЕНОВА, директор (Москва)

Обжалование предписания не приостанавливает его исполнение, то есть выполнять требования инспектора нужно. Так как заявление подано в суд общей юрисдикции, то оно рассматривается по правилам Гражданского процессуального кодекса России. Суд вправе приостановить действие предписания до момента, когда он примет окончательное решение (ч. четвертая ст. 254 ГПК РФ ), причем он может сделать это на любом этапе: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Кроме того, инспекторы могут составить предписание и постановление , если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подают возражения в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения можно подать в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Если у организации есть возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, к таким грубым нарушениям относится:

  • проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
  • несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
  • проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:

Воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организация оформляет заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
  • существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
  • дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:

  • причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
  • обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
  • иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения можно направить главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно . Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254-256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:

  • неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
  • нарушенные инспектором права и свободы организации.

Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Ситуация: может ли суд по жалобе организации снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результату проверки? Сам факт нарушения работодатель не оспаривает .

Да, может, в том числе установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве.

Суды уполномочены рассматривать жалобы на решения, вынесенные трудовыми инспекторами по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения жалобы судья может изменить ранее вынесенное инспектором решение. В частности, снизить размер выписанного штрафа. Такое возможно, если суд решит, что инспектор установил необоснованно высокий штраф, который не соизмерим с последствиями и обстоятельствами, при которых совершено нарушение. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учесть, что судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве. Это возможно, если выполняются два условия:

  • согласно законодательству минимальный штраф за совершенное нарушение составляет не менее 100 000 руб.;
  • есть исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного нарушения и его последствиями, а также с имущественным и финансовым положением организации. Перечень таких обстоятельств законодательством не установлен, поэтому в каждом конкретном случае судья самостоятельно принимает решение об уменьшении штрафа с учетом всех обстоятельств дела. Например, суд может снизить ранее назначенный штраф, если сочтет его размер чрезмерным и не соответствующим целям административного наказания, см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 г. № А41-24800/14.

При этом окончательный размер штрафа при выполнении указанных условий не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение. Например, если за нарушение предусмотрен штраф от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет понизить штраф максимум до 125 000 руб.

Такие правила прописаны в частях 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это указывают и суды, см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2014 г. № Ф05-12019/14.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы судья может снизить размер штрафа, а при наличии и вовсе установить его меньше минимального предела, предусмотренного в законодательстве.

Ситуация: может ли проверка быть признана недействительной, если трудовой инспектор не внес запись в журнал учета проверок или не указал в акте проверки об отсутствии журнала у работодателя ?

Нет, не может.

Результаты проверки признаются недействительными, только если она проведена с грубым нарушением. таких нарушений является закрытым. Невнесение записи в журнал проверок или отсутствие записи в акте о том, что такой журнал работодатель не ведет, к грубым нарушениям не относятся. Это следует из положений статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, указанные обстоятельства сами по себе не могут стать основанием для отмены результатов проверки, которую провели сотрудники трудовой инспекции.

06.10.2016

Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Государственной инспекции труда в городе Москве и ее должностных лиц осуществляется в соответствии со ст. 361 ТК РФ, ст. 19-21 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 30.1., 30.2, 30.9 КоАП РФ, гл. 24-25 ГПК РФ. ТК РФ ст.361. Обжалование решений государственных инспекторов труда. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ Статья 19. Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки 1. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют контроль за исполнением должностными лицами соответствующих органов служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц. 3. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны сообщить в письменной форме юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и (или) законные интересы которых нарушены. Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона 1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. 2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: 1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; 2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) статьи 10 настоящего Федерального закона; 3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); 4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); 5) пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона; 6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Глава 3. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защита их прав Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом; 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. КоАП РФ 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении 1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: 1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела. 1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. 2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. 3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. 4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении 1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. 2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. 3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. 4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. 5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. 6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. 2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд. 3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса. 4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения. 5. Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление. ГПК РФ Глава 24. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов 1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. 2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. 3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. 4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. 5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. 6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. 7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. 8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении. Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов 1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания. 2. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. (в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 128-ФЗ) 3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта 1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. 2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. 3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. 4. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. 2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. 3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд. 4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего 1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. 2. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Статья 258. Решение суда и его реализация 1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. 2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. 3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. 4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Если в ходе проверок ГИТ проверяющими были допущены нарушения, или компания не согласна с результатами проверки, она имеет право обжаловать их в суде.

Иск можно подать в суд общей юрисдикции

Работодатель, не согласный с итогами контрольных мероприятий, вправе оспорить саму проверку в целом, так и предписание и постановление. Важно учитывать, что порядок обжалования этих документов принципиально различается. Но есть и общие моменты. Жалобы подведомственны районным и приравненным к ним судам (общая юрисдикция). Поэтому обращаться в арбитражный суд не стоит.

Исключение для обращения в арбитражный суд

Единственное исключение составляет обжалование постановлений, вынесенных в отношении арбитражных (конкурсных) управляющих, а также компаний-банкротов. По мнению арбитражных судов, рассмотрение таких жалоб находится в их компетенции (постановления , ). Хотя суды общей юрисдикции также принимают их к производству.

Что делать, если нужно обжаловать предписание

Предписание является решением должностного лица органа государственной власти. Обжалование предписания трудовой инспекции происходит по правилам гражданского судопроизводства (). На правомерность данного подхода указал также Пленум Верховного суда РФ в пп 1, 2 и 3 .

Из практик и. ГИТ в г. Москве располагается по адресу: Москва, ул. Домодедовская, д. 24 кор. 3. Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы. Значит, только этот суд уполномочен рассматривать заявления об оспаривании предписаний инспекторов московской ГИТ. Но не все отделы некоторых инспекций располагаются по одному и тому же адресу. Например, центральный аппарат ГИТ в Московской области находится в г. Москве. Но ее отдел надзора по Юго-Восточному территориальному округу расположен в г. Ступино. Поэтому заявление об оспаривании предписания, выданного инспектором этого отдела, надо подавать в Ступинский городской суд (апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2014 по делу № 33-1490).

Обращаем внимание, что по аналогичным правилам оспаривается и сама проверка трудинспекции, а также любые действия (бездействия) инспекторов ГИТ. То есть, в иске можно заявить как о несогласии с проверкой в целом, так и с предписанием отдельно. Если суд установит, что контрольные мероприятия были проведены с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание. Это станет возможным, например, в ситуации, когда инспектор фактически разрешил возникший между работником и работодателем индивидуальный трудовой спор.

Условие об изменении подсудности споров не нужно дублировать в трудовом договоре, если стороны договорились об этом в соглашении о возмещении работником причиненного компании ущерба. Это обусловлено тем, что форма документа, в котором закреплено такое условие, правового значения не имеет (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.04.2013 по делу № 33-3583/2013 г.).

Что делать, если нужно обжаловать постановление

Постановление — это документ, который инспектор выносит не по результатам проверки, а по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Поэтому обжалуется оно по правилам административного судопроизводства ().

В отличие от предписания правила определения подсудности иные. Жалобу на постановление надо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Многие работодатели полагают, что если дело рассматривала трудовая инспекция, то и обращаться надо в тот же суд, что и при оспаривании предписания. Однако это не так.

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. Нарушение трудового законодательства выражается в форме бездействия (неисполнение установленной правовым актом обязанности). Значит, местом совершения компанией такого нарушения является место ее нахождения. Оно определяется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (). Адрес местонахождения такого органа указывается в ЕГРЮЛ ().

Поэтому жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении компании, надо подавать в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес. В этот же суд подается и жалоба на постановление, вынесенное инспектором ГИТ в отношении генерального директора компании.

Из практики . Компания зарегистрирована по адресу: Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 9. Данный адрес относится к территориальной подсудности Пресненского районного суда г. Москвы. В него и нужно подавать жалобы на постановления инспектора ГИТ, вынесенные в отношении компании и ее генерального директора.

На практике случается, что компания использует зафиксированный в ЕГРЮЛ адрес только как почтовый, а фактически располагается в другом месте. В таких ситуациях надо отталкиваться от места совершения правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении. Если проводилась документарная проверка, когда запрос на представление документов направляется по адресу компании согласно ЕГРЮЛ, то местом совершения правонарушения будет указан этот адрес. Если же инспектор проводил выездные контрольные мероприятия, то в качестве места совершения правонарушения он укажет фактический адрес компании.

Обращаем внимание, что если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, то с жалобой надо обращаться по месту государственной регистрации этого филиала. Обусловлено это тем, что местом совершения административного правонарушения будет являться место нахождения такого филиала.

Подача жалобы на штраф ГИТ в некомпетентный суд не мешает восстановлению срока давности

Несмотря на то, что жалобы на постановления трудовых инспекторов подведомственны судам общей юрисдикции, некоторые работодатели по ошибке обращаются в арбитражные суды. Как следствие, суды прекращают производство по делам в связи с неподведомственностью (). В результате работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений, который составляет всего 10 суток со дня вручения или получения их копий ().

При таких обстоятельствах есть вероятность того, что районный суд посчитает причину пропуска компанией срока давности неуважительной. В таком случае компания утратит возможность обжаловать постановление.

К счастью, большинство судов полагают, что обращение по ошибке в арбитражный суд не препятствует восстановлению срока для рассмотрения жалобы в суде общей юрисдикции. Суды обосновывают это тем, что постановления должностных лиц (в данном случае трудовых инспекторов), не обжалованные в суд общей юрисдикции, не могут пересматриваться в порядке надзора. Поэтому отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока давности повлечет для работодателя невозможность реализовать право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции РФ. Такая позиция озвучена в решениях Оренбургского областного суда от 19.04.2012 по делу № 21-137-2012 , ВС Чувашской Республики от 27.05.2014 по делу № 21-253/2014; постановлении Тамбовского областного суда от 31.12.2013 № 4-а-297 .

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Впрочем, негативных последствий из-за этого не последует. Судья районного суда, установивший, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, обязан в течение 3 суток перенаправить ее по подведомственности (). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

Административный порядок обжалования

Отметим, что помимо судебного предусмотрен и административный порядок обжалования действий и решений трудовых инспекторов — вышестоящему должностному лицу инспектора или в Роструд. Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ТК РФ, ст. 16 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а постановлений — п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Но на практике административный порядок обжалования редко бывает результативным, и дело в итоге все равно доходит до суда. Поэтому, чтобы сэкономить время лучше сразу обратиться в суд.

Новая редакция Ст. 361 ТК РФ

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Комментарий к Статье 361 ТК РФ

В соответствии со статьями 357, 373 Кодекса государственный инспектор труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав работников. Статьей 361 ТК установлено, что работодатель вправе обжаловать судебное решение в кассационной инстанции, а предписание государственного инспектора труда в судебном порядке и (или) вышестоящему должностному лицу. Несмотря на это право работодателя, согласно ст. 396 ТК решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

Другой комментарий к Ст. 361 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Решения, принимаемые государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. Обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.

В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение. Например, решение государственного инспектора труда обжалуется главному государственному инспектору труда по соответствующему направлению (отрасли, группе отраслей). В свою очередь решение главного государственного инспектора труда по соответствующему направлению может быть обжаловано заместителю руководителя государственной инспекции труда - заместителю главного государственного инспектора труда в субъекте РФ.

Вместе с тем комментируемая статья допускает обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ.

2. Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в органы федеральной инспекции труда, признано необоснованным. Однако отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений государственных инспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы могут быть нарушены (ограничены) принятым решением (собственник имущества организации, профсоюз и т.п.).

3. Решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении в форме постановления по делу об административном правонарушении, обжалуются в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем.

О понятии "лицо, представляющее работодателя" см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней.

Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185, 186 ГК РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Соответствующая жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее получения.




Top