Права гарантированные конституцией рф. Положения конституции рф, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Какие права гарантированы мне Конституцией РФ
а) каждому обвиняемому право нарассмотрение его дела судом присяжных;
б) получение юридической помощибесплатно;
в) каждому задержанному, обвиняемомуправо пользоваться помощью адвоката;
г) возможность обжалования судебногоприговора;
д) право не давать показаний всоответствии с федеральным законодательством;
Конституция РФ предоставляет право:
а) навозмещение ущерба от экологических правонарушений;
б) на окружающую среду, свободную от промышленныхвыбросов;
в) на достоверную информацию о состоянииокружающей среды;
г) на благоприятную окружающую среду
Согласно Конституции РФ федеративное устройство основано на:
1. ее государственной целостности
2. единстве системы государственной власти
3. разграничении предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ
4. суверенитете субъектов РФ
5. сочетании суверенитета России и субъектов РФ
Субъектами Российской Федерации являются:
1. республики
3. города краевого значения
5. автономные края
34. В Конституции РФ отсутствует жесткий перечень предметов…
1. Совместного ведения РФ и ее субъектов
2. Ведения РФ
3. Ведения Совета Федерации
4. Ведения субъектов Федерации
35. К конституционнымпринципам российского федерализма не относится …
1. Равноправие субъектов Федерации
2. Единство системы государственной власти
3. Государственный суверенитет
4. Самостоятельное решение вопросов местного значения органами местного самоуправления
Федеративное устройство РФ основано на:
а) государственной целостности;
б)принципе разделения властей;
в) единстве системы государственной власти;
г)самоопределении народов.
Республика в составе России имеет свои:
а) законодательство;
б)Устав;
в) конституцию;
г)акты местного самоуправления.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются:
а) Федеральные законы;
б) законы РФ;
в) подзаконные акты субъектов РФ;
г) совместные законы РФ и субъектов РФ.
Нормативно-правовой акт субъекта РФ:
а) не может противоречить Федеральному закону;
б) не может противоречить КонституцииРФ;
в) может действовать в противоречии Федеральномузакону по предметам собственного ведения;
г) может действовать в противоречии Конституции РФпо предметам своего ведения.
Изменения в Конституцию РФ,касающиеся состава субъектов РФ, вносятся
1. указомПрезидента Российской Федерации
2. федеральнымзаконом
3. федеральным конституционным законом
4. референдумомРоссийской Федерации
Президент РФ:
а) назначает Председателя Правительства РФ с согласияГосударственной Думы;
б)принимает решение об отставке Правительства РФ с согласия Государственной Думы;
в)назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФс согласия Государственной Думы;
г)ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должностиПредседателя Центрального Банка РФ.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ вслучае:
а) противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам;
б)противоречия международным обязательствам РФ;
в) нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этоговопроса судом;
г)введения чрезвычайного или военного положения.
44. Президент РФ…
1. Определяетналичие гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ
2. Отменяет решение по вопросам гражданства РФ
3. Принимаетот лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ
4. Оформляетгражданство РФ
Возможно многие из читателей удивятся, что у них вообще есть права, которые гарантированы им Конституцией РФ. Дабы не теоретизировать долго на тему реальности этих прав, перейдем к практически важным вещам. На сайте секвойя .рф мы будем последовательно стараться донести до человека и гражданина что он на самом деле не так мало и может, как ему это упорно вдалбливают многие. Помните, что глупые и трусливые люди легко управляемые. Образованные и сильные, как правило, бывают рассудительны и не принимают скоропалительных решений, а также не поддакивают всем и вся. Знание свои прав, которые закреплены в Конституции РФ помогут вам в диалогах со всеми звонящими , пишущими и разговаривающими с вами коллекторами или работниками банка. Статья 2 Конституции РФ: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ваши права это самое главное, что есть в государстве под названием Россия. Кому-то это покажется смешным, но не стоит забывать, что ваши права сами собой не будут защищаться и исполняться. Большинство законов России не совсем глупые, а Конституция РФ скажем "по секрету", вообще основана на зарубежной правовой базе (несколько Международных Актах), где указаны многие права человека. Самое интересное, что все законодательные, подзаконные акты, инструкции и т.п. должны соответствовать Конституции РФ . Подтверждается этот посыл пунктом 1 статьи 15 "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации." Вышеприведенная информация создает некую базу для вас, которая являет собой замкнутый, но очень надежный круг. Немаловажно является статья Конституции под номером 46 часть 1 Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Если вы нарушили чье-то право, то ему прямая дорога в СУД, чтобы вы ответили за нарушение его права! Если ваше право пытаются нарушить, побудить вас к выполнению какого-либо действия, которое вы не хотите совершать, то нарушается ваше право или свобода. Значит вы можете (НЕ ОБЯЗАНЫ, но можете) защищать свое право в суде. Если вы считаете, что нарушается право, вы наверняка хотите правосудия, а не левосудия, так вот по статье 118 часть 1 Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Вот такая простая схема. Ваше право - высшая ценность государства! ПРАВОсудие решает вопросы по ПРАВАМ! Если нарушено право - то последняя инстанция это СУД. Могут быть досудебные схемы, но они не отменяют вышестоящую и ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ функцию суда, который ставит на этом точку. Причем вы можете не проходить досудебные процедуры, если не хотите. Если вы совершили неправомерный проступок (преступление), то преступником (осужденным) вас может признать только суд. Если вы заемщик, который просрочил что-то там, то должником вас может признать только СУД! В Конституции России, особенно в первой и второй Главах, которые настоятельно советуем перечитывать почаще, есть масса статей, могущие помочь вам при общении с коллекторами или работниками банков. Впрочем, . Среди таких естественных прав как право на жизнь, здоровье, труд, жилье и прочие социальные гарантии, важно запомнить . Именно она позволяет вам никому ничего не отвечать и ничего не объяснять. Не хотите сообщать о себе никакую информацию - не говорите. Посчитали, что то что вы сообщите может быть использовано хоть как-то против вас - ничего не говорите, даже свое ФИО. Не нравится кому-то что-то - вперед в суд! В самом же суде на вопрос: . Когда речь идет об уголовнонаказуемых деяниях вы имеете право ничего никому не сообщать, ни следователю, ни судье, если сами так решите. А теперь сравните полномочия следователя или суда (судьи) и коллекторского агентства , банка. Думаю сомнения и вопросы пропадут сами собой, хотя ничего не изменилось по сути, за маленьким исключением - теперь вы знаете, что у вас есть это право и его не так трудно применить. Оно всегда с вами и вам ничего не нужно, чтобы в какой-то момент его использовать. Тема прав даже в самой Конституции РФ весьма огромна. Отличительная особенность Конституции, ее удобство для человека и гражданина в том, что помимо ее непосредственного действия и верховенства над всеми законами, вам не нужно углубляться в дебри законодательства, если, к примеру, вы не знаете этих законов и статей, или у вас нет времени и или образования (хотя образование в наши дни становится весьма аморфным и не содержательным) . Даже если вы неправильно трактуете статью Конституции - признать что вы не правы может только суд. В следующей статье поговорим о Праве и Законе. Вы думайте это простая демагогия? Возможно и так.
Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).
Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства».
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).
Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ. Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмотрим некоторые статьи этой главы.
Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (отрывки)
1. В Российской федерации признаются и гарантируются права исвободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.).
Данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.
В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).
В законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.
В законе определены основные элементы системы безопасности, основные функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности. Определен статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи и другие вопросы,
4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).
В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Определен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.
5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).
Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФв области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Законом определены права и обязанности гражданРФ в области обороны (ст. 9):
«Граждане Российской Федерации: 1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; 2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; 3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; 4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ».
6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).
В законе определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны (ст. 10):
«Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».
Вопросы изадания
1. Подготовьте сообщение по теме «Конституция РФ -основной закон государства».
2. Как закон РФ «О безопасности» определяет право- вые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
3. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»? 4. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?
Гражданская оборона - составная часть системы обороноспособности страны
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.
Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.
МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства.
Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО (в городских районах - участковые команды, на предприятиях-объектовые команды, при домоуправлениях - группы самозащиты).
Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100- 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей - при домоуправлениях.
В группы самозащиты, как правило, входило пять подразделений:
медицинское; противопожарной защиты; охраны порядка; наблюдения;
обслуживания убежищ.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - в общественных оборонных организациях.
Перед началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в основном было завершено создание и подготовка различных служб
МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарная служба; службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций с помощью городских органов власти.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
В 50-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие - ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия - ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО).
Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страныот оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
В 50-60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств - США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.
Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от ОМП; оповещением об опасности нападения противника.
Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов мате-
риально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.
Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное - начальником ГО СССР, который являлся заместителем Министра обороны СССР. На местах ответственность за ГО возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО.
Таким образом, с момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.
В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством, для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.
Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.
На современном этапе непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться.
Принятие в последние годы международных соглашений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижает возможность применения ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключает.
Все большая роль в ведении новых войн отводится высокоточному обычному оружию и оружию, созданному на новых физических принципах.
В последние годы значительную угрозу для России начинают приобретать международный и внутренний терроризм (вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну потрясли взрывы жилых домов в Москве, оборвавшие десятки человеческих жизней.
В этих условиях сохраняется роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.
Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Гражданская оборона преследует самую гуманитарную цель - оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий.
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий. Мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения.
Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.
В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (вклейка, фото 3).
План гражданской обороны РФ утверждает и вводит в действие в случае необходимости Президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации: руководит обучением способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимает участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; оказывает содействие органам государственной власти в решении задач в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство гражданской обороной на территории субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Все они по должности являются начальниками гражданской обороны.
Вопросы и задания
1. Подготовьте сообщение по теме «Условия и история создания гражданской обороны».
2. Назовите основные принципы организации гражданской обороны и ее предназначение.
3. Перечислите задачи гражданской обороны.
4. Как осуществляется управление гражданской обороной?
1). Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст.45,46, 53, 55,56, 60,61.
Защита прав и свобод – обязанность государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45) Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение РФ (регулирование и защита), так и в ведение субъектов РФ (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы.
Самозащита прав и свобод. Человеку предоставлено право самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы защиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Закон "Об оружии" от 20.0593 г. предусматривает право на приобретение и использование оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям.
Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46). В суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.
Международная защита. Конституция РФ предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях РФ.
Возмещение вреда. Согласно ст.53 Конституции РФ "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц". Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу и т.д.
Неотменяемость прав и свобод. Ч.2 ст.55 Конституции устанавливает, что в России законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод. В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Конституционные права граждане имеют и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.
2). Конституционные гарантии правосудия.
Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключении произвола в судебном разбирательстве.
Гарантии подсудности. Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных. Конституция гарантирует обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Право на юридическую помощь. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основании конфиденциальности. Помощь адвоката подлежит оплате. Но поскольку не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь, Конституция устанавливает, что в случаях, когда это предусмотрено законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Конституция предоставляет каждому задержанному, заключенному, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48).
Презумпция невиновности (ст.49). Данная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Конституция подчеркивает, что вина должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому.
Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Еще одна важная грань презумпции невиновности: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Запрет повторного осуждения. В ст.50 Конституции содержится гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Т.о., уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело.
Недействительность незаконно полученных доказательств(ч.2 ст 50). Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.
Право на пересмотр приговора. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.
Гарантии от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Права потерпевших. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический вред, то этот вред подлежит возмещению.
Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Закон (УПК) охраняет права потерпевших от преступления, предоставляет им определенные процессуальные права. Ряд уголовных дел подлежит возбуждению только по жалобе потерпевшего, от них зависит и прекращение дела в случае примирения с обвиняемым.
Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба.
Но права потерпевшего гарантируются Конституцией РФ (ст.52) также и в отношении "злоупотребления властью" что означает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которые, не являясь преступлением нарушают закон.
Запрет обратной силы закона. Конституция РФ (ст.54) закрепляет, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Список литературы
1. Конституция РФ. – М., 1993 г.
2. УПК РСФСР
3. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан РФ: Федеральный закон от 19.09.97 г. // СЗ РФ. 1997. №38; 1999 г. №14.
4. Комментарий к Конституции РФ. – М., Бек.1993
5. - Баглай. Конституционное право РФ. – М., 2000 г.
6. - Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.,1999 г
Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи - как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образование только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона», по существу, означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).
Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45- 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.
Защита прав и свобод - обязанность государства
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их ре-гулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ.
Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Самозащита прав и свобод
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.
Судебная защита
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Таким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки установлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.
Международная защита
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.
Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли ли-цо все доступные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот во-прос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.
Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в от-ношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.
Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».
Россия подписала Протокол № 14 к Конвенции, который вводит механизм отсеивания заведомо неприемлемых жалоб и дополнительное основание для признания жалобы, не подлежащей рассмотрению, - отсутствие значительного ущерба для заявителя; решение о рассмотрении должен принимать один судья, а не три; полномочия судьи продлеваются с шести до девяти лет. Однако на заседании Государственная Дума отказалась ратифицировать Протокол № 14.
Указом Президента РФ учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде (назначается Президентом РФ).
Возмещение вреда
Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством. Возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мо-рального вреда, причиненного человеку.
Конституционный Суд РФ в определении по жалобе Т. Аликиной, которая была необоснованно арестована по подозрению и спустя три дня освобождена «за отсутствием состава преступления», указал: «Вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры».
Порядок исполнения судебных актов по искам к казне на возмещение вреда установлен постановлением Правительства РФ. Предусмотрено, что исполнение судебного акта осуществляется Министерством финансов РФ в двухмесячный срок.
Неотменяемость прав и свобод
Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она уста-навливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания. В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, о чем говорилось в гл. 1 настоящего раздела. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осущест-вляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Возраст
Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.
Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рождения и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть приравнены к конституционным нормам. Конвенцией ООН о правах ребенка и Европейской конвенцией об осуществлении прав детей, подписанной Россией, закреплены определенные права лиц несовершеннолетнего возраста: в частности, в процессе судопроизводства, затрагивающего их интересы, право на получение необходимой информации, выражать свое мнение, быть информированным о возможных последствиях любого решения.
Законодательство устанавливает ряд прав несовершеннолетних. Например, в гражданском праве за детьми закреплены права собственности, наследования и др., а также частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет. В трудовом праве признается право на труд с 16 лет (для учащихся - с 14 лет). Однако в полном объеме граждане наделяются правами и свободами только с 18 лет (полная дееспособность), и никто не вправе ограничивать их действия по причине молодости. С этого возраста граждане осуществляют свои права и обязанности самостоятельно, а, следовательно, несут полную ответственность за все свои поступки и действия.