Отметьте кто является участниками образовательных отношений. Права и обязанности участников образовательных отношений. отношений в сфере образования

Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.

Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ определен ряд ключевых понятий образовательного права.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Правоотношения в сфере образования складываются под воздействием норм образовательного права. Но так как это - нормы разных отраслей права, то и правоотношения в сфере образования возникают разные: педагогические, имущественные, трудовые, управленческие, земельные, финансовые и другие.

Отношения в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Законодательством регулируются отношения, деятельность, поведение субъектов.

Субъектами , участниками правоотношений, являются физические лица - граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица - образовательные учреждения, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

Участники образовательных отношений (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

По субъектам отношения в сфере образования делятся на следующие виды:

Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися (их представителями): поступление, организация учебного процесса, аттестация и т.д., регулируется социальным, гражданским правом;

Между органами государственной власти и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по поводу управления образованием: лицензирование, аккредитация, мониторинг. Регулируются административным правом;

Между учредителем и организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

Между родителями и детьми по поводу обучения. Ст. 17. Закона N 273-ФЗ предусматривает такую форму, как семейное образование;

Между органами управления образованием разного уровня, например федеральными и органами субъектов РФ;

Между обучающимися;

Между педагогами;

Между образовательными учреждениями и организациями;

Между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность и обучающимися и др.

Метод образовательного права – это комбинация способов и приемов регулирования общественных отношений. Общеправовые способы регулирования:

Запрет или обязанность воздержаться от действий;

Дозволение - право действовать определенным образом;

Правомочие - возможность требовать определенного поведения от других лиц;

Позитивное обязывание - обязанность совершить действия в пользу другого управомоченного лица.

Особенности правового положения субъектов образовательного права:

1. специальная правоспособность организации осуществляющей образовательную деятельность как юридического лица – оно обладает лишь теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах.

2. для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. При этом переход на следующий уровень связан не столько с возрастом, сколько с уровнем овладения знаниями. Начальное образование возможно с 6,5 до 8 лет и даже ранее.

3. дееспособность обучаещегося определяется Гражданским кодексом РФ, в некоторых отношения она не важна (школьное самоуправление);

4. основанием возникновения правоотношений является юридический состав – совокупность юридических фактов: аттестат, приказ ректора о зачислении, договор и т.д.

5. характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. В отношении детей не могут применяться санкции, как в отношении совершеннолетних. Для них применяют в основном убеждение и поощрение.

Метод образовательного права объединяет в себе черты императивного и диспозитивного регулирования. Характерно специфическое взаимное положение субъектов педагогических правоотношений: наличие как подчиненности, так и элементов равенства, обусловленных необходимостью формирования механизмов сотрудничества педагогов и обучающихся в достижении целей воспитания и образования.

Метод правового регулирования отношений в сфере образования – способ воздействия отрасли права на сферу образования.

Он включает особенности:

Правового положения участников правоотношений;

Связи прав и обязанностей участников правоотношения;

Механизма правового регулирования;

Ответственности участников отношений;

Санкций, применяемых к правонарушителю;

Мер поощрения, убеждения, применяемых в правоотношениях.

акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений.

44. Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

45. Правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения.

(п. 45 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

46. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

(п. 46 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

(см. текст в предыдущей редакции)

47. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

(п. 47 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

(см. текст в предыдущей редакции)

48. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом общеобразовательного учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.

49. Обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом общеобразовательного учреждения и другими предусмотренными уставом локальными актами;

в) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;

г) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

д) участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения;

е) уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

49.1. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право участвовать во всероссийской и иных олимпиадах школьников.

Положение о всероссийской олимпиаде школьников утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

(п. 49.1 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

50. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

51. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Перевод обучающегося производится по решению органа самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с его компетенцией, определенной уставом.

Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

52. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных общеобразовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.

Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены Министерством образования и науки Российской Федерации для обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 52 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

(см. текст в предыдущей редакции)

53. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

54. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.

55. Выпускники общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 N 1076 утверждено Положение о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении".

Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".

Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные (триместровые) и годовые отметки "5", награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".

56. В случае если общеобразовательное учреждение не прошло государственную аккредитацию, выпускникам этого учреждения, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим общеобразовательным учреждением. Документ заверяется печатью общеобразовательного учреждения.

57. Обучающиеся обязаны соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучающимся не допускается.

58. По решению органа управления общеобразовательного учреждения за неоднократно совершенные грубые нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается исключение из данного общеобразовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в общеобразовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников общеобразовательного учреждения, а также нормальное функционирование общеобразовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Общеобразовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из общеобразовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

(п. 58 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

(см. текст в предыдущей редакции)

59. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

а) выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования;

б) защищать законные права и интересы детей;

в) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом этого учреждения.

60. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей. Они несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования.

61. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные пунктами 59 и настоящего Типового положения, могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом этого учреждения.

62. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

К педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

(см. текст в предыдущей редакции)

63. Трудовые отношения работника и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

64. Работники общеобразовательного учреждения имеют право на:

а) участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

б) защиту профессиональной чести и достоинства.

65. Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право:

а) на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;

б) на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

в) на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;

6.1. Участниками образовательных отношений являются воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, работники Учреждения.

6.2. Отношения воспитанников и работников Учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанников и предоставления им свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

6.3. Воспитанникам Учреждения предоставляются академические права на:

· уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации,

· на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

· защиту от применения методов физического и психического насилия;

· условия воспитания, обучения, а также уход и присмотр, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

· развитие творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

· образование в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

· право на получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг и иные академические права, предусмотренные Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами Учреждения.

6.4. Родители (законные представители) воспитанников имеют право:

· знакомиться с настоящим Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, основной образовательной программой дошкольного образования и программами дополнительного образования, реализуемыми Учреждением и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса Учреждения;

· защищать законные права и интересы воспитанников;

· принимать участие в коллегиальных органах управления Учреждения;

· вносить предложения по улучшению образовательной работы

· с воспитанниками, консультироваться с работниками по проблемам воспитания и обучения в порядке определенном Уставом;

· в целях защиты своих прав и (или) прав воспитанников направлять Учредителю обращения, в порядке определенном действующим законодательством, о применении к работникам Учреждения, нарушающим и (или) ущемляющим права воспитанников или родителей (законных представителей), дисциплинарных взысканий.

6.5. Родители (законные представители) обязаны:

· соблюдать условия настоящего Устава, договора, заключенного между ними и Учреждением, правила внутреннего распорядка дня несовершеннолетних воспитанников;

· посещать родительские собрания проводимые Учреждением;

· соблюдать этические и моральные нормы и правила общения с воспитанниками и работниками Учреждения.


Другие права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников предусматриваются в договоре, заключенном между ними и Учреждением.

6.6. Педагогические работники Учреждения пользуются следующими академическими правами и свободами:

· свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

· свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств и методов обучения и воспитания;

· право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, методов воспитания и обучения в пределах реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования;

· право на выбор учебных пособий, материалов и иных средств воспитания и обучения в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и в порядке, установленном законодательством об образовании;

· право на участие в разработке основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных компонентов образовательной программы;

· право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, в разработках и внедрении инноваций;

· право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, имеющимися в Учреждении;

· право на участие в управлении Учреждением;

· право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

· право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

· право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Академические права и свободы, указанные в настоящем пункте, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах Учреждения.
Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

· сокращенную продолжительность рабочего времени;

· на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

· на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск;

· на длительный отпуск, сроком до одного года, не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

· на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

· иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6.7. Обязанности и ответственность педагогических работников:

6.7.1. Педагогические работники обязаны:

· осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной основной образовательной программой дошкольного образования;

· соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

· уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений;

· развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни;

· применять педагогически обоснованные методы обучения и воспитания;

· учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья;

· соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

· систематически повышать свой профессиональный уровень;

· проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

· проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

· проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда и пожарной безопасности;

· соблюдать настоящий Устав, трудовой договор, должностную инструкцию, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты Учреждения.

Педагогическим работникам запрещается:

· использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения родителей (законных представителей) воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений, либо отказу от них;

· разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную розни;

· агитировать или пропагандировать исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии;

· сообщать воспитанникам недостоверные сведения об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками своих обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации.

6.8. Права, обязанности и ответственность иных работников Учреждения, устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами Учреждения.

6.9. Права и полномочия Учреждения определены Федеральным законом, настоящим Уставом и локальными нормативными актами Учреждения.

6.10. Учреждение обязано обеспечить:

· реализацию в полном объеме основной образовательной программы дошкольного образования;

· соответствие качества образования воспитанников установленным требованиям; соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников;

· безопасные условия обучения, воспитания и содержания воспитанников, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников и работников Учреждения;

· соблюдение прав и свобод участников образовательных отношений.

Учреждение несет ответственность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

· за жизнь и здоровье воспитанников и работников Учреждения;

· за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции;

· за реализацию не в полном объеме основной образовательной программы дошкольного образования.

6.11. За нарушение или незаконное ограничение прав на образование и предусмотренных законодательством прав и свобод воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников, Учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.

В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

2016

План

Введение ……………………………………………………………….……...3

  1. Основные положения правового регулирования в области образования ………………………………………………………………..……….……..4
  2. Права и обязанности работников образовательного учреждения. ….….6

Заключение …………………………………...…………………………..…..8

Введение

Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.

Устав – важнейший юридический документ образовательного учреждения, определяющий его статус, отношения с Учредителем и всеми участниками образовательного процесса.

Права и обязанности обучающихся в Учреждении определяются законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения.

В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.

1. Основные положения правового регулирования в области образования.

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе «Об образовании».

Образование осуществляется в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации ООН о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

Ниже представлены несколько примеров из законов, регулирующих вопросы в сфере защиты и охраны прав и интересов в образовательном процессе.

Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путём законодательных и иных мер (Преамбула Декларации прав ребёнка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).

«Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». (Закон РФ ”Об образовании”, ст.50, п.4)

«В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений» (п.5 ст. 5 Закон РФ ”Об образовании”).

«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребёнка, принимать участие в управлении образовательным учреждением» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 52, п. 1).

«Ответственность за создание необходимых условий для учёбы труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской федерации и уставом данного образовательного учреждения» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 51, п. 7).

2. Права и обязанности работников образовательного учреждения

Права и обязанности работников образовательного учреждения (педагогических работников), ниже будут рассмотрены на примере ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Непоседы».

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» - это организация, созданная для достижения образовательных, социальных и культурных целей, способствующих удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании.

Учреждение является государственной казенной общеобразовательной организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящейся в ведении Московской области, и осуществляющей реализацию программ начального общего, дошкольного и художественно-эстетического образовании образования.

Деятельность данного учреждения строится на принципах обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

Педагогическую деятельность в образовательном учреждении осуществляют лица, имеющие высшее профессиональное или среднее специальное образование. Данное образование должно быть подтверждено соответствующими документами государственного образца об уровне образования.

Работники Учреждения имеют право на:

Защиту чести, достоинства и деловой репутации;

Получение необходимой базы для учебно-методического и материально-технического обеспечения своей профессиональной деятельности, пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений.

Не допускается применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанников образовательного учреждения.

Кроме того, педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса и систематически заниматься повышением своей квалификации, проходить переподготовку, соответствующую должностям.

Педагогические работники образовательного учреждения пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается обязанностей работников образовательного учреждения:

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, следование профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;

Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии;

Соблюдение прав и интересов воспитанников;

Поддерживать дисциплину в учреждении на основе уважения человеческого достоинства, не допускать применения к воспитанникам методов физического и психического насилия;

Четко планировать свою учебно-методическую и воспитательную работу;

Быть вежливым с коллегами и воспитанниками;

Нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса;

Заключение

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Среди обязанностей работников образовательных учреждений стоит выделить стремление к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы (п.70 Рекомендации ЮНЕСКО ”О положении учителей ); уважать личность ребёнка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам (п.4 ст.50 Закона РФ ”Об образовании”.

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.


4.1. Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, педагогические работники.

4.2. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в учреждении относятся:

Воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в учреждении;

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

4.3. Обучающимся предоставляются академические права на:

Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции;

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

Выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого учреждением;

Освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в учреждении, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

Зачет учреждением в установленном порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня;

Участие в управлении учреждением в порядке, установленном ее уставом;

Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими Учреждение и осуществление образовательной деятельности;

Обжалование актов Учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой учреждения в пределах федеральных образовательных стандартов на время получения образования. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и (или) получающим платные образовательные услуги, осуществляется согласно Положениям о дополнительных и платных образовательных услугах в МБОУ СОШ №1 г.Шагонар;

Поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

Иные академические права, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.

4.4. Обучающимся предоставляются следующая мера социальной поддержки - обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

4.5. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования и не имеющие основного общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в учреждении бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4.6. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в учреждении и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

4.7. Принуждение обучающихся к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

4.8. Обучающиеся обязаны:

Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

Выполнять требования Устава, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

Носить школьную форму, если таковая будет введена;

Бережно относиться к имуществу учреждения;

Иные права и обязанности обучающихся устанавливаются договором об образовании, не противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и Республики Тыва.

4.9. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4.10. За неисполнение или нарушение Устава Учреждения, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из учреждения.

Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости.

При выборе меры дисциплинарного взыскания Учреждение должно учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение совета обучающихся, совета родителей (законных представителей) обучающихся.

4.11. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

Выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения обучающегося формы получения образования и формы обучения, учреждения, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого учреждением;

Дать ребенку начальное общее, основное общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в учреждении;

Знакомиться с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

Защищать права и законные интересы обучающихся; - получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

Принимать участие в управлении учреждения в форме, определяемой настоящим уставом;

Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4.12. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

Обеспечить получение детьми общего образования;

Соблюдать Правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников учреждения.

4.13. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся устанавливаются Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.

4.14. Учреждение вправе заключать с родителями (законными представителями) обучающихся другие договоры, в частности по оказанию их детям дополнительных образовательных услуг, производимых учреждением на бесплатной и (или) платной основах, а равно и договоры другого характера (о проведении родителями-специалистами занятий развивающего творческого характера с обучающимися, о сопровождении родителями групп обучающихся в массовых походах, туристических поездках и тому подобное).

4.15. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, родители (законные представители) обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

4.16. Право на занятие педагогической должности имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Лица из числа указанных, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной Правительством Республики Тыва, о допуске их к педагогической деятельности

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

4.17. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

Право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

Право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; - право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

Право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами учреждения к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально- техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности;

Право на участие в управлении Учреждением, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном настоящим уставом;

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности учреждения, в том числе через органы управления и общественные организации;

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

Право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4.18. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации и Республики Тыва;

Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию об образовании;

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

4.19. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по введению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом учреждения с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

4.20. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников учреждения определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию об образовании.

4.21. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанным мер социальной поддержки педагогическим работникам учреждения устанавливаются законодательством Республики Тыва и обеспечиваются за счет средств бюджетных ассигнований Республики Тыва.

4.22. Педагогические работники обязаны:

Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; - уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

Систематически повышать свой профессиональный уровень; - проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

Проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

Соблюдать Устав Учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка.

4.23. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.

4.24. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации. К педагогической деятельности не допускаются лица по основаниям, установленным трудовым законодательством.

4.25. В учреждении наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

4.26. Право на занятие должностей, предусмотренных пунктом 4.25 устава, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

4.27. Права, обязанности и ответственность работников организации, занимающих должности, указанные в пункте 4.25 устава, устанавливаются законодательством Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами организации, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

4.28. Учреждение устанавливает заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда.


Похожая информация.





Top