Россия на пути к социальному государству. Формирование правовой основы социального государства. Социальное партнёрство и социальный аудит Право как основание функционирования социального государства

На современном этапе его развития должен отличать высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе и близких и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о гражданах, по тем или иным причинам оказавшихся в состоянии, когда решение своих проблем им оказывается не под силу.

В социальном государстве в сфере производства должна господствовать всеобщая заинтересованность в получении максимального дохода, достижимая лишь в условиях приоритета экономики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересованность в наиболее эффективном распределении, которая достигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных... Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы. Оно обслуживает общество, не командуя им, создает условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества.

Ни у кого не вызывает сомнения заявление о том, что социальное государство может реализовать свои цели только при наличии высокоэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Высокая эффективность экономики социального может быть обеспечена только при повышении роли производительных сил, на отлаженной системе производственных отношений, при признании равноправия всех .

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строительства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок как механизм хозяйствования немилосерден, его функционирование сопровождается банкротством предприятий, усилением дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимопомощь, солидарность имплантируются в проведением социально ориентированной налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации , что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу.

Продолжается сокращение финансирования социальной сферы из федерального бюджета. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6% ВВП, территориальных - до 50% расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, а также противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие территории стали регионами социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Появляется разноплановость в развитии социальной сферы регионов. Нарастающее противоречие между социальными потребностями населения и усиливающимся развалом социальной сферы вынудило региональные власти взять на себя функции разработки и проведения в жизнь планов развития социальной сферы своего региона независимо от принадлежности ее отраслей федеральным или муниципальным органам. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной политики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача становится непосильной.

Требуется методологическая и методическая разработка основ формирования социальной политики, концепции социального государства, а на ее основе - модели социального рыночного хозяйства и социальной сферы страны и ее регионов. Сегодня сложилась ситуация, когда произошел огромный разрыв между потребностями общественной практики в принципах и методах анализа социальной сферы региона и недостаточной теоретико-методологической проработкой ключевых понятий социального государства и социальной политики, содержания и специфики формирования и реализации социальной политики в различных типах регионов. Такая задача определения приоритетов социального развития, в управлении социальными процессами и социальным развитием страны и ее регионов должна решаться в комплексе, при участии различных специалистов, в том числе ученых-экономистов, менеджеров, социологов, при усилении исследовательской работы проблем социального государства, прежде всего на федеральном уровне.

Таким образом, эффективная система производственных отношений, справедливая система распределения, опирающаяся на человека, обеспечивают создание высокоэффективной экономики и высоких стандартов членов общества.

Правовая основа социального государства

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на , включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение правил игры и контроля за его соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т. е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и других систем) ни разработка законов, ни контроль за ее выполнением не могут быть на должном уровне, так как законодатели сильно политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т. е. последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же высказывание Б. Н. Ельцина: Берите себе столько власти, сколько сможете проглотить некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и начато внедрение в ряде регионов своих законов, противоречащих Конституции и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся, по сути, основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства непременно приведет к разрушению и единого экономического пространства и, в конечном итоге, к развалу всего государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленного на решение социальных проблем, призваны:

1. Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной самостоятельной граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских , общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).
2. Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу экономических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов.

Первый блок определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях.

Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и - с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.

Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю.

Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование , обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитанию культуры социального общежития граждан требует всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, в Союзном государстве Белоруссии и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом стало принятие Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: Об основах социальной политики и о государственных социальных стандартах. Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Модели социального государства

Модели социального государства - основные его разновидности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется. В условиях демократического устройства и рыночной экономики исторически первой стала модель, основывающаяся на идеологии и политике демократического (ранее всего в скандинавских странах). Позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии государства стали создаваться не на социалистической (социал-демократической), а на либеральной или либерально-консервативной идеологии. Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального государства, получившего в теории и политической практике название открытое общество.

Имеющиеся между ними различия проявляются в:

А) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды;
б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;
в) большей или меньшей степени вмешательства государства в экономику.

Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не приводит к потрясениям основ социального государства, происходят лишь сдвиги в его функционировании - усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.

В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая - так называемая либеральная (монетаристская) - основывается на минимизации государственной собственности и соответственно - абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе само выживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий (Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват).

Вторая модель - социально ориентированная - основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.

Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.

Принципиально иной характер имеет модель социального государства в условиях тоталитарного политического строя. Социальное и тоталитарное государства являются различными системами организации политической жизни страны. При огосударствлении в том или ином виде экономики и общественной жизни, при отсутствии плюрализма государство тоже может быть социальным по своей направленности, осуществлять в достаточно широких масштабах заботу о своих гражданах, оказывать им социальную защиту и поддержку. Так, социальными надо признать СССР и ряд других стран, существовавших в рамках основанной на марксистской идеологии модели общественного устройства, именуемой государственным социализмом. И на раннем этапе (20-30-е гг.) Советское государство создало самые передовые системы материальных социальных гарантий для самых широких слоев населения, за исключением крестьянства (оно было лишено пенсионного и других видов социального обеспечения).

По мере возрастания (начиная с 30-х гг.) в развитых зарубежных странах со свободной рыночной экономикой народного благосостояния и внедрения механизмов действенной социальной помощи и социального обеспечения Советский Союз (с середины XX в.) и другие страны, пополнившие после Второй мировой войны систему так называемого реального социализма, стали все больше отставать от стран со свободной рыночной экономикой. Основанная на тотальном огосударствлении экономика оказалась менее эффективной.

Государства реального социализма, будучи, несомненно, социальными, реализовали свои социальные функции в более ограниченных масштабах, чем социальные государства, утверждавшиеся примерно в то же время в странах со свободной рыночной экономикой: узкий спектр гражданских прав и свобод (слова, мысли, политической деятельности, передвижения и др.), слабая защита граждан от произвола властвующей бюрократии и т. д. Те же пороки имеют и ныне существующие тоталитарные, а также автократические режимы. Российская Федерация встала на путь формирования социального государства.

Действующая ныне Конституция РФ создала правовое поле для развития

1)особенности взаимодействия правового и социального характера государства. Роль гражданского общества в процессе правового становления социального государства.

2)Понятия социальных прав и их законодательное закрепление.

3) формирование правовой основы социального государства в РФ.

Социальное государство имеет правовой характер, социальное государство имеет правовой характер который предполагает законодательное гарантирование прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства которые служат обществу. Стремится свести к минимуму социальные риски и создает условия для самореализации личности.

Признаки правового государства.

1) Наличие гражданского общества. Т.е сознательных и обладающих высокой правовой культурой граждан.

2) Суверенитет народа. Следует понимать как существование народа в качестве высшего источника власти.

3) Всеобщность права и верховенство закона.

4) Разделение властей. в федеративном горизонтальное и вертикальное разделение властей

5) Приоритет прав и свобод личности, при этом для правового государства важно обеспечение свободы развития личности, правовое государство ограждает личность от вмешательства в ее жизнь в том числе от государства.

6) Взаимная ответственность и доверие государства и общества.

Правовое государство- это особая форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона и легитимностью, высоким престижем и эффективностью права, гарантирующими правовую защищенность личности и беспрепятственное использование ею демократических прав и свобод в своих законных интересах.

Социальное государство или социально-правовое государство – это особый исторический этап в развитии правового государства. Ставший результатом трансформации или критики демократического правового общества и его недостаткам и ответом на появление и распространение социализма в мире.



Отличия социального и правового характера государства.

1. Для правового государства приоритет является права и свободы гражданина и защищает государство эти свободы и от себя. Социальное государство наоборот обеспечивая право человека на достойное существование допускает ограничение свободы человека и признает государственное вмешательство. И признает государственное вмешательства в сферу распределения общественного блага.

2. Приоритет равенства в правах для правового государства. Социальной справедливости и равенства в том числе материального для социального государства.

Роль гражданского общество

1. Эффективно выполняет часть социальных функций.(создание благотворительных обществ, страховых организаций) отстаивание и обеспечение социальных прав граждан.

Правовая основа социального государства - это совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов провозглашающих и гарантирующих социальные права личности в самом широком понимания.

Социальные права- это совокупность конституционных прав дающих человеку фактические и юридические возможности для обеспечения достойного уровня жизни, социальные права граждан позволяют им реализовывать свои потребности и интересы. Существуют так нормативно правовые акты, которые позволяют определить что такое достойного уровень жизни. Достойный уровень жизни это тот который позволяет человеку поддерживать его здоровье и благополучия как его так и его семьи.

Социальные права отличаются от других гражданских прав.(особенности соц. Прав)

1) Их объем и возможность реализации во многом зависит от состояния экономики ресурсов и основных направлений деятельности конкретного государства.

2) Социальные права распространяются только на сферу материально-бытовую.

3) Юридические формулировки социальных прав могут иметь рекомендательных характер

4) Социальные права кореспандируют государству обязанность обеспечивать их экономическими, политическими правами

5) Относительное прямое действие этих прав относительно.

Дописать.

6) социальная ответственность слоев населения.

7) социальная функция частной собственности. В конституции Мексики 1917г. В германии 1919. Социальное государство закрепляет право частной собственности, однако в отличии от старых конституции в новых речь не идет о священной и не прикосновенной частной собственности, напротив частная собственность наряду с интересами собственника должна служить и общественному благу. Выражение подобного отношения приводит к законодательному закреплению права государства отчуждать частную собственность в случае если это необходимо для удовлетворения общественных нужд. Отчуждения происходит согласно закрепленной законе процедуре и проводится за вознаграждение.

8) социально ориентированная экономика. Положение такого рода редки. В конституции Польши 1997г. Суть положения- законодательное конституционное закрепления, определенного процента ВВП которое следует тратить на образование науку.

Становление социального правовой основы РФ.

1. Конституция РФ

2. Международные нормативно правовые акты.

3. Федеральные конституционные законы. Федеральные, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.

4. Постановления конституционного суда РФ и верховного суда РФ.

5. Законы и подзаконные акты субъектов РФ.

6. Нормативно правовые акты органов местного самоуправления.

7. Соглашения и коллективные договоры.

8. Локальные акты организации рассчитанные на неоднократное применению к неопределенному кругу лиц.

Основной закон регламентирует единство социально пространства, единые для всех регионов принципы организации социальных отношений, основные направления государственной и социальной политики, в конституциях республик, в уставах субъектах федерации положения конституции уточняются и конкретизируются. В законах и подзаконных актах субъектах органах местного самоуправления, нормативно правовых актах организаций социальные нормы приближаются к реальным проблемам человека и усиливают социальную защищенность.

Ст 40 закрепляет право на жилище, которое понимается как социальное право каждого. Запрет на произвольное лишения человека жилища, и юридическую защиту малоимущих.

Ст 41 охрана здоровья и медицинскую помощь.которая предполагает бесплатную медицинскую помощь для граждан в государственных и муниципальных учреждениях, предоставляемую за счет средств соответствующих бюджетов.

Ст 43 право на образование. Оно включает в себя доступность образования. В государственных и муниципальных учреждениях. Право на сздание частных образовательных учреждений.

Среди действующих законов следует отметить: 1) трудовой кодекс РФ 31 декабря 2001. 2) федеральный закон об основах обязательного социального страхования. 3) федеральный закон о государственном пенсионном обеспечение РФ 15 .12 2001. 4) федеральные закон об обязательном пенсионном страхования российской федерации. 5) жилищный кодекс РФ. От 29.12.2004г. 6

Основы законодательства РФ об охране здоровья. 7) закон РФ об образование 10.07.92

3 группа отношений. последующие отношения. это отношения по обязательному страхованию. В случае предусмотренным законом.

СТАТЬЯ 43 право на получение образования. Общедоступность и бесплатность.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОСНОВНЫЕ НАПРВАЛЕНИЯ.

Социальная политика - это деятельность государства других политическое и социальных институтов (органы местного самоуправления, общественные организации, производственные и иные коллективы)направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества повышение уровня и качества жизни людей, обеспечение их жизнен потребностей и защиты с использованием финансового и другого потенциала.

Субъект – государственные орган власти, негосударственные объединения.

Объектом – является все население страны

Основные направления социальной политики: это оплата и охрана труда, развитие рынка труда, обеспечение занятости и трудоустройства, регулирования доходов и потребление товаров массового спроса, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание в виде обеспечение жильем и предоставление коммунальных услуг, развитие систем образование и науки. Развитие ситем здравоохранения, физкультуры, спорта и туризма.

Культурная политика

Демографическая политика- охрана семьи материнства, отцовства и детства, молодежная политика.

Обеспечение экологической безопасности. Защита от природных и техногенных аварий и катаров.

1) Условие реализации эффективной социальной политики

2) Высокий уровень конкурентно способности национальной экономики

3) Наличие законодательной базы гарантирующей свободу политическое и правовое равноправие граждан

4) Наличие развитого гражданского общества, способного отстаивать свои интересы и обеспечивать контроль за деятельностью государства.

Принципами социальной политики является всеобщность в сочетание с дифференцированным подходом, активность и динамизм социальной политики, социальное партнерство, научная обоснованность нормативов и стандартов социальной политики, разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами власти местным самоуправлением и общественными организациями.

Эволюция от обеспечения минимальных стандартов к более высокими показателями жизни, которые могут быть описаны показателями достойного образа жизни. В нашей стране социальные стандарты и коррелированные с ними социальные обязательства не взаимосвязанные. Социальные стандарты рассчитываются с учетом минимальных потребностей.

Качество жизни который включает в себя уровень з\п, уровень потребительских цен. Развитой социальной инфраструктура, развитость инфраструктуры. Показатели уровня безработицы, количество граждан проживающих за чертой бедности, рассчитываются пороговые показатели.

Первый уровень Центальный и федеральный уровень социальной политики: формулируются нормотивно правовые акты, формирующие стандарты социальной политики, принимаются и минимальные нормативы.

Второй уровень региональный уровень социальной политики, дополняется законами субъектами, органами местного самоуправления.

Третий уровень корпоротивная социальная политиак на данном уровне соиальная сфер арегуилируется субъектами прелствавляющие отдельные социальные группы с учетом их особенностей, взаимосвязь всех уровней политики, взаимозависимость гибкость и улучшение сцальнйо политика на каждом из последних уровней приводит к дстижению максимальных потребностей человека.

3. Перспективы правовой основы социального государства в современной России

Верховенство закона в правовом государстве

Для того, чтобы сформировать правовое государство в России были сделаны важные шаги, но, к большому огорчению, пока не представляется возможным сказать, что в настоящее время наша страна полностью является правовым государством...

Верховенство правового закона в правовом государстве

Для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя...

Идеологическая политика в социальной сфере

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами...

История развития отечественной муниципальной службы

Хотя существуют и весьма специфичные проблемные вопросы касаемо муниципальной службы, куда насущнее будут и общегосударственные темы...

Конституционно-правовые основы становления социального государства в России

Малые города и сельские поселения: перспективы развития

Для решения множества социально-экономических проблем необходимо комплексно решать весь спектр проблем наиболее многочисленной группы городских поселений. Так будущее малых городов России напрямую зависит от совершенствования механизмов...

Основные направления реформирования ЖКХ

В новых экономических условиях формируется новая экономическая система - региональное хозяйство. Для прежней экономики, для которой был характерен отраслевой подход, региональное хозяйство не играло сколько существенной роли...

Основные характеристики государства в контексте правовой теории государства

В Конституции РФ 1993 года записано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Статья 7 п. 1). Однако говорить о том...

Основы правосознания

Пенсионная реформа

Правовое государство

В современном мире Россия занимает особое место. В истории страны можно отметить неоднократные попытки утверждения ценностей либерализма, открытого общества, которые сменялись прямо противоположным процессом...

Правовое государство: идея, реальность, перспективы

Формирование правового государства в России требует тщательного, детального и всестороннего исследования, осмысления в условиях российских реалий этого комплексного, фундаментального, поливариантного государственно-правового феномена...

Правовой статус религиозных объединений

Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений - одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем...

Проблемы взаимоотношений государства и общественности в России

Среди трудностей становления гражданского общества российскими исследователями отмечается не только распад традиционных норм и социокультурных связей, но и возникновение завышенных материальных и статусных ожиданий. Эти ожидания...

Условия формирования гражданского общества в России

Одной из стратегических целей начавшегося еще десять лет назад процесса всестороннего реформирования российского общества было становление и развитие гражданского общества и правового государства...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет» им. Гагарина Ю.А.

Кафедра «Истории отечества и культуры»

Контрольная работа №_______

по дисциплине «Основы социального государства»

«Правовая основа социального государства»

Саратов 2015

Введение

1.1. Этапы развития концепций социального государства

1.2. Понятие, признаки и сущность социального государства

2. Правовые основы социального государства в современной России.

2.1 Основные направления регулирования реформ в государстве, нацеленном на разрешение социальных проблем.

2.2 Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства.

Заключение

Список литературы

Введение

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство.

Со второй половины прошлого столетия социальное государство стало осознаваться как важный фактор политического развития. От концептуального понимания его природы и сущности, проводимой социальной политики зависят ответы на вопросы о критериях прогресса в развитии общества, о состоянии демократии и роли институтов гражданского общества, о понимании целей и механизмов социально-экономического и политического развития, об отношении государства и общества к человеку как высшей ценности. При этом амортизатором накопившихся проблем всегда выступала социальная политика, придавая определенную устойчивость общественной политической системе.

Для России строительство социального государства стала конституционной задачей, провозгласившей Российскую Федерацию в ст. 7 своей Конституции социальным государством. Эта цель полностью соответствует парадигме социально-ответственного государства и налагает серьезные обязательства на властные институты в разработке и реализации соответствующей политики, которая способствовала бы преодолению углубляющегося в теории и на практике как на Западе, так и в России кризиса социального государства.

Актуальность рассматриваемой проблематике придает и тот факт, что процесс формирования правовой основы социального государства протекает трудно и противоречиво, усугубляемый современным глобальным системным кризисом. В данной ситуации анализ выбора оптимальной модели социального государства для России, способной предотвратить сползание страны вниз и открывающей перспективы движения страны к более высокому уровню цивилизационного развития, приобретает особое значение. Нельзя не учитывать и тот факт, что в последние годы появились и объективные свидетельства кризиса социально ориентированного западного общества, все менее отвечающего многим фундаментальным вызовам современности. Данное обстоятельство как бы возвращает политиков, исследователей на стадию разработки теоретической основы социального государства, выявления политических ресурсов его формирования.

Ведущая роль в решении социальных проблем, безусловно, принадлежит государству. Только государство своими активными действиями определяет отправные точки развития социальной сферы, расставляет акценты и задает направление реформированию любых правоотношений в рассматриваемой области. Начиная с 2003 года, в Российской Федерации ведется активное реформирование социальной сферы, это объясняется осознанием важности каждого отдельно взятого гражданина для страны в целом. В этих целях по инициативе Президента в России начали осуществляться национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие АПК». Существует целый ряд законов, которые так или иначе регулируют процедуры и условия решения социальных проблем, вопросы социального статуса личности, социальных прав граждан. Но главной проблемой остается их не системный характер, который влечет за собой возникновение многочисленных противоречий и пробелов. Разрозненность законодательного оформления рассматриваемой сферы приводит к невозможности формирования единой и стройной концепции, которая бы соответствовала статье 7 Конституции Российской Федерации.

Весомый вклад в разработку теоретической и концептуальной основы социального государства внесли такие зарубежные ученые и исследователи, как А. Вагнер, X. Гайслер, Р. Титмус, Ю. Хабермас, JI. фон Штайн и др. Одновременно с развитием теории социального государства активизировался процесс научного исследования проблем социально ориентированной экономики, в связи с этим следует упомянуть имена таких специалистов как П. Самуэльсон, Л. Эрхард и др. В данной теме проявили себя такие отечественные социологи, политологи и экономисты, как Е. Жильцов, К.Э. Лайкам и другие.

В рамках конституционного права как фундаментальной отрасли юридической науки проблем социального государства касались М.В.Баглай, А.Б. Венгеров, Б.Н. Топорнин, Е.А. Лукашева, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев.

Известен ряд современных ученых и исследователей, в монографиях и статьях которых помимо теоретических разработок присутствовал глубокий практический анализ проблем в социальной сфере: Л.М.Энтин, П.К. Гончаров, И.А. Григорьева, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, С.В. Калашников, И.В. Леонов, Л.С. Мамут, В.П. Милецкий, В. Ройк, В. Торлопов и другие. Важной тенденцией является то, что проблемами становления социального государства в России занимаются не только специалисты по праву, но и социологи, историки, экономисты, политологи.

1. Природа и сущность социального государства

1.1 Этапы развития концепций социального государства

Идеи социального государства стали разрабатываться на рубеже XIX-XX вв., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран, что было обусловлено потребностью индустриализации национальных экономик, движением к демократизации обществ и повышение значимости прав и свобод личности.

Основы современной теории социального государства заложены классиком либерализма Дж.С. Миллем во второй четверти ХIХ века, ознаменовавшемся быстрым развитием социалистического и рабочего движения. Через творчество Дж.С. Милля красной нитью проходит идея, что экономические явления, с одной стороны, и социально-политические, с другой, находятся в тесной взаимообусловленности. Поэтому успешное экономическое развитие в современных ему условиях предполагает глубокую социальную трансформацию капитализма, возможность превращения капиталистического государства в социальное. Если законы производства основываются на рыночных принципах, то законы распределения создаются самими людьми, поэтому они могут и должны меняться в соответствии с требованиями социальной справедливости, высшими общественными задачами. Именно эту идею, ставшую стержнем социального государства, до сих пор пытаются поставить под сомнение правые и левые критики. То есть основой социального государства, согласно идей Дж.С. Милля, является взаимное признание права на существование и развитие в общих интересах и предпринимательства и рабочего движения, их политических и экономических организаций. Более конкретное содержание этого компромисса проявилось в том, что реформистское рабочее движение уже не рассматривало частную собственность как тот институт, который необходимо быстрее уничтожить. Социальное же государство создавало необходимую систему защиты жизненных интересов большинства населения. Расхожее представление будто «государство становится социальным не в результате принятия обществом определенных политических решений, а в результате достижения определенного уровня экономического развития», никоим образом не может быть вписано в реальный исторический контекст становления социальных государств.

Первая концепция социального государства была выдвинута немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 г. Его теория представляет синтез либерально-правовой и социалистической доктрин государственности, которая сложилась под влиянием социально-философского учения Г.Гегеля, а также французских социалистических доктрин. Исходным критерием выделения социального государства в особый тип государственности стало распространение патерналистских отношений государства на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Качественно новый этап в развитии теории и практики социального государства связан с его возведением в конституционный принцип и интерпретацией как особого типа государства. Данный этап именуется этапом социальных услуг и связан он с приобретением государством принципиально новых социальных функций.

На смену социальному оптимизму 1950-х - 1960-х гг., когда идея построения государства всеобщего благосостояния в развитых странах Запада казалась как никогда реальной, пришел определенный скептицизм, достигший своего апогея к концу 1970-х гг. Виной всему стал прежде всего мировой финансовый кризис и замедление темпов экономического роста социальных государств. Критике подвергались как идеологические и теоретические основы социального государства, так и непосредственно практики государств всеобщего благоденствия. Расходы на социальное обеспечение росли быстрее, чем доходы государства, что потребовало повышения налогового бремени и обязательных взносов в систему социального обеспечения. К тому же, иммиграция, проблема старения населения и рост уровня ожидаемого благосостояния сделали нагрузку на экономически активное население практически неподъемной.

В конце ХХ - начале ХХI вв. критика государства благосостояния стала утихать. Однако продолжающиеся и поныне разногласия по этому вопросу представляют собой результат глубоко укоренившихся конфликтов интересов и ценностей, а не просто реакцию на циклические экономические трудности.

1.2 Понятие, признаки и сущность социального государства

В современной российской и зарубежной литературе по вопросу о сущности социального государства существуют неодинаковые взгляды. Некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично "государству всеобщего благоденствия". Другие усматривают сходство социального государства с "трудовым государством", третьи говорят, что "проблематика социального государства в новом контексте постмодернизма перемещается в плоскость легитимного государства", четвертые, констатируя, что "золотое тридцатилетие" государства благоденствия давно закончилось, предлагают вместо него "селективное государство благосостояния", говорят о передающем, перемещающем социальные блага, "взвешивающем государстве", называя его идеальным типом государства, и т.д. В настоящее время общая идея такого подхода к социальному государству в науке европейских стран заключается в утверждении, что социальное государство сопряжено с введением демократии в сферу экономических и социальных отношений (резюмируется, что в области политики демократия существует уже давно).

Определения социального государства в учебных пособиях тоже неодинаковы. М.А. Волгин, Н.И. Гриценко, Ф.И. Шарков в учебнике "Социальное государство" предлагают, по-видимому, наиболее пространное определение, в которое включены формулировки: "социальное государство - это демократическое правовое государство", "самостоятельный тип правового государства", оно устанавливает оптимальные взаимоотношения личности, коллектива и государства, это "наиболее целесообразный способ соединения власти и свободы", оно обеспечивает "минимум социальных рисков" и т.д. Существуют и краткие определения. В них есть свои достоинства и недостатки, но оценка их не является задачей данной статьи.

Социальное государство - это активное, интервенционистское, регуляционное государство, вмешивающееся в сферу социально-экономических отношений и отношений в области культуры, духовной жизни, в конечном счете в общих (общественных) целях, хотя и не всегда на деле равно соблюдающее (и по своему положению не могущее одинаково соблюдать) интересы всех слоев общества и индивидов. Любое государство прежде всего выражает интересы социальных слоев и индивидов, доминирующих в обществе экономически, политически и духовно, которые вследствие этого по общему правилу оказывают наиболее сильное давление на юридически и до определенной степени фактически независимую государственную власть, хотя в известных ситуациях решающим может оказаться давление других слоев, под воздействием которых государственная власть может осуществлять иные социально-экономические меры. Последние могут противоречить некоторым интересам доминирующих слоев общества, но в конечном счете они необходимы и им, ибо снимают социальную напряженность, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Однако государство не должно, да в конечном счете объективно и не может принудительными мерами насадить порядки, которые не соответствуют естественным тенденциям развития общества (такие попытки, даже если они и продолжались иногда несколько десятилетий, к ним относится, например, создание "государства социалистической ориентации" в Африке, пока что не удались). Суть активной роли социального государства состоит в обеспечении различными методами условий и процессов повышения качества жизни общества и человека, в обеспечении такого уровня жизни, который считается достойным в международном сообществе, но учитывает конкретные условия данной страны, обычаи и традиции ее народа, реальные возможности общества и данной государственной власти

Для того чтобы уяснить юридическую природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего, в конституциях), а с другой стороны, осуществить анализ фактической стороны, посмотреть на реализацию этих признаков на практике, к чему мы и обратимся. Выше уже говорилось о двух принципах социального государства - достойная жизнь и свободное развитие человека (хотя формулировки могут быть усовершенствованы). Конституционные признаки социального государства (назовем их конституционными индикаторами) тоже имеют общий характер. Их конкретное содержание раскрывается в текущем законодательстве, а реализация - в практической деятельности государства.

Первое место в ряду положений, относящихся к концепции социального государства, по мнению ученого, занимает положение о социальной функции частной собственности, что совершенно справедливо, ведь "собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние".

Второе положение, связанное с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Следующий постулат - социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.

Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины.

При осуществлении этих позиций главным остается финансовый вопрос, поскольку без капиталовложений даже самая продуманная программа реформ начнет "буксовать". Реализация концепции должна базироваться на формировании стабильной рыночной экономики, при которой граждане будут опираться на помощь государства не столько в смысле социальной поддержки в классическом ее понимании, сколько в создании условий для самостоятельного обеспечения гражданином своих потребностей.

Следующий правовой индикатор социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, различных ее регионов, создавать благоприятные условия жизни для своих работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д. Но социальная ответственность может и должна распространяться на все стороны, участвующие в общественных отношениях. Забастовка, парализующая жизнь всей страны, может причинить несопоставимо большой ущерб обществу, поэтому, в частности, закон запрещает всеобщие забастовки и требует обеспечения минимума работ на производствах с непрерывным циклом, запрещает забастовки не только государственным служащим, но и обыкновенным рабочим, занятым, например, в области водо- и электроснабжения. Есть множество других сторон жизни, связанных в том числе с профессиональной ответственностью, ответственностью различных групп (например, государственных служащих). Все это элементы социальной ответственности перед обществом, установленные законами государства. Социальная ответственность распространяется не только на группы людей, но и на индивидов. Она связана с конституционными обязанностями социального характера (иногда в зарубежных конституциях говорится об обязанности трудиться, служить обществу, народу, "самоусовершенствоваться"). Это ответственность перед обществом, народом. Отдельные из таких норм имеют, скорее, моральный характер, их трудно, а то и невозможно, обеспечить юридическими средствами. Тем не менее они имеют важное значение для формирования социального государства, для целей развития личности. Важнейший конституционный индикатор современного государства - идеальная демократия. Такого положения пока что нет в конституциях, но, как говорится, оно уже появляется в некоторых зарубежных законах.

Современное социальное государство так, как оно формируется, - это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени и модернизирующееся инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических и иных специалистов) связана с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми не сталкивались государства прежних эпох. Решение этих задач нужно просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого нужны специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений государственных органов, государства возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) "управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за парламентами и правительствами. Только выполняя свою новую роль, социальное государство может успешно реагировать на растущие социальные вызовы современности.

К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки:

1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство.

2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным.

3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ.

4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики).

В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются: уровень бедности; относительный эффект социальных программ на уровень бедности; доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами; детская смертность; уровень безработицы.

Таким образом, деятели науки по-разному расставляют акценты, но все-таки все они определяют социальное государство посредством указания на такие его признаки, как равенство, социальная справедливость, солидарность, социальная защита, благосостояние, достойная жизнь, гарантия социально-экономических прав человека. Государство может считаться по-настоящему «социальным», если в нем на должном уровне признаны, закреплены и гарантированно обеспечены: социальная ориентация экономики, политики, права; основные социальные права и свободы человека; механизмы социальной солидарности и социальной справедливости; достойный уровень жизни и свободное развитие человека; меры для недопущения резкого социального неравенства; меры по «выравниванию» возникшего «социального неравенства»; достаточный уровень социальной поддержки, помощи и защиты человека; специальные меры поддержки социально уязвимых слоев общества.

2. Правовые основы социального государства в современной России

2.1 Основные направления регулирования реформ в государстве, нацеленном на разрешение социальных проблем

социальный государство правовой регулирование

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативные правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленном на разрешение социальных проблем, призваны:

1. Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной самостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).

2. Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативную правовую базу экономических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов, должны включать четыре основных блока нормативных правовых актов. Первый блок определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др. В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные.

Таким образом, социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества -- стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый - физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии; второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Основное же противоречие между ними заключается в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан; социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность, не порождать массовое социальное иждивенчество. Cоциальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни, в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

2.2 Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства

Совершенно очевидна значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и меры чисто организационного и организационно-правового характера: создание прочной, всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующих решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства; обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан; усиление общественного контроля (в т.ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств; расчленение контрольных полномочий профсоюзных организаций за расходованием зарабатываемых коллективами предприятий и организаций средств, за коммерческой деятельностью администрации и проводимой ею политикой в области оплаты труда; недопущение ограничения деятельности профсоюзов только их низовыми структурами, работающими непосредственно на предприятиях и в учреждениях, ориентированного на лишение всех полномочий вышестоящих звеньев профсоюзов; установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий (государственных и ныне акционированных), наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды); активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи наиболее ущемленным слоям населения (в т.ч. содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему миллионам людей источник средств к существованию) за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей); организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры (при достаточном их финансировании) способны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасных условий труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Проведение эффективной организационной работы - важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, отвечающих принципам социального государства и общечеловеческим ценностям, социальных общностей и др. социальных систем (в т.ч. развитие социального партнерства) путем преодоления крайних различий в имущественном положении граждан, развития среднего класса.

В настоящее время практически все страны мира испытывают определенные трудности в социальной сфере, что заставляет их пересматривать свои традиционные модели социального государства, но не его ценности. При этом упомянутые трудности не вызваны мировым финансовым и экономическим кризисом, последний лишь обострил обозначенные временем проблемы и сократил время на раздумывания. Россия, в свою очередь, не вправе отказываться от конституционной нормы-цели.

Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что для становления Российской Федерации в качестве социального государства необходимо следующее:

1. Определить характер построения социального государства. В современном мире все больше доминируют либеральные веяния, которые несколько чужды менталитету российского народа. Из этого следует, что в определенном объеме либеральные ценности прививать нашему обществу все-таки нужно, но делать это надо постепенно и с особой аккуратностью, стимулируя проявление инициативы, трудовой активности и повышения индивидуальной ответственности у граждан.

2. Сформировать собственную концепцию социального государства, чтобы понять, что означает такая характеристика. Социальное государство подразумевает особый порядок устройства общественной жизни, основанный на умеренности принципов солидаризма, социальной справедливости и социального равенства, представляющий собой высшую эволюционную ступень развития демократического и правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, главной задачей которого является обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека, гарантия его прав и свобод.

3. Взять курс на построение собственной модели социального государства. Основу современных систем государственной социальной защиты, являющихся ядром государственной социальной политики в зарубежных странах, составляют три базовых института: социальное страхование, социальная помощь и государственное социальное обеспечение. Существенным фактором, отличающим социальные модели государства различных стран друг от друга, являются структура и сочетание важнейших институтов социальной защиты (обязательного социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения), медицинской помощи и образования, размеров ресурсов, направляемых на их функционирование. Российской Федерации следует найти свое собственное, наиболее оптимальное сочетание базовых инструментов социального государства, при этом российская модель социального государства должна: основываться на демократических началах и социально ориентированной экономике; обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека и обладать действенным механизмом защиты нарушенных прав; создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал; осуществлять сильную государственную социальную политику, ориентированную на достижение высоких жизненных стандартов; стимулировать развитие институтов гражданского общества.

4. Сочетать активное вмешательство государства в вопросы социальной сферы с естественным и свободным характером рыночной экономики, при этом ключевыми моментами формирования социальной политики должны стать: четкое определение приоритетности решения наиболее насущных проблем; согласованность проводимых реформ (налоговой, пенсионной, реформ в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и др.); повышения ответственности органов власти и должностных лиц всех уровней; введение института независимой экспертизы при принятии любых решений, затрагивающих социальную сферу; бюджетное финансирование федеральных целевых программ; разработка и утверждение системы минимальных социальных стандартов, соответствующих достойному уровню жизни человека, и социальных показателей, максимально точно отражающих состояние социальной сферы, принимая во внимание рекомендации международных организаций (ВОЗ, МОТ и др.).

5. Создать необходимую правовую базу. Отменить недействующие законы, принять необходимые, обеспечить реализацию норм действующего законодательства. Создать стройную систему основополагающих законодательных актов, регулирующих основную сферу жизнедеятельности человека - социальную. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить такое правовое поле, в котором бы каждый гражданин знал свои права и чтобы провозглашенные права и свободы реально обеспечивались.

В современных российских условиях социальное государство - это не цель, которой можно достичь только за счёт роста благосостояния граждан, а реальное средство существования демократического государства в постиндустриальную эпоху. Социальное государство либо есть, и, соответственно, все структуры государства на это сориентированы, либо его нет, что противоречит действующей Конституции.

Заключение

В настоящее время повсеместно при помощи правовых понятий общество как правотворец прибегает к определенной конструктивизации действительности. В процессе социального регулирования важнейшая роль также принадлежит праву, которое выступает как фактор прогресса и благодаря своим регулятивным качествам вносит в социальную жизнь организованность и порядок. С принятием российской Конституции 1993 г. появились новые подходы, обусловившие позитивное восприятие идеи социального права.

Понятие «социальное государство» впервые в научной литературе появилось в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Делалась попытка найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, в обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и не работающих, в осуществлении экономического и общественного прогресса всех членов государства, так как развитие одного является условием и следствием развития другого. Позже, с начала XX в., применительно к вопросу о сущности государства, появились и другие теории: элит, технократическая, теория плюралистической демократии, конвергенции, историко-материалистическая и др.

После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства -- возведение ее положений в конституционные нормы в ряде европейских стран. По такому же пути пошел ряд бывших социалистических стран Восточной Европы.

Опыт многих европейских социальных государств, показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граждан, их социальной защите, развивают солидарность и заботу самого общества о социальном состоянии этого общества всемерно, как базу для сильной социальной политики, развивают социальную рыночную экономику, т. е. социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.

Конституция Российской Федерации является основным законом для всех граждан нашей страны, ее принятие было обусловлено переходным моментом в истории России, это был осознанный шаг всего общества, договор, который государство обязалось и значит должно выполнить. Настоящая работа посвящена конституционному положению, которое закрепляет такую характеристику Российской Федерации как «социальное государство».

С введением в основной закон положения о «социальном государстве» высшие органы государственной власти в хаотичном порядке стали внедрять заимствованную у других государств идеологию социального государства. Безусловно, зарубежными государствами накоплен огромный опыт практики социального государства, реализованы фундаментальные принципы и проверены на практике базовые основы социального государства, но у каждой страны свой путь, который обусловлен историческими, национальными, экономическими и другими особенностями. Каждое государство по-разному сочетает основные признаки социального государства, в каждой стране доминируют различные институты социального государства, и у каждой - своя модель «социальности». Россия же на вопрос «Как построить социальное государство в Российской Федерации?» ищет ответ за рубежом, хотя ответ в самих нас, в нашей истории, в нашем менталитете, в нашей непохожести на других. Очевидно, что мы не вправе игнорировать положительный опыт зарубежных стран, но гораздо разумнее будет внедрять его постепенно, выборочно, взвешенно, с оглядкой на возможные негативные последствия, постоянно контролируя происходящий процесс. Для этого сначала необходимо разработать теоретическую основу российской модели социального государства с целью последующей реализации ее в жизнь.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты России

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета", N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // Российская газета", N 256, 31.12.2001.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 "Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации" // Российская газета", N 271, 01.12.2010

Специальная литература

1. Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1. С. 8. Волгин И.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учеб. М., 2010. 416 с.

2. Галустова К.Р. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации. Автореф. дисс….к.ю.н. Москва, 2010. 24 с.

3. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 1. С. 48.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы развития концепций социального государства. Понятие, признаки, сущность и модели социального государства. Нормативно-правовое закрепление института основных свобод и обязанностей человека и гражданина, системы гарантий в социальном государстве.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Понятие, принципы и сущность социального государства. Характеристика государства как социального института, его развитие в странах СНГ. Особенности развития социальной политики в европейских странах. Предпосылки формирования социального государства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Особенности, признаки и экономическая основа правового и социального государства. Важнейшие условия для реального построения правового государства в России. Обеспечение достойных условий жизни населения как программная цель социального государства.

    статья , добавлен 08.10.2011

    Понятие и признаки правового государства. Признаки социального государства. Функции социального государства и его современное понимание. Практика становления правового государства в России. Деятельность ОВД в условиях становления правового государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Понятие, сущность, конституционно-правовые основы, признаки и функции социального государства. Общая характеристика и проблемы становления России как социального государства. Анализ проблем совершенствования законодательства о социальном партнерстве.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2010

    Принципы и признаки правового государства, особенности и суть верховенства закона. Понятие и функции социального государства, деятельность парламента. Теория и практика формирования правового и социального государства в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2010

    Эволюция представлений о государстве в ходе развития общества. Понятие и признаки современного государства. Понимание и определение государства. Сущность современного государства как социального, геополитического и экономического сообщества.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2007

    Сущность социального государства как закономерного этапа эволюционного развития государственных форм общественного устройства. Характеристика основных моделей социального государства: либеральной, консервативной, корпоративной, социал-демократической.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2014

    Характеристика современного социального государства, его отличительные особенности и предъявляемые требования. Российская модель социальной политики как главная составляющая социального государства. Приоритетные национальные проекты: сущность и значение.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2012

    Изучение понятия социального государства. Концепция о справедливом устройстве мира Аристотеля и Платона. Основные принципы социального государства: охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, детства; устранение социального неравенства.

Функционирование социального государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это, прежде всего, право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи. И право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

В силу требований норм международного права социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами. Что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах.

К правам такого рода относятся:

  • а) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
  • б) право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации;
  • в) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;
  • г) право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • д) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).

Эти и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

По мнению авторитетного российского ученого Н.В. Витрука, в государствах с традиционной демократией накоплен достаточно большой опыт в разработке социальной политики и ее реализации, в признании и обеспечении социальных прав граждан. Причем существенные социальные достижения в провозглашении социальных и культурных прав на конституционном уровне и в их реальном гарантировании (отсутствие безработицы, бесплатное здравоохранение, образование, система государственных пенсий и иных социальных пособий для многодетных семей, женщин, лиц с ограниченными физическими возможностями и т.д.) имели место в СССР и иных социалистических государствах. Многие политики и ученые на Западе признают, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят под воздействием достижений социальной практики СССР и других социалистических государств

Сегодня правовой основой социального государства служит совокупность как внутригосударственных, так и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Именно такой подход позволяет говорить о необходимости формирования российской модели социального государства, в основе которой ключевое место должно принадлежать принципу социального гуманизма. В силу этого модель построения в России социального государства, с учетом имеющегося международного и российского опыта, должна предусматривать:

  • - социально-гуманистическую направленность экономической политики (все ради человека, его благополучия, здоровья, культурного развития и профессионального роста);
  • - равные возможности для всех вне зависимости от социальных, национальных и религиозных признаков, а также места жительства для реализации своих социально-экономических интересов и потребностей;
  • - активную роль государства в обеспечении интересов всего общества, в формировании политики доходов, в предоставлении основных социальных гарантий всему населению, в развитии науки, культуры, здравоохранения, просвещения, в охране окружающей среды, поддержке инновации и технического прогресса, в борьбе с преступностью и в поддержании необходимого морально-психологического климата в стране;
  • - поддержку и развитие разнообразных институтов гражданского общества.

Современная Россия переживает начальный этап формирования социально ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства, который накладывает отпечаток на процесс становления институциональных, процессуальных и иных элементов социального государства. Основными средствами реализации идеи социального государства должна выступать эффективная социальная политика государства. При этом все национальные проекты, направленные на повышение качества здравоохранения, образования и строительства жилья, улучшение демографических показателей, должны рассматриваться как основополагающие составляющие содержания социальной политики современного Российского государства.




Top