Шпаргалка: Учебный курс Экологическое право. Экологическое право В основе предмета экологического права лежат природоохранные общественные отношениям


экологическое правонарушение ответственность


Понятие и метод экологического права, как отрасли права


Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, которые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права "правовая работа", с одной стороны, разделена между конкретными отраслями и нормами права, каждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения.

Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками:

Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяется в значительной степени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию (миграции животных - нет) и имеющие "правовую природу".

Вместе с тем не всякие поддающиеся правовому регулированию общественные отношения составляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государства в экологические общественные отношения является средством достижения экологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство необходимо, когда возникают определенные общественные противоречия. Например, в Лесной кодекс РСФСР была включена ст. 35, допускающая возможность переводить леса из одной группы в другую лишь до начала строительства объекта.

Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (по сути это окружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешних экономических связей (литосферу, гидросферу и атмосферу).

Эти отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, то данные отношения не всегда следует признавать предметом экологического права. Например, общественные отношения, складывающиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологического права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношения имущественного характера.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Специфика метода обусловлена спецификой предмета экологического права, поэтому комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права, заключающегося в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, т. е. экологизировать каждое действие, сопряженное с вторжением в природную среду.

Метод экологизации включает следующие элементы:

Закрепление в законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющим большую значимость; уровням плодородной силы земли; закрепить ландшафтный подход в отводе земель и формировании регионов и т. п.)

Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природ-ных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны (закреплена общероссийская служба охраны природы и управления природопользованием (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ), межведомственные и ведомственные службы.)

Закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями неизбежно влияют на экосистему страны (в законодательстве определены пользователи земли, недро-пользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира (ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

Четкая регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователл. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано, с одной стороны, с учетом особенностей дикой фауны (дикие кабаны, лоси, куропатки и т. п.), а с другой - уставной правоспособностью организации, которой выделены данные охотничьи угодья (промысловая, научно-исследовательская и т. п.).

Установление юридической ответственности за нарушения правил экологопользования. Так, законом предусмотрена дисциплинарная (ст. 135 КЗоТ РСФСР), административная (ст. 46-48, 50-87 КоАП РСФСР и др.), уголовная (ст. 246-262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118-121 КЗоТ РСФСР и ст. 1064 ГК РФ и др.) и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и т. п.) ответственность.

Перечисленные пять элементов составляют содержание метода экологического права.

Метод правового регулирования экологического права - способ правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламентации правят экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.


Юридическая ответственность за экологические правонарушения


Экологическое правонарушение - это виновное противоправное деяние, наносящее вред окружающей среде и здоровью человека, совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. С учетом степени общественной опасности и противоправности правонарушения делятся на проступки и преступления.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом или ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию могут касаться собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Данные правонарушения являются основанием для эколого-правовой ответственности, которая представляет собой обязанность претерпевания определенных лишений личного или материального характера в соответствии с санкцией нарушенной нормы. Законодательством за экологические правонарушения установлена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей в тех случаях, когда нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Эта ответственность (предупреждение, выговор и другие виды) применяется администрацией предприятий, учреждений и организаций в отношении своих работников, допустивших экологические правонарушения.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Материальная ответственность за причиненный ущерб признается самостоятельным видом ответственности. Поэтому работник, независимо от привлечения к материальной ответственности, может быть привлечен также к дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность закреплена ст. 84 Закона «Об охране окружающей среды». За несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды, отказ от предоставления достоверной экологической информации и другие правонарушения граждане подвергаются штрафу в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда, должностные лица - от 3 до 20 МРОТ, юридические лица - от 5000 до 50000 рублей.

Уголовная ответственность наступает за наиболее общественно опасные деяния, посягающие на экологическую безопасность общества. В частности, УК РФ установлены следующие составы экологических преступлений: умышленное уничтожение лесов путем поджога, незаконное занятие рыбным промыслом и т.д. Все составы преступлений, сформулированные в Уголовном кодексе Российской Федерации, с точки зрения выполняемых ими функций, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смешанные и дополнительные.

Специальные экологические составы сосредоточены в главе 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ. Она помещена в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

загрязнение вод (ст. 250 УК РФ);

незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и другие составы.

За совершение экологических преступлений Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды наказаний:

штраф (его размер зависит от характера совершенного преступления и колеблется от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы до 240 часов;

исправительные работы до 2-х лет;

ограничение свободы (такое наказание предусмотрено за порчу земли);

арест до 3-х месяцев предусмотрен за загрязнение вод;

лишение свободы на определенный срок (например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - до 5 лет).

Экологические преступления относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических правонарушений достигает 95-99% .

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Вред возмещается добровольно или принудительно - по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет ого сил и средств.

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Регламентируя порядок и условия возмещения вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда, Гражданский кодекс РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.



Дирекция городского ботанического сада передала в аренду несколько павильонов, расположенных на территории сада, для организации магазина по продаже саженцев садовых деревьев, семян, иного посадочного материала, а также цветов.

Часть территории, примыкающей к павильонам, была огорожена для устройства стоянки автомашин и иной техники, принадлежащей торгующей фирме.

Обоснуйте Ваше мнение по данному вопросу ссылками на законодательство.

В соответствии со 95 Земельного кодекса РФ (от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ в редакции от 21 июля 2014 года) земли ботанических садов относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

Территории ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач и передаются в бессрочное (постоянное) пользование ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся. Ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. На территориях и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается их администрацией; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют научные сотрудники; административную.(Ст. 29 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции от 12 марта 2014 года)

Следовательно действия дирекции ботанического сада по передаче аренду павильонов, учитывая их ассортимент, можно рассматривать как деятельность разрешенную, а огораживание части территории за павильонами для обустройства автостоянки - незаконно, так как влечет за собой нарушение сохранности флористических объектов.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

?Экологическое право относится к числу:
*самостоятельных отраслей российского права
!неосновных отраслей
!институтов административного права
!подотрасли конституционного права
?Предметом экологического права являются отношения по:
*природопользованию
*охране окружающей среды
!взаимодействию общества и государства
!использованию земельных участков различных категорий
?Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
!охрану земель и недр
!правовой режим лесопользования
*экологический контроль
*экологическую экспертизу
!правовой режим особо охраняемых природных территорий
?Методы эколого-правового регулирования - это:
!сравнительно-правовые методы
*императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий
!формально-юридические методы
!убеждение и принуждение
!гипотеза, диспозиция, санкция
?Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, - это:
*антропогенный объект
!искусственный ландшафт
!природный ландшафт
!природно-антропогенный объект
?Основным конституционным правом человека является право:
*каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
!граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность
!граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
!на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
?Установите соответствие между понятиями по различным методам (объектам).
*Средство (метод) эколого-правового регулирования:вариант = Дозволение, предписание, запрет
*Метод правового регулирования:вариант = Императивный и диспозитивный
*Метод научного познания:вариант = Гносеология, статистический, сравнительно-правовой
*Объекты охраны окружающей среды:вариант = Земля, вода, недра
?Экологические правоотношения могут возникнуть между:
!органом исполнительной власти и окружающей средой
*органом исполнительной власти и гражданином
!политическими партиями
!предприятием и окружающей природной средой
*гражданином и общественным объединением
?Субъектом экологического права выступают:
*общественные объединения
*граждане
*государственные органы исполнительной власти
!чрезвычайная ситуация природного характера
!земля, животный и растительный мир
?Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права:
!Гражданский кодекс РФ
!Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»
!Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
!Конституция РФ
*Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
?Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:
!реки и озера
!недра
!леса, расположенные на землях лесного фонда
!животный мир в естественной среде обитания
*земельные участки
?Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к:
!граждан
!собственности Федерации и субъектов РФ
!государственной и муниципальной собственности
!юридических лиц
*федеральной собственности
?… - это изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
*Реквизиция
!Приватизация
!Национализация
!Конфискация
?Комплексное природопользование является формой:
!особого водопользования
*специального природопользования
!общего природопользования
!коллективного природопользования
?Субъектами специального природопользования могут выступать:
!только юридические лица
!субъекты РФ
!любые физические и юридические лица
*юридические лица и индивидуальные предприниматели
?Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это:
*не нарушает прав и законных интересов иных лиц
!не вредит интересам других лиц
!не нарушает интересов государства
*не наносит ущерба окружающей среде
?Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой:
*управление
!аудит
!экспертизу
!мониторинг
!наблюдение
?Орган специальной компетенции в сфере управления природопользованием - это:
*Министерство природных ресурсов и экологии РФ
!Министерство охраны окружающей среды
!Государственный комитет экологии
!Федеральное Собрание РФ
!Правительство РФ
?Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является:
!оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий
!разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации
!нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды
*обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды
?Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам:
*Министерства здравоохранения и социального развития РФ
!Министерства природных ресурсов РФ
!Министерства сельского и лесного хозяйства
!Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

1. Экологическое право не может выступать в качестве
отрасли человеческой деятельности
отрасли науки
учебной дисциплины
отрасли права

2. Система экологического права состоит из следующих частей
общей, особенной и специальной
общей и особенной
общей, специальной и экологизированной
общей и специальной

3. Природная среда (природа) – это
совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов
совокупность природных и природно-антропогенных объектов
земельные, лесные и водные ресурсы
все, что не создано человеком

4. Особой охране не подлежат
объекты, подвергшиеся загрязнению, деградации, порче и иному негативному воздействию
объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия
лечебно-оздоровительные местности и курорты
континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ

5. Запрещена хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой
непредсказуемы для окружающей среды
превышают нормативы допустимого воздействия
превышают лимиты воздействия
наносят значительный ущерб

6. Сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов является
приоритетным
необходимым и обязательным
обязательным для хозяйствующих субъектов
актуальным

7. К конституционным обязанностям граждан не относится требование
рационально использовать природную среду и ресурсы
сохранять природу — сохранять окружающую среду
бережно относиться к природным богатствам

8. К источникам экологического права не относятся
договоры между собственниками об ограничении пользования природными ресурсами
соглашения между субъектами РФ по использованию природных ресурсов
международные договоры РФ
соглашения между РФ и ее субъектами по охране природных ресурсов

9. Субъектом экологических правоотношений не является
иностранное государство
иностранное юридическое лицо
иностранный гражданин
лицо без гражданства

10. Земля в РФ может находиться в собственности
частной, государственной и муниципальной
только государственной
федеральной, субъектов РФ и муниципальной
частной и государственной

11. Землепользователи – это
лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования
лица, владеющие земельными участками на праве аренды
лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения
лица, пользующиеся чужими земельными участками на праве сервитута

12. По общему правилу водные объекты находятся в собственности
РФ (федеральной)
РФ и ее субъектов (государственной)

частной, государственной и муниципальной

13. Естественное изменение русла реки не влечет за собой
прекращение собственности РФ на этот водный объект
прекращение права любой формы собственности на этот водный объект
изменение ее статус
необходимости искусственного его восстановления

14. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности
федеральной
государственной
субъектов РФ
государственной и муниципальной

15. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и
для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих пищевых лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов
осуществлять заготовку и сбор дикорастущих пищевых лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов
для собственных нужд осуществлять сбор дикорастущих пищевых лесных ресурсов
осуществлять заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов

Министерство образования и науки РФ

Сибирский филиал Международного института экономики и права

Кафедра гражданско-правовых и государственно-правовых дисциплин

ТЕСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

по дисциплине

«Экологическое право»

для студентов очной, заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения

по специальности

Новокузнецк 2009

Тестовые задания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины

Составитель:

Доцент кафедры

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 2 от «15» октября 2009 г.

Зав. кафедрой ___________________________

Вариант 1

1. Экологическое право - это совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения в сфере:

A. Природопользования и охраны окружающей среды .

Б. Природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности .

Г. Охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Какой из названных ниже элементов не относится к понятию «Экологические правоотношения»:

A. Предмет.

Б. Субъект.

B. Объект.

Г. Норма.

3. К обязанностям граждан согласно Конституции Российской Федерации не относится требование:

A. Сохранять природу.

Б. Сохранять окружающую среду.

B. Рационально использовать природные ресурсы.

Г. Бережно относиться к природным богатствам.

4. Конституция Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как:

A. Материальная основа существования органов местного самоуправления .

Б. Достояние федеративного государства.

B. Неотъемлемая часть субъектов РФ.

Г. Основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

5. Конституция Российской Федерации устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к ведению:

A. Российской Федерации и ее субъектов.

Б. Только субъектов РФ.

B. Только Российской Федерации.

Г. Субъектов РФ и муниципальных образований .

6. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками:

A. Свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

Б. Свободно, если это не вредит интересам других лиц.

B. Свободно, если это не нарушает интересов государства.

Г. Свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

7. К источникам экологического права не относятся:

А. Международные договора Российской Федерации.

Б. Соглашения между субъектами РФ по вопросу использования и охраны природных ресурсов.

В. Договора между собственниками об ограниченном пользовании природным объектом.

Г. Соглашения между РФ и ее субъектами по вопросу использования и охраны природных ресурсов.

8. Как надлежит поступить правоприменителю в случае, если ратифицированный РФ международный договор содержит иную правовую регламентацию общественных отношений, чем установлено федеральным законом:

A. Обратиться в Конституционный Суд РФ для дачи разъяснения.

Б. Руководствоваться нормой международного договора.

B. Использовать одновременно и норму международного договора, и норму федерального закона.

Г. Применить норму федерального закона.

9. Какой из перечисленных ниже субъектов не может являться субъектом экологических правоотношений:

A. Иностранное государство.

Б. Иностранное юридическое лицо.

B. Иностранный гражданин.

Г. Лицо без гражданства.

10. Какое из названых ниже мероприятий не относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации

A. Разработка и утверждение нормативов в области охраны окружающей среды.

Б. Участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации.

B. Осуществление экологической паспортизации.

Г. Объявление территории соответствующего субъекта РФ зоной экологического бедствия.

11. Управление в области охраны окружающей среды осуществляется:

А. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Б. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

В. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Г. Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

12. К специально уполномоченным органам, осуществляющим функции государственного контроля за использованием и охраной недр, относится:

A. Федеральная служба земельного кадастра России.

B. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Г. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

13. В число специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов входит:

A. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Б. Федеральная служба земельного кадастра России.

B. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

14. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является:

A. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

B. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Г. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

15. Какой из перечисленных ниже органов не уполномочен осуществлять государственное регулирование при использовании атомной энергии :

A. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Б. Министерство здравоохранения Российской Федерации.

B. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Г. Федеральный горный и промышленный надзор России.

16. Какой из названных органов является специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы:

А. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Б. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

В. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Г. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

17. Членами экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы могут являться:

A. Только независимые эксперты.

Б. Только работники специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

B. Независимые эксперты и представители органов власти и местного самоуправления.

Г. Независимые эксперты и работники специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

18. Общественная экологическая экспертиза не может проводиться:

A. После проведения государственной экологической экспертизы.

Б. До проведения государственной экологической экспертизы.

B. Без разрешения специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Г. Одновременно с проведением государственной экологической экспертизы.

19. Ограничение, приостановление или запрещение деятельности, осуществляемой с нарушением экологического законодательства, производится:

A. В административном порядке.

Б. В судебном порядке.

B. И в административном и в судебном порядке.

Г. Решением референдума.

20. Освобождает ли внесение хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду от выполнения им мероприятий, направленных на охрану окружающей среды:

A. Да, освобождает.

Б. Нет, не освобождает.

B. Да, освобождает при условии своевременного внесения ее.

Г. Да, освобождает, поскольку этим компенсируется наносимый окружающей среде вред.

21. Согласно федеральному законодательству экологическое страхование:

A. Должно быть только обязательным.

Б. Может быть только добровольным.

B. Может быть только обязательным.

Г. Может быть и добровольным и обязательным.

22. Содержит ли экологическое законодательство запрет на ввоз в РФ опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания:

A. Да.

Б. Да, если иное не предусмотрено ратифицированными Российской Федерацией международными договорами.

B. Да, если ввоз осуществляется без контроля государства.

Г. Нет, не содержит.

23. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться:

A. Только на уровне субъектов Российской Федерации.

Б. Только на федеральном уровне.

B. И федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Г. На уровне субъектов РФ по поручению органов государственной власти РФ.

24. При совершении каких нарушений экологического законодательства не наступает имущественная ответственность:

A. Преступлений.

Б. Административных правонарушений.

B. Дисциплинарных поступков.

Г. При любых, если нет причинения вреда окружающей среде.

25. Надзор органов прокуратуры Российской Федерации в экологической сфере нацелен, прежде всего, на:

A. Исполнение действующего на территории Российской Федерации экологического законодательства хозяйствующими субъектами.

Б. Полноту и законность мер, принимаемых специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и их должностными лицами.

B. Соблюдение требований экологического законодательства гражданами Российской Федерации.

Г. Соблюдение экологического законодательства органами местного самоуправления.

26. Является ли упомянутый в ст. 42 Конституции РФ перечень экологических прав исчерпывающим:

A. Нет, не является, поскольку экологические права граждан могут устанавливаться и иными законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

Б. Да, является.

B. Нет, не является, но он ограничивается Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Г. Да, является, но он конкретизируется в экологическом законодательстве.

27. К числу субъектов, имеющих право на участие в митингах и демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды, относятся:

A. Граждане РФ и иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

Б. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

B. Международные экологические организации.

Г. Только граждане Российской Федерации.

28. Особо охраняемые природные территории могут быть:

A. Только федерального значения.

Б. Регионального и местного значения.

B. Федерального, регионального и местного значения.

Г. Федерального и регионального значения.

29. Природные ресурсы континентального шельфа находятся в ведении:

A. Исключительно субъектов Российской Федерации, к территории которых прилегает континентальный шельф.

Б. Исключительно Российской Федерации.

B. Совместном Российской Федерации и соответствующих субъект РФ.

Г. Совместном соответствующего субъекта РФ и органа местного управления.

30. Какие из перечисленных ниже разрешительных документов не связаны с пользованием животным миром:

A. Ордер.

Б. Долгосрочная лицензия.

B. Разовая лицензия.

Г. Распорядительная лицензия.

Вариант 2

1. Экологическое право не может выступать в качестве:

A. Отрасли науки.

Б. Отрасли человеческой деятельности.

B. Учебной дисциплины.

Г. Отрасли права.

2. Какое из нижеприводимых понятий не относится к системе экологического права:

A. Специальная часть.

Б. Особенная часть.

B. Особая часть.

Г. Общая часть.

3. Экологические правоотношения - это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сферах:

A. Обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Б. Охраны окружающей среды и природопользования .

B. Обеспечения экологической безопасности.

Г. Природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

4. Конституция Российской Федерации не гарантирует каждому право на:

A. Возмещение ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий.

Б. Достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

B. Возмещение ущерба, нанесенного имуществу экологическим правонарушением.

Г. Благоприятную окружающую среду.

B. Юридическое лицо.

Г. Гражданин.

25. Споры в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности могут разрешаться:

A. Исключительно в судебном порядке.

Б. Только в административном порядке.

B. С применением в качестве досудебной формы разрешения спора административной процедуры.

Г. Прокурором.

26. Устанавливаются ли экологическим законодательством дополнительные обязанности для граждан по сравнению со ст. 58 Конституции РФ:

А. Нет, не устанавливаются, поскольку в этом нет необходимости.

Б. Нет, не устанавливаются, поскольку Конституция РФ имеет прямое действие.

В. Да устанавливаются, но только Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Г. Да, они устанавливаются законодательными актами РФ и ее субъектов.

27. Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, не вправе:

A. Организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу.

Б. Осуществлять в установленном порядке функции органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

B. Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды.

Г. Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

28. Какие из названных особо охраняемых природных территорий не могут находиться в ведении субъектов РФ:

A. Памятники природы.

Б. Государственные заказники.

B. Государственные заповедники.

Г. Ботанические сады.

29. Каким из перечисленных прав не могут быть наделены лица, не являющиеся собственниками водных объектов:

A. Право бессрочного пользования.

Б. Право долгосрочного пользования.

B. Право краткосрочного пользования.

Г. Право ограниченного пользования.

30. Могут ли участки недр быть предметом отчуждения:

A. Могут.

Б. Могут, но в установленных законом случаях.

B. Могут в случаях, предусмотренных международными договорами.

Г. Нет, не могут.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

отрасль права, регулирующая отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

Субъектами Э.п. (участниками эко-логических правоотношений) являются

граждане, юридические лица, муниципальные образования, а также государство.

Предметом Э.п. как самостоятельной отрасли права выступают экологические (природоохранительные) общественные отношения. Данный вид волевых общественных отношений может складываться в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства, использования ресурсов, либо в сфере управления окружающей природной средой (ОПС). В их число входят отношения: в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий:по обеспечению экологической безопасности; в сфере применения юридической ответственности за экологические правонарушения.\"

Объектами экологических общественных отношений выступают: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная древесно-кустарниковая растительность, дикий животный мир, находящийся в состоянии естественной свободы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, а также такие особо охраняемые природные объекты, как государственные природные заповедники,национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрарии, государственные природные заказники.памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а равно находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и места их обитания.

В Э.п. преобладает императивный (повелительный) метод, отражающий активную роль государства в регулировании природопользования и обеспечении охраны природной среды.

Система отрасли Э.п. представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Общая часть Э.п. состоит из следующих правовых институтов: а) общие положения Э.п.: б) государственное управление охраной ОПС и природопользованием; в) право граждан на здоровую, благоприятную ОПС: г) экономико-правовой механизм охраны ОПС;

д) нормирование качества ОПС: е) правовые основы информационного обеспечения; ж) право природопользования;

з) юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть Э.п. объединяет следующие правовые институты: а) правовое регулирование использования и охраны земель: б) правовое регулирование использования и охраны недр;

в) правовое регулирование использования и охраны вод; г) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового. слоя;

д) правовое регулирование охраны лесов и древесно-кустарниковой растительности; е) правовое регулирование охраны и использования животного мира;

ж) правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов;

з) правовое регулирование обращения с радиоактивными и опасными веществами и твердыми отходами; и) правовой режим экологически неблагоприятных территорий.

Специальная часть включает: а) Э.п. и управление в зарубежных странах;

б) международно-правовую охрану ОПС.

Конституция РФ в ст. 9 содержит принцип разнообразия форм собственности на природные ресурсы, а также принцип рационального использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 36 закрепляет принцип ненанесения ущерба ОПС, ненарушения прав и законных интересов иных лиц при владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами. Статьи 41-42 провозглашают принцип права граждан на экологически благоприятную природную среду.

Самостоятельность Э.п. как отрасли права подтверждается и наличием особой системы нормативно-правовых актов (источников), регулирующих экологические (природоохранительные) отношения.

Особую роль среди специальных систематизированных законодательных актов как источников Э.п. играет Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем закреплены такие отраслевые принципы, как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; неуклонное соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;

гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране ОПС.

В этом законе впервые закреплены нормы, регулирующие экономический механизм охраны ОПС, нормирование качества ОПС. понятия зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия и определен порядок объявления их таковыми.

Многочисленные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, принимаются на уровне субъектов РФ (законы об охране ОПС. земельные кодексы, кодексы о недрах и т.д.). Определенную роль в регулировании природоохра-нительных отношений играют акты местных органов самоуправления (перспективные программы развития муниципальных образований, программы использования и охраны земель и т.п.).

Признание Э.п. в качестве самостоятельной отрасли права берет начало с середины 70-х гг., когда во многих вузах страны стал преподаваться учебный курс "Природоохранительное право"(правовая охрана природы), который с 90-х гг. именуется "Экологическое право". Э.п. как учебная дисциплина по существу представляет собой совокупность приро-доресурсовых отраслей (земельного, горного. водного,лесного права, законодательства об охране животного мира), поскольку изучает вопросы правового режима использования и охраны земель, недр, вод, лесов и иных природных ресурсов.

Эколого-правовая наука уходит своими корнями в становление и развитие земельного, горного, лесного, водного законодательства, законодательства о заповедниках. У истоков развития этой науки стояли такие видные ученые-юристы, как Аксененок Г.А.. Ерофеев Б.В., Казанцев Д.Н., Колбасов О.С., Панкратов И.Ф., Петров В.В. Научную эстафету у них приняли Адиханов Ф.И., Брин-чук М.М., Голиниченков А.К. и др.

Гусев Р.К.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Экологическое право особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В сегодняшней юридической науке существует два… … Википедия

    Экологическое право - комплексная отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Иногда экологическое право отождествляют с природоресурсовым. Существует также… … Элементарные начала общей теории права

    Комплексная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. В состав Э.п. входят нормы административного, финансового, уголовного,… … Юридический словарь

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Юридическая энциклопедия

    В СССР комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих на базе государственного суверенитета и общественной собственности на основные объекты природы общественные отношения по рациональному использованию,… … Экологический словарь

    экологическое право - Установленные юридические нормы и правила, а также ответственность за их нарушение в области охраны природы. Syn.: природоохранное законодательство … Словарь по географии

    Экологическое право - (англ. ecological law) в РФ отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области рационального использования и охраны окружающей природной среды, в т.ч. природных ресурсов с целью сохранения природных… … Энциклопедия права

    -Экологическое право - 1) (в узком значении природоохранительное право) система правовых норм и правовых институтов, образующих комплексную отрасль права, предметом которой являются общественные отношения только по охране окружающей природной среды природоохранительные … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Экологическое право - – право окружающей среды; особенно тесно связано с экологией (в переводе с греческого: дом и наука, т.е. с наукой о местообитании). По определению французского ученого Р. Дажо, «экология – это наука, изучающая условия существования живых… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    Комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в области охраны и рационального использования природных ресурсов в… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Экологическое право , А. Ю. Пуряева , Учебник «Экологическое право» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Детально… Категория: Юриспруденция, право Издатель:



Top