Стенд по пожарной безопасности. Уголок противопожарной безопасности Какой должен быть уголок по пожарной безопасности

Для изготовления уголка по пожарной безопасности используются стенды из ПВХ с оптимальной толщиной в 3 мм. На пластиковую поверхность стенда наносится цветная печать либо пленка с готовым изображением, а иногда технически удобнее использовать кармашки из оргстекла (толщиной 1,5 мм) для изменения или дополнения информации.

Уголок, соответствующий нормам по пожарной безопасности, должен состоять из списка нормативно-правовых документов, инструктажей по правилам противопожарной безопасности, планов и схем эвакуации при пожаре, знаков эвакуации и пожарной безопасности, а также содержать общие требования, предъявляемые к пожарной безопасности в организации.

Что может содержать уголок по пожарной безопасности

Ниже представлен список документов, которые могут быть размещены на уголке по пожарной безопасности:

  • Плакаты по пожарной безопасности
  • план обучения работников основам пожарно-технических знаний;
  • права и обязанности организации относительно пожарной безопасности;
  • ответственность работников за нарушение норм пожарной безопасности и меры взысканий за ее нарушение;
  • Список инструктажей по правилам и нормам пожарной безопасности:
  • типы инструктажей по правилам и нормам пожарной безопасности;

Журнал регистрации проведения инструктажа по пожарной безопасности с датами проведения, подписями лиц, проводивших и прослушавших инструктаж, хранится у ответственного лица.

Уголок, составленный по всем требованиям пожарной безопасности, также должен информировать о специальных знаках, к которым относятся непосредственно знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки.

Не менее важным моментом является список документов, регламентирующих действия пожарно-технической комиссии:

  • непосредственно положение о пожарно-технических комиссиях;
  • образец приказа о создании и работе пожарно-технической комиссии;
  • акты проверки состояния объекта и причины возникновения пожаров (если такие случаи имели место на предприятии).

Также для уголка разрабатываются планы эвакуации при пожаре. Каждый сотрудник компании должен иметь возможность ознакомиться с ним в любое время без каких-либо помех и затруднений. На плане отражаются:

  • общие требования, предъявляемые к путям эвакуации при пожаре;
  • непосредственно сам план эвакуации;
  • список эвакуационных выходов.

Уголок по пожарной безопасности ну нужно путать с пожарным щитом, содержащим лопату, лом, топор, а также ведра конусной формы. Окрашивается такой щит в красный цвет.

На уголке могут быть размещены плакаты по тематике пожарной безопасности, правил эвакуации и т.д. На нем может располагаться инструкция по использованию огнетушителя, а также правила технического обслуживания и перезарядки огнетушителей.

Уголок пожарной безопасности – это один из способов информирования людей в учреждении или на производстве о возможностях пожарной безопасности. Здесь могут быть размещены, как текстовые, так и графические сведения: о профилактических мероприятиях, план выхода из здания при ЧС, особенности использования первичных средств пожаротушения, агитационные плакаты и другие профильные сообщения. Наличие уголков по пожарной безопасности в присутственных местах, где одновременно пребывают более 10 человек или работает в разное время штат сотрудников от 15 человек, регламентировано законодательством, в силу предотвращения возгораний и их последствий.


Поведение людей при возгорании напрямую зависит от степени их информированности. Поэтому пожарный уголок должен содержать максимально актуальную информацию. Она размещается на щите из жестких материалов 490х770 мм. Размеры допустимо изменять, важна читабельность всех элементов. Каждый информационный модуль должен иметь рамку, которая визуально выделяет его. Это могут быть:

  • законодательные акты или приказы МЧС;
  • меры профилактики;
  • картинки презентаций с подписями об использовании респираторов и других изделий защиты;
  • маршруты эвакуации;
  • оказание помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации;
  • полезные статьи с фото;
  • информация о средствах первичной защиты и их технических параметрах, например расходе огнетушащего вещества огнетушителя;
  • телефонные номера специальных служб и инспектора ГПС, за которым закреплен данный объект;
  • правила действий при обнаружении ЧС и прочие сообщения.

Важно! Перед тем, как оформить стенд по пожарной безопасности в организации, нужно подобрать место для его размещения. Это помещение должно быть максимально посещаемым. Это может быть стена у туалетной комнаты или у дверей лифта. Отдельно, за отсутствие противопожарного щита штраф не предусмотрен, но он может стать дополнением к общим претензиям комиссии.

Требования к противопожарным щитам

Регламент для стендов по пожарной безопасности установлен в ППБ 01.2014. Принципиальное внимание уделяется исполнению самого щита:

  • материал, из которого изготовляется стенд, не должен легко загораться или поддерживать огонь, в стандартном исполнении основа изготавливается из ПВХ, навесные элементы – из оргстекла, крепежи – из металла;
  • щит должен быть устойчив к повреждениям и иметь долгий срок службы;
  • на щите отсутствуют острые или выступающие элементы;
  • информация подается яркими цветами, целесообразно использовать корпоративный дизайн;
  • тексты пишутся простым и понятным языком, все сведения – читабельны и хорошо видимы;
  • целесообразно разместить на щите кармашек, куда можно устанавливать новые сообщения;
  • бумажные носители ламинируются или закрываются экраном.

На заметку! Обязательно придумайте название стенду по пожарной безопасности, привлекающее внимание, например: «Внимание, огонь!». Оформлять щит можно различными информационными материалами – теми, которые можно купить, или изготовленными самостоятельно по шаблону. Так же можно скачать изображения из интернета и распечатать их на принтере.


Стенд по ППБ в организациях и на производственных предприятиях

Уголок пожарной безопасности на предприятии может быть стационарным – с настенным расположением, или переносным – в напольном оформлении. Второй вариант удобен тем, что его можно использовать на занятиях ППБ. Желательно, чтобы оформление стенда соответствовала специфике сферы деятельности. Так, в библиотеке могут быть предусмотрены особенности горения бумажных изделий, на АЗС – воспламенение нефтепродуктов, на взрывоопасном предприятии – условия возникновения взрыва. Для всех объектов обязательно размещение информационных материалов с общей тематикой. В типовом варианте на щите располагаются такие материалы:

  • схема здания с маршрутами эвакуации по этажам, расположением выходов на улицу и противопожарного оборудования;
  • порядок действий при обнаружении чрезвычайного происшествия в здании или на территории;
  • телефонные номера всех служб помощи в экстренных ситуациях;
  • порядок выхода из здания;
  • действия ответственных сотрудников при ЧС;
  • инструкции по эксплуатации средств пожаротушения, включая огнетушители;
  • руководство по использованию изделий защиты, например, респираторов;
  • правила предоставления помощи пострадавшим в ЧС;
  • профилактические меры предотвращения возгораний.

Стенд по пожарной безопасности в детском саду

Статистические данные говорят о том, что показатели пожаров, причиной которым были детские игры достаточно высоки. Ребенок слабо осознает опасность при действиях со спичками и другими опасными предметами, им движет любопытство и желание узнать о мире еще что-то. Поэтому крайне важно уже в младенческом возрасте давать важную информацию о вероятных последствиях огнеопасных игр. Рядом с детьми не всегда находятся родители или воспитатели, в такие минуты все зависит от понимания происходящего малышами. Как показывает практика, стенд по дает ощутимые результаты. В ДОУ на щите следует поместить следующие материалы:

  • картинки об опасных действиях и последствиях, изображения могут сопровождаться простыми и короткими надписями;
  • плакаты, на которых рисунками рассказывается о действиях, которые предпринимаются при ЧС;
  • рассказы о работе пожарных;
  • телефонные номера служб экстренной помощи;
  • материалы для проведения игр, помогающих усваивать правила противопожарной безопасности.

Уголок должен быть ярким и привлекающим внимание малышей. Периодическое обращение воспитателей к тематике безопасности уже в детском возрасте сформируют у детей осторожное обращение с опасными предметами, позволят усвоить ребенку правила поведения при ЧС и другие аспекты. В игровой форме дети быстрее и проще получают информацию, поэтому крайне важно проводить викторины, разгадывать загадки, обыгрывать действия в различных помещениях (в лифте, дома на кухне, в транспорте, на балконе и прочее).

Знания, усвоенные в детстве, останутся с человеком на всю жизнь. Поэтому важно еще в ДОУ создать реальную картину мира и обеспечения личной и общественной безопасности в нем. Важно, чтобы каждый ребенок усвоил опасность игр с огнем, понял, что нельзя паниковать при возгорании, и заучил алгоритм поведения: покинуть помещение, сообщить взрослым, позвонить по телефону, следовать указаниям воспитателя.

Следует понимать! Информационные материалы для детей должны быть доступны их пониманию. Так, в ДОУ, начальных и старших классах сведения о ППБ имеют различное оформление. Чем младше дети, тем больше должно быть картинок, чем старше – текстовых сообщений. Для малышей в ДОУ на 1 стенде должно быть не более пяти изображений.


Пожарный стенд в школе

Дети школьного возраста могут воспринимать более сложную информацию. Поэтому стенд по может содержать самый разнообразный материал. Это могут прикладные сведения по использованию респиратора, правила использования огнетушителя, интересная информация, статистические сообщения и многое другое. Но в обязательном порядке в пожарном уголке размещают:

  • телефоны служб помощи в экстренных ситуациях;
  • главные причины возгораний;
  • правила поведения детей при ЧС;
  • информация о повреждения от огня и дыма: ожоги, отравления, паника;
  • правила использования электрических устройств;
  • маршруты эвакуации и правила выхода из здания;
  • что нужно делать, если невозможно выйти из здания.

Наиболее важный информационный материал должен визуально выделяться на стенде. Он подается яркими красками и крупным шрифтом. Размещать уголок нужно в тех местах, где чаще всего находятся дети вне занятий: рядом с гардеробом, в школьной столовой, в актовом зале или в коридорах. Целесообразно иметь стенды на каждом этаже школы. Важно регулярно обновлять оформление стендов, в противном случае дети перестанут обращать на них внимание.

Пожар опасное явление, которое связано не только с гибелью людей, но и с нанесением крупного материального ущерба. Внезапность возникновения возгорания вызывает панику, растерянность и ошибочные действия, что зачастую приводит к трагическим последствиям.

Подробнее о том, что такое пожар читайте в энциклопедии:

Исправить эту ситуацию может только формирование на подсознательном уровне человека готовности к любой чрезвычайной ситуации. Для этого используются регулярные , вводятся уроки безопасности в учебных заведениях, проводятся противопожарные рейды.

Одним из самых эффективных и доступных способов по информированию граждан является оформление противопожарного стенда. Они присутствуют во всех местах большого скопления людей, ненавязчиво оповещая граждан с тем, как нужно себя вести при возникновении пожара.

Информационным стендом по пожарной безопасности должны быть оснащены:

Какими могут быть стенды, как правильно их оформить, где разместить, и есть ли к ним какие-то требования – рассмотрим более детально в этой статье.

Оформление

Под противопожарным стендом понимается специальная конструкция, на которой размещены текстовые, графические или фотоматериалы о пожарной безопасности. Стандартный размер − 490 × 770 мм, может изменяться в зависимости от объема материала.

Оформление различно: графики, брошюры, яркие иллюстрации, плакаты. Однако вся информация должна иметь отношение к пожарной безопасности, и не противоречить действующим на данный момент законодательным актам РФ и предписаниям МЧС России. Все важные данные должны быть написаны крупно и разборчиво.

О чем можно сообщать на стенде, и какая информация будет не лишней?

На предприятии

  • схема здания и указание расположения аварийных выходов;
  • способы эвакуации в случаи ЧС;
  • телефоны служб чрезвычайного реагирования;
  • при извещении о возникновении пожара;
  • правила пользования самоспасателями;
  • описание огнетушителей: какие типы бывают, особенности их работы, и как правильно ими пользоваться;
  • рекомендации об оказании первичной помощи пострадавшим;
  • схема расположения средств пожаротушения;
  • профилактические мероприятия по предупреждения огнеопасной ситуации.

Стенд пожарной безопасности на предприятиях, которые отличаются повышенным уровнем пожарной опасности, может содержать информацию об особенностях производства, дополнительных мерах безопасности (автоматические установки по ликвидации возгорания, оповещатели, вспомогательное оборудование). Кроме того, в дополнительных ячейках располагаются брошюры для самостоятельного изучения.

На сегодняшний день существуют 2 вида информационных стендов. Это напольные и настенные. По желанию, они могут быть стационарными или мобильными (передвижными).

В детском саду (ДОУ)

У детей представление об опасности размыто. Именно поэтому они так любят лазить по деревьям, экспериментировать с огнем и создавать самодельные бомбочки.

Поэтому крайне важно с малых лет информировать ребенка о том, какие возможны ситуации, угрожающие жизни и здоровью. Следует сообщать о трагических последствиях баловства с огнем, как действовать в условиях опасности, кому звонить, и как обезопасить себя до получения помощи.

На практике эти вопросы хорошо решаются с помощью установки стенда пожарной безопасности в детском саду. Яркие картинки с изображением таких же ребят привлекают внимание малышей. Взрослые должны постоянно обращать внимание детей к стенду, объяснять, что там нарисовано, отвечать на вопросы.

Такой информационный противопожарный уголок помогает:

  • в игровой форме формировать нормы безопасного поведения;
  • не паниковать в случае возгорания;
  • усваивать алгоритм действий по защите себя в условиях опасной ситуации.

В школе

Может включать интересные факты, таблицы, статистику. Для школьников можно давать более объемную информацию. Места с важным текстом следует выделять ярким цветом или обрамлять в рамку.

На таком стенде должна быть информация следующего содержания:

  • список основных причин возникновения бытового пожара;
  • телефон пожарной службы;
  • правила поведения во время возгорания;
  • причины гибели людей при пожаре (паника, отравление дымом или продуктами горения) и как этого избежать;
  • меры безопасности при эксплуатации электроприборов (плиты, духовки, обогреватели);
  • что делать, если невозможно выбраться из горящего здания;
  • план с указанием путей эвакуации и аварийных выходов.

Стенд «пожарная безопасность» в школе обычно располагают возле столовой, актового зала или около раздевалки. Именно здесь с ними может ознакомиться большая часть учащихся.

В некоторых учебных заведениях создают уголки безопасности в кабинетах по ОБЖ. В младших классах лучше всего поместить настенный стенд в учебной комнате возле доски. В таком случае эта информация будет постоянно перед глазами, и школьник зрительно будет ее запоминать. Кроме того, при необходимости ее можно перевешать или использовать на уроках по безопасному поведению.

Требования

При изготовлении конструкции для стенда следует учитывать некоторые требования и нормы, которые также связаны с профилактикой возгораний.

  1. Материал должен обладать повышенной жаростойкостью. Стенды обычно изготавливаются из специального пластика и оснащаются прочными крепежными элементами. В некоторых случаях допустимо использование винила или стекла.
  2. Для привлечения внимания используются яркие цвета. Но разрешается создавать стенды в соответствии с общим дизайном организации, но при этом важные сообщения необходимо выделять: выделением, другим цветом шрифта или рамкой.
  3. Текст необходимо писать так, чтобы даже человек со слабым зрением мог разобрать и понять смысл сообщения. Не следует использовать специальные термины или слишком длинные предложения. Все должно просто, доступно и легко читаться.
  4. Приветствуются специальные ячейки (кармашки), в которых будет раздаточный материал с основной, самой важной информацией.
  5. Материал должен иметь долгий срок эксплуатации, быть стойким к влажности.
  6. Отсутствие острых углов, что исключает риск травматизма при эвакуации.
  7. Информацию следует защитить экраном или пленкой, чтобы она не выцветала и не становилась блеклой со временем.

Стенд пожарной безопасности на предприятии может находиться у входа/выхода, местах отдыха, столовых, на 1 этаже или фойе здания. Дополнительные небольшие стенды или плакаты с информацией о пожарной безопасности можно установить в курительных комнатах.

При выборе места следует учитывать пути эвакуации. Конструкция не должна препятствовать или загромождать аварийные выходы в ситуации пожара. Место всегда должно быть хорошо освещено, и находиться в проходных местах.

Эти стенды могут использоваться при проведении инструктажей или учебных тревог. Помимо такой конструкции в здании с большим количеством людей необходимы наклейки со стрелками, которые показывают направление к ближайшему выходу.

Информационные стенды играют важную роль в формировании у граждан ответственного отношения к своей жизни. Они дают необходимую информацию, которая в случае пожара позволит людям правильно скоординировать свои действия и избежать трагедии.

Познавательное видео

в группах дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. . А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Поэтому главной задачей является обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях, стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Все полученные знания и навыки дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

В Республике Беларусь руководящими работниками и специалистами дошкольного образования уделяется пристальное внимание созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, активизирована образовательная работа с детьми в данном направлении. На совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста направлено межведомственное взаимодействие Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь. В 2012 году был утвержден «Комплекс мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников», который определил мероприятия, обеспечивающие в результате их реализации создание условий безопасной жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, степень межведомственного взаимодействия по их реализации. Согласно вышеуказанному нормативному правовому документу (п. 12) в учреждениях дошкольного образования активизирована работа по созданию в группах предметной развивающей среды, способствующей формированию у воспитанников практических умений безопасной жизнедеятельности. Активизация работы педагогов учреждений дошкольного образования в данном направлении также обусловлена реализацией учебной программы дошкольного образования, которая определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир». В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями создаются в группах уголки пожарной безопасности, комнаты по ОБЖ, разрабатываются методические и дидактические материалы.

Результаты первого областного смотра-конкурса «Безопасное детство», прошедшего в 2012 году, показали, что педагогами Минской области ведется существенная работа по обучению воспитанников основам безопасности. В учреждениях дошкольного образования имеется богатый наглядно-демонстрационный и игровой материал, как фабричного производства, так и сделанного своими руками. Воспитателями проводятся тематические занятия и беседы с детьми. Организуются экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть, демонстрация видеофильмов, мультфильмов по ОБЖ, чтение тематических художественных произведений, стихов. Проводятся конкурсы, спортивные развлечения и праздники. Широко используются в целях обучения и закрепления полученных знаний разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. В группах оформлены уголки пожарной безопасности. Однако в ходе смотра-конкурса «Безопасное детство» было выявлено перенасыщение данных игровых уголков игрушками и игровыми атрибутами, несоответствие игрового оборудования возрасту воспитанников. Данный факт определил необходимость разработки методических рекомендаций по оснащению «Уголков пожарной безопасности» в группах дошкольного возраста.

Уголок пожарной безопасности - специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка пожарной безопасности:

Педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

Психическая и физическая безопасность игровых материалов;

Оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);

Учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

Целесообразность и удобство размещения;

Эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка .

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель - огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей (в частности сюжетно-ролевой игры «Спасатели») .

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом «Рукотворный мир», по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства .

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты из фондов своих микрокабинетов.

Оптимальность насыщения игровой среды, динамика в содержании игрового материала обеспечивают возможность для развития новых сюжетных линий в игре дошкольника.

Перечень игрушек и игрового оборудования

для оснащения уголков пожарной безопасности в группах

Наименование игрушек и игрового оборудования

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Примечание

Кукла в форме спасателя

при подборе следует учитывать размеры игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Игрушечный аварийно-спасательный автомобиль

при подборе следует учитывать размеры куклы

Макет дома

при выборе размеров дома следует учитывать размеры куклы и игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Тематические сюжетные картинки

2-3 шт. в каждой серии

«Пожар»;

«Правила пожарной безопасности»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар;

«Правила пожарной безопасности»;

«Правила пользования бытовыми приборами»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар»; «Правила пожарной безопасности»; «Правила пользования электрическими бытовыми приборами»; «Правила пользования газовыми бытовыми приборами»; наборы сюжетных картин, отражающих историю развития пожарной службы

одновременно в уголке размещаются

2-3 картинки, сменяемость 1 раз в 2 недели; формат бумаги А-4, А-3

Предметные картинки

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; аварийно-спасательной машины; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор и др.); предметные картинки, отражающие изменения, произошедшие в условиях исторического развития формы спасателя, аварийно-спасательной техники, первичных средств пожаротушения

формат бумаги А-4, А-5; ½ А-5

Печатная продукция

плакаты, буклеты

плакаты, буклеты, фотоальбомы

сюжет плакатов должен быть доступен для восприятия детей в соответствии с возрастными особенностями

Настольно-дидактические игры

плоскостные разрезные картинки (из 3-4 частей), лото, пазлы, кубики

6-8 шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

8 и более шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

к разрезным деталям должно прилагаться целостное изображение предмета или сюжета, инструкция, содержащая название игры, игровые задачи, перечень оборудования, ход игры, указания относительно возраста детей, для которых предназначена игра. При изготовлении настольно-дидактических игр по принципу лото не следует перегружать игровое поле большим количеством картинок. Изображения должны быть четко прорисованы, иметь одинаковый размер, стиль изображения

Фланелеграф (магнитная доска), набор плоскостных фигурок для моделирования пожароопасной ситуации

При размещении в уголке следует обеспечить безопасные условия для самостоятельной игровой деятельности воспитанников, предусмотреть возможность для свободного доступа детей

Игрушечный телефон

с номерами

101, 102, 103 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции в форме; транспортного средства для их передвижения

с номерами

101, 102, 103, 104 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции и др. в форме; транспортного средства для их передвижения

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

игровые атрибуты : форма сотрудника МЧС (для 2 детей); игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители); игрушечный телефон; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.)

игровые атрибуты: форма сотрудника МЧС (для 3-4 детей), игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители), игрушечный телефон, игрушечный пожарный щит с первичными средствами пожаротушения, чемодан с атрибутами для оказания сотрудниками МЧС первой медицинской помощи; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.); пульт управления МЧС (игрушечный компьютер, карта города, рация)

Макет «Служба МЧС» для организации режиссерской игры: состоит из основания прямоугольной формы с нанесенной разметкой дорог

Рекомендуемые размеры: ширина - 50 см, длина - 100 см. Данные размеры делают макет мобильным, позволяют детям самостоятельно переносить его, обеспечивают доступность одновременной игры 2-6 детей. В наличии должны быть макеты жилых зданий, здания службы МЧС, фигурки спасателей, аварийно-спасательная техника (машина, вертолет, городской транспорт и др.), при подборе (изготовлении) которых следует предусмотреть их соразмерность по отношению друг к другу

Подборка тематических детских работ: рисунки, аппликации, поделки и др.

Безопасность детей - это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред, в окружающем мире очень много. Поэтому надо не только усиленно оберегать и защищать ребёнка, но и учить его безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и вне его. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат. Так как несмотря на сложность организации современного общества, детский травматизм - это чрезвычайная ситуация, ответственность за которую несут все виновные.

Обучение безопасности в детском саду

Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во внешнем мире - важнейшая задача для родителей и для воспитателей детских учреждений. Учить детей безопасному поведению необходимо с самых первых шагов жизни. Существует большое количество ситуаций, когда ребёнок может получить травму дома, на прогулке, во время игры, при поездке в транспорте. Главная задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением малышей, но и привить им понятие собственной безопасности . Организация в детском саду уголка по безопасному поведению предназначена для решения этой задачи. Используя стенды, макеты, игрушки, дидактические игры, воспитатели обучают дошкольников правилам поведения в наиболее вероятных жизненных ситуациях. Представляемые материалы на стендах, адресуются и родителям, так как значительную часть времени ребёнок находится с ними, а молодые родители не всегда могут правильно создать безопасную обстановку дома.

Таблица: изучение правил ОБЖ в разных возрастных группах детского сада

Возрастная группа Поведение в быту На прогулке в парке На улице
Первая младшая
  • Учить, какие опасные ситуации могут быть во время игр, особенно при использовании песка, земли, воды, острых сучьев и других аналогичных предметов.
  • Объяснять, что пить воду из-под водопроводного крана нельзя.
  • Не приближаться к бродячим животным, не трогать их.
  • Не срывать листья, цветы. Не есть их.
  • Знакомство с разнообразным транспортом.
  • Формировать знания об основных цветах светофора.
Вторая младшая
  • Объяснять, какую опасность представляют мелкие и острые предметы.
  • Развивать навыки безопасного проведения игр.
  • Учить детей тому, где и как они могут найти помощь в сложных обстоятельствах.
  • Рассказывать о действиях, создающих опасность для здоровья: закрывание двери, спуск по ступенькам, выход из транспорта.
  • Опасные предметы дома: утюг, чайник, розетки, электроприборы.
Изучение правил поведения в природе:
  • Не засорять природу.
  • Не рвать растения и не ломать ветки.
  • Не прикасаться к бродячим животным.
  • Закрепления знаний о видах транспорта.
  • Отработать навыки по использовании регулируемого пешеходного перехода.
  • Объяснять разделение улицы на пешеходную и проезжую части.
  • Рассказывать о правилах поведения при использовании общественного транспорта.
Средняя
  • Разъяснять, какие опасные ситуации возможны во время игры.
  • Для чего используются бытовая техника и правила обращения с ней.
  • Закрепление умений использовать острые и режущие предметы в быту.
  • Рассказывать, как себя вести с незнакомыми людьми.
  • Беседовать с детьми о пожарах и причинах возгораний, о работе пожарных, правилах безопасности при использовании огня.
  • Рассказывать, что называется «природными явлениями» и какие из них опасны.
  • Разъяснение, какие растения и плоды называются съедобными, а какие нет. Что такое «лекарственное растение».
  • Дать представление об опасных и ядовитых представителях флоры и фауны.
  • Учить ориентироваться в закрытом помещении, на закреплённой территории детского учреждения.
  • Повышать объём знаний об организации дорожного движения. Дети должны знать названия основных составляющих городских улиц: подземный переход, тротуар и так далее.
  • Закреплять умение пользоваться пешеходными переходами.
  • Формировать представление о работе полицейских, о транспортных средствах для чрезвычайных ситуаций.
  • Закрепление навыков поведения в общественном транспорте и на улице.
Старшая
  • Беседовать о правила безопасности при езде на велосипеде, купании, катании на коньках и санках.
  • Повышать знания о безопасном поведении в быту.
  • Углублять знания о правилах поведения во время пожара.
  • Рассказывать о службе спасение МЧС. Как она вызывается по телефону.
  • Объяснить необходимость знания назвать основные данные о себе: полное имя и адрес проживания.
  • Формировать понятие «экологическая культура».
  • Объяснять, что нужно делать при укусе ядовитого животного.
  • Чем опасны природные явления. Как себя вести во время грозы.
  • Формирования умения переходить улицу, знать дорожные знаки для пешеходов.
Подготовительная
  • Закрепления правил безопасного поведения во время игр в разное время года.
  • Закрепления знаний о безопасном обращении с бытовыми приборами.
  • Формировать умения обращаться за помощью к взрослым и в службу МЧС.
  • Закреплять умение называть сведения о себе в случае необходимости.
  • Подвести детей к понятию собственной безопасности.
Продолжение работы по темам старшей группы.
Рассказывать о необходимости бережного и внимательного отношения к природе, дать представление о деятельности государства, направленной на сохранение окружающей среды.
  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы.
  • Расширить знания о знаках дорожного движения.
  • Дать представление о работе ГИБДД.
  • Подвести детей к необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • По схеме местности учить детей находить дорогу от детского сада к дому.

Оформление уголка безопасности

Значение уголка безопасности в воспитательной деятельности педагогов достаточно велико. Но, чтобы успешно и качественно выполнять обучение детей основам безопасности, необходимо иметь интересный и разнообразный материал по этому направлению работы. Уголок ОБЖ может содержать:

  • Стенды с информацией для родителей о возможных травматических ситуациях.
  • Аналитические справки по чрезвычайным происшествиям с детьми.
  • Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей и взрослых.
  • Дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками.
  • Макеты пожарной техники, скорой помощи, пожарного щита - для лучшего ознакомления детей со службами по чрезвычайным ситуациям.
  • Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель, телефоны службы спасения.
  • Игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения.
  • Напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД.

Как часть предметно-развивающей среды детского сада, уголок безопасности должен соответствовать требованиям: эстетичное и привлекательное для детей и родителей оформление, функциональность и вариативность, периодическое обновление наполнения для поддержания интереса к материалу.

Материал для распечатывания по уголку безопасности можно найти на сайтах :

  • В статье представлен материал для размещения на стенде по всем направлениям работы.
  • Статья «Безопасность жизнедеятельности детей» содержит много иллюстраций и стихов для уголка безопасности.
  • Вероника Парфёнова в своей работе «Уголок безопасности в младшей группе» рассказывает, как она оформила такой уголок. Есть много фотографий.

Паспорт уголка безопасности в детском саду

Входит в паспорт группы. При его оформлении указываются цели и задачи его создания и перечисляются материалы, входящие в состав этого уголка. К ним относятся:

  • Крупногабаритные макеты и игрушки: светофоры, ростовые куклы, дорожные знаки, макеты городских улиц, разметка пешеходного перехода, пожарный щит и макеты огнетушителей.
  • Экипировка детей.
  • Плакаты и методический материал.
  • Стенды по пожарной безопасности, ПДД и другие.
  • Игрушки, дидактические игры, книги и другое оборудование, имеющееся в наличии.

Оформление паспорта уголка

Пример оформления паспорта уголка взят из статьи «Паспорт подготовительной/средней группы» детского сада «Морошка».

Примеры оформления уголка безопасности

Название уголка безопасности говорит о его назначении. Оно может быть таким:

  • Школа безопасности.
  • Дорожная азбука.
  • Юные спасатели.
  • Островок безопасности.
  • Безопасный детский сад.
  • Расту счастливым.
  • Безопасность каждый день.
  • Формула безопасности.

Как уже было сказано, обучение безопасному поведению детей имеет три составляющие: безопасность в быту, знание и применение правил дорожного движения, безопасное поведение на природе и во время игр. В соответствии с этими направлениями оформляются и стенды уголка.

Фотогалерея: оформление стенда по знанию ПДД

Стенд по ПДД для старших групп Уголок содержит много тескстового материала Уголок содержит макеты зданий и проезжей части Дидактическая игра по ПДД

При изучении безопасности в быту, особенно важна тема пожарной безопасности .

Фотогалерея: оформление стенда по пожарной безопасности

Юный спасатель рассказывает о правилах безопасности Игрушечный пожарный щит со всеми атрибутами Яркое пособие для детей младшей и средней группы Макеты пожарной техники

Имеется большое количество плакатов, в красочной форме напоминающих детям о правилах безопасного поведения. Их можно использовать в оформлении уголка, не забывая о периодическом обновлении.

Подробнее узнать об организации занятий по пожарной безопасности в детском саду можно из нашей статьи - .

Фотогалерея: плакаты по безопасному поведению

Плакат для дошкольников по поведению на природе Правила поведения для малышей в быту Правила поведения во время игр, в быту, с незнакомыми людьми Безопасное поведение дома и на улице

Можно использовать готовые стенды с кармашками для обновления информации.

Фотогалерея: варианты готовых стендов для уголка безопасности

Представлены все направления работы Компактный стенд оригинальной формы Небольшой стенд, содержащий элементы обучения ОБЖ Форма такого стенда будет привлекать внимание

Работа в уголке безопасности детского сада

Организация работы по теме безопасности имеет разные формы:

  • Наглядные: использование плакатов, готовых стендов, иллюстраций, предупреждающих об опасности.
  • Организации дидактических игр (варианты возможных игр можно увидеть в статье Елены Кекиной).
  • Проведение сюжетно-ролевых игр и моделирование опасных ситуаций в игровом уголке.
  • Практические задания, направленные на изучение правил безопасного поведения. (Например: изготовление аппликации «Чайник», раскрашивание картинки «Электроплита» и так далее).
  • Беседы с детьми и обсуждение рассказов и сказок (сказки про Стобеда, Рассказы Елены Ильиной), чтение стихов о безопасности .
  • Работа с родителями: подбор литературы для родителей по обучению детей основам ОБЖ, индивидуальные беседы и проведение родительских собраний (В статье Светланы Гульковой представлен подробный конспект родительского собрания, содержащий не только лекционную часть, но и практическое занятие с родителями).
  • Проведение занятий по теме безопасности.

Занятия по теме ОБЖ предназначены упорядочить и закрепить знания детей.

Например, занятие в средней группе «Правила безопасного поведения в детском саду » Валентины Дроздовой ставит своей целью закрепления навыков внимательного и аккуратного поведения при нахождении в игровых комнатах.

Или урок «День безопасности» Натальи Чернышёвой для старшей группы направлен на закрепление знаний детей по безопасному поведению дома и на улице. Занятие проводится в виде виртуальной экскурсии на школьном автобусе. Воспитатель вместе с детьми обсуждает различные жизненные ситуации, которые могут привести к трагическим последствиям.

Ниже представлен план-конспект занятия в старшей группе по пожарной безопасности. Хорошо подобранный интересный материал по теме урока. Дети с удовольствием будут отвечать на вопросы и принимать участие в выполнении заданий.

Таблица: пример конспекта занятия по теме «Пожарная безопасность», подготовленного воспитателем Хрявиной Юлией

Конспект



Top