Утверждены «Основные государственные законы Российской империи. Издание «Основных государственных законов Российской империи Основные законы российской империи 1906 г

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

  • 1. Государство Российское едино и нераздельно.
  • 2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.
  • 3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая.

О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

  • 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает.
  • 5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.
  • 6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского: но Супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с Супругами Государей, кроме титула.
  • 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единениии с Государственным Советом и Государственною Думою.
  • 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.
  • 9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
  • 10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.
  • 11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, Указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.
  • 12. Государь Император есть Верховный Руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства.
  • 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.
  • 14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Государем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.
  • 15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.
  • 16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение ее внешнего вида.
  • 17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
  • 18. Государь Император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями Государственной службы.
  • 19. Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также право состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.
  • 20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему Императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.
  • 21. Государю Императору, как Главе Императорского Дома, принадлежат, согласно учреждению о Императорской Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются так же устройство состоящих в ведении Министра Императорского Двора учреждений и установлений, равно как и порядок управления оными.
  • 22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение Именем Императорского Величества.
  • 23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождения их от суда и наказания, а также сложение в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.
  • 24. Постановления свода законов о порядке наследия Престола, о совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке, о вступлении на Престол и о присяге подданства, о священном короновании и миропомазании, о титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе и о вере сохраняют силу Законов Основных.
  • 25. Учреждение о Императорской Фамилии, сохраняя силу Законов Основных, может быть изменяемо и дополняемо только Лично Государем Императором в предуказываемом Им порядке, если изменения и дополнения сего Учреждения не касаются законов общих и не вызывают нового из казны расхода.
  • 26. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров либо Главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим Сенатом.

Глава вторая

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ.

  • 27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.
  • 28. Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности согласно постановлениям закона.
  • 29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.
  • 30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.
  • 31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.
  • 32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.
  • 33. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.
  • 34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы Государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.
  • 35. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.
  • 36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.
  • 37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.
  • 38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом.
  • 39. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободой определяются законом.
  • 40. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.
  • 41. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, переделены особыми законами.

Подписал: Председатель Государственного Совета, граф Сольский.

Основные Законы Российской Империи подтверждали создание Государственной Думы, реорганизацию Государственного Совета, образование специального, правительственного органа в России - Совета министров. Но они принимались в условиях спада революции и царское правительство, формулируя основы государственного строя России, отступило от некоторых своих обещаний, данных в Манифесте от 17 октября 1905 года.

Из Основных Законов была устранена характеристика власти императора как власти «неограниченной». Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось (статья 4: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть» «Хрестоматия по истории государства и права России», составитель профессор Ю.П. Титов, стр. 281, Москва, издательство «Проспект», 2004 год.).

В основном, по-прежнему, формулировались прерогативы власти монарха: власть управления во всём её объёме принадлежала императору (статья 10); он назначал и увольнял председателя Совета министров, министров и других высших должностных лиц (статья 17); объявлял местности на военном или исключительном положении (статья 15); объявлял войну и заключал мир, а равно договоры с иностранными государствами (статья 13); был верховным руководителем всех внешних сношений России с иностранными государствами (статья 12); верховным главнокомандующим (статья 14) и т.п. Но, согласно статьи 7 «Государь Император осуществлял законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой» «Хрестоматия по истории государства и права России», составитель профессор Ю.П. Титов, стр. 281, Москва, издательство «Проспект», 2004 год;.

Вместе с тем, императору принадлежал почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Законы могли подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе (статья 8).

Но при этом законопроекты, не принятые Советом или Думой, признавались отклонёнными (статья 111 Свода ОГЗ).

Весьма важное положение было сформулировано в статье 86: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора» «Хрестоматия по истории государства и права России», составитель профессор Ю.П. Титов, стр. 282, Москва, издательство «Проспект», 2004 год..

Государственный Совет и Государственная Дума сохраняли право законодательной инициативы (по всем вопросам, кроме положений Основных Законов) и право запроса. Дума также имела право обсуждения и утверждения бюджета с существенными ограничениями, введёнными специальным царским Указом от 8 марта 1906 года: Дума не имела права уменьшать или изменять его расходную часть по ведомствам военному и военно-морского флота, по расходам на внешние займы, по ведомствам императорского двора, по некоторым статьям, относившимся к министерству внутренних дел, и многое другое. Почти 2/3 бюджета фактически были изъяты из компетенции Думы. Дума заслушивала отчёт государственного контроля по исполнению бюджета; о постройке государственных железных дорог; об учреждении акционерных компаний, если при этом требовалось изъятие из общего законодательства.

Статья 87 Основных Государственных Законов ограничивала законодательные права Государственной Думы, предоставив императору, право в период прекращения её заседаний, а продолжительность заседаний Думы и сроки перерывов определялись императором, издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. Эти указы должны были вноситься на обсуждение в Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы. Они не могли вносить изменения ни в Основные законы, ни в Положение о Думе и Государственном Совете, ни в постановления о выборах в Государственный Совет или в Думу.

Царское правительство широко использовало статью 87 для принятия наиболее реакционных указов. Примерами могут служить Указ от 19 августа 1906 года о военно-полевых судах, указы об увеличении штатов полиции, об изменении аграрного законодательства.

К примеру, в период между разгоном I Думы и созывом II Думы (с 8-го июля 1906 года по 20-е февраля 1907 года) было издано 60 указов «История государства и права России», учебник под редакцией профессора Ю.П. Титова, Москва, 2003 год..

Основные Законы несли характер конституционного акта формально.

При этом следует отметить, что в исторической и историко - правовой литературе нет единого мнения о значении указанных изменений в государственном строе России.

«Одни авторы полагают, что происшедшие изменения не затронули неограниченной власти императора, не признают за Основными Законами 1906 года акта конституционного значения. Другие считают, что формально Основные Законы можно признать конституционным актом, но с оговоркой, что они были призваны лжеконституционными формами маскировать неограниченную монархию с целью распространения конституционных парламентских иллюзий. Как представляется, государственный строй России в результате первой русской революции претерпел существенные изменения» «История государства и права России», учебник под редакцией профессора Ю.П. Титова, стр. 231, Москва, издательство «Проспект», 2003 год..

В некоторых вопросах государственной жизни неограниченность прав царя исчезла. Фактически после опубликования Основных Государственных Законов в 1906 году царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом. Хотя назвать Основные Законы 1906 года конституцией в полной мере невозможно, в то же время нельзя отрицать и тот факт, что определённые, очень узкие, конституционные ограничения самодержавной власти монарха были установлены.

К конституционным признакам Основных Государственных Законов 1906 года, по мнению автора, можно отнести следующие:

  • - чёткое распределение полномочий Императора, Совета министров, Государственного Совета и Государственной Думы;
  • - подробное прописание порядка принятия законов;
  • - русский язык стал главным при общении на всей территории Российской Империи.

Но в тоже время судебная власть ещё не до конца отделялась от исполнительной и законодательной (ст. 22, 23)

«Хрестоматия по истории государства и права России», составитель профессор Ю.П. Титов, стр. 282, Москва, издательство «Проспект», 2004 год., император по-прежнему являлся главой исполнительной власти (ст.10) «Хрестоматия по истории государства и права России», составитель профессор Ю.П. Титов, стр. 281, Москва, издательство «Проспект», 2004 год..

И все же, по мнению автора, Законы от 23 апреля 1906 года по большому счету не колебали царской власти, которая по-прежнему объявлялась носителем верховной самодержавной власти (ст.ст. 4-22 Свода Основных Государственных Законов). Несмотря на то, что законодательную власть он осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной Думой, только император имел право законодательной инициативы в отношении пересмотра «Основных законов Российской Империи», за ним оставалось право их утверждать, он мог издавать законы и без Государственной Думы (в перерывах между ее заседаниями Совет министров мог представить проекты законов непосредственно императору).

3. III Дума - последствие т.н. «третьеиюньского государственного переворота»

I и II Государственные Думы не оправдали надежд самодержавия, и, недолго просуществовав, были распущены царём.

Вслед за указом о роспуске II Думы последовал указ императора об утверждении нового Положения о выборах в Государственную Думу (3-го июня 1907 года).

Издание нового избирательного закона было грубым нарушением манифеста от 17 октября 1905 года и Основных Государственных Законов от 23 апреля 1906 года (статья 87), согласно которым царь не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. В истории эти события получили название «третьеиюньский государственный переворот».

Указанный акт внёс существенные изменения в избирательное право подданных Российской Империи. Механизм выборов был таков, что в результате их проведения усиливалось неравенство между представительством имущих и неимущих слоёв населения: один голос помещика равнялся 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Всего активным избирательным правом пользовалось лишь 15% населения Российской империи.

В 28 из 50 губерний европейской части России помещики обладали в избирательных собраниях абсолютным большинством голосов и могли провести своих депутатов в Думу. В остальных 22 губерниях для этого потребовалась помощь представителей крупной буржуазии. На тех территориях (Средняя Азия, Закавказье, Польша), где, по мнению Николая II, население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Думу были временно приостановлены, либо существенно (на две трети) сокращено количество мандатов. Таким образом, Государственная Дума окончательно утратила характер представительного органа власти.

Государственная Дума теперь насчитывала 442 депутата. Уменьшение было вызвано главным образом тем, что сократилось представительство от национальных окраин.

Кроме того, закон от 3 июня 1907 года давал министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и делить избирательные собрания на всех стадиях выборов на отделения, получившие право самостоятельного избрания выборщиков по самым произвольным признакам: имущественному, классовому, национальному. Это давало возможность правительству проводить в Думу только угодных ему депутатов.

Основные государственные законы Российской Империи (далее - ОГЗ) были утверждены Императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Они состояли из 124 статей и одиннадцати глав. Первые три статьи не входили ни в одну из глав. Статья 1 ОГЗ устанавливала форму государственного устройства и провозглашала государство Российское единым и неделимым, т.е. унитарным. В ст. 2 ОГЗ была установлена автономия для Великого Княжества Финляндского, которое "...составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства". Ст. 3 ОГЗ устанавливала статус русского языка, который объявлялся общегосударственным и обязательным в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. В этих же, установлениях предусматривалась возможность употребления местных языков и наречий, но на основании особых законов.

Глава 1 ОГЗ "О существе верховной самодержавной власти" включала двадцать одну статью (с 4 по 24). Такая власть вручалась Императору Всероссийскому (ст.4 ОГЗ). Особа его объявлялась священной и неприкосновенной (ст.5 ОГЗ). Самодержавная власть могла принадлежать в порядке престолонаследия и Императрице, однако супруг ее не почитался государем, но пользовался всеми почестями и преимуществами наряду с супругами государей, кроме титула (ст.6 ОГЗ).

В статьях 7-23 ОГЗ перечислялись прерогативы Императора:

Осуществление законодательной власти "в единении с Государственным Советом и Государственной Думой (ст. 7 ОГЗ);

Право законодательной инициативы (по терминологии ОГЗ - почина) (ст. 8 ОГЗ);

Утверждение законов (ст. 9 ОГЗ);

Вся полнота исполнительной власти (по терминологии ОГЗ - власти управления) (ст. 10 ОГЗ);

Издание в соответствии с законами и во исполнение их указов (ст. 11 ОГЗ);

Руководство внешней политикой (ст. 12 ОГЗ);

Вопросы войны и мира (ст. 13 ОГЗ);

Функции главнокомандующего (по терминологии ОГЗ - вождя) вооруженными силами (ст. 14 ОГЗ);

Объявление военного или исключительного положения (ст. 15 ОГЗ);

Чеканка монеты (ст. 16 ОГЗ);

Назначение и увольнение председателя Советов министров, министров и других должностных лиц (ст. 17 ОГЗ);

Установление ограничений, вызываемых требованиями государственной службы (ст. 18);

Пожалование титулов, орденов, других государственных отличий, а также права состояния (ст.19 ОГЗ);

Издание указов и повелений в отношении собственного имущества и имущества, именуемого государевым (ст. 20 ОГЗ);

Распоряжение имуществом императорской фамилии, устройство императорского двора (ст. 21 ОГЗ);



Помилование осужденных (ст. 23 ОГЗ). Эта прерогатива вытекала из предыдущей ст. 22 ОГЗ о том, что судебная власть осуществляется от имени Императора.

Ст. 24 ОГЗ устанавливала институт контрассигнации указов и повелений Императора. Глава 2 ОГЗ устанавливала порядок престолонаследия (ст. 25-39 ОГЗ).

Глава 3 ОГЗ называлась "О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (ст. 40 - 49 ОГЗ). Под правительством в ОГЗ понимался гербе", глава 7 ОГЗ - " О вере".

Особое внимание следует обратить на главу 8 ОГЗ "О правах и обязанностях российских поданных" (ст. ст. 69 -83 ОГЗ). Среди обязанностей назывались всего лишь две: защита Престола и Отечества и всеобщая воинская повинность (ст. 70 ОГЗ) и обязанность уплачивать налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона (ст. 71 ОГЗ).

Статья 72 ОГЗ устанавливала, что никто не может подлежать преследованию за преступления иначе, чем в порядке определенном законом. В ст. 73 ОГЗ закреплялось правило о том, что никто не может быть задержан и заключен под стражу (по терминологии ОГЗ - задержан под стражей) иначе как в случаях, установленных законом. Ст. 75 ОГЗ запрещала обратную силу уголовного закона. Статья 75 ОГЗ закрепляла неприкосновенность жилища, а ст. 77 ОГЗ - неприкосновенность собственности. В ст. 77 ОГЗ, в частности было записано, что "принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение".

Ст. 78- 81 ОГЗ устанавливали права поданных Российской Империи, среди которых выделялись:

Право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства; ограничение в этих правах могли быть установлены только особыми законами (ст. 78 ОГЗ);

Право собраний "в целях, не противных законам, мирно и без оружия" (ст.79 ОГЗ);

Свобода мысли и печати (ст.80 ОГЗ);

Свобода вероисповедания (ст.81 ОГЗ).

Глава 9 "О законах" (статьи 84-97 ОГЗ) начиналась с указания на то, что Российская Империя управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке (ст.84 ОГЗ). Любой закон должен был быть одобрен Государственным Советом и Государственной Думой и утвержден Императором (ст.86 ОГЗ). Статья 87 ОГЗ в виде исключения предоставляла право издания актов, имеющих силу закона, Императору. Но это право было оговорено целым рядом условий принципиального характера. Издание законодательных актов Императором было временной мерой, возможной только:

а) в перерывах между сессиями (по терминологии ОГЗ - занятиями) Государственной Думы;

б) при чрезвычайных обстоятельствах;

в) только по представлению Совета министров.

Императором не могли быть внесены изменения в ОГЗ, в акты о Государственной Думе и о Государственного Совете и о выборах в них. Действие этих актов Императора прекращалось с принятием соответствующих законов.

Глава 10 ОГЗ "О Государственной Думе и Государственном совете и образе их действий" (ст. ст. 98-119 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов законодательной власти. Государственный Совет и Государственная Дума, по существу, являлись двумя палатами первого российского парламента. Верхняя палата - Государственный Совет - наполовину состояла из членов, назначаемых Императором и выборных лиц (ст. 100 ОГЗ). Порядок выборов в Государственный Совет устанавливалась отдельными законодательным актом "Учреждение Государственного Совета" от 23 апреля 1906 г. Выборы проводились по различным корпорациям: от духовенства Русской Православной Церкви; от губернских земских собраний; от дворянских обществ; от Императорской Академии наук и императорских российских университетов; от Совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ (ст. 12 "Учреждения Государственного Совета". Срок полномочий выборных членов Государственного совета был установлен в 10 лет с обновлением каждые 3 года (ст. 184 ОГЗ).

Государственная Дума образовалась из членов, избираемых населением Российской Империи на 5 лет. Порядок выборов членов Государственной Думы был установлен специальным "Положением о выборах в Государственную Думу". Выборы эти не были ни прямыми, ни всеобщими и неравными. Они установлены были в отдельности для губерний, городов С-Петербурга и Москвы, Варшавы, Киева, Лодзи, Одессы и Риги; отдельно - для русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, для православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и т.д.

Государственная Дума могла быть до истечения срока ее полномочий распущена указом Императора. Тем же указом должны были бы назначены новые выборы в Думу и время ее созыва (ст. 105 ОГЗ).

Государственный Совет и Государственная Дума пользовались равными правами в сфере законодательства. В соответствии со ст. 110 ОГЗ законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и, после одобрения ею, поступали в Государственный Совет. Законопроекты, рассмотренные Государственным Советом по своей инициативе, одобрялись им самим и поступали в Думу (ст. 110 ОГЗ). Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной Думой, признаются отклоненными (ст. 111 ОГЗ).

Глава 11 ОГЗ "О Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями" (ст. ст. 120-124 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов исполнительной власти. На Совет Министров возлагалось направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления. Министры и главноуправляющие имели право одновременно быть членами Государственного Совета и Государственной Думы (ст. 121 ОГЗ). Обязательные постановления, инструкции и распоряжения, издаваемые Советом Министров, министрами и главноуправляющими отдельными частями не должны были противоречить законам (ст.122 ОГЗ). Статья 123 ОГЗ предусматривала индивидуальную ответственность председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих за свои действия и распоряжения перед Императором, т.е. Совет Министров не был коллегиальным органом исполнительной власти и не являлся правительством.

Формой правления Российской Империи, по ОГЗ, была, таким образом, дуалистическая монархия, а формой государственного устройства - унитарное децентрализованное государство с автономными образованиями.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о истории конституциализма в России, какие были разработаны проекты до 20 века и после. Рассмотрели порядок принятия первой российской конституции ОГЗ, ее структуру, деятельность органов государственной власти и т.д.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание: 1 на самоподготовку: Изучить: конституционные проекты в России. Порядок принятия и структура Основных Государственных Законов Российской Империи. Институт контрасигнации указов и постановлений Императора. Вступление на престол и присяга подданства Императора.

23 апреля (6 мая) 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи». Пересмотр Основных законов был сделан «… в видах укрепления основ обновляемого государственного строя»: «Мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей Нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной».

Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений об общих началах государственного строя России - впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста о введении в действие «Свода законов Российской империи» провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г. , созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета .

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» - «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

Лит.: Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новосибирск. 2000; Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. С. 456; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm ; Владимирова Г. Е. Основные государственные законы Российской Империи 1832-1892 гг. в определении основ государственного строя в России. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2010; Яцкова А. П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. - первая российская конституция. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. С. 456 .

Конституция 1906 года - главный Закон Российской империи

На подлинных Собственною Его Императорского Величества рукою написано:
"БЫТЬ ПО СЕМУ".
В Царском Селе.
23 апреля 1906 года.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

1. Государство Российское едино и нераздельно.
2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.
3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая.
О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает.
5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.
6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского: но Супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с Супругами Государей, кроме титула.
7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.
8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.
9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.
11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, Указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.
12. Государь Император есть Верховный Руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства.
13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.
14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Государем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.
15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.
16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.
17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
18. Государь Император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями Государственной службы.
19. Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также право состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.
20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему Императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.
21. Государю Императору, как Главе Императорского Дома, принадлежат, согласно учреждению о Императорской Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются так же устройство состоящих в ведении Министра Императорского Двора учреждений и установлений, равно как и порядок управления оными.
22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение Именем Императорского Величества.
23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождения их от суда и наказания, а также сложение в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.
24. Постановления свода законов о порядке наследия Престола, о совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке, о вступлении на Престол и о присяге подданства, о священном короновании и миропомазании, о титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе и о вере сохраняют силу Законов Основных.
25. Учреждение о Императорской Фамилии, сохраняя силу Законов Основных, может быть изменяемо и дополняемо только Лично Государем Императором в предсказываемом Им порядке, если изменения и дополнения сего Учреждения не касаются законов общих и не вызывают нового из казны расхода.
26. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров либо Главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим Сенатом.

Глава вторая.
О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ.

27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, предопреляются законом.
28. Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности согласно постановлениям закона.
29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.
30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.
31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.
32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.
33. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.
34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы Государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.
35. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.
36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.
37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.
38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом.
39. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободой определяются законом.
40. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.
41. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами.

Подписал: Председатель Государственного Совета, граф Сольский.

=============================================================

ТАКОЙ БЫЛА ПЕРВАЯ ЦАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ - ДОВОЛЬНО ТАКИ ПРОСТАЯ И ПРИМИТИВНАЯ

ПОТОМУ И БЫЛА ОНА ОТВЕРГНУТА ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕМИ СЛОЯМИ ОБЩЕСТВА =

ДЛЯ ОДНИХ ОНА БЫЛА СЛАБАЯ - А ДРУГИЕ ЕЁ ВООБЩЕ НЕ ПОНЯЛИ - ТАК КАК ОНА ВООБЩЕ

ОСТАВЛЯЛА МНОГО ЗОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ВНЕ СВОЕГО ДЕЙСТВИЯ........




Top