Взаимодействие совета федерации и государственной. Взаимоотношения правительства рф и президента рф. Роль Государственной Думы и Правительства РФ в формировании законодательных основ государственной политики

1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы

2) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

3) в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерации проявляются в следующем:

1) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы

2) Правительство пользуется правом законодательной инициативы

3) Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении.

56. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:

1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ);

2) Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, которые утверждаются указом Президента (ч.1 ст. 112 Конституции РФ);

3) Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей (ст. 32 Закона о Правительстве);

4) по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ); 5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «6» ст. 83 Конституции РФ);

6) Президент принимает решение об отставке Правительства (ст. 117 Конституции РФ);

7) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

8) в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Взаимоотношения Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации:

1) Правительство по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон;

3) Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

4) Правительство РФ направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации;

5) Правительство РФ в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство РФ предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

57. Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом.

состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Кол-во замов пред-ля определ-ся указом през-та.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур президент назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом президента Российской Федерации на основании предложения председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).

ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

рабочий орган правительства, создаваемый по решению правительства или на основе закона о правительстве и работающий в более узком составе: председатель, его первые заместители и заместители, возможно также и некоторые ключевые министры. П. п. собирается чаще, чем правительство и решает вопросы более оперативного характера. По решению правительства или на основании закона о правительстве решения П. п. могут оформляться как акты самого правительства.

Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума.

Координационные органы при Правительстве РФ именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач. Совещательные органы при Правительстве именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. Формируются на представительной основе. В состав координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса. Решения координационных и совещательных органов оформляются протоколами заседаний.

58. Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент, РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит эту кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Думы выражается тайным или открытым голосованием, необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (кандидатуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу. На практике имело место согласие Думы и назначение премьер-министра с первого предложения Президента, было - с третьего (1998 г.), трехкратный отказ не имел места.

После получения согласия Думы Президент РФ назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту РФ. Назначения производит он, издавая указ о составе Правительства РФ.

Существуют различные основания прекращения полномочий Правительства, в том числе:

1) оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день вступления его в должность.

2) Правительство подает в отставку,

3) решение об отставке Правительства может принять Президент РФ по своей инициативе

4) оно может быть уволено в результате двойного вотума Недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования

5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе Председателя Правительства.

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед

вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении

Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

Президент вправе принять решение об отставке Правительства, в том числе и в

случаях выражения Государственной

Думой недоверия Правительству либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства

Российской Федерации.

Министерства и ведомства являются отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную компетенцию в определенных сферах государственного управления. Руководители правительственных ведомств утверждаются парламентом (вотум доверия) или назначаются президентом.

59. 1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют:

    федеральные органы исполнительной власти

    органы исполнительной власти субъектов Федерации

в пределах ведения Российской Федерации (1), а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (1, 2).

Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, указы Президента. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти: 1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ); 2) Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, которые утверждаются указом Президента (ч.1 ст. 112 Конституции РФ); 3) Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей (ст. 32 Закона о Правительстве); 4) по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ);

5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «6» ст. 83 Конституции РФ); 6) Президент принимает решение об отставке Правительства (ст. 117 Конституции РФ); 7) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

8) в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Взаимоотношения Правительства рф и Федерального Собрания Российской Федерации

Данный тип взаимоотношений проявляется в следующем:

1) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ); 2) Правительство пользуется правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);

3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);

4) Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ); 5) Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству. Председатель Правительства вправе по собственной инициативе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству (ст. 117 Конституции РФ); 6) члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий.

Более того, члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству с депутатским запросом (ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве).

Взаимодействие Федерального Собрания и Правительства РФ также обеспечивается с помощью полномочного представительства Правительства РФ в Федеральном Собрании.

Представительство является постоянно действующим органом, образованным с целью совершенствования законопроектной деятельности Правительства, обеспечения его взаимодействия с палатами Федерального Собрания, субъектами права законодательной инициативы, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектных работ.

Взаимоотношения Правительства рф и органов судебной власти.

Правительство РФ в пределах своих полномочий производит финансирование судов из федерального бюджета, обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия и исполнение судебных решений (ст. 42 Закона о Правительстве). В свою очередь, органы судебной власти осуществляют судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Взаимоотношения Правительства рф и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации:

1) Правительство по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон;

3) Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина; 4) Правительство РФ направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации;

5) Правительство РФ в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство РФ предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предмет

В Совете Федерации прошло ежегодное совещание Председателя Совета Федерации Сергея Миронова со статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти по вопросу об основных направлениях законодательной деятельности на среднесрочную перспективу и участия в ней органов государственной власти Российской Федерации.

Не терять набранные темпы законотворческой работы и «начать новую сессию с ясным представлением о стоящих перед нами задачах как минимум на среднесрочную перспективу» призвал Председатель Совета Федерации, открывая совещание со статс-секретарями. Сергей Миронов считает, что между Советом Федерации и Правительством РФ установился режим конструктивного взаимодействия на всех стадиях законодательного регулирования общественных отношений – от концептуального обсуждения будущих законов до анализа правоприменительной практики. При этом глава СФ отметил, что институт статс-секретарей федеральных органов исполнительной власти вносит полезный вклад в это сотрудничество.

По его словам, федеральные органы исполнительной власти активно участвуют в системе мониторинга правового пространства страны, созданной по инициативе Совета Федерации. Материалы органов законодательной и исполнительной власти, считает Сергей Миронов , позволяют объективно оценить качество действующих законов и эффективность их практического применения, своевременно выявлять объективные потребности в совершенствовании и развитии законодательства.

Анализируя работу Совета Федерации за последний год, Сергей Миронов сообщил, что создано 9 согласительных комиссий по законам, отклоненным палатой. По мнению спикера СФ, «поиск консенсуса в рамках согласительных комиссий служит на пользу нашему общему делу».

Обеспокоенность Совета Федерации, сообщил Сергей Миронов , вызывают законы, регулирующие квоты на отлов крабов, оборот этилового спирта, порядок наделения полномочиями следователей Следственного комитета при Прокуратуре России. «Они, хотя и были одобрены палатой, но несомненно нуждаются в постоянном мониторинге не только с нашей стороны, но и со стороны Правительства», - заметил он.

Глава Совета Федерации с сожалением заметил, что пока не удалось наладить проведение общественной экспертизы законопроектов через структуры Общественной палаты и привлечь ее членов к мониторинге общественно значимых законов.

Объединение усилий законодателей и исполнительной власти, по мнению Сергея Миронова , дало возможность создать хороший правовой задел для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности России, реализации конституционных прав граждан, защиты национальных интересов и противодействия угрозам безопасности страны.

Говоря о задачах предстоящего периода, Сергей Миронов подчеркнул, что необходимо минимизировать законодательные риски, препятствующие достижению целей правового регулирования. Добиться этого, считает глава СФ, можно за счет стратегического планирования законотворческой деятельности на основе глубокого осмысления и концептуальной проработки всего многообразия информации. «Совместными усилиями мы можем поставить эту важную государственную задачу на регулярную и систематическую основу», - заметил он.

Сергей Миронов отметил, что Совет Федерации предпринимает активные действия по выполнению этой задачи при определении приоритетов законодательного обеспечения наиболее значимых направлений государственной политики. В частности, уверен спикер СФ, стране необходима принципиально новая региональная политика, направленная на гармоничное развитие всех территориальных сообществ. «Наступило время для стратегического пространственного планирования развития страны. И начинать эту работу нужно с базового Федерального закона «О государственной региональной политике в Российской Федерации», - пояснил он.

Председатель СФ также напомнил, что недавно в Совете Федерации обсуждался проект Доктрины социальной политики в нашей стране. «Этот документ наглядно показывает, насколько мы еще далеки от реализации конституционных принципов социального государства и какие задачи стоят перед нами для преодоления этого разрыва», - заявил Сергей Миронов .

Для выполнения поставленных задач, считает Председатель СФ, нельзя ослаблять усилий по совершенствованию организации законодательного процесса. И, прежде всего, нужно перевести мониторинг законодательства и правоприменительной практики на регулярную основу. Сергей Миронов выразил уверенность в том, что в наступающем году взаимодействие Совета Федерации с Государственной Думой и Правительством РФ выйдет на новый, более эффективный уровень.

С докладом о плане законотворческой деятельности Правительства РФ выступил заместитель Председателя Правительства Александр Жуков .

В рамках совещания прошла видеоконференция с участием председателя Брянской областной Думы Владимира Гайдукова и председателя Ивановской областной Думы Андрея Назарова .

С заключительным словом перед собравшимися выступила заместитель Председателя СФ Светлана Орлова , которая отметила, что в последнее время найден хороший механизм взаимодействия исполнительной и законодательной властей. Однако необходимо более четко определить и выделить стратегические задачи этого сотрудничества.

В совещании приняли участие представители Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, руководители министерств и ведомств.

По окончании совещания Председатель Совета Федерации Сергей Миронов и заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Жуков ответили на вопросы журналистов.

Отношения Федерального Собрания с Правительством РФ определяются прежде всего через принимаемые парламентом страны федеральные законы, которые Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти должно исполнять и проводить в жизнь. Другой, наиболее сильный рычаг воздействия Государственной Думы -- утверждение федерального бюджета -- обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства РФ. И, наконец, третий рычаг -- дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ и вынесение этой палатой Федерального Собрания вотума недоверия Правительству РФ. Однако последние действия являются весьма проблематичными и ответственными для Государственной Думы, так как при определенных условиях Государственная Дума может быть распущена.

Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Законопроектная деятельность Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 8.10.12) пп. 76 - 91 // "Собрание законодательства РФ", 07.06.2004, N 23, ст. 2313. осуществляется в соответствии с принимаемыми им программами и планами, которые формируются Правительством РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и иных организаций.

Предложения по программам и планам законопроектной деятельности, а также сопроводительные материалы к проектам иных актов, предусматривающих разработку законопроектов, должны содержать по каждому из них:

а) обоснование необходимости принятия закона;

б) концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;

в) этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей -- разработчиков законопроекта;

г) срок представления законопроекта в Правительство РФ;

д) ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу.

Вносимые в установленном порядке в Правительство РФ предложения предварительно проходят экспертную оценку, осуществляемую Министерством юстиции РФ с участием Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и с привлечением в случае необходимости иных организаций, в том числе на договорной основе. Рассмотрение внесенных в Правительство РФ предложений федеральных органов исполнительной власти о разработке законопроектов организуется Аппаратом Правительства РФ.

Программы и планы законопроектной деятельности утверждаются распоряжениями Правительства РФ, которое рассматривает и учитывает также проекты планов законопроектных работ Президента РФ и палат Федерального Собрания.

Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов РФ.

Заключение Правительства РФ представляется субъекту законодательной инициативы и в Государственную Думу до внесения законопроекта в Государственную Думу. В случае поступления законопроекта из Государственной Думы заключение представляется до рассмотрения законопроекта Государственной Думой в первом чтении. Поправки направляются в период между рассмотрением законопроекта Государственной Думой в первом и втором чтении, если для данного законопроекта не установлено рассмотрение более чем в трех чтениях. Официальный отзыв на законопроект или принятый закон может быть направлен на любой стадии его рассмотрения палатами Федерального Собрания. Подготовка заключений, поправок и официальных отзывов Правительства РФ проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 8.10.12) пп. 95 - 107 // "Собрание законодательства РФ", 07.06.2004, N 23, ст. 2313..

Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства РФ направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ, который может быть продлен по согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы.

Члены Правительства РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Взаимодействие Правительства РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается полномочными представителями Правительства РФ в соответствующих палатах и статс-секретарями -- заместителями (первыми заместителями) руководителей федеральных органов исполнительной власти. Правительством РФ по вносимым им в Государственную Думу законопроектам назначаются официальные представители. В связи с рассмотрением палатами Федерального Собрания иных законопроектов могут назначаться специальные представители Правительства РФ, которые наделяются Правительством соответствующими полномочиями Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 8.10.12) пп. 108 - 109 // "Собрание законодательства РФ", 07.06.2004, N 23, ст. 2313..

Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год, подготовленный Министерством финансов РФ, представляется Государственной Думе Правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета на следующий год.

Председатель Правительства РФ вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству РФ доверие, либо отказать ему в доверии. Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству РФ.

Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Приглашение на заседание палаты Федерального Собрания с указанием вопросов, интересующих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, направляется члену Правительства РФ не менее чем за пять дней до проведения заседания.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства РФ и руководителям федеральных органов исполнительной власти. О результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и о принятых мерах члены Правительства РФ и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.

Правительство РФ в установленные сроки предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом Бахрах Н.Д. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с Федеральным Собранием // ЖРП. 2010. № 9. С. 86..

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициа­тиву Правительство осуществляет путем внесения в Государ­ственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовлен­ные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правитель­ства в законодательной деятельности, а также порядок подго­товки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов, определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправ­кам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в со­ответствующих органах Государственной Думы и на заседани­ях Совета Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 104) дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, пред­усматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопро­ектам и официальные отзывы Правительства на рассматри­ваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются палатам письмами Правительства.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседани­ях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается офици­альный представитель Правительства.

Назначение депутата министром или дру­гим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правитель­ство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собра­ния, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.

Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Фе­деральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т.д.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, -осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обес­печивает исполнение судебных решений.

v В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110-117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах ("Об обороне", "О безопасности" и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.

v Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Со­вет Федерации и Государственная Дума) как один из орга­нов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положе­ние Федерального Собрания в системе органов государствен­ной власти можно только через сложный порядок измене­ния самой Конституции РФ. Прочное положение Федераль­ного Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей кон­ституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах кон­ституционного строя", состоит в том, что орган законода­тельной власти как часть системы разделения властей само­стоятелен по отношению к. другим. Положение Федерально­го Собрания, таким образом, определяется принципом раз­деления властей, который в равной мере противостоит не­померному возвышению любой из трех властей и возможно­сти контроля одной власти другой.

Независимость - важнейшее условие успешного вы­полнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, кото­рое может быть принято Федеральным Собранием, вслед­ствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собра­ние не подчиняется какому бы ни было контролю со сторо­ны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в го­сударственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую неза­висимость.

Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого испол­нительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководству­ясь только требованиями Конституции РФ.

И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается под­линное всесилие парламента и его независимость в отправ­лении своей главной функции.

Вместе с тем законотворческая независимость не явля­ется абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без пар­ламента, чрезвычайное и военное положение, которые при­останавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Пре­зидента РФ распускать Государственную Думу при опреде­ленных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, тре­бование Конституции РФ о принятии Государственной Ду­мой финансовых законов только при наличии заключения Пра­вительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа раз­деления властей с его "сдержками и противовесами". Они, од­нако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федераль­ное Собрание - парламент Российской Федерации, тем са­мым давая ему не более, как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как пред­ставительный и законодательный орган Российской Федера­ции, что уже раскрывает основное назначение данного пар­ламентского учреждения.

Требовать предста­вительства в парламенте всех слоев и групп населения - это значит возвращаться к ложной практике времен социализ­ма, когда такое "зеркальное" представительство организо­вывалось партаппаратом, а по существу навязывалось на­роду под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демок­ратической избирательной системой, это избрание в парла­мент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Чисто внешне представительный характер Федераль­ного Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъек­тов Российской Федерации. Самым простым было бы сде­лать отсюда вывод, что как депутаты первой палаты, так и члены второй обязаны во всех случаях без всяких отклоне­ний выражать интересы тех, кто их послал, и несут перед ними полную ответственность за свою деятельность. Именно так трактовала природу парламентского мандата социалис­тическая доктрина государственного права, поскольку она не хотела доверить народным избранникам ответственность за общие интересы народа (это был так называемый импе­ративный мандат, когда депутаты отвечали только перед избирателями).

Между тем демократическая доктрина парламентского права давно уже выработала понимание того, что депута­ты с момента, когда они уже избраны, перестают быть слу­гами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие, и парламент должен обладать пол­ной независимостью для того, чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов.

Такое по­нимание народного представительства делает бессмыслен­ным требование к депутату о выполнении им своих предвы­борных обещаний, право отзыва депутата и т. д. Избранный депутат парламента абсолютно свободен в определении сво­ей позиции при голосовании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат). Как представительный орган, Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большин­ство, а не на всех депутатов.

Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выбо­ров. В этом заключается специфика народного представи­тельства в президентской республике с ее принципом раз­деления властей. Но, разумеется, представительность Фе­дерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Россий­ской Федерации, а также - весь спектр партийно-полити­ческих интересов граждан.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Глава VI. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания.




Top