Какие бывают поставки товара. Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки. Инкотермс имеют дело только с договором купли продажи

Контрактная цена и что такое базис поставки?

В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена - это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки .

Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон

Что такое - fob условия поставки или cif условия поставки? Казалось бы, пропиши четко в контракте, кто, за что и до какого момента отвечает - и никаких проблем. Ан нет! Главной проблемой является совершенно разная, иногда даже противоположная интерпретация некоторых торговых терминов законодательством отдельных стран. Отсюда - недоразумения, разногласия, споры, потеря времени и денег и судебные разбирательства. Для того чтобы термины и условия трактовались одинаково и проблемы однозначной интерпретации возникали как можно реже, Международная торговая палата (International Chamber of Commerce - The World Business Organization http://www.iccwbo.org) разработала и опубликовала единые стандартизированные правила - Инкотермс (международные коммерческие термины), называемые также базисными (основными) условиями поставки - Basis terms of delivery. Они позволяют максимально упросить формулировки при заключении договора купли-продажи, четко обозначить обязательства, которые принимают на себя стороны, и значительно облегчают выбор транспортных условий .
Если у вас дорогой груз или его надо доставить в несколько таможен то в России самый простой и наименее затратный вариант - это нанять таможенного перевозчика .

Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:

  • Кто из сторон отвечает за предоставление транспортных средств для отправки товара.
  • На ком из сторон лежат расходы по таможенной очистке, сертификации и лицензировании ввозимого/вывозимого товара.
  • Точное место, а иногда даже положение товара, в котором заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются - покупателя.
  • Точка перехода рисков повреждения или утраты груза от продавца к покупателю.
  • Момент времени, до которого продавец должен выполнить свои обязанности и передать товар покупателю (или транспортной компании). Другими словами - сроки поставки.

В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий - FOB и CIF.
Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.

FOB условия поставки

Заключая контракт на условиях , продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки .
Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов. При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях FOB.

CIF условия поставки

Если не вдаваться в детали - за транспорт платит продавец , если - за транспорт платит покупатель . Разница между ценой и ценой равна стоимости доставки в порт назначения.

Транспортные условия и коммерческие риски

Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия . При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:

  • порт погрузки и выгрузки товара;
  • точка передачи или перевалки груза;
  • вид чартера или коносамента;
  • порядок информирования сторон о прибытии судна в порт и его готовности к погрузочно-разгрузочным операциям;
  • порядок определения сталийного времени;
  • нормы погрузки и выгрузки;
  • условия и порядок выплаты штрафов (демерреджа и диспача) перевозчику.

Инкотермс также не оговаривает , кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.

Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.

Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза

Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно - кто, когда и сколько будет платить за перевозку.

Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.

В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.

Термины Инкотермс (Incoterms) и их особенности

Incoterms или Инкотермс (International commerce terms) — международные правила, для однозначного толкования терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю (франко место). Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи.
Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.

EXW (от английского EX Works) + название завода/шахты/склада. Продавец предоставляет покупателю товар прямо на своей территории. Ни за погрузку, ни за таможенную очистку товара продавец ответственности не несет. Естественно, при таких условиях цена товара является минимальной.
Важно! Договор на условиях EXW может быть дополнен отдельным соглашением, возлагающим на продавца обязательства, связанные с загрузкой товара на транспортное средство и его отправкой до указанного покупателем места назначения. Если же покупателю требуется, чтобы продавец провел еще и экспортную таможенную очистку груза, проще воспользоваться условием FCA.

FCA (от английского Free Carrier) + название места отгрузки. Продавец обязан доставить товар к обозначенному покупателем перевозчику и организовать таможенную очистку груза. За погрузку и разгрузку товара продавец несет ответственность, только если это происходит на его территории.
Важно! Перевозчиком при этом условии будет считаться не только полноценная транспортная компания, но и любой экспедитор. Т.е. «перевозчик» - это тот, кому продавец передал груз по согласованию с покупателем, даже если саму перевозку такой «перевозчик» осуществлять не будет.

FAS (от английского Free Alongside Ship) + название порта отгрузки. Продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и разместить его возле борта указанного покупателем судна или портовой транспортной баржи. Таможенная очистка также входит в обязанности продавца (если в договоре не указано иначе).
Важно! Данное условие используется только для морских перевозок.

FOB (от английского Free On Board) + название порта отгрузки. Помимо доставки товара в порт и организации его таможенной очистки, в обязанности продавца входит его погрузка на указанное покупателем судно.
Важно! Ключевой пункт этого условия («вдоль борта») закрепляет переход рисков с продавца на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна. Поскольку такой способ погрузки совершенно неприменим для некоторых типов грузов и судов (к примеру, для Ro-Ro), в этих случаях следует использовать условие FAS или FCA.

CFR (от английского Cost and Freight) + название порта назначения. Продавец организует доставку товара в порт отгрузки, его таможенную очистку и погрузку на указанное покупателем судно, а также оплачивает морской фрахт.
Важно! Условие используется только при морских перевозках. Несмотря на то, что расходы по доставке груза в порт назначения несет продавец, риски переходят на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна в порту отгрузки.

CIF (от английского Cost, Insurance and Freight) + название порта назначения. Помимо поставки груза на указанное покупателем судно и оплаты фрахта, продавец также несет расходы по таможенной очистке и страхованию поставляемого товара.
Важно! Условия СИФ используются только при морских перевозках. Продавец страхует товар по минимальной ставке (110%). Увеличение покрытия страховки за счет продавца должно быть указано в договоре отдельно, либо покупатель должен самостоятельно оплатить его.

CPT (от английского Carriage Paid) + название места назначения. Продавец отвечает за доставку груза перевозчику, таможенную очистку товара и его транспортировку до указанного покупателем места назначения.
Важно! Риски гибели или порчи товара ложатся на покупателя в момент передачи груза продавцом перевозчику. Как и при условии FCA, «перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

CIP (от английского Carriage and Insurance Paid) + название места назначения. Продавец оплачивает доставку груза указанному покупателем перевозчику, его таможенную очистку, страховку и перевозку до места назначения.
Важно! Продавец страхует товар по минимальной ставке. «Перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

DAT (от английского Delievered ad Terminal) + название терминала. В обязанности продавца входит доставка товара на указанный покупателем терминал в стране прибытия. Все расходы, связанные с перевозкой, экспортно-импортной очисткой груза и прочими таможенными пошлинами на товар также ложатся на продавца.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, и для комбинированных перевозок. В понятие «терминал» входит любой терминал (авиа, авто, ж/д), а также причал, склад и т.п.

DAР (от английского Delievered at Point) + название пункта назначения. Продавец должен доставить готовый к разгрузке с транспортного средства товар в указанное покупателем место назначения.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, к комбинированным перевозкам.

DDP (от английского Delivery Duty Paid) + название места назначения. Продавец обязан доставить растаможенный товар к месту, указанному покупателем. Продавец также несет все расходы, связанные с уплатой пошлин и прочих сборов в процессе доставки товара покупателю.
Важно! Если НДС на таможне (в числе прочих сборов) уплачивает иностранный поставщик, российский покупатель-импортер не сможет принять этот таможенный НДС к вычету.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор - плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор - хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков-получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО - ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов - сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие - для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных - вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае - зависит от удельного веса груза (Stowage Factor ) .


Мы стираем границы между странами, предоставляя нашим клиентам лучшие схемы доставки грузов из любой точки мира, качественно, надежно и в срок.

С 01 января 2011 года вступили в силу новые правила «Инкотермс 2010» регулирующие права и обязанности сторон по договорам купли-продажи в разделе условий поставки грузов. Необходимо помнить, что эти условия по своей сути не представляют собой полный договор купли-продажи, а лишь описывают действия сторон относительно: перевозки и страхования груза, когда и как продавец передает покупателю товар и какие расходы несет каждая из сторон. При этом Инкотермс не регулирует условия и способы оплаты груза, переход права собственности на товар по договору купли-продажи и не регламентирует правовые последствия нарушения либо расторжения договора. Нужно отметить, что Инкотермс не может быть использован до тех пор, пока не указан во внешнеэкономическом контракте как документ, регулирующий отношения покупателя и продавца по данному контракту. К сожалению Инкотермс содержит множество «подводных камней» по коммерческим рискам, связанным с возможными морскими надбавками. К примеру, надбавки за непредвиденные риски (ERS), коэффициенты валютных корректировок (CAF), поправочные коэффициенты стоимости фрахта при изменении стоимости топлива (BAF) так же возможны риски связанные с тарифами перевозчиков, внезапными повышениями портовых или страховых ставок, ростом тарифов перевозчиков. От этих рисков можно застраховаться, правда, при этом расходы на страхование вырастут. Знание правил Инкотермс дает возможность легко определиться со структурой расходов по доставке товаров, которые необходимо добавить или вычесть из контрактной цены товара.

Какие же конкретно в современной практике существуют условия поставки грузов согласно международным правилам Инкотермс (International commerce terms) и чем они могут быть привлекательны для продавца и для покупателя?

EXW (Франко завод) - данный термин является наиболее выгодным с точки зрения продавца, так как все расходы и риски связанные с перевозкой товара несет Покупатель. Согласно данному правилу, Продавец обязан предоставить Покупателю товар на своей территории, при этом не отвечая за погрузку товара на транспортное средство и не неся обязательств по таможенной очистке товара. Обязательства считаются выполненными, когда товар предоставлен в распоряжение Покупателя.При этом стороны могут оговорить отдельно условие, по которому Продавец возьмет на себя обязанности по отгрузке товара на месте отправки (риски и расходы по такой отгрузке ложатся на Продавца).

FCA (Франко перевозчик) - данный термин говорит о том, что Продавец организует таможенную очистку и доставку груза (в указанное место в установленную дату или оговоренный срок) до «перевозчика» определенного Покупателем. За погрузку и разгрузку товара Продавец несет ответственность, только в случае если эти действия происходит на его территории. Важным моментом является то, что «перевозчиком» будет считаться не только лицо осуществляющее транспортировку на основании договора перевозки, но и любое другое лицо, не являющееся перевозчиком, но которому Покупатель доверяет принять товар от Продавца. FAS (Франко вдоль борта судна) - как видно из названия, этот термин говорит о том, что условия поставки товара считаются выполненными Продавцом с момента размещения товара вдоль борта судна или транспортной баржи в указанном порту отгрузки. Здесь следует обратить внимание на то, что осуществление таможенной очистки входит в обязанности продавца, а так же что перевозка товара осуществляется только морским или внутренним водным транспортом.

FOB (Франко борт) - при использовании данного условия, помимо доставки товара, в названный Покупателем порт, и организации его таможенной очистки, Продавец обязуется осуществить погрузку на указанное Покупателем судно. Моментом перехода всех рисков на покупателя считается пересечение грузом поручней судна. Нужно отметить, что данный способ погрузки применим не для всех категорий грузов и судов. Также данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

CFR (Стоимость и фрахт) - в обязанности Продавца входит доставка товара в порт отгрузки, его таможенная очистка и погрузка на указанное Покупателем судно, а также оплачивает морской фрахт. Вместе с тем, риски потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие в момент пересечения грузом поручней судна, переходят с Продавца на покупателя. Данный термин, как и предыдущий, может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

CIF (Стоимость, страхование и фрахт) - здесь при морских перевозках, помимо поставки груза на указанное покупателем судно и оплаты фрахта, продавец также обязан взять на себя расходы по таможенной очистке и страхованию поставляемого товара. Следует помнить, что согласно условиям CIF страховка Продавцом груза осуществляется с минимальным покрытием (110%) и увеличение покрытия страховки за счет продавца нужно обговаривать и указывать в договоре дополнительно (хотя покупателю никто не запрещает дополнительное покрытие оплатить самому).

CPT (Фрахт/перевозка оплачены до места назначения) - по этому условию Продавец берет на себя обязанности по оплате и доставке товара «перевозчику», таможенную очистку товара и его транспортировку до указанного покупателем места назначения. «Перевозчик» может быть как один, так и несколько и моментом перехода рисков на Покупателя будет получение груза первым «перевозчиком». Перевозка товара осуществляется любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

CIP (Фрахт/перевозка и страхование оплачены до места назначения) - при перевозке товара любым видом транспорта (включая смешанный), Продавец берет на себя оплату груза, организует его доставку перевозчику, указанному покупателем, осуществляет таможенную очистку. В отличие от предыдущего условия он страхует риски связанные с потерей или повреждением товара во время перевозки в пользу покупателя по минимальной ставке. Опять же если «перевозчиков» несколько, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

DAT (поставка на терминале) - этот термин используют независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта и, по сути, говорит, что Продавец выполняет транспортировку товара к «терминалу» в стране прибытия, а также несет все риски связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале. Расходы, связанные с перевозкой, экспортно-импортной очисткой груза и прочими таможенными пошлинами на товар лежат так же на Продавце. «Терминал» - включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал.

DAР (Поставка в месте назначения) - какой бы вид транспорта не избрали стороны, Продавец обязан доставить, готовый к разгрузке с транспортного средства, товар в согласованном с покупателем место назначения. Все риски связанные с доставкой товара в условленное место несет Продавец, при этом он не обязан оплачивать импортные пошлины и выполнять таможенные услуги.

DDP (Поставка с оплатой пошлины) - пожалуй, самое невыгодное для покупателя условие Инкотермс, поскольку на продавца возлагается максимум обязанностей. Здесь и транспортировка груза к месту, указанному покупателем, и несение рисков связанных с этим, и его «растаможка» и различные сборы, связанные с доставкой (оплата таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов).

При заключении договора купли-продажи стороны, наряду с другими условиями, должны согласовать и зафиксировать базис поставки товара. Базис поставки устанавливает:

  • обязанности Продавца по поставке товара;
  • момент перехода рисков порчи и утраты товара с Продавца на Покупателя;
  • распределение расходов по перевозке, перевалке, страхованию и таможенному оформлению товара между Продавцом и Покупателем.

Различаются контракты отгрузки и контракты доставки. В первом случае Продавец передает товар Покупателю в обусловленном пункте (или в порту) страны отправления. Во втором случае Продавец передает товар Покупателю в согласованном порту или пункте страны назначения. До этого момента он несет риски порчи или утраты товара. Контракты отгрузки, как правило, отвечают интересам обоих участников сделки. Продавцу они позволяют получить контрактную цену товара задолго до того, как он будет доставлен в порт (пункт) назначения. Покупатель получает право выполнять финансовые операции с товаром (продать, заложить) с момента получения товарораспорядительного документа; это особенно важно, если Покупателем является не потребитель, а торговая фирма.

Для того чтобы систематизировать все возможные формы базы поставки товара и унифицировать обязанности сторон в каждом варианте, Международная торгово-промышленная палата в 1936 г. разработала типовые правила, которые были сведены в специальный документ - Инкотермс-1936. Для удобства пользования каждому варианту базы поставки товара присвоен особый код. Он состоит из начальных букв английских слов, определяющих обязанности Продавца по поставке товара, а, следовательно, расходы и риски, которые включены в цену товара. По мере развития международной торговли в правила Инкотермс вносились необходимые дополнения и изменения - в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг.

1. группа Е: включает только один вариант ex works (EXW), с завода. По этой базе поставки обязательства Продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя. Продавец обязан передать товар Покупателю на своем складе, полностью готовый к транспортировке, но без оплаты таможенных пошлин и сборов. Риск порчи и утраты товара переходит с Продавца на Покупателя с момента, когда товар передан в его распоряжение;

2. группа F : включает три основных базиса поставки:

  • FCA - free carrier (named point) , т. е. свободно у перевозчика в указанном пункте страны отправления. Продавец обязан погрузить товар на транспортное средство, предоставленное Покупателем, - на своем складе, либо доставить его на терминал перевозчика. Риски порчи или утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента, когда товар погружен на транспортное средство, предоставленное Покупателем, или доставлен на терминал перевозчика.
  • FAS - free alongside ship (named port of shipment) - свободно вдоль борта судна, предоставленного Покупателем в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар на причал вдоль борта судна, в пределах действия береговых (судовых) грузовых средств. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент доставки товара на причал вдоль борта судна.
  • FOB - free on board (named port of shipment) - свободно на борту судна, предоставленного Покупателем, в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар в порт и погрузить его на борт судна. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента пересечения товаром релингов судна.

База FOB имеет две разновидности. FOB and trimmed (stowed) - в этом случае Продавец обязан не только погрузить товар на судно, но и оплатить штивку (укладку) груза. FOB liner terms - при перевозке груза на линейных условиях судовладелец организует и оплачивает грузовые работы в портах погрузки и выгрузки. Соответствующие расходы включены в ставку фрахта;

3. группа C включает четыре основные разновидности базы поставки:

  • CFR - cost and freight (named port of destination) . В цену товара входит стоимость самого товара и фрахт до обусловленного порта назначения. Продавец обязан доставить товар в порт, погрузить его на борт зафрахтованного им для этой цели судна и оплатить фрахт.
  • CIF - cost, insurance and freight (named port of destination) . В цену товара входит стоимость самого товара, его страховка на время перевозки между портами, указанными в коносаменте, и фрахт. Продавец должен доставить товар в порт отправления, зафрахтовать судно, погрузить товар на судно, застраховать груз на время перевозки в пользу Покупателя и оплатить фрахт до порта назначения.

Риски порчи и утраты груза по сделкам CFR и CIF переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода грузом релингов (поручней) судна в порту погрузки.

Разновидностью этих сделок является база поставки товара на условиях CFR (CIF) liner terms. Как уже отмечалось, при перевозке на линейных условиях судовладелец организует, оплачивает и включает в тариф провозной платы стоимость погрузки и выгрузки груза. Поэтому при базе поставки товара CFR (CIF) liner terms Продавец должен оплатить в ставке фрахта не только перевозку товара до порта назначения, но и его выгрузку в этом порту на склад.

  • CPT - carriage paid to (named point destination), т. е. перевозка оплачена до указанного пункта в стране назначения. В отличие от сделок на базе CFR, Продавец оплачивает не только морской фрахт, но и довозку товара по территории страны назначения до согласованного пункта.
  • CIP - carriage, insurance paid (to named point), т. е. перевозка и страховка груза оплачены до условленного пункта в стране назначения. В отличие от CIF Продавец оплачивает не только морской фрахт и страховку груза на время его морской перевозки (или перевозки «река-море»), но и довозку груза до пункта назначения внутренними видами транспорта и страхование груза на период такой перевозки.

Риски порчи и утраты груза по сделкам CPT и CIP переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара Продавцом первому перевозчику. Поставка товара на этих условиях (CPT или CIP) может также предусматривать, что Продавец в согласованном пункте назначения обязан выгрузить товар на склад, если это оговорено контрактом.

4. группа D: расходы и риски Продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение Покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие). Группа состоит из трех вариантов базы поставки:

  • DAT - delivered at Terminal (named terminal of destination): поставка до терминала в стране экспортера. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара на терминале Покупателя. Оплата импортных пошлин и сборов осуществляется Покупателем.
  • DAP - delivered at point (named point of destination): поставка до пункта назначения, указанного Покупателем, пошлина не оплачена. Продавец оплачивает все расходы по доставке груза до согласованного пункта назначения, кроме таможенных пошлин. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент предоставления груза в согласованном пункте назначения.
  • DDP - delivered duty paid (named point of destination): Единственным отличием от базы DAP является то, что таможенные пошлины и сборы в стране назначения оплачивает Продавец.

Отличия новой редакции ИНКОТЕРМС 2010 от прошлого ИНКОТЕРМС 2000:

  • Условия: DAP и DAT: В Инкотермс 2010 количество терминов было уменьшено с 13 до 11. Но при этом создано два новых положения (DAP - delivered at place - поставка до пункта, DAT - delivered at terminal - поставка до терминала), которые могут использоваться как мультимодальные. Четыре наименее используемых в практике термина были отменены (DAF, DES, DEQ, и DDU).
  • Термин DAT (поставка до терминала) заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. DAT в отличие от DEQ применимо для мультимодальных перевозок. По оценкам экспертов по логистике поставка до терминала DAT соответствует больше всего практике логистики в порту.
  • Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU, и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем, или же для таможенного оформления).
Категория E Отгрузка EXW любые виды транспорта EX Works (... named place)
Франко завод (...название места)
Переход рисков: В момент передачи товара на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом FCA любые виды транспорта



Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
FAS Free Carrier (...named place)
Франко перевозчик (...название места)
Переход рисков: В момент передачи перевозчику на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
FOB морские и внутренние водные перевозки Free Carrier (...named place)
Франко перевозчик (...название места)
Переход рисков: В момент передачи перевозчику на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Категория C Основная перевозка оплачена продавцом CFR морские и внутренние водные перевозки



CIF морские и внутренние водные перевозки Cost and Freight (... named port of destination)
Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
CIP любые виды транспорта


Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
CPT любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination)
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...назв.места назначения)
Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Категория D Доставка DAT любые виды транспорта new!!!



Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
DAP любые виды транспорта new!!!
Delivered At Terminal (... named terminal of destination)
Поставка на терминале (... название терминала)
Переход рисков: В момент доставки товара на терминал покупателя
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
DDP любые виды транспорта new!!!
Delivered At Terminal (... named terminal of destination)
Поставка на терминале (... название терминала)
Переход рисков: В момент доставки товара на терминал покупателя
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)
Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения
любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010
Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)
Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения

Описание значений терминов FOB , CIF , CFR и других.

Термины можно разделить 4 группы:
Группа E - Место отправки (Departure):
EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.

Группа F - Основная перевозка неоплачена (Main Carriage Unpaid):
FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.
FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.
FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.

Группа C - Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):
CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CPT. Carriage Paid To (указан порт назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном порту
CIP. Carriage and Insurance Paid to (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном порту

Группа D - Доставка (Arrival):
DAF. Delivered At Frontier (указано место) - товар доставляется к границе без растаможивания
DES. Delivered Ex Ship (указан порт) - товар доставляется на судне без растаможивания
DEQ. Delivered Ex Quay (указан порт) - товар доставляется на судне и выгружается без растаможивания
DDU. Delivered Duty Unpaid (указано место назначения) - товар доставляется заказчику, оплата пошлин на заказчике
DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения) - товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков

FOB (ФОБ)

Сокращение от английского "Free On Board ", буквально - "бесплатно на борт судна ". Используется для обозначение условий поставки груза и определения стороны, на которую ложатся расходы по транспортировке и/или определения точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю.
Условия ФОБ предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца . В некоторых портах при поставках на условиях FOB (ФОБ) расходы по погрузке несёт покупатель. Риск случайной гибели имущества или его повреждения возлагается на продавца - до момента пересечения товаром борта судна, и на покупателя - с указанного момента. По Общим условиям СЭВ право собственности на товар переходит от продавца к покупателю одновременно с переходом риска.
По стандартам Инкотермс, FOB (ФОБ) означает «товар погружается на корабль заказчика». Указание на условия FOB (ФОБ) в договоре означает, что продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки, плюс саму погрузку на борт. Покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. Передача рисков происходит в момент, когда груз пересекает борт судна. Как правило ФОБ, также указывает на порт погрузки; например «ФОБ порт Владивосток». Когда стороны договариваются о конкретной версии Инкотермс, это также указывается в договоре; например «ФОБ порт Одесса (Incoterms 2000)»

CIF

От английского Cost, Insurance and Freight - стоимость, страхование и фрахт . Этот термин подходит только для обычного морского транспорта, но не для автомобильных/железнодорожных паромов или контейнеровозов.
Если цена назначается по условиям CIF , это означает, что продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы , а также стоимость страховки для морских перевозок .
Условия поставки CIF в значительной степени идентичны с условиями CFR. Дополнительно к ответственности по условиям поставки CFR, продавец для условий CIF должен получить страховой полис допускающий передачу для покрытия рисков, связанных с доставкой груза, страховыми компаниями. Страховой полис должен покрывать CIF-цену плюс 10 процентов и, по возможности, быть в валюте контракта. Ответственность продавца за товар заканчивается, когда товар был доставлен морскому перевозчику или был погружен на борт судна, в зависимости от условий контракта.

CFR

От английского Cost and Freight - стоимость и фрахт . Условия поставки CFR означают, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна , а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара . Покупатель оплачивает страховку и доставку товара в порт назначения . Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом.

EXW

Сокращение от английского Ex Works , буквально "с места работы ". Также применяется русское «самовывоз».
Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине и пр.); покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т. д. Всегда употребляется с указанием местоположения продавца, например, «самовывоз из Москвы».

FCA

От английского "Free Carrier " (с указанием места) - торговый термин, означающий, что продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда он поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте . Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несёт ответственность за отгрузку. Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за отгрузку.
«Перевозчик» означает любое лицо, которое, согласно договору перевозки, берётся осуществить либо обеспечить осуществление транспортировки по железнодорожным, автодорожным, воздушным, морским, речным путям или путём комбинации таких видов транспорта. Если для получения товара покупатель назначает лицо иное, чем перевозчик, то продавец считается выполнившим своё обязательство по поставке, когда товар поставлен такому лицу.
Условие FCA может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт.

FAS

От английского "Free Alongside Ship " - "свободно вдоль борта судна ". Означает, что продавец несёт расходы по доставке в порт отправления. Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. Риски переходят в момент доставки на причал порта погрузки.

CIP

От английского "Carriage and Insurance Paid to " - "фрахт/перевозка и страхование оплачены до ". Означает, что продавец доставит товар названному перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Ответственность продавца заканчивается после доставки им товара перевозчику, который был указан покупателем. Если перевозчиков несколько, то ответственность заканчивается после доставки товара первому перевозчику. Покупатель несёт все риски и любые дополнительные расходы, произошедшие после того, как товар был доставлен. Данный термин схож с термином CPT, за исключением того, что продавец также оплачивает страхование. От продавца требуется обеспечение страхования только с минимальным покрытием. Дополнительное страхование находится в зоне ответственности покупателя или оговаривается с продавцом. Также, по условиям CIP, таможенные процедуры по экспорту товара лежат на продавце.

CPT

От английского "Carriage Paid To " - "Фрахт/перевозка оплачены до ". Применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки. Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.

DAF

От английского "Delivered At Frontier " - "доставленно на границе ". Может применяться, при поставке железнодорожным или автомобильным транспортом. Продавец несёт обязанности по транспортировке товара до границы. Покупатель несёт обязанности и по таможенному оформлению товара, и по траспортировке с границы до своего местонахождения. Риски переходят в момент достижения груза границы.

DES

От английского "Delivered Ex Ship " - "Поставка с судна ". Продавец считается выполнившим условия договора, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки.

DEQ

От английского "Delivered Ex Quay " - "поставка с пристани ". Означает то же самое, что и DES, за исключением того, что переход риска не происходит до тех пор, пока товар не будет выгружен в порту назначения.

DDU

От английского "Delivered, Duty Unpaid " - "доставлено, пошлина не оплачена
Ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя; все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.), ответственность за порчу и потерю товара (за исключением пошлин и прочих выплат, выплачиваемых при импорте) до этого момента несёт продавец, также он несёт ответственность за растаможивание; если покупатель не успел вовремя подготовить товар ко ввозу, он сам несёт за это ответственность; могут быть добавлены положения, обязывающие продавца оплатить отдельные дополнительные формальности.

DDP

От английского "Delivered, Duty Paid " - "доставлено, пошлина оплачена ", употребляется с указанием места прибытия.
Ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя; все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.), ответственность за порчу и потерю товара, включая пошлины и прочие выплаты, выплачиваемые при импорте, до этого момента несёт продавец, также он несёт ответственность за растаможку; могут быть добавлены положения, освобождающие продавца от оплаты отдельных дополнительных формальностей.
Данный тип распределения ответственности может использоваться независимо от вида поставки.




Top