Задания по дисциплине «Теория государства и права. Конспекты юриста Практические задания по тгп

УММ по дисциплине «Теория государства и права» (ОЗО)

Вопросы к зачету

Семестр

1. Предмет теории государства и права. Общеправовой терминологический (понятийный) ряд, как элемент предмета теории государства и права.

2. Методология теории государства и права. Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления.

3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

4. Система юридического знания. Теория государства и права в системе юридических наук.

5. Характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

6. Причины возникновения государства.

7. Восточный и западный пути возникновения государства.

8. Теологическая теория происхождения государства и права.

9. Патриархальная теория происхождения государства и права.

10. Договорная теория происхождения государства и права.

11. Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права.

12. Органическая теория происхождения государства и права.

13. Психологическая теория происхождения государства и права.

14. Марксистская теория происхождения государства и права.

Тема: Теория государства

15. Понятие и сущность государства. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования государства.

16. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

17. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

18. Типы государства: различные подходы

19. Формационный подход к типологии государства.

20. Цивилизационный подход к типологии государства.

21. Понятие и классификация функций государства.

22. Формы и методы осуществления функций государства.

23. Понятие и элементы формы государства.

24. Формы государственного правления.

25. Монархия: понятие, виды.

26. Республика: понятие, виды.

27. Формы государственного устройства.

28. Унитарное государство.

29. Федерация.

30. Конфедерация.

31. Политический режим: понятие, виды.

32. Демократический политический режим.

34. Тоталитарный политический режим.

35. Механизм государства: понятие и структура.

36. Орган государства: понятие, признаки, виды.

37. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

38. Политическая система общества: понятие, структура.

39. Политические партии, как институты политической системы общества.

40. Место и роль государства в политической системе общества.

Вопросы к экзамену

Семестр

Темы 1-го семестра

1. Предмет и метод теории государства и права. Общеправовой терминологический (понятийный) ряд, как элемент предмета теории государства и права. Система юридического знания. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

2. Характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

3. Причины и формы возникновения государства. Теории происхождения государства и права.

4. Понятие, признаки и сущность государства. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования государства.

5. Типы государства: различные подходы.

6. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

7. Понятие и элементы формы государства.

8. Механизм государства: понятие и структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

9. Органы государства: понятие, признаки, виды.

10. Место и роль государства в политической системе общества.

Тема :

11. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

12. Правовое государство: понятие, признаки. Основы теории прав человека, как составной части концепции правового государства. Задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства. Теоретические модели демократизации политической жизни, охраны прав граждан, реализации идеи правового государства.

13. Теоретические основы правового статуса личности. Классификации прав и свобод человека и гражданина, этапы их провозглашения и юридического закрепления.

Тема: Сущность права

14. Теории сущности права. Содержание теоретических основ и закономерностей функционирования права.

15. Принципы и функции права. Правовые аксиомы.

Тема: Основные правовые системы современности

16. Основные правовые системы современности.

Тема: Общая теория права

17. Место права в системе социальных норм. Понятие и признаки права, как нормативного явления.

18. Система права. Отрасли права. Институты права. Краткая характеристика основных отраслей права. Частное и публичное право.Соотношение системы права и системы законодательства.

19. Понятие и виды форм (источников) права.

20. Понятие, признаки и виды норм права.

21. Структура нормы права.

22. Понятие, система и виды нормативных правовых актов в России.

23. Основные принципы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

24. Правовые отношения: понятие, признаки, виды, структура.

25. Объекты правоотношений: понятие, виды.

26. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность как элементы правосубъектности.

27. Понятие и классификация юридических фактов.

28. Основы теории правотворчества. Понятие, принципы, виды правотворчества.

29. Законотворческий процесс.

30. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды.

31. Юридическая техника.

32. Реализация права: понятие, формы.

33. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

34. Правоприменительный процесс: понятие, стадии.

35. Пробелы в праве и способы их устранения и преодоления.

36. Юридические коллизии.

37. Толкование норм права: понятие и виды.

38. Правомерное поведение: понятие, виды.

39. Понятие, признаки и виды правонарушений.

40. Юридический состав правонарушений.

41. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

42. Правовая культура и правовое воспитание.

43. Понятие, структура и виды правосознания.

44. Механизм и средства правового регулирования.

45. Законность и правопорядок.

Практико-ориентированные задания по теории государства и права

(зачет, 1 семестр)

Тема: Предмет и метод теории государства и права

1. Покажите практическое значение теории государства и права, в том числе в профессиональной деятельности юриста. Каким образом оценка его профессиональной компетентности с точки зрения требований, предъявляемых к деятельности юриста, связана с навыками анализа конкретных фактов и явлений современных политико-правовых процессов?

Тема: Происхождение государства и права

  1. Укажите, представителями каких теорий происхождения государства являются авторы приведенных ниже отрывков: «Война – вот причина происхождения государства. Государство создается завоевателями и поддерживает их власть, господство над побежденными»; «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облачен полномочиями царя…».

Тема: Теория государства

  1. Закончите предложения: «Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса... концепция. Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства - ...».
  2. В каких ситуациях возможно добровольное или принудительное ограничение государственного суверенитета?
  3. Определите тип современного российского государства, исходя из различных известных Вам подходов к типологии государства.
  4. Каково соотношение формы правления и типа государства?
  5. Назовите основные особенности формы правления в современной России.
  6. Назовите основные особенности формы государственного устройства в современной России.
  7. Определите вид политического режима в современной России. Ответ аргументируйте, перечислив его основные признаки.
  8. Каково содержание социальной функции государства? Как это соотносится с понятием «социальное государство», закрепленное в ст. 7 Конституции РФ?
  9. Выберите правильные варианты:

Судебная власть в современной России осуществляется: судом присяжных; мировым судьёй; министерством юстиции; органами прокуратуры; квалификационной коллегией судей; судебными приставами.

  1. Выберите правильные варианты:

Постоянные функции государства: обеспечение экономического суверенитета; социальная защита граждан; охрана прав и свобод личности, обеспечение правопорядка; борьба со стихийными бедствиями; ликвидация последствий экологической катастрофы; ведение оборонительной войны.

  1. Закончите предложения: Коллегиальный орган общей компетенции, организующий претворение в жизнь законов - ... . Центральный орган отраслевого государственного управления - ... .
  2. Выберите правильные варианты:

Организационные формы реализации функций государства: решение кадровых вопросов; обеспечение делопроизводства; ведение статистики; исполнительная; правотворческая

  1. Закончите предложение. Политическая партия в РФ характеризуется следующими признаками: наличие программы; организационная структура; фиксированное членство; финансирование деятельности из государственного бюджета; формирование корпоративных норм поведения; отсутствие рядовых членов
  2. Назовите виды политических партий, существующих в современной России. Ответ проиллюстрируйте примерами.
  3. Назовите признаки, подтверждающие светский характер государства в современной России.
  4. Назовите органы законодательной (представительной) власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне и на региональном (на примере Кемеровской области). Каковы их основные функции?
  5. Назовите органы исполнительной власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне, на региональном (на примере Кемеровской области) и местном (на примере г.Новокузнецка).
  6. Приведите примеры реализации принципа демокартизма в организации и деятельности современного российского государства.

(экзамен, 2 семестр)

Тема : Взаимосвязь общества, права, государства

  1. Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию, как правовое государство. Какие признаки правового государства, на Ваш взгляд, реализуются в современной России в полном объеме, а какие – нет?
  2. Назовите институты гражданского общества в современной России.

Тема: Сущность права. Принципы и функции права.

  1. Оцените различные факты и явления государственно-правовой действительности с позиции реализации принципа гуманизма в правовой системе современной России.
  2. Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом:

Право – это то, что делает суд.

Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения.

Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Право – это совокупность норм, издаваемых государством.

Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.

Определите, к какой школе права относятся эти высказывания.

Тема: Основные правовые системы современности.

  1. К каким правовым семьям относятся правовые системы следующих стран: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Венгрия?

Тема: Общая теория права

  1. В чем различие правовых и нравственных норм, каковы объединяющие их черты?
  2. Выделите основные задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства.
  3. Сравните ФЗ и ФКЗ. Чем они отличаются?
  4. К результатам каких способов систематизации законодательства относятся ГК РФ и СЗ РФ?
  5. Выделите в российском праве отрасли публичного и отрасли частного права. Ответ обоснуйте.
  6. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использование другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет».

12. Какой является гипотеза нормы (сложной или простой), изложенной в статье 130 СК РФ: «Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания».

13. К какому виду (разрешающему, запрещающему, представительно-обязывающему) относятся следующие нормы Конституции РФ?

а) ч.2 ст.6: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные в Конституции РФ»;

б) ч.2 ст.45: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»;

в) ч.4 ст.109: «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации».

14. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыденному) относятся:

б) разъяснения о подоходном налоге в инструкции;

в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;

г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела;

д) разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления?

15. Какие из перечисленных правомочий предполагают наличие дееспособности, а для каких достаточно правоспособности: быть владельцем дома; покупать мотоцикл; быть автором художественного произведения; иметь счет в банке; принимать в подарок ценную вещь; быть нанимателем жилого помещения.

16. Задание на становление логического ряда: исключите лишнее понятие и назовите объединяющее перечисленные термины: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение.

17. Приведите пример правонарушений с формальным и с материальным составом.

18. Определите вид правонарушения:

а) Вера А. получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась;

б) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки;

в) управляющий в нетрезвом состоянии машиной Виктор П. сбил пешехода, в результате чего пешеход получил серьезную травму;

г) руководитель (владелец) малого предприятия, чтобы не платить по многочисленным счетам, объявил себя банкротом, для чего подделал финансовые документы;

д) в городе Н. была организована вооруженная автоматами и пистолетами группа для нападений на граждан и организации.

19. В приведенном ниже списке отметьте признаки правонарушения: виновность; исключительность; повторяемость; общественная опасность; наказуемость; противоправность; непредсказуемость.

20. Нормы каких отраслей права применяются в перечисленных случаях:

а) при назначении опекуна;

б) если граждан свершают обмен квартиры;

в) в случае забастовки учителей;

г) если совершено мелкое хулиганство;

д) при покупке коробки спичек;

е) если совершен угон автомобиля;

ж) если владелец автомобиля отдает его в ремонт.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

к государственному экзамену по теории государства и права

для студентов очной формы обучения

ЗАДАНИЕ № 1

вместе с гражданином Н. занимались в 1983 году скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. скрылся и был арестован только в 1994 году, когда данная статья была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована). Следователь заявил о том, что он намерен возбудить уголовное дело, так как в момент совершения валютных операций данная статья действовала.

Правомерно ли заявление следователя?

ЗАДАНИЕ № 2

«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 3

«Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

в) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления ».

ЗАДАНИЕ № 48

Какой из перечисленных актов является актом официального легального толкования

а) постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 01.01.01 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии»»;

б) постановление Конституционного суда РФ от 6 июля 1999 г. «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и3) Конституции Российской Федерации»;

в) постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.01.01 г. № 000 «О толковании норм Закона Нижегородской области «О выборах губернатора Нижегородской области».

ЗАДАНИЕ № 49

Определите вид толкования по объему?

«Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 50

Определите вид толкования по объему?

«Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров» (ст. 110 Конституции РФ)

ЗАДАНИЕ № 51

Определите вид толкования по объему?

«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

ЗАДАНИЕ № 52

Определите вид толкования по объему?

«Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности , несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств » (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 53

Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

ЗАДАНИЕ № 54

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

Определите вид толкования по объему?

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина, с которой студенты начинают освоение основных понятий и категорий юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

Сложный процесс формирования юридического образования начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры, представленные в данном разделе. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Цель занятия

Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.

Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:

1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).

1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).

Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).

Задание № 3. Составьте схемы:

3.1. "Классификация методов теории государства и права"

3.2. "Функции теории государства и права"

3.3. "Общая система наук"

Задание № 4.

4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Тип № 4 Тип № 5

4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:

5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

6.1.Закономерность____________________________________________

6.2.Концепция6.3.Парадигма_________________________________________________

6.4.Теория____________________________________________________ 6.5.Система___________________________________________________

6.6.Структура_________________________________________________

6.7.Наука

6.8.Функция__________________________________________________

6.9.Метод_____________________________________________________

6.10.Эксперимент______________________________________________

Практическая работа № 1.

Определение причинно- следственных связей происхождения государства и права.

Задача 1.

Задача 2.

Автосервисное предприятие «Алтин-Куль» установило сбор в размере 5 рублей с каждого автотранспортного средства, въезжающего на его территорию. Правомочна ли данная организация принимать подобные правила? Ответ обоснуйте с помощью теории форм права.

Задача 3.

Гр. Беляев, желая срочно приватизировать квартиру, обратился в отдел районной администрации по торговле к начальнику отдела Сутулову. Не получив однозначного решения по своему обращению, Беляев еще дважды явился на прием к Сутулову, но это не принесло положительного результата. Понимая, что дело затягивается искусственно из желания получить незаконное вознаграждение, Беляев ре- шил передать Сутулову взятку. Беляев вложил в конверт сумму в раз- мере 1000 рублей с запиской, в которой повторил свою просьбу и от- правил все заказным письмом на служебный адрес Сутулова. Содержимое конверта стало известно в администрации. Понесут ли Сутулов и Беляев юридическую ответственность, если да, то при какой форме вины?

Задача 4.


Иванов А. А., завершив учебу и получив диплом о высшем образовании, решил устроиться на работу. Собрав необходимые документы (заявление, диплом об образовании, паспорт, характеристику), он обратился в отдел кадров завода «Уралмаш», где заполнил анкету и прошел собеседование. После проверки всех документов Иванов был принят на работу в должности юриста, а директор завода издал приказ «О приеме Иванова А. А. на работу». С этого момента Иванов приступил к выполнению своих обязанностей. Покажите элементы механизма правового регулирования. Выделите фактический состав.

Задача 5.

Десятилетний сын депутата Государственной Думы РФ по неосторожности разбил автомобиль соседа по дому. Требуется ли предварительное согласие Государственной Думы РФ или ее Совета для возложения на депутата гражданско-правовой ответственности?

Практическая работа № 2.

Сравнение государства по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Задача 4.

Приведите примеры многонациальных и мононациональных федераций. Одновременно прокомментируйте принципы построения федерации.

Задача 5.

Назовите виды монархий и республик. Раскройте их черты, отметив достоинства и недостатки каждой формы правления. Выясните, сколько в настоящее время монархий. Правилен ли вывод о том, что 32 монархия – это устаревшая форма правления? Насколько юридически корректно утверждение о фактическом существовании в Великобритании не монархии, а республики?

Практическая работа № 3.

Выдвижение предложений по совершенствованию политической системы общества.

Задача 1.

Прокуратура Российской Федерации призвана осуществлять общий надзор за соблюдением законности в стране. К актам прокурорского реагирования относятся протест, представление, постановление. К какому элементу механизма государства и ветви государственной власти можно относить прокуратуру?

Задача 2.

К какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: Свердловская областная Дума, Правительство Республики Саха, Замоскворецкий межмуниципальный суд, трибунал Забайкальского военного округа.

Задача 3.

По действующему российскому законодательству криминальная милиция проводит дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Определите, органом общей или специальной компетенции является криминальная милиция?

Задача 4.

В каких исторических условиях был сформулирован и воплощен принцип разделения властей? Объясните назначение и организацию законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Возможно ли выделить иные ветви государственной власти? Что означает правило «сдержек и противовесов»?

Задача 5.

Допустимо ли в системе разделения властей определить доминирующую ветвь власти? Какой статус имеет законодательная власть с 36 учетом признания принципа народного суверенитета? Почему правя- щей считается та политическая партия, которая сформировала свое правительство, если даже она не имеет большинства в парламенте?

Практическая работа № 4.

Составление плана совершенствования правового государства.

Задача 1.

Задача 2.

Студент Анисов считает, что нормативный акт это изданный компетентным органом письменный документ, в котором формулируются правовые нормы. Студент Черкасов не согласился. Нормативным актом, по его мнению, является решение суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел. Кто из них прав, по Вашему мнению?

Задача 3.

Задача 4.

Задача 5.

Практическая работа № 5.

Механизм правового регулирования.

Задача 1.

В одной из областей Российской Федерации произошло наводнение, затопившее несколько десятков сельских населенных пунктов, тысячу гектаров земель сельскохозяйственного назначения и причинившее значительный материальный ущерб имуществу жителей области. Какие тип, методы и способы правового регулирования необходимо избрать областным органам государственной власти для преодоления последствий данного бедствия?

Задача 2.

По действующему уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации лицо, обвиненное в совершении преступления, имеет возможность встречаться с адвокатом, знакомиться с материалами дела, подавать жалобы прокурору. 42 Можно ли рассматривать перечисленное «правовыми льготами» данной категории субъектов права?

Задача 3.

Какие из перечисленных проектов законодательных актов не соответствуют предмету: а) правового, б) законодательного регулирования с точки зрения их названия: «О поддержке малых народов Севера», «Об административной ответственности за нарушение законодательства о торговле», «Об уважении исторического прошлого», «Об охране общественной морали», «О залоге», «О железнодорожных войсках», «О порядке заполнения таможенных деклараций иностранными гражданами», «Основы законодательства о градостроительстве», «О садоводческих товариществах», «Основы законодательства о животноводстве», «Об улучшении снабжения населения городов молоком и мясными продуктами», «Об охране памятников природы»?

Задача 4.

К какому виду (разрешающей, запрещающей, представительно- обязывающей) относятся следующие нормы Конституции РФ? 1. Ч. 2 ст. 6 «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ». 2. Ч. 2 ст. 45 «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». 3. Ч. 4 ст. 109 «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации»

Практическая работа № 6.

Функции государства.

Задача 1.

В государстве N действует однопалатный парламент; главой государства является президент, избираемый парламентом; правительство возглавляется премьер-министром; премьер-министр имеет право подписывать внешнеполитические соглашения. Определите форму правления данного государства.

Задача 2.

Десять независимых стран заключили договор об объединении в союз. В соответствии с этим договором создавался единый парламент, общий таможенный режим и единая валюта. Главы государств договорились встречаться не реже одного раза в месяц для решения важнейших вопросов. Определите форму государственного устройства в данном случае.

Задача 3.

В стране N действует принятая на референдуме Конституция. Но далеко не все ее статьи реализуются. Там работает двухпалатный парламент, который за последние два года трижды распускался. Главой государства является великий князь Сигизмунд, подписывающий 31 все законы, издаваемые парламентом. Жители этой страны имеют по Конституции около 40 различных прав и свобод. Определите, какой государственный режим установлен в стране N?

Задача 4.

Дайте определение и назовите признаки унитарного государства. Почему эта форма государственного устройства является наиболее распространенной? Возможна ли демократия в рамках унитарного государства? Какие унитарные государства называют централизованными и децентрализованными? Что такое автономия?

Задача 5.

Охарактеризуйте форму правления современного российского государства. Какие факторы необходимо учитывать, решая вопрос о предпочтительности для России президентской или парламентской формы правления?

Практическая работа № 7.

Сравнение правоотношений разных отраслей права.

Задача 1.

Гр. Савушкин хранил дома пистолет «ТТ» без регистрации в органах внутренних дел и без соблюдения порядка хранения огнестрельного оружия в жилых помещениях. Однажды его квартиру обокрали воры, которые взяли лежавший на антресолях пистолет. Савушкин сообщил о пропаже пистолета в числе других вещей следователю. Спрогнозируйте правовые последствия данного происшествия для преступника и потерпевшего.

Задача 2.

Гр. Цикальчук обратился в орган социальной защиты с заявлением об оформлении пенсии. Его попросили принести трудовую книжку, паспорт, 2 фотографии и документ, подтверждающий его участие в боевых действиях в Афганистане. Не имея возможности доработать оставшиеся до пенсионного возраста 16 дней по состоянию здоровья, Цикальчук оставил работу, о чем письменно уведомил руководство учреждения. Что входит в данном случае в фактический состав, порождающий оформление Цикальчуку пенсии?

Задача 3.

Гр. Поклонов передал в дар городской библиотеке коллекцию редких книг в количестве 7000 экземпляров без оформления какого-либо письменного соглашения. Через неделю, пожалев о случившемся, Поклонов явился в библиотеку с требованием вернуть ему книги обратно. Свое требование Поклонов мотивировал тем, что между ним и городской библиотекой не возникло никакого правоотношения. Представитель библиотеки утверждал, что по поводу книг Поклонова у библиотеки уже возникли правоотношения с читателями. Кроме того, на каждую книгу заполнен формуляр, а некоторые старинные издания восстановлены силами библиотеки и за ее счет. Чья позиция представляется Вам правомерной?

Задача 4.

Гр. Рудневу мешал отдыхать собачий лай, доносившийся по ночам из соседской квартиры. Подкараулив однажды собаку соседей на лестничной площадке, Руднев жестоко побил ее. Субъектом или объектом правоотношения выступает в данном случае собака?

Задача 5.

Гр. Телогрейкин неоднократно судился с бывшей женой из-за раздела совместно нажитого имущества. И всякий раз его не устраивало судебное решение. Он подавал кассационные жалобы, и судебное разбирательство по его делу возобновлялось. В данном случае имеет место длящееся во времени процессуальное правоотношение или комплекс самостоятельных правоотношений? И какой (какие) нарушенный факт (факты) породил это правоотношение (правоотношения)?

Практическая работа № 8.

Толкование норм права.

Задача 1.

Какие из перечисленных договоров можно отнести к нормативным: договор между администрацией предприятия; профсоюзами и коллективом работников данного предприятия; соглашения о сотрудничестве между Правительством Свердловской области и администрацией Республики Якутия; договор купли-продажи кондитерской фабрики; договор найма жилого помещения; соглашение о намерениях между банками «А» и «Б»?

Задача 2.

Жилищно-эксплуатационная организация дома № 7 по ул. Чкалова заключила договор с ООО телеателье «Седьмое небо» о подключении кабельного телевидения жильцам дома. Стоимость каждого отдельного подключения предусматривалась в размере 390 рублей. Узнав об этом, некоторые жильцы № 7 отказались произвести оплату. Тогда ЖЭО пригрозила административными штрафами. Имеет заключенный договор силу нормативного договора, обязательного для неопределенного круга лиц?

Задача 3.

Давая определение одной из форм права, студент Лосев сказал следующее: «Правовой обычай – это решение суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел». На что студент Морозов возразил: «Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, и санкционируемое государством в качестве общеобязательного правила». Кто из них прав?

Задача 4.

Студент Анисов считает, что нормативный акт – это изданный компетентным органом письменный документ, в котором формулируются правовые нормы. Студент Черкасов не согласился. Нормативным актом, по его мнению, является решение суда по конкретному делу, ставшее затем обязательным правилом для решения аналогичных дел. Кто из них прав, по Вашему мнению?

Задача 5.

Решением администрации и профсоюзного комитета в правилах внутреннего распорядка ООО «Северо-Западный» было включено условие, согласно которому наряду с другими мерами взыскания за нарушение трудовой дисциплины администрация вправе применить денежный штраф к лицам, виновным в изготовлении бракованной продукции. Законно ли указанное дополнение в правилах внутреннего распорядка?

Практическая работа № 9.

Сравнивание разных видов правонарушений и юридической ответственности.

Задача 1.

Гр. Мухопад, желая изменить свою фамилию на фамилию «Мухин», явился в орган регистрации актов гражданского состояния по месту жительства с соответствующим заявлением. Но его доводы в пользу перемены фамилии работники ЗАГСа сочли не заслуживающими уважения. Тогда заявитель в хулиганской форме оскорбил присутствующих должностных лиц, заметив, что по закону причину изменения ФИО он объяснять не обязан. Прибывший на место инцидента охранник ЗАГСа, не разобравшись в ситуации, применил к Мухопаду боевой прием и сломал ему руку. В ответ заявитель грубо оскорбил его. Какие виды правонарушения и кем были совершены в данном случае?

Задача 2.

Гр. Беляев, желая срочно приватизировать квартиру, обратился в отдел районной администрации по торговле к начальнику отдела Сутулову. Не получив однозначного решения по своему обращению, Беляев еще дважды явился на прием к Сутулову, но это не принесло положительного результата. Понимая, что дело затягивается искусственно из желания получить незаконное вознаграждение, Беляев решил передать Сутулову взятку. Беляев вложил в конверт сумму в размере 1000 рублей с запиской, в которой повторил свою просьбу и отправил все заказным письмом на служебный адрес Сутулова. Содержимое конверта стало известно в администрации. Понесут ли Сутулов и Беляев юридическую ответственность, если да, то при какой форме вины?

Задача 3.

Забарин, освободившись из мест лишения свободы, имел намерение получить с подельника давний денежный долг. В один из вечеров он дождался подельника Тараненко на лестничной площадке у его квартиры. Забарину пришлось полчаса ожидать, когда Тарасенко вернется с работы. В момент встречи Забарин оскорбил Тарасенко и нанес ему удар в лицо. Началась драка. Тарасенко удалось навалиться на Забарина и с силой сдавить ему шею. Теряя сознание, Забарин оттолкнул Тарасенко, и тот, свалившись навзничь с лестницы, на месте скончался. 51 Виновен ли Забарин в причинении смерти Тарасенко, если да, то при какой форме вины он понесет юридическую ответственность?

Задача 4.

Коровин совершил кражу по предварительному сговору группой лиц совместно с Быковым. На момент совершения преступления Коровин достиг возраста 15 лет, Быков – 13 лет. Правильно ли квалифицированы действия Коровина и Быкова как совершение кражи по предварительному сговору группой лиц?

Задача 5.

Гр. Жаров писал анонимные жалобы на своих шумных соседей в различные правоохранительные органы: в милицию, в прокуратуру, в службу безопасности. Но там, видимо, его анонимки остались без рассмотрения. Тогда Жаров решил сам проучить нарушителей его спокойствия: он вымазал их двери зеленой краской. При задержании участковым милиционером Жаров говорил в свое оправдание, что государственные органы не предприняли никаких мер, вынуждая его к решительным действиям. Являются ли указанные обстоятельства освобождающими Жарова от юридической ответственности?




Top