Заключение о возможности гражданина быть опекуном. Без попечения родителей, в семью на воспитание в иных. ООП и имущество подопечных

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина 1,
о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем)2

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга

(с указанием

почтового индекса)

Проживающий(щие) по адресу

(с указанием почтового

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью).

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующихпринятию ребенка на воспитание в семью)

Материальное положение (имущество, размер заработной платы , иные виды доходов,
соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе)

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Заключение о возможности/невозможности

(фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя(-лей))

быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)3:

(решение о возможности/невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители)

принимается с учетом пожеланий граждан(ина) относительно количества и состояния здоровья детей,

в случае принятия решения о невозможности быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны

(попечители) должны быть указаны причины отказа 4)

_____________________________

1 Гражданам, состоящим в зарегистрированном браке, оформляется одно заключение.

2 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Если заключение оформлено на нескольких листах, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью органа, выдавшего заключение.

3 Указывается в зависимости от выбранной формы семейного устройства.

4 Указываются нормы нормативных правовых актов , в соответствии с которыми принято решение о невозможности граждан(ина) быть кандидатами(ом) в усыновители или опекуны (попечители).

Приложение N 13

без попечения родителей,

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: Кузнецова Мария Ивановна.

Дата рождения: 17.11.1980,

Дата рождения: 11.12.1980, 628285, г. Урай, ул. Ленина, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Урай, ул. Пионеров, .

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Кузнецовы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Кузнецова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Марии Ивановны от первого брака.

Супруги Кузнецовы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Урае проживают родители Марии Ивановны, которые поддержали супругов Кузнецовых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Мария Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Мария Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Семья Кузнецовых проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Кузнецовых состоит из заработной платы Марии Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Кузнецовы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Супруги Кузнецовы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

В соответствии с Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая документы, представленные гражданами, акт по результатам обследования жилищно-бытовых условий семьи, управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска считает возможным поставить на учет Кузнецову Наталью Ивановну Кузнецова Сергея Николаевича в качестве кандидатов в опекуны одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Приложение N 13

к Порядку формирования, ведения

и использования государственного

банка данных о детях, оставшихся

без попечения родителей,

утвержденному Приказом Минобрнауки

России от 01.01.2001 N 101

Бланк органа опеки
и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина,
о возможности гражданина быть опекуном

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) одного супруга: .

Дата рождения: 17.11.1980, зарегистрированная по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Ф. И.О. (полностью, отчество – при наличии) второго супруга: .

Дата рождения: 11.12.1980, зарегистрированный по адресу: 628285, г. Урай, ул. Мира, .

Проживающие по адресу: 628285, г. Ханты-Мансийск, ул. Пионерская, .

Характеристика семьи (состав, длительность брака (при наличии повторного брака указать наличие детей от предыдущего брака), опыт общения с детьми, взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью, характерологические особенности кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели); при усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов указать наличие согласия второго супруга на усыновление (удочерение), при установлении опеки (попечительства) – согласие всех совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью):

и состоят в браке с 10.08.2011. Супруги Ивановы имеют опыт общения с детьми, так как воспитывают совместного ребенка, Иванова Кирилла Сергеевича, 10.12.2004 года рождения, и Никифорову Ольгу Александровну, 01.05.2000 года рождения, дочь Натальи Ивановны от первого брака.

Кирилл и Ольга выразили письменное согласие на прием в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Супруги Ивановы считают свою семью дружной, отношения между членами семьи основаны на взаимопонимании и уважении.

В городе Ханты-Мансийске проживают родители Натальи Ивановны, которые поддержали супругов Ивановых в решении принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По результатам психологического обследования Сергей Николаевич характеризуется такими личностными качествами, как уравновешенность, терпеливость, рациональность. Ориентирован на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности семьи. Наталья Ивановна отличается практичностью, терпеливостью, дружелюбием. Отличается устойчивостью интересов и социально приемлемым поведением. Супруги ориентированы на семью, семейные ценности и интересы, склонны к установлению адекватной заботы над детьми.

Образование и профессиональная деятельность:

Наталья Ивановна имеет высшее педагогическое образование. Трудоустроена учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Сергей Николаевич имеет среднее специально образование. Трудоустроен водителем в.

Характеристика состояния здоровья (общее состояние здоровья, отсутствие заболеваний, препятствующих принятию ребенка на воспитание в семью):

и Сергей Николаевич имеют хорошее физическое и психическое состояние здоровья. У них отсутствую заболевания, препятствующие к принятию ребенка на воспитание в семью, что подтверждено заключениями о результатах освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выданными 17.11.2015 бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», г. Урая.

Материальное положение (имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе):

Семья Ивановых проживают в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью 85 кв. м., принадлежащем супругам по ½ на праве собственности.

Доход семьи Ивановых состоит из заработной платы Натальи Ивановны и Сергея Николаевича. Ежемесячный совокупный доход семьи составляет 75 000 рублей, что позволит при приеме подопечного ребенка обеспечить каждому члену семьи прожиточный минимум, установленный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Мотивы для приема ребенка (детей) на воспитание в семью:

Главным мотивом для принятие ребенка на воспитание в семью супруги Ивановы считают желание подарить заботу и внимание ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Пожелания по кандидатуре ребенка (детей) (количество детей, пол, возраст, состояние здоровья и др.)

Супруги Ивановы желают принять в свою семью одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 10 до 14 лет, имеющего удовлетворительное состояние здоровья.

Заключение о возможности/невозможности граждан быть кандидатами в опекуны:

Согласно справке Информационного центра Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре следует, что у Иванова Сергея Николаевича имелась судимость за преступление, совершенное по части 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данное преступление относится к категории против семьи и несовершеннолетних, что в соответствии с частью 1 статьи 146 Семейного кодекса является основанием для отказа в назначении опекуном несовершеннолетнего гражданина.

В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, учитывая наличие у гражданина судимости за преступления, относящегося к категории против семьи и несовершеннолетних, администрации города Урая приходит к выводу о невозможности Ивановой Натальи Ивановны и Иванова Сергея Николаевича быть опекунами несовершеннолетнего гражданина.

Время чтения: 5 минут

Органы опеки и попечительства – это службы государственного значения, на которых возложена задача защищать интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они относятся к органам исполнительной власти или местного самоуправления и осуществляют свои функции на всей территории РФ. Поэтому все, у кого есть маленькие дети, время от времени сталкиваются с представителями ООП.

Что собой представляет опека и попечительство

Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Законодательство

Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который предусматривает основные права и обязанности органов ООП и круг их полномочий.

Отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами. Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами:

  • от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на . Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

  • выявление случаев сиротства;
  • передача детей, лишенных родительского присмотра, в ;
  • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
  • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
  • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширен.

Пройдите социологический опрос!

Защита прав детей, оставшихся без родительского попечения

Ребенок может лишиться попечения родителей по разным причинам:

  • их смерть,
  • длительное отсутствие,
  • отказ выполнять родительские обязанности;
  • ограничение в их выполнении и другие.

В таких случаях функции защиты несовершеннолетних берут на себя компетентные учреждения.

Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних определяются законом. При выявлении сирот в первую очередь разыскивают имеющихся родственников, обеспечивают детей временным жильем.

В дальнейшем Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей:

Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка направлена на учет детей-сирот и контроль за условиями их содержания.

Разновидности социальной помощи для детей-сирот

Государство всячески поддерживает детей, которые остались без родителей. Форма поддержки зависит от того, куда устроен несовершеннолетний.

Так, гражданам, которые приняли детей к себе на содержание, выплачивается:

  • единовременное пособие;
  • ежемесячные выплаты на каждого несовершеннолетнего;
  • помощь, которую получают обычно родители (до достижения ребенком трехлетнего возраста, на ребенка-инвалида и так далее).

Защита интересов и прав и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им:

  • льгот на проезд в городском или пригородном транспорте;
  • ежегодных путевок на санаторно-курортное лечение и в оздоровительные лагеря;
  • жилья по договору найма;
  • специализированного жилого помещения;
  • бесплатного места в общежитии и так далее.

Контроль за органами опеки и попечительства

Многих интересует, кому подчиняются органы опеки и попечительства. Стоит обратить внимание на то, что на федеральном уровне органов с подобными функциями нет. Все они относятся либо к исполнительной власти области либо же к местному самоуправлению. Поэтому понять, кто кому подчиняется, можно лишь в каждом конкретном случае на местах.

Отметим, что единый центр опеки и попечительства, который бы мог решить все вопросы, пока не создан.

Выводы

Все, что так или иначе связано с защитой прав несовершеннолетних, лишенных родительского попечительства или недееспособных лиц, обязательно проходит через ООП. Их в обязательном порядке задействуют при рассмотрении дела о лишении родительских прав. Структура органов в каждом регионе может отличаться, но функции они выполняют одни и те же.

Оперативно узнавать актуальные новости в социальной сфере можно благодаря интернету. Главное – правильно выбрать источник. Много полезной информации для тех, кому нужна помощь и кого интересует опека и попечительство, содержит официальный сайт РФ (регионального министерства или департамента).

Основные задачи и цели органов опеки и попечительства: Видео

Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Прежде чем установить опеку (попечительство) над Установить опеку (попечительство) можно над ребенком, у которого оба или единственный родитель:

  • умерли (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);
  • лишены родительских прав (ограничены в родительских правах);
  • признаны недееспособными;
  • по состоянию здоровья не могут воспитывать детей;
  • не могут в течение некоторого длительного времени находиться с ребенком;
  • уклоняются от воспитания;
  • отказались взять своих детей из образовательных, медицинских, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций;
  • создавали своими действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • признаны без вести пропавшими;
  • дали согласие на усыновление ребенка;
  • подкинули ребенка;
  • находятся в местах лишения свободы;
  • не достигли 16 лет.
">ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей , необходимо получить заключение органа опеки о возможности быть опекуном (попечителем). Это промежуточный этап в процедуре установления опеки (попечительства).

Документ даст вам возможность:

  • если вы еще не знаете, кого хотите взять под опеку (попечительство), - получить доступ к базе данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и познакомиться с ребенком;
  • установить опеку (попечительство), заключить договор о создании приемной или патронажной семьи.

Если вы не Близкие родственники: бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры.

">близкий родственник или мачеха (отчим) ребенка, которого хотите взять под опеку (попечительство), перед получением заключения вам нужно пройти . Независимо от того, родственник вы ребенку или нет, для получения заключения вы должны соответствовать всем Установить опеку (попечительство) над ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, могут дееспособные совершеннолетние граждане, за исключением:
  • лишенных (ограниченных) в родительских правах;
  • отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением тех, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющих заболевания, препятствующие усыновлению: туберкулез органов дыхания (I и II группы диспансерного наблюдения), инфекционные заболевания, наркомания, токсикомания, алкоголизм, психические расстройства или расстройства поведения, злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий (злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий - только после проведения радикального лечения), инвалидность I группы;
  • состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • не прошедших подготовку (подготовка не требуется близким родственникам детей).
">критериям опекуна (попечителя)
.

Для получения заключения вам нужно подать заявление и пакет документов в органы социальной защиты. Затем, если с документами все будет в порядке, пройти проверку условий жизни. Если сотрудников органов опеки устроят ваши жилищно-бытовые условия и отношения, сложившиеся в кругу семьи, вам выдадут разрешение на опеку (попечительство).

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на ;
  • запрос характеристики на родителя ;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика ;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

Заключение

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

Также ООП:

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Закона N 48-ФЗ).

Лица, которые могут быть опекунами (попечителями)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. При этом не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. п. 1 , 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117):

1) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

2) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

3) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

4) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

5) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

6) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 3 ст. 36 ГК РФ).

Порядок оформления опеки или попечительства

Если вы решили стать опекуном или попечителем ребенка, то рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Пройдите специальную подготовку (если ранее вы ее не проходили)

Подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, можно пройти в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 (далее — Порядок)).

Обратитесь с письменным заявлением и паспортом в любую организацию, осуществляющую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от места своего жительства (п. п. 12 — Порядка).

Пройдите обучение и получите свидетельство о прохождении подготовки (п. п. 11 , Порядка).

Подготовка осуществляется на безвозмездной основе (п. 5 Порядка).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы для установления опеки или попечительства над ребенком

Если у вас нет заключения о возможности быть усыновителем, то для установления опеки или попечительства над ребенком вам потребуется паспорт и следующие документы (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423):

1) заявление с просьбой о назначении опекуном или попечителем;

2) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев;

3) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства (не обязательно);

4) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования (не обязательно);

1) заключение о возможности быть усыновителем;

2) заявление о назначении опекуном или попечителем;

3) письменное согласие совершеннолетних членов вашей семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с вами.

Шаг 3. Представьте документы в орган опеки и попечительства

Для получения заключения о возможности быть опекуном или попечителем подайте документы в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Документы можно подать:

1) лично (с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность);

2) через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

3) с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (реализовано не везде);

4) непосредственно через сайт органа опеки и попечительства (если на нем реализована такая возможность);

5) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (реализовано не везде) (п. 5 Правил).

Шаг 4. Предоставьте возможность органам опеки и попечительства ознакомиться с вашей семьей и условиями вашей жизни

После представления комплекта документов в течение трех дней ваше место жительства должен посетить специалист органа опеки и попечительства для знакомства с вашей семьей и условиями вашей жизни.

Шаг 6. Подберите ребенка

Имея заключение, вы можете приступать к подбору ребенка. Если по месту вашего проживания нет детских учреждений для детей-сирот или вам не удалось подобрать ребенка, можно обратиться к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта РФ или в федеральный банк данных Министерства образования и науки РФ (п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Минобрнауки России от 15.06.2015 N 588).

В органе опеки и попечительства вас должны проконсультировать о порядке подбора и предоставить сопутствующие документы.

Шаг 7. Оформите опеку (попечительство) над ребенком

После подбора ребенка обратитесь в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением об оформлении опеки. Орган опеки и попечительства примет решение о назначении вас опекуном (или попечителем) или об отказе в этом. Решение органа опеки и попечительства оформляется в форме акта (п. 9 Правил).

Обратите внимание!

Для опекунов и попечителей ребенка предусмотрено право на ежемесячный налоговый вычет по НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). При этом ежемесячное вознаграждение за осуществление опеки, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки, подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке (ч. 2 ст. 16 Закона N 48-ФЗ; п. 1 ст. 210 НК РФ; Письмо ФНС России от 22.12.2015 N БС-4-11/22519@).




Top