1720 год порядок прохождения службы чем определился. Генеральный регламент: структура, суть и значение. Вопросы и задания

28 февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент, по которому в законодательном порядке была определена внутренняя организация коллегий, их структура, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведения чиновников, убранство «камор» -- присутственных мест. Организация работы с документами: правила регистрации, контроля за исполнением документов, порядок их составления, удостоверения.

В соответствии с его требованиями аппарат коллегии включал присутствие, канцелярию, контору (рис. 1.1).

коллежское приказное делопроизводство регламент

Рис. 1.1.

Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент мог иметь личного секретаря. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и вахмистра. Конторы создавались для ведения «счетных дел». Возглавлял контору камерир, в его подчинении находились камор-шрейберы.

В коллегиях также предусматривались должности вахмистра, фискала.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту представлены на рис. 1.2.

Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию их ведения.

Рис. 1.2.

Была введена обязательная регистрация документов, которые регистрировались в журналах, названных: «повседневная записка», «росписи», «регистратура» -- книги А.В.С.Д.

Генеральный регламент ввел понятие об архивах. В 44-й главе установлено, что архивы делятся на три категории:

  • § текущие, создаваемые при канцеляриях;
  • § ведомственные (архивы коллегий);
  • § государственные (исторические), в которые всеми коллегиями передавались документы, нужны для справок.

Документы хранились в текущем архиве три года и помещались в обложку, на которой указывалось краткое содержание дела, даты его начала и окончания. На все документы дела составлялась внутренняя опись.

Виды документов приказного делопроизводства

Реформаторская деятельность в административной сфере оказала большое влияние на состав официальных документов и их формуляр.

Возникло много новых видов документов, некоторые получили новые наименования. Их определения даны в Генеральном регламенте.

Виды документов, служившие для обмена информацией между учреждениями, определялись их соподчиненностью.

От царя и Сената в коллегии и из коллегий в местные учреждения направлялись распорядительные документы в формеуказов. Подчиненные учреждения и должностные лица посылали в вышестоящие учреждения (например, коллегии в Сенат, местные учреждения в коллегии) рапорты и доношения.

В XVIII в. появляется новый вид документа -- протокол. Его назначение, правила составления и оформления подробно изложены в специальной статье Генерального регламента.

Частные лица продолжали обращаться в государственные учреждения в форме челобитных, затем их стали называть «прошения челобитчиковы». В последней четверти XVTII в. за этим видом документа прочно закрепилось наименование «прошение».

Продолжают развиваться другие системы документации.

Для переписки между военными в XVIII в. характерны такие виды документов, как рескрипты, реляции, рапорты, донесения, приказы, ордера, предписания. Учет численного состава фиксировался в штатах, табелях, списках, ведомостях. Ход военных действий отражался в дислокациях, диспозициях, предположениях и др. Договорные отношения с иностранными государствами закреплялись в трактатах, договорах, конвенциях, инструментах, протоколах. Для переписки с иностранными государствами использовали ноты, мемуары, меморандумы, письма; дипломаты отправляли на родину реляции, письма, депеши. Судебная документация состояла из допросов, клятвенных обещаний, показаний; результат судебного разбирательства отражался в приговорах, определениях, выписках из журналов. Для бухгалтерского учета вели баланс -- особую таблицу, показывающую состояние хозяйственной деятельности на определенную дату, главную книгу, где систематизировали все хозяйственные операции. В этот период в России начинают применять термины «баланс», «дебет», «кредит», «бухгалтер».

Статистический учет вели в подушных переписях, названных ревизиями. Результат ревизий фиксировался в «ревизских сказках», на основании которых составлялись губернские сводки.

В XVIII в. складывается система документации по личному составу. Введены формулярные (послужные) списки -- документ, дающий полное представление о находящемся на государственной службе (от семейного положения до выхода в отставку или на пенсию).

Коренным образом изменился формуляр документа в связи с переходом на листовую форму ведения делопроизводства.

Из текста выделяются реквизиты: адресат, автор, вид документа, подпись, дата составления (подписания), дата получения документа, скрепы, регистрационные номера (исходящий и входящий). Легко определить вид документа в XVIII в., так как наименование вида почти всегда указано в документе.

Документ начинали с обозначения адресата, который писали вдоль верхнего поля листа: «В Правительствующий Сенат», «В Государственную Юстиц-коллегию». Автор указывался под адресатом: «Из Тульского уездного суда».

Введение в 1722 г. в действие «Табели о рангах» повлияло на документирование, так как с этого времени при письменном обращении к должностному лицу стали употреблять титулы: высокопревосходительство, превосходительство, высокородие, высокоблагородие, благородие. Писали также частные титулы, присвоенные по должности (господин генерал, господин тайный советник и т. д.). Третий вид титулов был связан с происхождением. Такими титулами были: «светлость» (для князей), «сиятельство» (для князя и графа), «благородие» (для дворян, включая баронов).

В XVIII в. на документе перед текстом стали указывать наименование вида документа и, иногда, его краткое содержание: «рапорт о получении указа».

Документы в XVIII в. обязательно подписывались должностными лицами.

В левом нижнем углу документа проставляли дату подписания: «Генваря 21 дня 1753 года».

Исходящий регистрационный номер писали вдоль поля документа.

При получении документа в левом верхнем углу проставляли входящий регистрационный номер и дату получения: «Получено июля 15 дня 1745 года».

Документы в ряде случаев скреплялись печатью. В Генеральном регламенте в 13-й главе определен порядок пользования печатями.

В 1775 г. Екатериной II осуществлена административная реформа, в результате которой был издан закон, названный «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».

В начале 18 века проведены реформы Петра I. Важнейшая из них – реформа государственного аппарата, в результате которой создана новая система управления (Сенат, Синод). «Генеральный регламент» стал обобщающим документом и первым законодательным актом, в котором был прописан не только весь порядок работы коллегий, ведения в них делопроизводства, но и обязанности каждого работника канцелярии. Это новый тип организационного документа, прообраз всех последующих регламентов, в том числе в наши дни – Регламента Государственной Думы. В «Генеральном регламенте» перечислены созданные к этому году коллегии, служба в которых являлась присяжной должностью, определенно их устройство, тщательно расписан весь порядок работы, должностной состав. Половина глав посвящена порядку работы коллегий – начало работы, время отпусков, прием посетителей, награждения, наказания работников и т.д.

Остальные главы касаются непосредственно работы с документами и должностных обязанностей служащих канцелярий. Возглавлял коллегию президент. Кроме личного секретаря президента, притом, что вся работа коллегий была связана с документами, как фиксирующими ее непосредственную деятельность, так и получаемые извне, в коллегии существовало специальное структурное подразделение, занимающееся делопроизводством, - канцелярия, которой посвящены специальные главы «Генерального регламента».

2. Табель о рангах (1722) законодательный акт о регламентации государственной службы в России.

24.01.1722 был введен «Табель о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины…» - законодательный акт, по которому государственная служба была разделена на гражданскую, военную и придворную. Каждая разновидность службы делилась на 14 ступеней – классов. «Чины давались за службу в порядке постепенности и обозначали степень деловой подготовки служащих и их пригодность к занятию определенных должностей». Чины от I до IX класса по службе могли получить потомственное дворянство, от X до XIV – личное дворянство. Простейший анализ «Табели о рангах» показывает, что работники канцелярий имели высокие чины, например, профессора при академии получали чин IX класса, такой же, как сенатские протоколисты, переводчики и секретари коллегий; бургомистры от магистратов в губерниях – чин X класса. Начиная с XVIII века эволюция «Табели» шла в направлении ее упрощения, уточнения названий чинов и их места в служебной иерархии. Одним из главных организационных принципов государственной службы было обязательное прохождение всей служебной лестницы снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе чиновник должен был прослужить известный минимум лет, но за особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Таким образом, служба начиналась с работы с документами и чины с XIV по X можно было получить, работая в канцелярии.

3. Системы документаций: основные функции.

Система документации - это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

Функции: прогнозирование и планирование, финансирование, организационно-распорядительная деятельность, учет и отчетность, материально-техническое обеспечение.

«Культура эпохи Петра» - Развитие науки. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого. Значение реформ в области культуры. Начало русского флота. Задание на урок. Реформа в области быта. Наряду с иностранцами- Д. Трезини, Б.Растрелли работали и русские зодчие - И.Коробов, М.Земцов. В н.18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства.

«От февраля к октябрю» - Двоевластие. Заполните таблицу. Россия от Февраля к Октябрю 1917г. Каковы реальные шансы на историческую перспективу Петроградского Совета и Временного правительства. Вопросы для обсуждения. Проанализируйте высказывания и заявления российского обывателя летом, осенью 1917года. Тема урока. План урока.

«Преобразования Петра» - Участвовал в переговорах и в заключении «Вечного мира» с Польшей. Информатизация общества предъявляет новые требования к выпускнику школы. В чем вы видите недостатки реформ? ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Мотивационный этап. - Здравствуйте! Пояснительная записка. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената.

«Праздник 23 февраля» - Тот герой, кто за Родину горой. Один в поле не воин. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Только Армия всех защищает, Не дает обижать сыновей! Смелость города берет. Тяжело в учении – легко в бою. Родина – мать, умей за нее постоять. Жить – Родине служить! День первой победы стал днем рождения армии.

«Регламент органа исполнительной власти» - Типовой регламент взаимодействия фоив. Регламент доступа к информации о деятельности органа власти. Порядок работы с обращениями граждан и организаций XIII. Способы доступа к информации. Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти. Порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти IV.

«23 февраля история праздника» - Совместная воздушно-наземная боевая операция на широком фронте с привлечением значительных сил и средств. Была проведена с 23 - 26 января 1989 года. Афганистан(операция “Тайфун”). Афганистан(операция”магистраль”). Афганистан. Афганистан(“Куфабские рейды”). История праздника. Была проведена с 23 ноября по 10 января 1987-1988 гг.

С развитием и укреплением государственности в Российской империи необходимо было создать четкую структуру государственного управления, которое должно было базироваться на единых принципах делопроизводства. Петр Первый как царь-реформатор просто не мог не создать такого документа, как Генеральный регламент.

Как создавался документ?

Определенная безусловно, существовала и до введения Генерального регламента в действие. Как гласят многие источники, в начале 18 века в Российской империи существовали коллегии по различным направлениям государственной политики. Проблема состояла в том, что четко не были определены полномочия должностных лиц данных государственных органов.

Генеральный регламент Петра 1 базировался на основе принципов организации государственной власти, которые действовали в передовых на тот момент странах Европы. Например, в Швеции в 1718 году был принят устав, который послужил для царя Петра образцом. Но автоматически подстраивать нормы шведского под российскую жизнь царь не решился, поэтому 11 июня 1718 года был издан указ, согласно которому необходимо было сопоставить нормы шведского делопроизводства и законодательства с российскими по всем аспектам государственного управления. Такое задание получили 3 основные военное управление и ревизион-коллегия. В 1719 году проект документа был уже готов. Прежде чем попасть на подпись к императору, проект должен был утвердить сенат. Этот этап в принятии важного для Российской империи документа был пройден достаточно быстро, а вот с подписанием у царя и, соответственно, получением юридической силы возникла странная заминка. Царь подписал его только спустя год после принятия в Сенате.

Структура документа

Отметим, что структура и суть норм, заложенных в тексте устава, соответствовали передовым на тот момент нормам права. Важной частью текста была преамбула, в которой указывались причины принятия и задачи, которые должны быть решены вследствие принятия данного документа. Генеральный регламент 1720 года состоял из 56 глав, которые были примерно одинаковы по размеру. Текст каждой главы нес достаточно большую смысловую нагрузку, был очень конкретным и четко решал суть вопроса, который был важен для эффективности государственного управления.

Генеральный регламент и его задачи

Как уже мы отмечали, в преамбуле были отмечены определенные задачи, которые должно было решить принятие документа. Приведем перечень этих вопросов:

  • четкое делами;
  • систематизация государственных доходов;
  • четкая работа органов юстиции и российской полиции;
  • защита прав законопослушных граждан.

Как понимать суть этих заданий? Именно во время правления Петра Россия стала более современным государством. После своих поездок по Европе царь понял, что государственное управление - это то дело, в котором должны быть четкость и порядок. Системность в управлении страной нужна для того, чтобы власть знала обо всех процессах, которые происходят в обществе, во избежание неожиданных поворотов событий.

Суть основных положений регламента

Глава 1 установила, что все члены коллегий должны при вступлении в должность принимать присягу на верность государству. Нормами главы 2 устанавливалась шестидневная Также регламентирвалась длительность рабочего дня. Если член коллегии покинет свое на час раньше окончания рабочего дня, то он может быть лишен зарплаты на неделю. Прослеживается порядок взаимодействия коллегий, как фактических с Сенатом (законодательная власть). Президенты коллегий каждый четверг приезжали на заседание Сената, где отчитывались о работе и получали задания.

Как проходили заседания? Обязательно велся протокол, в котором отмечались все вопросы и предложения, которые коллегия рассматривала. За ведение протокола отвечал нотариус. Принцип коллегиальности при вынесении решений предусматривал присутствие на собрании коллегии всех или большинства членов.

Коллегия также имела связь с органами, которые находились в регионах. Генеральный регламент (год принятия 1720) утвердил безоплатность почтовой пересылки корреспонденции от коллегии в адрес губернаторств и воеводств, а также в обратном направлении. Другой связи между центральными и местными органами власти на тот момент быть не могло, потому что даже телефон появился ближе к концу 19 века.

Добавим, что в тексте документа речь идет о полномочиях различных должностей в коллегиях, о порядке предоставления отпусков и правилах ведения деловодства в органах государственной власти.

Заключение

Генеральный регламент - это важный документальный источник по Утратил свою юридическую силу в 1833 году после принятия Свода законов Российской империи.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Петр I
Генеральный регламент
1720 г.

Понеже Е.Ц.В. всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления и исчисления своих приходов и поправления полезности юстиции и полиции (то есть росправе судной и гражданстве), тако же ради возможного охранения своих верных подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерции, художеств и мануфактур и доброго учреждения своих морских и земских пошлин и ради умножения и приращения рудокопных заводов и прочих государственных нужд, следующия к тому потребныя и надлежащия Государственные коллегии учредил. <…>

И во оных президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцеляристов и конторских служителей, а более из своих собственных подданных определил, такожде и потребные канцелярии и канторы при том учредить.

Того ради Е.Ц.В. за потребно рассудить изволил, всем в вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся вышним и нижним служителям обще и каждому особо сим Генеральным Регламентом во известие <…> всемилостивейшее свое повеление в нижеписанных пунктах объявить.

Глава первая
О присяжной должности

Государственных Коллегиев члены, також и прочии чины гражданския, обще и каждый особо, имеют паче все Е.Ц.В. и Е.В. государыне царице и высоким наследникам верные, честные и добрые слуги быть, пользу и благополучие их, всяким образом и по вси возможности искать и споспешествовать, убыток вперед и опасность отвращать и благовременно о том объявлять, как сие честным людем и подданным Е.Ц.В. пристойно и принадлежит. <…>

Глава вторая
О преимуществе коллегии

1. Понеже все Государственные Коллегии токмо под Е.Ц.В. особливым, також и Правительствующего Сената указами обретаютца, буде же Сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что Е.В. указам и высокому интересу противно, то Государственному Коллегию не должно того вскоре исполнять, но иметь в Сенате о том надлежащее письменное предположение учинить.

2. И ежели Сенат, невзирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то Сенат в том ответ давать повинен.

3. А Коллегиум по письменному указу сенатскому исполнять и потом Е.Ц.В. об этом донести должен.

4. А ежели не известит, то Коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды.

5. Того ради изволяет Е.Ц.В. всякие свои указы в Сенат и в Коллегии, також и из Сената в коллегии ж отправлять письменно, ибо как в Сенате, так и в Коллегиях словесные указы никогда отправляемы быти не надлежит.

Глава третья
О назначенных к сидению днях и часах

1. Коллегиям сидение свое иметь во всякой недели, кроме воскресных дней и господских праздников и государственных ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверг обыкновенно президентом в сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу; и быть по 5 часов.

2. А ежели важные дела случатца, которые умедлены быть не имеют, но вскоре окончаны, то долженствует, по изобретению дел и обстоятельств, или всему коллегию или некоторым членам, по определению от Коллегии, не смотря на помянутые время и часы, съезжатца и те дела отправлять. <…>

Глава четвертая
О исполнении указов

1. Всякой президент должен все указы Е.В. и Сенату, которые надлежат быть письменные, а не словесные, неотложно исполнять.

2. И оным две записки иметь, которые вершены и действом исполнены, а которые не вершены или вершины, а действом не исполнены, тем держать роспись на столе, дабы непрестанно в памяти было.

Толкование

3. Дела разумеются, о которых надлежит письменный указ, те, которые в действо производит, а не те, которые к сочинению действа надлежать, например, надлежит собрать деньги или правиант, тогда и словами приказать мочно, чтоб о том советовали, как то чинить, но когда положат, тогда доложить, так ли быть, и, когда опробуется, тогда не производить в дело без письменного указу.

4. И чтоб, как возможно, оные скорее исполнять, а имянно, не более недели времяни, ежели скорее нельзя.

5. Буде же которые государственные дела будут требовать справок с губерниями и с провинциями, давать срок до губернии и провинции на проезд в один путь на сто верст по два дни, а на возвращение по том ж.

6. А в губерниях и провинциях во оных исправлятца, не отлагая ни за чем ни малого времени, как скоро возможно. А более месяца отнюдь не продолжать. <…>

10. Ежели далее всего положенного срока кто без законной причины волочить станет, то наказан будет за каждой день по тридцати рублев, ежели убытку от того кому не учинилось. А ежели убыток учинился, то оной вдвое доправить, в первой и в другой раз, а в третей, яко преслушатель указа, наказан быть имеет.


Публ. по: Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. 1. М.; Л., 1945. С. 483–490.




Top