Новый закон об алкоголе. Новые законопроекты об алкоголе: Количество переходит в качество.

Российские законодатели решили всерьез заняться вопросами здоровья нации. Особенно достается «вредным привычкам», при этом речь, как правило, идет не о тотальных запретах, а об ограничительных мерах. Яркий пример тому - "Антитабачный" закон, окончательно вступивший в силу 1 июня, установивший запрет на курение в общественных местах - то есть практически везде, при этом права курильщиков, как постоянно подчеркивается, не ущемлены. Казалось бы.

Сейчас на наших глазах медленно, но верно реализуется одобренная Правительством России в конце 2009 года «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года».

Так, 10 июня Госдума рассматривает сразу два законопроекта по алкогольной тематике, первый касается объема тары для алкогольной продукции, второй правого статуса винодельческой продукции, произведенной в России.

Знать меру

Предлагается запретить розничную продажу алкогольной продукции крепостью выше 4 градусов в пластиковых бутылках и установить ограничение их объема до 500 мл.

Первый вынесенный в повестку вторника законопроект касается меры, которую, казалось бы, каждый должен устанавливать для себя сам.

Рассматриваемый документ озаглавлен следующим образом: «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части установления ограничения объема потребительской тары алкогольной продукции)»

Авторы законопроекта предлагают полностью запретить розничную продажу алкогольной продукции c содержанием этилового спирта более 4 процентов в полимерной потребительской таре (то есть в пластиковых бутылках) и установить ограничение объема продаваемой алкогольной продукции c содержанием этилового спирта 4 и менее процентов в том же пластике до 500 мл.

Пояснительная записка вполне ожидаемо гласит, что цель запрета - защита здоровья и благополучия граждан РФ. Необходимость внесения данных изменений в законодательство связана с угрожающим объемом потребления населением Российской Федерации, в первую очередь - молодежью, алкогольных напитков, включая пиво, значительная доля которого упаковывается в полимерную потребительскую тару объемом 1, 1,5, 2 и более литров. Дешевизна такой тары способствует доступности алкоголя для населения, а ее объем ведет к росту объема потребления. Поспорить с этим сложно.

Вспомним, что бывший руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко предлагал и вовсе запретить продажу алкоголя в пластиковых бутылках, ссылаясь на вредность подобной тары для здоровья граждан.

Вина России

Второй законопроект направлен на создание благоприятных условий для производства и оборота винодельческой продукции из российского винограда.

Второй законопроект, который рассмотрит во вторник Госдума - «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части уточнения правового статуса винодельческой продукции)».

Направлен он на создание благоприятных условий для производства и оборота винодельческой продукции, произведенной из выращенного в России винограда. Упомянутая выше «Концепция по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией» имеет, помимо прочего, задачу изменения структуры потребления алкогольной продукции за счет снижения доли крепких алкогольных напитков и увеличения доли вина. Помочь в это должно создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских высококачественных вин.

Внесенным документов предлагается ввести новый вид лицензии на хранение и поставки произведенного «вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, соответствующих европейским и общемировым стандартам. Правительством Российской Федерации сельскохозяйственным продуктом предлагается осуществлять лицензионный контроль с процесса получения федеральных специальных марок.

В пояснительной записке сравниваются Австрия и России. Так, например, при одинаковой площади виноградников России и в Австрии, в Австрии функционирует более 20 тысяч виноделен, а в России их не более 100. При этом, в России имеется реальная возможность создания полномасштабного агропромышленного виноградарско-винодельческого кластера на юге России, уверены авторы законопроекта. Принятие законопроекта даст новый импульс развитию виноградарско-винодельческой отрасли, позволит обеспечить в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Российской Федерации, не только создание значительного количества новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но и условия для создания и развития малого и среднего предпринимательства. Речь идет о тех субъектах Российской Федерации, где винодельческая отрасль в настоящее время представлена - это Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Дагестан, Ростовская область и, конечно, Крым, где вина Украины стали винами России.

Ранее Правительство РФ включило виноградные, шампанские и игристые вина в перечень сельскохозяйственной продукции. Включение вина в перечень сельхозпродукции также позволило виноградарям получить преференции, которыми пользуются аграрии. Очевидно, также в целях поддержания отечественного виноделия Правительство совсем недавно ввело запрет на ввоз спиртного на территорию России из-за границы, исключение составил алкоголь, приобретенный в магазинах беспошлинной торговли (дьюти-фри). Пить свое, родное вино - это, спору нет, замечательно, но отсутствию возможности привезти алкогольные сувениры из поездок не обрадовался практически никто.

Борьба с привычками

40% россиян выступают за то, чтобы не продавать крепкий алкоголь в выходные дни, начиная с 16.00 субботы.

По данным исследования, проведенного 6 июня среди 1600 респондентов, 40% россиян выступают за то, чтобы не продавать крепкий алкоголь в выходные дни, начиная с 16.00 субботы.

Сторонники данной инициативы считают, что "нужно вовсе убирать алкоголь с полок магазинов, но для начала хороша и эта идея", в то время как противники утверждают, что "сухой закон" никому хорошего еще не дал, чем больше запретов, тем хуже".

Буквально недавно, в СМИ появились сообщения о возможном запрете продажи алкогольных напитков с содержанием этанола более 15% по воскресеньям и после 16:00 по субботам, предложенном правительственной группой экспертов. Также сообщалось, что в Совете Федерации допускают и более жесткие меры - запрет на продажу алкоголя лицам моложе 30 лет. Эти инициативы немало напугали наших граждан, которые привыкли проводить свои выходные определенным способом. Пока все это на словах, но запрет на продажу алкогольной продукции после 23.00 уже стал нормой жизни и с ним, кажется, смирились все. Стоит ждать и других инициатив в этом направлении. Несмотря на настрои скептиков, привычки населения нашей страны можно исправить, если действовать постепенно, законодательными методами и пропагандой здорового образа жизни.

Как показали данные недавно проведенного социологического опроса, молодые россияне гораздо чаще, чем старшее поколение, поддерживают антиалкогольные предложения. Это все-таки о чем-то говорит.

Дарья Андреева

В свете последних событий, когда несколько десятков любителей экспериментов с суррогатным алкоголем умерли от него в Иркутской области, Совет Федерации оперативно подготовил пакет поправок в федеральное законодательство, чтобы подобные злоупотребления со стороны потребителей, производителей и продавцов больше не повторялись.

Уже 28 декабря 2016 года в Госдуму поступил законопроект № 66697-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Новая терминология и вид контроля

В основном для сферы алкоголя Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ) может появиться понятие «перемещения алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции». Это – изменение ее местонахождения, как с использованием транспортных средств, так и без них.

Вместо лицензионного контроля за розничной торговлей алкоголем будет действовать государственный контроль, который подразумевает более широкие меры и возможности реагирования на нарушения.

Более того, законодатели хотят ввести новый вид контроля – за розничными продажами спиртосодержащей непищевой продукции. К ней, в частности, относят погубившую много жизней настойку общераспространенного растения. Причем контроль за непищевой спиртовой продукцией ляжет на плечи региональных властей, а также местных муниципалитетов.

Документы

Возврат этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будет возможен только при наличии 3х сопроводительных документов:

  1. товарно-транспортной накладной;
  2. справки к таможенной декларации;
  3. справки к ТТН.

Алкоматы – под запретом

В статье 11 Закона № 171-ФЗ появится особый прямой запрет – на продажу в розницу спиртовой пищевой и непищевой продукции через торговые (так называемые вендинговые) автоматы.

Кроме того, региональные власти смогут вводит ограничения в отношении условий и мест розничной торговли непищевой спиртовой продукции.

И еще один интересный запрет (новый абзац п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ), который касается обычных людей. По общему правилу нельзя перемещать немаркированный алкоголь. Однако исключение сделано для физлиц. Объем – 5 л на одного человека с долей этилового спирта от 28%.

Новые требования к производителям

На сегодня они таковы:

С 2017 года законодатели хотят добавить важное уточнение: что помещения для изготовления и складирования продукции должны быть именно стационарными.

Появится новое основание для отказа в выдаче алкогольной лицензии – это наличие неперечисленного в срок административного штрафа за любое нарушение в данной сфере. Также это грозит приостановкой лицензии.

Если лицензиат в срок не известит, что устранил все моменты, которые повлекли приостановление лицензии, приостановка будет действовать до направления в суд заявления об аннулировании лицензии.

Основанием внеплановой проверки лицензиата теперь может послужить анализ документов, полученных в результате государственного контроля (по смыслу нормы вытекает, что это не обязательно специализированный надзор за алкогольной сферой). Кроме того, поводом станет и заявление об устранении обстоятельств, которые привели к приостановке лицензии.

Будет установлен запрет на производство алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции из фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Запрет для сайтов

В разряд запрещенной информации автоматически будут отнесены предложения о покупке в розницу алкогольной продукции дистанционным способом (новый подп. «е» п. 1 ч. 5 ст. 151 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Проще говоря, сайты с подобными предложениями будут блокировать. Сразу, без решения суда.

Новые штрафы

Новая норма КоАП РФ Нарушение Наказание
Часть 7 ст. 13.15 Предложение розничной продажи алкоголя дистанционным способом Штраф:

На граждан: 3000 – 5000 руб.;
на должностных лиц: 30 000 – 50 000 руб.;
на компанию: 400 000 – 1 млн руб.

Статья 14.17.1 «Незаконное перемещение физлицами
алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции»
Перемещение немаркированной алкогольной
и спиртосодержащей пищевой продукции (исключение: у человека не более 5 л с содержанием этилового спирта более 28%)
Штраф: 3000 – 5000 руб. с конфискацией напитка

По аналогии с онлайн-кассами

Законопроект содержит ряд чисто технических требований по отношению к:

  • емкостям для приема фармацевтического этилового спирта;
  • программно-аппаратным средствам;
  • оборудованию для учета объема оборота и использования этилового спирта.

В конечно счете они должны обеспечивать прием и передачу данных об объеме использования, производства, хранения, поставки и (или) закупки спиртосодержащих веществ в единую государственную автоматизированную информационную систему. Поскольку это потребует определенной степени переоснащения и финансовых затрат, начало действия этих «технических» поправок запланировано на 1 января 2018 года.

Перевозки

Будет уточнено, что требование о наличии в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении транспортных средств не распространяется на перевозки этилового спирта и нефасованной спиртовой продукции с содержанием этила более 25% процентов на ж/д транспорт.

Но, как и при перевозках автотранспортом, ж/д состав должен быть оборудован специальными средствами автоматической регистрации движения с передачей данных о перемещении, маршруте, стоянках по навигации в общую систему контроля.

Судя по всему, у рассматриваемого пакета поправок большие шансы на прохождение. Большинство из них начнут действовать сразу после подписания Президентом этого законопроекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Государственная Дума уже на протяжении длительного срока рассматривала проект о регулирование производства и сбыта алкогольной продукции . В течение 4 лет были введены некоторые поправки в ФЗ, и вот с января текущего года последняя часть была утверждена и реализована

Основные положения ФЗ

Закон нацелен на введение неких ограничений в сфере производства и поставок алкогольных напитков, в частности, он ориентирован на реализацию пивной продукции и ее употребление в общественных местах. Введенный, в июле, закон гласит, что распивать пиво нельзя на всех тех участках, что не имеют соответствующего разрешения на данное действие.

К ним, помимо общепризнанных общественных мест относят:

  • Остановочные комплексы;
  • Зоны парка;
  • Пляжи;
  • Детские площадки;
  • Улицы;
  • Привокзальная площадь;
  • Общеобразовательные, медицинские и военные учреждения;
  • Подъезды жилищных комплексов.

Официальное разрешение на употребление алкоголя дается только:

  • Кафе;
  • Ресторанам;
  • Барам;
  • Клубам и т. д.

Ко всему прочему в ФЗ добавляется запрет на реализацию напитков в магазинах вблизи учебных и спортивных заведений. Если площадь магазина менее 50м 2 , то продажа продукции, с концентрацией этанола свыше 5% запрещена. К тому же, в таких заведениях, в обязательном порядке, должны быть установлены кассовые аппараты, сигнализация и сейфовая установка.

Изменения в ФЗ коснулись и тары напитков, пиво, крепостью в 7 градусов, запрещено разливать в бутылках, чей объем не превышает 0,33 л. Продажа после 11 часов ночи запрещена и до 8 утра, только рестораны, клубы и бары являются исключением.

Положительной поправкой для ИП является то, что на производство пива и его реализацию уже не требуется специальной лицензии, потому что данный вид производится по иной технологии варения.

Очень важной корректировкой в ФЗ является введение единой государственной автоматизированной информационной системы, данное изменение следует рассмотреть подробней.

Сущность ЕГАИС

Это система, нацеленная на осуществление контроля, над процессом создания, и сбыта произведенной алкогольной продукции, по всей территории РФ. Основополагающим фактором создания ЕГАИС является захват большей доли рынка нелегальным производством. Проще говоря, каждый магазин, среди своей продукции, имеет контрафактный алкогольный напиток. Все это связано с высокой ценовой категорией на настоящий алкоголь, люди ищут, как сэкономить.

Для индивидуальных предпринимателей закон принесет лишь очередные растраты и изменения в ведении бизнеса. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Суть данной программы в учете поступлений в продажу всех алкогольных напитков, предоставление всех необходимых сведений о данной продукции.

В скором времени планируется, что данный учет будет распространяться и на саму систему продажи, т.е. будет осуществлен контроль реализации.

Впервые предприниматель связывается с данной программой при покупке готовой продукции у производителя. При получении поставки, вы должны сопоставить заявленный объем продукции с реальным, который прописан в транспортной накладной. В данном случае, на вашем компьютере должна быть установлена уникальная программа учета, которая в своем составе имеет ЕГИАС.

Программа выдает файл, с заявленным объемом продукции, в этот момент вы и сверяете два документа. Прием поставки вы можете провести только после того, как убедитесь в совпадении количества товара.

Если же ситуация обратная, количество не совпадает или имеются иные нюансы, (к примеру, акциз сомнительного качества) предприниматель может:

  1. Отклонить предоставленный документ, и, как следствие, не принять товар.
  2. Создать акт, подтверждающий несоответствие в заявленных данных.

В ситуации, если бизнесмен не уверен в легальности привезенной продукции, он может сопоставить информацию по алкоголю с государственными требованиями. Благодаря одному коду, который располагается на марке напитка, можно узнать о производителе и наличие у него лицензии.

Если претензий к поставке нет, вся информация заносится в ЕГИАС, а данные о закупке проходят через специализированную кассовую программу.

Дальнейшие действия предпринимателя сводятся к продаже приобретенного товара. Перед передачей алкоголя покупателю, продавцу необходимо просканировать код на бутылке, для того, чтобы он отразился на товарном чеке. Именно в этот момент, кассовая программа, в которой отражена вся информация о закупках, отформатирует данные о сбыте и отправит их в универсальный транспортный модуль, который и создаст квитанцию о покупке. Последний поступит в кассу и чек будет считаться закрытым. Именно эта последовательность действий будет отражена в ЕГИАС в режиме реального времени.

Полученный, покупателем, чек – это подтверждение факта продажи для ЕГИАС. Для покупателей было создано приложение, которое считывает штрих-код с приобретенного продукта, если система не может осуществить данное действие, значит, товар относится к контрафактной группе.

Необходимость установки системы


Закон предполагает, что программу следует подключать с первого января текущего года, законом предусмотрен некий аспект, что первая закупка должна быть зафиксирована именно на этот день.

Данному указанию должны следовать не только крупные магазины в городах и мегаполисах, но и обычные небольшие магазинчики в деревнях и поселениях. Закон также обязывает каждого предпринимателя после 01.07.16г. предоставить всю информацию по закупке и розничной реализации алкогольных напитков.

Закон предоставляет поблажки на первые 4 месяца пользования системой. Если предприниматели, по каким то причинам, допустили ошибки или недочеты в процессе использования программы, то строгих наказаний для них не предусмотрено.

Важно понимать, что слабоалкогольные продукты тоже должны быть учтены в специализированной программе.

К таким напиткам относят:

  • Пиво;
  • Сидр;
  • Медовуха.

Поблажкой по ФЗ, в данной ситуации, является факт отмены регистрации продажи товара.

Помимо магазинов, ЕГИАС должна быть установлена и в ресторанах, кафе, барах, но, и в этом случае, регистрировать продажу необязательно.


В ФЗ есть исключение для некоторых категорий предпринимателей, занимающихся реализацией алкоголя, которым нет необходимости начать работать по ЕГИАС с 01.01.2016г.:

  1. Граждане, ведущие предпринимательскую деятельность на территории Севастополя и Крыма. Такая поблажка предоставляется всем тем, кто занимается реализацией розничной продажей или сбытом слабоалкогольных напитков. Для них, система ЕГИАС будет введена с 1 января 2017-2018 года.
  2. Для лиц, открывших свою торговую точку вдали от крупных мегаполисов, в пунктах с плохой обеспеченностью интернет-связи и населением менее 3 тысяч человек. Государство предоставляет им отсрочку на 12 месяцев, т.е. до 01.07.2017 г. Важно понимать, что это распространяется на фиксирование самой продажи, учет же должен начинаться 01.01.2016 года, вместе со всеми.
  1. Корпорации, производящие слабоалкогольную продукцию, объемом не более 3 млн. литров в год.
  2. Если организация сама выращивает виноград и производит из него напитки, то она автоматически освобождается от необходимости введения системы.
  3. Кафе/бары/рестораны, реализующие лишь слабоалкогольную продукцию.

Данные о продаже должны быть зафиксированы в специальном журнале, который должен вести каждый предприниматель.



Информация должна быть отражена в полном размере:

  • Кодировка товара;
  • Название;
  • Дата его реализации;
  • Объем напитка;
  • Количество проданного товара.

Журнал представляет собой обычную тетрадь или же, по желанию предпринимателя, файл на рабочем компьютере. Хоть фиксирование продаж в ЕГАИС начинается с 01.07.2016 года, учет продаж по журналу должен начать с 1 января.

Послаблений для реализации слабоалкогольных напитков, в данном случае, не предусматривается. Поскольку данный документ является основой для формирования налоговой декларации.

Ответственность за отказ от использования ЕГАИС

В каждой отрасли есть такие лица, которые яро желают увильнуть от требований государства, введение ЕГАИС – не исключение. Многие предприниматели хотят осуществлять продажу в обычном режиме, не утруждая себя на введение новых программ.


Если бизнесмен с 1 января не начнет вести учет по ЕГАИС, и будет продавать продукцию без внесения данных в систему, то работать ему будет запрещено. За такое накладывается особого рода ответственность, она приравнивается то, что предусмотрена при реализации спиртного без необходимого пакета бумаг. Если вы выступаете в роли юридического лица – санкции до 20 тысяч рублей, физического лица – 15 тысяч рублей. Все это подкреплено законом в КоАп.

Помимо обычных предпринимателей, данная ответственность предусмотрена и для реализаторов. Если они, будут осуществлять продажу без использования данной автоматизированной системы, к ним будут применены вышеописанные меры пресечения. Единственная поблажка для реализаторов, что они могли отделаться лишь предупреждением, но только до конца апреля.

Бывают ситуации, что через сканер не проходит нелицензионная продукция, либо же акциз товара поврежден. В данной ситуации нарушение непреднамеренное, но и оно влечет за собой ответственность в полном масштабе.

Если в заполненных документах обнаружатся нестыковки с данными автоматизированной системы, то это приведет к оговоренным мерам наказания. При серьезных нарушениях бизнесмен может лишиться лицензии на ведение предпринимательской деятельности.


Еще в 2015 году ходили слухи, что перенесут данное внедрение системы на 2018 год. Несомненно, данное предложение было рассмотрено в Государственной Думе, некоторые депутаты высказывались за перенос внедрения, опираясь на кризисную обстановку, на невозможность нынешний предпринимателей так быстро перестроить свой бизнес. Однако, новый закон о запрете на реализацию спиртных напитков все же был принят и введен, что является большим шагом к очищению рынка от нелегального алкоголя.

Новый закон открывает множество возможностей для производителей спиртных напитков. Внедрение корректировок в ФЗ ограничивает нелегальных производителей алкоголя, тем самым предоставляя свободную «нишу» для легальных напитков. Соответственно, прибыль у этих компаний будет выше, налогообложения тоже, а, значит, закон улучшает и положение государства.

Имеется выгода от ФЗ и для покупателей, покупая лицензированную продукцию, они не рискуют своим здоровьем. Но даже тут есть одно но, новый закон имеет и вторую сторону. Население стремится приобрести товар, затратив на него как можно меньше средств, тем самым «прокладывая путь» нелегальному производству алкоголя.




Top