Что означает светское государство. Светское государство: принципы и черты. Что такое светское государство

Светскость характеризуется также как отсутствие прямого государственного финансирования религиозных организаций; недопустимость обязательного вероисповедания; отсутствие религиозных судов общей юрисдикции; непризнание религиозных норм и актов в качестве источника права. Деятельность органов государственной власти не должны сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии и др.

Таким образом, отделение религиозных объединений от государства - основополагающая норма светского государства. Эта норма означает, что:

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

В отечественных законодательстве, правоприменении и деятельности государственных органов отсутствует единое понимание светскости государства. Нередко доминирует понимание светского государства как секулярного (нерелигиозного). Таким образом, одно понятие определяется через другое, неопределенное, создавая почву для злоупотреблений в деятельности государственных органов. При этом единственная юридически корректная трактовка светскости го сударства как мировоззренческого нейтралитета, подразумевающая индифферентное отношение государства к религии, исключается в угоду политическим компромиссам и сотрудничеству государства с полезными для власти религиозными организациями. В результате Россия лишь декларируется в качестве светского государства, а в реальности она не является равнодушной к различным мировоззрениям и осуществляет их селекцию. Определение понятия и содержания светскости государства через юридически не определенное понятие «религия» и производные от него приводит к нарушениям одной из основ конституционного строя.

Для решения проблемы представители современной юридической науки выработали новые подходы к понятию и содержанию светскости государства. Итак, с правовой точки зрения светское государство - мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т. е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций. С точки зрения приоритета правового подхода юридически корректным является определение светскости государства как мировоззренческого нейтралитета, поскольку правового определения «религии», а значит, и «религиозного», не существует. Только в этом случае светскость - одна из важнейших гарантий свободы мировоззренческого выбора.

Иными словами, в современном понимании светское государство - это система управления, основанная на равноправном отношении ко всем общественным группам и учете интересов всего общества, частью которого оно и является, обеспечивающая соблюдение конституционных принципов и равное исполнение законов всеми частями общества и гражданами.

Принцип мировоззренческого нейтралитета государства несовместим с выстраиванием иерархии религиозных объединений на основе дискуссионных в религиоведческих науках и заведомо неправовых понятий: «традиционные религии (религиозные организации)» - «нетрадиционные религии (религиозные организации)» - «секты», а применительно к исламу - «традиционный ислам» - «нетрадиционный ислам» - «ваххабизм».

Принцип мировоззренческого нейтралитета государства несовместим с борьбой государства за «духовную безопасность», с «социально опасными религиями», «религиозным экстремизмом», «исламским терроризмом». Подразумевается, что пресечение противоправных деяний должно осуществляться средствами уголовной юстиции, вне зависимости от того, какой ширмой упомянутые деяния прикрываются.

В своем решении № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ отмечает, что в законодательстве Российской Федерации нет такого понятия, как «секта». По мнению экспертов из Института свободы совести, использование юридически некорректных терминов «секта», «традиционные религии (религиозные организации)» - «нетрадиционные религии (религиозные организации)», «традиционный ислам», «нетрадиционный ислам», «ваххабизм», «духовная безопасность», «социально опасные религии», «религиозный экстремизм», «исламский терроризм» и т. п. в деятельности государственных учреждений и СМИ разжигает ксенофобию, нетерпимость и насилие в поликонфессиональном российском обществе.

Следует напомнить, что древние государства строились по религиозным принципам, соответствующим развитию сознания и общественных институтов своего времени. Так, в Древнем Египте все подчинялись фараону, поскольку естественно считались частями его тела, в Древнем Китае вместе с умершим правителем хоронили всех его приближенных и т. п. Применение религиозных принципов в современных государственных отношениях неизбежно ведет к деградации правовых и экономических отношений, к коррупции в системе управления, поскольку сложные, сформированные тысячелетиями общественного развития понятия размываются представлениями древних, основанными на родоплеменных отношениях с соответствующими им экономическими способами хозяйствования (в основном рабовладельческого, принудительного характера).

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Статье 14 Конституции РФ

1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства - протестантизм (англиканская церковь), в Израиле - иудаизм. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня - Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

2. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие "христианский" в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как "православный", "мусульманин", "русский", "башкирский" и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом. Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 28 и 29 (см. комментарии к ст. 13, 14, 19, 28 и 29) и является конкретизацией содержащихся в них положений (см. Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П).

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Перерегистрация религиозных организаций не может проводиться вопреки условиям, которые в силу п. 1 ст. 9 и п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях необходимы и достаточны для учреждения и регистрации религиозных организаций. Из этих норм следует, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного Закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности на основании абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 (см. Постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П).

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе: производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Надо сказать, что отдельные положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях неоднократно служили предметом рассмотрения Конституционного Суда. Однако каждый раз Суд признавал их не противоречащими Конституции.

Так, Конституционный Суд РФ принял Определение от 13.04.2000 N 46-О по жалобе регионального объединения "Независимый российский регион Общества Иисуса" на нарушения конституционных прав и свобод п. 3-5 ст. 8, ст. 9 и 13, п. 3 и 4 ст. 27 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях*(77).

Суд пришел к выводу, что оспариваемыми положениями Закона о свободе совести и о религиозных объединениях применительно к их действию в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления данного Закона в силу, конституционные права и свободы заявителя не нарушены.

Закрепление светского характера Российского государства (ст. 14 Конституции РФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, Федеральный закон устанавливает, что государство:

Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления;

Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону;

Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозное объединение:

Создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

Не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления;

Не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

Не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).



21
^ Россия – правовое государство. Понятие правового государства. Признаки России как правового государства.

Правовое государство означает его подчинение праву. Господство права есть высший принцип правового государства. Этот принцип предполагает, прежде всего, верховенство закона, т.е. урегулированность основных общественных отношений во всех сферах жизни именно законом, а не подзаконными актами. Основой российской правовой системы является Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15). Для того, чтобы закон возглавлял иерархию нормативно-правовых актов, он должен отвечать определенным критериям. Во-первых, закон должен отражать складывающиеся общественные отношения адекватно, т.е. такими, какими они есть на самом деле. Во-вторых, такой закон должен выражать волю общества, граждан. Для выявления этой воли необходимо постоянно проводить социологические опросы, исследования и т.п. Наконец, в-третьих, закон должен отвечать критериям нравственности, быть справедливым.

Характерными чертами правового государства, помимо верховенства закона, служат:

Наличие целостной системы законодательства, закрепление равенства всех граждан перед законом и независимым судом;

Внедрение в жизнь принципов социальной справедливости;

Служение государственных органов всему обществу, а не его части;

Важный фактор правового государства - разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.

В России этот принцип впервые закреплен в «Декларации о государственном суверенитете РСФСР», а затем в Конституции РФ (ст. 10).

22
^ Республиканская форма правления России. Понятие и виды форм правления. Форма правления в России.

Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Конституция закрепляет следующие ее признаки:

1) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;

2) ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка;

3) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;

4) формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Также внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую («полупрезидентскую» республиканскую форму правления): во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Светское государство

Сейчас важное значение имеет реализация принципа светскости, что предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Принцип светскости способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнерства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный , эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный , идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Литература

  • Понкин, И. О типологии светских государств / И. Понкин. // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2004. – № 1 (27)
  • Безнюк, Д. Национальная и религиозная безопасность Беларуси: социологический аспект / Д. Безнюк. // Социология. – 2006. – № 1.
  • Шкурова, Е. В.Социальные аспекты функционирования светского государства в Республике Беларусь / Е. Шкурова. //Философия и социальные науки. - 2007. - № 4

См. также

  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каштан
  • Бейджхот, Уолтер

Смотреть что такое "Светское государство" в других словарях:

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь

    Светское государство - государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО Юридический словарь

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе … Энциклопедия юриста

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права

    светское государство - конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь

    Светское государство - это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь

    Светское общество - Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия

Книги

  • Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов. Учебное пособие , Краснов Михаил Александрович. В книге раскрываются смысл и содержание наиболее сложных для понимания конституционно-правовых явлений, таких как конституция, правовое государство, демократия, светское государство,…

Светскость - одна из важнейших характеристик современного модернизированного государства. Сегодня этот принцип заложен в законодательствах большинства стран мира.

Основы светского строя

Понятие означает, что государство свободно от влияния какой-либо религии, ее обрядов и догматики. При таком строе на власть не могут влиять представители всевозможных клерикальных организаций. Светское государство означает, что система государственного образования, правовые и политические институты развиваются отдельно от церкви.

Все вышеперечисленные нормы закреплены в Конституции Российской Федерации. РФ - светское государство. Этот принцип констатируется в части 1 статьи 14 Конституции. Светскость - одна из основ современного Она закрепляет баланс интересов религиозных объединений и государства. Кроме того, светскость - одно из последствий запрета официальной идеологии в России.

История вопроса

Современные модели государства складывались на протяжении многих веков. Все это время по-разному строились отношения властей светских и религиозных. В прежние времена церковь (в широком смысле этого слова, а не только христианская) играла большую роль в любом обществе. Вплоть до конца Средневековья религия была не просто важным фактором человеческой жизни, она являлась обязательным догматом. Главы конфессий (папы римские, патриархи, правители халифатов и т. д.) пользовались огромной властью.

Государство и религия вели постоянную борьбу за верховенство. К примеру, в России это противостояние вылилось в кризис XVII века, когда открытый конфликт вспыхнул между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. В период расцвета и наибольшего влияния церковь пыталась заполучить функции исполнительной власти. Чаще всего, однако, она стремилась задавать стандарт поведения общества, регулировать его жизнь с помощью сакральных правил. Чем больше старается влиять на обстановку в стране, тем неизбежнее ее сращивание с государством. Кроме того, когда определенная конфессия добивается привилегированного положения, она пытается лишить влияния другие учения. Становясь официальной, церковь начинает жить на государственном финансировании. Например, в России до 1917 года РПЦ получала от исполнительной власти миллионы рублей на содержание своего аппарата и строительство новых храмов.

Борьба власти и церкви

За долгую человеческую историю государство и религия прошли огромный эволюционный путь. Большое влияние на их развитие оказала наука. С появлением этого фактора в Новое время влияние религии на общество стало сходить на нет. Одновременно с этим государство принялось отыгрывать свои позиции. Важной развилкой на этом пути оказалась Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Этот конфликт между европейскими государствами начался как традиционный средневековый религиозный, а закончился триумфом национальных и государственных интересов над конфессиональными. Страны Старого Света менялись. Постепенно во все большем количестве обществ все ярче проявлялись признаки светского государства. Этот процесс закончился отделением церкви.

Почти всегда светскость появлялась как результат инициативы властей. Стремясь избавиться от повсеместного влияния религии, государства начинали модернизацию своего устройства. Церковные институты ликвидировались или лишались полномочий. Также проходила секуляризация. У церкви забирали земли, недвижимость и другое дорогое имущество. Все это национализировалось. В нашей стране подобные кампании проводились при Петре III и после революции 1917 года. Российское государство - светское государство, основы которого были заложены в эпоху СССР и несколько переиначены в 1990-е гг.

Место церкви в обществе

При светской модели государства церковь лишается ряда полномочий. Она не может регистрировать рождение, брак, смерть, а также регулировать семейные и брачные отношения. лишаются возможности участвовать в политическом процессе. В частности, ликвидируются все церковные институты внутри государственной машины. В России до 1917 года в таком качестве существовал Синод.

Светское государство означает, что церковь больше не может влиять на государственные дела. В то же время власть в мягкой форме продолжает влиять на конфессиональную сферу. Формируется правовое регулирование деятельности церковных организаций. Часто государство сотрудничает с ними при решении социальных вопросов. Регуляция со стороны властей необходима и потому, что всевозможные конфессиональные движения могут стать почвой для возникновения сект и тоталитарных общин.

Российская модель

В Российской Федерации светское государство означает еще и то, что гражданам гарантируется свобода вероисповедания и совести. Жители страны могут относить себя к любой конфессии или не относить ни к какой. Каждый гражданин имеет право выбирать, менять и распространять свою веру. Точно такими же возможностями могут пользоваться подданные других государств, легально находящиеся на территории РФ.

Никто не обязан декларировать свое отношение к религиозным учениям. Никого нельзя принудить определить вероисповедание и отказываться от убеждений. Строго запрещается принудительное вовлечение детей в религиозные организации без разрешения их родителей. Согласно этому же принципу построена образовательная программа в государственных школах.

Особенности светского общества

Важные признаки светского государства заключаются во внешних атрибутах власти. Органы власти и местного самоуправления не могут сопровождать свою деятельность публичными религиозными церемониями или обрядами.

Данное правило распространяется на всех чиновников. Никто на государственной службе не может использовать свою должность для того, чтобы заставлять подчиненных выполнять те или иные конфессиональные обряды. То же самое касается военнослужащих. Уважение властью вероисповедания граждан - вот государство.

Светскость в современном мире

Сегодня в мире, несмотря ни на что, продолжают сохраняться государства, в которых есть своя официальная религия. Например, это Израиль (иудаизм), Англия (англиканская церковь) и т. д. В большинстве же стран установлено равенство всех конфессий (Германия, Япония, Италия и т. д.). Также отдельно стоит отметить теократические государства, верховная власть в которых принадлежит церкви. Ярким примером такой системы остается Ватикан.

Что значит светское государство? Что власть не слита с церковью. Схожая конфигурация присутствует в клерикальном государстве, однако есть в нем и принципиальные отличия. В такой системе церковь с помощью легальных институтов влияет на решения власти. Их взаимодействие происходит опосредованно, что, однако, не ослабляет оказываемого на жизнь общества эффекта. К примеру, в в школах обязательно изучаются церковные догматы.

Конвергенция законодательств

Светскость на своем нынешнем этапе развития полна противоречий. Это явление развивается в разных, порой оппозиционных друг другу направлениях. В современном мире сложилось невиданное прежде многообразие светских государств. Оно объясняется уникальным правовым, культурным и социально-политическим развитием каждой конкретной страны.

Сегодня институт светскости становится повсеместным благодаря глобализации мира. Это, помимо всего прочего, поддерживает тенденцию конвергенции (сближения) законодательств разных стран. К примеру, эту тенденцию испытала на себе Российская Федерация. Светское государство в нашей стране было построено по западной модели. Другим, еще более ярким, примером конвергенции является Европейский Союз. Страны Старого Света, вошедшие в эту организацию, испытывают на себе результаты политики интеграции. Их национальные законодательства сближаются и унифицируются.

Многоликость светскости

Помимо тенденции конвергенции в развитии светскости наблюдаются и другие закономерности. Одна из важнейших - диверсификация. Она заключается в стремлении вести собственную уникальную политику по отношению к церкви. Иначе говоря, диверсификация противоположна конвергенции. Сохранить самобытное светское государство, несмотря на членство в ЕС, сегодня пытаются власти Франции и Германии. Подобная политика прослеживается и в других странах.

Сравнение опыта разных государств показывает, что везде есть собственное понимание светскости. Более того, отношение к религии сегодня меняется на глазах. Для всего мира стали характерны быстрые трансформации, на которые раньше тратились десятилетия и столетия. Нынешняя светскость полисемична - многозначна и разнообразна. В то же время везде она основывается на двух фундаментальных принципах - запрете на установление обязательной религии и отделении религиозных организаций от государства.




Top