Что такое административно общественный контроль. Как организован общественный контроль за охраной труда. Трехступенчатый контроль: его суть

В масштабах одного предприятия административный контроль за состоянием охраны труда осуществляют:

  • · Руководитель предприятия;
  • · Главные специалисты;
  • · Другие лица, приказом работодателя наделены административными полномочиями. Ведомственный контроль за соблюдением действующего законодательства о труде, а также норм и правил по охране труда осуществляют службы охраны труда вышестоящих организаций, а также их отраслевые специалисты. Ответственность с установленным порядком проверки состояния охраны труда в подчиненных учреждениях, замечания и их предложения по созданию здоровых и безопасных условий труда и предотвращения пожаров являются обязательными для выполнения руководителями и специалистами предприятий. При осуществлении ведомственного контроля проверяют выполнение планов работы по охране труда на предприятии, использование выделенных на охрану труда средств, разработку проектной документации, выполнение в обязанностей по охране труда служебными лицами и другими вопросами.

Регламентированные проверки состояния охраны труда в низовых звеньях осуществляются путем внедрения оперативного контроля

Целью оперативного контроля является улучшение организации работы по охране труда, усиление внимания к безопасности труда со стороны руководителя предприятия, главных специалистов, руководителей структурных подразделений и профсоюзных организаций, повышения их личной ответственности за решение текущих и перспективных вопросов охраны труда на предприятиях.

Положение об оперативном контроле состоит из определенных этапов - ступеней контроля. Каждая ступень контроля осуществляют конкретные лица в соответствии с существующим Положением:

  • · Первая ступень оперативного контроля проводит заведующий (мастер, бригадир) вместе с общественным инспектором ежедневно перед началом смены и во время работы О допущенные нарушения я делается запись в специальный журнал и докладывается высшем руководителю;
  • · Вторая ступень оперативного контроля осуществляют главные специалисты, начальники участков вместе с представителем профсоюза раз в 7-10 дней. Замеченные недостатки записывают в журнал второй ступени;
  • · Оперативный контроль третьей степени один раз в месяц проводит комиссия, в состав которой входят руководитель предприятия, председатель профсоюзов, инженер по охране труда, главные специалисты. Результаты проверки состояния охраны труда третьей степени оформляют протоколом;
  • · Оперативный контроль четвертой степени проводится на совещаниях, на которых принимаются решения об устранении выявленных недостатков с целью предотвращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Елисеев Д.А. Научный консультант редакции журнала

В редакцию журнала поступают вопросы о порядке проведения административно-общественного контроля за состоянием охраны труда в медицинских организациях. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Административно-общественный контроль по охране труда является основной формой совместного контроля администрации учреждения здравоохранения и профсоюзной организации за состоянием охраны труда во всех структурных подразделениях учреждения. Целью такого контроля является усиление профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости, нарушений установленных требований по охране труда, соблюдение законных интересов работников в области охраны труда и соблюдения требований к условиям труда, а также повышение персональной ответственности руководителей подразделений и непосредственных исполнителей за безопасное выполнение работ.

Общее руководство организацией административно-общественного контроля осуществляет главный врач (руководитель организации) и председатель профкома.

Прежде всего, надо определиться с количеством ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Их количество должно зависеть от структуры медицинской организации. В методических документах по охране труда наиболее часто встречается описание трехступенчатой системы контроля. Это объясняется стремлением приспособить имеющиеся методические документы и положения о контроле (а они чаще всего относятся к промышленным предприятиям) к нуждам учреждений здравоохранения. Как обычно пишется в таких документах, ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень - в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее - мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового коллектива);

2-я ступень - в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень - на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

Однако повторим, что количество ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда должно зависеть от структуры организации. Эксперты редакции нашего журнала рекомендуют использовать в медицинских организациях двухступенчатую систему контроля, т.к. большинство учреждений здравоохранения имеют именно двухуровневую систему управления (руководитель организации - руководители структурных подразделений). Таким образом, двухступенчатый контроль будет состоять из 2-ступеней:

первая ступень - ежедневное обследование состояния условий и охраны труда руководителем структурного подразделения (или иным ответственным лицом) и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень - ежемесячное (или с другой периодичностью) углубленное обследование условий труда и состояния охраны труда комитетом (комиссией) по охране труда.

Первая ступень контроля

Первая ступень контроля осуществляется руководителем структурного подразделения (зав. отделением, зав. лабораторией, руководителем отдела, службы и т.д.) и уполномоченным по охране труда. На первой ступени рекомендуется проверять:

Выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние рабочих мест;

Состояние оборудования, ограждений, инструмента;

Эффективность работы вентиляции и температурный режим в помещениях и на рабочих местах;

Наличие и состояние спецодежды;

Наличие и исправность средств защиты;

Наличие и комплектность аптечек;

Наличие средств пожаротушения;

Санитарное и противопожарное состояние;

Наличие в подразделении уголка по охране труда, наглядной агитации по охране труда и пожарной безопасности;

Своевременность проведения инструктажа по охране и правильность его оформления в журнале;

Своевременность прохождения обучения и проверки знаний по охране труда работников;

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

Наличие инструкций по охране труда;

Соблюдение правил хранения материалов, оборудования, реактивов, пожаро- и взрывоопасных веществ;

Соблюдение трудового законодательства (в частности, особенности регулирования труда несовершеннолетних, женщин и других категорий работников).

По выявленным недостаткам и нарушениям намечаются мероприятия по устранению, определяются сроки и ответственные лица. Устранение выявленных нарушений должно проводиться незамедлительно. Если они не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель должен об этом доложить вышестоящему руководству (главный врачу, его заместителям, руководителю АХЧ и т.д.) для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников и пациентов или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и обсуждаются вместе с принятыми мерами по устранению нарушений на производственных совещаниях и профсоюзных собраниях.

Вторая ступень контроля

Вторая ступень контроля проводится ежеквартально (в течение последней полной недели) комиссией по охране труда медицинской организации.

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля.

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций в области охраны труда;

Выполнение мероприятий соглашения по охране труда;

Выполнение комплексного плана улучшения условий труда;

Результаты и меры по устранению недостатков, выявленных в ходе специальной оценки условий труда;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;

Состояние и содержание зданий и сооружений, прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, состояние проезжей и пешеходной части дорог, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного и другого оборудования требованиям безопасности труда;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;

Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, учёта хранения;

Обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями;

Организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Правильность составления графика сменности, порядок ознакомления работников;

Продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников;

Ознакомлены ли с правилами внутреннего трудового распорядка работники (под подпись);

Наличие несчастных случаев на производстве. Какая профилактическая работа проведена.

Результаты проверки записываются в журнал контроля, оформляются актом и в недельный срок обсуждаются на совместном заседании главного врача, заседании профкома или на заседании совместной комиссии по охране труда. На совместных (с представителями профсоюза) производственных заседаниях заслушиваются руководители тех подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения правил, норм и инструкций по охране труда.

В необходимых случаях, по результатам контроля издается приказ.

Приложение 1

ЖУРНАЛ

административно-общественного контроля за охраной труда

_________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

Дата

Ступень контроля

Выявленные недостатки и нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение)

Примечание

1. В журнал контроля могут вносить свои замечания (кроме записей о первой-третьей ступенях контроля) уполномоченные по ОТ подразделений, профгрупорги, представители органов Государственного надзора, инженер (специалист) по охране труда.

2. В журнале записываются результаты всех ступеней контроля. При отсутствии замечаний запись о контроле делается обязательно.

3. Журнал контроля должен находиться в каждом структурном подразделении учреждения здравоохранения.

Административно-общественный контроль по охране труда (АОК) является основной формой контроля администрации Министерства лесного хозяйства, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, акционерных обществ, арендных предприятий, производственных объединений на базе головного предприятия, леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, комбинатов, фабрик, заводов, организаций и Республиканского, областных комитетов профсоюза работников леса, комитетов профсоюза предприятий за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательства о труде, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда. АОК не заменяет проведение контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников, а также контроля, проводимого согласно Положения о комиссии по охране труда профсоюзного комитета и Положения об общественном инспекторе по охране труда.

АОК проводится:

Министерством лесного хозяйства, Концерном и Республиканским комитетом профсоюза – в производственных объединениях, на предприятиях и в организациях лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

на предприятиях, в организациях – производственными объединениями и областными комитетами профсоюза;

в цехе, лесничестве, лесопункте – руководителем предприятия совместно с профсоюзным комитетом;

на участке, в смене – руководителем цеха совместно с цеховым комитетом профсоюза с участием начальника смены, мастером;

на рабочих местах – руководителем участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда.

Министерство лесного хозяйства, Концерн совместно с Республиканским комитетом профсоюза с привлечением инженерно-технических работников, подчиненного аппарата и работников Государственного контроля (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку 2-3 объединений и предприятий, в первую очередь тех, где допускается высокий уровень производственного травматизма, неудовлетворительно организована работа по улучшению условий труда, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний работающих. Результаты проверки оформляются актом и обсуждаются в коллективе обследуемого предприятия. Копия акта с предложениями по устранению выявленных нарушений вручается руководителю предприятия, объединения;

– систематически заслушивают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза руководителей объединений, предприятий, где допускаются грубые нарушения законодательства о труде, не соблюдаются нормативные акты и ослаблена работа по охране труда;



– ежеквартально выпускают информационные письма о состоянии охраны труда в подведомственных объединениях, предприятиях и организациях;

– в начале каждого года рассматривают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза состояние охраны труда, намечают мероприятия, направленные на дальнейшее оздоровление и улучшение условий труда, повышение культуры производства;

– ежегодно проводят совещания, семинары по охране труда с работниками служб объединений, предприятий, организаций и профсоюзных комитетов.

Производственные объединения, АО, имеющие в своём составе предприятия, совместно с областными комитетами профсоюза работников леса с привлечением ИГР аппарата и работников Государственного надзора (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку работы по охране труда и состояние условий труда на 3-4 предприятиях;

– систематически заслушивают по результатам проверок руководителей предприятий и профсоюзных комитетов;

– ежеквартально направляют информацию о состоянии охраны труда подведомственным предприятиям;

– ежегодно проводят совещания и семинары по охране труда;

– в начале каждого года рассматривают на коллегии, президиуме областного комитета профсоюза состояние охраны труда на предприятиях отрасли и намечают мероприятия по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Руководитель предприятия и председатель профсоюзного комитета:

– ежемесячно с участием работников службы охраны труда, главного механика (энергетика) и руководителя проверяемого подразделения осуществляют проверку организации работы по охране труда, выполнение постановлений, приказов и указаний вышестоящих органов, своих приказов, предписании органов надзора и контроля по вопросам охраны труда и т.д. в 1-2 структурных подразделениях;

– по результатам проверки делается запись в журнале АОК с указанием сроков и ответственных лиц за устранение обнаруженных недостатков и нарушений;

– не реже одного раза в квартал по результатам проверки проводят совещание с участием руководителей структурных подразделений и служб, а также профсоюзного актива, на которых заслушивают отчёты руководителей подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда. Результаты проверок учитываются при премировании работающих;

– два раза в году рассматривают на расширенном производственно-техническом совещании вопросы охраны труда, профилактики производственного травматизма и заболеваемости работающих, намечаются меры по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Начальник цеха или другого структурного подразделения предприятия совместно с цеховым комитетом профсоюза и участием руководителя участка:

– еженедельно на 1-2 участках проводят проверку состояния охраны труда;

– оказывают помощь мастерам в своевременном устранении недостатков по охране труда;

– записывают результаты проверки в журнал АОК с обязательным указанием срока и ответственного за устранение обнаруженных недостатков лица;

– к лицам, систематически нарушающим безопасные приёмы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и законодательством о труде.

Руководитель цеха ежедневно заслушивает отчёт руководителей участков о состоянии охраны труда. Один раз в месяц руководитель цеха отчитывается перед директором предприятия и профсоюзным комитетом о состоянии охраны труда в цехе.

Руководитель участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале смены проверяют:

– состояние рабочих мест;

– соответствие машин, оборудования, инструментов и приспособлений требованиям безопасности;

– наличие и правильность установки знаков безопасности, ограждения опасных зон;

– состояние проходов, проездов, переходов;

– соблюдение правил складирования сырья, черновых заготовок, готовой продукции;

– работу приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле и газоулавливающих устройств;

– наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

Выявленные в результате проверки нарушения должны быть устранены немедленно под непосредственным контролем руководителя участка. Если недостатки не могут быть устранены силами участка, руководитель участка делает соответствующую запись в журнале АОК и докладывает вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

СТП 12.0213.004-2005

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения - с 14.06.05

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО "Волга".

Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1. .Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарной безопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работ и другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда, промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемым органами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля, осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией (в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства, законодательства об охране труда, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных актов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественного контроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности, своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению их повторения.

1.3. Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие виды контроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с их должностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемого профессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охране труда).

1.4. Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в три ступени):

На уровне участка (смены, лаборатории, склада) - первая ступень;

На уровне цеха (отдела, службы) - вторая ступень;

На уровне предприятия - третья ступень.

2. Первая ступень административно-общественного контроля

2.1. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данном участке.

2.2. Руководитель участка совместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменной работе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест (содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента, приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест и проходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличие необходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры по устранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут быть устранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущению доступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеется реальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановки неисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверки проверяющие делают соответствующие записи в специальном журнале административно-общественного контроля по охране труда (журналы должны быть пронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей смены руководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдение работниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допуская захламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие и правильность применения спецодежды, спецобувии других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующих приспособлений.

2.4. При несоблюдении работниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работы и проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые меры заносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела) ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественного контроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журнале недостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры к виновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

3.1. Начальник цеха (отдела) с председателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным по охране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог и т.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионно проводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссия контролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных и вспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением, предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работ и рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых, едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применение работниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовых устройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пыле газоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второй ступени контроля анализируется эффективность проведения административно-общественного контроля первой ступени, контролируется своевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков и оценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, при необходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественного контроля

4.1. Третья ступень административно-общественного контроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласно графику, утвержденному генеральным директором ОАО "Волга" и согласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления (заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работе комиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участие начальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службы охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитета предприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

Выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО "Волга" по вопросам охраны труда;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий;

Паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническим требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояние дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силу приказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ

Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.

Нормативная база

Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.

Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.

С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.

Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.

В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.

Понятия

Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарные;
  • реабилитационные;
  • социальные;
  • экономические.

За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.

К понятиям относятся и такие термины:

  • Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
  • Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
  • Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
  • Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
  • Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
  • Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.

Виды

Существует два вида общественного контроля охраны труда.

Ведомственный

Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.

В компетенцию ведомственного контроля входит:

  • Проведение анализа условий работы в организациях.
  • Выявление причин полученных травм во время работы.
  • Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.

На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.

Административно-общественный

Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.

Этот вид контроля может быть многоступенчатым:

  • Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
  • Вторая ступень – ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
  • Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.

Организация общественного контроля за охраной труда в организации

Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.

Осуществляют контроль:

  • профессиональные союзы;
  • уполномоченные лица.

Профсоюзы имеют право:

  • следить за выполнением норм и правил закона о труде;
  • организовать и провести независимую экспертизу;
  • быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
  • запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
  • оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
  • требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.

Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.

Уполномоченные лица избираются на общем собрании работников, на какой срок и какое количество уполномоченных лиц - определяется . Права у них такие же, как и у профсоюзов – охрана труда, защита социальных прав и гарантий трудящихся.

Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.

Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:

Документальное оформление

Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:

  • утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
  • разработать журналы регистраций;
  • составить график медицинских осмотров;
  • принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.

Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.

К обязательным относятся журналы:

  • регистрации вводного инструктажа;
  • учета инструкций по охране труда на предприятиях;
  • регистрации несчастных случаев на производстве;
  • учета выданных инструкций работникам;
  • учета технического состояния оборудования;
  • проверки соблюдения правил по охране труда и др.

Пример




Top