Фас предложила альтернативу идее отрезать конкурентов "рм" дерипаски от госзакупок. Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Нередко участники тендеров на госзакупки сталкиваются с серьезными проблемами - от неконкурентоспособности заявки вплоть до отказа в допуске к участию. Эти и другие проблемы могут быть вызваны различными нюансами.

Например, отказ можно получить по причине несоответствия заявки конкурсной документации , Закону 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также - официальным конкурсным требованиям, заявленным организатором.

Не менее сложным становится процесс госзакупок и для самих организаторов, ведь в данной сфере нередко возникают непростые юридические вопросы. Запрос котировок, определение реальной стоимости контракта - задачи, требующие профессионального подхода. А при определенных действиях недобросовестных участников организатору может понадобиться представительство интересов в Арбитражном Суде. В любом случае, помощь эксперта по госзакупкам для организатора госконтракта оказывается крайне необходимой.

С нами госзакупки перестанут быть для Вас проблемой!

Участникам и организаторам тендеров на госзакупки URC Group предлагает полный комплекс услуг, оказываемых профессиональными специалистами:

  • Консультирование по вопросам применения Закона о контрактной системе.
  • Защита интересов в ФАС России и ее территориальных управлениях по всей России, а также Рособоронзаказе.
  • Оспаривание решений и предписаний ФАС России и ее территориальных управлений по всей России.
  • Оспаривание постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • Подготовка жалоб на нарушение 44-ФЗ.
  • Подготовка запроса о разъяснении конкурсной, аукционной документации, документации при размещении котировок, размещении у единственного поставщика.
  • Разработка конкурсной, аукционной документации, документации при размещении котировок, размещении у единственного поставщика.
  • Разработка Технического Задания к конкурсу, аукциону, при размещении котировок, размещении у единственного поставщика.
  • Разработка информационной карты конкурса, аукциона, при размещении котировок, размещении у единственного поставщика.
  • Разработка проекта государственного контракта.
  • Разработка образцов форм и документов для заполнения участниками размещения заказа.
  • Определение реальной стоимости контракта.
  • Определение начальной (максимальной) цены контракта.
  • Экспертиза заявок участников на соответствие конкурсной документации.
  • Подготовка обращения, возражения в ФАС России, в случае обжалования конкурса, аукциона, при размещении котировок, размещении у единственного поставщика.
  • Досудебное урегулирование споров.
  • Правовое сопровождение проверок, проводимых антимонопольным органом.
  • Участие в нормотворчестве и общественном обсуждении. Представление интересов компаний в ассоциациях, рабочих группах, экспертных советах ФАС.

Получите дополнительную информацию по услугам по телефону

Федеральная антимонопольная служба предлагает открыть допуск иностранным поставщикам к госзакупкам лекарств, если их цена будет на четверть ниже, чем у российских. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, это не позволит российским компаниям задирать цены и снизит стоимость госконтрактов.

Минпромторг, в свою очередь, доработал проект трехступенчатой системы, призванный расширить доступ российских фармпроизводителей к госконтрактам. Новая редакция законопроекта предусматривает ценовые преференции в размере 25% для российских производств полного цикла и компаний, выпускающих в РФ лекарства на основе субстанций, закупленных в странах-участницах Евразийского экономического союза. В министерстве считают, что это поможет развитию бизнеса отечественных фармпроизводителей.

ФАС уже согласовал дополненный Минпромторгом проект, но от идеи допустить к торгам иностранцев не отказался.

На этой неделе глава ФАС в очередной раз высказал идею пересмотреть правило “третий лишний” при закупках медикаментов и оборудования. Это правило автоматически отстраняет от торгов зарубежных поставщиков, если заявки на участие подали минимум два отечественных поставщика или участника из стран Таможенного союза (Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии).

По мнению Артемьева, иностранных поставщиков нужно допускать к торгам, если их предложение на 25–30% ниже, чем у поставщиков из ЕАЭС. Такие ценовые преференции помогут сэкономить немалые суммы государству - ФАС выявила как минимум два случая, когда цена иностранного поставщика была на миллиард рублей ниже, чем у отечественных.

О том, что Минпромторг модифицировал свой проект, стало известно в среду. Правило “третий лишний” дополнили ценовой преференцией в размере 25% для компаний, осуществляющих полный цикл производства препаратов на территории стран ЕАЭС. В полный цикл входит производство фармацевтической субстанции, которое зачастую является затратным, готовой лекарственной формы, первичная и вторичная упаковка, а также выпускающий контроль качества. Это должно помочь в создании новых рабочих мест и в развитии фармбизнеса в РФ и странах ЕАЭС.

Сейчас проект постановления проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти, в ближайшее время его направят в правительство. Изначальный вариант проекта не устраивал ФАС, но в новом виде антимонопольщики его поддержали.

Первый зампредседателя комитета Совета федерации по экономической политике, экс-председатель думского Комитета по охране здоровья Сергей Калашников, считает, что “правило “третий лишний” не может решить проблему импортозамещения“.

По его словам, в РФ сейчас могут производить только устаревшие лекарства. “Мы не можем обеспечить импортозамещение, поскольку можем производить только дженерики - лекарства, которые изобретены более 10 лет назад и у которых кончилось лицензионное право, - считает Калашников. - Поэтому большую часть эффективных лекарств мы вынуждены закупать у западных фирм”.

Другая проблема, по его мнению, заключается в том, что после падения рубля предельные цены на жизненно важные лекарства, устанавливаемые Минздравом, оказались невыгодны для иностранных поставщиков.

Калашников согласен с главой ФАС в том, что иностранных поставщиков нужно допускать к торгам, поскольку это создаст конкуренцию и поможет снизить стоимость госконтрактов.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин заявил, что в ведомстве оценивают последствия введения преференций в целом эффективно, в том числе потому, что это подталкивает иностранные компании к локализации в России. “Объем иностранных инвестиций в отечественный фармпром за последние шесть лет составил более миллиарда евро”, - сказал он.

"Торгово-промышленные палаты выдают российским производителям для участия в госзакупках по правилу "третий лишний" сертификаты, подтверждающие происхождение товара. По нашим данным, общее количество выигранных конкурсов с использованием сертификатов СТ-1 (о происхождении товара - ред.) составило более 6,5 тысячи на сумму порядка 13 миллиардов рублей".

Катырин также добавил, что правило "третий лишний" не отстраняет автоматически всех иностранных производителей от всех торгов. По его словам, остается большое количество закупок, где "зарубежные препараты успешно конкурируют с отечественными".

Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей, член совета ТПП РФ Виктор Дмитриев отметил, что до 30% государственных закупок проводится с нарушениями. Некоторые заказчики обходят правило “третий лишний”. “Несмотря на все усилия, остаются стандартные нарушения при формировании технических заданий: включение в состав одного лота продукции различных видов, излишняя конкретизация лотов, составление технического задания и условий исполнения контракта под конкретного поставщика”, - пояснил эксперт. По его словам, ТПП обсуждает с Минздравом и ФАС России возможные меры, в том числе утверждение типовых контрактов для снижения количества нарушений.

Эксперт отметил, что длительные преференции для российских поставщиков могут привести к тому, что они сосредоточатся только на обеспечении потребностей внутреннего рынка. В результате, конкурентоспособность нашей фармацевтической продукции будет снижаться, и для России закроются международные рынки.

Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов убежден, что российские фармацевтические компании пострадают при отмене правила “третий лишний“.

“Уже сейчас это правило привело к росту производства в отечественной фармакологии, даже можно говорить о том, что Санкт-Петербург становится новым фармацевтическим кластером“, - рассказал Ульянов. По его словам, то же самое происходит и в Ярославской области.

Эксперт уверен, что правило “третий лишний“ - это один из элементов политики, направленный на импортозамещение, на развитие отечественного производства, и его стоит не убирать из законодательства, а наоборот – распространять на другие сферы производства.

По словам Ульянова, стоит брать пример с США, где госзакупки - это мощный инструмент промышленной политики, с помощью которого они поддерживают нуждающиеся в этом отрасли. “Мы должны проводить умную промышленную политику, и правило “третий лишний“ распространять там, где у нас уже есть потенциал, а потом, нарастив мускулы, идти дальше“, - резюмировал эксперт.

Фармацевтический рынок РФ

По данным аналитического агентства DSM Group объем фармацевтического рынка России в 2016 году достиг 1 344 млрд руб., что на 7% выше 2015 г. Также в отчете за прошлый год аналитики агентства отмечают рост динамики продаж российских медикаментов. «Доля лекарств российского производства в целом на рынке по итогам 2016 года составила 29% в деньгах и 61% в упаковках», - говорится в отчете агентства. При этом, доля зарубежных медизделий на рынке становится меньше, тогда как отечественных – растет. Аналитики связывают такую тенденцию с внедрением того самого принципа «третий лишний», об который сегодня ломается столько копий.

Москва. 24 сентября. сайт - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает использовать механизм ценовой преференции как альтернативу инициативе Минпромторга о поддержке продукции холдинга "Русские машины" Олега Дерипаски на госзакупках.

"В качестве альтернативы предложенным в проекте документа мерам поддержки компаний, в отношении которых введены санкции, мы предлагаем министерству рассмотреть механизм предоставления ценовой преференции на закупках", - заявил начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Артем Лобов, слова которого передала "Интерфаксу" пресс-служба ведомства.

В настоящее время в рамках контрактной системы (госзакупки) и при закупках госкомпаний действуют несколько механизмов предоставления преференций для поставщиков продукции российских производителей, в том числе ценовых. В последнем случае при рассмотрении заявок на участие в конкурсе (или другом виде закупок) по стоимостному критерию должны оценивать заявки российских поставщиков по предложенной ими цене, сниженной на 15%. При этом фактически договор на поставку товара или оказание услуг заключается по цене, указанной в заявке - без учета ценовой преференции.

Как сообщалось ранее, Минпромторг проект постановления правительства РФ, которым предлагается установить преференции для ООО "Русские машины" и группы "ГАЗ" Олега Дерипаски при участии этих компаний и их структур в региональных и муниципальных госзакупках. Проектом предлагается перечень видов товаров машиностроения (перечень N1), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для закупок субъектов РФ и муниципальных нужд, а также перечень производителей автомобильной и строительно-дорожной техники, в отношении которых введены санкции (перечень N2). Перечень N1 включает в себя список из порядка 50 типов продукции. Перечень N2 включает в себя компании, входящие в холдинг "Русские машины" и подпавшие под санкции, в частности, ООО "Автомобильный завод ГАЗ", ООО "Ликинский автобусный завод", ООО "Павловский автобусный завод" и др.

Проект документа устанавливает, что для закупок субъектов РФ и муниципальных нужд товаров машиностроения в перечне N1 заказчик отклоняет все заявки с товарами, производителем которых является организация, не включенная в перечень N2, при условии, что подано не менее двух удовлетворяющих требованиям заявок о поставке такой продукции, производителем которых является организация, включенная в перечень N2.

Против инициативы Минпромторга выступила Федеральная антимонопольная служба РФ. "Мы не поддерживаем текущую версию проекта документа, разработанного Минпромторгом России. Его принятие в действующей редакции несет риски монополизации рынков и закрытия других производств в стране, а также полный отказ инвесторов от открытия новых производственных площадок в России. Кроме того, изменения, указанные в проекте, могут привести к сговору участников на торгах", - говорил "Интерфаксу" Лобов.

По его словам, в ФАС убеждены, что "меры поддержки отечественных машиностроителей не должны носить запретительный характер для других производителей аналогичных товаров". "Установление искусственных запретов и ограничений в условиях конкуренции лишает организации стимулов для инновационного развития отечественного производства. Искусственное ограничение конкуренции может привести лишь к перераспределению финансовых потоков между участниками рынка и монополизации имеющихся производств на территории России", - добавил Лобов.

По его словам, в ФАС убеждены, что "меры поддержки отечественных машиностроителей не должны носить запретительный характер для других производителей аналогичных товаров". "В настоящий момент мы прорабатываем альтернативные механизмы поддержки производителей, в отношении которых введены санкции, которые будут направлены на рассмотрение авторам документа", - добавил А.Лобов.

В свою очередь министр экономического развития РФ Максим Орешкин, комментируя инициативу Минпромторга, подчеркивал, что правительство РФ должно самым внимательным образом относиться к поддержке компаний, подпавших под санкции, но попытки помочь не должны нарушать базовые принципы рыночной экономики и конкуренции. "Я сами предложения не видел, коллеги мои смотрели и официальную позицию высказали. Я точно могу сказать, что, с одной стороны, поддержка компаний, попавших в тяжелую ситуацию - это то, на что правительство должно смотреть самым внимательным образом. При этом в попытке помочь нельзя нарушать базовые принципы рыночной экономики и конкуренции", - сказал министр.

В апреле 2018 года в отношении ряда российских компаний, в том числе машиностроительных активов "Базового элемента" Дерипаски - группы "ГАЗ" и "Русских машин" - были , "которые накладывают ряд ограничений на деятельность группы в иностранных юрисдикциях".

Американский Минфин позднее заявлял, что с группы "ГАЗ" и связанных с ней компаний в случае, если Дерипаска откажется от контролирующей доли - через "Русские машины" ему принадлежит около 80% "ГАЗа".

Процесс размещения госзаказа контролируется органами исполнительной власти или местного самоуправления. Если же речь идёт о государственном заказе на федеральном уровне, то его контроль осуществляет (Федеральная антимонопольная служба). Это касается поставки товаров, оказания различных услуг государству или выполнения работ. ФАС возглавляет контроль в этой сфере.

ФАС создана с целью не позволить создавать неравные условия для организаций, участвующих в торгах на уровне государства.

Полномочия ФАС

В список полномочий данной службы входит:

  • контроль за организацией и проведением торгов;
  • установка тарифов и цен;
  • приостановка планов по закупкам товаров и услуг;
  • надзор за соблюдением закона, в частности, государственного оборонного заказа;
  • контроль за соблюдением законодательных принципов в рекламе;
  • контроль за иностранными инвестициями в случае, если они стратегически важны для безопасности и обороны страны.

Проверка нарушений

ФАС осуществляет проверку вне плана в случае конфликтной ситуации. Такая проверка состоит из двух частей. Вначале проводится полный анализ документов, далее – информация, которую можно обнаружить на официальном сайте поставщика услуг либо товаров. На этом этапе могут обнаружиться нарушения, которые не были обозначены в полученной жалобе.

Это касается как нарушившего закон, так и обвиняющего в нарушении.

Действия проверяющих нельзя обжаловать в суде. Проверка осуществляется в срок до пяти дней.

Предписания, которые вынесены вследствие проверки, должны в обязательном порядке быть исполнены как заказчиком, так и участниками торгов.

Проверка осуществляется и в той ситуации, когда заявитель отзывает жалобу.

Существующий ряд нарушений, выявляемый в процессе проверки заказов для государственных или муниципальных нужд, можно условно разделить на три категории.

  1. Несоблюдение открытости, равноправия или эффективности аукциона;
  2. Если закон диктует провести конкурентную закупку, а на деле договор заключается только с одним исполнителем или поставщиком;
  3. Если в проекте конкурсной документации учитываются интересы лишь одного поставщика.

Различия между Федеральными законами №44 и №223

Данные законодательные акты призваны регулировать действия государственных и муниципальных компаний, монополий и прочих организаций на аукционе. действителен для абсолютно любых госзаказчиков и контролирует каждый этап сделки. Также он гарантирует заключение договора с победителем торгов, если он выполнил все установленные законом условия.

Даёт возможность компании самой разработать условия и положения для всех участников торгов. Нет строгих критериев, необходимо соблюдать лишь общие принципы.

Заказчиком по 44-ФЗ может быть муниципальное или государственное учреждение, получающее финансирование из бюджета.

Для 223-ФЗ подходят те компании, доля государства в которых составляет более 50%. Также сюда относятся монополии в нефтегазовой промышленности, железнодорожные организации и т.д. Компании, деятельность которых можно регулировать - сюда относится энергетика, газоснабжение, водоснабжение и т.д.

Все бюджетные организации, использующие гранты, средства субподряда или собственные вложения для участия в торгах.

44-ФЗ строго устанавливает сроки проведения аукциона и всех его этапов. Соблюдение их всеми участниками обязательно.

В случае с 223-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно устанавливать сроки.

По 44-ФЗ заказчик может потребовать от победителя подтверждение финансовой обеспеченности договора. Эта сумма прописана в законе и составляет 5-30% от стоимости контракта. У заказчика есть несколько вариантов обеспечения.




Top