Государственная экспертиза условий труда. основные вопросы для работодателя. Трудовая экспертиза Государственная экспертиза охраны труда

Трудовая экспертиза - это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии.

Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т.д.1

Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы:

  • 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы;
  • 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;
  • 3) на какой работе данного человека лучше использовать;
  • 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.

Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности:

  • 1) предотвратить поступление человека па работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или но каким-либо другим причинам;
  • 2) отобрать для работы но данной профессии наиболее работоспособных людей, которые могут успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда;
  • 3) своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу;
  • 4) определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других - проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в некоторых - осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Объект трудовой экспертизы - взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы - личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.

Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности освидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т.е. заниматься психопрогностикой, - задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

Оценивают прошедшую трудовую деятельность и устанавливают связь допущенных ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий.

Ретроспективная трудовая экспертиза важна для оценки способностей работника, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.

В связи с тем, что главная цель современной охраны труда в Российской Федерации – это жизнь и здоровье каждого отдельного рабочего - государство внимательно следит за тем, чтобы каждый работодатель обеспечивал необходимый уровень безопасности рабочего места. И государственная экспертиза условий труда - это оценка того, насколько внимательно начальник предприятия относится к тем условия, которые поставлены законодательством в нормативных актах.

Что такое государственная экспертиза условия труда

В общем смысле, государственная экспертиза условий труда - это процедура, во время которой правительство убеждается в том, что работодатель воспринимает всерьез нормы, установленные в правовых актах. Или не убеждается, и тогда начальник предприятия подвергнется наказанию.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется только ответственными служащими соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Они быть уполномочены проводить подобные процедуры по надзору за соблюдением работодателям государственных норм. И экспертиза условий труда может быть проведена только в том порядке, который установлен Правительством РФ. Об этом говорится в ст. 216.1 ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда проводится для того, чтобы установить:

  • Качество, с которым проводилась специальная оценка условий работы;
  • Правильно ли работодатель посчитал и предоставил работникам гарантии, специальные компенсации, в том случае, если они трудятся на вредном или опасном месте работы;
  • Фактические условия работы сотрудников на предприятии;

Государственная экспертиза условий труда проводится, во время проектирования нового предприятия, его возведения, восстановления производств. Но также, основываясь на ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, юридическим основанием для того, чтобы провести в компании государственную экспертизу условий труда, является и специальное обращение представителей исполнительной власти, если об этом есть постановление, выписанное судебными органами, если есть обращение от определенного объединения работодателей. Также государственная экспертиза условий труда может начаться из-за обращения сотрудников компании или профсоюзов.

У представителя федеральных исполнительных органов также есть определенные права и полномочия. В их список включены:

  • Беспрепятственный доступ к любым производственным помещениям. Но это возможно только в том случае, если у ответственного за экспертизу сотрудника есть соответствующее удостоверение. И при этом вся процедура должна проходить в порядке, который установлен в законодательных актах Российской Федерации.
  • Беспрепятственно запрашивать любые документы, которые касаются трудовой деятельности предприятия в общем и работников в отдельности. Также предприниматель не имеет права брать с ответственного человека какие-либо средства за предоставление соответствующей документации.
  • Беспрепятственно проводить любые исследования, замеры, измерения и другие процедуры, необходимые для государственной экспертизы условий труда.

Ответственный сотрудник федеральных исполнительных органов имеет право привлекать к исследовательской работе исследовательские и измерительные центры, лаборатории. Но любая подобная организация, согласившаяся сотрудничать в таком деле, должна иметь официальную аккредитацию. Получить её она должна в том порядке, который установлен в законодательстве Российской Федерации.

Но, кроме прав, у работника, проводящего экспертизу, есть ещё и соответствующие обязательства.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда оговорен и регламентирован Приказом Министерства Труда РФ от 12.08.2014 №549.

Стоит отметить, что если проверка условий работы на предприятии проводится в связи с заявлением одного работника, то ответственный специалист должен подвергнуть экспертизе не всё предприятие. Он проверяет только одно рабочее место – того сотрудника, от которого поступило соответствующее заявление.

Один ответственный специалист может проводить государственную экспертизу труда не на каждом предприятии. Он не может проводить проверку в тех организациях, где его деятельность может повлечь определенный конфликт интересов. Или даже просто создать угрозу такового. Это связано с обязанностями означенного специалиста, а именно с тем, что работник, проводящий проверку, должен обеспечить полную объективность и беспристрастность.

Для того, чтобы началась государственная экспертиза условий труда, необходимо, чтобы в федеральный исполнительный орган пришло соответствующее заявление. После этого начинается сама процедура проведения федеральной проверки.

Сначала исполнительный орган запрашивает у работодателя необходимые документы. В этот список будут включены все бумаги, касающиеся условия труда на предприятии, информации о рабочих местах, которые будут проходить экспертизу и материалы о техническом процессе производства. После того, как работодатель получает запрос на эту документацию от исполнительного органа, он обязан предоставить всё, что нужно в течение десяти дней. Если это невозможно, то предприниматель должен написать об этом письменное заявление, где будут указаны причины, препятствовавшие отправке информации.

У исполнительных органов федерального контроля, а также у их структурных подразделений, есть право запрашивать документы не только у работодателя. Если этого требует экспертиза, то они могут запросить документацию и у органов местного самоуправления, других исполнительных организаций, подведомственных структур.

После того, как все документы получены, территориальное подразделение исполнительного органа приступает к подбору специалиста. Это может быть, как один человек, так и сформированная отдельная экспертная комиссия. Будет ли она сформирована, зависит от размеров предприятия, которое подвергается экспертизе. Если проверку одного рабочего места сможет провести один специалист, то на большом предприятии придется обработать слишком много документации и если этим занимается один эксперт, то подобное мероприятие может затянуться.

После того, как эксперт назначен и комиссия сформирована, начинается процедура непосредственной экспертизы. Для того, чтобы её результаты были легитимны, необходимо, чтобы проверка прошла следующие этапы:

  • Сначала эксперты должны рассмотреть и взвесить основания, повлекшие за собой начало государственной экспертизы. Они оценивают, достаточны ли наличествующие факты для проведения этой процедуры, анализируют полученную от работодателя информацию и приходят к выводу, насколько полны эти сведения.
  • Проведение непосредственной экспертизы предприятия и условий труда на нём. Сюда входит как осмотр рабочих мест, так и проведение замеров, исследований, сбор всей необходимой информации. Во время этого процесса эксперты могут подключить к работе сторонние организации, научные и измерительные лаборатории.
  • Если возникает такая необходимость, то экспертная комиссия может расширить зону измерений, провести дополнительные исследования и анализы. Это возможно в том случае, если специалисты посчитают, что собранной информации недостаточно для написания окончательного решения.
  • После того, как все измерения проведены и информации достаточно, эксперты занимаются подведением итогов и оформлением окончательного решения по результатам экспертизы.

Также у государственной экспертизы условий труда есть определенные сроки. Вся проверка, начиная с того момента, как заявление было зарегистрировано в исполнительном федеральном органе и заканчивая оформлением и подведением итогов, должна уложиться в семь рабочих дней.

Во время проведения экспертизы, комиссия проверяет следующие факторы, влияющие на условия труда:

  • Общее техническое состояние здания, в котором находится предприятие. И, кроме этого, проверку проходит всё оборудование, которое хоть как-нибудь касается рабочего процесса – это могут быть как вентиляционные устройства, так непосредственно рабочие устройства.
  • Проверку проходит также сырье и материалы, которые используются во время производства. Кроме этого эксперты займутся проверкой состояния тех индивидуальных и коллективных средств защиты, которые есть на предприятии.
  • В каком состоянии находятся лечебные и медицинские помещения, санитарные и бытовые комнаты.
  • Режимы работы и отдыха, которые установлены на предприятии.
  • Иные факторы, которые могут навредить или нести какую-нибудь опасность здоровью и жизни сотрудников.

Особенности государственной экспертизы условий труда

После того, как началась государственная проверка условий труда на предприятии, эксперты из комиссии имеют право посетить рабочие места. Но перед этим они обязаны договориться с работодателем о том, где и в какое они время они займутся экспертизой и осмотром. Это необходимо для того, чтобы не нарушать рабочий процесс всего предприятия.

После того, как государственная экспертиза закончилась, комиссия приступает к подведению итогов и окончательному формулированию результатов. Каждый из их выводов должен быть обоснован, снабжен комментария и основанием.

Все решения, которые будут занесены в окончательный проект и выводы, должны быть закреплены голосованием. По каждому вопросу, который рассматривался комиссией, решение анализируется каждым экспертом и утверждается подавляющим большинством.

Составленные комиссией выводы и проектное решение должны утверждаются и подписываются в двух экземплярах. На бумагах фиксируются подписи как экспертов, которые проводили проверку, так и работодателя. Но предприниматель, организация которого прошла проверку, может быть не согласен с выводами, сделанными комиссией. Если согласие между ним и экспертами не достигнуто, то работодатель имеет право составить собственное мнение, изложить его письменно и приложить к проекту.

Государственная экспертиза условий труда прописана в статье 21 Основ и статье 216^ ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке определённом Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Правильности предоставления работникам компенсаций за тяжёлую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, работников, профсоюзных органов.

15. Специально уполномоченные органы надзора и контроля

. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности прописан в статье 366 ТК РФ.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. Государственный надзор вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. А также при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при проведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор.

(Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 года № 938 и статья 367 ТК РФ).

Основной задачей Госэнергонадзора в РФ является контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 368 ТК РФ) осуществляется Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. В его функции входит надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, а также надзор и контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности утверждено распоряжением Президента РФ 5 июня 1992года № 283-рп и статья 369 ТК РФ).

Госатомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Что такое госэкспертиза условий труда

Такое понятие, как появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным. Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда - это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.1 ТК РФ, граничный не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы). Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками - установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Основания проведения экспертизы

Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.

Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.

Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.

Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда. Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:

  • фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
  • работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
  • применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
  • политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.

Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество. Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.

ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА – это комплексная оценка специалистами (экспертами) факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести труда и напряженности труда) по показателям факторов, оказывающих влияние на и человека в процессе трудовой деятельности. Э. условий труда способствует реализации одной из целей трудового законодательства – созданию благоприятных УТ (ст. 1 ТК РФ).

Э. УТ может осуществляться как:

государственная (органы власти РФ и субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда);

отраслевая (лицензионные органы федеральных органов исполнительной власти и их филиалы на территориях субъектов РФ);

муниципальная (органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти в установленном порядке);

независимая (профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, региональные центры ОТ, общественные организации).

Государственная Э. УТ – это деятельность специально уполномоченных органов по осуществлению контроля за УТ и ОТ, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также по подготовке предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

В соответствии со ст. 2161 ТК РФ государственная Э. УТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ в порядке, установленном Правительством РФ, в целях оценки:

качества проведения аттестации рабочих мест по УТ;

правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными УТ;

соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям ОТ;

фактических УТ работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная Э. УТ осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС РФ.

Согласно ст. 215 ТК РФ , реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий запрещаются без заключений государственной Э. УТ о соответствии проектов требованиям ОТ.

Постановлением Минтруда России от 2 июля 2001 г. № 53 утверждены Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности. В данном документе приведены: примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении государственной Э. УТ; основные требования ОТ в законах и иных нормативных правовых актах.

При экспертизе качества аттестации рабочих мест по УТ проводится оценка соответствия фактического состояния УТ на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, по степени травмобезопасности средств производства, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств. Задачи и процедуры аттестации рабочих мест по УТ определены Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которое утверждено постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12. Заключение государственной Э. УТ субъекта РФ о качестве проведения аттестации рабочих мест по УТ обязательно при подаче заявки на проведение сертификации работ по ОТ в организациях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях».

Методические указания Минтруда России от 22 ноября 1996 г. по проведению экспертизы на соответствие проектов строительства требованиям УТ устанавливают общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов по УТ на , расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории РФ. Обеспечение требований ОТ в проектной документации регламентировано СНиП 12.03 –2001 « в строительстве», СП 11101 –95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1101 –95 « о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Лица ответственные за государственную Э. УТ имеют право:

в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными актами РФ.




Top