Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы. Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется Государственная экспертиза по условиям труда

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте );
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и , то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи ). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — );
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ. Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно. Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Расходы на проведение экспертизы

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п. 7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2019 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке .
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Чтобы минимизировать перечисленные риски, необходима предварительная оценка перспектив проведения экспертизы.

По вопросам проведения государственной экспертизы условий труда юрист проконсультирует вас в комментариях к статье

В 2016 г. Приказом Минтруда РФ был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда. О том, кто и в какие сроки должен проводить экспертизу, для чего она проводится и какой порядок проведения процедуры - мы расскажем в данной статье.

Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда РФ № 708н от 05.12.2016 г. В соответствии с положением статьи 126.1 Трудового кодекса РФ экспертиза осуществляется на основании определений суда, обращений работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, самих работников, органов ФСС и других представительных органов, уполномоченных на данные действия работниками.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Осуществление экспертизы условий труда происходят с целью провести оценку:

  1. фактических условий труда работников;
  2. качества реализации специальной оценки условий труда;
  3. правильности предоставления работникам законных гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда.

Как правило, работодатель является инициатором проведения государственной экспертизы только в том случае, если у него есть основания сомневаться в правильности установления гарантий и компенсаций работникам за работу с опасными и вредными условиями труда после проведения специальной оценки труда. Стоит напомнить, что к расходам работодателя при предоставлении таких компенсаций и гарантий относятся такие расходы, как: оплата труда в повышенном размере, ежегодных дополнительных отпусков, а также затраты на направление работника на периодические или предварительные медосмотры.

Это важно знать

  1. В случае, если в ходе государственной экспертизы будет выявлено, что работодатель предоставляет компенсации и гарантии работнику в большем объеме, чем предусмотрено законом, в том числе, если при неправильном проведении специальной оценки условий труда допустимые условия были ошибочно приняты, как опасные и вредные, они могут быть пересмотрены в сторону снижения либо отмены.
  2. В случае, если по итогам экспертизы условий труда класс вредности был понижен, работодателю следует провести внеплановую оценку условий труда с целью снижений компенсаций и гарантий. Если же госэкспертизой были подтверждены условия труда, как безопасные, проведение внеплановой СОУТ не требуется.
  3. В случае отмены гарантий и компенсаций или их снижения обязательно меняются условия трудового договора по соглашению сторон либо по причинам, непосредственно связанным с изменением технологических или организационных условий труда. При этом, уменьшение объема компенсаций и гарантий возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, которые вносятся в трудовой договор.

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда;
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права.

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей - физических лиц);
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством;
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы.

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении;
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них.

Это важно знать

  1. Государственная экспертиза осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный Порядок утвержден Приказом Минтруда РФ № 549н от 12.08.2014 г.
  2. Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должна превышать 30 дней с момента регистрации в соответствующем органе основания для ее проведения. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен до 60 дней, основания к продлению установлены в абзаце 2 пункт 18 указанного Порядка.

Госуслуги по проведению экспертизы условий труда

Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:

Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:

  • направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда;
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления.

Это важно знать

  1. В соответствии с пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга осуществляется в срок не более 30 дней с даты регистрации заявления.
  2. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Для получения госуслуги по проведению государственной экспертизы условий труда заявителю необходимо предоставить правильно составленное заявление, где обязательно указываются:

  • полное наименование заявителя, в том числе ФИО, если заявителем является работник;
  • контактная информация - почтовый адрес, электронная почта и номер телефона;
  • наименование цели проведения госэкспертизы условий труда;
  • наименование профессий / должностей занятых работников и индивидуальные номера рабочих мест, наименование структурного подразделения работодателя, в котором находятся рабочие места, где будет предоставляться госуслуга (если заявителем является работник - указывается сведение о его рабочем месте);
  • обоснование необходимости проведение экспертизы;
  • сведения о ранее предоставляемых госуслугах (при наличии).

Важно! Заявление подписывается лично заявителем - работником или руководителем /заместителем руководителя в случае обращения работодателя, профсоюза или их объединений.

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента работодатель к заявлению обязательно прикладывает:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные документы, содержащие результаты исследований и измерений опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • трудовой и коллективный (при наличии) договор, которые устанавливают обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда работника (если есть);
  • местные акты работодателя, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда;
  • список работников, подлежащих периодическим или предварительным медицинским осмотрам, и копии заключительного акта о результатах таких осмотров за предшествующий год.

Это важно знать

  1. Все предоставляемые документы должны быть четкими для прочтения и не должны содержать слова и аббревиатуры, употребление которых не допускается действующим законодательством.
  2. Заявление и документы направляются заявителем в адрес Роструда почтовым отправлением с уведомлением либо передается должностному лицу на личном приеме либо направляется в электронной форме при использовании специальной формы.
  3. При получении документов в электронной форме, принявшее их должностное лицо подтверждает его получение в виде электронного документа.
  4. При приеме документов на личном приеме на втором экземпляре проставляется дата приема и должностное лицо, принявшее заявление.
  5. Принятое заявление (в том числе, направленное в электронном виде) регистрируется должностным лицом в течении одного рабочего дня с момента поступления. После регистрации документы передаются руководителю службы, который, в свою очередь, рассматривает его в день поступления и направляет с указанием руководителя уполномоченного структурного подразделения - он также рассматривает его в течение дня и передает его на исполнение должностному лицу.

Причины отказа в предоставлении госуслуги

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда. Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг. При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента;
  • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента;
  • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
  • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  1. проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги;
  2. проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке;
  3. оформление результатов после предоставления государственной услуги.

Этапы административных процедур:

  • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы.
  • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги.

При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).
Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги - если есть возможность получения документов по средствам запроса. Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

  • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу - оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  1. оплаты труда в повышенном размере;
  2. сокращенной продолжительности рабочей недели;
  3. дополнительного оплачиваемого отпуска;
  4. иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством.

Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.
Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

Важно ! Установление повышенных размеров компенсаций и гарантий по сравнению с ТК РФ не является не соответствием.

По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

  • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены.

Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки заявителю либо направляется по почте или в электронном виде. Второй экземпляр остается в уполномоченном структурном подразделении, его копия направляется работодателю, если он не является заявителем.
Данная госуслуга предоставляется Рострудом бесплатно при направлении соответствующего заявления и комплекта документов.

соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;

соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;

наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;

правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;

соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;

правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов*(2) , а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах);

правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;

г) в протоколах испытаний (измерений):

соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета;

соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета;

соответствие данных о рабочих места# данным, указанным в разделе II отчета;

соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета;

соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда*(3) данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений);

24. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

25. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

а) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);

б) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);

в) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);

г) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

26. Государственный эксперт (экспертная комиссия) вправе по договоренности с работодателем посетить исследуемое рабочее место (рабочие места) для получения необходимой информации в целях проводимой государственной экспертизы условий труда.

VI. Проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров)

27. В случае, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.

28. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в соответствии с подпунктом "а" пункта 3

При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка, за исключением случаев, когда заявителем является орган исполнительной власти, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств заявителя.

В случае проведения государственной экспертизы условий труда в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса организуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по обращениям органа государственной экспертизы условий труда.

В иных случаях, не указанных в настоящем пункте, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств органа государственной экспертизы условий труда.

29. Решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии) и должно содержать расчет объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и, в случае проведения таких исследований (испытаний) и измерений за счет средств заявителя или работодателя, стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).

30. В случае принятия решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса руководитель государственной экспертизы в течение трех рабочих дней со дня его принятия информирует заявителя, судебный орган или государственную инспекцию труда, а также работодателя, на рабочих местах которого будут проведены исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, о принятии такого решения посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа.

31. При необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса за счет средств заявителя или работодателя, заявитель или работодатель обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 30 настоящего Порядка, представить в орган государственной экспертизы условий труда документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет органа государственной экспертизы условий труда средств в качестве оплаты проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты руководителем государственной экспертизы принимается решение о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда, о чем делается соответствующая запись в заключении государственной экспертизы условий труда.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты, произвести которую в соответствии с абзацем вторым пункта 28 настоящего Порядка должен работодатель, копия заключения государственной экспертизы условий труда направляется в адрес государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась государственная экспертиза условий труда, для принятия решения о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.

VII. Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

32. По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда, в котором указываются:

а) наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;

б) основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе государственной экспертизы условий труда;

в) данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда - полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;

г) период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;

д) объект государственной экспертизы условий труда;

е) наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;

ж) сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);

з) перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда и (или) полученных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

33. В проекте заключения государственной экспертизы условий труда, составленном по результатам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

а) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);

б) фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.

34. В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:

а) о качестве проведения специальной оценки условий труда;

б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

в) о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

35. Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, должны быть подробными и обоснованными.

36. Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда или полученных по запросу в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, в проекте заключения государственной экспертизы условий труда приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.

37. Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.

38. Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения государственной экспертизы условий труда.

Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения государственной экспертизы условий.

Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.

39. Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения:

а) выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

б) направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

40. Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если организация, проводившая специальную оценку условий труда, не является заявителем, либо государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи проведения государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов.

41. Сведения о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения*(4) .

42. Заявление и документы, представленные для проведения государственной экспертизы условий труда, хранятся в органе государственной экспертизы условий труда.

43. В случае утраты заключения государственной экспертизы условий труда заявитель, судебный орган, государственная инспекция труда вправе получить в органе государственной экспертизы условий труда дубликат этого заключения.

Дубликат заключения государственной экспертизы условий труда не позднее десяти рабочих дней с даты получения органом государственной экспертизы условий труда письменного обращения о его выдаче:

выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

VIII. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда

44. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

45. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н приложение дополнено пунктом 46

46. Заключение о рассмотрении разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда является обязательным к исполнению всеми сторонами разногласий.

Отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

*(4) В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" до 1 января 2016 года сведения о результатах государственной экспертизы условий труда передаются в Федеральную службу по труду и занятости в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из статьи вы узнаете:

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно .

В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

1. В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными . В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям и .

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в рамках мероприятие с точки зрения государственной политики - одно из ключевых, позволяющих обеспечить достойные рабочие условия всем трудящимся гражданам страны. Органы государственной экспертизы условий труда - это Минтруда, а точнее, его региональные подразделения. Именно их представители осуществляют как оценку, так и формулировку рекомендаций предпринимателям.

Как происходит?

Государственная экспертиза производится квалифицированными специалистами исполнительных органов. Заниматься этим могут только те, у которых есть соответствующие полномочия. При этом осуществляется не только непосредственно надзор над условиями, свойственными месту, где работающий человек находится, но и берется под контроль документация, оформляющая сотрудничество предприятия и его штата.

Зачем?

Цели государственной экспертизы условий труда:

  • Выявление корректности произведенной ранее спецоценки.
  • Оценка условий, фактически окружающих людей на предприятии.
  • Контроль за тем, чтобы персонал правильно получал гарантии, компенсации, если приходится трудиться в сложных, опасных ситуациях, регулярно контактируя с вредными факторами.

Когда?

Осуществление государственной экспертизы условий труда возможно, когда суд региона выдал предписание, определение. Также в качестве инициатора могут выступить: исполнительная власть, сам предприниматель или объединение, включающее в себя несколько работодателей.

Работники, желающие, чтобы их рабочие места были аттестованы, могут запросить проведение этой процедуры лично. Насколько проще сделать это через профессиональные организации - профсоюзы, призванные отстаивать выгоду персонала. Производящая заключение государственная экспертиза условий труда выгодна страховым компаниям, работающим с предприятием, в том числе Фонду соцстраха. Иногда проверка инициируется представительскими органами или компаниями, делавшими специальную оценку.

ФЗ: условия работы

Если в рамках госконтроля возникли предположения о нарушении Трудового кодекса, территориальные службы могут вынести представление, согласно которому организуется проведение государственной экспертизы условий труда.

Как правило, проверка выявляет, соблюдается ли в компании ФЗ, введенный в силу в 2013 году под номером 426. Он посвящен оценке условий труда, декларирует, в каких условиях могут работать люди, что им за это полагается вознаграждением, компенсацией. Проверка может начаться с поступления в территориальный орган заявления от тружеников предприятия, профсоюзов, работодателей, заинтересованных лиц.

Особенности

Как правило, проведение государственной экспертизы условий труда начинается заявлением заинтересованной персоны. Она же представляет чиновникам материалы, документы, на основании которых производится анализ рабочего процесса компании. Если таковые представлены не были сразу, тогда ведомство направляет на предприятие обращение, прося в его адрес отправить документацию на те рабочие места, относительно которых мероприятие будет проверено. Дополнительную информацию чиновники добывают из органов, занимающихся госуслугами. Определенные данные представляет местное самоуправление, организации, подведомственные государственным инструкциям. Правда, это происходит только в том случае, когда все эти лица располагают полезными для экспертизы материалами.

В своей работе чиновники, чья задача - государственная экспертиза условий труда, используют нормативные правовые акты, действующие на федеральном уровне и в конкретном субъекте, муниципалитете.

Как оценят?

Каковы цели осуществления государственной экспертизы условий труда? Это выявление факта того, корректно ли работникам уплачивают компенсации, в каких условиях те трудятся и насколько рабочие места приведены в соответствие с действующими законами. Чиновники выявят, предоставляются ли персоналу все те гарантии, которые положены работникам по закону.

При этом эксперты от государственных инстанций вправе посещать рабочее место, которое подлежит оценке. Для этого они должны предъявить удостоверение. На текущий момент в нашей стране нет таких работодателей, у которых есть права воспрепятствовать инспектору. Эксперты могут потребовать документы, материалы. Работодатель обязан таковые предоставить безвозмездно и предельно быстро, если подтверждено, что государственная экспертиза условий труда нуждается в этой информации.

И измерят!

Кроме того, эксперты от государственной инстанции могут наблюдать за работниками компании, производить на местах измерения, вычисления, позволяющие выявить особенности предприятия. Допускается прибегать к возможностям лабораторий - измерительных, исследовательских. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда - это выявление всех вредных, опасных факторов, а значит, для достижения их необходимо прибегать к любым аккредитованным установкам, чтобы обнаружить все важные источники воздействия на персонал. О том, какую аппаратуру можно использовать, рассказывают действующие федеральные законы, а также некоторые нормативные акты.

Эксперты: есть ли обязательства?

Рассматривая основные цели государственной экспертизы условий труда, неоходимо выделить выявление небезопасных явлений на рабочих местах. Это помогает людям осознавать риски, связанные с трудовой деятельностью, а также разобраться в своих правах, знать, на какие компенсации нужно рассчитывать.

Чтобы эксперты от государственных инстанций справлялись с поставленными задачами, законодательно был очерчен круг их обязательств. В первую очередь это формирование отчетности по итогам проведенных исследований. Отчет имеет форму экспертизы, в которой аналитически обоснуется, почему условия труда соответствуют (или нет) нормативным, принятым в стране.

Кроме того, в по закону вменяются:

  • объективность;
  • обоснование выводов;
  • обеспечение сохранности материалов, документации, полученной в рамках проведения проверки;
  • сохранение полученной секретной информации.

Организуем проверку в своей компании: с чего начать

Если государственная экспертиза условий труда инициируется работодателем, он в первую очередь пишет заявление в адрес администрации населенного пункта. Бумагу придется зарегистрировать, чтобы она не потерялась и был соблюден порядок документооборота.

Далее нужно собрать пакет документов, сопровождающих заявление. Обычно чиновники нуждаются в отчете, проведенном ранее, о мероприятиях специальной оценки. Если есть предписания на то их нужно приложить к пакету документации. Если на предприятии уже известны опасные, вредные факторы, то к заявлению прикладывают отчеты о проверках, ранее изучавших этот вопрос.

Обычно производится государственная экспертиза условий труда при наличии коллективного договора (хотя возможна и без него). Если таковой есть, нужно обязательно представить его чиновникам. Также работодатель прикладывает локальные нормативные акты, описывающие взятые им на себя обязательства. Необходимо представить положение об оплате труда и ЛНМ, посвященные компенсациям из-за вредных, опасных факторов.

Как направить заявление?

Самый простой, а по мнению многих, наиболее надежный способ направления документации в государственную инстанцию - личное посещение чиновников. Чтобы не тратить время зря, можно сформировать пакет документов и выслать его почтой с уведомлением. Наконец, можно воспользоваться интернетом. В этом случае документацию отправляют через портал «Госуслуги». Это требует наличия электронной цифровой подписи для заверения документации и шифрования ее с целью защиты.

По итогам проведенных мероприятий работодатель получит направление заключения. Если проверка не проводилась, тогда чиновники направят в компанию уведомление о том, что мероприятие не было организовано.

Оценка - это защита

Государственная экспертиза условий труда - мероприятие, направленное на защиту интересов как работодателей, так и работников. Кроме того, это создает благоприятный имидж фирмы, делает ее более привлекательной для работников: они видят, что предприниматели соблюдают законы и готовы гарантировать своему персоналу защиту и лучшие условия труда, компенсации и иные преференции.

Кроме того, в ходе проведения экспертизы квалифицированные специалисты выявляют, насколько строительные, технологические проекты, производственные технологии и применяемая техника соответствуют действующим на территории страны законам, охраняющим трудящихся. Эксперты сопоставляют реальные условия работы и нормативы, а если на производственной линии произошел несчастный случай, то выявляют особенности рабочих мест, свойственные производственным территориям в момент произошедшего.

Чем занимается Министерство труда?

Государственная экспертиза проводится с прямым участием представителей Министерства труда по региону, в котором расположено предприятие. Как правило, чиновники отвечают не только за, собственно, экспертизы, но и за внедрение на подведомственной территории нормативов, улучшений, позволяющих сделать охрану труда более эффективной и результативной. Из года в год создаются все новые программы, направленные на улучшение условий трудящихся, и воплощением их в жизнь занимается именно региональное подразделение Министерства труда.

Кроме того, представители государственной инстанции проводят обучение как среди линейного персонала, так и среди руководителей компаний. Тематика семинаров - охрана труда. Это позволяет получить нужный объем знаний, чтобы осознавать, какие условия труда относятся к сложным, опасным, вредным, в каких случаях необходима мест, какие выгоды и пользы она принесет, а когда станет обязательным условием для продолжения работы фирмы.

Что дает экспертиза?

По итогам заключений, сформулированных экспертами по завершении проверки, предприятие может быть ликвидировано, если были найдены серьезные нарушения. В некоторых ситуациях суд предлагает ликвидировать не всю компанию, но только конкретное подразделение, в котором были выявлены критические ошибки.

По итогам экспертной проверки формируются предложения, позволяющие условия труда сделать лучше, снизить профессиональные риски, а также оформить принадлежность к той или иной категории предприятий. Государственная проверка - это еще и метод защиты прав трудящихся. По действующим законам все граждане страны вправе рассчитывать на безопасность при работе. В случае опасности они должны быть предупреждены об этом, им выплачиваются компенсации.

Специальная оценка и государственная экспертиза

Один из довольно спорных и неясных в среде работодателей вопросов - насколько важно провести государственную экспертизу, если на предприятии была организована специальная оценка рабочих мест. Наиболее полно этот вопрос раскрывается в принятом в 2014 году приказе Министерства труда под номером 549н.

Во втором пункте первой главы этого основополагающего документа указывается, что государственная экспертиза призвана проконтролировать факт того, что специальная оценка была выполнена корректно, с соблюдением нормативов, качественно, то есть стала базой для начисления работникам компенсаций в соответствии со сложностью, вредностью производственных факторов.

В третьем пункте этой же главы указаны все основания для проведения экспертизы (выше они уже были перечислены, как то обращения, постановления суда, заинтересованность надзорных органов). То есть в обязательном порядке по действующему законодательству государственную экспертизу организовывать не надо, тем не менее сделать это желательно.

А заплатить?

Что касается денежного вопроса, то тут есть два случая: проверка может проводиться бесплатно или за счет работодателя. Первый вариант возможен, когда таковая инициирована в интересах судебного органа или есть представление от трудовой инспекции.

А вот если инициатор процесса - работодатель, тогда фирме придется раскошелиться, поскольку услуга обойдется в копеечку. Также платной экспертиза будет, если она организуется по инициативе работника, союза рабочих. Если проверка началась с заявления всего лишь одного человека, тогда специалисты будут изучать исключительно его рабочее место, не обращая внимания на прочие.

Долго ли?

В большинстве случаев государственная экспертиза условий труда требует на свое проведение 30 рабочих дней. Отсчет начинается в тот день, когда было зарегистрировано заявление, инициирующее процедуру. Но ситуация может оказаться достаточно сложной. В этом случае эксперт, ответственный за предприятие, запрашивает продления процедуры. Как правило, это не более месяца.

Как только заключение сформировано, подписано и зарегистрировано, оно подлежит отправке заказчику. Это происходит в срок до трех рабочих дней. Впрочем, процедура может растянуться на непредсказуемый период, если работодатель или иное заинтересованное лицо не согласятся с итогами мероприятия. В этом случае формируется пакет документов, запускается установленный законами порядок рассмотрения разногласий.




Top