Оспаривание ненормативных правовых актов органов местного самоуправления. Тема: Оспаривание ненормативных правовых актов. Если заявитель не согласен с решением уфнс

Налоговое ведомство считает, что тотальное пойдет на пользу как проверяемым, так и проверяющим. Это, по его мнению, предоставляет налогоплательщикам благоприятные условия для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд (что снижает нагрузку на судебную систему), а также способствует повышению качества работы налоговых органов.
Чиновники ФНС на своем официальном сайте, в печатных и телевизионных СМИ неоднократно указывали на преимущества претензионного порядка урегулирования налоговых споров. Этот порядок менее формализован, нежели арбитражное судопроизводство, более понятен и доступен налогоплательщикам, поскольку не требует наличия специальных юридических знаний.
Данный метод отстаивания прав и законных интересов менее затратный по сравнению с судебным. Вышестоящий налоговый орган (ВНО) рассматривает жалобы налогоплательщиков совершенно бесплатно, а для обращения в суд требуется уплата госпошлины. Можно сэкономить и на расходах по оплате услуг профессиональных юристов, представляющих интересы заявителя в суде, тем более что рассмотрение иска не ограничивается одним-двумя судебными заседаниями. Как правило, судебный процесс продолжается в течение нескольких месяцев (а то и лет), да и сложно предугадать заранее момент его завершения.
В случае же применения досудебного порядка обжалования такой неопределенности нет: ВНО разрешит налоговый спор максимум за два месяца (разумеется, при соблюдении процессуальных сроков, установленных НК РФ). Кроме того, на время рассмотрения ИФНС по налоговым проверкам не вступают в силу, принудительное взыскание доначисленных сумм не производится.

Куда подается жалоба?

Авторы: Ядесола Локуло-Содипе, Олуватоин Акинтола, Клемент Адебамово. Этика является теоретической основой для анализа поведения людей. Это общий термин, охватывающий несколько разных способов изучения и понимания нравственной жизни. Этика можно разделить на два основных типа, а именно: «Нормативная этика», которая является подразделением этики, которая исследует множество вопросов, возникающих, когда мы размышляем над вопросом: «Как мы должны действовать нравственно?» В нем рассматриваются стандарты правильности и неправильность действий.

Правовые нормы, регламентирующие порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, начали действовать с 2011 г. и, как показала практика, не были идеальны. В связи с этим назрела объективная необходимость совершенствования названного порядка. Поправки, внесенные в гл. 19, 20 НК РФ Федеральным законом N 153-ФЗ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного механизма разрешения налоговых споров. Нововведения направлены на упрощение обжалования ненормативных актов контролеров. По мнению ФНС, это позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту своих интересов.

Он также известен как предписывающая этика; и ненормативной этики, целью которой является установление того, что на самом деле или концептуально имеет место, и что этично должно иметь место или что является этически ценным. Это анализ смысла терминов, используемых в моральном дискурсе. Ненормативную этику можно разделить на описательную этику, которая является фактическим исследованием моральных убеждений и ведет. Он использует научные методы для изучения того, как люди рассуждают и действуют; и метаэтика, которая включает анализ языка, понятий и методов рассуждения в нормативной этике.

Примечание. Данный Закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 г. применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.

Ненормативный правовой акт - что это такое?

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Если для определенной категории споров законодательством установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка.

С чего начинается досудебное обжалование?

Закон можно охарактеризовать как систему правил, устанавливаемых обществом для поддержания порядка и защиты людей и имущества. Закон представляет собой набор правил, установленных руководящим органом для установления и поддержания упорядоченного сосуществования.

Закон устанавливает ограничения и требования к поведению и представляет собой общий консенсус относительно того, что является или не является этическим. Следовательно, закон выступает в качестве руководства для решения проблем исследовательской этики.

С 2014 г. благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ досудебный порядок урегулирования споров распространяется на все без исключения ненормативные правовые акты налоговиков. Что же подразумевается по этим понятием? Налоговый кодекс ответ на этот вопрос не дает, поэтому обратимся к судебной практике и разъяснениям налоговиков.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Такое определение ненормативного правового акта содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Несмотря на то что этот документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, очевидно, что приведенная трактовка рассматриваемого понятия актуальна и сейчас.

Законы создаются в соответствии с законодательными актами, которые называются законными законами или судьями в судебных делах, которые называются судебными законами. Нормативные законы включают в себя письменные законы, принятые законодательным собранием штата или национальным собранием. Уставные законы являются либо гражданскими, либо уголовными. Прецедентное право включает решения различных судов. Эти решения определяют исход отдельных судебных дел путем предоставления прецедентов, которые должны соблюдаться при толковании уставных законов и Конституции.

В январе 2014 г. ФНС разместила на своем официальном сайте брошюру "Досудебное урегулирование налоговых споров". В ней указано, что ненормативный правовой акт - это документ, поименованный в НК РФ и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

Примечание. Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика.

Этот модуль составляет законы, регулирующие этику исследований в Нигерии. Цель состоит в том, чтобы представить обзор различных законов, регулирующих исследования в Нигерии, с целью их компиляции и кодификации. Во-вторых, модуль нацелен на расширение знаний в отношении законов, касающихся управления и проведения этики в исследованиях.

В-третьих, это будет ресурс для заинтересованных сторон в области исследований и разработок. Наконец, есть надежда, что это укрепит потенциал оценки этики исследований. Этот модуль включает исследование различных законов, применимых к этике исследований. Это потребует изучения юридической литературы в Нигерии, правовых и политических инструментов, имеющих отношение к этике исследований. Ссылки также будут приведены к соответствующему прецедентному праву.

Оспаривание решений по результатам налоговых проверок

С чего начинается досудебное обжалование?

Уточним, досудебное урегулирование налогового спора и обжалование акта налоговой проверки - два способа защиты налогоплательщиками своих прав и интересов, поэтому отождествлять их не следует. Данные процедуры регулируются разными нормами права. Причем если досудебное урегулирование в силу п. 2 ст. 138 НК РФ носит обязательный характер, то оспаривание акта налоговой проверки - дело добровольное (п. 6 ст. 100 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение инспекции в ВНО.

Апелляционная жалоба или просто жалоба?

Федеративная Республика Нигерия является конституционной республикой. При независимости Нигерия состояла из трех регионов, а именно: Северного региона, Восточного региона и Западного региона. В настоящее время Нигерия состоит из 36 штатов и территории федерального капитала, расположенной в Абудже. Эти государства, в качестве удобства и политической целесообразности, сгруппированы в 6 геополитических зон Северо-Востока, Северо-Запада, Северного Центрального, Юго-Восточного, Юго-Западного и Южного Юга.

Обратите внимание! Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которому с 15 рабочих дней до одного месяца увеличен срок подачи возражений на акт налоговой проверки. Данные поправки начали действовать с 24 августа 2013 г.

Досудебное урегулирование налогового спора начинается с момента вручения проверяемому лицу решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В какие сроки ВНО выносит решение по жалобе?

Однако эта группировка не получила какого-либо конституционного признания. В Нигерии насчитывается около 400 лингвистических групп, но тремя основными языками являются Хауса, Игбо и Йоруба, а английский - официальный язык. Нигерийская правовая система основана на английском общем праве и правовой традиции в силу колонизации и сопутствующей распространенности получения английского права в процессе юридической трансплантации. Английское законодательство оказывает огромное влияние на нигерийскую правовую систему и составляет значительную часть нигерийского законодательства.

Общий порядок передачи налогоплательщикам документов, используемых контролерами при осуществлении своих полномочий, изложен в п. 4 ст. 31 НК РФ. Согласно данной норме указанные документы могут быть вручены налогоплательщику (его представителю) одним из трех способов: лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС. Правда, эти правила не распространяются на документы, порядок передачи которых прямо предусмотрен НК РФ, в том числе и на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам выездных и камеральных проверок (Письмо ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981).

Источниками нигерийского закона являются. Конституция Нигерии является федеральной. Федеральная конституция - это та, которая предусматривает разделение полномочий между субъектами федерального правительства. Конституция Нигерии является высшей. Конституционное превосходство относится к верховенству авторитета конституции над другими законами. Он вступил в действие 29 мая.

В соответствии с разделом 13 безопасность и благосостояние народа являются основной целью правительства. Эти права включают право на жизнь, право на достоинство людей, право на личную свободу, право на справедливое судебное разбирательство, право на частную и семейную жизнь, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу выражения мнений и прессу, право на мирные собрания и ассоциации, право на свободу передвижения, право на свободу от дискриминации и право на приобретение и владение недвижимым имуществом в любой точке Нигерии.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ упомянутое решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено проверяемому лицу под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом (его представителем). Причем законодатель под иным способом не подразумевает направление решения по почте, поскольку далее в рассматриваемой норме указано: если решение невозможно вручить одним из приведенных способов, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Вероятно, под иным способом здесь подразумевается направление решения по ТКС.

Конституция регулирует распределение законодательной деятельности между Национальным собранием, которое имеет право принимать законы для Федерации и Палаты собрания каждого государства федерации. Федеральные законы, принятые в рамках военного режима, известного как указы и государственные законы, известные как «Указ», составляют основную часть первичного законодательства.

Законы, принятые местным колониальным законодательным органом, рассматриваются как часть законодательства Нигерии. Несмотря на влияние английского права, нигерийская правовая система очень сложна из-за правового плюрализма. Юридический плюрализм - это наличие множества правовых систем в пределах одной географической области. Это происходит, когда различные законы регулируют различные группы внутри страны или где, в какой-то степени, правовые системы коренного населения получили некоторое признание.

Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок определения даты вручения налогоплательщику решения, направляемого по почте. До 03.08.2013 решение считалось полученным адресатом по истечении шести дней с даты направления заказного письма, сейчас - на шестой день со дня отправки почтового отправления. То есть срок сократился на день.

Правовой плюрализм распространен в бывших колониях, где закон бывшей колониальной власти может существовать наряду с традиционными правовыми системами. Это очевидно в нигерийской правовой системе, где обычное право существует рядом с унаследованной английской правовой системой.

Это исходило от использования и практики людей. Традиционная классификация обычного права относится к следующим категориям. Нигерия состоит из нескольких этнических групп, каждый из которых имеет свое собственное обычное право. Однако исламское право использовалось в северной части страны, поскольку оно основано на исламской религии и было введено в Нигерии в результате успешного процесса исламизации. Мусульманские законы, также известные как шариат, встречаются в Священном Коране и Хадисе.

  • Этническое обычное право неписано, неопределенно и сложно установить.
  • Этническое обычное право применяется в обычных судах.
  • Он основан на Священном Коране и учениях Пророка Мухаммеда.
Это более раннее событие, решение и т.д. Принятое в качестве примера или правила для того, что появляется позже.

Апелляционная жалоба или просто жалоба?

На врученное решение налогоплательщик может подать жалобу, какую именно (апелляционную или обычную), зависит от того, вступило это решение в силу или нет.
Срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и составляет один месяц со дня вручения этого решения проверяемому лицу. Если налогоплательщик успеет за это время обжаловать ненормативный акт налоговиков, он считается оспоренным в апелляционном порядке (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Соответственно, жалоба будет считаться апелляционной.

Доктрина прецедента основана на цели закона, которая гарантирует, что подобные случаи решаются одинаково. Действие этой доктрины связано с иерархией судов. Суд связан решениями любого суда над ним в иерархии и обычно судом общей или эквивалентной юрисдикции. Верховный суд является высшим судом земли. Апелляционный суд является предпоследним судом для рассмотрения апелляций Высоких судов, которые являются судами первой инстанции. Апелляционный суд и все суды низшей инстанции связаны решением Верховного суда.

Федеральные и государственные суды не имеют двух параллельных линий. Только в ограниченной степени можно утверждать, что каждое государство имеет свою собственную правовую систему. Нигерия является членом Организации Объединенных Наций, Содружества Наций, Африканского союза и многих других.

Примечание. До вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ этот срок составлял десять рабочих дней.

Отметим, что пропущенный срок подачи апелляционной жалобы восстановлению не подлежит. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.

Как рассматривается жалоба?

Хотя Нигерия подписала различные международные конвенции и пакты, они не подлежат исполнению в Нигерии, если они не будут приняты Национальным Собранием в закон. Это называется «Разделение сил». Законодательный орган делает закон, исполнительный орган исполняет закон, в то время как судебная система интерпретирует закон.

Законодательная власть Раздел 4 Конституции предусматривает, что законодательные полномочия страны возлагаются на Национальное собрание. В соответствии с подзаголовком Национальное Собрание имеет полномочия принимать законы для мира, порядка и хорошего правительства федерации, за исключением Государственного Дома Собрания. Это двухпалатный и состоит из Сената и Палаты представителей. . Каждое государство имеет свой собственный орган, создающий закон, известный как Дом Ассамблеи. Государственная палата ассамблей имеет полномочия принимать законы по любому вопросу в параллельном законодательном списке и любом другом вопросе, в отношении которого он уполномочен принимать законы в соответствии с положениями Конституции.

Однако это не означает, что в подобной ситуации налогоплательщик утрачивает обязанность досудебного урегулирования налогового спора. В случае несогласия с решением проверяющих он должен подать жалобу на вступившее в силу решение. Для этого налогоплательщику отведен один год со дня вынесения оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока (причем исключительно по уважительной причине ) ВНО может его восстановить. Разумеется, если налогоплательщик обратится с соответствующим ходатайством (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Следует отметить, что научные и технологические исследования, в том числе исследования в области здравоохранения, относятся к пунктам параллельного списка. Следовательно, как Национальная ассамблея, так и Государственная палата ассамблеи могут принимать законы, регулирующие этику исследований в Нигерии.

Такие полномочия можно администрировать напрямую или через вице-президента или министров или должностных лиц правительства. В штатах исполнительная власть государства возлагается на губернатора и может через заместителя губернатора или уполномоченных или других государственных должностных лиц.

Куда подается жалоба?

Для удобства налогоплательщиков и апелляционная (п. 1 ст. 139.1 НК РФ), и обычная жалоба (п. 1 ст. 139 НК РФ) подается в налоговый орган, вынесший оспариваемый ненормативный акт . Эта информация в силу п. 8 ст. 101 НК РФ должна быть указана в тексте решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Инспекция, решение которой оспаривается, в течение трех дней со дня получения жалобы должна направить ее вместе со всеми материалами в ВНО - региональное управление.

Суды, установленные Конституцией, являются единственными вышестоящими судами в Нигерии. Конституция уполномочивает Национальное собрание и Палату Ассамблеи создавать суды с подчиненной юрисдикцией Высокому суду. Эти суды являются неизменно низкими судами, независимо от статуса должностного лица, председательствующего в судах.

Этим учреждениям, таким как Национальный комитет по исследованиям в области здравоохранения и Национальному агентству по контролю за продуктами и лекарствами и контролю, разрешено создавать правила, положения, директивы и подзаконные акты в соответствии с их активирующими актами и, следовательно, являются обязательными. Эти учреждения также уполномочены создавать различные комитеты по мере необходимости при выполнении своих обязанностей. Процедуры, разработанные для этих комитетов, оказывают обязательное воздействие на все заинтересованные стороны.

Обратите внимание! Отсчет срока на рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) начинается со дня ее поступления в ВНО и не зависит от соблюдения (несоблюдения) инспекцией, вынесшей решение, трехдневного срока на передачу жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Как оформить жалобу?

В ст. 139.2 НК РФ установлено, что жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Она должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем (в этом случае к жалобе прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя).

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности должна содержать следующие обязательные сведения:

  • наименование и адрес организации или Ф.И.О. и место жительства физического лица;
  • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера;
  • наименование инспекции, решение которой оспаривается;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Форма жалобы на законодательном уровне не утверждена. Поэтому налогоплательщик составляет ее в произвольном виде. Главное, чтобы в ней содержались указанные выше сведения. В жалобе могут быть приведены и иные сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты), необходимые для ее своевременного рассмотрения. Кроме того, налогоплательщик вправе (но не обязан) приложить к жалобе документы, подтверждающие его доводы.

ФНС в упоминавшейся брошюре "Досудебное урегулирование налоговых споров" привела образцы жалоб на невступившее и вступившее решение, принятое налоговым органом по результатам камеральной или выездной проверки. Они идентичны, за исключением названия. Налоговое ведомство предлагает оформлять жалобу (апелляционную жалобу) по форме, приведенной ниже.

В каких случаях жалоба не рассматривается?

Если налогоплательщик оформил жалобу (апелляционную жалобу) с соблюдением приведенных выше норм закона и рекомендаций ФНС, у ВНО не будет оснований для оставления ее без рассмотрения.

Отметим, что до вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ в Налоговом кодексе отсутствовали нормы, позволяющие налоговикам оставить обращение налогоплательщика без рассмотрения. В связи с этим судебные органы, как правило, признавали подобные действия контролеров противоречащими закону (Постановления ФАС МО от 23.05.2013 N А40-97731/12-140-697, ФАС ЗСО от 18.07.2012 N А46-12641/2011, ФАС СЗО от 03.06.2011 N А56-49110/2010).

Теперь в силу п. 1 ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган на законных основаниях может не рассматривать обращение налогоплательщика по существу, если:

  • жалоба не подписана заявителем (его представителем) или к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика;
  • нарушены сроки подачи жалобы, при этом заявитель не обратился с ходатайством об их восстановлении;
  • заявителю отказано в восстановлении пропущенного срока на обжалование решения налоговиков;
  • до вынесения решения по жалобе налогоплательщик отозвал жалобу (полностью или в части);
  • заявитель ранее подавал жалобу по тем же основаниям.

При установлении ВНО одного из приведенных обстоятельств принимается решение об оставлении жалобы без рассмотрения (полностью или в части). На вынесение такого решения региональному управлению отводится пять дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. В течение следующих трех дней УФНС обязано письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

Отметим, что отказ налоговиков рассматривать жалобу не препятствует повторному обращению налогоплательщика за восстановлением своих прав. Главное, уложиться в установленные сроки (п. 6 ст. 138, п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Однако отзыв жалобы (в том числе апелляционной) лишает заявителя возможности повторно обратиться в налоговые органы по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

Как рассматривается жалоба?

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) изложен в новой редакции ст. 140 НК РФ. Благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ эта норма была переписана практически заново, причем не в пользу налогоплательщиков.

Так, в п. 2 данной статьи установлено, что ВНО рассматривает обращение заявителя без его участия (новая норма введена Федеральным законом N 153-ФЗ). Ранее контролеры в исключительных случаях допускали возможность присутствия представителей налогоплательщика при рассмотрении материалов оспариваемого решения, не признавая при этом обязанность обеспечения участия подателя жалобы в этом процессе. Судебные органы, как правило, соглашались с таким подходом (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10, ФАС ЗСО от 06.11.2013 N А46-29024/2012, ФАС ВВО от 13.04.2012 N А43-10439/2011).

Новшеством является и то, что заявитель вправе представить документы, подтверждающие его доводы, не только вместе с жалобой, но и после ее подачи. В соответствии с п. 1 ст. 140 НК РФ это можно сделать до принятия ВНО решения по жалобе. Однако данные документы будут рассмотрены региональным УФНС и учтены при вынесении соответствующего вердикта только в том случае, если заявитель объяснит причину , по которой они не были представлены в инспекцию, решение которой обжалуется.

Кроме того, поправки, внесенные Федеральным законом N 153-ФЗ в ст. 140 НК РФ, позволили ВНО исправлять процедурные нарушения, допущенные нижестоящими инспекциями в процессе рассмотрения материалов налоговых проверок и вынесения решений по ним. Теперь это прямо установлено в п. 3 указанной нормы. Если при рассмотрении жалобы (в том числе апелляционной) будут выявлены подобные нарушения, региональное управление вправе отменить решение инспекции и рассмотреть налоговый спор вновь, соблюдая при этом все процессуальные моменты, предусмотренные ст. 101 НК РФ. По результатам такого рассмотрения ВНО вынесет новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Таким образом, по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное инспекцией по выездной или камеральной проверке, ВНО, в соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ, может:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение полностью или в части;
  • отменить решение полностью и принять новое решение по делу.

В какие сроки ВНО выносит решение по жалобе?

В силу п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается региональным управлением в течение одного месяца со дня получения соответствующей жалобы. Этот срок может быть продлен еще на месяц , если:

  • ВНО для вынесения решения по жалобе потребуются документы от инспекции, принявшей оспариваемый ненормативный акт;
  • заявитель в ходе рассмотрения жалобы представил дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Решение руководителя (заместителя руководителя) УФНС о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия. Такой же срок предусмотрен для вручения решения, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы.

Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок исчисления срока для обращения в суд в случае обжалования решения, вынесенного по результатам выездной или камеральной проверки. Ранее п. 5 ст. 101.2 НК РФ было предусмотрено, что данный срок начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении в силу указанного решения. Теперь порядок исчисления срока для оспаривания названного решения в суде установлен в п. 3 ст. 138 НК РФ. Согласно этой норме он начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом ВНО решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения установленного п. 6 ст. 140 НК РФ срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Если заявитель не согласен с решением УФНС

Итак, региональное управление рассмотрело жалобу налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынесло соответствующее решение. Что делать налогоплательщику, если это решение его не устраивает?

Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.

Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы - это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными гл. 19 и 20 НК РФ.

Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

Напомним, что с 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Обратите внимание! В силу п. 2 ст. 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц ФНС могут быть сразу обжалованы в судебном порядке.

Иные ненормативные акты, которые принимаются не в рамках ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке оспорены быть не могут. Это прямо следует из определения понятия "апелляционная жалоба", содержащегося в абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на подобное решение в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

К упомянутым иным ненормативным актам относятся решения, принимаемые в порядке ст. 101.4 НК РФ; требования об уплате налогов (ст. 69), о представлении документов (ст. ст. 93, 93.1); решения о проведении (об отказе в проведении) зачетов (возвратов) (ст. ст. 78, 79), о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика или иного имущества (ст. ст. 46 - 48), о приостановлении операций по счетам в банках (ст. 76) и т.д.

Действия (бездействия) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы только в ВНО. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ руководители территориальных инспекций были вправе рассматривать жалобы на действия своих сотрудников, если такие обращения поступали непосредственно в эту инспекцию.

Требования к оформлению жалоб на указанные ненормативные акты и действия (бездействия) налоговиков идентичны требованиям к жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Мы их рассмотрели ранее, поэтому повторять их не имеет смысла. Данные жалобы также подаются в инспекцию, которая вынесла оспариваемый ненормативный правовой акт или действия должностных лиц которой оспариваются.

ФНС в уже упоминавшейся брошюре "Досудебное урегулирование налоговых споров" привела образец такой жалобы (см. на с. 26).

Порядок рассмотрения подобных жалоб установлен в ст. 140 НК РФ, его особенности мы анализировали выше.

Однако здесь следует обратить внимание на один важный нюанс. Жалобы на иные ненормативные акты налоговиков, а также на их действия (бездействие) подлежат рассмотрению в более короткие сроки - в течение 15 дней с даты поступления обращений в ВНО. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней .

По итогам рассмотрения обращения заявителя ВНО в силу п. 3 ст. 140 НК РФ может:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Февраль 2014 г.

Гораздо чаще в хозяйственной практике возникает необходимость оспорить
ненормативный правовой акт, касающийся конкретного субъекта правоотношений.
Обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта
имеют право:
- граждане;
- организации;
- другие заинтересованные лица;
- прокурор;
- государственные органы;
- муниципальные органы.
Так сказано в статье 198 АПК РФ.

Основное требование: заявители (граждане и организации) должны полагать, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и
законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, государственные и муниципальные органы обращаются в суд в случае,
если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и
законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня,
когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных
интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по
уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный кодекс требует, чтобы в заявлении были указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение,
совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения
действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются
оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не
соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта
недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так сказано в статье 199 АПК РФ.
На этот документ также распространяются требования части 1, пунктов 1, 2 и 10
части 2, части 3 статьи 125 АПК РФ.
Вот образец заявления об оспаривании ненормативного правового акта:
В Арбитражный суд ___________________________
(города, края,
______
области, республики)
Заявитель: __________________________________
(наименование, адрес)
Ответчик: Министерство ______________________
(наименование, адрес)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействительным ненормативного правового акта
В соответствии с приказом Министерства ________________ N __________ от
_________________ Заявитель, который был самостоятельным юридическим лицом,
преобразован в структурное подразделение _________________________________.
(наименование организации)
Данный приказ противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ,
согласно которому реорганизация юридического лица может быть осуществлена
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица,
уполномоченного учредительными документами. В связи с этим реорганизацию
Заявителя мог провести лишь ______________________________________________.
Министерство ____________________ не вправе было принимать оспариваемый
приказ.
В результате принятия оспариваемого приказа были нарушены следующие

Права и обязанности Заявителя: ___________________________________________.
В связи с изложенным и в соответствии со ст. 13, 57 ГК РФ,
ст. 27, 29, 126, 197 - 199 АПК РФ
ПРОШУ:
1. Признать Приказ Министерства _________ N _______ от ______________ о
реорганизации ____________________ недействительным с момента его принятия.
Приложение:
1. Копия Приказа от "___" __________ _______ г.
2. Квитанция органов связи об отправлении ответчику копии заявления.
3. Платежное поручение на перечисление госпошлины.
4. Копия свидетельства о государственной регистрации Заявителя.
5. Копия доверенности представителя (если заявление подписывает
представитель).
Руководитель (представитель) __________________
(подпись)
"___" ___________ __________ г.
Заявление о признании действий незаконными может выглядеть так:
В Арбитражный суд _____________________
Заявитель: ____________________________
(наименование, адрес,
_______________________________________
для индивидуального предпринимателя
_______________________________________
дополнительно дата и место регистрации
_______________________________________
в качестве предпринимателя)
Ответчик: _____________________________
(фамилия, имя, отчество
________________________________________
должностного лица, место нахождения)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконными действий
Ответчиком по данному делу - __________________________________________
(фамилия, имя, отчество должностного лица)
"___" __________ _______ г. (или в период с "___" ____________ ______ г. по
"___" _________ ______ г.) были совершены следующие действия: _____________
(указываются
__________________________________________________________________________,
оспариваемые действия)
что подтверждается ________________________________________________________
(указать, чем подтверждается

совершение оспариваемых действий)
Данные действия нарушают права и законные интересы Заявителя, а именно
право на __________________________________________________________________
(указываются нарушенные права и интересы Заявителя)
Также оспариваемые действия не соответствуют действующему
законодательству РФ, а именно: ____________________________________________
(указывается, каким нормам права
__________________________________________________________________________.
не соответствуют оспариваемые действия)
В связи с изложенным, в соответствии со ст. ___________________________
(указываются нормы
__________________________________________________________________, а также

Права, которым не соответствуют действия)
ст. 29, 197 - 199 АПК РФ
ПРОШУ:
1. Признать незаконными действия Ответчика - __________________________
(фамилия, имя, отчество
_______________________, совершенные им "___" ___________ _________ г. (или
должностного лица)
в период с "___" __________ ________ г. по "___" __________ _________ г.) в
отношении ________________________________________________________________.
(наименование или фамилия, имя, отчество Заявителя)
2. Возвратить уплаченную госпошлину в размере ___________ рублей.
Приложение:
1. Копии документов, подтверждающих совершение оспариваемых действий
(при их наличии).
2. Копия свидетельства о регистрации Заявителя.
3. Уведомление о направлении копии заявления Ответчику.
4. Платежное поручение о перечислении госпошлины.
5. Копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание
заявления.
______________
(подпись)
"___" ____________ _________ г.
В Арбитражный суд _________________________

Заявитель: ________________________________
Адрес: ____________________________________
Ответчик: _________________________________
Адрес: ____________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействительным ненормативного акта ______
(государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов)
Ответчиком был принят _________________________________________________
(указывается точное и полное наименование
__________________________________________________________________________.
оспариваемого ненормативного акта, номер и дата принятия)
Указанный акт содержит положения, нарушающие права истца: _____________
(указывается,

какие конкретно положения принятого акта нарушают права истца, в чем
___________________________________________________________________________
эти нарушения выражаются, в каких конкретно нормативных и иных
__________________________________________________________________________.
актах закреплены нарушенные права истца)
Также указанный акт не соответствует __________________________________
(указывается норма закона
__________________________________________________________________________.
или нормативного акта, которой не соответствует ненормативный акт)
В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. 29, 125, 126
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПРОШУ:

Признать недействительным (полностью или частично) ____________________
(указывается точное
___________________________________________________________________________
и полное наименование ненормативного акта, его номер, дата, конкретные
____________________________________, принятого ___________________________
разделы, части, пункты, параграфы) (указывается полное
__________________________________________________________________________.
наименование ответчика)
Приложение:
1. Копия оспариваемого ненормативного акта.
2. Уведомление о вручении копии заявления ответчику.
3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины.
4. Иные документы, подтверждающие требования.
5. Копия свидетельства о регистрации.
6. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего
заявление.
"___" _____________ _______ г.
________________
(подпись)

Еще по теме 1.7.2. Оспаривание ненормативных правовых актов или признание действий незаконными:

  1. Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
  2. Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ



Top