Порядок подачи опровержения предписания трудовой инспекции. Обжалование результатов проверки трудовой инспекцией. Штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок

Со стороны государственной трудовой инспекции (ГИТ). Эта структура контролирует соблюдение прав трудящихся. По итогам проверки, если обнаружены правонарушения, выносится предписание. Представляет оно собой документ, в котором изложены требования по исправлению правонарушения. Через определенный срок проводится повторная проверка. В ходе нее выявляют, исправлено ли правонарушение. Однако руководитель может быть не согласен с предписанием. В этом случае его можно обжаловать.

Как происходило обжалование ранее

Ранее у судебных органов не было единого мнения по поводу обжалования предписания. Происходило оно на основании ГПК РФ. При этом учитывались нормы производства по делам, касающимся публичных правоотношений. Однако это стало неактуальным после 15 сентября 2015 года. В эту дату в силу вступил КАС. После этого обжалование стало выполняться на основании этого кодекса.

Но разногласия оставались. В частности, одни суды полагали, что обжалование должно производиться на основании КАС, а другие – что процедура проводится на базе ГПК РФ. На протяжении 2015-2016 годов суды не могли прийти к единой позиции.

Ситуация с обжалованием сейчас

Ситуация была разрешена Верховным судом. В частности, было издано определение №75-КГ16-14 от 19 декабря 2016 года. В нем содержатся эти положения:

  • Функция трудовой инспекции – это обнаружение нарушений в области труда. Однако у инспекторов нет прав на решение трудовых споров.
  • Предписание инспекции – это распорядительная бумага. Поэтому ее обжалование проводится на базе КАС. При этом неважно, касается предписание прав сотрудников или нет.

То есть сейчас позиция судов является полностью определенной. Правомерность вынесения постановления инспектора устанавливается в административном порядке. Что это дает работодателю? Административный порядок более выгоден для компании, так как упрощается процесс доказывания своей позиции. В частности, в этом случае работодателю не нужно доказывать незаконность вынесенного решения. Это трудовая инспекция должна доказывать, что предписание было правомерным и соответствующим всем законам.

Варианты обжалования

Возможность обжалования оговорена в статье 361 ТК РФ. В той же статье прописано, что процедура может проводиться двумя способами:

  • Обращение к вышестоящему лицу. В частности, работодателю нужно подать жалобу в адрес руководителя ГИТ, осуществляющей проверку. Если это не поможет, можно направить свои претензии главному инспектору труда страны.
  • Через суд. Необходимо подавать иск в суд, предварительно уплатив пошлину.

Способ обжалования работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако если инспектор вынес постановление о приостановке деятельности субъекта, то оспорить его можно только в суде.

Сроки

Сроки обжалования предписаний ГИТ законодательством не определены. Значит, актуальным будет стандартный порядок. Обратиться с жалобой в суд можно в течение 10 дней с момента вынесения предписания. Если оспорить нужно документ об административном нарушении, процедура также проводится в течение 10 дней с даты получения документа. Соответствующий срок оговорен статьей 30.3 КоАП РФ.

Если работодатель направляет жалобу вышестоящему инспектору, она должна быть рассмотрена в течение 30 дней с даты ее подачи. Если по истечении этого срока ответа не направлено, в течение 3 месяцев следует направить иск в суд. Кроме того, если вышестоящий инспектор отказал в обжаловании, работодатель также может направиться в судебный орган.

Составление жалобы

При составлении жалобы нужно указать эти сведения:

  • Наименование (ФИО) структуры или лица, которому отправляется документ.
  • Адрес и данные работодателя (ФИО, название компании).
  • Реквизиты предписания, которое оспаривается.
  • Аргументация работодателя. В частности, нужно предоставить доказательства того, что предписание вынесено незаконно.
  • Формулировка просьбы. К примеру, просьбой может быть отмена предписания, признание действий ГИТ незаконными.

Жалобу нужно составлять в двух экземплярах. Первый направляется в канцелярию, второй остается при работодателе. На втором экземпляре принимающая сторона проставляет входящий номер.

ВАЖНО! Документ можно направить различными способами. Можно передать его лично, отправить по почте. Во втором случае используется заказное письмо с уведомлением о доставке. Можно также воспользоваться услугой описи содержимого.

Аргументация при обжаловании

Успех обжалования предписания зависит от правильно выстроенной аргументации. Работодатель должен привести конкретные основания оспаривания. Они могут быть следующими:

  • Правонарушений, которые выявил инспектор, на самом деле не существует.
  • В рамках проверки ГИТ были неверно составлены сопроводительные документы или же проигнорирован порядок контрольных проверок.

Второе направление аргументации более перспективно. Оно актуально даже в том случае, если фактически правонарушение есть.

Проверка ГИТ предполагает составление документов инспекторами. К примеру, если обнаружено административное правонарушение, нужно оформить соответствующий протокол. Процедура предполагает соблюдение определенного порядка. К примеру, работодателю разъясняются его права и обязанности. Ему предоставляется право на подачу объяснений по найденным нарушениям. Работодатель должен быть ознакомлен с протоколом под роспись. Если этот порядок был проигнорирован инспектором, нарушитель может воспользоваться этим и составить соответствующую аргументацию.

Предписание ГИТ можно отменить на этих основаниях:

  • Работодатель не был извещен об оформлении протокола.
  • Лицу не дали право на объяснения.
  • Отсутствует распоряжение от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели.
  • В приказе о проведении проверки нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ.
  • Сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.

То есть предписание можно обжаловать на основании любых существенных недочетов со стороны инспектора.

Последствия обжалования

Если работодателю удастся обжаловать предписание, это влечет за собой последствия:

  • Не требуется исправлять те правонарушения, которые изложены в предписании.
  • Не нужно проходить через повторную проверку, в ходе которой устанавливается исполнение требований инспекции.

Если инспектор обнаружил существенное правонарушение, работодателю выгоднее оспорить его, а не исполнять неправомерные требования ГИТ.

Практика

Как уже говорилось, работодателю можно обжаловать предписание через вышестоящего инспектора или через суд. На практике обычно обращаются прямо в суд. С чем это связано? Дело в том, что при обращении в вышестоящий орган срок, отведенный на решение проблемы через суд, не перестает течь.

Рассмотрим пример. Работодатель направляет заявление на обжалование к вышестоящему инспектору. Ответить ему должны в течение 30 дней. К примеру, лицо получило отказ через 20 дней. В этом случае срок для обращения в суд, равный 10 дням, уже истек.

Однако работодатель может обратиться в суд для оспаривания решения вышестоящего инспектора. Ему потребуется оплатить пошлину на основании пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. Иск в суд подается по фактическому адресу ГИТ, которая вынесла постановление.

Попробуйте прямо сейчас!

ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЙ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

помощник юриста ЮФ"Логос"

Отечественное законодательство предусматривает два варианта обжалования решений государственных органов и должностных лиц: в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган) или в судебном порядке. В данной статье рассматривается порядок обжалования решений трудовой инспекции через суд.

15 сентября 2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, установивший новый порядок оспаривания решений государственных органов и должностных лиц. Теперь данные акты оспариваются в рамках административного судопроизводства. Ранее же данные дела разрешались в рамках гражданского судопроизводства и именовались делами, возникающими из публичных правоотношений.

Однако часть 5 Статьи 1 КАС РФ устанавливает, что положения данного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, предписания государственной инспекции труда оспариваются в порядке, установленном КАС РФ, а постановления о привлечении к административной ответственности должны оспариваться в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КАС РФ

Согласно Статье 22 КАС РФ, административное исковое заявление о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения этого органа или органа, в котором данное должностное лицо исполняет свои обязанности.

Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.

Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов. Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.

Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства - представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ

Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела. Иными словами, в суд того района, в котором был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Разъяснения по этому вопросу дал Верховный Суд. В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указано, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. По отношению к постановлениям трудовой инспекции, в большинстве случаев это будет район, в котором расположена сама организация работодателя.

Статья 30.2 КоАП РФ устанавливает форму обращения лица в суд – жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии этого постановления.

Сам кодекс не содержит формальных требований к содержанию такой жалобы, однако, исходя из практики, в ней необходимо указать: наименование суда, сведения о заявителе, наименование органа или сведения о должностном лице, вынесшем обжалуемое постановление, сведения о других лицах, участвующих в деле, сведения о нарушенных правах, свободах и интересах заявителя, требования и доводы заявителя, иные сведения, перечень прилагаемых документов.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в соответствующий суд.

В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.
Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено.

При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто. Содействие грамотного юриста, имеющего опыт ведения дел против государственных органов и их должностных лиц, поможет защитить Ваши права, отменить незаконное решение инспектора и, в большинстве случаев, сможет сэкономить Ваши средства.

Обжалуем решение инспектора по труду (Белова Е.В.)

Дата размещения статьи: 05.08.2015

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения.

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

Акт проверки - в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 2&4-ФЗ);

Предписание об устранении нарушений - выдается одновременно с актом проверки непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

Протокол об административном правонарушении - составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

Постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

Административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГПК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять - 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

<19gt; "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

<29gt; Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам. Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде.
Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться. Как было? Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Один поступает в суд (либо вышестоящий орган), другой с пометкой о принятии соответствующей канцелярией — остается у заявителя. Обжалуя действия трудовой инспекции, заявителю нужно включить в содержание жалобы:

  • реквизиты и наименование соответствующей трудовой инспекции, чьи предписания обжалуются;
  • адрес и данные (реквизиты) самого заявителя;
  • номер и дату обжалуемого предписания инспекции труда;
  • обоснование требований заявителя с указанием доказательств незаконности обжалуемого предписания;
  • конкретные требования заявителя — признать действия трудового инспектора незаконными либо отменить обжалуемое предписание инспекции труда.

Определение подсудности Чтобы отправить ответ на предписание трудовой инспекции, нужно определить, куда можно подавать данную жалобу.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан.


Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания.

Инфо

Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ. Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Обжалуем решение инспектора по труду

ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Налоги и право

Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства — представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами. Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Сам себе адвокат

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами. Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п.


13

Внимание

Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст.


5.27 КоАП РФ.

Как обжаловать решения трудовой инспекции?

Заключение В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.

Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено. При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Не нашли, что искали?

В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению.

ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования. В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде.

Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В процессе производственной деятельности предприятия посещают разнообразные контролирующие органы. Они проводят проверки, ревизии и на их основании выносят свой вердикт. Руководство не всегда бывает с ним согласно. но есть возможность воспользоваться своим законным правом и оспорить принятые решения. Обжалование предписания трудовой инспекции осуществляется следующим образом:

1. Обращение к должностным лицам по подчинённости: руководителю инспектора, главному государственному инспектору труда России. Если их решения останутся отрицательными, стоит обратиться в суд. Срок на обжалование – 10 дней после вынесения предписания. После окончания этого срока, наниматель в течение тридцати дней обязан будет погасить штраф.

2. Основанием для жалобы выступает незаконность предписаний. Контролирующие органы должны действовать в рамках своей компетенции, защищать права работодателей, придерживаться законодательства РФ.

3. Подлежит опротестованию указание, которое мешает дальнейшей работе предприятия, останавливает его хозяйственную деятельность. Нужно помнить, что апелляция в суд не может быть основанием для приостановления или невыполнения предписания трудовой инспекции. Если такой срок пропущен, то надо указать причины этого и представить доказательства.

К тексту жалобы предъявляются такие требования:

  • фамилия должностного лица или название органа, к которому обращается истец
  • регистрационные данные, почтовый адрес организации, которая оспаривает предписание
  • указать номер и дату предписания, кем оно издано
  • описать предполагаемые нарушения
  • привести доводы, указывающие на незаконность постановления (принимаются показания свидетелей)
  • изложить просьбу (отменить предписание или объявить его нелегитимным)
  • опись документов, если они прилагаются
  • дата и подпись уполномоченного лица предприятия.
  • Подобные судебные дела заслушиваются в судах общей юрисдикции, так как речь идёт о нарушениях трудового права. Приятным преимуществом для работодателя является освобождение от уплаты государственной пошлины.

    Обжалование предписания трудовой инспекции

    Согласно ст. 361 Трудового кодекса РФ. действия государственных инспекторов труда, в том числе и постановления о назначении административного взыскания, могут быть обжалованы. Однако обжалование должно проходить в установленном законом порядке с соблюдением сроков подачи заявления.

    Способы обжалования

    В соответствии со ст. 361 Трудового кодекса РФ. обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

    Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

    Сроки и порядок обжалования предписания

    Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

    Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

    Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

    Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

    Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).
  • При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

    Определение подсудности

    Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

    Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю
  • в вышестоящий орган
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям
  • в районный суд.
  • Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

    Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать тут.

    Обжалование предписания государственного органа

    Обжалование предписания органов государственного контроля (надзора).

    1. Порядок обжалования предписания.

    Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.

    Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

    Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

    В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:

    1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности

    2.предписание не соответствует закону или иному НПА

    Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).

    К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.

    2.Срок обжалования предписания.

    Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.

    В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.

    Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.

    3. Госпошлина за обжалование предписания.

    В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.

    Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.

    4.Образец обжалования предписания.

    В Арбитражный суд

    (наименование, адрес)

    Заявитель:

    (наименование, адрес местонахождения)

    Заинтересованные лица:

    (наименование органа выдавшего предписание, адрес местонахождения)

    о признании незаконным предписания ___(наименование органа выдашего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

    «__»___________ 2013 г. в по результатам проверки, проведенной ___(наименование органа)_ в период с «__»___________ 2013 г. по «__»___________ 2013 г. отношении заявителя было вынесено предписание № _________ об устранении нарушения _________ законодательства.

    Данным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения): _____________________________________________.

    Считаем, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям: _________________________________________________________________________.

    На основании изложенного,

    Признать незаконным и отменить предписание ___(наименование органа выдавшего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

    Приложение:

    Документы подтверждающие факт вручения заинтересованным лицам копии заявления и приложенных к нему документов. которые у них отсутствуют (например: уведомление о вручении.

    Квитанция оплаты госпошлины.

    Документы, которые подтверждают обстоятельства, положенные заявителем в основу требований.

    Оспариваемое заявителем предписание органа контроля (надзора).

    Копия свидетельства ОГРНИП или ОГРНЮЛ.

    Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

    Ф.И.О. должность, лица, подписавшего заявление

    «__»_________2013 г. подпись

    В заявлении необходимо указывать только те фактические обстоятельства, которые имеют отношения непосредственно к сути спора. В тексте заявления необходимо воздержаться от оценки действий должностных лиц с точки зрения этики или морали. Необходимо указать, чем конкретно нарушены Ваши права оспариваемым предписанием. Так же необходимо указать, чем именно не соответствует требованиям закона предписание: нарушения при проведении проверки, предписание подписано неуполномоченным должностным лицом, требования, указанные в предписании выходят за рамки полномочий органа. В заявлении должны быть указаны ссылки на конкретные нормы законодательства. Нарушения, допущенные должностными лицами, должны носить характер существенных. В случае, если Вами был пропущен срок на подачу заявления, то необходимо указать по каким причинам он был пропущен и привести доводы указывающие на уважительность таких причин.

    5.Заключение

    В указанном в настоящей статье порядке происходит:

    Обжалование предписания трудовой инспекции

    Обжалование предписания пожарного надзора

    Обжалование предписания роспотребнадзора

    Обжалование предписания гибдд

    Обжалование предписания фас

    Обжалование предписания гжи

    Обжалование предписания гпн

    Обжалование предписания мчс

    Обжалование предписания ростехнадзора

    Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» окажет Вам юридическую помощь при любых видах проверок.

    Обжалование предписания трудовой инспекции - trudinspection ru

    Так, к примеру, подписание акта выяснения еще не значит, собственно наниматель согласен с его содержанием, а говорит только про то, собственно наниматель ознакомлен с этим документом. Значит, он не считается объектом расследования муниципального инспектора труда и вовсе не имел возможность быть положен в базу проделанного им расследования: норма списания материалов образец. По истечении указанного срока материалы следуют судебному приставу для взыскания в принудительном порядке**** . Взыскать с Казенной инспекции труда в ХМАО Югре в выгоду ЗАО Турсунт затраты по уплате казенной пошлины в объеме 200 руб. . Юридические личика и личные коммерсанты должны вести журнальчик учета событий по контролированию, в каком выполняется запись о названии ГИТ, дате, времени проведения, причинах, целях, задачках и предмете события, о обнаруженных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. При разногласии с поступками управляющего ГИТ в субъекте РФ его решения имеют все шансы быть обжалованы Основному казенному инспектору труда РФ, а еще в трибунал. Обжалование распоряжения по делу о административном преступлении Прототип претензии о обжаловании решений муниципальных инспекторов труда Нормативные правовые акты в трудовом праве Главные наказания за нарушение миграционного законодательства Отграничение трудового уговора от гражданско-правовых уговоров, связанных тяжело Из судебной практики: о взыскании заработной платы Дабы закачивать файлы, Вам нужно будет авторизоваться на веб-сайте Методические советы по исследованию Положения о подразделении все выставленные файлы загружены юзерами web-сайта учитывайте дату прибавления файла на web-сайт и его актуальность При полном или же частичном копировании которые были использованы ссылка на страничку первоисточника обязательна. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в трибунал нужно было навести совместно с заявлением. А распоряжение по делу о административном преступлении, абсолютном юридическим личиком либо личиком, исполняющим предпринимательскую работа в отсутствии образования юридического личика, в следствие ч. Несоблюдение законодательства о труде и о охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в объеме от одной тысячи до пяти тыс. руб. на лиц, исполняющих предпринимательскую деятельность без образования юридического личика, от одной тыс. до 5 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток на юридических лиц от 30 тыщ до пятидесяти тыс. руб. или же административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Внимание! Раз распоряжение было выслано по почте, то подтверждением даты его получения станет оттиск почтового штемпеля на конверте либо дата, отмеченная в уведомлении о получении.

    Помимо прочего отсутствуют правовые преграды к обжалованию решений госинспекторов труда другими личиками, чьи права и свободы нарушены (урезаны) принятым решением. Краснодара и Управление по делам передвижения ГУВД Краснодарского края провели ревизию Сообщества связанным с соблюдения трудового законодательства. Целесообразно ли психологическое испытание при профоценке претендентов (я против, босс за)? C грядущим Новогодними праздниками либо подведение результатов прошедшего В Столице пройдёт самое большое событие в области Event-бизнеса 2015: Event Revolution Разработана методология понижения класса (подкласса) вредности критерий труда на рабочем месте Количество безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 959 445 человек Внесены перемены в норму предоставления заграничным господам первичной медико-санитарной поддержка и проведения профилактических прививок Внесены конфигурации в компетентный эталон Воспитатель Внесены конфигурации в Методологию проведения особой оценки критерий труда Обжалование решений муниципальных инспекторов труда ст жалоба на предписание трудовой инспекции образец.

    Претензия обязана быть подписана уполномоченным на данное личиком (личным бизнесменом, управляющим юридического личика или же их адептами) . ТК РФ в сутки остановки трудовых взаимоотношений наниматель должен произвести с тружеником расчет.

  • Право на обжалование распоряжений и требований инспекторов труда в. Предписание госинспектора труда может быть обжаловано. Образец жалобы об обжаловании решений государственных инспекторов труда.
  • В данной статье приведем некоторые примеры и образцы жалоб на управляющую компанию.
  • Трудовые споры: жалобы в прокуратуру, в Инспекцию Труда, восстановление на работе, выплата.
  • Административный штраф обязан быть оплачен личиком, завлеченным к административной ответственности, не позже 30 дней со дня предисловия распоряжения о назначении административного штрафа в законную мощь По прошествии 30 дней при недоступности документа, свидетельствующего о уплате административного штрафа, орган, вынесший распоряжение, обращает надлежащие мат-лы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в норме, предусмотренном федеральным законодательством. В случае если личико, получившее распоряжение по делу о административном преступлении, принятое муниципальным инспектором труда в масштабах рассмотрения административного дела, не сообразно с принятым решением, то оно обжалуется в норме, установленном.

    Трудового кодекса РФ, и еще ущемлены мои трудовые права и интересы. При нелегальном уходе с работы сотрудника, который считается членом профсоюза, данный срок ужимается до 10 дней. Формы документов, применяемых в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде), подтверждены. Утверждение пожелание господина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо конституционных прав и свобод иных лиц, или известие о несоблюдении законов и других нормативных правовых актов, изъянах в работе муниципальных органов, органов районного самоуправления и должностных лиц, или критика работы отмеченных органов и должностных лиц муниципальные инспекторы труда при претворении в жизнь казенного надзора и контролирования за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих общепризнанных мерок трудового права, правомочны: предъявлять нанимателям и их адептам непременные для выполнения предписания о устранении нарушений трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих общепризнанных мерок трудового права, о возобновлении нарушенных прав тружеников, привлечении виновных в отмеченных нарушениях к дисциплинарной ответственности или же о отстранении их от должности в установленном порядке сочинять протоколы и осматривать дела о административных преступлениях около возможностей, подготавливать и обращать в структуры правопорядка и в трибунал иные мат-лы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ

    "Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 9

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории России осуществляет федеральная инспекция труда. Ни коммерческая организация, ни бюджетное учреждение не застрахованы от такой проверки. Чаще всего результатом контрольно-надзорных мероприятий становится предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства или протокол об административном правонарушении. Как быть работодателю, не согласному с такими решениями, на какие моменты при проведении контрольно-надзорных мероприятий обратить внимание, как составить и кому направить жалобу, расскажем в данной статье.

    Полномочия инспекции труда

    В силу ст. 356 ТК РФ инспекция труда реализует следующие полномочия:

    • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
    • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
    • осуществляет согласно КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
    • направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, правоохранительные органы и суды;
    • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
    • принимает необходимые меры по привлечению квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
    • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
    • иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Обратите внимание! Государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать для проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц (ст. 357 ТК РФ).

    Итоги контрольных мероприятий

    По результатам контрольно-надзорных мероприятий составляется акт. В случае выявления нарушений инспекторы ГИТ в силу ст. 357 ТК РФ могут:

    • предъявить обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке;
    • приостановить работу организаций или отдельных подразделений при выявлении угрозы жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений;
    • отстранить от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
    • направить в суд требования о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда при наличии заключения государственной экспертизы труда;
    • составить протоколы и рассмотреть дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий;
    • подготовить и направить материалы в правоохранительные органы и суд для привлечения виновных к ответственности.

    Порядок проведения контрольных мероприятий

    Кроме Трудового кодекса отношения в области обеспечения и реализации государственного контроля (надзора) и защиты прав организаций при осуществлении такового регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

    При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ). В любом случае контрольное мероприятие должно проводиться инспектором на основании распоряжения (приказа) инспекции труда, копия которого вручается руководителю или иному должностному лицу организации. Если в ходе инспекции будут выявлены нарушения трудового законодательства, в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражаются место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам.

    Обратите внимание! Подписание протокола об административном правонарушении руководителем или представителем учреждения не означает согласия с его содержанием.

    Поскольку при выявлении нарушений инспекторы в обязательном порядке требуют объяснения от руководства организации, проверяющий может ограничится предписанием, и протокол составляться не будет. Рекомендуем как можно меньше писать объяснений по факту выявленного нарушения норм трудового законодательства (как говорится, "что написано пером, того не вырубишь топором"), и в дальнейшем будет проще выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

    В предписании инспектор указывает требования об устранении нарушений и срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано представить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).

    Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, в силу ст. 360 ТК РФ организации Вооруженных Сил, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, иные правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и др. подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

    • доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
    • проведение проверок в назначенное время;
    • ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

    Результатами рассмотрения итогов контрольных мероприятий могут стать составление протокола об административном правонарушении для последующего направления в судебные органы, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности или предписания.

    Что можно использовать для обжалования?

    По итогам контрольно-надзорных мероприятий составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле трудинспекции. Помните, что невыполнение данного требования проверяющими может повлечь отмену решений, принятых ими на основании акта проверки.

    Следующей "зацепкой" может стать журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля <1>, который обязаны вести все предприятия независимо от организационно-правовой формы. В данном журнале контролирующая организация должна сделать запись о наименовании инспекции труда, времени проведения, основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.

    <1> Типовая форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Приложение 4).

    Обратите внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 - 19.7, ч. 2 ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд в силу ст. 23.1 КоАП РФ.

    Кроме этого, особое внимание нужно уделить протоколу об административном правонарушении. Иногда в спешке инспекторы ГИТ забывают заполнить некоторые графы или указать определенные сведения. Именно этим и можно воспользоваться при обжаловании решения инспектора, так как в ст. 28.2 КоАП РФ зафиксировано, какие сведения должны быть в протоколе. В частности, в нем обязательно указываются:

    • дата и место составления;
    • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
    • фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших (при наличии);
    • место, время совершения и суть административного правонарушения;
    • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за выявленное правонарушение;
    • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
    • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Например , если инспекторы ГИТ не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). В итоге постановление, протокол или предписание могут быть отменены.

    Бывает, что протокол составляет лицо, не обладающее такими полномочиями. Это также может послужить поводом к его отмене.

    Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих. Также можно смело обжаловать результаты проверочных мероприятий, если:

    • лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий;
    • в приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, не указаны Ф.И.О. и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки;
    • проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

    Поспорим с контролерами

    Ситуацию, когда работодатель согласен с решением контролирующих органов, подробно рассматривать не будем. Скажем лишь, что лицо (хоть юридическое, хоть должностное), привлеченное к административной ответственности, выполняя данное решение, обязано уплатить назначенный административный штраф в срок не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении этого времени при отсутствии документа, который свидетельствует об уплате штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю. Кроме того, может быть принято решение о привлечении лица, не уплатившего штраф в указанный срок, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере либо административный арест на срок до 15 суток.

    Если же работодатель не согласен с решением, то в соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. А вот решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы только в суд. Право выбора, в какой орган должна быть подана жалоба, предоставлено лицу, не согласному с решением государственного инспектора труда и обжалующему это решение.

    Кто может обжаловать решения инспектора? На основании гл. 30 КоАП РФ решения инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (в том числе постановление государственного инспектора труда об административном наказании), могут быть обжалованы:

    • работодателем;
    • его законным представителем;
    • лицом, представляющим работодателя;
    • работником (потерпевшим), его представителем (например, адвокатом).

    Примечание. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лицо, действующее на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

    Если инспектор ГИТ вынес постановление по делу об административном правонарушении, у работодателя есть десять суток со дня его вручения или получения копии постановления для подачи жалобы (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска, и по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности определяет ст. 30.2 КоАП РФ.

    Жалоба может быть направлена вышестоящему должностному лицу (руководителю соответствующей государственной инспекции труда) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

    К сведению. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

    Обратите внимание, что именно районный суд рассматривает подобные дела. На практике достаточно часто учреждения подают жалобу в арбитражный суд, руководствуясь ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ. Это неверно, так как предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не являются предпринимательской или иной экономической деятельностью. А арбитражный суд рассматривает споры только в указанной сфере отношений. Поэтому арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора (Постановления ФАС ДО от 01.10.2009 N Ф03-4798/2009 по делу N А24-1337/2009, от 29.09.2009 N Ф03-4958/2009 по делу N А73-9025/2009, ФАС ЗСО от 01.06.2010 по делу N А03-15870/2009).

    Требования к составлению жалобы

    Свои возражения против решений трудового инспектора нужно оформить надлежащим образом. В жалобе указывают:

    • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
    • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение ГИТ (с указанием адреса места нахождения);
    • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
    • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или отменить постановление о назначении административного наказания).

    Составленную в письменном виде жалобу должно подписать уполномоченное лицо организации (или руководитель учреждения) либо должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление. Приведем примерный образец.

    В Арзамасский городской суд

    Нижегородской области

    от главного врача МЛПУ "Городская больница N 2"

    Пискунова Р.К.

    123308, г. Арзамас, ул. Шнитникова, д. 23

    Жалоба на решение государственного инспектора труда

    Постановлением о назначении административного наказания от 19 августа 2010 г. государственным инспектором труда Государственной инспекции в Нижегородской области Парфеновым А.В. МЛПУ "Городская больница N 2" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.

    Постановление о назначении административного наказания вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 18 августа 2010 г., в котором было зафиксировано нарушение ст. ст. 84.1, 140 Трудового кодекса РФ. А именно: в день увольнения (05.08.2010) старшей медсестре Парамоновой М.А. не была выдана трудовая книжка и не произведен расчет (не выплачена заработная плата за июль 2010 г. в размере 12 000 руб.).

    Данное решение, по нашему мнению, является незаконным и подлежит отмене по следующим обстоятельствам. Парамонова М.А. работала старшей медсестрой и являлась материально ответственным лицом. В день увольнения не все материальные ценности были переданы работницей заведующему хирургическим отделением (что подтверждается инвентаризационной ведомостью от 02.08.2010 N 2). В результате согласно ч. 2 ст. 140 ТК РФ Парамоновой М.А. в день увольнения была выплачена неоспариваемая сумма 21 000 руб. (часть зарплаты за июль и август, а также компенсация за неиспользованный отпуск). Однако данный факт государственным инспектором труда при назначении административного наказания учтен не был, в связи с чем прошу постановление о назначении административного наказания от 19 августа 2010 г. отменить.

    Приложение:

    1. Копия постановления о назначении административного наказания от 19.08.2010 - на 1 л.
    2. Копия протокола об административном правонарушении от 18.08.2010 - на 2 л.
    3. Копия инвентаризационной ведомости от 02.08.2010 N 2 - на 4 л.
    4. Копия расходного ордера от 05.08.2010 N 105 - на 1 л.
    5. Документ, подтверждающий отправку трудовой книжки, - на 1 л.
    6. Копия свидетельства о государственной регистрации МЛПУ "Городская больница N 2" - на 1 л.
    7. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет - на 1 л.

    Всего: на 11 л.

    Главный врач Пискунов /Р.К. Пискунов/

    Т.В.Шадрина

    Эксперт журнала

    "Отдел кадров

    бюджетного учреждения"



    
    Top