Государственная символика. Что означает герб Татарстана? Герб татарской асср

Любое государство, которое живет в мировом сообществе, должно иметь символы власти. Одним из них является герб. У каждой страны он уникальный.

Герб Татарстана, который используется в наши дни, был утвержден в 1992 году. Он характеризуется византийским щитом и животно-растительной символикой. Ключевой фигурой в нем является грозный и ловкий представитель семейства кошачьих. История создания герба довольно интересна и связана с именами двух творческих людей.

Создание символа

С признанием независимости многие жители Татарстана видели в качестве главного символа государства знак Казанской губернии, которая существовала во времена Российской империи. На нем изображался грозный змей зилант. Однако такая идея нравилась далеко не всем. Власти объявили конкурс на проект герба Татарстана. История показала, что одно из самых влиятельных племен, которое проживало в древности на территории Поволжья, называло себя «барсил», то есть «народ барса». Животное как нельзя лучше подходило в качестве символа обновленного государства. Так считал один ученый-филолог. Он начал продвигать свою идею.

Автором идеи относительно размещения на гербе Татарстана крылатого барса был Назым Ханзафаров. Он изучал мифологию татар и булгар и сделал вывод, что для Татарстана животное является символом плодородия и покровителем территории.

Назым Габдрахманович предложил свою идею еще в 1990 году. Он долго не мог найти специалиста, который бы воплотил его видение на бумаге. В 1991 году с ним познакомился художник Риф Фахрутдинов. Вместе они начали реализовывать свои замыслы по созданию герба.

Вопрос авторства

Несмотря на то что именно Назым Ханзафаров первым настоял на идее с крылатым барсом, долгое время авторство приписывали только художнику. Представители власти считали, что автор тот, кто нарисовал герб. Исправить ситуацию смог сын известного филолога Ильшат Ханзафаров. Архитектор из Зеленодольска доказал, что его отец принимал непосредственное участие в создании государственного символа Татарстана.

В официальных источниках написано, что Ханзафаров Н. Г. - автор идеи, а Риф З. Ф. - автор герба. Ни у кого больше этот вопрос сомнений не вызывает.

Описание герба страны

Символ государства имеет круглую форму. Ее считают восточным византийским видом. Символ выполнен в цветовой гамме флага страны.

Описание герба Татарстана:

  • В основании - крылатый барс, на боку которого помещен круглый щит, напоминающий астру. Розетка на цветке содержит восемь лепестков. Правая передняя лапа животного приподнята. На конечностях есть когти. Его рот приоткрыт, в нем видны зубы. Длинный хвост барса поднят вверх и слегка изогнут. Крыло состоит из семи перьев. Животное окрашено в белый тон.
  • Фон - солнечный диск красного цвета.
  • Обрамление - составлено из татарского народного орнамента. Основной цвет зеленый, а рисунок окрашен золотым. В основании обрамления золотыми печатными буквами написано «Татарстан». Сверху на орнаменте виден стилизованный бутон тюльпана.

Каждый знак, положение несет определенную смысловую нагрузку. Главным символом является барс.

Значение

Крылатый барс, который расположен на гербе Татарстана, в древности считался божеством плодородия, покровителем детей. В современной геральдике он стал покровителем всего народа. Солнце издавна являлось божеством для многих общин. Красное светило для Татарстана считается добрым знамением, которое символизирует успех, жизнь, счастье. Щит на левом боку животного свидетельствует о защищенности граждан. Что же означает приподнятая лапа в гербе Татарстана?

Значение приподнятой правой передней ноги в величии верховной власти. Также жест означает доброе начало движения государства на пути обновления. Зубы и когти традиционно говорят о способности постоять за себя и своих подопечных. Количество перьев символизирует воздействие со стороны неба и земли. Хвост поднят вверх, чтобы показать хорошее настроение животного, его дружелюбность.

Астра, которая видна на круглом щите, с четным количеством лепестков означает источник вечной жизни. А стилизованный тюльпан символизирует возрождение государства, поскольку цветок издавна обозначает весеннее пробуждение.

Гербы разных лет

На месте современного Татарстана в разное время существовало много государств. У каждого из них были свои символы:

  • Ханское время - четырехногий черный дракон на желтом фоне и черная сова на таком же фоне.
  • Царское время - дракон-василиск в короне. Использовался в XVI-XX веке. Герб много раз видоизменялся, но змей зилант на нем сохранялся, меняя цвета своих крыльев.
  • Советское время - с приходом новой власти символ страны стал повторять герб РСФСР. Он несколько раз дополнялся новыми надписями и знаками. Например, со временем на нем появилась звезда.

Современный герб Татарстана существует уже более двадцати пяти лет. Правила по его использованию регламентируются отдельным законом.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Герб Республики Татарстан является государственным символом республики Татарстан Утверждён Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан № 1415-XII от 7 февраля 1992. В настоящее время правила использования Государственного герба регламентируются Законом «О государственных символах Республики Татарстан».

Описание

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет - изящество , красота , богатство земли Татарстана; зелёный цвет - зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет - зрелость , энергия , сила , жизнь , жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро , справедливость , благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс .

Исторические символы

Ханская эпоха

Символами Казанского царства были на жёлтом фоне лежащий и смотрящий назад крылатый четырёхногий чёрный дракон со стреловидными языком и хвостом, а также на жёлтом фоне чёрная сова с персями желтоватыми . В Золотой Орде двуглавый орел встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая ( -) . Позже двуглавый орел встречается на монетах золотоордынских ханов Тохты , Джанибека , Узбека и Тохтамыша , широко представлен в корпусе монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.) .

Царская эпоха

В 1552 году Казанское царство прекратило своё существование и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к Русскому государству, а царь Иван ІV принял и титул «Царь Казанский».

Древнейшая дошедшая до нас достоверная эмблема Казани - печать Казанская с Большой печати Ивана Грозного (1577 год). Эмблема представляла собой изображение дракона-василиска (зиланта) в короне. Подобный дракон изображен на печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя И. М. Воротынского (1596 год), данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией, под оброчной грамотой архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Герасиму (1637 год), на грамоте под ввозной грамотой игумену Казанского монастыря Ипатию (1693 год) и на других документах.

27 мая 1920 года Декретом ВЦИК на территории, выделенной из бывшей Казанской губернии и прилегающих территорий была образована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР (тат. Avtonomia Tatarstan Soviet Socialistiq Respublikasy ).

На одном из фигурировавших проектах герба республики в красном щите, обрамленном пшеничными колосьями были изображены восходящее солнце и над ним лук, а внизу серп и молот . Щитодержателями выступали рабочий и колхозник с киркой и косой в руках.

Муниципально-территориальное деление :

Городские округа : Казань Набережные Челны
Районы : Агрызский Азнакаевский Аксубаевский Актанышский Алексеевский Алькеевский Альметьевский Апастовский Арский Атнинский Бавлинский Балтасинский Бугульминский Буинский Верхнеуслонский Высокогорский Дрожжановский Елабужский Заинский Зеленодольский Кайбицкий Камско-Устьинский Кукморский Лаишевский Лениногорский Мамадышский Менделеевский Мензелинский Муслюмовский Нижнекамский Новошешминский Нурлатский Пестречинский Рыбно-Слободский Сабинский Сармановский Спасский Тетюшский Тукаевский Тюлячинский Черемшанский Чистопольский Ютазинский

Отрывок, характеризующий Герб Татарстана

– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
– Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:
– Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.

После распада Советского Союза в национальных республиках встал вопрос о выборе официальных символов. Волжские татары вспомнили о крылатом белом барсе, который с 1992 года располагается на государственном гербе Татарстана. Как это было и почему так произошло, наш сегодняшний рассказ.

Татаристы и булгаристы

К началу 1990-х годов в Татарстане сложились два разных подхода к решению вопроса об идентичности татар. «Татаристы» делали акцент на золотоордынских и, шире, кипчакских корнях волжских татар, а «булгаристы» акцентировали внимание на . Из стана последних раздавались даже предложения о необходимости поменять этноним «татары» на «булгары». Татаристская идеология апеллировала к агрессивной и захватнической политике Золотой Орды и намекала на подчинение ею Руси. Булгаристская теория, напротив, подчёркивала территориальную целостность, богатую культуру и многовековые традиции Волжской Булгарии и, соответственно, татар.

Верх взяла «золотая середина»: было решено, что татары остаются татарами, но идентичность берут булгарскую. В споре татаристов и булгаристов победил татарский народ, оказавшийся наследником богатой многовековой культуры Волжской Булгарии.

Зилант

Тогда же, в начале 1990-х годов, встал вопрос и о новом символе татар. Среди всего многообразия предложений было два явных фаворита - летучий змей Зилант и крылатый Белый Барс.

Сначала предполагалось в качестве республиканской символики использовать Зиланта и образ знаменитой башни Казанского Кремля - Сююмбеке (построена в конце XVII - начале XVIII века). Этот вариант походил на изображение герба Любляны, на котором зелёный дракон возвышается над замком словенской столицы.

Крылатый змей является древнетюркским и болгарским символом. Согласно мифологии, он выступал защитником слабых и олицетворял собой силу и власть. По древней легенде Зилант обитал на горе у реки Казанки. На этой зилантовой горе в 1560 году был построен православный монастырь. По легенде, позднее змей переселился и сейчас проживает в озере Кабан, где охраняет царские сокровища Сююмбеке.

В 1781 году царским указом Зилант был помещён на герб Казанской губернии и всех её городов. В указе он был описан как «чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые, язык червлёный». Кстати, русские геральдисты несколько изменили образ крылатого змея. Вначале его изображали в виде гуся со змеевидным хвостом на фоне сердца, пронзённого мечом. Затем, в конце XVIII века добавили красные крылья и хвост, а в 1856 году Зилант и вовсе начал изображаться в виде чёрного петуха со змеиным хвостом.

Вариант с Зилантом был отклонён по нескольким причинам. Его образ был не самым распространённым среди волжских булгар в средние века. А главное - фантастическое существо обладает недобрым началом и способно убивать взглядом всё живое.

Зилант не стал символом всего Татарстана в постсоветский период, но сохранил своё значение и по-прежнему изображается на гербе Казани.

Ак Барс

В ходе дискуссии о новом символе Татарстана свой вариант предложил филолог Назым Ханзафаров. Именно он выдвинул идею с крылатым барсом. Ещё в VII веке волжские булгары использовали этот символ, который означал плодородие, богатство и даже благородство.

Крылатый барс - это, несомненно, тотемная фигура для татар. В первобытные времена господствующей формой мировоззрения был анимизм (от лат. «anima» - «душа»-). Именно тогда, в глубокую и первобытную древность, сформировалось представление о священных для того или иного племени животных и растениях. Мифы о родстве людей и животных глубоко архаичны. Как правило, в них отражалось представление о родословной племени или рода, которая восходит к тотемному животному. Письменная традиция доносит до нас имя булгарского племени барсил, которое можно перевести как род/племя Барса.

Несомненно, барс наряду с волком являлся тотемным для татар и других тюркоязычных народов Евразии животным. Археологических подтверждений тому немало. Например, найдено много замков и бронзовых статуэток с изображениями барса. Нередко белый барс изображался крылатым и рогатым, что означало его связь с небом и счастьем. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан говорит о том, что слышал рассказы о некоем животном с большим ценным рогом, которое якобы водится в лесах Булгарии.

Учитывая богатую историю и мировоззрение, неудивительно, что именно Ак Барс стал символом постсоветского Татарстана.

О деталях герба

С февраля 1992 года крылатый белый барс официально красуется на гербе Республики Татарстан. Воспользуемся официальной, принятой версией. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа символизирует верховную власть и подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти говорят о силе, а поднятый хвост о уверенности и свободолюбии Ак Барса. Красное поле щита, на котором изображено животное, - это цвет восходящего солнца и могущественный источник света и жизни на земле. Красное солнце символизирует безоблачность, непорочность, чистоту и доброе знамение.

Обрамляет герб по зеленому кольцу популярный растительный орнамент волжских татар. Поскольку республика расположена в междуречье Волги, Камы и Вятки, лепестки орнамента выполнены в виде волн. В вершине герба изображен трехлепестковый цветок тюльпана. Орнамент нисподает к надписи «Татарстан». Круглая форма герба обозначает щит. Именно в таком варианте герб исполнил художник-монументалист Риф Фахрутдинов.

Широкое распространение изображений белого барса в многонациональном Татарстане свидетельствует, что с выбором символа элиты явно не ошиблись. А с 1995 года «Ак Барсом» зовётся казанская хоккейная команда, что автоматически сделало изображение с герба известным миллионам болельщиков за пределами Татарстана.

Литература

Давлетшин Г. Белый волк и крылатый барс. // Родина. 2005. № 8.

Король Г.Г. Фантастические животные в декоре средневекового художественного металла Саяно-Алтая. // Российская археология. 2013. № 3.

Сапрыков В. Крылатый барс Татарстан. // Наука и жизнь. 1994. № 10.

Лезина Л.Е. Тюрско-татарские мифологические образы в архитектуре города Казань. // Система ценностей современного общества. 2014. № 33.

7 февраля 1992 года в качестве государственного герба Татарстана был утвержден крылатый белый барс.

Почему барс?

В качестве главных символов герба Татарстана предлагали сделать башню Сююмбике, белого волка или белого барса. Однако геральдисты остановились на последнем варианте. Выбор образа был обусловлен тем, что барс - один из любимых героев сюжетов булгар, он является защитником народа и родного края. Этот символ сохранил свою популярность и в золотордынскую эпоху, проник в культуру Казанского ханства, использовался русскими геральдистами. Образ барса прочно ассоциируется с историей Волго-Камского края.

Что несет в себе герб Татарстана?

Крылатый барс с приподнятой правой лапой означает движение вперед и несет в себе воодушевление. Барс изображен на красном фоне - это солнце, которое означает доброе знамение, успех, счастье. На левом боку барса — круглый щит, т. е. защищённость жителей Татарстана.

Герб выполнен в цветах флага Татарстана - зеленый (цвет жизни, весны), белый (означает чистоту) и красный (возрождение).

Какие ранее были гербы?

Первое дошедшее до наших дней печатное изображение Казанского и Болгарского царств с коронованным драконом и барсом с поднятой лапой известно на Большой государственной печати Ивана Грозного (1577-1578 гг.).

Дальнейшая эволюция государственных символов связана с утверждением официальных гербовидных символов на полковых знаменах, которые соответствовали гербу территории дислокации полка.

В 1781 официально утвержденным гербом Казанской губернии и Казани стал змей Зилант.

Гости нашего города часто спрашивают, почему на гербе Казани изображено такое существо? Кто это — змей или дракон? Давайте попробуем вместе разобраться.

Татарская легенда гласит, что Казань была построена на месте, обильном всеми благами земными. Одно лишь было препятствие – многочисленные логовища, полные змей. Множество змей заполонило прекрасную землю, а во главе всего гнездился страшный крылатый змей Зилант, пожиравший людей и животных. Все избегали это «змеиное точевище» и обходили его дальней дорогой, чтобы не слышать жуткое, леденящее кровь шипение змеиное.

Жалко стало татарскому хану Саину отказаться от мысли поставить на облюбованном им месте город. Расстроился хан. Но тут явился ему на выручку старый деревенский колдун и поклялся, что очистит эту прекрасную землю от гадов. Силой чар своих собрал он всех змей в одну кучу, обложил со всех сторон сеном и хворостом, полил смолою и серою и поджег! Погибли все змеи в огне, но от костра того пошел такой удушливый смрад, что мертвыми пали находившиеся недалеко от огня люди, кони и верблюды. Погибли змеи, но змеиный царь поднялся на своих огромных крыльях в воздух и улетел на соседнюю гору Джилантау (Змеиная гора).

На очищенном от гадов месте построил хан Саин красивый город и крепко полюбил основанную им Казань – дело рук своих. Но змеиный царь Зилант затаил злобу на прогнавших его людей и решил крепко мстить им. Не давал покоя ни днем, ни ночью, наводил ужас. «Змей летит!» — кричали несчастные люди и спешили спрятаться кто куда. А змей хватал их когтями, уносил на свою гору и пожирал. К счастью, жил в городе могущественный волшебник Хаким, который сумел тайным хитрым колдовством убить жестокого Зиланта.

В память об этом счастливом событии изображение Зиланта и попало в городскую эмблему.

При составлении в XVIII веке герба города Казань, сохранившего на своем щите старое изображение змея, оно получило новое описание: «Змей черный, под короною золотой Казанскою, крылья красные, поле белое».

Дата принятия: 24.12.2004г, № в Геральдическом регистре РФ 1701

Описание: Прямоугольное полотнище с отношением высоты к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос белого (верхняя, шириной в 4/5 высоты полотнища) и зеленого цветов. В центре полотнища – фигура из герба города Казань: черный, обращенный к древку дракон с красными крыльями и языком, с желтыми лапами и увенчанный желтой короной, украшенной самоцветами.

Герб Республики Татарстан

Поиск символа для герба Республики Татарстан был непростым. Предлагались и башня Сююмбеки Казанского Кремля, и крылатый змей Зилант. Но башня была построена в XVII веке и древнетюркским и булгарским символом не является, а изображение Зиланта не было распространено среди всех булгарских племен, да и дракон – недоброе мифологическое существо, способное убить взглядом все живое.

Н.Ханзафаров (кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Марджани) предложил в качестве герба Татарстана символ крылатого барса. Еще в VII веке у волжских булгар барс символизировал богатство, плодородие, благородство, покровительство. Барс считался священным животным и изображался со знаком святости – крыльями.

Крылья разделены на семь частей (семь небесных миров). Приподнятая передняя лапа барса обозначает величие, верховную власть в государстве. На боку барса изображен щит с восьмилепестковым цветком астры. Щит символизирует защиту и покровительство. Астра – один из самых любимых цветов у татар. Четное число лепестков подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия и процветания. Красное поле, на котором изображен крылатый барс обозначает цвет восходящего солнца, источник света и жизни на земле. Обрамляет герб зеленое кольцо с растительным орнаментом, популярным у казанских татар. Лепестки орнамента изображены в виде волн, так как Республика Татарстан расположена в междуречье рек Камы, Волги и Вятки. Орнамент ниспадает к надписи «Татарстан». Круглая форма герба обозначает щит.




Top