Интеллектуальная игра по обществознанию "день конституции рф". Игры и конкурсы на день конституции россии Игра к дню конституции

Правовая игра "Конституция - основной закон государства"

Эпиграф: Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон

Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства;

Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

Подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;

Раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)

Оформить помещение: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия:

1) Представление команд и жюри. 4 группы.

2) Вступительное слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 20-тилетие принятия Конституции. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Главные вопросы содержания конституции– это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Сегодня мыв игровой форме повторим некоторые положения Конституции РФ.

3) Конкурсы:

1. Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение, голосование)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет)

2. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

3. Конкурс: "В жизни всё случается"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту) Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

3-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

4-ситуация: Молодой человек снял на камеру праздник и выложил в социальной сети. Не все снимки были удачными. Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

4 конкурс. «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Команда №1.

Команда №2.

Команда №3.

Команда №4.

к о р ё н б е

м я с ь е

а р а н с т

к у н т е м о д

к о н з а

и п о к а л и т

з и н ь ж и

д и л и е т о р

С Т У К О П О П

В Е Н К Я И Ц О Н

Я Д П О Р О К

В О Р А П

Ю З О С

С О Д Р О П К Т О

Л О К А Ш

С Т О Н С И Т О В О Д

Д Е М И Н А Ц И

Д О Р А С Т Ь

Д Ы Х О Т

Р О З А В И Н А Б Е О

Д У Г О С

Л О В Ч Е К Е

В О С О Л

Г Р И Н Н А Д А Ж

Ц Е Т О

Ж Б А Р У Д

Ф О Р Н И Ц И М А Я

К О Л Ь Ш И К Н

Ш Ы Л А М

Ц И К Л А Р А Д Е Я

Е Б Р А Н И С О

Б О С Т В О Щ Е

П Р А П У Г

К Е У Н О П

Н Е М Е Н И

Б О З А Т А

5. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

6. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д. Итак:

1 термин: (конституция)

Русские солдаты считали, что так зовут жену Константина, когда шли на Сенатскую площадь

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

Идёт на содержание госструктур, армию, образование;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

7. Конкурс капитанов «Один за всех»

Распределите права, записанные в Конституции РФ по группам.

Ответы: 1 ИК 2 ЖЗ 3 ДЕ 4 АБ 5 ВГ

8. Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да

9. Конкурс «Отгадай сказку».

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

5. В какой сказке главная героиня,воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

10. Подведение итогов игры.

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

11. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры.

Слайд 2

Главы основного закона

Правильные ответы:

1Б, 2И, 3Д, 4З, 5А, 6Г, 7Е, 8В, 9Ж.

Слайд 3

Основы конституционного строя

  • Слайд 4

    Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________ формой правления

    республиканской

    Слайд 5

    Российская Федерация –______________

    государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    социальное

    Слайд 6

    Российская Федерация – ___________

    государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    светское

    Слайд 7

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    разделения

    Слайд 8

    Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____________ или права изменить его.

    гражданства

    Слайд 9

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ___________ государства.

    обязанность

    Слайд 10

    Высшим непосредственным выражением власти народа являются ____________ и свободные выборы.

    референдум

    Слайд 11

    Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой _____________.

    равноправны

    Слайд 12

    Право или обязанность?

  • Слайд 13

    1. Указание своей национальной принадлежности

    2. Участие в управлении делами государства

    3.Забота родителей о детях

    Обязанность

    4. Получение основного общего образования

    Обязанность

    5. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры

    Слайд 14

    6. Забота о сохранение исторического и культурного наследия

    Обязанность

    7. Уплата законно установленных налогов и сборов

    Обязанность

    8. Сохранение природы и окружающей среды

    Обязанность

    9. Защита Отечества

    Обязанность

    10. Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях

    Обязанность

    Слайд 15

    Основной закон в цифрах

  • Слайд 16

    1. Сколько глав в Конституции РФ?

    2. Сколько статей в Конституции РФ?

    3. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    4. Каков срок полномочий Президента РФ?

    5. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ?

    6.Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ?

    Слайд 17

    7. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ?

    Главная книга страны
    (интерактивная игра, посвященная Дню
    к онституции)

    Цель: активизировать интерес к изучению Конституции РФ, законов РФ, других законодательных актов.

    Участники: 4 команды по 5 человек, учащиеся 9–11 классов, учащиеся-болельщики, классные руководители, учителя истории и обществознания.

    Оборудование: кабинет истории, «круглые столы» для участников, бумага, маркеры, памятки цветовых обозначений, таблицы оценок для жюри.

    Оформление: название игры, герб, флаг страны, экран, тематическая выставка рисунков.

    Ход игры

    На этапе подготовки к игре проводятся следующие мероприятия:

    – анкетирование старшеклассников (см. Приложение 2);

    – подготовительный урок с целью предоставления общих знаний о символике и истории герба, флага и гимна. Более подробно даются сведения о составляющих герба в российской и европейской геральдике, поясняются цветовые обозначения (см. Приложение 4);

    – учащиеся заранее дают название своей команде, выбирают капитана.

    Звучат позывные. Выходят ведущие.

    Звучит музыка (фоном).

    1-й ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята! Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция России.

    2-й ведущий. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра.

    1-й ведущий. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, им слово для представления и приветствия.

    Проходит представление команд.

    2-й ведущий. Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойные соперники, а значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной.

    1-й ведущий. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри, или, как мы его сегодня назвали, совет старейшин.

    2-й ведущий. И сейчас мы с удовольствием представляем его членов.

    Представление жюри.

    1-й ведущий. Итак, мы начинаем!

    Звучат позывные.

    1-й ведущий. Каждая команда уже выбрала себе капитана и сейчас получит задания для первого конкурса под названием «Аргументы и факты».

    2-й ведущий. Мы приглашаем капитанов подойти к нам и выбрать конверт с заданием (п риложение 1).

    1-й ведущий. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, все равны перед законом. Так ли это, мы узнаем из выступления команд. Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи либо привести факты, свидетельствующие против нее.

    2-й ведущий. Время подготовки задания – 5 минут, время основного выступления – 3 минуты. По окончании основного выступления все участники игры могут задавать вопросы выступающей команде.

    1-й ведущий. А пока наши команды размышляют, мы предлагаем вам, уважаемые зрители, посмотреть…

    Выступление творческих коллективов школы.

    2-й ведущий. Время вышло. Слово предоставляется команде _____, выдвигающей аргументы в пользу конституционной статьи.

    Выступление команды.

    1-й ведущий. Спасибо. Теперь слово их оппонентам.

    Выступление команд.

    2-й ведущий. Прения закончились. Спасибо всем командам за активную работу. И просим наш уважаемый совет старейшин оценить выступление игроков.

    Выступление жюри (критерии оценок см. в Приложении 3).

    1-й ведущий. А наша игра продолжается, и мы объявляем второй конкурс…

    2-й ведущий. Который называется «Мозговой штурм».

    1-й ведущий. Каждой команде предстоит продемонстрировать знание статей Конституции и ответить на 4 вопроса, используя текст главной книги страны. Цена каждого вопроса – 1 балл, вопросы задаются по очереди каждой команде.

    2) На сколько глав разделена Конституция РФ? (9 глав.)

    3) Возможно ли наше государство назвать унитарным? (Нет. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты. Ст. 1, 5, 65, 68, 69,72.)

    4) Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ? (Нет, так как Конституция РФ является основным законом страны.)

    5) Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти принадлежать одному лицу? (Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения.)

    6) Возможно ли на территории какого-либо субъекта федерации ввести другую денежную единицу? (Ст. 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег не допускается.)

    7) Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента страны? (Ст. 81. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)

    8) Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание.)

    9) На какие части делится парламент Российской Федерации? (Ст. 95. Совет Федерации, Государственная дума.)

    10) Какую ветвь власти представляет парламент? (Законодательную.)

    11) Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации? (Ст. 110. Правительству Российской Федерации.)

    12) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, быть избранным в Государственную думу? (Нет. Ст. 97. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

    13) Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие? (Согласно ст. 118 правосудие осуществляется только судом.)

    14) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической партии? (Ст. 129. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации.)

    15) Какой язык на территории России является государственным? (Ст. 68. Русский язык.)

    16) Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике Российской Федерации субъектами РФ? (Ст. 70. Государственные гимн, герб, флаг Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.)

    1-й ведущий. Ну, что ж, команды показали блестящие знания конституции, и мы просим наше жюри оценить этот конкурс.

    Выступление жюри.

    1-й ведущий. Спасибо, а мы объявляем третий конкурс.

    2-й ведущий. Давайте с вами вспомним результаты анкеты, которую проводили среди старшеклассников ребята из кружка «Пресс-центр».

    На экране диаграммы результатов анкеты.

    2-й ведущий. Что же отметило общественное мнение?

    1-й ведущий. 100 % респондентов знакомы с официальными символами страны.

    2-й ведущий. 98 % хорошо знакомы с символами города и области.

    1-й ведущий. 95 % считают, что школе просто необходима собственная символика – для поддержки имиджа.

    2-й ведущий. Поэтому мы с вами сегодня создадим проекты герба школы. Основные правила составления гербов вы уже знаете, перед вами на столе лежит памятка по цветовым обозначениям, принятым в геральдике.

    Через 10 минут каждая команда представит нам свой проект герба школы и ответит на вопросы, если таковые возникнут со стороны других команд. А жюри, пользуясь критериями оценок, определит победителя как в творческом задании, так и в общем состязании.

    1-й ведущий. А пока наши команды работают, на сцене…

    Идет выступление творческих коллективов школы.

    2-й ведущий. Время на подготовку истекло. Слово защитникам проектов.

    Проходит защита проектов.

    1-й ведущий. Спасибо командам за представленные проекты. Пришло время подвести итоги. Слово совету старейшин.

    Жюри объявляет результаты конкурса.

    Звучит музыка.

    2-й ведущий. Ну, что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью, предоставленной Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

    1-й ведущий. И для награждения команд мы приглашаем на сцену…

    Звучит музыка. Церемония награждения.

    Главная цель государства - не создать рай на земле,
    а не допустить ада.

    Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

    Подготовка:

    • подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;
    • раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)
    • оформить актовый зал: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

    Ход мероприятия

    1. Представление команд и жюри.

    2. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

    На основе, каких международных документов создана Конституция?

    Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

    Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

    Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

    Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

    Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

    Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

    С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

    3. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

    Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

    4. Конкурс: "В жизни всё случается:"

    Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

    1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту)

    2-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)

    3-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции)

    4-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают.

    5-ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.

    5. Конкурс для болельщиков.

    Раздаются напечатанные слова, значения которых называют болельщики, заработанные баллы могут отдать любой команде:

    Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

    Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

    Федерация;

    Демократия- власть народа;

    Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;

    Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

    Свидетель-очевидец преступления;

    Адвокат-защитник;

    Преступление- особо тяжкое противоправное действие;

    Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

    Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

    Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

    Суверенитет-независимость.

    6. Конкурс: "Право от А до Я""

    Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

    Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

    Учитель на уроке оскорбил ученика;

    Неизвестные угнали автомобиль;

    Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

    В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

    Вас покусала собака соседа;

    Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

    Гражданин был невинно осужден;

    Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

    7. Конкурс "Конституционные термины".

    По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д.

    1 термин: (конституция)

    Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

    Одно из значений - построение;

    В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

    На латинском - установление;

    В политике - основной закон государства;

    2 термин: (государство)

    Имеет свою структуру;

    Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

    Появилось в глубокой древности;

    Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

    Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

    3 термин (республика)

    Возникла в Древней Греции;

    На латыни - общественное дело;

    Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

    Это форма правления;

    Бывает парламентской и президентской;

    4 термин (налог)

    Устанавливает государство;

    В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

    При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

    По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

    8. Домашнее задание. (Художественный конкурс): Команды предлагают на суд зрителей и жюри плакат, нарисованный в процессе подготовки к игре, причем команда противника должна угадать, какая статья Конституции отражена на рисунке. (Например: ст. 44-свобода литературного, художественного: творчества)

    9. Конкурс капитанов.

    После 1917 года было принято в общей сложности 8 конституций и РСФСР, и СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918-РСФСР,1924-СССР,1925-РСФСР,1936-СССР,1937-РСФСР,1977-СССР,1978-РСФСР)

    Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)

    Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

    Форма правления в России? (Республика)

    Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?

    (до 18 лет.)

    Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

    Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

    Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

    Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России?

    Что означает "свобода совести"?

    10 Конкурс "Сказка сказке рознь:"

    Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:

    Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин;

    "Посадил дед репку"

    Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству;

    Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене;

    Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем;

    Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл;

    Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;

    Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество своему хозяину;

    Баба Яга для перемещений в пространстве использует летательный аппарат, который, скорее всего ею и изобретён;

    Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.

    11. Итоговое выставление оценок жюри.

    12. Ведущий:

    Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

    13. Рефлексия.

    Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску красный или синий жетон (красный - узнал новое, и было интересно, синий - время потерял зря).

    Сценарий интеллектуальной игры посвященной Дню конституции

    для старших школьников.

    Цель: повышение уровня правовой культуры детей.

    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено Дню конституции. От вас я хочу услышать, что такое конституция?

    (Ответы детей)

    Молодцы!

    Сегодня нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете свои права.

    А для начала мы просмотрим ролик о Конституции РФ.

    (Демонстрация ролика)

    Ведущий : Мы начинаем интеллектуальную игру посвященную Дню конституции РФ. Прежде всего, давайте поприветствуем наше жюри.

    (Представление жюри)

    Первый конкурс нашей викторины называется «Визитка», участникам необходимо выбрать капитанов и придумать название для своих команд в соответствии с правовой тематикой. На подготовку дается 1.5 минуты. Время пошло.

    (Конкурс «Визитка» - совещание)

    Ведущий: Напоминаю, конкурс оценивается по трехбалльной шкале. Команды, вы готовы представиться?

    (Конкурс «Визитка» - представление команд)

    Ведущий: Благодарю команды за работу, а мы переходим к следующему конкурсу «Нормативная разминка». Каждой команде по очереди будут заданы по три правовые загадки. Чтобы правильно на них ответить, нужно просто закончить фразу. Если команда, не совещаясь, правильно отвечаем хором, то она зарабатывает два балла. Если говорит кто-нибудь один (или не вся команда), то заработанным считается один балл. При неправильном ответе команда не получает баллов вообще.

    Если команды готовы, мы начинаем!

    Вопросы:

      Без них не может пройти ни одна спортивная игра. Скажите, что это, друзья? (Правила)

      Если вас притесняют, сказать вам надо: «Не имеете…» (Права)

      Создают чувство ответственности и привязанности мои права и … (обязанности)

      Во мне записаны права, подскажите, кто же я? (Конституция)

      Коль нарушены права и доказана вина, будет плохо все для вас, коль не выплатите…(штраф)

      Кто на страже прав стоит, тремя цветами ослепит. Знаете прекрасно - это… (государство)

      Всех превыше он стоит, нами всеми руководит, ему всегда низкий поклон. Кто вы батенька? (Закон)

      Таких, как я, - много, таких, как я, - всего один, своей страны я … (гражданин).

      Не убей, не укради, сквернословить прекрати – за такую непосредственность наступает… (уголовная ответственность)

      Если ты попал впросак, ты обманут просто так, не считай что ты надут, обратись скорее в… (суд)

      Чтобы ночью спать спокойно, не бояться за себя и от государства не делать ноги, заплати скорее… (налоги)

      Сегодня мой праздник, отмечаю восемнадцатилетие, наконец – то наступило… (совершеннолетие)

    Ведущий: Жюри оценивает ответы команд, а мы переходим к следующему конкурсу, который называется «Правовой степ». Каждой команде предлагается ответить на вопрос с четырех подсказок. Соответственно если команда ответила с первой подсказки, то она получает четыре балла, с третей три балла и т.д. Прошу обратить внимание на то, что другие команды могут ответить на чужой вопрос только в том случае, если команда которой было адресовано задание, использовала все четыре подсказки. На обдумывание каждого ответа дается ровно 30 секунд. Внимание мы начинаем!

    (конкурс «Правовой степ». Команды по очереди отвечают на вопросы)

    Вопрос №1:

    1-я подсказка. У каждого преступника она должна быть.

    2-я подсказка. Это понятие важно и для военного, и для шахматиста, и для юриста.

    3-я подсказка. В СССР многие лица, осуждаемые как политические, либо ее не имели, либо имели ее только формально.

    4 –я подсказка. Она должна быть противовесом обвинению.

    (ЗАЩИТА)

    Вопрос № 2

    1-я подсказка. Он защищает закон и его выполнение.

    2-я подсказка. Без его санкции у оперативных работников «связаны руки».

    3-я подсказка. Название его должности с латинского означает – обвинение.

    4-я подсказка. Он зачитывает в суде пункты обвинения.

    (ПРОКУРОР)

    Вопрос №3

    1-я подсказка. Оно бывает естественным и общественным.

    2-я подсказка. Оно регулирует деятельность людей при помощи соответствующих дозволений и запретов.

    3-я подсказка. Оно есть у каждого человека.

    4-я подсказка. Оно принято на Хельсинском совещании по безопасности в Европе.

    (ПРАВО)

    Вопрос №4

    1 –я подсказка. Он может быть либеральным или строгим.

    2-я подсказка. Он есть во всех странах, и его называют основным.

    3-я подсказка. В нем могут быть воры.

    4-я подсказка. Русская пословица связывает его с дышлом.

    (ЗАКОН)

    Вопрос №5

    1-я подсказка. Это наказание – современный заменитель меча Фемиды.

    2-я подсказка. Используется во всех видах ответственности (уголовной, административной, гражданской)

    3-я подсказка. Невозможен при условии ведения обществом натурального хозяйства и соответственно отсутствия денег.

    4-я подсказка. Измеряется в каждой валюте каждого государства.

    (ШТРАФ)

    Вопрос №6

    1-я подсказка. Окончательно сформировался в древнем Риме – как сословно представительный.

    2-я подсказка. Основная его функция – в вынесении ключевых решений.

    3-я подсказка. Бывает военным и гражданским.

    4-я подсказка. По мнению известного киногероя в СССР, он самый гуманный в мире.

    (СУД)

    Ведущий: Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к следующему. Конкурс капитанов. Приглашаются капитаны от каждой команды. С помощью этого конкурса мы проверим не только интеллектуальные, но и творческие способности капитанов команд.

    Уважаемые капитаны, каждый из вас получит карточку с вопросом. Вам необходимо молча определиться с ответом и по очереди с помощью жестов и мимики в течении 40 секунд сообщить его своей команде. Если ответ верный и команда его угадала, то ей засчитывается 2 балла, если команда не угадала, но ответ верный, тогда засчитывается один балл.

    Другие команды не могут угадывать сообщения команд соперниц.

    (Конкурс капитанов. Капитаны получают карточки с вопросами)

    Вопросы для капитанов

      Устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации (как правило, с целью наживы) (БАНДА)

      Документ удостоверяющий гражданство. (ПАСПОРТ)

      Частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья своего клиента. (ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ)

      Раньше это общественное заведение называли черной дырой, сегодня вопрос о помещении человека в черную дыру решает суд. Как называется это место? (ТЮРЬМА)

      Если вам назначили штраф, то вам необходимо иметь это, иначе все закончится еще хуже. (ДЕНЬГИ)

    (БАБА ЯГА)

    Ведущий: Спасибо капитанам и их командам, и пока наше справедливое жюри подводит итоги, мы просмотрим ролик.

    (Демонстрация социального ролика)

    Ведущий: Слово предоставляется жюри.

    (Выступление жюри и подведение итогов)

    Ведущий: Итак, подведем итоги. Сегодня мы разобрались с юридическими понятиями, познакомились со своими правами и обязанностями.

    Изучайте и помните свои права, тогда вы наверняка сможете найти разумный выход из любой жизненной ситуации. Огромное вам спасибо! До новых встреч!

    Список литературы:

      Играет «Океан»!: сборник игр и игровых программ/ Под ред. Э.В. Марзоевой. – Владивосток: ОАО «ИПК «Дальпресс», 2013.- 192с.

      Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Норматика, 2014. – 64 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).

    Устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации (как правило, с целью наживы)

    Документ удостоверяющий гражданство.

    Частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья своего клиента.

    Раньше это общественное заведение называли черной дырой, сегодня вопрос о помещении человека в черную дыру решает суд. Как называется это место?

    Если вам назначили штраф, то вам необходимо иметь это, иначе все закончится еще хуже.

    Какая сказочная героиня совершала полет на своем летательном аппарате, тем самым нарушая закон о пересечении границы.

    Протокол интеллектуальной игры посвященной

    Дню конституции

    Дата проведения________________

    Класс

    1.Визитка

    2.Нормативная разминка

    3.Правовой степ

    4.Конкурс капитанов

    Баллы

    Результат

    6 класс

    7 класс

    8 класс

    9 класс

    Жюри________________________



  • 
    Top