Международное гуманитарное право. Международное гуманитарное право и его применение в вооруженных силах россии

Основные принципы международного гуманитарного права можно разделить на три основные группы:

1. Основные принципы обеспечения мира и мирного существо­вания:

Ненападение;

Мирное разрешение споров;

Разоружение;

Нерушимость границ;

Уважение территориальной целостности государств;

Принцип ответственности.

2. Основные принципы обеспечения сотрудничества между го­сударствами:

Уважение государственного суверенитета;

Невмешательство во внутренние дела государств;

Добросовестное выполнение обязательств по международным договорам;

Сотрудничество между государствами.

3. Основные принципы обеспечения международной защиты прав народов (наций) и человека:

Уважение прав народов и наций на самоопределение;

Уважение основных прав человека.

В условиях современного боя командиру, а тем более солдату порой тяжело разобраться в хитросплетениях права и, тем не менее, следует уяснить и запомнить основные принципы ведения боевых действий:

Законность - предусматривающий ведение боевых действий в строгом соответствии с нормами права;

Ограничения - определяющий, что право сторон применять методы и средства ведения боевых действий не является неограничен­ным (например, приказ не брать пленных является незаконным);

Различия - требующий при любых обстоятельствах проводить различия между гражданским населением и воюющими (комбатанта­ми), между военными и гражданскими объектами, на законных осно­ваниях сила может быть применена только против последних;

Соразмерности - предусматривающий нанесение противобор­ствующей стороне ущерба только в том объеме, который необходим для поражения противника. Чрезмерное насилие и разрушение воюю­щими не должно наносить ущерба гражданским объектам и вызывать потери гражданского населения несоразмерные с результатами, кото­рые необходимо получить в ходе операции. Это бессмысленно с воен­ной точки зрения, поскольку отвлекает войска от выполнения главной задачи - разгрома противника;

Гуманности - обязывает воюющих оказывать помощь и по­кровительство лицам, выведенным из строя или не участвующим в боевых действиях;

Военной необходимости - не может быть освобождено от от­ветственности лицо, совершившее преступное с точки зрения между­народного права деяние, если это деяние было совершено во исполне­ние отданного ему вышестоящим начальником приказа. Этот вопрос нашел конкретное решение в статье 8 Устава Международного Воен­ного Трибунала, которая гласит: «Тот факт, что подсудимый действо­вал по распоряжению правительства или приказу начальника, не осво­бождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия».

Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие:

1. Петербургская декларация об отмене употребления взрывча­тых и зажигательных пуль 1868 года.

2. Гаагские конвенции:

О законах и обычаях сухопутной войны;

О положении неприятельских торговых судов при начале во­енных действий;

Об обращении торговых судов в суда военные;

О постановке подводных, автоматически взрывающихся мин;

О бомбардировании морскими силами во время войны;

О правах и обязанностях нейтральных держав в случае мор­ской и сухопутной войн и другие 1907 года;

3. Женевский протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1926 года.

Кроме того, важно назвать Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны:

Об улучшении участи раненых и больных в действующих ар­миях;

Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Об обращении с военнопленными;

О защите гражданского населения во время войны, а также Дополнительные протоколы к ним 1977 года, о которых мы уже гово­рили в первом вопросе лекции.

Приказом Министра обороны РФ Женевские конвенции и до­полнительные протоколы к ним объявлены для руководства в Воору­женных Силах, также приказ МО РФ определяет и меры по соблюде­нию норм международного гуманитарного права в ВС РФ.

Рассмотрим некоторые понятия, связанные с реализацией норм международного гуманитарного права.

Лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, принимаю­щих участие в международном вооруженном конфликте (за исключе­нием медицинского и духовного персонала), признаются законно воюющими и называются комбатантами. Комбатанты вправе приме­нять боевые средства, выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к от­ветственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, они получают статус воен­нопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны со­блюдать нормы МГП и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою. Как правило, военнослужащие регулярных воору­женных сил государства отличают себя ношением военной формы и знаков различия установленного образца. МГП запрещает использо­вать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и форменную одежду противника в ходе боя для прикрытия военных действий и защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств или дру­гих государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную эмблему ООН без разрешения этой организации.

Статус военнопленного в случае захвата противником могут также получить лица, прикомандированные к вооруженным силам, но не входящие в их штатный состав (например, гражданские члены эки­пажей военных летательных аппаратов, корреспонденты, поставщики и т.д.). Однако они должны быть обеспечены удостоверениями лично­сти, подтверждающими их положение. Статус военнопленного может быть также предоставлен проживающим на неоккупированной терри­тории, если при приближении неприятеля они стихийно берутся за оружие для оказания вооруженного сопротивления. Эти лица обязаны открыто носить оружие и соблюдать нормы МГП.

Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а приме­няется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск. Исторически в России, как и в других государствах мира, доб­ровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослу­жащего причинам. Устав внутренней службы ВС РФ допускает воз­можность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в от­рыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротив­ления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяже­лого ранения или контузии. Военнослужащие должны знать свои пра­ва и обязанности при нахождении в плену, которые определены Же­невской конвенцией от 12 августа 1949 года об обращении с военно­пленными.

Ранеными и больными в целях предоставления защиты, пре­дусмотренной нормами международного гуманитарного права, счита­ются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, дру­гого физического расстройства или инвалидности нуждаются в меди­цинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых вра­ждебных действий. К этой категории относятся также роженицы, но­ворожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в дру­гих водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Независимо от того, к какой воюющей стороне они принадле­жат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возмож­ной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь.

Во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство).

Во время вооруженного конфликта запрещается:

Добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших ко­раблекрушение;

Преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или

Предумышленно создавать условия для их заражения;

Подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или ор­ганов для пересадки, кроме случаев, когда это оправдано состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции.

Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволят во­енные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними.

Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться со­глашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать ране­ных, оставшихся на поле боя, и произвести обмен ими.

Основным международно-правовым документом, определяю­щим режим военного плена, является Женевская конвенция об обра­щении с военнопленными 1949 года, согласно которой военноплен­ными являются следующие категории лиц, попавшие во власть непри­ятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:

Личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

Партизаны, личный состав ополчений и добровольческих от­рядов;

Личный состав организованных движений сопротивления;

Некомбатанты, то есть лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, на­пример, врачи, юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал;

Члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиа­ции;

Стихийно восставшее население, если оно открыто носит ору­жие и соблюдает законы и обычаи войны.

Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не мо­жет быть подвергнут физическому калечению либо научному или ме­дицинскому экспериментам. Запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положе­ния действуют и в отношении участников гражданских и националь­но-освободительных войн.

Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия про­тивника, расположенная в этой местности. Лагерь военнопленных на­ходится под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил держащей в плену державы.

Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями: сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузочно­разгрузочные работы на транспорте. Их нельзя лишать права перепис­ки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами пита­ния, одеждой и т.д. Военнопленные могут обращаться с просьбами к военным властям, под контролем которых они находятся, направлять жалобы представителям державы-покровительницы. Военнопленные избирают из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями, представителями державы- покровительницы, Общества Красного Креста.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. За совершенные проступки военнопленного может судить только воен­ный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивиду­альные проступки.

Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к по­бегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь. Военнопленный, совершивший удачный побег и вновь попавший в плен, может быть наказан за свой побег только в дисциплинарном порядке. Однако к нему могут быть применены более строгие меры охраны.

Военнопленные освобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действий. Однако это положение не распро­страняется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное дело, а также на тех военнопленных, которые осуждены по законам держащей в плену державы.

Конвенция предусматривает организацию справочных бюро и обществ помощи военнопленным. Для концентрации всех сведений о военнопленных предусматривается создание центрального справочно­го бюро в нейтральной стране.

Парламентер - это лицо, которое получает полномочия от сво­его военного командования для ведения переговоров с военным ко­мандованием противника. Отличительным знаком парламентера явля­ется белый флаг. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик) пользуются правом на неприкосновенность. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему сле­дует обеспечить безопасное возвращение в расположение своих войск. Белый флаг свидетельствует о намерении поднявших его лиц вступить в переговоры с противной стороной и отнюдь не означает немедлен­ную капитуляцию.

Медицинский и духовный персонал - это лица из состава во­енно-медицинской и духовной службы вооруженных сил, которые отвечают за оказание помощи жертвам вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Поэтому они не считаются комбатантами. Эти лица могут быть задержаны только в том случае, когда того требуют медицинское состояние, ду­ховные потребности военнопленных. В этом случае им должна быть предоставлена такая же правовая защита, как и военнопленным. Напа­дение на персонал медицинской и духовной служб запрещается, если только их действия не противоречат их правовому положению. Воен­но-медицинский персонал имеет право на самозащиту, а также на за­щиту лиц, находящихся под их покровительством, от незаконного, с точки зрения МГП, нападения. С этой целью им разрешено носить и при необходимости применять личное оружие. Для опознания меди­цинский и духовный персонал должен носить на левой руке нарукав­ную повязку с изображением красного креста или красного полумеся­ца на белом фоне (см. рис. 13.1), а также иметь удостоверение, под­тверждающее их статус. Использование не по назначению отличи­тельной эмблемы медицинской или духовной службы запрещается. Персонал военных и гражданских медицинских служб пользуется рав­ноценной правовой защитой.

Рис. 13.1. Отличительные эмблемы «Красного креста» и «Красного полумесяца»

Персонал гражданской обороны занимается решением гума­нитарных задач по защите гражданского населения от опасностей во­енных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Нево­енные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой. Международным отличительным знаком гражданской обо­роны является равносторонний треугольник синего цвета на оранже­вом фоне (см. рис. 13.2). На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение.

Рис. 13.2. Отличительная эмблема персонала гражданской обороны

Уважением и международно-правовой защитой пользуется так­же персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта. К культур­ным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объ­екты, являющиеся культурным наследием каждого народа (например, музеи, церкви, мечети, произведения искусства, коллекции книг и т.п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть предоставлена возможность продолжать выполнение своих функций, если культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отве­чающий за защиту культурных ценностей, используются международ­но-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цве­та (см. рис. 13.3).

Рис. 13.3. Отличительные эмблемы культурных ценностей и персонала, отвечающего за их защиту

Незаконными участниками вооруженных конфликтов считают­ся шпионы и наемники.

Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или об­манным путем, собирают или пытаются собирать сведения на терри­тории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последую­щей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируе­мой противной стороной (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил.

Наемниками считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками военные инструкторы и со­ветники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государ­ство, если только они не принимают непосредственное участие в бое­вых действиях.

Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может быть назначено им только по приговору компетентного судебного ор­гана, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепри­знанные гарантии судебной защиты. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за шпионаж в пользу иностран­ного государства и наемничество.

Лица, не принимающие непосредственного участия в воору­женном конфликте, считаются гражданскими лицами. Все вместе взятые гражданские лица составляют гражданское население, при­надлежность к которому определяется не столько ношением граждан­ской (невоенной) одежды и признаками пола или возраста, сколько конкретными действиями конкретного лица (например, женщина в гражданской одежде, применяющая оружие, теряет право на защиту). Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм меж­дународно-правовой защиты гражданского населения от опасностей, связанных с боевыми действиями.

Миротворец - воин особого рода: он использует свои профес­сиональные навыки и в случае необходимости силу в интересах мира.

Воин-миротворец должен неукоснительно следовать установ­ленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить до­верие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он являет­ся. Русская армия всегда была известна своими гуманными традиция­ми, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории. Так, великий русский полководец М.И. Кутузов призывал войска, на­правляющиеся под его командованием за пределы Отечества, «заслу­жить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувст­вом удивления воскликнуть: «Непобедимо русское воинство в боях, и неподражаемо в великодушии и добродетели мирных. Вот благород­ная цель, достойная Героев»».

Продолжая разговор о международном гуманитарном праве, рассмотрим запрещенные средства и методы ведения военных дейст­вий.

Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними.

Цель : сформировать знания студентов о сущности международного гуманитарного права (МГП); способствовать воспитанию понимания необходимости предотвращения развитию военных конфликтов; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека.

Основные термины и понятия

План лекции:

1.Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

2.Основные положения МГП.

3. Соблюдение МГП.

Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

– Какую цель ставили воюющие стороны?

– Каковы последствия войн?

- Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?

А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.

Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.

Потрясенное последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.

Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

(Конвенция – документ, имеющий обязательную силу)

Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.

Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? (Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

МГП предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой зашиты.

В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин "международное гуманитарное право".

Использование слова "гуманитарное" согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Международное гуманитарное право(МГП) представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрезвычайного положения); 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально ^возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание право субъектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).

Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Жертвы вооруженных конфликтов;
медицинский и духовный персонал;
парламентеры и сопровождающие их лица;
персонал гражданской обороны;
персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей; персонал, участвующий в гуманитарных акциях.

Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Медицинские формирования;
санитарно-транспортные средства;
гражданские объекты;
культурные ценности;
особо опасные объекты;
объекты гражданской обороны;
санитарные и безопасные зоны;
необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.

МГП (право вооруженных конфликтов, право войны) стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.

Основные положения МГП.

а) международные;

б) немеждународные.

МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

Основные н о р м ы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Соблюдение МГП

МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображений.

За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.

Право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве.

Тем не менее между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеют место "пересечения". Это касается прежде всего прав, входящих в "неизменное ядро" прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.

Более того, международное гуманитарное право и право прав человека дополняют друг друга. Отдельные права, предусмотренные международным гуманитарным правом, усиливают некоторые права человека:

Либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых может быть приостановлено в случае чрезвычайного положения (речь идет, например, о судебных гарантиях, которые, как таковые, не являются частью "неизменного ядра" прав человека);

Либо в силу того, что нормы международного гуманитарного права идут дальше в плане защиты личности, чем соответствующие права человека (речь идет, например, о праве на жизнь лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права).

Контроль знаний:

Дать ответы на вопросы:

1.Какова сущность МГП?

2. В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?

3. Назовите основные положения МГП.

Домашнее задание: выучить конспект, Л. 2. стр.312.

Творческое задание: у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор.

Литература:

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2016, стр. 312

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. А.Т Смирнова., Москва, «Просвещение», 2013г.

Лекция № 3

Тема: Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Цель : формирование знаний студентов о значимости появления такой организации как Красный крест; сформировать уважительное отношение к правам и свободам человека, формирование гражданской позиции; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека

Основные термины и понятия :международное гуманитарное право; жертвы вооруженного кон­фликта; международный и немеждународный вооруженные конфлик­ты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.

План лекции:

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами.

2.История возникновения организации Красный крест.

3.Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

4. Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)

Известную католическую монахиню, основательницу женской монашеской конгрегации "Сестры Миссионерки Любви", мать Терезу Калькуттскую приобщили к лику святых.

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами .

Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечно­сти, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего уме­ния договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуман­но.

Начнём изложение с притчи из «Евангелии от Луки».

В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:

«Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».

Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.

Как вы понимаете слово «милосердие»?

(Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

Прошу вспомнить те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют личности гуманного человека.

Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.

Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.

С чем можно сравнить войну?

Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих.

Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему ми­ру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.

Вооруженные конфликты продолжаются, и в них страдает мирное население, дети, прежде всего

Вот что нам об этом говорит статистика. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Дети остаются без родителей, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся заложниками.

Что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на , содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права.

Уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между вооруженными конфликтами международного и немеждународного характера. Вооруженные конфликты международного характера – это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и дополнительном протоколе I.

Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, а также в дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права.

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Что означает «защищать»?

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов , например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право (МГП) - это самостоятельная отрасль состоящая из совокупности принципов и норм МП, определяющих единые для всего мира права и свободы; обязательства государства в отношении закрепления, обеспечения и охраны этих прав и свобод, и представления индивидам юридической возможности реализации и защите прав и свобод, признанных за ними.

Основной и главной задачей МГП признается разработка договоров, нормы которых четко устанавливают совокупность прав и обязанностей сторон военного конфликта, а также лимитирование методов и средств ведения вооруженных действий.

Некоторые юристы подразделяют международное на две отрасли: «право Гааги», которое регулирует методы и способы военных действий, и «право Женевы», которое содержит нормы в отношении защиты жертв военных действий. Под понятие «жертвы вооруженных конфликтов» подпадают раненые и больные в действующих армиях; раненые, больные и лица, которые потерпели кораблекрушение и входят в состав вооруженных сил на море; военнопленные; мирное население.

1864 вошел в историю как год, когда швейцарское правительство провело конференцию с целью разработки акта о помощи жертвам военных действий. Итог собрания вылился в подписание первой Конвенции о защите раненых и больных во время войны. Она стала первым источником МГП.

Источники международного гуманитарного права на сегодняшний день представлены в широком количестве, и все они направлены на регулирование отношений государств во время вооруженных действий. Выделяют три разновидности таковых. Первая - нормы, действие которых распространяется только в мирное время. Вторая - нормы, действующие исключительно в период военных действий. Третья разновидность - смешанные нормы, действующие и во время мира, и в период вооруженных конфликтов.

Нормы международного гуманитарного права в различный исторический период содержали различные предписания. устанавливали ограничение насилия, к которому относился запрет убийства безоружных, пленных, использование отравленного оружия. В Древней Греции норма предписывала, что начало военных действий должно происходить с объявлением о них. В случае захвата городов нельзя было убивать тех, кто укрывался в храмах, военнопленные должны были обмениваться и выкупаться.

Во время проведения мира в1899 году, Мартенсом Ф.Ф. было предложено применять положение, которое бы защищало мирное население и воюющих в тех ситуациях, когда действия государств не регулируются нормами МГП. Это положение устанавливает, что на мирное население и военнослужащих распространяется действие норм МП по причине того, что они являются результатом обычаев, установленных образованными народами, законов гуманности, а также запросов общественного сознания. Эта норма вошла в историю как «оговорка Мартенса».

Международное гуманитарное право, как и остальные отрасли свои принципы, главным из которых является гуманизация военных конфликтов. К прочим относятся следующие: охрана ценностей культуры; защита и соблюдение интересов государств, придерживающихся нейтралитета; ограничение сторон, участвующих в военных действиях, в средствах и методах для их ведения.

Обозначение конфликта между государствами влечет наступление юридических последствий, таких, как прекращение консульских и дипломатических сношений; применение специального режима в отношении граждан вражеского государства; прекращение действия соглашений, которые соблюдались в мирное время. Международное гуманитарное право начинает действовать именно в этот период.

Международное гуманитарное право и сфера его применения

Термин "международное гуманитарное право" является сравнительно новым. Он появился в 50-е годы 20 века. Первым его использовал Жак Пикте и определяется дословно как право войны.

В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия:

Расширенный;

Ограниченный.

Расширенный основывается на включение в международное гуманитарное право не только право вооруженных конфликтов, но и право прав человека.

Международное гуманитарное право по этому подходу - это совокупность принципов, регулирующих международное сотрудничество по гуманитарным вопросам.

Ограниченный подход является традиционным и более распространенным.

Согласно этому подходу, международное гуманитарное право определяется как совокупность юридических норм и принципов, применяемых в период международных вооруженных и невооруженных конфликтов, регулирующих правила ведения вооруженных конфликтов, устанавливающих ответственность за нарушение законов и обычаев войны, ограничивающих или запрещающих применение средств ведения военных действий и защищающих права индивидов в ходе вооруженного конфликта.

Основная цель, которую преследует международное гуманитарное право- гуманизация вооруженных конфликтов. Этой цели соответствуют следующие функции международного гуманитарного права:

1. Организационная- заключается в упорядочение отношений между воюющими сторонами;

2. Предупредительная- заключается в предупреждении применения определенных средств и методов ведения войны. Это осуществляется путем ограничения суверенитета государств (участников вооруженных конфликтов);

3. Защитная- заключается в предоставлении покровительства различным категориям лиц.

Объектом регулирования международного гуманитарного права выступают отношения, складывающиеся между сторонами в ходе вооруженного конфликта(государство, повстанческие отряды).

Предмет регулирования международного гуманитарного права составляет вопросы, проблемы, возникшие в ходе вооруженного конфликта(права и обязанности воюющих сторон- права и обязанности оккупационной администрации, участников).

Субъектами международного гуманитарного права выступают государства, борющиеся за свободу и независимость народов и наций, а также международные межправительственные организации(участник- государство).

Основными источниками норм международного гуманитарного права являются международные договоры, письменно фиксированные соглашения. Обычай как источник норм международного гуманитарного права сохраняет свое значение.

Для международного гуманитарного права характерна универсальная кодификация- упорядочение, фиксация обычных норм осуществляется на универсальном уровне (уровне отношений между всеми государствами мира).

1. Гаагское право, основывающееся на Гаагских конвенциях (19-20 вв), Конвенции о культурных ценностях 1954 г."Правило ведения военных действий";

2. Право Женевы. Это право более древнее (вторая половина 19 в.). В 1949 году подписывается первая Женевская конвенция и два протокола;

3. Нью- Йоркское право, которое включает нормы, правила, устанавливающие защиту наиболее уязвимых категорий населения (женщин, стариков, детей), а также ограничивающих и запрещенных применение средств ведения военных действий. Здесь прослеживается слияние двух других направлений, в котором заключены нормы, регулирующие защиту прав человека в мирное время, так называемое право прав человека.

Принципы международного гуманитарного права- составляющие основы, на которых базируются нормы международного гуманитарного права- это общеобязательные правила поведения, которые обладают высшей силой, и нарушение их недопустимо.

Принципы международного гуманитарного права делятся на несколько групп в зависимости от их характера:

1. Общие принципы международного гуманитарного права, обладающие всеобщим действием, распространяющиеся на все без исключения ситуации, возникшие в ходе вооруженного конфликта.

К ним относят:

Базовый принцип, который ограничивает, либо запрещает неоправданное насилие;

Принцип не дискриминации (недопустимости), который заключается в равном обращении с индивидами, пользующихся покровительством международного гуманитарного права, где полностью исключается дискриминация нации, религии и т.п.;

Принцип ответственности. Это важнейший принцип, за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права предполагается ответственность государств, устанавливается уголовная ответственность физических лиц, нарушивших эти нормы (руководители, исполнители). Они обязаны возместить ущерб, нанесенный противоправным поведением; государство может нести политическую и материальную ответственность. Государство также может быть подвергнуто ограничению(например, разрыву дипломатических отношений);

2. Принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий:

Принцип ограничения воюющих в выборе средств в ведении войны (19 в.);

Принцип защиты окружающей среды (20 в.)- запрет на причинение средств и методов ведения войны, наносящих ущерб окружающей среде (экологическое оружие);

3. Принципы, обеспечивающие защиту участников вооруженных конфликтов:

Принцип защиты прав участников вооруженных конфликтов предполагает обязанность государства обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти (защита военнопленных);

Принцип защиты некомбатантов (непосредственный участник военных действий, не принимающий участия- медицинский персонал, духовный персонал), предполагающий защиту от нападения (неприкосновенность).

Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в военных действиях, устанавливается запрет убийства лиц, прекративших участие(раненных, больных военных);

4. Принципы защиты гражданского населения:

Принцип ненападения, - гражданские и отдельные лица, не являющиеся объектом нападения неприкосновенны;

Принцип ограничения по объектам- запрет на ненападение на гражданские объекты, не использующиеся в военных действиях;

Международное гуманитарное право и право прав человека это две отдельные отрасли, не взаимосвязаны.

Общие черты международного гуманитарного права и права прав человека:

1. Имеют общий объект защиты- человек;

2. Общее происхождение- общие философские и юридические основания истоков международного гуманитарного права и права прав человека;



3. Единая направленность проявляется в том, что они призваны оградить человека от угрожающей опасности (произвола государства или воюющих сторон);

4. Наличие общих стержневых норм: право на жизнь, право на недопустимость дискриминации, право на уважительное отношение, право на юридические гарантии;

5. Возможность применения прав человека в условиях вооруженного конфликта. Существует оговорка Мартенса (российский юрист- 19-20вв.), который предложил формулировку, предполагающую, что в случае проблем в гуманитарном праве, воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из требований гуманности общественного сознания.

Различия международного гуманитарного права и права прав человека:

1. По сфере применения.

2. Целями: Международное гуманитарное право преследует цель ограничить негативные последствия в конфликтах, чтобы обеспечить выживание человека в таких экстремальных условиях.

Право прав человека- обеспечить отдельным лицам возможность развития личности и гарантию защиты от произвола государства;

3. По субъектной сфере: Международное гуманитарное право регулирует отношения одного государства с другими и с его гражданами(граждане находятся в зоне вооруженного конфликта или в зоне оккупации), при этом не допускаются ограничения прав, предусмотренных международным правом- насильственные действия). Запрещается захват заложников.

Право прав человека регулирует отношения между государством и всеми лицами, которые находятся под его юрисдикцией(иностранные и собственные граждане). Ограничение прав и свобод допускается в чрезвычайных ситуациях (свобода передвижения). Допускается возможность репрессий в отношении иностранных граждан(насильственные действия и ответные действия, которые не предполагают убийство, жестокость по отношению к иностранным гражданам).

4. Различаются регламентацией отдельных прав(право на жизнь). Право прав человека предполагает абсолютный характер права на жизнь- человек не может быть лишен жизни ни при каких условиях.

В международном гуманитарном праве напротив. Право на жизнь имеют только покровительственные лица, которые находятся под покровительством международного гуманитарного права. Этим правом не наделены участники военных действий;

5. Имплементацией норм международного гуманитарного права- фактическая реализация норм международного гуманитарного права.

Формы фактической реализации имплементации:

1. соблюдение нормы предполагает реализацию норм запретов(используется норма, запрещающая причинение химического оружия);

2. исполнение нормы предусматривает определенные обязанности воюющих сторон и их активное действие по исполнению этих обязанностей (обращение с военнослужащими);

3. использование нормы не предполагает жесткого предписания определенного поведения (воюющие стороны принимают решения об использовании той или иной нормы(поощрение интеллектуального творчества военнослужащих);

4. причинение нормы главными субъектами международного гуманитарного права, государства предполагают определенные действия для выполнения предписаний. Также действия осуществляются путем принятия органами государственной власти этих предписаний, их охрану и защиту от нарушения. Эти нормы содержаться в международных соглашениях.

Механизмы, обеспечивающие имплементацию:

1. Международные механизмы- процедура расследования, установления фактов, меры принудительного характера, назначение державы- покровительницы и ее субинститутов (лицо завещает державу). Эти механизмы выполняют контрольные функции;

Процедура рассмотрения- возможность расследования определенной ситуации по просьбе заинтересованных лиц;

Постановление фактов, которое должна осуществлять международная комиссия, созданная для этого по инициативе ООН. Эта комиссия может расследовать ситуации, при этом устанавливать факт нарушения. Предположительные меры принуждения- санкции мер политического, экономического и иного характера (разрыв дипломатических отношений с государством, которым направляют соглашения);

Державы- покровительницы- государства, которое поручает другому государству охранять его интересы и интересы его граждан перед законом и государством. Держава-покровительница получает право контролировать соблюдение воюющего государства правил ведения вооруженной войны и получает право оказывать помощь покровительства гражданам государства, обратившихся к ним с данной просьбой;

Субинституты- его функции выполняют гуманитарные организации(например, международный комитет Красного Креста)

2. Национальные механизмы- закрепление во внутригосударственной правовой системе норм международного гуманитарного права, создание системы органов, обеспечивающих имплементацию норм международного гуманитарного права (органы исполнительной власти). На государство возлагается обязанность просвещения населения.

Международное гуманитарное право применяется непосредственно в двух ситуациях:

1. Ситуация международного вооруженного конфликта, т.е. вооруженное столкновение между государствами, национально- освободительные войны(вооруженное столкновение с метрополией);

2. Ситуация не международного вооруженного конфликта, т.е. столкновение антиправительственных организованных отрядов с вооруженными силами правительства. Эти конфликты являются внутренними, поскольку происходят на территории одного государства, так называемая гражданская война.

Пространственная сфера применения означает ограничительные пространственные пределы ведения войны:

Театр войны- все виды территорий, на которых воюющие вправе вести военные действия;

Театр военных действий- территория, на которой военные действия фактически ведутся.

Ряд территорий, которые не могут быть театром войны и военных действий:

1. территории нейтральных государств;

2. международные территории (Антарктида);

3. международные каналы и проливы (Панамский канал);

4. космическое пространство- запретов нет, кроме применения массового оружия уничтожения. Его можно использовать в оборонительных целях;

5. санитарные зоны;

6. открытые города (не защищаемые местности, в которых не присутствуют средства оборонительной защиты);

7. исторические памятники и религиозные объекты.

Нормы международного гуманитарного права начинают действовать после начала вооруженного конфликта.

Начало вооруженного конфликта влечет правовые последствия для воюющих сторон, которые регламентируются нормами международного права:

Разрыв дипломатических отношений;

Разрыв торговых отношений;

Прекращение действия договоров, рассчитанных на мирное время (например, договор о сотрудничестве);

Установление особого режима для граждан неприятельского государства (интернирование)- особый правовой режим, который предполагает временное принудительное задержание граждан неприятельского государства и ограничение свободы их передвижения- условия содержания военнопленных, не находящихся в более благоприятном положении.

Прекращение вооруженного конфликта влечет также правовые последствия:

Восстановление дипломатических и иных отношений;

Восстановление по желанию прежние договора, соглашения;

Урегулирование спорных вопросов, связанных с причинением имущественного ущерба захваченной территории и обмен военнопленными.

Состояние войны может быть фактическим и юридическим.

По нормам международного гуманитарного права война может быть прекращена несколькими способами:

1) временное прекращение военных действий (перемирие);

2) капитуляция- фактически задача одного государства другому(отказ одного государства о ведении войны).

Основными формами прекращения вооруженного конфликта, который означает прекращение войны являются:

Подписание декларации об окончании войны;

Подписание мирного договора.

В международном гуманитарном праве различают максимальную и минимальную защиту.

Максимальная защита распространяется на наиболее уязвимые категории населения (несовершеннолетних, на инвалидов, беженцев, на лиц, оказывающих помощь- медицинскую и духовную.

Минимальная защита распространяется на незаконных комбатантов, деятельность которых осуществляется с нарушением норм международного гуманитарного права(военные шпионы, наемники). Законными же комбатантами являются разведчики, добровольцы.

Военный шпион- лицо, которое собирает информацию в районе действия противника под тайным предлогом, скрывая свое истинное положение.

Военный разведчик- лицо, которое собирает информацию, но при этом носит форму своей армии.

Доброволец- лицо, которое добровольно, ради защиты принципов, идеалов, целей принимает участие в боевых действиях.

Наемник- лицо, которое не является гражданином данного государства на стороне которого он выступает и получает вознаграждение за свои действия.

Если незаконные комбатанты будут захвачены, они получат минимальную защиту (право на неприкосновенность, на судебные гарантии).

Войны, вооруженные конфликты до сих пор присутствуют. Международное гуманитарное право не ставит перед собой цели предупреждать войны- это цель другой отрасли- права международной безопасности, которая ориентирована на их урегулировании (право против войны).

Цель международного гуманитарного права- вырабатывать определенные правила ликвидации насилия, гуманизация вооруженных конфликтов, устранение насилия, которое несправедливо.




Top