Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха. Мероприятия по санитарной охране воздуха Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха

Существует большое количество нормативных документов, регламентирующих охрану атмосферного воздуха. Конституцией РФ провозглашены права человека на охрану здоровья (ст. 41) и на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» говорится, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Закон «Об охране атмосферного воздуха» регламентирует разработку и проведение мероприятий по ликвидации и предупреждению загрязнения воздуха – строительство газоочистных и пылеулавливающих устройств на промышленных предприятиях и предприятиях теплоэнергетики.

2. Технологические

Технологические мероприятия являются основными мероприятиями по охране атмосферного воздуха, так как только они позволяют снизить или полностью исключить выброс вредных веществ в атмосферу на месте их образования. Данные мероприятия непосредственно направлены на источник выбросов.

а) Радикальной мерой уменьшения выбросов является использование замкнутого технологического процесса, т.е. это полное отсутствие выбросов в атмосферу хвостовых газов на конечных стадиях образования или абгазов (это газы, образующиеся на промежуточных стадиях производства) и удаление их через специальные абгазовые камеры. Однако на современном этапе научно-технического прогресса нет примеров создания технологических процессов, действующих по принципу полностью замкнутых систем.

б) Более перспективным методом является метод комплексного (максимального) использования сырья, промежуточных продуктов и отходов производства по типу создания производств с «безотходной» или малоотходной технологией (в стройиндустрии – использование отходов производства).

в) К мерам нерадикального характера, которые снижают опасность загрязнения, относятся:

Замена вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными (перевод котельных со сжигания твердого топлива и мазута на газ, замена бензина в двигателях внутреннего сгорания на водород и другие соединения);

Предварительная обработка топлива или сырья с целью снижения содержания вредных примесей;

Использование мокрых технологических процессов переработки пылящих материалов взамен сухих;

Герметизация технологического оборудования, аппаратуры;

Использование гидро- и пневмотранспорта при транспортировке пылящих материалов;

Замена прерывистых процессов непрерывными (непрерывность процесса исключает залповые выбросы загрязнений).

3. Санитарно-технические

Целью санитарно-технических мероприятий является извлечение или нейтрализация компонентов выбросов, находящихся в газообразной, жидкой или твердой форме, от организованных стационарных источников. Для этого используются различные газопылеулавливающие установки.

Виды газопылеулавливающих установок:

а) для удаления взвешенных частиц;

б) для удаления газообразных и парообразных веществ.

а) К сооружениям для удаления взвешенных веществ относятся:

Пылеосадительные камеры, пылеуловители, циклоны, мультициклоны для удаления крупной пыли. Частицы пыли удаляются с помощью механической силы;

Фильтры, которые задерживают пыль при пропускании через тот или иной фильтрующий материал (тканевые, волокнистые, зернистые). Особенностью электрофильтров является то, что задержка пыли происходит под действием электростатических сил. Особенно эффективны электрофильтры при улавливании мелкодисперсной пыли.

Аппараты мокрой очистки (скрубберы, мокрые пылеуловители). Частицы пыли отделяются от газа с помощью промывки той или иной жидкостью, преимущественно водой.

б) Для очистки промышленных выбросов в атмосферу от газовых компонентов используются абсорбция жидкостью и твердым веществом, каталитическое превращение вредных газообразных компонентов выброса в безвредные соединения. Выбор метода зависит от особенностей технологии.

Существуют четыре группы мероприятий: федеральные законы («Об охране внешней среды», «Об охране атмосферного воздуха»), муниципальные законы и постановления; технологические, планировочные, санитарно-технические.

Основное значение в защите атмосферы от вредных выбросов имеют технологические мероприятия. Радикальной мерой борьбы с загрязнением атмосферного воздуха является создание замкнутых технологических процессов, при которых отсутствовали бы хвостовые газы, или абгазы. Более реальным для снижения выбросов в атмосферу следует рассматривать внедрение в производство принципа рационального использования природных ресурсов, т.е. извлечение всех полезных компонентов и утилизация отходов. Целью является достижение максимального экономического эффекта и минимума отходов, загрязняющих окружающую среду, в частности атмосферный воздух, почву. Также снижают опасность загрязнения атмосферы следующие мероприятия:

замена вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными. Примером может служить перевод котельных со сжигания угля и мазута на газ;

очистка сырья от вредных примесей, например, удаление серы из мазута;

замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми. Эффективность такого мероприятия может быть показана на примере перевода мельниц сухого помола в цементной промышленности на мокрый помол, в результате чего ликвидируется выброс пыли в атмосферу;

замена пламенного нагрева электрическим (с точки зрения выделения вредных веществ);

герметизация процессов, использование пневмо- и гидротранспорта при транспортировке пылящих материалов;

замена прерывистых процессов непрерывными. Непрерывность технологического процесса исключает залповые выбросы загрязнений, что весьма характерно для прерывистых процессов.

В группу планировочных мероприятий входит комплекс приемов, включающих учет «розы ветров», зонирование территории города, организацию санитарно-защитных зон, озеленение населенных мест, планировку жилых районов.

При решении вопросов зонирования территории города большое значение придается «розе ветров» и рельефу местности. Обычно промышленные зоны размещают на хорошо проветриваемых территориях города подветренно по отношению к жилым районам. Учитывают не только среднегодовую «розу ветров», но и сезонные, а также скорости ветров отдельных румбов.

Борьба с природной запыленностью связана с общим благоустройством города. Санитарно-защитные зоны должны быть озеленены. Эти зоны являются защитным барьером от промышленных выбросов. Наличие их позволяет в три раза снизить уровни концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, так как зеленые насаждения способны сорбировать пылевые загрязнения и некоторые газы.

Территория санитарно-защитной зоны должна иметь точную границу и правильную планировку.

Известна экранирующая функция здания, в связи с чем получает развитие зонирование застройки кварталов, граничащих с магистральными улицами. Ближайшую к магистрали зону рекомендуется застраивать зданиями коммунально-бытового назначения, следующую -- малоэтажными постройками, третью зону -- зданиями повышенной этажности, а четвертую - детскими, лечебными учреждениями, т.е. застройкой с повышенными требованиями к качеству воздуха.

Для борьбы с загрязнением воздуха жилых кварталов отработавшими газами автотранспорта имеет значение и тип застройки.

Замкнутые приемы застройки целесообразно применять только в городах, где преобладают ветры больших скоростей (выше 5 м/с).

Также большое значение в снижении загрязнения воздуха населенных мест имеют внутриквартальные зеленые насаждения и озеленения магистральных улиц.

Специальными мерами по защите воздушного бассейна при помощи очистных сооружений являются санитарно-технические мероприятия.

Очистные сооружения для улавливания пыли условно можно разделить на 4 вида: сухие механические пылеуловители, аппараты фильтрации, электростатические фильтры, аппараты мокрой очистки.

Наибольшее распространение в практике получили сухие механические пылеуловители: пылеосадочные камеры, циклоны, жалюзийные золоуловители. Пылеосадочные камеры эффективны лишь для крупной пыли. Они чаще используются для предохранения газоотходов от выпадающей пыли или как первая ступень очистки выбросов с целью повышения эффективности работы второй, основной ступени. Циклонные пылеуловители работают на принципе центробежного пылеотделения, прямо пропорционально размеру частиц, их массе и обратно пропорционально размеру циклона. Циклоны батарейные (мультициклоны) позволяют очищать газы в широких пределах по объему. Они применяются как самостоятельные очистные сооружения, так и в комбинации с другим газоочистительным оборудованием для удаления основных масс пыли. Эффективность их может достигать 85-90 %.

К этому же классу относятся аппараты, имеющие вращающиеся части. Наиболее эффективны из них дымососы -- золоуловители, являющиеся очистителями и вентиляторами. Осаждение пыли в аппаратах фильтрации происходит при прохождении газа через пористые перегородки. Степень очистки газов в них может быть очень высокой для высокодисперсной пыли.

Принцип работы электростатических фильтров основан на способности пылинок приобретать заряд в силовом поле высокого напряжения и осаждаться на электроде противоположного знака. Электрофильтры являются наиболее универсальными аппаратами для очистки газов, получившими широкое распространение. Электрофильтры применяют для улавливания как твердых, так и жидких аэрозолей (эффективность - 99,9 %). По характеру улавливаемого продукта они делятся на «сухие» и «мокрые», по направлению хода газов - горизонтальные и вертикальные.

Наиболее распространенными аппаратами для мокрой очистки газов являются скрубберы, имеющие значительное количество разновидностей как по конструктивному оформлению (полые, насадочные, одноступенчатые, каскадные), так и по методу подачи орошающих жидкостей (форсуночные, переливные). Для очистки промышленных выбросов от вредных газообразных примесей используют процессы абсорбции и адсорбции в различных аппаратах: скрубберах, пенных аппаратах, тарельчатых скрубберах, барботерах и др.

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха). И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов. Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц. В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е. скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см. Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы). Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ). Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль , к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

ВНЕШНЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Документарная проверка проводится в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.12.2013; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно указанной статье предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в т.ч. уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в ч. 8 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов .

ВНУТРЕННЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Как было указано выше, внутренний документарный контроль заключается в проверке наличия, сроков действия, правильности составления документов.

Основополагающими документами в сфере ОАВ на предприятии являются нормативы предельно допустимых (далее — ПДВ) или временно согласованных выбросов (далее — ВСВ) (проект ПДВ или ВСВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух . Необходимо контролировать сроки действия этих документов, а по их истечении заблаговременно приступать к разработке новых документов, проводить корректировку при изменении технологических процессов, появлении новых источников выбросов и/или вводе в эксплуатацию нового оборудования.

Проект ПДВ
  • наличие утвержденных нормативов ПДВ или ВСВ;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения;
  • достоверность и актуальность информации в нормативах ПДВ (сведения о расходе и типе используемого сырья, материалов, времени работы оборудования, расположении ближайшей жилой застройки и т.д.);
  • соответствие материалов инвентаризации данным нормативов ПДВ;
  • правильность составления карты-схемы (в составе нормативов ПДВ) предприятия с расположением основных цехов, участков, источников выбросов с указанием их номеров.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Проект ПДВ составляется на основе данных по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ , к проведению которой необходимо отнестись самым тщательным образом . При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • дата проведения последней инвентаризации (срок не более 5 лет), а также то, кем она была выполнена;
  • полнота проведения инвентаризации в соответствии с инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • соответствие материалов инвентаризации фактическому состоянию;
  • полнота и достоверность учтенных веществ и источников выбросов.

НА ЗАМЕТКУ

При проведении инвентаризации старайтесь указывать максимально точные сведения о режимах работы оборудования, использовании материалов, описания технологических процессов (в противном случае могут возникнуть проблемы при проверке со стороны контролирующих органов). Указанные сведения можно получить от начальников цехов и технологов. Также вам поможет изучение внутренних технологических регламентов и стандартов предприятия. При указании расходов веществ и материалов полезно свериться с данными бухгалтерского учета, т.к. эти данные являются наиболее точными. Правильность составленного проекта ПДВ и полученного в дальнейшем разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на данном этапе зависит только от вас.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и срок действия разрешения;
  • соответствие состава и количества разрешенных к выбросу загрязняющих веществ утвержденным нормативам ПДВ;
  • наличие плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух — при наличии установленных ВСВ.
План-график производственного контроля

Если у вас на руках уже есть правильно оформленный и согласованный проект ПДВ, следует составить и утвердить план-график производственного контрол я. Такой план-график в общем виде уже должен быть разработан в составе проекта ПДВ — он представляет собой объемную таблицу на нескольких листах (для предприятий с несколькими источниками выбросов и большим количеством загрязняющих веществ). Сделайте из этой таблицы выборку источников выбросов, контроль которых предусмотрен 1 раз месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год. План-график должен быть утвержден руководителем предприятия. Этот документ — ваш надежный помощник при планировании работ по инструментальному контролю на источниках выбросов. При проведении документарной проверки контролю подлежат полнота, своевременность и достоверность выполнения плана-графика.

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

В соответствии с проектом ПДВ также разрабатываются мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при необходимости). Если уровень экологической культуры предприятия довольно высок, разрабатываются также мероприятия по внедрению малоотходных и безотходных технологий. При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • полнота, своевременность и достоверность выполнения плана мероприятий;
  • факт согласования плана с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Журналы по формам № ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» . Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Она предназначена для источников, которые контролируются инструментальным путем. Записи в журнале по форме № ПОД-1 ведутся на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» . Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, если такие мероприятия предусмотрены проектом ПДВ;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» . Форма применяется во всех производственных подразделениях предприятия, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ПГОУ/ГОУ), предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего ПГОУ, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую ПГОУ в журнале отводится отдельный лист.
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

При проведении документарной проверки контролю подлежат правильность составления и сроки сдачи в органы государственных структур согласно их компетенции сведений об охране атмосферного воздуха (формы № 2-ТП (воздух) и 2-ТП-воздух (срочная)) и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Мы не будем вдаваться в подробности процесса составления данных документов, т.к. инструкции по их заполнению прикладываются к бланкам отчетов.

НА ЗАМЕТКУ

Если на предприятии произошли изменения в производственном процессе, к отчету по форме № 2-ТП (воздух) прикладывается пояснительная записка в произвольной форме.

Результаты производственного экологического контроля

К результатам производственного экологического контроля относятся протоколы количественного химического анализа, акты отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов. Сюда же можно отнести расчеты эффективности работы ГОУ, копии аттестатов аккредитации (при привлечении сторонних организаций для производственного контроля).

Документы по эксплуатации ГОУ

Если источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на вашем предприятии оборудованы ГОУ, у вас должен быть в наличии целый комплект документов, а именно:

  • паспорта на каждую ГОУ, включая приложения (акты оценки (осмотра) технического состояния ГОУ и проверки на соответствие фактических параметров работы ГОУ проектным);
  • должностные инструкции персонала, занятого техническим обслуживанием оборудования;
  • должностные инструкции персонала, занятого эксплуатацией ГОУ;
  • инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;
  • приказ о назначении ответственных лиц за эксплуатацию и ремонт ГОУ;
  • график (план) замеров эффективности работы ГОУ;
  • расчеты эффективности, протоколы замеров эффективности ГОУ;
  • приказ о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
  • график планово-предупредительного ремонта ГОУ.
Документирование деятельности по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий

Руководителем предприятия должен быть издан приказ о порядке перехода на заданные режимы в период неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ). Также на предприятии необходимо разработать мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (они должны быть разработаны в составе проекта ПДВ) и контролировать ведение ответственными лицами журнала для записи предупреждений (оповещений) о НМУ с указанием мероприятий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Итак, с документами мы разобрались. Теперь перейдем к визуальному и инструментальному контролю за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Не используя специальных технических средств и не проводя высокотехнологичных измерений, эколог в состоянии оценить внешний вид источников выделения загрязняющих веществ — целостность, герметичность труб, воздуховодов и фланцевых соединений, состояние обшивки, отсутствие/наличие неплотностей, вмятин, коррозионный и абразивный износ корпуса, необходимость покраски, состояние кожухов двигателей на вытяжных системах, работу или простой вентиляционных систем, их укомплектованность фильтрующими элементами. Для удобства работы рекомендуем пронумеровать источники выделения, нанести на ГОУ регистрационные номера, чтобы не путаться самим и не путать инспектора при проверке.

Визуальный контроль может ежедневно проводиться лично начальниками подразделений, а также специально уполномоченной (назначенной приказом по предприятию) комиссией в составе программы обследования предприятия согласно плану-графику производственного экологического контроля.

Перед началом обследования территории должен быть проведен инструктаж по технике безопасности, при необходимости выделены спецодежда и защитные материалы. Недопустимо самостоятельно проводить отключение, подключение агрегатов, аппаратов, установок.

При визуальном осмотре ГОУ следует проверять:

  • наличие на рабочих местах производственных инструкций и паспортов ГОУ. В инструкциях обязательно должны быть указаны технологические параметры режима работы установки: производительность по газу, температура отходящих газов, концентрация вредных веществ до и после очистки, коэффициент эффективности работы ГОУ, гидравлическое сопротивление аппарата, расход вод на орошение и др.;
  • наличие и заполнение журналов учета работы оборудования;
  • факт проведения и результаты пусконаладочных работ, планово-предупредительного ремонта;
  • факт проведения своевременной очистки бункеров ГОУ от улавливаемых веществ (заполнение бункера не должно превышать 2/3 его объема);
  • наличие регистрационных номеров на ГОУ (все ГОУ должны быть зарегистрированы);
  • оснащенность ГОУ лестницами, площадками для отбора проб.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Инструментальный контроль в сфере ОАВ на предприятии может проводиться как собственными силами (при наличии аккредитованной лаборатории аналитического контроля), так и по договору.

Рассмотрим наиболее распространенный вариант — когда предприятие нанимает для лабораторных исследований стороннюю организацию по договору, не имея собственной лаборатории.

Инструментальный контроль проводится в несколько этапов:

  1. правильное составление плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  2. подбор лаборатории;
  3. проверка аттестата аккредитации лаборатории;
  4. заключение договора с лабораторией, составление сметы;
  5. контроль за правильностью отбора проб;
  6. проверка и обработка протоколов отбора проб.

При подборе лаборатории и заключении с ней договора об оказании услуг по производственному контролю в сфере ОАВ следует обратить особое внимание на ее область аккредитации .

НА ЗАМЕТКУ

При заключении договора с лабораторией запросите у нее копию аттестата аккредитации и проверьте наименование определяемых веществ, определяемую химическую форму (валовая или растворенная, процентное содержание или концентрация и пр.), диапазон измерений. Сверьте эти данные со своим утвержденным планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ (это необходимо сделать для того, чтобы после выполнения инструментальных измерений вы имели на руках полноценный протокол, выполненный в соответствии с аккредитованными методиками). Для отбора проб можно привлечь и несколько лабораторий — при прохождении проверки это позволит вам уменьшить риск того, что инспектор привлечет экспертов для дополнительного инструментального контроля.

Итак, договор с лабораторией заключен. Теперь ваша основная задача — помогать пробоотборщикам и/или лаборантам, не мешая им проводить отбор проб. Вы должны ознакомиться с картой-схемой предприятия с нанесенными на нее источниками, ознакомить с этой информацией сотрудников лаборатории и проводить их к месту отбора, оборудованному соответствующим образом (площадки, находящиеся на высоте, должны быть огорожены, доступ к месту отбора проб — свободен, необходимые технологические отверстия — проделаны и др.). Приступать к проведению отбора проб следует после ознакомления с внутренними правилами безопасности на предприятии, учитывающими специфику поведения и передвижения по территории предприятия (например, для предприятий транспортной сферы предусматривается движение строго в соответствии с нанесенной разметкой) и в присутствии дежурного мастера или механика по данному производственному участку.

Инженерам-экологам и/или лицам, сопровождающим сотрудников лаборатории при отборе проб, не лишним будет ознакомиться с общими принципами отбора воздушных проб и некоторыми из основных методик определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и промышленных выбросах (наиболее распространенные вещества, подлежащие контролю, — оксиды азота, углерода, серы, пыль (взвешенные вещества), бензин, формальдегид, ксилол и другие углеводороды, соединения железа и марганца). Для общего ознакомления можно порекомендовать РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»:

Извлечение
из РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»

4. Отбор проб воздуха для определения концентрации примесей в атмосфере и метеорологические наблюдения

4.1. Режим отбора проб

Определение концентраций многих вредных примесей в атмосфере производится лабораторными методами. Отбор проб осуществляется путем аспирации определенного объема атмосферного воздуха через поглотительный прибор, заполненный жидким или твердым сорбентом для улавливания вещества, или через аэрозольный фильтр, задерживающий содержащиеся в воздухе частицы. Определяемая примесь из большого объема воздуха концентрируется в небольшом объеме сорбента или на фильтре. Параметры отбора проб, такие как расход воздуха и продолжительность его аспирации через поглотительный прибор, тип поглотительного прибора или фильтра, устанавливаются в зависимости от определяемого вещества.

При наблюдениях за уровнем загрязнения атмосферы используются следующие режимы отбора проб: разовый , продолжающийся 20-30 мин; дискретный , при котором в один поглотительный прибор или на фильтр через равные промежутки времени в течение суток отбирают несколько (от 3 до 8) разовых проб, и суточный , при котором отбор в один поглотительный прибор или на фильтр производится непрерывно в течение суток.

Вероятнее всего, при проведении производственного контроля вы столкнетесь с разовым режимом отбора проб. Конечно, то, как будет подготовлено оборудование и проведен отбор проб, — на совести лаборанта-пробоотборщика (это вопросы системы менеджмента качества лаборатории), но и вам как заинтересованному лицу не лишним будет проследить за чистотой лабораторной посуды, длительностью аспирации воздуха, герметичностью соединений газовых трубок. Ведь от того, как отобрана проба, зависит и результат анализа.

Таким образом, при проведении отбора пробы контролю подлежат продолжительность и правильность отбора.

Следует помнить, что в неблагоприятную погоду (выпадение осадков, сильный ветер) отбор проб проводить нельзя .

После завершения отбора проб подписываются акты отбора в двух экземплярах (один из них остается в лаборатории, второй — на предприятии). В них фиксируются время, продолжительность, метеопараметры отбора пробы, номер пробоотборного комплекта и др.

После получения готовых протоколов количественного химического анализа сверьте нумерацию источников, названия производственных участков, правильность написания определяемых ингредиентов. После этого вы можете приступать к работе с ними — заносить результаты в журналы учета и др.

Таким образом, соблюдая приведенные в статье рекомендации и постоянно совершенствуя свои знания в области ОАВ, вы сможете наладить качественную систему контроля выполнения требований природоохранного законодательства на предприятии.

Страница 30 из 55


Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы

В Москве принимаются меры по повышению качества атмосферного воздуха, удовлетворяющего требованиям социально-гигиенического мониторинга, хотя эта задача представляет собой значительные трудности.

Организовано 50 стационарных и передвижных постов контроля за состоянием атмосферы. Они расположены на пересечениях крупных автомагистралей, в том числе на участке третьего транспортного кольца и в промышленных зонах. Правительством Москвы приобретено и установлено специальное оборудование, нейтрализующее выхлопные газы автомобильного пассажирского транспорта. Начато использование новых, экологически менее опасных, видов автомобильного топлива.

Социологические исследования, проведенные в начале 2003 года, показали, что среди наиболее актуальных мер по улучшению экологической ситуации в городе население называет:

1) постепенное закрытие промзон с выводом из Москвы вредных и опасных для жизни предприятий;

2) преимущественное развитие электротранспорта – трамвай, троллейбус, метро;

3) строительство третьего автомобильного кольца;

4) установка нейтрализаторов выхлопных газов на автотранспорте.

Согласно научным исследованиям и данным социологических опросов в целях уменьшения негативного воздействия транспорта на состояние атмосферного воздуха Генеральный план предусматривает:

– строительство автомагистралей с непрерывным движением протяженностью 600–650 км;

– строительство автомагистралей с преимущественным движением грузового транспорта
220 км и со смешанным движением 130 км;

– строительство и реконструкцию подземных пешеходных переходов и транспортных пересечений;

– совершенствование организации дорожного движения и повышение пропускной способности на 20 пересечениях в одном уровне улично-дорожной сети;

– строительство многоэтажных гаражей и паркингов для личных автомобилей суммарной емкостью 2040 тыс. маш./мест;

– развитие пассажирского электрического транспорта – трамвай, троллейбус, метрополитен – путем уменьшения парка автобусов на 15% с одновременным увеличением количества троллейбусов в 2 раза, трамваев в 2,4 раза;

– оснащение автобусного парка и парка легковых автомобилей нейтрализаторами отработанных газов;

– установление сажевых фильтров на автобусах с дизельными двигателями;

– изменение структуры используемых моторных топлив за счет увеличения количества автомобилей на сжиженном и сжатом газе (7500 автомобилей);

– повышение экологических характеристик моторных топлив путем производства ежегодно
200 тыс. т высокоактанового бензина с моющими присадками, бензина из газоконденсатного сырья и дизельного топлива с антидымными присадками.

Сейчас в России действует стандарт топлива «Евро-2». Предполагается, что стандарт топлива «Евро-3» для всех автомобилей в России будет введен с 1 января 2008 года.

При этом стандарт топлива «Евро-4», который уже действует во всех странах Европы, будет введен в России для вновь сертифицированных автомобилей не ранее 2009 года, а для всех автомобилей – к 1 января 2010 года. Кроме этого, планируется ввести стандарт «Евро-5» для вновь сертифицированных автомобилей с 1 января 2012 года, а для всех автомобилей - к началу 2014 года.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы

Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха

Мероприятия по охране атмосферного воздуха делятся на:

1) технологические;

2) планировочные;

3) санитарно-технические;

4) законодательные.

Технологические и санитарно-технические. В эту группу входят мероприятия, которые могут быть проведены на самом предприятии в целях уменьшения выбросов и снижения концентрации пыли и газов в воздухе (так называемые безотходные технологии). Сюда относится прежде всего рационализация сжигания угля. Известно, что густой черный дым получается при неполном сгорании топлива. Именно в этих случаях в атмосферный воздух в большом количестве выбрасываются элементы угля, сажа, несгоревшие углеводороды.

Снизить количество угля можно при рационализации устройства топок, улучшения их эксплуатации. Уменьшения загрязнения воздуха пылью и сернистым газом можно достичь обогащением угля перед сжиганием: удалением породы, дающей много пыли, а также колчедана, содержащего серу.

Санитарно-технические мероприятия связаны с использованием очистных устройств. Это пылеотстойные камеры, фильтры, увлажняющие технологии очистки, электрофильтрация. Устройство высоких труб (100 м и выше) способствует более интенсивному рассеиванию газов. Правильный расчет и обоснование высоты трубы имеют существенное значение в защите приземных слоев атмосферы от загрязнения.

Транспорт – конечная цель – создание экологически чистого автомобиля. В настоящее время большое внимание уделяется разработке устройств снижения токсичности – нейтрализаторов, которыми оснащаются современные автомобили. Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработанные газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей. Во многих городах уже используется неэтилированный бензин. Использование газа в качестве топлива для машин также является эффективным мероприятием в отношении защиты атмосферного воздуха.

Электромобиль, солнечная энергия, водородный автомобиль – это будущее автомобилестроения.

Планировочные мероприятия основаны на принципе функционального зонирования населенных пунктов: промзоны, селитебной зоны и т. д. Это позволяет сосредоточить опасные предприятия с учетом аэроклиматических условий и обосновать устройство обязательных разрывов между предприятиями и жилой застройкой – санитарно-защитных зон определенной ширины. В отдельных случаях санитарно-защитные зоны составляют 10-20 км. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площади. Территория санитарно-защитной зоны должна быть озеленена. Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с санитарной классификацией различных видов производств и объектов, загрязняющих своими выбросами атмосферный воздух. Санитарными нормами проектирования установлено 5 классов санитарно-защитных зон:

I класс – 1000 м;

II класс – 500 м;

III класс – 300 м;

IV класс – 100 м;

V класс – 50 м.

В отношении охраны атмосферы городов от выбросов автотранспорта планировочные мероприятия проводятся путем сооружения кольцевых дорог, эстакад, зеленых волн, исключения перекрестков. Принцип районной планировки является также профилактическим мероприятием – это рациональное размещение на территории городов систем утилизации отходов, аэропортов и других систем коммуникации в масштабе края, области и т. д. Это озеленение города, создание генерального плана развития города.

Особое значение имеют законодательные мероприятия, определяющие ответственность различных организаций за охрану атмосферного воздуха.

В настоящее время при решении вопросов охраны атмосферного воздуха руководствуются Конституцией Российской Федерации (принятой 12 декабря 1993 г.), «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране атмосферного воздуха».

К числу законодательных мер относится установление ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. В настоящее время в России установлено 656 ПДК и 1519 ОБУВ для веществ, загрязняющих атмосферный воздух.

Мероприятия, направленные на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливающие обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации, проводятся целенаправленно на основании СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

7. Структура санитарной службы Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации определяется Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».Происходящие в 2004–2005 гг. в стране изменения затронули и структуру санитарной

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

18. Зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников Выбор источника хозяйственно-питьевого водоснабжения.Естественно, что при выборе источника учитывают не только качественную сторону самой воды, но и мощность самих источников. Ориентируется на источники, вода которых

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

23. История и современные проблемы гигиены атмосферного воздуха Гигиена атмосферного воздуха является разделом коммунальной гигиены. Она занимается рассмотрением вопросов о составе земной атмосферы, природных примесях к ней и загрязнениях ее продуктами деятельности

Из книги Справочник фельдшера автора Галина Юрьевна Лазарева

Структура санитарной службы Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации определяется Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».Происходящие в 2004-2005 гг. в стране изменения затронули и структуру санитарной

Из книги Судебная медицина. Шпаргалка автора В. В. Баталина

Зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников Опыт убеждает, что, несмотря на существующую систему водоочистки, крайне важно принять меры, исключающие значительное загрязнение водоисточников. Для этого устанавливают специальные ЗСО. Под ЗСО понимают специально

Из книги Как безопасно родить в России автора Александр Владимирович Саверский

ЛЕКЦИЯ № 5. Проблемы гигиены атмосферного воздуха. Структура, химический состав атмосферы История и современные проблемы гигиены атмосферного воздуха Гигиена атмосферного воздуха является разделом коммунальной гигиены. Она занимается рассмотрением вопросов о

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

История и современные проблемы гигиены атмосферного воздуха Гигиена атмосферного воздуха является разделом коммунальной гигиены. Она занимается рассмотрением вопросов о составе земной атмосферы, природных примесях к ней и загрязнениях ее продуктами деятельности

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Елена Юрьевна Храмова

ЛЕКЦИЯ № 7. Санитарная охрана атмосферного воздуха Гигиеническое нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе, их обоснование Развитие науки и техники и связанный с этим резкий

Из книги автора

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха Мероприятия по охране атмосферного воздуха делятся на:1) технологические;2) планировочные;3) санитарно-технические;4) законодательные.Технологические и санитарно-технические. В эту группу входят мероприятия, которые

Из книги автора

Из книги автора

Мероприятия в очаге Изоляция контактных не проводится, за ними устанавливается медицинское наблюдение в течение 7 дней для выявления повторных заболеваний в очаге. Дети дошкольных учреждений и сотрудники пищеблоков подвергаются однократному бактериологическому

Из книги автора

Мероприятия в очаге Изоляция контактных не проводится, за ними устанавливается медицинское наблюдение в течение 7 дней. Однократному обследованию подвергаются дети, посещающие детские учреждения, работники пищеблока и лица, к ним приравненные.При появлении нескольких

Из книги автора

38. Повреждение техническим электричеством. Повреждения от действия атмосферного электричества (молнии) Пренебрежение установленными правилами безопасности приводит к электротравмам. В большинстве случаев такие травмы заканчиваются смертью. По статистике

Из книги автора

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 Статья 17. Право граждан РФ на охрану здоровья Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных

Из книги автора

Из книги автора

Из «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. Согласно ст. 15 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения различных форм собственности имеют право оказывать соответствующие




Top