Практическая работа обеспечение пожарной безопасности. Пожарная безопасность. обозначение класса «А»

Тема: Обеспечение пожарной безопасности производственных объектов.

Цель работы: закрепить теоретические знания по методам и средствам обеспечения пожаробезопасности на предприятии; получить практические навыки по оценке условий эвакуации людей из производственного помещения при пожаре.

Общие положения

Согласно ГОСТ 12.1.004-91, пожарная безопасность - это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей. Техника пожарной безопасности - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих пожарную безопасность.

Вобычных условиях горение представляет собой процесс окисления с выделением тепла, сопровождающиеся свечением. Однако некоторые вещества, например, сжатый ацетилен, хлорид азота, взрывчатые вещества, могут гореть без кислорода с выделением тепла и пламени.

Для горения необходимы: горючее вещество, окислитель (кислород, хлор, азотная кислота) и тепловой источник.

В определенных условиях, например, при температуре некоторых измельченных веществ (торфа, угля, дерева) 250-450 °С, может возникать самовоспламенение - процесс, для которого не нужен источник в виде огня (пламени), но необходим тепловой импульс.

Вещества, способные гореть после удаления источника зажигания называются горючими в отличие от веществ, которые в воздухе не горят и называются негорючими. Промежуточное положение занимают трудногорючие вещества, которые возгораются при действии источника зажигания, но прекращают горение после удаления последнего.

Нормативная вероятность возникновения пожара принимается равной не более 10 -6 год на отдельный элемент рассматриваемого объекта. Такая же вероятность воздействия опасных факторов пожара на отдельного человека (риск) принимается при разработке системы пожарной защиты.

Ниже приведены основные причины и частота пожаров, возникающих на предприятиях:

    плохая подготовка оборудования к ремонту - 13 %;

    самовозгорание промасленных материалов - 10 %;

    несоблюдение графиков планового ремонта - 8 %;

    неисправность запорной аппаратуры - 6 %;

    искры при электро- и газосварочных работах - 4 %.

    Производства по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются на шесть категорий, которые обозначают буквами: А и Б - взрывопожароопасные; В, Г и Д - пожароопасные. Категории помещениям присваиваются в зависимости от агрегатного состояния горючих веществ и температуры вспышки в случае возможного пролива легковоспламеняемых и горючих жидкостей (прил. 11). Наиболее пожаро- и взрывопожароопасными являются помещения категории А, менее пожароопасные - помещения категории Д.

    Противопожарная профилактика при проектировании и строительстве предприятия включает решение следующих вопросов:

    повышение огнестойкости зданий и сооружений;

    зонирование территории;

    применение противопожарных разрывов;

    применение противопожарных преград;

    обеспечение безопасной эвакуации людей на случай возникновения пожара;

    обеспечение удаления из помещения дыма при пожаре.

14.01.2016 г. ОДБ. 08. Основы безопасности жизнедеятельности

группа 199 ЭБ Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет

План урока 17

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

Тема 2. 3. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций

Тема урока : Практическое занятие № 5.

Цель проведения урока:

Обучающая:

Ознакомить студентов с основными способами, средствами и правилами пожаротушения,

Сформировать знания и умения по классификации, устройству и применению огнетушителей,

Научить правилам пользования огнетушителями;

Воспитательная:

Развитие у обучающихся коммуникативной культуры,

Воспитание чувства ответственности за собственную и другие жизни;

Развивающая:

Развитие мышления и мировоззрения

Методы обучения:

Практическое занятие,

Материально-техническое обеспечение урока:

Наглядные пособия

Методические указания, инструкционные карты

Дидактический материал: обучающий конспект, нормативные документы

Межпредметные связи:

Учебные дисциплины: Обществознание, Химия, Физика, Охрана труда,

Ход урока.

Организационный момент :

Отметить присутствующих, проверить готовность группы к уроку:– 5 мин.

План изложения нового материала:

1. Задание 1 (Учебник стр. 286-288). Записать основные термины и понятия, заполнить таблицу 1,

Наименование огнетушащих веществ

Характеристика воздействия на пожар

Положительное действие

Отрицательное действие

Запрещено применять

при тушении

2. Задание 2 (Учебник стр. 288-296). Записать основные термины и понятия, заполнить таблицу 2.

Марка огнетушителя

Продолжи-тельность действия, с

Дальность

струи, м

Огнегася-

щая способ-

ность, м 2

Область

применения

Хранение

3. Изучение общих правил пожаротушения.

4. Ответить на тестовые вопросы.

Вопросы на закрепление изучаемого материала:

1. Назовите основные способы пожаротушения.

2. В каких случаях воду для тушения пожара использовать нельзя.

3. Что относится к первичным средствам пожаротушения.

4. Назовите основные виды огнетушителей.

5. Назовите основные правила тушения пожаров при помощи огнетушителей.

Домашнее задание для выполнения самостоятельной работы:

Изучить тему по учебнику стр.286-294. Прочитать конспект лекций. Оформить практическую работу.

Используемая литература:

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия», 2014

Инструкционная карта для практической работы № 5

«Изучение первичных средств пожаротушения»

Задание 1. Изучение основных способов пожаротушения и различных видов огнегасящих веществ.

Пожар - Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни

и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Огнегасящее вещество - Вещество, обладающее физико-химическими свойствами позволяющими создать условия для прекращения горения.

Горение - это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением.

Выбор способов и средств пожаротушения зависит от объекта (категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности), характеристики горящих материалов и класса пожара.

Для того, чтобы произошло возгорание, необходимо наличие

четырёх условий:

    Горючий материал,

    Окислитель,

    Источник огня,

    Наличие путей распространения пожара.

Горючие вещества и материалы могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Все горючие вещества на молекулярном уровне содержат углерод и водород, т. е. основные составляющие газо-воздушной смеси, необходимые для реакции горения.

Окислителем обычно бывает кислород воздуха.

Источник зажигания - открытый огонь, пламя, искра электрического или механического происхождения, молния, лучистая энергия, накаленные тела, химическая реакция, электроток, механическая энергия.

Возникновение и продолжение горения возможно при определенном количественном соотношении горючего вещества и кислорода, а также при определенной температуре и тепловой энергии источника воспламенения. Чтобы началось горение, горючая среда должна быть нагрета до определенной температуры при помощи источника зажигания.

Виды пожаров в зависимости от вида горящих веществ и материалов

Классификация по виду материалов, вовлечённых в пожар, важна для правильного выбора средств тушения, в первую очередь, ручных огнетушителей.

    класс А - пожары твердых горючих веществ и материалов.

    класс B - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов.

    класс C - пожары газов.

    класс D - пожары металлов.

    класс E - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.

    класс F - пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

Способы прекращения процесса горения.

Для прекращения горения необходимо либо снизить тепловыделение в зоне горения фронта пламени, либо увеличить из фронта пламени теплоотвод. Цель – понизить температуру горения до критической температуры гашения.

п/п

Способ прекращения горения

Применяемые огнетушащие вещества

Охлаждение зоны горения и поверхности горящих веществ

Вода (до 1700 0 С на пожаре сплошными струями и тонкораспыленной водой), вода со смачивателями и загустителями, водные растворы солей, твердый СО 2 , снег, перемешиванием.

Изоляция очага горения от атмосферного воздуха

Химическая и воздушно-механическая пены, огнетушащие порошковые составы, аэрозоли, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки и т.п.), листовые негорючие материалы.

Химическое торможение (ингибирование) реакций горения.

Галогеноуглеводороды (хладоны, фреон в 10 раз эффективнее СО 2) огнетушащие порошковые составы, аэрозоли, (соли металлов)

Сбивание пламени.

Сильной струей газа или воды, слоем продуктов взрыва, подрывом в горючего вещества.

Изоляция горящих веществ от

зоны горения.

Негорючие газы (СО, N 42 0, дымовые газы), водяной пар, тонкораспыленная вода, газо-водяные смеси, аэрозоль.

Огнетушащие вещества

К огнетушащим веществам относятся вода, песок, земля, порошок, газ, пена.

Вода является основным средством тушения пожара, вследствие своей доступности, простоты и дешевизны. Вода, обладая высокой теплоемкостью и скоростью испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. При этом, в процессе испарения образуется большое количество пара, который поглощает много тепла и оказывает изолирующее действие на очаг пожара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачиваемость и проникающую способность по отношению к большинству материалов и веществ.

Водой нельзя тушить:

Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нефть, керосин, бензин, масла), т.к. плотность воды больше их плотности, вода тяжелее, поэтому горючая горящая жидкость поднимается вверх и продолжает гореть;

Электрические сети и установок, находящихся под напряжением, т.к. вода электропроводна и при попадании воды на электропровода может возникнуть короткое замыкание или возможно поражение человека электрическим током.

Песок, земля - одни из простейших средств тушения небольших очагов пожара. Их огнегасящее действие заключается в том, что они препятствует проникновению к очагу пожара кислорода воздуха, а так же могут охлаждать место очага пожара.

Пена образуется в результате смешивания воды и пенообразователя в установках тушения. Применяют также химические и воздушно-пенные огнетушители. Раствор пенообразователя, проходя через сетку насадка огнетушителя, смешивается с засасываемым воздухом и образует воздушно-механическую пену, которая, попадая на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Пеной можно тушить различные вещества и материалы, за исключением щелочных и щелочноземельных элементов, а также электроустановок, находящихся под напряжением.

Порошок для тушения применяют в составе огнетушителей и установок для тушения. Порошок попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода, содержащегося в воздухе, выделяет огнегасящие вещества, попав в зону огня.

Огнетушащие средства

Ломы, багры, топоры применяют для разборки горящих деревянных или металлических конструкций для проникновения в здание, спасение людей и окончательной ликвидации пожара.

Лопата - применяется для забрасывания места очага пожара песком, землей.

Кошма - плотная брезентовая ткань - предназначена для изоляции очага горения от доступа воздуха, применяется лишь при небольшом очаге горения.

Пожарная автоматическая сигнализация

Пожарная сигнализация является важной мерой предотвращения крупных пожаров.

Основная задача автоматической пожарной сигнализации

Обнаружение начальной стадии пожара,

Передача извещения о месте и времени его возникновения,

При необходимости включения автоматических систем пожаротушения

и дымоудаления.

Функционально автоматическая пожарная сигнализация состоит из приёмно – контрольной станции, которая через сигнальные линии соединена с пожарными извещателями и оповещателями.

Пожарный извещатель - техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре.
Пожарный оповещатель - техническое средство, предназначенное для оповещения людей о пожаре.

Задачей сигнальных извещателей является преобразование различных проявлений пожара в электрические сигналы. Приёмно – контрольная станция после получения сигнала от первичного извещателя включает световую и звуковую сигнализацию и при необходимости автоматические установки пожаротушения и дымоудаления. В настоящее время наиболее часто используют тепловые, дымовые, световые и звуковые пожарные извещатели.

Тепловые пожарные извещатели устанавливают под потолком в таком положении, чтобы тепловой поток, обтекая чувствительный элемент извещателя, нагревал его. Тепловые пожарные извещатели не обладают высокой чувствительностью, поэтому обычно не дают ложных сигналов срабатывания в случае увеличения температуры в помещении при включении отопления, выполнения технологических операций.

Дымовые пожарные извещатели обладают меньшей инерционностью по сравнению с тепловыми. Они бывают точечными и линейно- объемными. Точечные дымовые извещатели используют ионизационный эффект. При попадании дыма в открытую камеру происходит уменьшение электрического тока, в результате чего включается цепь электрического реле. Линейно – объемный дымовой извещатель оптического типа работает по принципу изменения силы света при задымлении.

Световые извещатели работают на принципе регистрации инфракрасного или ультрафиолетого излучения пламени. Они обладают высокой чувствительностью и включают сигнализацию почти немедленно после появления небольшого источника радиационной теплоты в пределах прямой видимости извещателя.

Звуковые пожарные оповещатели представляют собой приемопередатчик ультразвуковых колебаний, который настраивают на форму стоячей волны в пределах защищаемого объема. Принцип действия в результате изменения скорости звука в воздушном пространстве из-за влияния образующихся при пожаре конвективных потоков.

Автоматические средства пожаротушения

Эффективно справиться с огнем, сохранить жизнь человека, а также частное и коммерческое имущество позволяют автоматические установки пожаротушения. Автоматические системы пожаротушения (АСПТ) справляются со своей задачей оперативно и результативно

Автоматические стационарные установки пожаротушения в зависимости от используемых огнетушащих веществ подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов спринклерные и дренчерные.

Спринклерная установка – наиболее эффективное средство тушения обычных горючих материалов в начальной стадии развития пожара. Спринклерные установки включаются в работу автоматически при повышении температуры в защищаемом объеме выше заданного предела. Вся система состоит из трубопроводов, прокладываемых под потолком помещения и спринклерных оросителей, размещаемых на трубопроводах с заданным расстоянием друг от друга.

Дренчерные установки отличаются от спринклерных отсутствием клапана в оросителе. Дренчерный ороситель всегда открыт. Включение дренчерной системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу автоматического извещателя с помощью контрольно – пускового узла, размещаемого на магистральном пожарном трубопроводе. Спринклерная установка срабатывает над очагом пожара, а дренчерная орошает водой весь защищаемый объект.

Задание 2. Изучение назначения, устройства и принципа действия первичных средств тушения пожаров.

Виды огнетушителей и их применение
Огнетушителем называется устройство, предназначенное для тушения пожара в начальной стадии его возникновения. Тушение производится за счет содержащегося в огнетушителе вещества, способного быстро загасить пламя.

Потому-то в каждом офисе, средстве передвижения, а по-хорошему, и в каждом доме необходим противопожарный огнетушитель .

Обычно они представляют собой баллон, преимущественно красного цвета (традиционная маркировка противопожарного оборудования), с соплом или трубкой. Вещество, которым предполагается гасить огонь, находится в баллоне под давлением и при необходимости выходит через сопло или трубку.

Классификация огнетушителей

1 . По способу срабатывания :

Ручные . Запускаются человеком при обнаружении возгорания. К этому типу относится большая часть переносных огнетушителей, используемых в гражданских целях при работе в небольших помещениях или предназначенных для хранения в автомобилях.

Автоматические , то есть такие устройства, которые не требуют присутствия человека. Это стационарные виды, имеющие в своей конструкции датчики дыма. Их помещают обычно в местах повышенной пожарной опасности. Срабатывают тогда, когда температура превышает заданную величину.

2. В зависимости от объема баллона и мобильности огнетушители делятся на:

Ручные малолитражные (до 5 л). Зачастую используются в автомобилях, где они являются обязательными согласно правилам дорожного движения и в офисных помещениях;

Промышленные ручные (5-10-20 л ). Они применяются чаще всего в отдельно стоящих небольших цехах, где подобные способы тушения огня будут иметь эффективность;

Передвижные и стационарные (от 20 кг и до 400 кг). Этот тип предназначен для эксплуатации в больших складских или промышленных помещениях, где находится скопление легковоспламеняющихся материалов. Обычно передвижные огнетушители перевозят на тележке.

3. От способа подачи содержимого наружу . Содержимое выходит:

Под собственным давлением закачанного внутрь огнетушащего средства;

Под давлением газов, закачанных в корпус;

Под давлением газов, которые находятся в баллончике, встроенном внутри огнетушителя;

Под давлением газов, которые образуются в результате химической реакции всех присутствующих в огнетушителе компонентов.

4. По виду пускового устройства , которые бывают:

Пистолетного типа;

С вентильным затвором;

С пуском, который зависит от давления;

5. По веществу, содержащемуся внутри баллона:

Водные (обозначаются аббревиатурой ОВ);

Воздушно-эмульсионные огнетушители (ОВЭ).

Воздушно-пенные огнетушители (ОВП);

Газовые или углекислотные (ОУ или Х);

Порошковые (ОП).

Характеристика огнетушителей

1. Водные огнетушители (ОВ). Данный огнетушитель пригоден для пожаров класса А – тушение твердых горючих веществ. Если в состав воды входят специальные добавки, то этот огнетушитель также можно будет использовать и для тушения жидких горючих веществ, это уже называется пожар класса В. Сразу стоит сказать, что кроме указанных выше ситуаций водными огнетушителями ничего тушить не стоит, т.к. вода может вступить в реакцию с этими предметами. Водные огнетушители являются самыми экологически чистыми и безопасными из всех представленных далее видов огнетушителей.

2. Воздушно-эмульсионные огнетушители (ОВЭ ) ,всвоем составе гасящие вещества такого типа огнетушителей имеют фторосодержащие компоненты. По своему назначению этот вид огнетушителей также подходит для тушения пожаров класса А и В .

3. Воздушно-пенные огнетушители (ОВП) . В основе своего действия имеют процесс химического или воздушно-механического образования пены из водных растворов. При химическом образовании пены применяются различные кислоты и щелочи, а в воздушно-механической технологии за основу пенообразования берется воздействие различными газами, чаще всего азотом или углекислотой. Такими огнетушителями можно гасить пожары класса А, В, а иногда и класса С (при котором возникает горение газообразных веществ).

К недостаткам этого типа огнетушителей относится в первую очередь невозможность тушить ими пожары в электросетях из-за того, что пена является хорошим проводником электричества. Также малоэффективны они в тушении спиртов и активных металлов, поскольку те вступают в химическую реакцию с пеной. Еще один существенный недостаток воздушно-пенных огнетушителей – их характеристики, а именно низкий температурный режим, который позволяет работать с ними только в диапазоне от +5 до +45 градусов С.

4. Газовые огнетушители. Довольно большая группа огнетушителей. К ним относятся: углекислотные; аэрозольные; углекислотно-бромэтиловые.

Выпускаются такие огнетушители как ручные, так и передвижные.

Принцип их работы состоит в переведении гасящего вещества из жидкого состояния в газообразное при распылении. В процессе та же углекислота, к примеру, увеличивается в объеме в 400 раз, что сопровождается значительным понижением температуры (до -70-80 градусов). Также эффект тушения достигается за счет вытеснения кислорода из области возгорания углекислым газом.

Главное что стоит знать, при использовании углекислотных ручных огнетушителей

1) В момент выхода углекислоты из раструба не прикасаться к нему рукой, открытыми частями тела, т.к. можно получить обморожение,(т.к. углекислота охлаждает раструб при выходе до t - 79,4 С),

2) Нельзя тушить такие вещества, которые могут продолжать гореть и без доступа кислорода (различные сплавы магния, алюминия, натрия и пр.).

5. Порошковые огнетушители (ОП) являются наиболее универсальным видом. Они применяются практически во всех классах пожаров и в связи с этим подразделяются на ОП общего назначения, предназначенные для тушения пожаров класса А, В, С, E (возгорание электрооборудования, находящегося под напряжением), ОП специального применения, которые используются в сложных случаях классов В, С, Е.

Основу гасящего порошка в ОП составляют различные минеральные соли. К ним добавляются дополнительные вещества, препятствующие комкованию и увлажнению порошка.

Основными недостатками этого вида противопожарного оборудования являются высокая степень загрязнения порошком помещения, где производились мероприятия по тушению пожара, а также высокая степень запыленности воздуха при их применении. Также из-за предрасположенности порошков к отсыреванию и комкованию необходимо строго соблюдать условия хранения подобных огнетушителей, чтобы сохранить их в рабочем состоянии.

Общие принципы тушения пожаров при помощи ручных огнетушителей.

1. Огнетушители располагают у выходов из помещений в доступном месте, на высоте1,5 м от пола.

2. При приведении в действие огнетушитель необходимо поднести к месту очага пожара не ближе, чем на 1 м. Сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб или ствол (для порошкового) на очаг пожара, нажать на рычаг, приступить к тушению.

3. Тушить очаг пожара с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи ОТВ огнетушителя (2-4 метра). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага пожара огнетушащее вещество и интенсифицируя горение.

4. На ровной поверхности тушение начинают с передней стороны очага, углубляясь постепенно, по мере тушения

5. При тушении горящего масла запрещается направлять струю заряда сверху вниз.

6. При проливе ЛВЖ тушение начинать с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя

7. Жидкие вещества тушат сверху вниз.

8. Горящую стену или вертикальную поверхность тушат снизу вверх.

9. При тушении электроустановок порошковым огнетушителем подавай заряд порциями через 3-5 секунд.

10. Не подноси огнетушитель ближе 1м к горящей электроустановке.

11. Не берись голой рукой за раструб углекислотного огнетушителя во избежание обморожения.

12. При наличии нескольких огнетушителей следует применять все одновременно.

13. Следите, чтобы потушенный очаг не вспыхнул снова (никогда не поворачивайтесь к нему спиной)

14. Первичные средства пожаротушения всегда должны быть исправны и люди должны уметь ими пользоваться.

Ответить на тестовые вопросы

1. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «Е»?

А) горение газообразных веществ

Б) горение металла или металлосодержащих веществ

В) горение электрооборудования, находящегося под напряжением

2. В каких огнетушителях в качестве огнетушащего средства используется двууглекислая сода?

А) аэрозольных;

Б) порошковых;

В) пенных;

Г) углекислотных.

3. С какой целью используют при пожаре в помещении распылённую струю?

А) для понижения температуры среды;

Б) для повышения концентрации кислорода

В) для более эффективного тушения пламени.

4. Какие действия не допускаются при использовании углекислотного огнетушителя?

А) срывать пломбу и выдёргивать чеку;

Б) держать огнетушитель в горизонтальном положении;

В) направлять раструб руками непосредственно на пламя.

5. Пожар – это?

А) неконтролируемый процесс горения;

Б) любое возгорание с образованием пламени и дыма;

В) неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением

материальных средств и создающий опасность для жизни людей.

6. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А) направить на него струю огнетушителя
Б) повалить человека на землю и накрыть плотной тканью
В) сорвать с него одежду.

7. Можно ли тушить горящие газы водой и пеной?

В) при определенных условиях.

8. Какие средства пожаротушения относятся к первичным?

А) пожарные краны, ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные

полотна, бочки с водой

Б) пожарные краны, ручные огнетушители, установки пожаротушения, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой

В) ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой.

9. Что относится к огнетушащим средствам

А) вода, пена, газ,

Б)песок, земля, порошок,

В) ломы, багры, топоры, лопаты, кошма.

10. Переносные малолитражные огнетушители имеют объем гасящего вещества

А) до 4-х литров,

Б) от 4-х до 8 –и литров,

В) свыше 8-и литров.

11. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «Д»?

А) горение жидких веществ

Б) горение металлов и металлосодержащих веществ

В) горение твердых веществ.

12. По способу срабатывания огнетушители подразделяются на:

А) ручные, автоматические, комбинированные,

Б) переносные, стационарные, передвижные,

В) водные, пенные, порошковые.

13. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется

обозначение класса «А»?

А) горение жидких веществ,

Б) горение твердых веществ,

В) горение газообразных веществ.

14. Первичные средства пожаротушения используют:
+ А) для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б) для тушения большого пожара
В) для локализации стихийного бедствия природного характера.

15. Для тушения каких пожаров применяются воздушно-пенные огнетушители

А) Пожаров класса А и В

Б) Пожаров класса С и D

В) Пожаров класса Е и F.

16. Какие сведения обязательны для наличия в паспорте огнетушителя?

А) дата последней зарядки (проверки) и вес заряда

Б) дата изготовления

В) дата последнего использования (если было)

Г) место изготовления и приобретения огнетушителя.

17. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
+ А) водой,

Б) песком,
В) пеной.

18. Назвать тип огнетушителя , предназначенного для тушения разнообразных материалов,

предметов, веществ:

А) пенный;

Б) углекислотный;

В) воздушно-пенный.

19. Пожар какого класса можно потушить водным огнетушителем

А) Пожар класса А,

Б) Пожар класса В,

В) Пожар класса С.

20. Назвать огнетушитель, предназначенный для тушения возгораний различный

материалов, кроме веществ горение, которых происходит без доступа воздуха:

А) углекислотный;

Б) химический пенный;

В) воздушно-капельный.

Преподаватель Жеребко Т.В.

Пожарная безопасность

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Пожарная безопасность
Рубрика (тематическая категория) Архитектура

Задания для самостоятельной работы студентов

Перечень практических работ

Практическая работа №10. Определœение требуемых расстояний между зданиями и сооружниями.

Практическая работа №9. Определœение соответствия класса КПО и СО строительных конструкций.

Практическая работа №8. Определœение категории зданий по пожарной и взрывопожарной опасности.

Тема 2.3 Огнестойкость зданий и сооружений

Практическая работа №7. Пластмассы и их пожарная опасность.

Практическая работа №6. Поведение арматурной стали в условиях пожара.

Практическая работа №5. Поведение бетона в условиях пожара.

Классификация зданий по степеням огнестойкости, классам конструктивной и функциональной пожарной опасности.

Требуемая и фактическая степень огнестойкости здания. Методика определœения требуемой степени огнестойкости производственных, общественных, жилых, складских зданий по таблицам СНиП. Факторы, определяющие требуемую степень огнестойкости этажность, площадь вместимость, категория по взрывопожарной и пожарной опасности. Методика определœения фактической степени огнестойкости здания. Методика проверки соответствия зданий по огнестойкости требованиям норм.

Письменная контрольно-проверочная работа. Решение задач по определœению категорий зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, определœению требуемой и фактической степени огнестойкости здания и соответствия строительных конструкций зданий различного назначения требованиям норм.

для студентов очного отделœения:

ПР №2. Искусственные обжиговые материалы.

ПР №3. Мероприятия по устойчивости строй материалов опасным факторам пожара.

ПР №4. Исследование здания по конструктивным особенностям.

ПР №5. Поведение бетона в условиях пожара.

ПР №6. Поведение арматурной стали в условиях пожара.

ПР №7. Пластмассы и их пожарная опасность.

ПР №9. Определœение соответствия класса КПО и СО строительных конструкций.

ПР №10. Определœение требуемых расстояний между зданиями и сооружниями.

для студентов заочного отделœения:

ПР №1. Изучение метода испытания на горючесть для отнесения материалов к горючим или негорючим.

ПР №3. Определœение соответствия класса КПО и СО строительных конструкций.

очного отделœения специальности:

Пожарная безопасность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пожарная безопасность" 2017, 2018.

  • - Противопожарная безопасность.

  • - Противопожарная безопасность.

    Требования безопасности по окончании работы. Требования безопасности в аварийных ситуациях. При неисправности насоса (невозможности подкачать воду в котел) немедленно прекратить работу, вывести топливо из топки и выступать пар. О... .


  • - Пожарная безопасность

    Охрана труда Графическая часть Экономическая эффективность восстановления деталей Расчет себестоимости изготовления наглядного пособия Экономическая... .


  • - Пожарная безопасность.

    Согласно нормам пожарной безопасности НПБ 105-03 помещения с ПЭВМ относятся к категории В (пожароопасные) и должны располагаться в зданиях I или II степени огнестойкости. Наиболее вероятные классы пожаров в помещениях с компьютерной техникой – «А» (горение твердых веществ с... .


  • - Пожарная безопасность в детском оздоровительном лагере

    Техника безопасности в ДОЛ Последствия парникового эффекта. Одним из основных продуктов сгорания углеводородных топлив является диоксид углерода (СО2), который не относится к токсичным газам. Годовая эмиссия СО2 составляет 130...1100 млрд. т/год....






  • Министерство образования Республики Башкортостан

    УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


    СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
    ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

    ДИСЦИПЛИНА «Экономические аспекты обеспечения пожарной безопасности»
    специальность 280703 «Пожарная безопасность»
    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

    Уфа 2013 г.


    Стр.

    Предисловие

    3

    Практическая работа № 1 «Работа с нормативными документами»

    5

    Практическая работа № 2 «Расчет показателей использования основных производственных средств объектов защиты пожарной безопасности»

    8

    Практическая работа № 3 «Экономическая эффективность капитальных вложений систем пожарной безопасности»

    14

    Практическая работа № 4 «Расчет показателей использования оборотных фондов и оборотных средств систем пожарной безопасности»

    20

    Практическая работа № 5 «Формы и системы оплаты труда»

    23

    Практическая работа № 6 «Определение прямого ущерба от пожаров. Определение косвенного ущерба от пожаров»

    Практическая работа № 7 «Расчет экономического эффекта от внедрения автоматической пожарной сигнализации на складе готовой продукции»

    Практическая работа № 8 «Определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»

    Практическая работа № 9 «Расчет экономического эффекта от создания и использования рекомендаций по ППЗ объекта»

    Практическая работа № 10 «Системы страховой ответственности»


    27
    36

    39
    45
    51

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Методические указания для выполнения практических (лабораторных) работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного образовательной учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности СПО 090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

    Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения.

    Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

    Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

    Все задания к практической работе необходимо выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

    Отчет о практической работе необходимо выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

    Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.
    Правила выполнения лабораторных работ

    1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению практической работы.

    2. После проведения практической работы студент должен представить отчет о проделанной работе.

    3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале практических работ на листах формата А4 с одной стороны листа.
    Оценку по практической работе студент получает, если:


    • студентом работа выполнена в полном объеме;

    • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

    • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы;

    • студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.
    Зачет по выполнению практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой практических работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.
    Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
    Практическая работа № 1

    «Работа с нормативными документами »
    Учебная цель:

    1. Знать действующие законодательные акты, ведомственные стандарты и организационно-распорядительные документы

    2. Уметь применять на практике законодательные и нормативные акты, в том числе вносимые в них изменения и дополнения.

    Студент должен

    уметь:

    знать:


    1. Учебно-методическая литература:

    • Современная экономика. Общедоступный учебный курс/ под ред. Проф.О.В. Мамедова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011;

    • Экономика предприятия, учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

    1. Справочная литература:

    • Рыночная экономика. Словарь/ под общ. Ред. Г.Я. Кипермана – М., Республика, 2010.

    1. Лабораторное оборудование и инструменты:

    1. Калькулятор – простой.

    1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности». Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». ФГУ ВНИИПО МЧС РФ

    2. Кодекс РФ об административных правонарушениях

    3. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

    4. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности»

    5. Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организация Государственной противопожарной службы МВД РФ»

    6. Приказ МВД РФ«Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации»

    7. Приказ МВД РФ «Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности государственной противопожарной службы»

    8. Приказ МВД РФ «Об информационно-пропагандистской работе

    9. Приказ ГПС МВД РФ «Об утверждении нормативных правовых
    актов Системы сертификации продукции, услуг в области пожарной безопасности

    1. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»

    2. НПБ 01-93 «Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

    3. НПБ 02-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

    4. НПБ 03-93 «Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

    5. НПБ 04-93 «Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

    6. НПБ 05-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

    7. НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

    8. ППБ 01-93 «правила пожарной безопасности в Российской Федерации». Сборник нормативных документов.

    Задания для практического занятия:


    1. Изучить документ об обеспечении пожарной безопасности в РФ и организации ГПС.

    2. Изучить документ об условиях оплаты труда работников ГПС МЧС России.

    3. Описать в каком документе изложены порядок и условия выплаты доплат, премий и оказание материальной помощи работникам ГПС, содержащимся за счет средств федерального бюджета.

    1. Указать в каком документе изложен порядок рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации

    2. Дать характеристику документа о порядке присвоения пожарным ГПС МЧС России классов квалификации.

    3. Дать характеристику нормативной документации, которая применялась при изучении материала и подготовки к практическим работам.

    Контрольные вопросы

    1. Какие федеральные законы применяются при изучении курса пожарной безопасности

    2.Какие приказы о пожарной безопасности вы знаете?
    Порядок выполнения отчета по практической работе


    1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.

    2. Записать краткий конспект теоретической части.

    3. Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.

    4. Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.

    5. Ответить на контрольные вопросы.

    6. Записать выводы о проделанной работе.
    Практическая работа № 2

    «Расчет показателей использования основных производственных средств объектов защиты пожарной безопасности»
    Учебная цель:

    1. Овладеть навыками в экономических расчетах и их анализа.

    2. Научится отыскивать пути улучшения использования

    производственныхфондов объединения.
    Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

    Студент должен

    уметь:

    Анализировать социально-экономическую эффективность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации пожаров;

    Определять размер прямого и/или косвенного ущерба от пожара;

    Разрабатывать экономически обоснованные мероприятия по защите от пожаров людей и имущества, определять капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности;

    знать:

    Функции и роль системы обеспечения пожарной безопасности для создания и сохранения национального богатства страны;

    Понятие и виды экономического ущерба от пожаров;

    Значение и сущность страхования от пожаров;

    Методы оценки экономической эффективности использования техники и пожарно-профилактических мероприятий;

    Основы финансового и материально-технического обеспечения пожарной охраны;

    Основы организации и планирования материально-технического снабжения и вещевого довольствия работников пожарной охраны;

    Основы государственного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью.
    Обеспеченность занятия (средства обучения):

    1. Учебно-методическая литература:

    Современная экономика. Общедоступный учебный курс/ под ред. Проф.О.В. Мамедова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011;

    Экономика предприятия, учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
    2. Справочная литература:

    Рфночная экономика. Словарь/ под общ. Ред. Г.Я. Кипермана – М., Ресублика, 2010.
    3. Лабораторное оборудование и инструменты:

    Калькулятор – простой.
    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Производственные фонды состоят из основных и оборотных средств.

    Среднегодовая стоимость основных средств определяется по формуле (руб.):

    ,

    где Сн - стоимость основных средств на начало планового года, руб.;

    Св - стоимость основных средств, вводимых в плановом году, руб.;

    М - число месяцев функционирования основных средств, вводимых в плановом

    году (начиная с первого числа месяца, следующего за сроком ввода объекта);

    Свыб. - стоимость основных средств, выбывающих в плановом году, руб.;

    М 1 - число месяцев функционирования основных средств, выбывающих в

    плановом году (начиная с первого числа месяца, следующего за сроком выбытия объекта).

    Амортизацией называется денежное возмещение износа основных средств. Расчет амортизации выполняется с помощью следующей формулы:

    гдеФ 1 - стоимость основных средств на начало года, руб.,

    Ф вв - стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию, руб.,

    Ф выв - стоимость основных средств, выведенных из эксплуатации, руб.,

    n l - количество месяцев работы основных средств с момента ввода их в эксплуатацию до конца года;

    п 2 - количество месяцев с момента вывода основных средств из эксплуатации до конца года; .

    На - норма амортизации, %

    Физический износ основных средств определяется по формуле:

    где Ск.р. – стоимость капитального ремонта основных средств, руб.;

    Сп – первоначальная стоимость основных средств, руб.
    Моральный износ основных средств определяется по формуле:

    где Св – восстановительная стоимость основных средств, руб.
    Общий износ основных средств определяется по формуле:

    Амортизация основных средств определяется по формулам:

    1) для основной группы основных средств (руб.)

    где Соф – среднегодовая стоимость основных средств (фондов), руб.;

    На - годовая норма амортизации, руб.
    2) для автомобильного транспорта (руб.)

    где П- пробег автомобиля, км;

    На- годовая норма амортизации на 1000 км пробега, руб.
    3) износ нематериальных активов (руб.)

    где Сна – стоимость нематериальных активов, руб.;

    где Н- норма износа нематериальных активов, %;

    t - срок службы нематериальных активов, год.
    Натуральные показатели использования основных средств определяются по следующим формулам:

    1) коэффициент экстенсивного использования основных средств:

    где tф и tн – фактическое время работы основных средств и по норме, графику, ч.
    2) коэффициент интенсивного использования основных средств:

    где Вф и Вн – объем продукции, выполненный фактически и по норме, руб.
    3) коэффициент интегрального использования основных средств

    4) коэффициент сменности

    где Тф - фактическое число отработанных часов всем оборудованием за все установленные смены, ч.;

    Т м - максимально возможное число отработанных часов по установленному графику всем оборудованием за одну смену, ч.
    Стоимостные показатели использования основных средств определяются по следующим формулам:

    1) фондоотдача
    2) фондоемкость
    3) фондовооруженность

    4) производительность труда

    где Р - численность работников, чел.

    Игра «Четвертый лишний»

    Вопросы и задания

    1. Найдите «четвертый лишний» предмет, который может стать причиной пожара.

    Кипятильник, расческа, шкатулка, кастрюля.

    Ковёр, телевизор , картина, стол

    Стакан, зажигалка , ложка, одеяло

    Фен , ваза, карандаш, колечко

    Спичка , ведро, ранец, кукла.

    2. Какие из этих веществ и предметов можно применить при тушении пожаров?

    Вода, песок, огнетушитель, бензин, масло, спирт.

    3. Найдите «четвертый лишний» предмет, который не может стать причиной пожара.

    Спички, зажигалка, свеча, подушка.

    Утюг, телевизор, ведро , пылесос.

    Стиральная машина, электрокофемолка, фломастер , свеча.

    Знаете ли вы правила пожарной безопасности?

    Вопросы и задания

    1. Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?

    2. Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?

    3. Почему возникают лесные пожары?

    4. Почему говорят: «От копеечной свечи Москва сгорела»?

    5. Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?

    6. Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?

    7. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?

    8. По какому номеру нужно звонить при пожаре?

    9. Каких качеств требует работа пожарного?

    10. Где следует хранить горючие жидкости?

    11. Где нужно хранить спички и зажигалки?

    12. Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей?

    13. Почему елку нельзя ставить на толстом ковре?

    14. Почему нельзя украшать елку восковыми свечами и зажигать их?

    15. Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?

    16. Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?

    17. Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры?

    18. Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?

    19. Какие признаки говорят о неисправной электропроводке? Сломанных электроприборов?

    20. Составьте короткий рассказ со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.

    21. Можно ли во время пожара пользоваться лифтом? Обоснуйте свой ответ.

    22. Чем можно погасить бензин или керосин?

    23. Что делать, если в сковороде загорелось масло?

    24. Почему нельзя завешивать заднюю стенку телевизора?



    
    Top