Рамочный контракт по 44 фз. Зачем нужен рамочный договор и как он заключается. Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара

Рамочный договор является относительно новой договорной формой и получил регламентацию в Гражданском кодексе РФ в 2015 году. До этого времени указанный договор фактически присутствовал в экономических правоотношениях и носил форму организационного соглашения, позволявшего определить основные черты и условия будущего полноценного контракта.

Положения ГК РФ содержат только общие требования к содержанию рамочного договора, оставляя сторонам право самостоятельно определять все необходимые условия и нормы в тексте документа. По стандартному правилу, к рамочному договору могут применяться конкретные нормы закона, регламентирующие правоотношения в конкретных видах сделок (поставка, аренда, подряд и т.д.).

Второе название указанного контракта – договор с открытыми условиями – определяет его суть и характер. Такой тип договора не позволяет определить конкретные условия правоотношения между сторонами и служит основой для установления общих обязательств, которые будут уточнены и дополнены путем заключения отдельных самостоятельных договоров.

Исходя из смысла статьи 429.1 ГК РФ , можно определить основные элементы содержания и формы договора с открытыми условиями:

  • Предмет договора – общие положения и условия будущей сделки (договора) и намерения сторон реализовать их путем заключения самостоятельных договоров;
  • Стороны договора – совпадают по субъектному составу с участниками планируемой сделки (например, покупатель и продавец);
  • Форма – простая письменная форма (даже если будущий договор требует государственной регистрации, на рамочный договор такое требование не распространяется).

Обратите внимание! Формально, существует разница между рамочным договором и соглашением с открытыми условиями. Рамочное соглашение не содержит описания существенных условий будущей сделки, тогда как контракт с открытыми условиями содержит их описание и намерение закрепить в последующем основном договоре.

По сути, рамочный договор заключается с целью установления намерений сторон совершить ряд обязательных действий в будущем, т.е. конкретизировать такое соглашение. Можно выделить следующие способы конкретизации положения рамочного договора:

  • Оформление отдельного договора или нескольких контрактов, направленных на реализацию положений рамочного соглашения и содержащих все существенные условия, необходимые для совершения сделки;
  • Подача заявок одной из сторон контракта;
  • Иные способы, определенные сторонами при подписании рамочного договора.

Для реализации указанных способов стороны могут предусмотреть определенные организационные мероприятия, выполнение которых приведет к заключению основного договора. Такие мероприятия могут быть обязательными как для одной, так и для обеих сторон соглашения.

Важно! Чем подробнее будут сформированы организационные мероприятия, тем больше гарантий будет у сторон для соблюдения всех договоренностей. Размытый характер условий или планируемых мероприятий создаст проблемы в случае спора об их принудительном исполнении.

Вне зависимости от условий рамочного договора, он вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами, если иной срок не предусмотрен в тексте документа.

По 223 ФЗ

Сфера применения рамочного договора по статье 429.1 ГК РФ не ограничена, однако отечественное право содержит ряд искусственных ограничений при формировании правил системы закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Подобные правила содержатся в Федеральном законе от 18.07.2011 года № 223-ФЗ.

Главными принципами системы закупок по 223-ФЗ (равно как и по 44-ФЗ) являются:

Эти принципы реализуются путем проведения конкретно определенных процедур, в которых могут принимать участие любые субъекты предпринимательской деятельности. Наличие у рамочного договора только общих открытых условий совершения будущих сделок не позволяет использовать его напрямую в рамках 223-ФЗ.

Тем не менее, не установлено законодательного запрета на использование рамочного соглашения при работе с 223-ФЗ. Это позволяет при определенных условиях применять его при оформлении долгосрочных отношений с поставщиками и исполнителями.

Обратите внимание! Федеральный закон № 223-ФЗ, по аналогии с 44-ФЗ, определяет перечень закупочных процедур, которые необходимо проводить на конкурентных началах (аукционы, торги и т.д.). Только закупка на сумму, не превышающую 100 000 рублей, может проводиться у единственного поставщика и без соблюдения требований о конкурентном доступе.

Таким образом, при наличии необходимости совершить несколько самостоятельных закупок товаров, работ и услуг, каждая из которых не будет превышать указанный лимит, заказчик может подписать рамочное соглашение с конкретным поставщиком. В дальнейшем, каждая конкретная закупка подлежит конкретизации в рамках отдельных закупок, в ходе которых сторонами могут изменяться существенные условия сделки:

  • Цена товаров, работ и услуг;
  • Количество закупаемых единиц;
  • Условия поставки или выполнения работ, а также иные положения.

Важно! При подписании такого рамочного договора необходимо определить предмет или предметы будущих сделок, в соответствии с утвержденным планом закупок на календарный год. Отсутствие данного условия не позволит принудить к исполнению договора и может повлечь срыв плановой закупки.

Исполнение рамочного договора в рамках 223-ФЗ будет возможно путем заключения отдельных договоров или подачи заявок по определенному предмету закупки.

Факт заключения рамочного договора не требует размещения сведений о нем в Единой информационной системе, однако каждая закупка в исполнение его условий подчиняется общим правилам составления отчетов. Кроме того, контрольные органы в сфере закупок по настоящее время не сформировали единого мнения относительно правомерности использования рамочного договора в системе закупок по 223-ФЗ.

По 44 ФЗ

В отличие от 223-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ практически не дает возможности заказчику обойти требование о проведении конкурентной закупки . Даже в случае закупки у единственного поставщика возникает необходимость определить начальную (минимальную) цену контракта, собрать коммерческие ценовые предложения, а по итогам закупки провести отчет.

В таких условиях заключение рамочного договора окажется не только неэффективно, но и нереализуемо на практике. При наличии подписанного договора с открытыми условиями заказчик все равно будет обязан собрать ценовые предложения у поставщиков и провести их сравнительный анализ. Стороны по рамочному договору не смогут гарантировать, что свободный рынок не предоставит меньших ценовых предложений, что повлечет бессмысленность условий контракта.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Условия, как составить и образец

Рамочное соглашение составляется в простой письменной форме, вне зависимости от его условий, предмета и срока действия. Даже если последующий основной договор будет требовать государственной регистрации сделки, на рамочный контракт это положение не распространяется.

Обратите внимание! Если стороны приняли решение удостоверить такой договор у нотариуса, этот факт не будет иметь правовых последствий для сторон. Рамочное соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами.

Образец рамочного договора вы можете найти на нашем сайте, он содержит основной перечень условий, которые могут согласовать стороны.

В силу статьи 429.1 ГК РФ, в тексте договора с открытыми условиями могут содержаться следующие сведения:

  • Определение предмета договора, который зависит от характера предстоящей сделки;
  • Установление общих условий общеобязательственных взаимоотношений сторон;
  • Определение организационных мероприятий, которые должны выполнить стороны для реализации согласованных намерений;
  • Порядок и сроки заключения будущего контракта или правила подачи заявок.

Перечень существенных условий рамочного соглашения законодательством не определен, поэтому стороны вправе самостоятельно регулировать состав обязательств и взаимных требований.

Важно! Условие об установлении организационных мероприятий должно быть конкретизировано и обладать признаком реальной исполнимости. Это необходимо с целью возможного урегулирования спора в судебном порядке.

Ограничений по сроку законодательство не содержит, этот вопрос стороны могут урегулировать по своему усмотрению. Как правило, срок рамочного соглашения устанавливается с учетом времени, которое необходимо сторонам для реализации всех организационных мероприятий.

Обратите внимание! Отсутствие условия о сроке договора с открытыми условиями не влечет его недействительности.

По истечении срока действия договора он может быть продлен по соглашению сторон. Если участники соглашения не определили в контракте срок его действия, будут применяться общие правила для установления сроков, предусмотренные гражданским законодательством.

Так как положение о рамочных договорах относительно недавно было внесено в ГК РФ, судебная практика высших судов по спорам о сроке и условиях таких соглашений практически отсутствует.

Рамочный договор (на профессиональном сленге также называют «рамочником») - договор с открытыми условиями, определяющий общие условия взаимоотношений, которые можно уточнить и конкретизировать. Расскажем об особенностях применения рамочных договоров, как его заключить и какие есть риски рамочных договоров.

Из этой статьи вы узнаете:

  • правомерность рамочного договора по Закону № 223-ФЗ;
  • когда применяется рамочный договор;
  • как заключить рамочный договор;
  • как указывать начальную максимальную цену договора при проведении закупки и что будет являться точкой конкуренции;
  • как отчитываться по рамочным договорам;
  • возможные риски рамочных договоров.

Когда применяется рамочный договор

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Правомерность рамочного договора по Закону № 223-ФЗ

У многих заказчиков может возникнуть вполне резонный вопрос: зачем заключать «рамочник», если с точки зрения Закона № 223-ФЗ он применим в ситуации, когда образуется масса мелких закупок, которые можно не размещать в ЕИС? Ведь в этом случае удобнее закупать все напрямую у единственного поставщика .

Безусловно, удобнее, но в таком случае у заказчика возникает риск нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - ограничение конкуренции.

С другой стороны, в Законе № 223-ФЗ о рамочных договорах не написано ни слова. С этим фактом не поспоришь, однако это не значит, что они запрещены к применению. Например, Новосибирское УФАС России в своем решении от 07.12.2015 прямо поддержало заказчика, приняв доводы о правомерности использования такого договора.

Аналогичную точку зрения изложил и Восемнадцатый Арбитражный суд в решении по делу № А76-2502/2015. Кроме того, непосредственно в пользу рамочных договоров выступает Гражданский кодекс (он с 1 июня 2015 г. ввел официальное определение этого понятия, которое приведено в начале статьи).

В контексте Закона № 223-ФЗ каждую поставку во исполнение рамочного договора следует рассматривать как отдельную закупку.

Для правильной работы с рамочными договорами важно понимать главное: каждая поставка по такому договору будет отдельной закупкой (со всеми установленными законодательной базой правилами размещения информации), а не частью исполнения привычного, «простого» договора.

В эту пользу говорит совокупность многих НПА. Прежде всего ч. 1 ст. 432 ГК РФ: «договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям». Между тем в рамочном договоре их нет (или есть, но не все); они конкретизируются при отдельной поставке. В то же время определения термина «закупка» в Законе № 223-ФЗ не существует. Однако косвенные требования этого закона к извещению и документации, нормы постановлений Правительства от 31.10.2014 № 1132, от 10.09.2012 № 908 подразумевают, что заказчик при проведении закупки заключает договор, в котором указаны все существенные условия. Кроме того, эта позиция подтверждается письмами Минэкономразвития России от 02.10.2015 № Д28и-3001, 21.07.2015 № Д28и-2077.

Как заключить рамочный договор

Известны случаи, когда заказчик закупает автомобильные запчасти мелкими партиями без конкурентных процедур и без рамочного договора. Пусть даже заранее конечная потребность неизвестна, контролеры трактуют такие действия как «дробление» с соответствующими штрафными санкциями по ч. 1 и 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Хотя термина «дробление» в законодательной базе не существует, но Минэкономразвития России в своем письме от 11.02.2015 № Д28и-205 употребило эвфемизм «злоупотребление правом осуществления закупки у единственного поставщика», который по смыслу соответствует общепринятой трактовке такого явления. К слову сказать, на это письмо сослалось Рязанское УФАС России в своем решении по делу № 501-07-3/2015 - и не в пользу заказчика.

Для минимизации этого риска и соблюдения требований законодательства следует отбирать исполнителя по рамочному договору конкурентным способом, то есть проводить конкурентную процедуру закупки на право заключения рамочного договора. Фактически таким образом «легализуются» мелкие закупки - закупки у единственного поставщика, отобранного ранее .

Пример

Запрос цен в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку топлива автомобильного

Предмет поставки: бензин АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо.

В документации указаны начальные цены за литр каждого вида топлива, в ЕИС - «цена не определена». Участники подают заявки с указанием цен по всем видам отдельно. При оценке заявок заказчик высчитывает среднее арифметическое заявленных предложений и ранжирует участников от меньшего к большему .

Вариант 2. Цена единицы товара определена заказчиком и изменению не подлежит. Точка конкуренции - неценовые критерии

Тот случай, когда заказчику важны прежде всего условия, не влияющие на цену: оперативность поставки после соответствующего заказа, отсрочка оплаты, квалификация исполнителя и другие критерии. Безусловно, в данном случае невозможно проведение аукциона или запроса цен - только запрос предложений и конкурс:

Пример

Запрос предложений на право заключения договора на поставку металлопроката

Предмет поставки: арматуры, балки, трубы. В документации указаны цены за единицу каждого из товаров, в ЕИС - «цена не определена». Критерии оценки по запросу предложений: цена - 0%; срок поставки (после заявки от заказчика) - 50%; опыт поставки металлопроката за последние 2 года - 35%; наличие рекомендательных отзывов от других заказчиков - 15%. При оценке заявок участник руководствуется формулами оценки по заявленным критериям.

Вариант 3. Цена единицы товара определена заказчиком и изменению не подлежит. Точка конкуренции - предельная цена договора

Заказчик устанавливает предельную цену договора. Эта цена не твердая, то есть цена договора как существенное условие остается неизвестной. Она может быть и меньше установленной предельной (например, если срок исполнения договора истечет до момента достижения предела), но при достижении этого предела договор «закрывается». Этот вариант подходит для заказчиков, у которых большое количество номенклатуры в предмете закупки и по плану финансово-хозяйственной деятельности. Например, есть лимитированный объем средств, готовых к выделению для удовлетворения потребности. Но желательно этот лимит уменьшить для перераспределения бюджета:

Пример

Электронный аукцион на право заключения договора на поставку продуктов питания

Предмет поставки: овощи, фрукты, мясная, молочная продукция.

В документации указаны цены за единицу каждого из товаров, а также предельная цена договора, в ЕИС - сумма, равная предельной цене. В ходе аукциона участники снижают предельную цену в соответствии с шагом аукциона. Победитель - участник, предложивший наименьшую предельную цену.

Вариант 4. Точка конкуренции - цена единицы товара. Предельная цена определена заказчиком и изменению не подлежит

Похожий на предыдущий случай, но более аккуратный вариант, позволяющий заказчику достичь больших объемов поставки за счет снижения цены единицы товара, однако сам лимит остается неизменным:

Данный вариант аналогичен примеру в варианте № 1 с учетом, что общая сумма всех поставок не может быть больше предельной цены, которую заказчик определяет в документации и договоре.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По общему правилу контракте в обязательном порядке должны быть точно определены количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ или оказываемых услуг по контракту в целом и общая цена контракта.
Тем не менее, по нашему мнению, контрактом может быть установлено, что количество товаров, объем работ или услуг, поставляемых, выполняемых, оказываемых в отдельных случаях в течение срока исполнения обязательств, установленного контрактом, определяются заявками заказчика.
В том случае, если к моменту окончания срока исполнения обязательств количество поставленных товаров, выполненных или оказанных услуг оказывается меньше установленного контрактом, стороны вправе расторгнуть контракт или считать его исполненным в объеме фактически сложившейся потребности заказчика.

Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Исходя из положений , Закона N 44-ФЗ количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что N 44-ФЗ установлено еще одно исключение, хотя оно и не упоминается в Закона N 44-ФЗ. Закона N 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки (далее - извещение), а в силу , Закона N 44-ФЗ - частично и документации, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. В частности, Закона N 44-ФЗ устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг, невозможно определить.
Такая возможность признается для:
- работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,
- услуг связи,
- юридических услуг,
- медицинских услуг,
- образовательных услуг,
- услуг общественного питания,
- услуг переводчика,
- услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,
- гостиничных услуг,
- услуг по проведению оценки.
При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг Закона N 44-ФЗ допускает указание в извещении и документации цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации.
Отметим, что из характера данного исключения вытекает, что в прочих случаях по общему правилу контракт определяет количество товаров, объем работ или услуг по контракту в целом и, соответственно, цену контракта - за все количество или объем.
То же относится к определению срока или сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Та же Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость указания в том числе и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, по общему правилу контракт должен определять общее количество товара, объем работ или услуг и цену за все такое количество или объем, за исключением случаев, прямо указанных в N 44-ФЗ, а также сроки их поставки, выполнения или оказания.
Вместе с тем, по нашему мнению, заказчик вправе определить в контракте, что количество товара, объем работ или услуг, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в отдельные периоды в течение срока исполнения обязательств по контракту, могут определяться заявками заказчика.
Дело в том, что N 44-ФЗ не устанавливает порядка определения и исчисления сроков. В связи с этим следует обратиться к нормам РФ, на которых в том числе основан этот Закон ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом возможность поставки товара партиями, в том числе формируемыми в соответствии с указаниями (разнарядками, заявками) заказчика предусмотрена , ГК РФ, которые могут применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу ГК РФ. Возможность установления промежуточных сроков выполнения работ, в том числе носящих характер выделения этапов, предусмотрено ГК РФ, которая может применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу ГК РФ. Та же норма может применяться и к договорам, контрактам на оказание услуг в силу ГК РФ.
Соответственно, в принципе, контракт может устанавливать общий срок поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определенным периодом времени - сроком исполнения обязательств по контракту одновременно с установлением условия об определении количества, объема и сроков исполнения отдельных обязательств в рамках указанного срока заявками заказчика, формируемыми исходя из его текущих потребностей.
Следует заметить, что установление таких условий может вызвать предъявление претензий со стороны контролирующих органов, полагающих, что, исходя из той же ГК РФ, сроки поставки отдельных партий товаров не могут исчисляться, начиная с даты, не определенной в контракте изначально: смотрите, например, решение УФАС по Челябинской области от 08.06.2017 N 6749/03, решение УФАС по Ярославской области от 30.21.2016 N 05-02/420ж-16). Однако есть и примеры судебной практики, когда суды приходили к выводу о правомерности установления сроков поставки отдельных партий товара вышеописанным способом: смотрите, например: АС Западно-Сибирского округа от 02.02.2016 N Ф04-29181/15 и от 22.03.2016 N Ф04-492/16, постановление Семнадцатого ААС от 17.09.2015 N 17АП-10739/15, косвенно также постановление Двадцатого ААС от 28.06.2017 N 20АП-3455/17, постановление Девятнадцатого ААС от 14.06.2017 N 19АП-2596/17, постановление Четвертого ААС от 25.04.2017 N 04АП-485/17.
Безусловно, возникает вопрос о последствиях ситуации, когда потребности заказчика, отраженные в заявках, направленных поставщику, подрядчику, исполнителю в течение общего срока поставки, по нашему мнению, требование закона об определении количества товара, объема работ или услуги их цены в твердых размерах не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае независимо ни от каких объективных обстоятельств. N 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок ( , Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в поставке каких-либо товаров, выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.
Как нам видится, с учетом запрета на изменение контракта одним из наиболее очевидных вариантов разрешения ситуации, когда у заказчика фактически отпала необходимость в получении части товара по контракту, является расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме. Заметим, что именно такие разъяснения даны в п. 44 Обзорного Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устанавливавшим аналогичные по сути ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос N 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 N 42-7.4-05/8.5-305).
Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в выполнении части объема работ отпала, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Если соглашение о расторжении контракта не будет достигнуто, то поставщик будет вправе требовать приемки и оплаты всего количества товара, предусмотренного контрактом ( АС Уральского округа от 07.06.2016 N Ф09-4836/16).
Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.
К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы данный вывод, нам найти не удалось.

Ответ подготовил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что же такое «Рамочные договоры», и действуют ли Договоры, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сейчас?

На сегодняшний день существует несколько проблемных вопросов, связанных с рамочными договорами:

  1. Отсутствие однозначного определения рамочных договоров с точки зрения законодательства.
  2. Спорность, противоречие принципам 223-ФЗ пролонгации существовавших ранее рамочных договоров.

Поскольку законодательно понятие «рамочный договор» не закреплено, каждый заказчик понимает под ним что-то свое.

На практике рамочные договоры можно поделить на следующие виды:.

  • «Без цены и объема».
  • «С открытыми условиями».
  • «По заявкам заказчика с фиксированными условиями».

Законодательство не содержит определения что такое «Рамочные договоры», но из самого названия понятно, что это договор, в котором не все до конца определено.

Договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 223-ФЗ .

п. 4 ст. 1 ГК РФ. Действие закона на отношения возникшие до его вступления в силу распространяются только в случаях прямо предусмотренных.

п. 2 ст. 422 ГК РФ. Условия заключенного договора сохраняют силу, за исключением случаев, когда в законе прямо предусмотрено, что он применяется к отношениям возникшим до его вступления.

Из гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если появляется новое законодательство, то оно действует на старый договор, только в тех случаях, когда это прописано в этом новом законе, что он регламентирует отношения возникшие до него. В Законе № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., нигде не написано, что он регламентирует отношения связанные с ним.

Таким образом, формально, все виды договоров, в том числе рамочные, в том числе предусматривающие пролонгацию условную/безусловную, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ или включения Заказчика в сферу регулирования 223-ФЗ, продолжают действовать.

На практике, очень многие Заказчики этим пользуются, даже если у них на самом деле имеются договоры с пролонгацией на всю оставшуюся жизнь, например на поставку бумаги, канцелярии, техники и т.д., но они даже каким-то волшебным образом предугадали и заключили договор с пролонгацией несколько лет тому назад, в котором имеется весь список товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать в электронной форме (Постановление Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 г. «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»), и соответственно электронная форма им не нужна.

С точки зрения ГК РФ, никаких нарушений здесь нет, и эти договоры могут действовать, пока одна из сторон не захочет прекратить свои обязательства по договору.

Но с другой стороны, нужно понимать определенное противоречие принципам закона.

Каким образом такой Заказчик сможет объяснить, почему он не хочет проводить конкурентные процедуры? Почему не хочет экономить деньги компании? Почему не хочет повысить прибыльность?

Прокуратура ведет активную работу по устранению нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Внимательно следит за тем, чтобы договоры заключались в рамках действующего законодательства.

Допустим, если Заказчик заключил договор (либо пролонгировал) на поставку щепы топливной с единственным поставщиком и обосновал эту закупку, например, так, что поставщик является единственным поставщиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.

При проверке может быть доказано, что указанный договор заключен с нарушением требований действующего законодательства, а именно без проведения в сети «Интернет» открытого способа закупки. Данный договор может быть признан недействительным и запрещен к дальнейшему исполнению, в целях обеспечения эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений.

Несколько примеров.

Прокуратурой Чеченской Республики в государственном специализированном автономном учреждении «Чеченский лесопожарный центр», выявлено подобное нарушение.

Арбитражным судом Ивановской области удовлетворены исковые требования Шуйского межрайонного прокурора о признании недействительным договора по приобретению МУП ЖКХ г. Шуи автомобиля марки Tayota Camry 2,5.

Как видно из вышесказанного, эти вопросы решаются и на административном и на юридическом уровне, поэтому от таких договоров нужно уходить. В случае пролонгации, когда заказчик попадает под действие 223-ФЗ, и при этом заказчик тратит дополнительные денежные средства более 100/500 тысяч рублей, т. е. возникает новая закупка, например, закупка услуг связи. Эта закупка в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с обязательным включением такой закупки в план. На ООС размещается извещение, документация (либо в извещении прописать, что данное извещение имеет силу документации о закупке) и проект договора, если вдруг поступят какие-то запросы, обязательно нужно публиковать разъяснения на положения документации (обосновать, почему не провели конкурентную закупку), а также для завершения данной процедуры функционал сайта требует публиковать протокол закупки у единственного поставщика. Такая закупка включается в ежемесячный отчет , и полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат .

Если заказчику нужна новая конкурентная закупка, то договор нужно расторгнуть и провести новую конкурентную закупку.

Рамочные договоры «Без цены и объема»

Ст. 432 ГК РФ. Стороны должны определить существенные условия договора.

На практике, все договоры можно поделить на 3 вида, и для каждого вида договора определяются существенные условия в соответствии с ГК РФ.

1. Договор поставки (Гл.30 ГК РФ).

По-другому называют договор купли-продажи. По договору поставки, одна сторона обязуется поставить, а другая принять и оплатить товар.

2. Договор подряда (Гл.37 ГК РФ).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда и договор возмездного оказания услуг, очень тесно взаимосвязаны между собой. Отличие лишь в том, что при заключении договора подряда, Заказчик может потрогать результат работы по договору.

3. Договор возмездного оказания услуг. (Гл.38 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены существенные условия по каждому виду договоров.

Существенными условиями договора поставки являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ

Условие о наименовании товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ).

Условие о количестве товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ, ст. 465 ГК РФ).

Не являются существенными условиями договора поставки:

Условие о сроке поставки товара.

Условие о цене товара (п. 1 ст. 485 ГК РФ, п.3 ст. 424 ГК РФ).

Существенными условиями договора подряда являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Условие о содержании работ (ст. 702, ст.703 ГК РФ).

Условие о начальном и конечных сроках выполнения работ (ст. 708 ГК РФ).

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются:

Предмет договора п.1 ст. 432 ГК РФ

Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях п. 1 ст. 779 ГК РФ.

п. 2 ст. 465 ГК РФ. Если невозможно определить количество передаваемого товара, договор не заключенный.

Если в договоре не согласованы существенные условия, то он не может считаться договором вообще,

Но каждая конкретная поставка с определенными условиями - договор.

Вывод: такие «Рамочные договоры» действуют, но каждая конкретная поставка - закупка по 223-ФЗ от 18.07.2011 г., в том числе с публикацией информации на ООС (при необходимости).

Например, 2 компании договорились, что компания «Горячий хлеб», всегда будет доставлять для другой компании хлебобулочные изделия .

В любой организации, есть по несколько таких «Рамочных договоров».

С точки зрения ГК РФ, в которых не определены существенные условия исполнения договора, количество продукции и цена, считаются фактически не заключенными. Они не могут вообще являться договорами. Но на самом деле они действуют, если в таком договоре указано, что объем продукции, и её стоимость определяются на момент заявки Заказчика. Вроде бы это не договор даже, а вот каждая заявка по такому договору, носит силу договора, если в заявке имеются существенные условия. И если стоимость по такой заявке будет превышать 100/500 тысяч рублей, необходимо ее включать в план закупок и размещать в единой информационной системе извещение, документацию, проект договора, и т.д..

Договоры без объема имеет смысл перезаключить и включить туда примерный объем на основании предыдущих периодов. Иначе, если каждая поставка по такому договору будет превышать 100/500 тысяч рублей, то Заказчику придется работать по следующей схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору без объема.

Включить каждую поставку в план.

Осуществить закупку

Включить в ежемесячный отчет все поставки отдельно.

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат, все поставки отдельно.

«Рамочные договоры» по заявкам заказчика с фиксированными условиями

Не является «рамочным», а простым гражданско-правовым договором, так как определены все условия: срок действия, ассортимент, цена, объем.

По 223-ФЗ обычно торгуется - предельная цена договора не подлежит изменению, торгуется только «прайс-лист» (либо пропорционально, либо по позициям (сложно и неудобно, потенциально ведет к недобросовестным действиям со стороны Поставщиков (Подрядчиков, Исполнителей))).

Если Заказчик, в договоре пропишет, что Поставка осуществляется по конкретным заявкам участника, это не рамочный договор, а нормальный договор с выборкой, здесь никаких сложностей нет, он торгуется как обычно, может торговаться как прайс-лист.

Например, у Заказчика есть 3 миллиона рублей, которые ему нужно потратить на продукты питания, примерно 50 позиций, не понятно какие позиции, и в каком объеме, но не более чем на 3 миллиона рублей. Поэтому в документации такой Заказчик прописывает единичные расценки, и Поставщики дают дисконт к этому прайс-листу. Каждая позиция дисконтируется пропорционально. Например, банка сгущенки стоит 70 рублей, и банка тушенки стоит тоже 70 рублей. Поставщик предлагает снижение на 8 %, значит все на 8 %, и тушенка и сгущенка.

Необходимо учесть 2 момента:

1. Правильно сформировать начальную максимальную цену, хотя в 223-ФЗ, обоснование цены не является требованием для Заказчика, но если Заказчик не правильно пропишет цену в документации, не изучив рынок, есть риск, что к нему просто никто не придет.

2. Финальная цена определяется не пропорционально по всем позициям, а по каждой позиции отдельно.

Например, компания выходит и предлагает поставлять сгущенку по 10 рублей, а тушенку также по 70 рублей.

Здесь есть огромный риск на недобросовестное действие поставщика.

Поставщик с радостью будет поставлять Заказчику тушенку по 70 рублей, но если Заказчик начнет запрашивать сгущенку по 10 рублей, он откажется от исполнения договора, найдет массу уважительных причин, для того чтобы расторгнуть договор. Это классический принцип, поставить, то, что подороже, и отказаться, когда Заказчик потребует то, что подешевле.

Чтобы обезопасить себя, Заказчику не следует предлагать Участнику закупки торговаться по единичным расценкам, а делать пропорциональное снижение по всем абсолютно позициям.

Если же имеется рамочный договор, в котором прописано, что каждая поставка по заявке Заказчика, но при этом указан объем, например, поставка молока на 600 000,00 руб., и указана цена за 1 литр молока.

Это обычный договор, здесь все согласовано, поэтому работать нужно по такой схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору с объемом.

Включить один раз в план при заключении договора.

Осуществить закупку.

Включить в ежемесячный отчет (в месяц, когда был заключен договор).

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат как одну закупку.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика нужно предусмотреть в своем Положении о закупке. Нарушением не будет считаться, если Заказчик сначала проведет закупку, а затем включит её в план. В Постановлении Правительства РФ № 932 от 17 сентября 2012 г. «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», сказано, что мы должны внести в план до размещения извещения на ООС, закупки, касающиеся только торгов, а к торгам относятся конкурс и аукцион (статья 447 ГК РФ). Про остальные способы закупки, в данном Постановлении ничего не сказано. Значит можно вносить закупку в план после опубликования извещения о закупке.

Но желательно при всех способах закупки придерживаться схемы, как и при проведении торгов, если работать, таким образом, не получается, то можно сделать исключение.

Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.


Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.


С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:

  • Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Ответственность заказчика по оплате.
  • Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
  • Условия расторжения сделки.
  • Реквизиты сторон.

Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.

  • Бюджетные учреждения по результатам оформляют гражданско-правовые договоры.
  • Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
  • Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.

В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.

Выводы:

  • С точки зрения 44-ФЗ разницы между договором и контрактом нет, требование изменить форму с одной на другую – незаконно.
  • Если углубляться, контрактом можно считать особую, более жесткую форму договора, которую используют казенные учреждения и органы власти, организующие закупки для государственных и муниципальных нужд. В тендерной практике сложилось, что к этому документу предъявляется больше требований. Внимание проверяющих органов к контрактам традиционно выше, чем к договорам.
  • Выбор типа оформления сделки зависит только от статуса госзаказчика, а не от типа тендера, правовой формы победителя или суммы соглашения. Так, для закупки на 90 тысяч рублей у единственного поставщика-ИП, будет подписан муниципальный контракт, если заказчик – городская администрация. И в той же ситуации будет подписан гражданско-правовой договор, если заказчик – средняя школа.



Top