Регистрация военнослужащего по адресу воинской части. Южно-сахалинский гарнизонный военный суд. Порядок оформления прописки при переводе военнослужащего в другой город

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства - это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации - наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие - прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни "бесквартирные" военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие "бесквартирные" не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают "натягивать" свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в "бумажных" бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация "при части" неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

При воинской части возможна, если у военнослужащего нет собственного жилья, и он проживает в выделенной служебной квартире.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аналогичными правами обладают и члены семьи, которые проживают с ним на одной жилплощади, располагают одним бюджетом и ведут общее хозяйство.

Правом на регистрацию располагают близкие родственники военнослужащего:

  • родители;
  • дети;
  • супруг.

По решению суда членом семьи может быть признан любой гражданин, находящийся на иждивении военного.

Особенности регистрации

Регистрация осуществляется по , согласно жилищным правам военного – на служебное и постоянное жилье.

Процедура возлагается на:

Где возможно?

Прописка возможна в:

Возможна регистрация и на съемном жилье, в котором военный-служащий по контракту проживает вместе с семьей.

Прописка при воинской части

Регистрация военнослужащего и его семьи допустима с предоставлением жилого помещения или без такого. Прописка по адресу воинской части осуществляется при подписании рапорта командиром.

Наличие свободных жилых помещений при воинской части обеспечивает фактическое проживание военного и его семьи. Они получают регистрацию, согласно положенным учетным нормам жилплощади.

Спор может возникнуть в случае, когда командование части отказывается давать разрешение на прописку, например, внуков военного, его родителей, ссылаясь на то, что они не являются членами его семьи.

Необходимо обязать командование в/ч не чинить препятствий к регистрации родственников военного.

Закон

Порядок регистрации военного регулируется .

Нормативный акт указывает перечень близких родственников военного, которые имеют право на:

  • прописку вместе с ним;
  • получение дополнительной жилплощади.

Право на прописку в муниципальном жилье регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма.

Порядок определения места жительства гражданина устанавливается .

Членов семьи

Какие дает гарантии?

Регистрация при воинской части предоставляет гарантии проживания в жилом помещении (если оно было предоставлено по договору социального найма):

  1. Военный и его семья вправе жить в квартире на весь срок прохождения службы.
  2. Они обязаны содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, своевременно .

Прописка предоставляет существенный ряд социальных гарантий – определение детей военнослужащего в дошкольные образовательные учреждения, школы.

Регистрация также дает возможность получать квалифицированную медицинскую помощь: в ведомственных поликлиниках и других лечебных учреждениях.

Порядок оформления

Военнослужащий:

  • подает рапорт командиру воинской части о прописке;
  • осуществляет сбор необходимых .
  1. При согласии подписанный ответ на рапорт с другими документами передается в паспортный стол по месту расположения воинской части. Согласие не требуется, когда военный решил прописать на жилплощадь своих несовершеннолетних детей.
  2. Если на рапорт последовал отказ, то следует обращаться в суд о понуждении к даче согласия на прописку и, при необходимости, признания гражданина членом семьи.

Регистрация завершается проставлением печати в паспорт военнослужащего или члена его семьи.

Список документов

Для регистрации потребуется предоставить:

  • согласие собственника недвижимости – в жилищном департаменте Минобороны или военной части;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • паспорта граждан (и копии).

Оплата регистрации не требуется. В заявлении по форме № 6 помимо адреса воинской части, должно быть указано предоставляемое жилое помещения.

Можно не заполнять графу «жилое помещение не предоставлено», если прописка осуществляется при фактическом отсутствии жилых помещений.

Документы для прописки в воинской части необходимо подавать лично. Представительство по доверенности при осуществлении административной процедуры не допускается.

Рапорт (образец)

Рапорт остается формой, по которой командир в/ч дает разрешение на регистрацию гражданина или отказывает в ней.

В документе указывается:

  • ФИО военнослужащего;
  • его звание;
  • состав семьи;
  • просьба о прописке.

Рапорт следует отличать от заявления в паспортный стол по форме № 6.

Часто задаваемые вопросы

Военнослужащих интересует возможность фактического обеспечения жилплощадью на время прохождения службы.

Актуальны также проблемы сроков прописки, получения регистрации в закрытых военных городках.

Несоблюдение контракта

Военнослужащий и его семья прописаны по месту прохождения службы.

После увольнения из-за несоблюдения положений по контракту командование в/ч требует от военного и его семьи добровольно выписаться и покинуть жилплощадь. Должны ли они делать это?

Командование не вправе заставить военнослужащего выписаться. Подобное решение может быть принято только гарнизонным или окружным военным судом.

Перевод в другой город

Нужно ли жене, желающей переехать к супругу, проходящему службу по контракту, выписываться из квартиры, чтобы получить прописку по новому месту жительства?

Для прописки при воинской части необязательно сниматься с учета по прежнему месту жительства:

  • это можно сделать в процессе регистрации;
  • соответствующая отметка делается в заявлении.

Регистрация при воинской части осуществляется в уведомительном порядке.

При отсутствии прописки военнослужащие и члены их семьи должны платить согласно в размере 2-5 тыс. руб.

Прописка при воинской части осуществляется при согласии его командира. Судебное разбирательство необходимо, если такое разрешение не получено.

Целесообразно пользоваться защитой квалифицированных юристов или самостоятельно обращаться за помощью в правозащитные организации.

На видео о регистрации разных категорий граждан

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.

Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.

26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

26(1). Регистрация по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Для регистрации по месту жительства указанный гражданин предъявляет в орган регистрационного учета следующие документы:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Министерство внутренних дел Российской Федерации или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

(см. текст в предыдущей редакции)

Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

29(1). Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, указанными в

Военная служба – особый вид государственной службы, связанный с большим количеством ограничений свобод граждан, которыми пользуются гражданские лица. Одним из таких ограничений является свобода перемещения и выбор места жительства. Чтобы не нарушать законодательство на период службы военнослужащие регистрируются по месту нахождения воинской части или в населенном пункте, в котором она дислоцирована.

Общие положения о регистрации военнослужащих

Лица, проходящие срочную воинскую службу, не свободны в своем выборе места жительства и вынуждены проживать по месту дислокации воинской части или месту исполнения служебных обязанностей. Точно так же военнослужащие по контракту – не вправе самовольно изменить место жительства до истечения срока контракта.

Из этого следует, что в период воинской службы они должны где-то проживать и быть зарегистрированы, чтобы не нарушать положение законодательства РФ об обязательной регистрации граждан.

Непосредственно с военнослужащим срочной службы этот вопрос решается просто. На весь срок прохождения службы по призыву он регистрируется на территории воинской части и в случае необходимости совершения юридически значимых действий отметка о регистрации проставляется в его военном билете, заменяющем на время службы общегражданский паспорт.

Сложнее обстоит с регистрацией военнослужащих добровольно избравших своей профессией воинскую службу и заключивших срочный контракт с МО РФ.

К моменту заключения контракта эта категория служащих в обязательном порядке должна быть где-то зарегистрирована. Иначе невозможно заключение контракта. Это может быть временное, служебное или муниципальное жилье, на которое уконтрактника не возникало право собственности, но может быть и доля в жилом помещении, принадлежащем на праве личной собственности.

Возникает закономерный вопрос, необходимо ли военнослужащему регистрироваться по месту прохождения службы, ведь по окончании контракта он может вернуться на прежнее место жительства, но за это время жилое помещение, в котором он проживал, будет передано другому. Восстановить право на него, если оно не оформлено в собственность, будет невозможно.

Ответ на этот вопрос содержится в законе «О статусе военнослужащих».

Ч.3 ст. 15 которого предусматривает, что военнослужащий контрактной службы или офицер, прибывший к новому месту службы в другой населенный пункт, не может быть лишен своего конституционного права на регистрацию по месту жительства. В случае не предоставления сразу по прибытии жилого помещения должен быть зарегистрирован по месту нахождения воинской части. Такое же право распространяется на членов его семьи:

  • Супругов;
  • Детей;
  • Родителей.

Для чего нужна регистрация

Регистрация по месту жительства порождает ряд гражданско-правовых последствий, основным из которых для военнослужащего является приобретение права на жилое помещение, которое предоставлено ему МО в случае наступления ряда неблагоприятных последствий:

  • Реорганизации в/ч (организационно-штатные мероприятия) которые повлекли за собой сокращение должности военнослужащего;
  • Достижение пенсионного возраста;
  • Инвалидность или заболевание, влекущие увольнение с воинской службы;
  • Гибель военнослужащего.

В этих случаях за военнослужащим и членами семьи должно сохраняться право на жилое помещение. Но оно возможно только в том случае, если существует регистрация по месту жительства.

Большое значение имеет регистрация для членов семьи: супругов и детей. Без регистрации невозможно устроит детей в детский сад или школу, получать медицинскую помощь, супругу военнослужащего – устроится на работу.

Как решается вопрос с регистрацией

Согласно действующим актам:

п. 23 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении правил Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию."

Регистрация военнослужащих производится на общих основаниях по месту нахождения предоставленного жилого помещения. В нем же регистрируются и члены семьи. Если непосредственно после прибытия к месту службы жилое помещение не предоставлено (в течение 3-х месяцев) то регистрация осуществляется по месту нахождения В/ч. В этом случае она носит уведомительный характер. В ней указывается адрес воинской части без указания её номера.

Такая регистрация военнослужащего и членов семьи возможна по рапорту, поданному командиру в/ч. Только после получения положительного решения военнослужащий и его семья могут подать документы на регистрацию по адресу в/ч.

Пленум ВС РФ разъяснил, что зарегистрироваться по адресу в/ч могут только те военно служащие, которые прибыли в воинскую часть находящуюсу в другом населенном пункте. Если военнослужащий обеспеченный жильем, переводится из одной воинской части в другую в пределах одного населенного пункта то его регистрация по адресу новой в/ч не возможна. Это же относится и к членам его семьи.

Коллизия права

Совершенно не решен законодателем вопрос о регистрации военнослужащих впервые поступающих на военную службу по контракту. Ко времени заключения контракта военнослужащий должен иметь регистрацию. При этом воинская часть, в которой он будет проходить службу, может располагаться в том же населенном пункте, в котором он проживал до службы.

Исходя из смысла закона, такой военнослужащий является к новому месту службы. В отношении его должно быть реализовано правило об обеспечении в течение 3-х месяцев жилым помещением (общежитием, служебной квартирой) вне зависимости от того, имел ли он регистрацию в этом населенном пункте до поступления на службу.

В этом выражается установленная законом «О статусе военнослужащего» социальная защита военнослужащего в плане предоставления жилого помещения на время прохождения службы.

Если командование отказывает в удовлетворении рапорта о регистрации вновь поступившего на службу по месту нахождения (адресу в/ч), то он имеет право обжаловать такой отказ в военной прокуратуре или обратиться с иском в суд.

Порядок регистрации военнослужащего

Для регистрации по адресу нахождения в/ч, кроме рапорта на имя командира, военнослужащий заполняет заявление по форме №6.

К заявлению прилагаются паспорта всех членов семьи (жена, родители), свидетельства о рождении детей.

В отношении регистрации членов семьи командиром может быть принято отрицательное решение, если они обеспечены жилым помещением в месте дислокации в/ч. А вот в отношении несовершеннолетних детей такой отказ недопустим. По желанию родителя-военнослужащего несовершеннолетние дети могут быть зарегистрированы по тому же адресу что и он сам – на территории в/ч.

Вопросы с регистрации военнослужащих возникают в тех случаях, когда при переводе к новому месту службы в ранее предоставленных МО жилых помещениях остаются проживать члены семьи. Или сам военнослужащий обеспечен жилым помещением, но претендует на получение служебного жилого помещения, намерено ухудшая свое положение – снимаясь с регистрации в принадлежащей ему на праве собственности квартире и претендуя на получение служебной квартиры по месту службы.

Сложилась обширная судебная практика по разрешению вопросов, связанных с регистрацией военнослужащих. Но каждая ситуация решается в индивидуальном порядке и не может быть рекомендована к применению без учета личных обстоятельств отказа в регистрации.




Top